картина ренуара завтрак на траве
ЗНАМЕНИТЫЕ “ЗАВТРАКИ” В ЖИВОПИСИ. ИМПРЕССИОНИЗМ
Сюжет картины — двое мужчин с полностью обнаженной женщиной – вызвал настоящий скандал, к тому же персонажи были легко узнаваемы. На полотне художник изобразил собственного брата Густава (тот, что справа) и брата жены Фердинанда Леенхофа. В образе женщины художник соединил черты постоянной натурщицы Викторины Мёран и собственной жены Сюзанны (тело). Викторина была любимой натурщицей Мане и запечатлена во многих его работах, в частности в знаменитой “Олимпии”. Она сама писала неплохие картины, многие из которых позднее были утеряны. Страдала алкоголизмом и в преклонные годы просила подаяние на улице, играя на гитаре. Известна своими любовными отношениями с женщинами.
В 1863 году “Завтрак на траве” стал символом Салона отверженных и в дальнейшем источником вдохновения для многих поколений художников.
На переднем плане изображен Леон Леенхофф, сын жены художника Сюзанны, рожденный еще до брака. Долгие годы предполагалось, что Леон – сын Эдуарда Мане, но новые исследования указывают на Огюста Мане, отца самого художника.
Клод Моне “Завтрак на траве” (1866)
В настоящее время картина находится в экспозиции Пушкинского музея в Москве.
Пьер-Огюст Ренуар “Завтрак гребцов” (1880-1881)
Одной из самых знаменитых картин в наследии Ренуара является “Завтрак гребцов”, написанный в небольшом городке Шату недалеко от Парижа, а его непосредственным местом действия стала веранда ресторана “Мезон Фурнез” (см. Завтрак гребцов в Мезон Фурнез )
По сути, эта картина – групповой портрет близких Ренуару людей, где каждый персонаж узнаваем. Все они изображены в непринужденных, как бы случайных позах, что передает спонтанность момента. На переднем плане блестяще выполненный в виде натюрморта сам завтрак – бутылки вина, недопитые бокалы, тарелки с грушами и виноградом. Наполненный радостными красками “Завтрак гребцов” начисто лишен парадности, присущей академической традиции конца XIX века. Картина оставляет впечатление удивительной легкости, а вместе с тем художник работал над ней на протяжении несколько месяцев. Его друзья специально приезжали в Шату, чтобы позировать Ренуару, а их встречи часто проходили именно так, как показано на картине. Она посвящена самому счастливому периоду жизни художника, когда он находился в самом расцвете сил в середине жизненного пути.
Эдгар Дега “Завтрак после купания” (1895- 1898)
На протяжении всей своей творческой жизни Дега скрупулезно изучал человеческое тело. Говорят, что к концу сеанса его модели не только смертельно уставали, но и были разрисованы полосками –разметками, которые слепнувший художник наносил на их тела, чтобы точнее определять пропорции.
Ренуар однажды сказал:
Еще о завтраках, изображенных на известных полотнах написано в статье «Знаменитые завтраки в живописи».
Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872 год.
Сначала этот термин носил несколько пренебрежительный характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой «небрежной» манере, но затем стал известен во всём мире, как название целого направления в искусстве.
ДВА ЗНАМЕНИТЫХ «ЗАВТРАКА НА ТРАВЕ».
Эдуард Мане задумал «Завтрак на траве» ( размер 208 на 264,5 см.) во время воскресной поездки в Аржантей (Argenteuil), на берег Сены. За основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Марк Антонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля.
Маркантонио Раймонди «Суд Париса» 1514 год.
Сюжет картины (двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе) вызвал скандал и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей.
Эдуард Мане «Завтрак на траве» 1863 год.
Моделью женщины была Викторина Мёран, один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф. Мужчины одеты как денди, они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают обнажённой женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами, хлеб. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке, её фигура выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Картине как бы не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии, это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.В данное время картина находится Музее Орсе (Париж, Франция).
Картина написана в непривычном для того времени стиле, разрывающем академические традиции. Резкий свет, фотографические силуэты, почти без полутонов, нагота отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Жана Энгра, смелые мазки кисти, ощущение незаконченности в некоторых местах полотна — всё это очень непривычно для живописи второй половины XIX века.
Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника».
Главной моделью для написания мужских фигур стал Жан Фредерик Базиль, французский художник, один из основателей импрессионизма, большинство женских фигур были написаны с возлюбленной Моне — Камиллы (впоследствии ставшей его женой). Одновременно с большой картиной Клод Моне создал уменьшенную версию (размер 130 на 181 см).
Клод Моне «Завтрак на траве» 1866 год.
На картине изображены 12 фигур полностью одетых людей, которые наслаждаются солнечным днём на лесной опушке, на фоне природного пейзажа. Лица большинства мужчин отвёрнуты от зрителя, а две дамы изображены со спины, что даёт возможность рассмотреть складки их платьев. В отличие от картин классического стиля, Моне изобразил людей полностью занятых своей беседой и никак не вступающими в контакт со зрителями. Художник сделал главными героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. Он не останавливается на мелких бытовых деталях, а использует свободные мазки при написании игры солнечного света на листве, платьях дам, постеленной на траве скатерти.
Изображение природы, естественный свет, видимый на волосах и плечах людей, размытие цвета на тщательно прорисованных листьях деревьев — это и есть импрессионистическая техника, получившая развитие в творчестве Моне и ставшей его главным художественным стилем. Любая картина Клода Мане — это единая цветовая композиция из бликов и пятен, как бы пронизанная дрожащим воздухом.
В настоящее время картину оценивают как шедевр Моне, подтолкнувший настоящую революцию в истории искусства. К сожалению, судьба большой картины оказалась плачевной. Некоторые части её в данное время утеряны. Но судить о всём замысле и композиции картины мы можем по уменьшенной версии, которая находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва, Россия)
Эдуард Мане, задав моду на живописание пикников, не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Клодом Моне, «этим выскочкой из Гавра». Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем.
Новое течение в живописи отличалось от академической живописи в техническом и идейном плане. Импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Краски не смешиваются на палитре, а нужный цвет получается путём правильного наложения их на холст.
Также работы импрессионистов отличаются от академизма, предпочтением работы на пленэре. Многие работы импрессионистов напоминают фотографический стоп-кадр, где никто не позирует специально, а жизнь идёт своим чередом. На картинах появились изображения маленьких семейных праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом, женщин лёгкого поведения, моряков, артистов цирка и так далее (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Брались сюжеты пребывания в кафе, флирта, танцев, прогулок на лодках, на пляжах и в садах, появилось видение будничности и современности. Были забыты библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, которые приветствовались официальным академизмом.
Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер» 1882 год.
Жан Фредерик Базиль «В кругу семьи» 1867 год.
Пьер Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт» 1876 год.
Клод Моне «Бульвар Капуцинок» 1873 год.
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» 1897 год.
Все материалы взяты в свободном доступе в интернете.
Картина ренуара завтрак на траве
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Несколько странноватый, но зато пропитанный провансальскими мистралями, ярким солнцем и чувствами знаменитой картины Эдуарда Мане. Популярный ученый Этьен Алексис (Поль Мерис), продвигающий с экрана телевидения полезность искусственного оплодотворения, по его мнению способное сделать мир и человечество лучше, отправляется на пикник в Прованс. Там он знакомится с яркой привлекательной, пусть и не самой умной на свете, девушкой Ненеттой (Катрин Рувель), которая оказывается большой его поклонницей и хотела бы попробовать искусственное оплодотворение на себе. Все умные мысли, глубокие философствования и память о скорой свадьбе по расчету на важной особе, выветриваются знаменитыми мистралями, и от своих принципов он отказывается в пользу довольно классического продолжения рода, проснувшись с сексуальной красоткой буквально на сеновале. Французский ветеран экрана, любимец журналистов и авторов «новой волны», смеется над учеными, отдавая природе как таковой должное уважение.
Шли года, но они, судя по всему, не имели никакого влияния на Жана Ренуара, который уже пережил знаменитый период «поэтического романтизма», и иммиграцию в Америку, и несколько тусклое возвращение в лоно родного французского кинематографа, и все равно, он снимает фильм так, будто на дворе реалии полувековой давности – наивный, легкий, по-юношески шаловливый, заглядывающий под юбки красотками и распуская их роскошные прически. Вместо каких-то серьезных тем и вопросов, которые обычно беспокоят на второй половине седьмого десятка, режиссер пытается защитить любовь и страсть от наступления нового прекрасного мира и с неприкрытым удовольствием рассматривает манящие очертания актрисы Рувель. Подобные желания, конечно, осудить сложно, но для автора, который создавал очень сложные и занятные схемы человеческих отношений, подобная ветреная, порой в прямом смысле слова, зарисовка выглядит скорее, как эскиз, а не прорыв в художественной изобразительности, на которую намекает родство названия ленты и знаменитой картины Мане, с которым дед режиссер был неплохо знаком лично.
Картина ренуара завтрак на траве
ТЕМА ЕДЫ В ЖИВОПИСИ – одна из самых популярных. Это и красочные натюрморты и разнообразные жанровые сцены. Многочисленные «завтраки», «обеды» и «ужины» можно найти среди работ любого художника. Но лишь некоторые из них стали знамениты и вошли в золотой фонд мировой живописи.
Самым известным и скандальным завтраком можно считать картину французского художника Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Она была написана в 1863 году для традиционного Салона – ежегодной выставки. В этот год жюри особенно было строгим и отклонило много представленных на их суд работ. Император Наполеон Ш, недовольный качеством не допущенных к выставке работ, решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салоном «Салон отверженных». Появившись там, полотно «Завтрак на траве» произвео эффект разорвавшейся бомбы. Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа.
Эдуард Мане. «Завтрак на траве». 1863 г.
В 1868 году из-под кисти мастера выходит картина «Завтрак в мастерской». В своей работе художник соединил портрет, натюрморт и бытовую сцену. Многие критики упрекали художника за сочетание в одном произведении кота, меча, лимона и шлема, называя её «арт-винегретом».
Эдуард Мане. «Завтрак в мастерской». 1868 г.
Другой импрессионист Клод Моне, поддавшись соблазну запечатлеть раннюю трапезу на природе, пишет картину «Завтрак на траве». Картина была оставлена художником на хранение в качестве залога хозяину гостиницы, в которой останавливался мастер. К сожалению, полотно хранилось в неподобающих условиях и заплесневело… Художнику ничего не оставалось делать, как обрезать испортившиеся фрагменты. Но Моне все же решает написать новую картину с тем же сюжетом и теми же героями.
Клод Моне. «Завтрак на траве». 1865 г.
Все застыли в ожидании подачи фирменного блюда хозяйки ресторана Фурнез – салата «Мимоза».
Кстати, художник написал не просто веселую компанию. Он изобразил себя (человек, облокотившийся на перила), своих друзей и будущую супругу (юная дама с собачкой).
Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». 1881 г.
Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак в ресторане Фурнез». 1875 г.
Картина «Чашка чая. Завтрак после купания» Эдгара Дега – поздняя работа мастера.
Эдгар Дега. «Чашка чая. Завтрак после купания». 1895 г.
Первая женщина-импрессионист Берта Моризо не обошла своим вниманием тему завтраков: романтика, красота и утренняя трапеза.
Берта Моризо. «После завтрака».
Произведения художника Жана Эдуара Вюйара ( его завтраки) –очаровательная пестрота. И это не случайно – ведь его матушка была портнихой и немного модисткой.
Жан Эдуар Вюйар. « Завтрак у мадам Вюйар). 1895 г.
Жан Эдуар Вюйар. «Завтрак в Виллервиле. 1910 г.
Вы убедились, что завтрак может быть разнообразным – от обнаженной девушки до светских «гребцов». Такой неординарный подход к простой бытовой теме лишь только подтверждает нашу любовь к художникам-импрессионистам.
Диего Веласкес.«Завтрак». 1617 г.
Картина, идентична другому полотну художника, выполненному годом позже под названием «Крестьянский завтрак». Тот же акцент на белой скатерти, но натюрморт не так скуп: рыба, лимон, морковь, хлеб и вино, которое девушка наливает в прозрачный бокал. Пожилой человек и юноша заняты беседой.
Диего Веласкес. «Крестьянский завтрак». 1618 г.
Франсуа Буше. «Завтрак». 1739 г.
Пабло Пикассо. Цикл картин «Завтрак на траве. По Мане». 1950-1960 гг.
Когда Пабло Пикассо впервые увидел картину «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, он сказал себе: «Это моя проблема на будущее».
Пикассо в разные периоды своего творчества обращался к живописи гениальных предшественников, создавая циклы картин на тему того или иного художника или на тему какого-либо произведения. Великие работы живописцев служили ему не только вдохновением, но и своеобразным вызовом. В 1950 – 1960 годы Пабло Пикассо создал серию картин «Завтрак на траве. По Мане». Цикл вариаций включал 26 полотен, 6 линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. На первых картинах и рисунках изменения не велики – художник сохраняет и облик персонажей и их позы, но в дальнейшем тема оригинала постепенно видоизменяется, превращаясь в другие. На картинах меняется облик персонажей, их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Также разнообразно и изобразительное решение «завтраков». Своими странными и дерзкими произведениями Пикассо ведет свой «диалог сквозь века» с Мане, своим примером передавая эстафету последующим поколениям художников.
В Х1Х веке Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Особо значение в его работах имели детали, которые помогали внимательному зрителю раскрыть истинный замысел сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа. Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Нынешним зрителям убранство комнаты, изображений на картине, мало о чем говорит, однако, современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который впопыхах хозяин пытается прикрыть книгой. Федотов назвал свою картину «Не в пору гость». Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток указывает на то, что действие происходит утром или днем (вечером полагалось носить белые перчатки). Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. Но, как говорится «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк!». Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и ещё одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку, и мы видим, что он пуст. На стуле лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично.
Павел Федотов. «Завтрак аристократа», 1849- 1850 г.
Зинаида Серебрякова. «За завтраком», 1914 г.
На полотне изображены трое из четырех детей художницы: старший восьмилетний Женя пьет воду, семилетний Шура на мгновение отвлекся от еды и повернулся к зрителю, и трехлетняя Таня в ожидании супа положила руку на тарелку. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы В семье художницы придерживались европейского распорядка приема пищи: рано утром маленький завтрак из булочки и стакана молока, а в 12 часов – большой завтрак, больше напоминающий обед. Именно он и изображен на полотне. Картина наполнена спокойствием, пронизана любовью матери к своим детям.
«Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане
Обнаженная женщина в окружении одетых мужчин, откровенное искажение перспективы, снегирь в летнем пейзаже – в чем смысл этих нелепых деталей и приемов, эпатирующих зрителя? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают, что они увидели.
Эдуард Мане написал «Завтрак на траве» в 1863 году. Картина выставлена в Музее Орсе в Париже.
Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора – шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.
1. Береговая линия
Андрей Россохин: Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.
2. Фигуры центрального плана
Мария Ревякина : Мы видим обнаженную женщину и двух интеллигентно одетых мужчин, которые ведут беседу. Фигуры расположены слишком близко друг к другу. Автор усиливает это ощущение, используя прием «сжатой» перспективы, при котором объекты кажутся значительно ближе друг к другу. Но при этом между мужчинами и женщиной есть какая-то незримая граница, они не взаимодействуют.
Рисуя женскую фигуру, Мане так подобрал тона, что она выглядит плоской, в то время как мужские фигуры объемны. По цвету они тоже различаются. Думаю, что посредством этих контрастов, игры с перспективой и искажением восприятия художник хотел затронуть тему неравенства полов, норм мужского и женского поведения, принятых в современном ему обществе.
Андрей Россохин: Черные официальные костюмы на фоне дикой природы смотрятся так же неестественно, как и обнаженная женская фигура на фоне одетых мужчин. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Второй скрытым образом на нее претендует, о чем говорит достаточно агрессивный жест его руки, трость и раскрытые ноги. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.
Если вы прикроете рукой нагое тело женщины, то увидите перед собой типичный семейный портрет конца XIX века. Он отражает внешне благопристойные, но бесстрастные отношения, в которых нет чувств, игры, тепла.
3. Обнаженная женщина
Андрей Россохин : Ее тело обнажено, но никакой эротики здесь нет. В неестественно-белом оттенке кожи есть что-то холодное, фальшивое, подчеркнуто отличающееся от теплого оттенка кожи девушки на дальнем плане. Тело женщины почти такого цвета, как воротники рубашек у мужчин. Она напоминает фарфоровую статуэтку, атрибут мужчины. В ней живо одно лишь лицо, потому что взгляд женщины на самом деле обращен не на нас. Она видит ту юную девушку, которой она была когда-то, погружена в те детские фантазии.
4. Девушка на заднем плане
Мария Ревякина : Художник нарушает законы перспективы и сознательно искажает наше восприятие пространства: фигура женщины, изображенной на заднем плане, кажется слишком крупной, она значительно больше лодки и реки; ее рука почти касается руки мужчины, изображенного в центре картины.
Андрей Россохин: Девушка подобна Алисе, которая оказалась вдруг в Стране чудес. Ее фигура полна жизни. Левой рукой девушка касается платья, которым прикрывает свою вагину. Этот жест означает, с одной стороны, запрет на эротические фантазии, а с другой, наоборот, их разжигание.
6. Снегирь
Андрей Россохин: Снегирь – зимняя птица, в летнем пейзаже он смотрится как минимум странно. Он расположен вверху картины, как бы на границе двух миров. Его присутствие подчеркивает фантазийность мира «за занавесом» и в то же время говорит об эмоциональном холоде, который царит в мире декоративном. Настоящая сексуальность здесь умерла, замерзла. Этот холод подчеркнут черно-белыми одеждами мужчин и белым телом женщины.
Бунт художника
Мария Ревякина: Главной идеей произведения является насмешка, бунт художника, противостояние официальному искусству своего времени. Алогичностью картины (странный сюжет, нарушение законов перспективы, сочетание различных техник письма и т.д.) художник показывает бессмысленность современного искусства и говорит о том, что есть темы куда важнее общепринятых классических – такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами.
Андрей Россохин : В картине, которая, на первый взгляд, призвана эпатировать зрителей, речь на самом деле идет о судьбе женщины XIX века. Она вынуждена играть определенную социальную роль и жить фальшивой церемониальной жизнью. И только в фантазиях она представляет себя той чувственной девушкой и печалится об упущенных возможностях, наслаждении, счастье. И, вероятно, жалеет, что не отправилась на поиски чего-то другого – по той светлой дороге, ведущей вдаль.
Об экспертах:
Андрей Россохин — психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».
Мария Ревякина – искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».