какую рыбу лучше ввести для первого прикорма
Как вводить прикорм?
В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни. Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.
В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.
1 шаг – каша или пюре из надземных овощей
2 шаг – пюре из подземных овощей или каша
3 шаг – мясное пюре
4 шаг – масло растительное
5 шаг – кисломолочный продукт
6 шаг – сливочное масло
7 шаг – творог
8 шаг – желток яйца
9 шаг – рыбное пюре
10 шаг – фруктовое пюре
11 шаг – хлебобулочные изделия
Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.
Признаки готовности к введению первого прикорма:
Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.
После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.
Основания для первого прикорма кашей:
Основания для первого прикорма овощами:
Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.
После выбора типа продукта определяем вид и форму.
Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси
Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное
Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.
Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: «коробкам» и «банкам» с указаниями «гипоаллергенно» и/или «для первого прикорма». Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.
Далее выбираем время когда даем первый прикорм. Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.
Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.
Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.
В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.
На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.
При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:
При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.
При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.
Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.
Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.
Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу.
Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.
Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.
Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).
Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.
Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).
Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.
И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.
Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.
Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.
С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.
С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма.
Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.
Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.
Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.
Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.
Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом. Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.
Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.
На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца. Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.
Девятый шаг знакомит с рыбой. Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.
Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.
Десятый шаг – фрукты. Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.
Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.
Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.
Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.
Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.
На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.
На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.
Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей. Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.
Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.
На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.
Ребенок питается по режиму
завтрак: молочная каша+масло+компот
2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир
обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот
полдник: фрукты и творог+сушка/печенье
ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты
Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.
Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.
Какую рыбу лучше ввести для первого прикорма
Рыба в питании детей и подростков
Здоровое питание – важная составляющая, необходимая для роста и развития детей. Рыба – один из продуктов, без которого полноценное питание невозможно. Жители Беларуси не привыкли употреблять этот продукт хотя бы еженедельно. Это большое упущение, как для взрослых, так и для подрастающего поколения. Тем не менее, наряду с неоспоримой пользой, которую приносят рыба и морепродукты, есть и «подводные камни», о которых должны знать родители и стараться их избегать.
Рыба является источником легкоусвояемого белка, который в качестве строительного материала необходим ребёнку. Белок рыбы усваивается практически полностью (93-98%), в отличие от мяса (87-89%). В нем есть все незаменимые аминокислоты. Этим и определяется особая ценность рыбы.
В рыбе содержатся омега-3 жирные кислоты. Они нужны для развития головного мозга и нервной системы (памяти, логического мышления, концентрации внимания), помогают нормальному функционированию сердечно-сосудистой системы. Тут следует отметить, что для восполнения потребности ребенка в омега-3, родители могут давать ему рыбий жир. Конечно, данная пищевая добавка не сможет восполнить всю пользу, получаемую от рыбы, но с восполнением запаса омега-3 справится.
Витамины и минералы: витамин В12, витамина D, железо, цинк, йод, селен. Все они незаменимы для правильного развития костей, зубов, эндокринной системы, работы иммунитета. Блюда из рыбы компенсируют недостаток минеральных веществ в рационе ребенка.
Возможные проблемы при употреблении рыбы:
1. Аллергия. Не стоит забывать, что рыба относится к аллергенным продуктам. При индивидуальной непереносимости рыбы реакция может возникнуть не только при употреблении ее в пищу, но даже при вдыхании пара, который выделяется при ее приготовлении или просто в случае прикосновения к рыбе. Проявлениями аллергии могут быть реакции со стороны кожи (различные сыпи), органов дыхания (аллергический насморк, кашель, одышка) и даже опасные общие реакции организма (анафилаксия).
Пути решения: Вводить рыбу в качестве прикорма на фоне полного здоровья ребенка. Начинать следует с одного сорта рыбы. Рыба не должна принадлежать семейству тресковых, как наиболее аллергенному. Лучше использовать хек, минтай.
Следует постараться включить рыбу в рацион ребенка в первый год жизни. Это поможет снизить риск развития аллергии в будущем.
При проявлении симптомов пищевой аллергии на рыбу, после стихания симптомов, попробуйте дать ребенку рыбу других сортов. Одни дети могут переносить такие виды рыбы, как лосось, форель, скумбрия, другие реагируют лишь на красную рыбу, но переносят, например, треску. Если ребенок реагирует на все виды рыбы, следует исключить ее из рациона и внимательно следить за составом употребляемых продуктов. В данном случае потребуется консультация аллерголога.
2. Метилртуть. Помимо аллергии, у рыбных продуктов есть еще одно свойство, которое не позволяет включать их свой ежедневный рацион. Любое международное руководство твердит об умеренном употреблении рыбы и морепродуктов. И дело не в аллергии. В чем подвох?
По данным Всемирной Организации Здравоохранения: среди отдельных групп населения, живущих рыбной ловлей, от 1,5 до 17 детей на каждую тысячу страдают умеренной олигофренией (умственной отсталостью), вызываемой потреблением рыбы. Такие группы населения есть в Бразилии, Канаде, Китае, Колумбии и Гренландии.
Дело все в том, что рыба и моллюски концентрируют в своем организме неорганические и органические токсины и загрязнители, включая метилртуть. Метилртуть как раз и является высокотоксичным органическим соединением. Данное соединение попадает в водоемы из находящихся поблизости источников загрязнения, производящих сжигание угля или добычу железной руды. Там она поглощается водорослями, которые находятся в начале пищевой цепочки. Эти водоросли поедает мелкая рыба. Рыбу – следующая рыба, стоящая в пищевой цепочке на ступень повыше. Таким образом, происходит аккумуляция метилртути у крупных хищных особей. Чем дольше живёт рыба, тем больше ртути она может накопить.
Исходя из этого, рыба делится на три категории. К первой группе относятся сорта, которые практически не накапливают вредные вещества и, соответственно, являются лучшими выбором для употребления. Вторая группа – накапливают ртуть в большем объеме, однако все еще безопасна для включения в рацион. И третья группа – хищная рыба крупных сортов, данный продукт следует избегать.
Пути решения: Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) взрослым и детям старше двух лет рекомендует употреблять 2-3 порции рыбы в неделю из списка «Лучший выбор», или 1 порцию из списка «Хороший выбор». При выборе порции FDA советует ориентироваться на размер ладони.
Лучший выбор: анчоус, атлантический горбыль, атлантическая скумбрия, черный морской окунь, масляная рыба, сом, моллюск, треска, краб, раки, камбала, пикша, хек, сельдь, лобстер, кефаль, устрица, тихоокеанская скумбрия, окунь, беккерель, камбала, лосось, сардина, гребешок, креветка, корюшка, кальмар, телапия, форель пресноводная.
Хороший выбор: палтус, морской окунь, карп, полосатый окунь, испанская скумбрия, форель атлантическая, тихоокеанский горбыль, тунец белый (консервированный, свежий и замороженный), тунец желтоперый.
Следует избегать: скат, акула, рыба-меч, большеглазый тунец, марлин, королевский макрель.
3. Глистные инвазии. Это еще одна малоприятная причина, требующая внимательно относиться к выбору рыбы. В первую очередь речь идет о пресноводной рыбе. Именно ее в Беларуси покупают чаще всего в свежем виде. Карп, карась, толстолобик – любая из них может быть заражена. Однако, и в морской рыбе (минтай, хек, форель) нередко встречаются паразиты.
Важно знать, что первые признаки заболеваний начинаются, в среднем, через 2-3 недели после употребления зараженной рыбы. Чаще всего это усталость, мигрень, болевые ощущения в мышцах и суставах, возможно появление кашля, затруднения дыхания, кожной сыпи и подъема температуры тела до 40 градусов. При появлении этих симптомов незамедлительно обратитесь к врачу.
При употреблении рыбы, зараженной глистами, у ребенка могут развиться такие заболевания, как описторхоз, дифиллоботриоз, метагонимоз, нанофиетоз, анизакидоз, дифиллоботриоз. Для профилактики данных заболеваний необходимо придерживаться простых правил.
Пути решения: Следует покупать рыбу только в тех местах (магазины, рынки), где она проходит тщательную санитарную проверку.
Покупая рыбу, обратите внимание на цвет и чистоту чешуи. При разделке обращайте внимание на ее мясо. Оно должно быть белого или красного цвета (в зависимости от вида), без ните- и спиралевидных включений. Не покупайте рыбу плохого или сомнительного качества.
Важно, чтобы рыба прошла термическую обработку. Варить ее следует 15-20 минут после закипания воды, предварительно разделав рыбу на кусочки. Рыбу целиком необходимо варить дольше.
Как же нужно употреблять рыбу, чтобы она приносила только пользу?
Очень важно вовремя ввести рыбу в виде прикорма, желательно – не позднее 8 месяцев жизни. Это нужно для того, чтобы минимизировать риск пищевой аллергии и сформировать лояльность к рыбным продуктам.
Рыба может быть предложена как в виде консервы, произведенной специально для детского питания, так и блюдом, приготовленным самостоятельно. Рыбные консервы могут иметь различную степень измельчения: пюреобразные (размер частиц до 1,5 мм) для детей 8-9 мес. и крупноизмельченные для детей 11-24 месяцев.
Количество продукта к 11 месяцу жизни должно составлять 100-150 г за один прием пищи. Детям в возрасте до 11 месяцев рыбу следует давать вместо мясного блюда. К концу года ее можно назначать дополнительно к мясным блюдам, например, в обед – мясное блюдо, на ужин – рыбное.
При использовании рыбных консервы, созданных специально для детского питания, жизнь мамы упрощается. Но если родители хотят сами готовить малышу, следует выбирать сорта рыбы с учетом предложенной выше таблицы, и абсолютно быть уверенным в качестве продукта.
Прикорм по месяцам
Необходимость введения прикорма у современных мам уже давно не вызывает никаких сомнений. Врачи-педиатры, детские диетологи и прочие дипломированные специалисты в один голос говорят о том, что в определенный момент и материнского молока, и смеси становится недостаточно, чтобы удовлетворить растущие потребности детского организма в полезных микроэлементах и витаминах. Вот тогда и наступает время введения прикорма. О том, что ваш малыш готов получать новый опыт и пробовать пока неизвестные ему вкусы, говорит наличие следующих признаков:
• увеличение изначального веса ребенка в два раза,
• способность сидеть с опорой,
• малыш не выталкивает еду изо рта,
• любопытство и желание попробовать что-то с общего стола.
Также важными сигналами для начала прикорма могут служить признаки недоедания у ребенка, постоянное чувство голода и связанное с ним беспокойство, потеря в весе. В этих случаях рекомендуется сразу обратиться к специалисту и поделиться с ним своими наблюдениями.
Когда начинать введение прикорма
О времени начала прикорма до сих пор ведутся споры. Но если привести к общему знаменателю научные рассуждения, то напрашивается вывод, что прикорм можно вводить примерно с полугода, а детям с определенными медицинскими показаниями – с 3–5 месяцев. Многие специалисты считают, что полгода – это идеальное время для прикорма, когда первые колики остались позади, а система пищеварения достаточно сформировалась для того, чтобы попробовать новые продукты. Точный ответ на вопрос, когда вводить прикорм у конкретного ребенка, сможет дать только педиатр. В некоторых ситуациях может понадобиться ввести новые блюда в рацион малыша уже в 4 месяца, а кто-то будет к этому готов только после полугода.
С каких продуктов начинать введение прикорма
Фрукты, овощи или каши? Какие из этих продуктов наиболее подходят для начала прикорма? Специалисты давно ответили на этот вопрос так: если малыш недобирает в весе, страдает от частого жидкого стула, начинать желательно с каш (конечно же, безглютеновых и безмолочных), а если с весом все нормально, то первыми в очереди будут овощи. Также овощной прикорм рекомендован для детей на грудном вскармливании с проблемами запоров, рахитом или рожденными раньше срока, вес которых держится в норме или превышает стандарты.
Почему не фрукты? Все просто. Фрукты имеют яркий и сладкий вкус, и, попробовав сперва яблоко или банан, малыш, скорее всего, откажется от кабачков или брокколи, которые не имеют такого же насыщенного вкуса. Поэтому введение в рацион фруктовых пюре и соков откладывают до тех пор, пока в меню не станет привычным блюдом овощные пюре. Что касается каш, то сначала вводят гречку, рис и кукурузу, так как они характеризуются отсутствием глютена, насыщают и хорошо перевариваются.
Избегаем ошибок
Для того чтобы введение прикорма не стало испытанием ни для малыша, ни для мамы, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Самое главное – наберитесь терпения и не расстраивайтесь сильно, если все идет не по плану. Каждый ребенок индивидуален, как и его вкусовые пристрастия и потребности.
• Начинайте прикорм, если ребенок абсолютно здоров. Противопоказаниями для введения новых продуктов будут режущиеся зубки, простуда, стресс, связанный с разлукой или переездом, недавно перенесенные или планирующиеся прививки.
• Новые продукты вводятся постепенно, начиная с половины чайной ложки. При отсутствии аллергии или проблем с пищеварением на следующий день количество продукта увеличивается примерно вдвое. Иногда введение нового продукта растягивается до недели. Не спешите, дайте ребенку возможность «распробовать» это блюдо. Если малыш наотрез отказывается от предложенного, отложите знакомство как минимум на неделю.
• Не заставляйте ребенка есть насильно. Ведь ваша цель – познакомить ребенка с новыми вкусами и помочь выработать ему правильные пищевые привычки.
• Лучшее время для первого прикорма – после утреннего кормления до 12 часов, когда малыш уже проголодался и готов подкрепиться чем-то еще. В случае, если что-то пойдет не так, вы узнаете об этом в течение дня, а не ночью.
• При отрицательной реакции на продукт, например аллергии, незамедлительно обратитесь к доктору. Затем, по согласованию с врачом, предложите это блюдо через определенный промежуток времени.
• Увеличивайте порцию до рекомендованной педиатром постепенно. Если вы не укладываетесь за неделю, не переживайте. Прислушивайтесь к ребенку и действуйте по ситуации.
• Всегда начинайте кормление с прикорма. Только после него предлагайте грудное молоко или смесь.
• Придерживайтесь графика 5-разового питания. Кормите ребенка в одно и то же время каждый день.
• Продукты, предлагаемые малышу, должны быть термически обработаны – сварены или приготовлены на пару. Блюдо должно быть комфортной температуры – около 37 °С.
• Пюре и каши должны быть жидкой консистенции, чтобы ребенку, еще не умеющему жевать, было удобно их есть. Более густые блюда с комочками и кусочками вводятся в рацион примерно к году, когда уже есть несколько зубов.
• При приготовлении блюд для прикорма не используйте соль, сахар и специи. Также не добавляйте их для того, чтобы заставить ребенка съесть что-либо. Пусть малыш привыкает к натуральным вкусам.
• Блюда для прикорма готовятся на один раз и ни в коем случае не хранятся в холодильнике до следующего кормления. Все должно быть только первой свежести.
• Если вы предпочитаете готовое детское питание, внимательно изучите топ производителей, уделяйте особое внимание срокам хранения при покупке.
При введении прикорма ориентируйтесь на данные таблиц, где указано, какие продукты, в каком количестве и в каких месяцах рекомендуют давать специалисты.
Таблица прикорма по месяцам при искусственном вскармливании
Таблица прикорма по месяцам при грудном вскармливании
Как видно, схемы введения прикорма при грудном и искусственном вскармливании отличаются не слишком сильно. В любом случае, начиная вводить в рацион малыша новые продукты, вам придется еще длительное время давать ребенку молоко или смесь, которые пока являются основой его питания.
Как вводить прикорм по месяцам
3 месяц
Если по совету врача вашему малышу, находящемуся на грудном или искусственном вскармливании, необходимо вводить прикорм в 3 месяца, начинайте с того, что вам рекомендовал специалист. Если это овощи, начинайте с классики – кабачкового пюре. Этот овощ содержит множество полезных нутриентов и клетчатку. Начинайте с половины чайной ложечки, внимательно наблюдая за реакцией организма ребенка. После обязательно докармливайте малыша грудным молоком или смесью. В случае, если кабачок не понравился ребенку, попробуйте дать брокколи или цветную капусту. Ну а если врач посоветовал кашу, смело выбирайте гречку или кукурузу.
4–5 месяц
После того как малыш попробовал кабачки, брокколи и цветную капусту, самое время добавлять другие овощи: морковь, картофель, зеленый горошек. Не переусердствуйте с морковью, давайте ее не чаще 2 раз в неделю. Еще лучше, если этот корнеплод сочетать с другими овощами. Настало время каш! Безглютеновых, приготовленных на воде гречки, риса или кукурузы. Если малыш отказывается есть такие каши, добавьте в них немного грудного молока или привычной смеси.
6 месяц
Время побаловать малыша компотом из сухофруктов, а детям на искусственном вскармливании начать давать молочные каши. Можно использовать для приготовления таких каш молочную смесь, а в некоторых случаях и молоко, разбавленное водой. Но вообще педиатры не советуют вводить коровье молоко в детский рацион до 8 месяцев, так как это может вызвать аллергические реакции.
7 месяц
После того как малыш привыкнет к овощным пюре, можно попробовать дать фруктовые пюре и при желании соки, которые следует разводить водой. Относительно соков в последнее время высказывается много негатива. Клетчатки в них нет, но зато много кислот, которые могут быть не совсем безопасны для желудка и иметь высокое содержание сахара. Так что посоветуйтесь с педиатром и хорошо подумайте, давать ли крохе соки или все же предпочесть пюре и компоты. Прекрасная альтернатива сокам – детские травяные чаи. Знакомить кроху с фруктами начинайте с яблок (предпочтительней зеленые сорта), бананов, груш. Меню малыша пополняется новым продуктом – мясом. Лучше всего подходят крольчатина, мясо индейки. Также неплохим вариантом считаются куриное филе и телятина. Берется нежирная мякоть без прожилок. Ее отваривают или доводят до готовности на пару, затем измельчают в блендере или мясорубке. Мясо с постепенным увеличением его количества дают в составе овощных пюре. Также в 7 месяцев пора давать малышу тыкву.
8 месяц
Важный момент в схеме введения прикорма при искусственном и грудном вскармливании наступает именно на 8 месяце. Самое время дать ребенку желток. Очень внимательно следите за реакцией организма: нет ли проявлений аллергии. В случае отрицательной реакции организма на куриный желток исключите его из меню и попробуйте перепелиный. Лучше всего этот продукт давать в утреннее кормление с 9 до 11 часов. Наряду с растительным и сливочным маслом вводят и глютеновые каши: овсяную, пшенную, ячменную, перловую. Самое время дать попробовать ребенку легкие овощные супчики. Компоненты блюда должны быть знакомы ребенку. Не экспериментируйте, вводя в рацион блюда даже с одним неизвестным ингредиентом. К мясу в виде пюре добавляются фрикадельки, сваренные или приготовленные на пару.
9 месяц
В этом возрасте малышу следует ввести в рацион рыбу нежирных сортов: минтай, хек, окунь, треска. Для этих целей берут филе и готовят его на пару, тушат или варят. В первые разы рыбу дают в очень маленьком количестве. Начинают с одного раза в неделю, постепенно доводя до двух. Запомните, что в один день дают либо рыбу, либо мясо, не смешивая эти 2 продукта. Если в возрасте 8 месяцев в меню ребенка еще не было чернослива, самое время это исправить. Отличным вариантом является и компот из сухофруктов, который поначалу лучше разводить водой. Однако курагой увлекаться однозначно не стоит, лучше подождите до достижения малышом годовалого возраста.
10–12 месяц
Рацион, характерный для этого периода, отличается увеличением порций до их максимальных значений, указанных в схеме. Также именно в этом возрасте последнее кормление постепенно заменяется молоком или кефиром.
Итак, познакомившись с набором важнейших рекомендаций, вы готовы к прикорму. Еще раз посоветуйтесь со специалистом, наберитесь терпения, не забывая прислушиваться к организму малыша. Мы уверены, что у вас все получится. Главное здесь, как и в любом другом деле, – позитивный настрой. Все зависит от вас и вашего желания вырастить здорового и счастливого малыша с грамотным пищевым поведением. Не останавливайтесь в случае неудачи и не расстраивайтесь, если что-то идет не по плану. Все обязательно наладится.