казаки с дона выдачи нет означал что казаки не выдавали
Принцип «С Дона выдачи нет» означал что казаки не выдавали Кого?
В) захваченных богатств
D) беглых крепостных
Казаки были свободолюбивым народом, и потому как раз на далекий Дон шли искать спасения от крепостного права крестьяне. В основной своей массе они осаживались в верховьях Дона.
Холопы, не стерпевшие притеснений знати, бросали все и устремлялись за Дон, где на степных просторах начинали новую жизнь. Свободные от крепостничества донское казачество пополнялись беглыми крестьянами, не желавшими жить по царской указке. Сюда же стекались и другие лихие люди, мечтавшие о вольной жизни.
Эти места не зря называли Донская вольница, казаки больше всего на свете ценили свою свободу, а люди, которые умеют дорожить своей свободой, будут уважать и свободу других людей. Поэтому крепостные крестьяне, которым становилось невмоготу житье под постоянным гнетом, бросали все немногое, что имели и уходили на Дон. Правда туда же стремились и люди имевшие нелады с законом, но таких было много меньше. И казаки никогда не выдавали с Дону беглых крепостных.
Беглых крепостных не выдавали казаки.
P.S. редкий гражданин России не имеет в своих родственных связях казака-)
Ну даже рассуждая, бежали чтобы спрятаться, верно? Так как же казаки могут предать укрывшийся у них народ? Никак!
Ну, поскольку с материнской стороны, я сама из рода беглых, то могу сказать с достаточной достоверностью, что с Дона не выдавали беглых крепостных. Правда, мои предки бежали не на Дон, а аж, за Волгу-матушку. Оттуда тоже выдачи не было.Там было свое казачество.
Для любого казака на первом месте всегда стояла личная вольница, свобода. Ведь эта этносоциальная группа во многом состояла из беглых крепостных, не захотевших гнуть спину на помещика. Так что казаки не выдавали D) беглых крепостных, выбираем последний вариант ответа.
Казаки всегда были вольным народом, не зря же места проживания казаков называли Казачьей вольницей. Крепостные уставшие от гнета своих господ довольно часто сбегали именно в Казачью вольницу, так как казаки никогда не выдавали беглых крепостных.
Также не выдавали лихих людей, должников и других нарушителей закона. Поэтому Дон считался «свободной» землей, куда стремились такие люди.
Не зря персонажи одного из романов украинского классика стремились попасть на Дон, зная, что там будут в безопасности и смогут построить новую жизнь (увы, почти дошли, но не судьба им было стать счастливыми и свободными).
D) беглых крепостных не выдавали с Дона. Казаки охраняли границы, потому им и было такое послабление, потери бойцов надо же было как-то восстанавливать.
Да, очень интересный вопрос и ответить на него кратко трудно, но попытаюсь. Во первых, казаки, это древний народ не славянского происхождения, принявший христианство на целый век раньше Киевской Руси и это признано во всем Мире, кроме РФ, где непонятно почему-то упорно «протягивается» теория происхождения казаков от беглых крестьян-мужиков из Московского царства. Во вторых, никаких кубанских, терских, уссурийских и прочих казаков нет, были они и есть их потомки только донские и запорожские казаки, которые в раннем средневековье потеряли свой язык и стали говорить на московском и киевском диалектах русского языка. Так на Кубани живут не кубанские казаки, а в восточной части Краснодарского края те же донские казаки, к стати, и на Тереке тоже тоже донские, служившие в Кубанском и Терском линейных казачьих войсках, а в западной части края на Тамани живут потомки запорожских казаков, переселенные туда после ликвидации Запорожской Сечи Императрицей Екатериной Второй, для службы, во вновь образованном, Черноморском войске. В третьих, не все казаки с 18-го века исповедовали православие, есть казаки и мусульмане и даже буддисты-Калмыкия, Забайкальский край, потому они никак, практически, не отмечают религиозный христианский праздник Покрова Пресвятой Богородицы, хотя и знают о нём. Есть казаки и других верований и «неверующие». Что касается православных казаков, то действительно с 17 века, после длительного осадного Азовского Сидения, которое чудесным образом закончилось полной победой казаков над татарами и, именно, в этот день был праздник Покрова, он и стал главным праздником для донских казаков, а после Октябрьского переворота 1917 года, казаки в иммиграции объявили его главным праздником всего мирового казачества. У православных казаков, а их подавляющее большинство, в этот день проходит войсковая панихида в храмах, накрываются столы, проходят всякие концерты и фестивали, например казачьей народной песни, спортивные соревнования, конные скачки, рубка лозы и так далее. Все это сохранилось и до наших дней, несмотря на геноцид и расказачивание казачьего народа в тридцатые годы прошлого-20 столетия. В нашем районе мероприятия посвященные главному казачьему празднику проходят не в районном центре, который пресыщен всякими мероприятиями, а в другой большой станице, где сохранились старинные здания и остатки казачьего быта, где есть интересный филиал музея Великого русского и казачьего писателя 20-го века Михаила Александровича Шолохова, он конечно был не казак, а из мужицкого сословия, но этот мужик десятка казаков стоит. В этой станице он жил и учился в школе. Так что приезжайте 14 октября в станицу Каргиновскую, все увидите, как празднуют свой главный праздник православные казаки Верхнего Дона.
«С Дона выдачи нет!»
В этот день в 1708 году (6 мая по ст. ст.) восставшие казаки в Черкасске казнили донского атамана Лукьяна Максимова и старшин Ефрема Петрова, Обросима Савельева, Никиту Соломату и Ивана Машлыкина, хранивших верность Петру I. Войсковым атаманом был провозглашен Кондратий Булавин.
Казацкая песня так рассказывает об этом:
« Стариков наших старожилов велит казнить-вешать,
Молодых казаков берет он во солдаты,
Молоденьких малолеточков берет он во рекруты,
Молодых красных девушек берет во постелю,
Он маленьких младенцев кидает за заборы ».
А Булавин в грамоте своей «прелестной» напишет так:
«Прислали они, бояря, от себя к нам на реку полковника князя Юрия Долгорукова со многими начальными людьми, для того, чтобы им, старшинам, с боярами всю реку разорить; и стали было бороды и усы брить, так и веру христианскую переменить и пустынников, которые живут в пустынях, ради имени Господня, и хотели христианскую веру ввести в еллинскую веру; и как они, князь с старшинами, для розыску и высылки русских людей поехали, по Дону и по всем рекам послали от себя начальных людей, а сам он, князь с нашими старшинами, с Ефремом Петровым с товарищи многолюдством поехали по Северскому Донцу по городкам. И они, князь с старшинами, будучи в городках, многие станицы огнем выжгли и многих старожилых казаков кнутом били, губы и носы резали и младенцев по деревьям вешали, также женска полу и девичья брали к себе для блудного помышления на постели, и часовни все со святынею сожгли».
Булавин кинул клич: «Кто со мной, бить московских воевод?». Желающих было много. 9 октября 1707 года у Шульгинского городка станицы Урюпинской на реке Айдар булавинцы изрубили шашками всех царских посланцев. Случилось это триста два года назад. Войсковой атаман Лукьян Максимов при известии о бунте и гибели Долгорукова велел собирать войско. Против смутьяна и его ватаги, естественно, не против Петра I же! В общем, началась на Дону гражданская война. Только весной 1708 года повстанцы разбили армию атамана Максимова. Он бежал в Черкасск, но на его плечах в столицу войска донского ворвались и булавинцы.
Казаки с дона выдачи нет означал что казаки не выдавали
СВЕЖИЙ НОМЕР
АРХИВ НОМЕРОВ
ЧИТАЙ
С Дона выдачи нет…
Произведений, запечатлевших азовские события, в том числе «Повестей об Азове», сочинено немало. «Повести» разделяются на «Историческую», «Поэтическую», «Сказочную», «Документальную», «Особую». По легенде, Порошин является автором «Поэтической». Она написана в стиле древних былин, обладает достоинствами документального свидетельства и облечена в форму, близкую к устному народному творчеству, бытовавшему в казачьей среде. Особую окраску ей придаёт эмоциональность автора. О причинах этого — позже. А пока вернёмся к Фёдору Порошину.
Сведения о нём предельно скудны. Он беглый холоп князя Одоевского. На Дону стал есаулом. Во время Азовского осадного сидения был войсковым подьячим (писарчуком).
После того, как турки покинули поле битвы, в октябре в Москву просить защиты Азова поехала зимовая станица во главе с атаманом Наумом Васильевым и есаулом Фёдором Порошиным. Естественно, победа казаков над многочисленным турецким войском произвела в столице фурор. 2 декабря 1641 г. царь отправил на Дон послание, где, в частности, говорилось: «за тое вашу службу и за радение…милостиво похваляем и станичников ваших атамана Наума Васильева да есаула Федора Порошина с товарищи пожаловали нашим царским великим жалованием».
Пока казацкое посольство ожидало решения государя о помощи, есаул Порошин и написал самое яркое в художественном отношении произведение азовского цикла.
Сочинение было распространено и, видимо, оказало какое-то воздействие на умы участников Земского Собора. Он не обошёлся без жарких споров, большинство высказалось за присоединение Азова. Однако, взвесив доводы «за» и «против», Москва решила Азов не принимать и войны из-за города с Турцией не вести. В апреле атаману Васильеву и казакам было объявлено: «А ныне де у вас Азова принять государь не указал. И воевод и ратных людей послать не к делу и быть не в чом».
Трудно представить, насколько тяжёлое впечатление произвели царские слова на автора «Повести»… Порошин ещё не знал, что за приговором Азову последует приговор ему самому. То ли из-за поклёпа, то ли из-за того, что приписал себе лишние заслуги, Порошин был задержан, лишён жалованья и сослан то ли в Соловецкий монастырь, то ли в Сибирь. А, может, причиной царской немилости стал гнев боярина Одоевского, встретившего в Кремле бывшего своего холопа. Вот как об этом повествует Григорий Мирошниченко: «И он стал вглядываться в лица Томилы Бобырева, Наума Васильева, а, увидев Порошина, грозно крикнул:
— Так вот по каковой причине бояре позабыли позвать меня в Столовую палату! Чтоб скрыть от меня беглого Федьку Порошина! Вот где ты объявился! Давно ищу птицу залетную. Где же ты пропадал, тварь несчастная. Печати белого воска тебе доверял, канцелярии обучал, к канцелярии приставил, польской истории учил, славянские книги давал тебе, холопу, читать, обучал тебя всяким мудреным грамотам. А ты, дьявол огненный, взял да сбежал на Дон, переняв и постигнув многие науки. Почто ты сбежал, стервь поганая?
— Сбежал от работы вечной, от твоего злодейства лютого, от подневольной жизни, — сказал Порошин.
— От подневольной жизни? — буйной грозой обрушился на есаула боярин. — На кол посажу! На костре сожгу! В Сибири сгною, падаль черная! — и бросился на Порошина. Широко размахнувшись посохом, боярин хотел вонзить острие в широкую грудь холопа. От его яростного крика, казалось, стены палаты вздрогнули. Но то дрогнула рука у Томилы Бобырева, который стоял рядом с обезумевшим боярином. Он схватил своими ручищами боярина за грудь, поднял его вместе с посохом и бросил на пол.
— Убью! — сказал Томила Бобырев. — Убью. Пускай мне Сибирь будет могилой, но я не дам есаула Порошина в обиду. В царской палате прибью тебя, собака!
— Выдай мне холопа, государь! — взмолился боярин, стараясь подняться с пола.
— С Дона выдачи беглых нет, — сказал Томила. — Государь в том не волен!
— Боярин, поднимись. Не твори непотребное. С Дона выдачи нет. Выдать холопа тебе не в моей власти. Да ты, боярин, позабыл, видно, что они у нас послы с Дона. Они значатся у нас в Посольском приказе, живут на Посольском дворе. А с послами мы расправляться самочинно не вправе.
Боярин встал, со злостью отряхнулся, и с его астраханской шубы посыпались серебряные и золотые пуговицы.
— Что же это делается у нас на Москве? — разводя руками, тихо спросил боярин. — Великий государь держит руку Дона?
— Порядок держит, — сказал царь».
Творению Порошина, в отличие от него самого, была уготована счастливая судьба. Пусть оно не выполнило своей агитационной задачи, зато стало литературным памятников героям Осады. Распространялось во множестве списков, неоднократно перерабатывалось. Оно задало тон отношения к Азовскому сидению как высшему проявлению преданности Вере, Царю и Отечеству.
Казаки от казаков ведутся
Мы живем на Дону. На вольном Дону. А что мы, потомки наших великих предков, знаем о казачестве? Просто так, зараз не расскажешь.
Из школьной программы мы знаем, что именно на Дону находили приют беглые крепостные. Знали они, что с Дона выдачи нет! Знаем, что когда-то на охране южных границ государства стояло грозное Войско Донское, и служили казаки верой-правдой Матушке России. Помним роман Шолохова «Тихий Дон» и яркий образ казака Гришки Мелехова. Ну, и, наверное, всенародно известны и любимы тосты: «Стременная!», «Закурганная!», «Коню в морду!». Но ведь это — только вершина айсберга, скрывающая великое множество самых интересных и разнообразных знаний из жизни казачества.
Именно поэтому мы начинаем цикл статей об истории казачества, который будет посвящен уникальным традициям, нравам, обычаям, быту и службе казаков. А начнем повествование с рассказа о воспитании казачат. Без духовно крепкой и здоровой молодежи у казачества — нет будущего. Особенное значение этот вопрос имеет в настоящее время: в стране, где размыты идеалы, возрождение казачества не просто обращение к памяти предков, а настоящее серьезное дело служению России — вечная непреходящая ценность и смысл человеческой жизни.
Как правило, ребенку старались дать имя бабки или деда. В кумовья выбирали уважаемых соседей или родственников. Существовал обычай: если в семье до этого умирали дети, то в кумовья приглашали первых встречных. Во время обряда крещения в купель бросали шарик из воска с волосами малыша: потонет шарик — ребенок умрет, будет плавать — проживет долго. Крестные младенца несли ответственность за воспитание ребенка иногда даже больше, чем его родители.
Основное воспитание, конечно, проходило в семье. Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, — ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будешь долголетен на Земле».
Воспитание детей, особенно мальчиков, преследовало одну цель: воспитание воина. Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях, как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли он на Русь из степи или в степь от Руси. Но у казаков он сохранился до наших дней.
История казачества. Донские казаки
Из всех казачьих войск России войско Донское считается самым прославленным. Его история тесно переплетена с историей нашей страны. Казачья вольница — на службе государству.
Официально старшинство Донского казачьего войска было установлено от 25 мая 1579 года, когда царь Иван Грозный послал казакам грамоту, в которой он призывал донских казаков служить ему, а за это пообещал их «жаловать».
«Кто пули боится, тот в казаки не годится»
«Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт»
«Казак в бою, как орёл в небе» и т. д.
Донские казаки с этих пор участвовали с царскими войсками во всех войнах: за Казань и Астрахань, против татар и турков, но и сами не забывали ходить в военные походы («ходить за зипунами») против Азова, или захватить караван на Волге.
В это время донское казачество расселяется по всему течению Дона, Северскому Донцу, Медведице и Хопру. В ту эпоху донские казаки делились на два воинских сообщества. Живущие по нижнему течению Дона назывались «низовыми», а селившиеся в его верховьях — «верховыми». Жили изначально казаки в городках, которые после превратились в станицы и хутора. В городках первое время совсем не было женщин, и казаки были безбрачными.
С военных походов казаки привозили себе жен. Об этом рассказал в романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов: «В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. Из Туретчины привел он жену — маленькую, закутанную в шаль женщину». У Донских казаков вся жизнь контролировались избранным атаманом, будь то жизнь станицы или военный поход. Избирали атамана на Кругу все взрослые казаки — это была казачья демократия. «Без атамана казак сирота» — так говориться в известной казачьей пословице.
В начале XVII века в России произошли события названные Смутой, к этому времени на службе в Войске числилось 1888 казаков. Не было единого атамана.
Отсутствие информации о том, что происходит в Москве, польские агитаторы и вера в царя — все это привело к тому, что казаки первоначально поддержали Лжедмитрия I, потом Василия Шуйского и Лжедмитрия II. Атаман Заруцкий был приближенным этого «Тушинского Вора». Когда же казаки увидели, что «Кременную Москву» захватывают поляки, то было решено выступить против интервентов и пополнить ряды ополченцев. Значимая роль казаков в освобождении Москвы дало возможность казакам принять участие в Земском соборе 1613 года, на котором избрали нового царя и уже новую династию Романовых. Вот так вольные казаки установили царскую власть Михаила Федоровича Романова.
Тем самым к началу ХХ века казаки стали главной военной силой Российской империи, ее авангардом. Отвага казаков стала примером служения Отечеству. С именем Донского казачества были связаны все военные победы. К началу Гражданской войны в области Войска Донского проживало более 1500000 казаков. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года на территории Ростовской области казаками себя назвали 87,5 тыс. человек.
Донское казачество — история и культура
Существуют не только отдельные люди, но и целые их объединения, история и быт которых окружена легендами и своеобразной романтикой. Именно таким объединением можно назвать донское казачество. Россия известна своей армией издавна. Но вряд ли какое другое войско наводило такой ужас на западных и восточных врагов страны, как казаки. Кто же они такие, эти донские казаки, почему о них написано столько книг и песен? Для этого стоит перелистать страницы истории, а также познакомиться с казачьей культурой.
История донских казаков
Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.
Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.
Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.
Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.
Этапы развития донского казачества
Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.
История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:
Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.
После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.
Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.
Как посвящали в казаки донские
Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.
Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.
Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.
В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому. После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.
Символика донского казачества
Издревле донцы имели свою атрибутику, по которой их можно отличить от других войсковых соединений. На гербе донских казаков изображен олень, который поражен в бок стрелой. При этом, если рассматривать этот герб в цвете, выясняется, что сам олень имеет серебристый оттенок, а копыта и рога у него – золотые. Стрела, которая пронзила животное, также имеет золотистый цвет. Сам герб выполнен на лазоревом фоне. Почему именно олень со стрелой в боку был выбран для обозначения Всевеликого войска донского, не слишком понятно. Историки утверждают, что этот мотив во многом переплетается с древней киммерийской легендой об олене, который, даже будучи раненым, всегда скрывается от охотника и не дает себя поймать.
Не менее интересен и флаг донского казачества. Он представляет собой полотнище, на котором последовательно расположены три полосы одинаковой ширины – синяя, желтая, красная. Почему именно эти цвета выбраны в качестве войскового объединения? Здесь также существует несколько версий. Согласно одной из них, эти три цвета обозначают три категории населения Дона – казаков (синий), калмыков (желтый), крестьян (красный). По крайней мере именно так они указывались в одном из официальных казачьих законов начала ХХ века.
Есть и другое объяснение. Геральдисты утверждают, что синий цвет символизирует воду Дона, желтый – казачьи степи, а красный – волю к жизни и победе. Более того, бытует мнение, что равная ширина каждой из полос означает принадлежность донцов к христианской религии и веру в Триединого Бога.
Помимо флага донских казаков можно встретить хоругви, а также войсковое знамя, которое выглядит как прямоугольное синее полотнище, отороченное красной каймой. На лицевой стороне знамени расположен государственный герб РФ, на оборотной – герб войска Донского.
Форма и одежда казаков с Дона
В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.
Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).
Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.
Культура донских казаков: песни, обычаи
Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.
Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.
Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.
Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.
В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.
Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.
Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.
Почему донские казаки не женились на русских
На этот вопрос можно ответить, изучив историю казачества. В 15 веке крестьяне, искавшие вольно жизни и нашедшие свою землю на берегах Дона, были практически все мужского пола. Неудивительно, что «женский вопрос» стоял очень остро. Отчасти поэтому частенько казаки устраивали набеги на соседей, в основном Турцию. В качестве трофеев нередко попадались красивые турчанки, их донцы брали в жены, образуя смешанные браки.
Во время атаки на турок в Таганрогском заливе в 1635 году донские казаки захватили в плен 1735 женщин, которых всех впоследствии взяли в жены. Турчанок они называли ясырками, а рожденных детей — болдырями. От этого то и пошла фамилия Болдырев.
А вот жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почете. Даже, когда на Юг массово заселялись русские, донцы предпочитали дистанцироваться от близких контактов. Переселенцев, вероятнее всего, они воспринимали, как угрозу своей самобытности. Если все-таки свадьба состоялась, то донской казак обрекал себя и свой род на вечный позор. Интересно, что казаки старались рано обзаводиться семьей, до 20 лет, чтобы успеть продолжить свой род до уход на службу.