картина крестьянский обед летний дворец петра 1
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Летний Дворец Петра I в Санкт-Петербурге
Музеи
Краткое описание
Летний дворец Петра I — старейшее здание Санкт-Петербурга. Построенный в стиле барокко, использовался царской семьей только в летнее время. Сегодня дворец является филиалом Государственного Русского музея.
История
В Летнем саду , который являлся государственной резиденцией, в 1710 году наступило время для рождения Летнего дворца.
Сам Летний сад появился немного раньше самого Петербурга
Территория для обустройства резиденции определилась неспроста. Еще во второй половине XVII века здесь была усадьба с садом, владельцем был швед майор Конау. Соответственно посреди деревьев, болот и воды, данный надел земли уже был обжит. Еще одной причиной выбора стала отдаленность от шума строительных работ по возведению Петропавловской крепости. Петр I, несмотря на свое величие и мощь, плохо спал, страдая неврозами и психическим расстройством, ему мешал даже минимальный шум.
В 1710 году маленький дом из дерева, оставшийся от мызы Конау на участке Летнего сада, разобрали. И тут же приступили к возведению Летнего дворца.
В 1712 году Петр уже въехал в недостроенный до конца дворец, который он очень полюбил. Здесь он проводил каждое последующее лето до конца своих дней.
После смерти Петра, до 50-х годов XIX века здание являлось летним домиком для чиновников и придворных. Несмотря на статус именно летней резиденции, чиновники обитали в нем и зимой, но лишь на 2-ом этаже.
Во времена правления Александра I в теплое время года в Летний дворец стали пускать публику. С 1934 года в здании открылся исторический бытовой музей. С 2004 года Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея.
Архитектура
Летний дворец – одна из самых старых построек Петербурга. Здание выполнено в стиле Петровского барокко. У дворца строгое обличье, высокая крыша с четырьмя скатами. Пропорции четкие, множество окон, под кровлей – барельефы и лепной фриз – явное стилистическое выражение барокко. Водостоки выполнены в виде крылатых драконов, а для разделения этажей использованы 29 барельефов. Они представляют собой сцены древней мифологии. Иносказательно барельефы повествуют о Северной войне. Декор четырех фасадов выполнен фризом.
Вход во дворец украшает римская богиня мудрости Минерва, окруженная боевыми трофеями и победоносными знаменами. Морская тема прослеживается на фасадах. Здесь можно рассмотреть тритонов, нереид, морских коней-гиппокампов с рыбьими хвостами в чешуе. Также фигуры древнейших божеств и героев, дельфинов – как символов морского спокойствия, которые охраняют дворец. А крыша летней резиденции увенчана флюгером в виде фигуры Георгия Победоносца, защитника древнерусского воинства.
Архитекторы и создатели дворца
Автором и проектировщиком Летнего дворца является Доменико Трезини. Главный архитектор и скульптор, выдающийся немец Андреас Шлютер занимался фасадами и внутренней отделкой дворца. Недалеко от резиденции, на набережной Фонтанки он также начал возводить грот. Закончили возведение грота после кончины Шлютера Маттарнови и Микетти.
Позднее, в 1826 году грот превратился в Кофейный домик благодаря К. И. Росси
Реконструкция
Летний дворец Петра I пострадал в ходе Великой отечественной войны. Осколки снарядов сильно повредили крышу, в комнатах с потолков посыпалась штукатурка, пострадали рамы и фасады. В 1946 году, почти сразу после войны была проведена быстрая косметическая реставрация. Однако, уже в 1947 году работа музея продолжилась.
Полное восстановление дворца проводилось в 1950-1960 годах. Вернули первоначальный вид резиденции, заменили полы и изменили отопительную систему. Стены вновь обили тканью, рисунок плафонов и лепка были также восстановлены.
В 2015–2017 годах во дворце проходила комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе работ в Летнем дворце была восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.
Интерьеры
На каждом из двух этажей дворца находятся по 7 жилых покоев. Отсутствуют большие комнаты. На первом этаже жил сам Петр, на втором – Екатерина. И у Петра, и у Екатерины были своя Спальня, Гардеробная и Поварня: на первом этаже – нижняя, на втором – верхняя. Екатерина довольствовалась одной Приемной, а у Петра их было две и Секретарская. Зато на втором этаже располагались Танцевальная, Детская и известный Зеленый кабинет, который до сих пор сохранил свой первозданный вид и был домашней Кунсткамерой Петра.
Во дворце пол из мрамора, множество зеркал и украшений. Лестницы и панели на стенах деревянные, дубовые. В некоторых комнатах красовались большие бархатные кровати. Стены украшала красивая китайская обивка.
Как снаружи, так и внутри дворец наполнен аллегорическими символами победы в Северной войне. На стенах множество картин, на которых запечатлены морские судна и поля сражений, реже можно увидеть портреты и пейзажи.
Летний сад выходит на Дворцовую наб. у Прачечного моста ; нумерация по наб. Кутузова
начинается у Литейного моста и заканчивается у Прачечного моста через Фонтанку.
В 1710-1712 гг. по проекту швейцарского арх. Доменико Трезини в саду был построен Летний дворец. По другой версии в 1710 г. начали строить Людские палаты, а стрительство самого Летнего двореца началось в 1711 г. Проект дворца для Петра I Трезини осуществил в голландском стиле, в архитектурных формах, близких к типовому проекту дома «для именитых». Наружный облик дворца сохранился без существенных изменений, только четырехскатная крыша, первоначально крытая черепицей, позже была заменена свинцовой. Венчает здание флюгер с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея. Именно Летний дворец дал название Летнему саду, который вначале именовался «царским огородом». Анализ архивных документов и изучение здания во время ремонтно-реставрационных рабо 1961-1964 гг. позволили установить, что дворец никогда не перестраивался и не достраивался.
В первой пловине XVIII в. к главному (южному) входу в Летний дворец можно было подплыть на лодке: здесь была небольшая гавань или гаванец с пристанью, от которой шли каменный ступени. Гавань, имеющая форму ковша, появилась еще по постройки дворца. Первоначально она служила для подхода к саду на мелких судах. В 1705 г. Петр приказал углубить гавань на 8 футов и обложить ее стены каменными плитами. Гавань была засыпана, вероятно, при сооружении набережных Невы и Фонтанки.
В Летнем дворце Петр I жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг. Дворец предназначался только для летнего жительства, в нем тонкие стены, одинарные рамы и двери. Летний дворец строился быстро. Первые сваи для фундамента начали забивать в августе 1710 г. Существует запись о том, что уже в апреле 1712 г. Петр жил в Летнем дворце. В это время барельефов еще не было. Дворец достраивал арх. Андреас Шлютер, приехавший по приглашению Петра в 1713 г. из Берлина.
Работы в Летнем дворце продолжались и после того, как в нем поселилися Петр. Так в мае 1719 г. в «четырех каморах» делались потолки «штукатурною работою», там же настилались дубовые полы.
(Лисаевич И., Бетхер-Остренко И. Скульптура Ленинграда. Искусство, Ленинград, 1965. С.10-13, [ 198 ], добавил Mary )
Летний дворец Петра I
в 1-й пол. XVIII в.
(из колл.Берхгольца)
сайт hermitage.ru
(добавил yuriT)
Летний дворец Петра I.
Андрей Мартынов.
(добавил Mary)
Дворец Петра в Летнем саду.
К.П. Беггров
2-я пол. 1820-х-1830-е гг.
(добавил Mary)
Приложение к Топ-плану 2004
(добавил IVa)
Приложение к
Топ-плану 2004
(добавил IVa)
Барельефы
Скромный фасад дворца украшают барельефы. Они были созданы в 1714 г., что специально оговаривалось в указе Петра от 2 мая 1714 г. Барельефы (всего их 29) расположены между окнами первого и второго этажей. Они посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне и возвращениии России северных морей. В большинстве барельефов фоном служит море с изображениями петровских галер. Многие мифологические сюжеты у современником Петра ассоциировались с конкретными историческими событиями.
Над главным входом помещен барельеф «Минерва, окруженная военными трофеями», два амура поднимают корону над ее головой.
Барельеф (1в): Спящий мальчик на дельфине. Барельеф (2в): Мальчик (Амур?), ухватившись двумя руками за бороду морского козерога, несется по волнам. Барельеф (3в): Улыбающийся мальчик (Амур?) на дельфине мичтся по морю. Барельеф (4в): Амур верхом на морском коньке. Барельеф (5в): Европа с быками. Сцена, предшествующая похощению Европы Юпитером. Барельеф (6в): Актеон и Диана. Юноша Актеон, превращаемый богиней Дианой в оленя, спасается от своих собак.
Западный фасад (обращенный в сторону сада)
Северный фасад (обращенный к Неве)
Барельеф (1с): Амур в схватке с морским чудовищем. Барельеф (2с): Амур, играющий со львом. Барельеф (3с): Амур с мечом и шлемом шествует по волнам с морским слоном. Барельеф (4с): Бог природы Пан у куста камыша, в который превратилась преследуемая им нимфа, два купидона смеются на Паном. Барельеф (5с): Юпитер обрушивает стрелы молний на морских чудовищ. Барельеф (6с): Латона и ликийские крестьяне. Крестьяне, не давшие напиться воды Латоне, Аполлону и Диане, были превращены в лягушек. Барельеф (7с): Венера, рожденная из пены морской, плывет по морю, сопровождаемая Амуром. Барельеф (8с) Богиня Афина на облаке спускается к морю, где ее встречает сирена. Барельеф (9с): Нереида (морское божество) на морском коне.
Со всей достоверностью раскрыть аллегорический смысл каждого из барельефов сложно, но в той или иной степени все барельефы символизируют победу в Северной войне.
(Лисаевич И., Бетхер-Остренко И. Скульптура Ленинграда. Искусство, Ленинград, 1965. С.10-13, добавил Mary )
(Юрий Раков. Скульптурный Олимп Петербурга. Санкт-Петербург. Искусство-СПб. С. 38-44., добавил Mary )
Минерва, окруженная
военными трофеями
Южный фасад.
(1ю) Похищение
Плутоном Прозерпины
(2ю) Аталанта и Гиппомен
(3ю) Бой Персея с Медузой
Северный фасад. (1с)
Амур в схватке
с морским чудовищем
(2с): Амур, играющий
со львом
(3с): Амур и морской слон
(4с) Бог природы Пан
(5с): Юпитер борется
с морскими чудовищами
(6с) Латона и
ликийские крестьяне
(9с) Нереида на морском
коне
Со стороны сада.
Северный и
западный фасады.
Западный фасад. (1з)
Диана с нимфами и Актеон
(2з) Арион на дельфине
(3з) Аполлон и Дафна
(5з) Похищение Европы Юпитером
(6з) Персей и Андромеда
Фасад со стороны Невы.
Решетка Летнего сада.
Арх. Ю.М.Фельтен (1770-1784)
* Мощение Клинкерным кирпичом XVIII века раскрыто в ходе археологических изысканий 2009-2011 годов.
Подобное мощение «ёлочкой» использовалось при создании первых набережных нашего города.
Поварня сохранила облик начала XVIII в. Стены комнаты облицованы изразцами, над очагом устроен навес, в мраморной раковине мыли посуду. Вода подавалась насосами.
Последующие сведения о Летнем дворце скудны. Летом 1728 г. в нем велись ремонтные работы (видимо, не только косметические, т.к. кроме белил и охры ко дворцу доставлялись кирпичи и черепица).
Наводнение 1824 г. нанесло зданию значительные повреждения, которые однако же были «исправлены с соблюдением прежнего вида».
К 1934 г. Летний дворец был отреставрирован, в нем открылся музей, посвященный Петру I.
Во время Великой Отечественной войны воздушная волна от взрыва сорвала несколько оконных рам. Музейные экспонаты к тому времени уже были вывезены, на месте оставались только большой стол из Зеленого кабинета и медный бак из Поварни.
В ходе ремонтно-реставрационных работ 1961-1964 гг. были восстановлены барельефы на фасадах дворца, воссоздана мелкая расстекловка окон, расчищены и реставрированы плафоны и другая живопись в комнатах дворца.
Людские покои.
Фасад со стороны Фонтанки.
(из колл.Берхгольца) [200]
(добавил Mary)
Фасад каменной галереи
при дворце в Летнем саду
в Петербурге
сайт hermitage.ru
(добавил yuriT)
Аксонометрический план
СПб Сент-Илера.
1765-1773.
Кресло Петра I из
Адмиралтейств-
коллегии [1].С.99
Зеленый кабинет
в Летнем дворце.
[1]. С.98
(добавил Mary)
В Летнем дворце.
Фото 1950-х гг. [79]
(добавил Mary)
Одна из комнат.
Фото 1950-х гг.
(добавил Mary)
Старое фото кресла Петра I.
Сейчас оно в
Военно-морском музее
(добавил Анчар)
Людские покои и Галерея
Людские покои, двухэтажное каменное здание, были построены вдоль Фонтанки. у Летнего дворца Петра I. Восточная сторона фундамента здания уходила в воду, северный фасад примыкал к гаванцу. Архитектура здания была созвучна Летнему дворцу Петра. По углам фасады украшали русты, прямоугольные окна обрамляли лепные наличники. Расположение комнат было анфиладным. Это дает основание предполагать, что автором проекта был арх. Доменико Трезини. Кровлю украшала балюстрада из точеных балясин и тумб с вазонами.
В большой комнате первого этаже разместили знаменитый Янтарный кабинет, подаренный Петру I прусским королем в 1717 г. (из описи не ясно был ли кабинет смонтирован). После смерти Петра Янтарный кабинет был собран в Зимнем дворце, затем перевезен в Царское Село.
Первый государственный музей
Первая публичная библиотека
В комнатах 17 и 18 Людских покое, расположенных в южной части второго этажа, размещали книги, прибывавшие из Москвы и прибалтийских городов. Позднее библиотека занимала уже три комнаты. Подрядная запись столяра Ивана Семенова дает представление об облике библиотеки первых лет. В трех комнатах стояли по углам и вдоль стен большие и малые шкафы с застекленными и глухими дверцами (всего 24). В самой большой комнате стоял стол с ящиками, здесь, видимо, хранились карты, чертежи, гравюры. В библиотеке Петра I было 1621 том литературы самого широкого профиля.
После смерти Петра в 1725 г. в Людских покоях жил Петр II. Позднее здесь размещался архив придворной конторы. В 1780-х гг., когда строилась гранитная набережная Фонтанки, здание разобрали.
[ 1 ]. Виктор Наумов Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников.
Скульптура «Мир и Изобилие» («Ништадский мир»)
Картина крестьянский обед летний дворец петра 1
Гоф-интендантская контора проводила ремонты подрядным способом под наблюдением своего архитектора, о чем известно из протоколов Канцелярии от строений. Покомнатная опись 1811 года говорит об утратах в интерьерах петровского времени.
«Триумф Екатерины (ЛД-328). >
«Триумф Петра I (ЛД-50). >
«Триумф России» (ЛД-1). >
«Торжество Морфея (ЛД-32). >
«Прославление деяний Петра I (ЛД-174). >
«Мир и спокойствие (ЛД-290). >
«Триумф Минервы» (ЛД-13). >
«Похищение Европы (ЛД-178). >
«Аллегория Африки (ЛД-176). >
«Аллегория Америки (ЛД-175). >
«Аллегория Азии (ЛД-177). >
«Амур, несущий латы (ЛД-14). >
«Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15). >
«Амур, несущий щит (ЛД-16). >
«Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17). >