какую рыбу можно давать ребенку в прикорм

Питание ребенка: рыбный стол. Как выбрать рыбу для первого прикорма

Когда вводить в рацион питания малыша рыбу. Кулинарные секреты приготовления рыбы. Как правильно выбрать рыбу. Рецепты рыбных блюд.

какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Смотреть фото какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Смотреть картинку какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Картинка про какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Фото какую рыбу можно давать ребенку в прикормДорофея Апаева врач-педиатр

Когда ваш малыш освоит блюда из овощей, каши, творог и мясо, настанет пора познакомить его и с рыбными продуктами. Как и в каком возрасте это лучше сделать?

какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Смотреть фото какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Смотреть картинку какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Картинка про какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Фото какую рыбу можно давать ребенку в прикорм

Наряду с молочными продуктами, яйцами и мясом, рыба является источником полноценного высококачественного белка. Вместе с тем, в каждом из названных продуктов присутствуют уникальные, неповторимые белки, отличающиеся от других аминокислотным составом. Вот почему диетологи рекомендуют разнообразное питание.

Пробуем рыбу. С чего начать?

Вводить рыбу в рацион здорового малыша следует примерно через 3-4 недели после введения мясного прикорма, то есть в 9-10 месяцев. Однако нужно учитывать, что рыба является одним из самых сильных пищевых аллергенов, поэтому детям-аллергикам введение в рацион рыбных блюд начинают уже после 1 года и с особой осторожностью. В идеале, особенно у малышей с ярко выраженной аллергической предрасположенностью, начало рыбного прикорма согласуют с врачом-аллергологом, наблюдающим ребенка.

Для знакомства малыша с рыбой подойдут нежирные сорта: пикша, треска, минтай, камбала, хек. Можно приготовить рыбу в домашних условиях или использовать готовые рыбные консервы для детского питания. Начать следует с ¼ чайной ложки, обычно в виде рыбного пюре, лучше в одно из утренних кормлений, чтобы иметь возможность до вечера внимательно наблюдать за крохой. Аллергические проявления могут иметь вид кожной сыпи, срыгиваний или рвоты, расстройства стула. Как правило, они наблюдаются через несколько часов после встречи с аллергеном.

Если вы заметили у крохи те или иные аллергические проявления после того, как дали ему отведать рыбное блюдо, от дальнейшего знакомства с этим сортом следует воздержаться. Переждите неделю-другую, предлагая малышу только те продукты, к которым он уже привык. После того как состояние нормализуется, можно попробовать дать ему другой сорт рыбы. Иногда аллергические реакции развиваются только на морскую или, напротив, только на речную рыбу. Часто детишки, страдающие аллергией к одним видам рыбы, вполне спокойно переносят другие сорта. Может случиться и так, что один и тот же сорт рыбы, скажем, вызывает аллергию при домашнем приготовлении, но хорошо переносится в консервированном (то есть промышленном) виде, или наоборот.

Если первое знакомство прошло гладко, и вы не отметили негативных проявлений, на следующий день можете предложить малышу 1 чайную ложку рыбы. Если и в этом случае все в порядке, можете постепенно увеличивать ежедневную дозу до возрастной нормы. В одно кормление ребенок в возрасте 9-10 месяцев может съедать около 50 г рыбы, к 11-12 месяцам можно предложить ему до 60-70 г. У рыбных белков есть еще одно свойство: аллергия на них нередко связана с эффектом накопления. Это значит, что если предлагать блюда из рыбы слишком часто, риск развития аллергических реакций на них значительно повышается. Именно поэтому предлагать малышу рыбные продукты следует не чаще 2-3 раз в неделю, потенциальным аллергикам (разумеется, переносящим конкретный сорт рыбы) — 1 раза в неделю.

Осторожно, аллергия!

С особой настороженностью следует отнестись к аллергическим реакциям немедленного типа (они появляются практически сразу после приема пищи), которые, хоть и редко, но, к сожалению, могут возникать при употреблении в пищу рыбы. Самой безобидной из таких реакций является крапивница. К более грозным относятся покраснение и/или отечность губ вскоре после еды, осиплость голоса. Подобные симптомы могут быть признаками развития отека Квинке — опасного состояния, характеризующегося отеком тканей лица, а в 20% — и слизистой оболочки гортани, затрудняющим дыхание.

Если вдруг вы заметите у малыша беспокойство, бледность или синюшность лица, сочетающиеся с затруднением дыхания, немедленно вызывайте «скорую помощь» и дайте ребенку любое антигистаминное средство (для детей до 3 лет предпочтительнее ЗИРТЕК или ФЕНИСТИЛ в каплях в возрастной дозировке). Если вы отметили у своего крохи появление аллергической реакции немедленного типа, в последующем вам следует быть крайне осторожными, если станете готовить этот сорт рыбы для других домочадцев. Рыба в некотором смысле является уникальным продуктом: аллергическая реакция может возникнуть от одного ее запаха! Дело в том, что обычно запах пищи обусловлен летучими низкомолекулярными соединениями, практически не способными вызвать аллергический ответ. Но рыбный запах обусловлен белковыми молекулами и потому может вызывать аллергическую реакцию у предрасположенных людей.

Рыбными продуктами заменяют в выбранные дни соответствующие блюда из мяса. Поначалу малышу будет проще управиться с рыбным пюре, позже его можно будет заменить пудингами с рыбой, рыбными тефтелями или паровыми котлетками. В 1 год малютке уже можно предложить вареную или печеную рыбу, приготовленную для остальных членов семьи. Во всех случаях следует тщательнейшим образом удалять из рыбы все косточки, даже самые мелкие, ведь малыш не в состоянии отделить их самостоятельно и может подавиться. Старайтесь не предлагать младенцу жирные сорта рыб, так как они могут вызвать кишечное расстройство. Рыбные бульоны не используют в детском питании примерно до 3 лет: они слишком насыщены экстрактивными веществами, являющимися ненужными стимуляторами для незрелой пищеварительной системы малышей, а особо ценными свойствами при этом не отличаются. Также детишкам до 3 лет не предлагают икру и морепродукты, как блюда с высоким аллергенным потенциалом.

какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Смотреть фото какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Смотреть картинку какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Картинка про какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Фото какую рыбу можно давать ребенку в прикорм

Какую рыбу выбрать для прикорма

Для приготовления блюд при условии переносимости лучше использовать морскую рыбу: она богата йодом, необходимым для работы щитовидной железы. Кроме того, считается, что пресноводная рыба «собирает» соли тяжелых металлов, которыми могут быть загрязнены воды рек и озер. Наилучшим сортом из пресноводных, достойным маленького гурмана, считается форель.

Любая рыба особенно вкусна зимой и весной, пока не выметала икру. Если вы покупаете целую рыбу, обратите внимание на ее свежесть. У свежей рыбы чистые, ярко-красные жабры, выпуклые и светлые глаза, ровная блестящая чешуя. Появление слизи в жаберных щелях, пленки на глазах, потускневшей или местами слущенной чешуи ставят под сомнение качество продукта. Охлажденная рыба хранится холодильнике не более 2-4 дней. Если вы привыкли приобретать замороженную рыбу, знайте: правильно замороженные тушки при постукивании издают звонкий звук, внешние признаки свежести замороженной рыбы — те же, что и у охлажденной. Мякоть у свежезамороженной рыбы в разрезе белого или бледно-розового цвета, а у замороженной вторично — темноватой окраски. Хранить замороженную рыбу в холодильнике рекомендуется не более 2-3 дней, а разморозив — немедленно использовать. О неправильном хранении рыбы говорят вмятины на тушке, желтизна прогорклого жира и его запах.

Для питания детей вы также можете использовать специальные детские консервы. Чаще всего рыба выпускается не в чистом виде, а составе рыбно-овощных и иногда — рыбно-крупяных блюд. Овощи помогают обогатить конечный продукт пищевыми волокнами, которыми бедна рыба, что значительно повышает биологическую ценность блюда. Для изготовления детских консервов используют морскую (треска, хек, минтай, лосось) или речную рыбу (судак, форель). Обычно она составляет от 10 до 30% массы продукта. В качестве овощного компонента используются картофель, цветная капуста, брокколи, морковь, кабачок, тыква, зеленый горошек, фасоль. Из круп в состав консервов включают рис, перловую, гречневую, манную крупы, кукурузу, овес. Иногда консервированные рыбные блюда наряду с небольшим количеством рыбьего жира содержат и растительные масла — оливковое, подсолнечное, соевое, кукурузное, рапсовое, а иногда — и жиры животного происхождения — сливочное масло.

Для улучшения вкусовых качеств конечных блюд добавляют зелень и пряности. В качестве консерванта может быть добавлена аскорбиновая кислота.

Готовим рыбные блюда дома

Рыбное пюре

Филе рыбы (без кожи) — 60 г,
молоко и растительное масло — по 1ч. ложке.

Филе отварить в небольшом количестве воды в течение 15-20 минут, остудить, пропустить через мясорубку или взбить в блендере, предварительно удалив все косточки. Добавить молоко, масло, соль, хорошо перемешать и довести до кипения на слабом огне.

Суфле рыбное паровое

Рыбное филе отварить, удалить все кости. Пропустить через мясорубку с мелкой решеткой, добавить густой молочный соус (молоко вскипятить с мукой в течение 5-8 минут), сливочное масло, яичный желток, перемешать, осторожно ввести в фарш взбитый белок. Массу выложить в смазанную маслом форму и довести до готовности на водяной бане под крышкой в течение 15-20 минут.

Рыбный пудинг

Филе рыбы — 100 г,
картофель — 1/2 шт.,
масло — 2 ч. ложки,
молоко — 2 ст. ложки,
яйцо — 1/4 шт.

Сварить очищенный картофель до полной готовности, слить воду, размять деревянным пестиком так, чтобы не было комочков, и развести молоком. Рыбу сварить в подсоленной воде, отделить все кости. Мякоть мелко нарубить, смешать с картофелем, слегка посолить, добавить растопленное сливочное масло (1 ч. ложку), желток и взбитый в густую пену белок. Форму смазать маслом, выложить в нее массу, закрыть крышкой, поставить на водяную баню и варить 20-30 минут.

Рыбные тефтели

Филе рыбы — 60 г,
хлеб пшеничный — 10 г,
желток — 1/4 шт.,
вода — 10 мл,
растительное масло — 4 мл.

Рыбное филе (например, трески) освободить от костей, пропустить через мясорубку с размоченным в воде кусочком хлеба, добавить яичный желток и растительное масло, тщательно перемешать. Из полученной массы слепить шарики, уложить в посуду, наполовину заполненную водой, и варить на медленном огне в течение 20-30 минут.

Котлеты рыбные паровые

Филе рыбное — 80 г,
молоко — 25 мл,
хлеб белый — 10 г,
яйцо — 1/4 шт.

Рыбное филе пропустить через мясорубку, добавить размоченный в молоке белый хлеб, вымешать, опять пропустить через мясорубку, посолить, взбить яйцо и вымешать до получения однородной пышной массы. Сформовать из массы котлеты, приготовить их на пару, уложив на решетку паровой кастрюли (специальные решетчатые вставки для приготовления паровых блюд в обычных кастрюлях можно приобрести в хозяйственных отделах универсальных магазинов), в течение 20-30 минут.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Как вводить прикорм?

какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Смотреть фото какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Смотреть картинку какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Картинка про какую рыбу можно давать ребенку в прикорм. Фото какую рыбу можно давать ребенку в прикорм

В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни. Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.

В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.

1 шаг – каша или пюре из надземных овощей
2 шаг – пюре из подземных овощей или каша
3 шаг – мясное пюре
4 шаг – масло растительное
5 шаг – кисломолочный продукт
6 шаг – сливочное масло
7 шаг – творог
8 шаг – желток яйца
9 шаг – рыбное пюре
10 шаг – фруктовое пюре
11 шаг – хлебобулочные изделия

Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.

Признаки готовности к введению первого прикорма:

Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.

После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.

Основания для первого прикорма кашей:

Основания для первого прикорма овощами:

Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.

После выбора типа продукта определяем вид и форму.

Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси

Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное

Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.

Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: «коробкам» и «банкам» с указаниями «гипоаллергенно» и/или «для первого прикорма». Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.

Далее выбираем время когда даем первый прикорм. Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.

Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.

Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.

В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.

На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.

При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:

При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.

При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.

Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.

Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.

Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу.

Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.

Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.

Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).

Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.

Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).

Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.

И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.

Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.

Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.

С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.

С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма.

Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.

Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.

Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.

Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.

Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом. Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.

Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.

На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца. Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.

Девятый шаг знакомит с рыбой. Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.

Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.

Десятый шаг – фрукты. Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.

Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.

Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.

Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.

Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.

На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.

На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.

Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей. Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.

Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.

На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.

Ребенок питается по режиму

завтрак: молочная каша+масло+компот

2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир

обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот

полдник: фрукты и творог+сушка/печенье

ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты

Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.

Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.

Источник

Первый прикорм

Содержание:

После того, как налажено грудное вскармливание или подобрана искусственная смесь, следующая задача, которую решают родители — научить кроху есть что-то кроме молока или смеси, то есть прикорм.

Как правильно вводить прикорм?

Педиатры постоянно пересматривают правила введения прикорма, и рекомендации, с чего начать, становятся все менее строгими.

Когда вводить прикорм?

Время, когда ребенок начинает нуждаться в более плотном питании, можно определить по некоторым признакам в развитии. Он:

может сидеть с небольшой поддержкой или без нее,

не выталкивает твердые предметы, которые оказываются у него во рту (этот рефлекс обычно угасает к 4-5 месяцам),

засовывает в рот разные объекты, в том числе свои руки, тянется к еде, когда видит, что едят другие,

может отвернуться от ложки, если не хочет есть.

Почему не нужно вводить прикорм раньше?

Потребности ребенка в энергии, витаминах и микроэлементах до полугода полностью удовлетворяются грудным молоком или адаптированной молочной смесью. Когда-то при искусственном вскармливании прикорм грудничка начинали раньше, но это было связано с недостатками старых молочных смесей, которые удалось исправить в современных.

До 6 месяцев пищеварительная система не приспособлена к разнообразной плотной пище, а кроме того, высок риск подавиться, поскольку ребенок еще не умеет глотать правильно ничего, кроме жидкостей. Поэтому не рекомендуется 2 давать каши с хлопьями из бутылочки ребенку, который ест лежа.

С чего начинать прикорм?

Ответ может быть неожиданным, но вы можете начать прикорм с любых не запрещенных для малышей продуктов подходящей консистенции. Дети до 8 месяцев обычно не умеют жевать и могут подавиться твердыми кусочками, поэтому им нужно превращать все продукты в пюре, которое со временем можно делать все более густым.

Нет подтверждений того, что порядок введения прикорма как-то влияет на здоровье ребенка.

Также до года не рекомендуется поить ребенка большим количеством коровьего молока и давать ему мёд. Но причина не в аллергии, а в том, что коровье молоко содержит мало железа, а мед может содержать споры бактерий, вызывающих ботулизм.

Конечно, не следует давать жирные, соленые, содержащие искусственные красители и консерванты продукты, но большинство родителей вряд ли решит это сделать.

Как это ни удивительно, по современным рекомендациям 1,2,5 на этом запреты заканчиваются. Вы можете выбрать абсолютно любой вид овощей и фруктов любого цвета, любое нежирное мясо, крупу или детский кисломолочный продукт и начать прикорм с него.

Для домашнего использования не актуальны сложные таблицы введения прикорма по месяцам с точностью до 2 недель и 10 граммов. У вас же нет задачи рассчитать стоимость продуктов для 500 грудничков на год. Вы будете ориентироваться на аппетит и вкусы своего малыша, а также семейные традиции питания.

Схема введения прикорма и аллергия

Как заменять кормления прикормом?

На эту тему не проводилось строгих исследований, поэтому нельзя сказать, что какая-то методика точно лучше другой. Многие врачи рекомендуют сначала давать прикорм, а потом грудное молоко или смесь, чтобы ребенок не успел насытиться и охотнее ел непривычные пюре.

Однако иногда советуют сначала дать грудь или бутылочку, чтобы ребенок настроился на прием пищи, а не на игру с ней, потом дать прикорм, потом докормить жидким питанием. Может быть, кому-то будет удобнее сначала делать так, а когда ребенок привыкнет есть с ложки, переходить к первому варианту.

Как быстро вводить новые виды продуктов?

Нет необходимости давать малышу сразу несколько видов новой еды. Он в любом случае не голодает, и разумно делать перерывы несколько дней (чаще всего рекомендуют 3 дня) перед следующим продуктом.

Сначала дают совсем небольшое количество еды (примерно половину ложки). Если все в порядке, можно постепенно увеличивать порцию. До скольких граммов? До маленькой детской мисочки. Совершенно не обязательно взвешивать порцию на весах. Все равно ребенку надо дать столько, сколько он охотно согласится съесть.

Имеет смысл отложить ввод нового продукта на несколько дней, если ребенок болеет или ожидается какое-то значимое изменение (например, смена молочной смеси или места жительства). Тогда будет легче понять причину возможной реакции.

«Педиатрический» и «педагогический» прикорм

Педагогическим называют метод введения прикорма, когда ребенку дают очень маленькие кусочки еды с общего стола, когда ест вся семья. Часто его противопоставляют педиатрическому, когда ребенка специально сажают в стульчик и пытаются как-то сделать так, чтобы он съел количество определенной еды, написанное в специальной таблице.

На самом деле никакого противопоставления этих двух видов прикорма нет, и нет четких границ между ними. Никакой современный педиатр не требует ребенка есть строго 150 г именно брокколи обязательно в одно кормление.

Как продолжать введение прикорма?

В 8-10 месяцев дети научаются откусывать и жевать пищу (даже если еще нет зубов, им можно начинать давать кусочки плотных продуктов, например, овощей, но по-прежнему они могут подавиться твердыми продуктами, например, нельзя давать орехи или семечки.

ВОЗ и все врачебные организации мира рекомендуют продолжать кормление грудью по крайней мере до 1 года (ВОЗ даже дольше, но это важно в странах с плохим питанием и гигиеной). Дальше это не имеет несомненных преимуществ для здоровья при полноценном основном питании.

Таблица прикорма детей до года (по рекомендациям Американской педиатрической ассоциации, базы и Европейского общества детской гастроэнтерологии, гепатологии и питания).

Только грудное молоко или адаптированная молочная смесь.

Можно по желанию давать очень небольшое количество прикорма (те же продукты, что в 6-8 месяцев, но без намерения заменять ими основное питание).

Начинают прикорм с любого из продуктов следующих групп: овощи, мясо, фрукты, зерновые каши, детские кисломолочные продукты, постепенно добавляя остальные продукты этих групп, включая потенциально аллергенные (рыбу, яйца). Консистенция — однородное пюре. Нельзя мёд и коровье молоко до года. Можно предлагать воду, особенно в жару.

Продолжают расширять набор продуктов из групп, подходящих для месяцев, можно давать более крупные кусочки.

Ребенок может есть все продукты, входящие в здоровое питание взрослых (можно ориентироваться на рекомендации ВОЗ), в том числе коровье молоко и мёд. 2,3 Семечки, орехи и мелкие леденцы опасно давать до 3 лет из-за риска подавиться.

Имеет смысл обсудить соки, которые раньше рекомендовали вводить по каплям чуть ли не с 2 месяцев. Сейчас специалисты по детскому питанию не рекомендуют давать много сока (как и других сладких напитков) ни в каком возрасте. Сок снижает аппетит, провоцирует кариес и не содержит ничего дополнительно полезного по сравнению с фруктами.

Ссылки на источники:

Togias A, Cooper SF, Acebal ML, Assa’ad A, Baker JR Jr, Beck LA, Block J, Byrd-Bredbenner C, Chan ES, Eichenfield LF, Fleischer DM, Fuchs GJ 3rd, Furuta GT, Greenhawt MJ, Gupta RS, Habich M, Jones SM, Keaton K, Muraro A, Plaut M, Rosenwasser LJ, Rotrosen D, Sampson HA, Schneider LC, Sicherer SH, Sidbury R, Spergel J, Stukus DR, Venter C, Boyce JA. Addendum Guidelines for the Prevention of Peanut Allergy in the United States: Report of the National Institute of Allergy and Infectious Diseases-Sponsored Expert Panel. Pediatr Dermatol. 2017;34(1):e1.

Fewtrell, Mary; Bronsky, Jiri; Campoy, Cristina; Domellöf, Magnus; Embleton, Nicholas; Fidler Mis, Nataša; Hojsak, Iva; Hulst, Jessie M.; Indrio, Flavia; Lapillonne, Alexandre; Molgaard, Christian. Complementary Feeding. Journal of Pediatric Gastroenterology and Nutrition: January 2017 — Volume 64 — Issue 1 — p 119-132

BR Carruth, PJ Ziegler, A Gordon, SI Barr Prevalence of picky eaters among infants and toddlers and their caregivers’ decisions about offering a new food. Journal of the American Dietetic Association, Volume 104, Supplement 1, 2004,Pages 57-64

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *