казаки и казаки чем отличаются

Чем казак отличается от козака

казаки и казаки чем отличаются. Смотреть фото казаки и казаки чем отличаются. Смотреть картинку казаки и казаки чем отличаются. Картинка про казаки и казаки чем отличаются. Фото казаки и казаки чем отличаются

На карте мира, изданной в Лондоне в 1780 году Карингтоном Боулзом, можно видеть интересное государственное образование, названное Cassakia Horde — Казачьей (или Казацкой) Ордой. Оно занимает центральную часть территории нынешнего Казахстана.

Казаки это современные казахи

Есть любопытный источник на русском языке – так называемая Есиповская летопись. Это первая известная нам летопись, записанная в Сибири. Названа она так по имени её составителя – Саввы Есипова, дьяка при архиепископе Тобольском. Она повествует о событиях конца XVI века: походе Ермака, первом завоевании Сибирского царства русскими, гибели Ермака, последующем приходе московских воевод и окончательном присоединении Западной Сибири к Русскому государству. Записана она в 1636 году. Там несколько раз упоминается «Казачья Орда», которая не может быть ничем иным, кроме как Казахским ханством.
Как известно, на казахском языке самоназвание казахов звучит «казак», и с 1925 по 1936 год это название было официальным в СССР. Соответствующая автономная республика в составе РСФСР называлась по-русски Казакской АССР, а не Казахской.

Характерно также, что, например, в своей «Истории России с древнейших времён», писавшейся с 1851 по 1879 год, историк Сергей Соловьёв везде именует казаков (запорожских, донских, яицких и т.д.) козаками. Такое правописание, как видим, было принято до конца XIX века. Наверняка оно возникло не просто так, а для отличия оседлого населения долин степных рек, преимущественно православного и славяноязычного, от кочевого тюркского населения степей.

Соловьёв нигде не называет казахов казахами или «казаками». Он использует общепринятое в то время в русской литературе обозначение киргизы или киргиз-кайсаки. Однако примечательно, например, что он вообще не говорит о сношениях русских с этим народом до начала XVIII века. В 12-м и 13-м томах своей «Истории России» он называет киргизами народ хакасов. Лишь в связи с событиями царствования Анны Иоанновны (1731—1740) Соловьёв впервые упоминает «киргиз-койсаков» и говорит о них, как о принятых в русское подданство. Предыстория этого принятия, которая, несомненно, должна была быть, осталась полностью за рамками его исследования.

В связи с этим статья в Википедии, вероятно, не без основания указывает, что до 1734 года, то есть до издания соответствующего указа Анны Иоанновны, русские именовали казахов казаками. Естественно допустить, что те, кого сейчас пишут казаками, до того времени называли и писали как козаков. Но также естественно, что нередко вместо буквы «о» писали «а», и нередко возникала путаница обоих названий, особенно петербургскими чиновниками, которые слабо разбирались в этнополитической ситуации на границах империи.

Козаки, или черкасы, это позднейшие казаки

В старинных источниках мы постоянно сталкиваемся с синонимом слова «козаки». Это черкасы. Причём черкасы – всего лишь форма написания этнонима черкесы. Черкасами называли не только запорожских, но и донских казаков, о чём говорят названия столиц Войска Донского: Старочеркасск и Новочеркасск.
Достоверно известно, что в состав запорожского казачества по меньшей мере с конца XV века, то есть фактически с момента его возникновения, входили черкесы. Возможно, они появились там и раньше. «Повесть временных лет» сообщает о том, что в конце Х века, после победы над Хазарией, князь Святослав Игоревич расселил выведенных им с Северного Кавказа ясов и касогов в окрестностях Киева. Ясами в то время называли осетин, а касогами – черкесов.

Историк казачества Александр Шенников сообщает, что хопёрские казаки, по времени предшествовавшие донским казакам, до конца XIX века часто назывались «чиками». Это название Шенников считает производным от «зихов» – так в древности и раннем средневековье именовались народы адыго-абхазской группы (то есть «черкесы» в широком смысле слова). Расцвет средневековой христианской Зихии пришёлся на VIII—Х века, когда она была важным союзником Византии в регионе, но потом была завоёвана Хазарией.
Можно вспомнить в связи с этим гипотезу, что самоназвание «казак/козак» происходит от этнонима касогов.

Наконец, до начала XVIII века все казачьи войска были независимыми государствами, сношения с которыми Россия вела через Посольский приказ. В источниках того времени казаки предстают народом только формально православным и явно отличным от русских по своей культуре.

Покорение казачества развернулось только в XVIII веке. Пётр I в 1707—1708 гг. присоединил к России Донскую область. В историографии это традиционно называется подавлением восстания Кондратия Булавина. Тот же Соловьёв описывает, как при Анне Иоанновне происходило покорение яицких казаков, а также башкир. Окончательное же присоединение этих народов к России произошло только в 1770-е годы, в связи с подавлением восстания Емельяна Пугачёва. Причём яицких казаков переименовали в «уральских», чтобы стереть у них память о прежней свободе, а волжское казачество было истреблено полностью.
Таким образом, казаки, или, точнее, козаки, до XVIII столетия имели мало общего с русскими.

Казак – по-тюркски «свободный»

Так всё-таки, откуда пошли козаки – от казаков/казахов или от касогов? Можно предполагать и то, и другое. «Казак» по-кипчакски это вольный человек. Но и влияние черкесского этноса на формирование казачества отрицать невозможно.

Вернёмся снова к карте Боулза. На ней Россия, расположенная к западу от Уральского хребта, Нижней Волги и Дона, и «Русская Сибирская Тартария» обозначены как различные государства. Кроме того, низовья Дона, Волги и Северный Кавказ выделены на ней цветом, как особое государство, правда, не подписаны никаким именем. Там есть только два этнонима, относящихся явно не ко всей территории этого анклава: башкиры и кипчаки. Но можно предположить, что это представление отражает память о кочёвках калмыков или ногайцев на всей этой огромной территории. Характерно, что донские казаки на карте не подписаны (и вероятно, не было на то оснований – они были практически уничтожены Петром Великим).

Похоже, карта Боулза к моменту издания отражала несколько устаревшие сведения. Низовья Волги, Яика (Урала) и область обитания башкир к тому времени можно было уже считать прочно присоединёнными к России. Большинство историков считает сведения карты Боулза об Азии фантастическими. Но что, если она отражает какие-то реалии, неведомые нынешним историкам, однако хорошо известные современникам?
Как бы то ни было, но русские в XVII и какой-то части XVIII столетия, похоже, прекрасно отличали казаков/козаков от казаков/казахов. Хотя, возможно, и знали, что происхождение обоих народов общее или очень близкое

Источник

Историки отвечают: чем отличаются казак и козак

В истории России казаки сыграли не последнюю роль: именно им когда-то довелось укрывать бежавших от помещичьего самоуправства крепостных (действовал принцип «с Дона выдачи нет») и защищать южные границы страны. Как известно, встречается два варианта написания названи:, казаки и козаки. С помощью историков разбираемся, отличается ли казак от козака, и как правильнее.

Казаки — казахи

Интересная информация о путанице с казаками содержится в Есиповской летописи. Этот исторический документ семнадцатого века описывает события столетия шестнадцатого, в частности, упоминая о некой «Казачей Орде». Историки считают, что эта «орда» имеет прямое отношение к Казахскому ханству — преемнику Золотой Орды.

Подтверждение этой связи находится и в лингвистических недрах: самоназвание казахов на казахском же так и звучит — «казак».

При чем тут черкесы

Но что же до козаков? Синонимом этого названия в исторических документах, как ни странно, часто выступают черкасы (черкесы). С точки зрения языка родственными эти наименования не выглядят, но дело и не в общих корнях, которых нет: черкесы попросту составляли весомую часть казачества.

Черкесы (черкасы) так часто встречались среди казаков, что фактически стали синонимом последних. Фото: livekavkaz.ru

Более того, черкесы «засветились» и гораздо раньше привычных русскому уху донских казаков. Как полагает Александр Шенников, историк казачества, хопёрские казаки, жившие задолго до донских, также являлись выходцами из адыгейско-абхазской этногруппы, что указывает, опять-таки, на черкесов, принадлежащих к ней же.

А как же правильно

С точки зрения русского языка наиболее общеупотребительным (стопроцентно верным назвать всё же нельзя) вариантом является «казАк» и «казакИ» во множественном числе, также допускается с ударением на второй слог, то есть «казАки».

А вот в украинском языке больше прижился вариант с «о» (ударения сохраняются те же, что и в русском). Его легко встретить, к примеру, в творчестве Николая Васильевича Гоголя: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» у писателя все сплошь «козаки», что отражено и в одноименной экранизации.

Интересна и этимология слова «казак»: некоторые ученые полагают, что в переводе с тюркской группы языков оно означает «вольный», «свободный», «обеспечивающий себя самостоятельно», также «оторванный от общины» человек. И хотя эти описания действительно подходят казакам, долгое время увиливавшим от податей русским правителям, однозначно доказать именно такое происхождение не удалось.

Казаки, конечно, народ отчаянный — достаточно вспомнить хотя бы знаменитое восстание Емельяна Пугачева — но никакими сверхъестественными способностями не обладали и не обладают: справиться с казацким бунтовщиком, казалось бы, не сложнее, чем с любым другим. Но почему же некоторые их представители тогда так пугали монархов? Ранее мы уже выясняли, что в Пугачеве пугало Екатерину II больше всего: вот чем на самом деле было пугачевское восстание.

Источник

Казаки и козаки: почему это два разных народа

казаки и казаки чем отличаются. Смотреть фото казаки и казаки чем отличаются. Смотреть картинку казаки и казаки чем отличаются. Картинка про казаки и казаки чем отличаются. Фото казаки и казаки чем отличаются

Казачья Орда — это странное государственное образование можно обнаружить на карте мира Каррингтона Боулза, изданной в Лондоне в 1780 году. Может, это ошибка? Ведь расположено оно на территории нынешнего Казахстана.

Казаки это современные казахи

Есть любопытный источник на русском языке – так называемая Есиповская летопись. Это первая известная нам летопись, записанная в Сибири. Названа она так по имени её составителя – Саввы Есипова, дьяка при архиепископе Тобольском. Она повествует о событиях конца XVI века: походе Ермака, первом завоевании Сибирского царства русскими, гибели Ермака, последующем приходе московских воевод и окончательном присоединении Западной Сибири к Русскому государству. Записана она в 1636 году. Там несколько раз упоминается «Казачья Орда», которая не может быть ничем иным, кроме как Казахским ханством.
Как известно, на казахском языке самоназвание казахов звучит «казак», и с 1925 по 1936 год это название было официальным в СССР. Соответствующая автономная республика в составе РСФСР называлась по-русски Казакской АССР, а не Казахской.

Характерно также, что, например, в своей «Истории России с древнейших времён», писавшейся с 1851 по 1879 год, историк Сергей Соловьёв везде именует казаков (запорожских, донских, яицких и т.д.) козаками. Такое правописание, как видим, было принято до конца XIX века. Наверняка оно возникло не просто так, а для отличия оседлого населения долин степных рек, преимущественно православного и славяноязычного, от кочевого тюркского населения степей.

Соловьёв нигде не называет казахов казахами или «казаками». Он использует общепринятое в то время в русской литературе обозначение киргизы или киргиз-кайсаки. Однако примечательно, например, что он вообще не говорит о сношениях русских с этим народом до начала XVIII века. В 12-м и 13-м томах своей «Истории России» он называет киргизами народ хакасов. Лишь в связи с событиями царствования Анны Иоанновны (1731—1740) Соловьёв впервые упоминает «киргиз-койсаков» и говорит о них, как о принятых в русское подданство. Предыстория этого принятия, которая, несомненно, должна была быть, осталась полностью за рамками его исследования.

В связи с этим статья в Википедии, вероятно, не без основания указывает, что до 1734 года, то есть до издания соответствующего указа Анны Иоанновны, русские именовали казахов казаками. Естественно допустить, что те, кого сейчас пишут казаками, до того времени называли и писали как козаков. Но также естественно, что нередко вместо буквы «о» писали «а», и нередко возникала путаница обоих названий, особенно петербургскими чиновниками, которые слабо разбирались в этнополитической ситуации на границах империи.

Козаки, или черкасы, это позднейшие казаки

В старинных источниках мы постоянно сталкиваемся с синонимом слова «козаки». Это черкасы. Причём черкасы – всего лишь форма написания этнонима черкесы. Черкасами называли не только запорожских, но и донских казаков, о чём говорят названия столиц Войска Донского: Старочеркасск и Новочеркасск.
Достоверно известно, что в состав запорожского казачества по меньшей мере с конца XV века, то есть фактически с момента его возникновения, входили черкесы. Возможно, они появились там и раньше. «Повесть временных лет» сообщает о том, что в конце Х века, после победы над Хазарией, князь Святослав Игоревич расселил выведенных им с Северного Кавказа ясов и касогов в окрестностях Киева. Ясами в то время называли осетин, а касогами – черкесов.

Историк казачества Александр Шенников сообщает, что хопёрские казаки, по времени предшествовавшие донским казакам, до конца XIX века часто назывались «чиками». Это название Шенников считает производным от «зихов» – так в древности и раннем средневековье именовались народы адыго-абхазской группы (то есть «черкесы» в широком смысле слова). Расцвет средневековой христианской Зихии пришёлся на VIII—Х века, когда она была важным союзником Византии в регионе, но потом была завоёвана Хазарией.
Можно вспомнить в связи с этим гипотезу, что самоназвание «казак/козак» происходит от этнонима касогов.

Наконец, до начала XVIII века все казачьи войска были независимыми государствами, сношения с которыми Россия вела через Посольский приказ. В источниках того времени казаки предстают народом только формально православным и явно отличным от русских по своей культуре.

Покорение казачества развернулось только в XVIII веке. Пётр I в 1707—1708 гг. присоединил к России Донскую область. В историографии это традиционно называется подавлением восстания Кондратия Булавина. Тот же Соловьёв описывает, как при Анне Иоанновне происходило покорение яицких казаков, а также башкир. Окончательное же присоединение этих народов к России произошло только в 1770-е годы, в связи с подавлением восстания Емельяна Пугачёва. Причём яицких казаков переименовали в «уральских», чтобы стереть у них память о прежней свободе, а волжское казачество было истреблено полностью.
Таким образом, казаки, или, точнее, козаки, до XVIII столетия имели мало общего с русскими.

Казак – по-тюркски «свободный»

Так всё-таки, откуда пошли козаки – от казаков/казахов или от касогов? Можно предполагать и то, и другое. «Казак» по-кипчакски это вольный человек. Но и влияние черкесского этноса на формирование казачества отрицать невозможно.

Вернёмся снова к карте Боулза. На ней Россия, расположенная к западу от Уральского хребта, Нижней Волги и Дона, и «Русская Сибирская Тартария» обозначены как различные государства. Кроме того, низовья Дона, Волги и Северный Кавказ выделены на ней цветом, как особое государство, правда, не подписаны никаким именем. Там есть только два этнонима, относящихся явно не ко всей территории этого анклава: башкиры и кипчаки. Но можно предположить, что это представление отражает память о кочёвках калмыков или ногайцев на всей этой огромной территории. Характерно, что донские казаки на карте не подписаны (и вероятно, не было на то оснований – они были практически уничтожены Петром Великим).

Похоже, карта Боулза к моменту издания отражала несколько устаревшие сведения. Низовья Волги, Яика (Урала) и область обитания башкир к тому времени можно было уже считать прочно присоединёнными к России. Большинство историков считает сведения карты Боулза об Азии фантастическими. Но что, если она отражает какие-то реалии, неведомые нынешним историкам, однако хорошо известные современникам?
Как бы то ни было, но русские в XVII и какой-то части XVIII столетия, похоже, прекрасно отличали казаков/козаков от казаков/казахов. Хотя, возможно, и знали, что происхождение обоих народов общее или очень близкое

Источник

Казаки или козаки: какое название правильное

казаки и казаки чем отличаются. Смотреть фото казаки и казаки чем отличаются. Смотреть картинку казаки и казаки чем отличаются. Картинка про казаки и казаки чем отличаются. Фото казаки и казаки чем отличаются

В различных художественных произведениях и в документах можно встретить две формы написания слова «казак»: через «а» и через «о» — «козак». Вариант «казак» можно встретить гораздо чаще, но иногда попадается и «козак». Как же правильно?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории слова.

Происхождение

Казаками называли бойцов особого конного войска, которое сохранялось в России до самого начала XX века, и целое сословие. Представители этого сословия жили, преимущественно, на пограничных территориях, выполняя одновременно и функции охраны границ и, в то же время, занимаясь в периоды мирной жизни, крестьянским трудом. В России выделяли донских, уральских (яицких), терских, гребенских, азовских, астраханских, забайкальских, алтайских и др. казаков. На Украине известны запорожские казаки.

Использование в документах и художественной литературе

В русских летописях слово «козак» встречается с XIV века, и пишется именно так, через «о». При этом такое написание можно встретить и в тех случаях, когда речь идет не о воинском сословии, а об отдельных людях, фамилия или прозвище которых образованы от слова «козак». Так, в городе Пскове 600 лет назад проживал мужчина по прозванию Филипп Козачок. Его сын Юрий Филиппович Козачкович стал во Пскове посадником и руководил какими-то военными действиями.

Гораздо позднее, в XIX веке в произведениях литературы можно встретить оба варианта написания этого слова.

«Раз, полунощной порою,
Сквозь туман и мрак,
Ехал тихо над рекою
Удалой казак».

Гоголь в «Тарасе Бульбе», напротив, употребляет написание через «о»: «– Да он славно бьется! – говорил Бульба, остановившись. – Ей-богу, хорошо! – продолжал он, немного оправляясь, – так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся!».

Шевченко, который писал, как по-русски, так и по-украински, употребляет также написание через «о»:

«Ще як були ми козаками,
А унії не чуть було. »

(Когда мы были казаками, а об Унии не было и речи. ).

Наконец, украинский поэт-юморист Степан Руданский тогда же, в XIX веке, описывая обмен посланиями между турецким султаном и запорожцами, так же употребляет написание через «о»:

«Кажу вам, усім козакам,
Мені передатись. »
(«Говорю вам, всем казакам: ко мне перейдите!»).

Что говорят словари

Толковый словарь Даля, впервые изданный в 1819 году, предлагая написание «казак», допускает так же и вариант «козак».

Толковый словарь Ожегова, впервые увидевший свет в 1949 году, дает лишь один вариант слова – «казак».

Как же правильно

Можно сделать вывод, что в современном русском языке правильным будет написание через «а». Вариант «козак», известный из летописей, следует считать устаревшим. Это и неудивительно, довольно много древнерусских слов, писавшихся через «о», сейчас пишутся через «а», поскольку с XVIII века нормой русской литературной речи признано московское «аканье».

Современный украинский язык перенял древнерусскую форму «козак» и сохранил ее в произведениях своих классиков.

Таким образом, если автор хочет использовать украинизм или подчеркнуть архаику речи своего персонажа, то вполне допустимо использование формы «козак».

Источник

Казаки и казаки чем отличаются

казаки и казаки чем отличаются. Смотреть фото казаки и казаки чем отличаются. Смотреть картинку казаки и казаки чем отличаются. Картинка про казаки и казаки чем отличаются. Фото казаки и казаки чем отличаются

А что происходит в частности на нашем сайте? Да то же самое. Некоторые, с позволения сказать пользователи, считают других пользователей, не зная их лично, заведомо ниже себя, определяя по каким-то одним им понятиям: казаки они или нет, хорошие вообще люди или дурные, определяют, не зная ни их положения, ни образования ни их дел ни добрых, ни дурных. Те, которые считают себя кАААзаками, обличают других в непричастности к казачьему народу по одним им известным признакам, и на этой почве позволяют себе, не имея на это никакого права, уничижительно разговаривать «переплёвывая через губу» совершенную нелепицу, вместо взаимоуважительного диалога по тем или иным темам.

Чем «отличился» на нашем сайте такой кАААзак или точнее кОООзак Пахно, да именно тем, что день за днём с упорством желательным для лучшего применения, разжигал рознь между русскими и казаками, между казаками и козаками и просто между пользователями. Естественным концом такой политики стало удаление его с этого сайта. Не только его одного, многих других за подобную политику администратор отправлял в бан или удалял с сайта. И вот резонный результат: сайт стал спокойным, но мало посещаемым. Так что, людям интереснее распри и взаимообвинения? Думаю, что интересные мысли и здравые рассуждения людям всё-таки интереснее. Но здесь их почти нет и это говорит о слабой готовности казаков к таким рассуждениям и беседам, что очень прискорбно.

Полностью обсуждение темы можно прочесть на Форуме, начиная с http://kazak-center.ru/forum/65-1621-149421-16-1496222033

На фото Александр Пахно (второй справа) во время заключительного этап автопробега Опоры России «Большая Волга» в Астрахани. 2010 год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *