картина завтрак в кафе
ЗНАМЕНИТЫЕ “ЗАВТРАКИ” В ЖИВОПИСИ. ИМПРЕССИОНИЗМ
Сюжет картины — двое мужчин с полностью обнаженной женщиной – вызвал настоящий скандал, к тому же персонажи были легко узнаваемы. На полотне художник изобразил собственного брата Густава (тот, что справа) и брата жены Фердинанда Леенхофа. В образе женщины художник соединил черты постоянной натурщицы Викторины Мёран и собственной жены Сюзанны (тело). Викторина была любимой натурщицей Мане и запечатлена во многих его работах, в частности в знаменитой “Олимпии”. Она сама писала неплохие картины, многие из которых позднее были утеряны. Страдала алкоголизмом и в преклонные годы просила подаяние на улице, играя на гитаре. Известна своими любовными отношениями с женщинами.
В 1863 году “Завтрак на траве” стал символом Салона отверженных и в дальнейшем источником вдохновения для многих поколений художников.
На переднем плане изображен Леон Леенхофф, сын жены художника Сюзанны, рожденный еще до брака. Долгие годы предполагалось, что Леон – сын Эдуарда Мане, но новые исследования указывают на Огюста Мане, отца самого художника.
Клод Моне “Завтрак на траве” (1866)
В настоящее время картина находится в экспозиции Пушкинского музея в Москве.
Пьер-Огюст Ренуар “Завтрак гребцов” (1880-1881)
Одной из самых знаменитых картин в наследии Ренуара является “Завтрак гребцов”, написанный в небольшом городке Шату недалеко от Парижа, а его непосредственным местом действия стала веранда ресторана “Мезон Фурнез” (см. Завтрак гребцов в Мезон Фурнез )
По сути, эта картина – групповой портрет близких Ренуару людей, где каждый персонаж узнаваем. Все они изображены в непринужденных, как бы случайных позах, что передает спонтанность момента. На переднем плане блестяще выполненный в виде натюрморта сам завтрак – бутылки вина, недопитые бокалы, тарелки с грушами и виноградом. Наполненный радостными красками “Завтрак гребцов” начисто лишен парадности, присущей академической традиции конца XIX века. Картина оставляет впечатление удивительной легкости, а вместе с тем художник работал над ней на протяжении несколько месяцев. Его друзья специально приезжали в Шату, чтобы позировать Ренуару, а их встречи часто проходили именно так, как показано на картине. Она посвящена самому счастливому периоду жизни художника, когда он находился в самом расцвете сил в середине жизненного пути.
Эдгар Дега “Завтрак после купания” (1895- 1898)
На протяжении всей своей творческой жизни Дега скрупулезно изучал человеческое тело. Говорят, что к концу сеанса его модели не только смертельно уставали, но и были разрисованы полосками –разметками, которые слепнувший художник наносил на их тела, чтобы точнее определять пропорции.
Ренуар однажды сказал:
Еще о завтраках, изображенных на известных полотнах написано в статье «Знаменитые завтраки в живописи».
Картина завтрак в кафе
ТЕМА ЕДЫ В ЖИВОПИСИ – одна из самых популярных. Это и красочные натюрморты и разнообразные жанровые сцены. Многочисленные «завтраки», «обеды» и «ужины» можно найти среди работ любого художника. Но лишь некоторые из них стали знамениты и вошли в золотой фонд мировой живописи.
Самым известным и скандальным завтраком можно считать картину французского художника Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Она была написана в 1863 году для традиционного Салона – ежегодной выставки. В этот год жюри особенно было строгим и отклонило много представленных на их суд работ. Император Наполеон Ш, недовольный качеством не допущенных к выставке работ, решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салоном «Салон отверженных». Появившись там, полотно «Завтрак на траве» произвео эффект разорвавшейся бомбы. Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа.
Эдуард Мане. «Завтрак на траве». 1863 г.
В 1868 году из-под кисти мастера выходит картина «Завтрак в мастерской». В своей работе художник соединил портрет, натюрморт и бытовую сцену. Многие критики упрекали художника за сочетание в одном произведении кота, меча, лимона и шлема, называя её «арт-винегретом».
Эдуард Мане. «Завтрак в мастерской». 1868 г.
Другой импрессионист Клод Моне, поддавшись соблазну запечатлеть раннюю трапезу на природе, пишет картину «Завтрак на траве». Картина была оставлена художником на хранение в качестве залога хозяину гостиницы, в которой останавливался мастер. К сожалению, полотно хранилось в неподобающих условиях и заплесневело… Художнику ничего не оставалось делать, как обрезать испортившиеся фрагменты. Но Моне все же решает написать новую картину с тем же сюжетом и теми же героями.
Клод Моне. «Завтрак на траве». 1865 г.
Все застыли в ожидании подачи фирменного блюда хозяйки ресторана Фурнез – салата «Мимоза».
Кстати, художник написал не просто веселую компанию. Он изобразил себя (человек, облокотившийся на перила), своих друзей и будущую супругу (юная дама с собачкой).
Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». 1881 г.
Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак в ресторане Фурнез». 1875 г.
Картина «Чашка чая. Завтрак после купания» Эдгара Дега – поздняя работа мастера.
Эдгар Дега. «Чашка чая. Завтрак после купания». 1895 г.
Первая женщина-импрессионист Берта Моризо не обошла своим вниманием тему завтраков: романтика, красота и утренняя трапеза.
Берта Моризо. «После завтрака».
Произведения художника Жана Эдуара Вюйара ( его завтраки) –очаровательная пестрота. И это не случайно – ведь его матушка была портнихой и немного модисткой.
Жан Эдуар Вюйар. « Завтрак у мадам Вюйар). 1895 г.
Жан Эдуар Вюйар. «Завтрак в Виллервиле. 1910 г.
Вы убедились, что завтрак может быть разнообразным – от обнаженной девушки до светских «гребцов». Такой неординарный подход к простой бытовой теме лишь только подтверждает нашу любовь к художникам-импрессионистам.
Диего Веласкес.«Завтрак». 1617 г.
Картина, идентична другому полотну художника, выполненному годом позже под названием «Крестьянский завтрак». Тот же акцент на белой скатерти, но натюрморт не так скуп: рыба, лимон, морковь, хлеб и вино, которое девушка наливает в прозрачный бокал. Пожилой человек и юноша заняты беседой.
Диего Веласкес. «Крестьянский завтрак». 1618 г.
Франсуа Буше. «Завтрак». 1739 г.
Пабло Пикассо. Цикл картин «Завтрак на траве. По Мане». 1950-1960 гг.
Когда Пабло Пикассо впервые увидел картину «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, он сказал себе: «Это моя проблема на будущее».
Пикассо в разные периоды своего творчества обращался к живописи гениальных предшественников, создавая циклы картин на тему того или иного художника или на тему какого-либо произведения. Великие работы живописцев служили ему не только вдохновением, но и своеобразным вызовом. В 1950 – 1960 годы Пабло Пикассо создал серию картин «Завтрак на траве. По Мане». Цикл вариаций включал 26 полотен, 6 линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. На первых картинах и рисунках изменения не велики – художник сохраняет и облик персонажей и их позы, но в дальнейшем тема оригинала постепенно видоизменяется, превращаясь в другие. На картинах меняется облик персонажей, их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Также разнообразно и изобразительное решение «завтраков». Своими странными и дерзкими произведениями Пикассо ведет свой «диалог сквозь века» с Мане, своим примером передавая эстафету последующим поколениям художников.
В Х1Х веке Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Особо значение в его работах имели детали, которые помогали внимательному зрителю раскрыть истинный замысел сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа. Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Нынешним зрителям убранство комнаты, изображений на картине, мало о чем говорит, однако, современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который впопыхах хозяин пытается прикрыть книгой. Федотов назвал свою картину «Не в пору гость». Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток указывает на то, что действие происходит утром или днем (вечером полагалось носить белые перчатки). Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. Но, как говорится «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк!». Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и ещё одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку, и мы видим, что он пуст. На стуле лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично.
Павел Федотов. «Завтрак аристократа», 1849- 1850 г.
Зинаида Серебрякова. «За завтраком», 1914 г.
На полотне изображены трое из четырех детей художницы: старший восьмилетний Женя пьет воду, семилетний Шура на мгновение отвлекся от еды и повернулся к зрителю, и трехлетняя Таня в ожидании супа положила руку на тарелку. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы В семье художницы придерживались европейского распорядка приема пищи: рано утром маленький завтрак из булочки и стакана молока, а в 12 часов – большой завтрак, больше напоминающий обед. Именно он и изображен на полотне. Картина наполнена спокойствием, пронизана любовью матери к своим детям.
12 самых знаменитых картин с едой и напитками, о которых необязательно знать.
За всю историю изобразительного искусства картин с изображением еды — натюрмортов, жанровых сцен приёма пищи, трапез, застолий, завтраков, обедов и ужинов было написано несметное количество. Многие из них хранятся в престижных музеях и частных коллекциях, ещё больше канули в неизвестность.
Мы предлагаем вашему вниманию картины, которые с большой долей вероятности знают все. Ну или почти все. Если не картину, то хотя бы имя художника слышали наверняка. Если не слышали ни названия картины, ни имя художника, то картину могли видеть хотя бы раз или два. Если не в мире, то хотя бы в нашей стране.
В общем это наша версия 12-ти самых известных картин с едой и напитками.
Легенда о создании этой картины такова: в 1745 г. австрийский аристократ князь Дитрихштайн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. Именно эта версия — настоящая история золушки, была популяризирована в 1862 году в буклетах американской компании «Baker’s Chocolate», которая приобрела права на использование пастели, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире.
2. Нико Пиросманишвили (Пиросмани) «Пикник»
Однажды он прочитал:
Театр «Бель Вю»
Новость!
27 марта 1909 года.
Дебют знаменитой артистки ещё небывалого в России жанра.
Только на 7 гастролей La Belle Margaritta De Sevre.
Ежедневно.
В Верейских и Артачальских садах.
Концерт-дивертисмент в трёх отделениях.
Жил-был художник один…
Рисовал он всегда. Краски были его воздухом. А что дают шашлык, так это не за краски, а за характер, за доброе слово, за стихи. Ходил по грузинской столице высокий худощавый человек, ходил добряк, создававший благоуханный мир красоты, словно заново родился Дон-Кихот, но уже в Тифлисе. И как Дон-Кихот, полюбил он однажды и навсегда.
Миллион, миллион, миллион алых.
3. Павел Андреевич Федотов. «Завтрак аристократа»
Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 году уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображённый художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света» высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в. Признавайтесь! Писали школьное сочинение по этой картине? Картине более ста лет, а как актуальна в наши дни! Никого не напоминает? Например, владельца последней модели айфона, обедающего лапшой Доширак )))
4. Джузеппе Арчимбольдо. «Времена года»
Ценность творчества Арчимбальдо заключается в том, что она послужила вдохновляющим толчком для многих знаменитых художников. Например, для Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Вот почему Арчимбольдо иногда называют «дедушкой сюрреализма». Спустя много сотен лет семена художественных образов Джузепее Арчимбольдо проросли в рекламных брендах некоторых европейских компаний. Его уникальные картины фигурируют в фильмах о Гарри Поттере, в комиксах, присутствуют на обложках музыкальных альбомов и произведений литературы.
5. Энди Уорхол. «Суп Кэмпбелл»
Энди Уорхол долго искал свой стиль. Однажды вечером приятель сказал ему: «Ты должен написать нечто, что все видят каждый день, что все знают. ну, например, банку супа». До этого Уорхол писал бутылки колы.
На следующий день после этого разговора Уорхол купил в соседнем магазине по банке каждой из тридцати двух разновидностей супа «Кэмпбелл», сделал цветные слайды всех банок, спроецировал их на экран и обвел контуры. Затем он написал каждую банку на холсте.
«Банка супа» может и не самая известная работа Уорхола, но совершенно точно после неё к нему пришла известность, а значит и новые заказы и новые гонорары.
6. Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов»
Картина «Завтрак гребцов» в наследии Ренуара, наверное, одна из самых знаменитых. Многочисленные репродукции, реконструкции и даже шаржи говорят о её непреходящей популярности. Эта картина играет важную роль в культовом французском фильме «Амели» с Одри Тоту в главной роли.
По сути «Завтрак» это групповой портрет близких Ренуару людей, где каждый персонаж узнаваем. На переднем плане блестяще выполненный в виде натюрморта сам завтрак — бутылки вина, недопитые бокалы, тарелки с грушами и виноградом.
Картина была написана на террасе модного в те годы ресторанчика «Maison Fournaise», находящемся на небольшом островке посреди Сены рядом с городом Шату недалеко от Парижа.
Сегодня городок Шату с полным основанием называют «городом импрессионистов», а «Мезон Фурнез» — его главная достопримечательность. Кухня ресторана традиционно французская. Здесь подают запечённую утиную грудку с мандаринами, говядину под беарнским соусом, суп-пюре из белой спаржи, фуа-гра. В качестве аперитива предложат коктейль «Альфонсина» — смесь шампанского, апельсинового сока и ликёра «GrandMarnier».
7. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «За завтраком»
Ещё одна картина по которой миллионы советских и российских школьников написали свои сочинения. Картина «За завтраком» (другое название – «За обедом») является одной из самых известных в творчестве русской художницы Зинаиды Серебряковой. Известно, что на ней изображены собственные дети художницы. Мать запечатлела их сидящими за столом в ожидании трапезы.
Следует обратить внимание на то, как сервирован стол. Это сделано в благородных традициях того времени: белоснежная скатерть, особым образом сложенные салфетки, изящный графин, фарфоровый сервиз. В числе последнего особенно обращает на себя внимание расписная фарфоровая супница, которая и создает для современного человека обманчивое впечатление, что на картине изображён обед. Подобная сервировка стола напоминает нам о былых временах, когда жизнь людей была более спокойной и размеренной. Однако есть на столе и другие, более простые предметы: стаканы, сахарница, кувшин для молока. А при взгляде на аппетитные румяные булочки мы словно чувствуем исходящий от них аромат. М-мм…
8. Винсент ван Гог. «Едоки картофеля»
Интересно найдётся в мире хоть один человек, который ни разу не слышал о ван Гоге? У нас-то в стране уж точно знают про Серёгу и выставку ван Гога, про лабутены и очаровательные штаны.
«Едоки картофеля» – это его первый шедевр. И одна из самых известных его картин.
Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.
На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.
Никто их не кормит. Нет никаких пособий по бедности. Нет благотворительной помощи. Они полагаются только на свои руки и спины. И с достоинством принимают ту пищу, которую они добыли своим трудом.
Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек.
9. Борис Михайлович Кустодиев. «Купчиха за чаем»
В 1917-ом году в России произошли хорошо известные всем события. В 1918-ом, когда была написана «Купчиха за чаем», эйфория, которую Кустодиев испытывал в связи с революцией, сошла на нет. Это были окаянные дни: голод, нищета, сомнения.
Зная эти обстоятельства, непросто принять за чистую монету «Купчиху за чаем» со всем её мясо-молочным гедонизмом, вызывающей телесностью и сдобным спокойствием.
Современники Кустодиева находили в ней горькую иронию. Особенно сознательные наделяли картину сатирической интонацией: им казалось, что Кустодиев – теперь уже советский художник – нарисовал карикатуру на купеческое сословие, эдакую леди Макбет Мценского уезда. Только по прошествии десятилетий стало очевидно, что эта картина – одна из самых личных у Кустодиева. И уж, конечно, художник писал её без фиги в кармане.
Жаркое зеркало самовара не отражает революционных пожарищ. Залпы «Авроры» не оскверняют полуденной неги – слышно лишь, как на соседнем балконе мешают серебряной ложечкой чай. Чуть заметно колышутся телесные холмы. В небесных глазах – ни намека на мысль, упоительный русский дзэн. Нет, это не та птица-тройка, что несётся куда-то, не слушая поводьев и не разбирая дороги. Это Россия, в которой время пить чай. Где ты теперь, дай ответ? Не даёт ответа.
10. Франс Снейдерс. «Натюрморт с корзиной фруктов»
Очень может быть, что когда-нибудь мы сделаем подборку конкретно по натюрмортам. Так как это одна большая тема. Но, согласитесь, было бы несправедливо не отметить в этой хотя бы один натюрморт. Возможно художника по фамилии Снейдерс знают немногие, а вот о фламандских натюрмортах, которые буквально лОмятся от изобилия, изображённых на них, овощей, фруктов, дичи и прочей снеди, слышали все.
Натюрморт как самодостаточный жанр сложился в творчестве голландских и фламандских художников в конце 16-го века, а уже следующее столетие по праву назвали «золотым веком натюрморта». Живописные полотна старых мастеров, работавших в этом жанре, принадлежат к числу выдающихся достижений мировой художественной культуры. Среди них достойное место занимает и творчество фламандского художника Франса Снейдерса. Его работы отличает высокая степень реалистичности изображения, элегантность композиции и особая тщательность в передаче разных текстур.
Фламандский натюрморт как жанр отличает ярко выраженная декоративность и работы фламандцев традиционно насыщены роскошными цветами и не менее роскошной посудой. Золотые чаши и кубки, серебряные блюда и столовые приборы выписаны с особой тщательностью и мастерством.
11. Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря»