какую кашу варить на крестины
Какую кашу варить на крестины
В начале праздника гости подарки не вручали. Все действие началось в конце первого застолья.
— Гости дорогие! Позвали вас отведать не только хлеб-соль, а еще и бабину кашу. Каша — необходимый атрибут — угощенье на крестинах. Она варится на молоке, обязательно сладкая и крутая. В давние времена у восточных славян эту кашу варила бабка-повитуха, потому она так и называется. В наше время этот обряд трансформировался: готовит кашу не повитуха, которую сейчас днем с огнем не сыскать, а хозяйка дома или самая старшая женщина из семьи.
Дружными аплодисментами встречаем прабабушку Софийки! Именно она вносит горшок с кашей, который, как в давние времена, до определенного момента, прятался от гостей!
( Глиняный горшок, украшенный разноцветными лентами, цветами, ставят на отдельный столик, тележку в центре зала.)
— Каша символизирует продолжение рода. Ее должен отведать каждый гость. Особенно те, кто еще не замужем, не женат, кто мечтает о детках. Но на стол каша может попасть только после выкупа. Ваша задача сейчас выкупить у прабабушки этот горшок. Мы начинаем торги. Кто даст денег больше, тому предоставляется право разбить этот горшок. (Ведутся торги. Очень важно, чтобы торг выиграл крестный отец.)
Сначала вносим не настоящую «бабину» кашу, а горшок с конфетами, пшеном. Когда торг закончился, кум разбивает горшок, а каши нет. (Конфеты и сладости из первого горшка потом раздаются всем гостям). Решаем с гостями, заслужил ли кум горшок с настоящей кашей?
Вносим настоящую кашу.
Долго каша в чугунке в укромном месте простояла,
Потому что от гостей все монеток ожидала.
Кто из вас побольше гривень крестным сможет дать,
Тот на крестинах Софийки неделю будет гулять.
— Сейчас крестный с горшком каши обходит всех гостей и угощает их, а вы кладете денежки за прабабушкину кашу на поднос крестной.
Кашу мы вам продаем,
Но условие даем.
Кто выскажет наилучшее пожелание родителям, ребенку и всем родственникам, тот получит самый большой кусок каши.
Чтобы осколки от разбивающегося горшка не разлетелись, его завернули в рушник. Кум бьет об пол горшок с кашей или о край стола. Кума развязывает узел и выбирает черепки горшка. Проводится игра «Пожелай добра». Каждый, получивший черепок выражает свое пожелание. За это женщина — гость кладет ему на голову черепок, приговаривая: «Кто не женат — женится! Кто не замужем— замуж пойдет! Кто без детей — деток родит! А кому два и три черепка достанутся, то двойня прибудет!». (У нас на празднике кумовья большие черепки подносили тем, кто дал больше денег, а также холостякам и незамужним).
Как приготовить бабину кашу? Рецепты белорусской глубинки
Бабина каша — блюдо непростое. Не по рецепту, а по значению. Такой кашей наши предки отмечали рождение нового человека и провожали его из жизни. Старинное обрядовое блюдо порой готовят и в наши дни. Рецепт его бережно хранят в окрестностях Осиповичей.
Крестины, или по-белорусски «хрэсьбiны» — древний славянский обряд. Главная часть этого особого домашнего праздника в день таинства крещения — обед, на который собирались самые близкие проведать младенца и его родителей. На обед допускались только замужние женщины, у которых уже были собственные дети. Угощения на «хрэсьбiны» по большей части несли с собой. Главное блюдо стола — бабину кашу — приносила бабка-повитуха, откуда и название.
Приготовление каши следует вести исключительно в глиняном горшке. Почему столь строг подход к выбору посуды, станет понятно чуть ниже.
Главный ингредиент этой каши — пшено. На три стакана крупы требуется один литр молока, три яйца, три столовых ложки густой сметаны и столовая ложка мёда. Соль и сахар — по вкусу. Бабина каша — сладкая, сахара в неё не жалели. Наверное, чтобы жизнь у новорожденных была слаще.
Перебранную пшённую крупу засыпают в глиняный горшок, заполняя его примерно наполовину. Сразу же и солят, одновременно щепоткой с солью троекратно крестя горшок и приговаривая: «Памажi Божанька, каб каша была смачная, каб гасцям смачна елася». Затем крупу заливают молоком почти до самого верха горшка, тщательно перемешивают, чтобы крупа «памакрэла», и ставят горшок в печь. Недалеко, не в самый жар, поближе к краю. Пшено должно провариться лишь до полуготовности.
После того как каша закипит и немного поварится, горшок достают и высыпают его содержимое в посуду побольше, чтобы «пакласцi да кашы ўсе прысмакi».
Яйца разбивают в отдельную посуду и перемешивают вместе со сметаной и сахаром, затем выливают в кашу, добавляют туда немного мёда для запаха и кусочек сливочного масла. Всё вместе перемешивают до однородной массы консистенции густой сметаны до тех пор, пока не размешаются все комочки. Если каша получилась слишком густой, то добавляют немного молока.
Замес выкладывают назад в горшок, на всякий случай ещё раз крестят: «Дай Божа, как каша добрая спяклася», и ставят в печь на два часа. На этот раз в глубину, чтобы хорошо прогрелась, разопрела и крепко схватилась.
Думаете, на этом всё? Можно бабину кашу «с пылу с жару» к столу подавать? Ошибаетесь, ведь «хрэсьбiны» ещё впереди.
Все гости на крестинах знали, что каша обязательно появится на столе, ведь она — центральное блюдо праздника, символ продолжения рода. Но бабка-повитуха принесённое с собой угощение до поры до времени прятала, скрывала от всех. Лишь после шутливых, но ожесточённых торгов и получения выкупа, вполне, надо отметить, заслуженного, повитуха отдавала горшок с кашей куму, крёстному отцу ребёнка.
Тот заворачивал горшок в чистый рушник и со всего размаху бил об стол. Теперь понятно, почему бабину кашу готовят только в глиняной посуде?
Горшок после удара, конечно, раскалывался на черепки. Но хорошо упревшая каша сохраняла форму и не рассыпалась, разве что по краям. Ком бабиной каши кум разламывал и угощал всех гостей.
Вот теперь — приятного аппетита!
__________________
От редакции
С условиями публикации конкурсных статей можно ознакомиться здесь. Мы ждём ваши рецепты!
Что такое крестильная каша? Обряды и приметы на Руси.
Каша с «потехой». Такую кашу готовили издревле на Руси для отцов новорожденных. Её обильно заправляли перцем, хреном, горчицей и горько солили. Отцу нужно было съесть такую кашу всю, без остатка. Давились, а ели. Терпи, казак! Обычай такой. От такого угощения глаза на лоб вылезали. Зачем же такие издевательства? Чтобы отец младенца хоть в какой-то мере смог оценить все тяготы родов своей жены. А у соли в этой каше была своя роль. Соль должна была изгнать из дома и новорожденного всю нечисть. Дом роженицы в момент рождения младенца считался нечистым.
А всего крестильных каш готовили две. Одну — от хозяина дома (отцовскую, с «потехой»), другую — от повитухи (бабину, бабью кашу, кутью). Каша варилась крутая, пшеничная или гречневая. Повитуха свою, бабкину кашу обильно сдабривала медом, маслом, сливками, яичком и запекала в ней курицу или петуха. После торгов кум (крестный отец новорожденного), подняв высоко над головой горшок с этой кашей, разбивал его об угол стола, это символизировало начало новой счастливой жизни. Черепки рассыпались, их выбрасывали в огород — на хороший урожай. (Помните пословицу? «Посуда бьется — жди удачи!» Видимо, истоки ее именно здесь.) А та каша, что оставалась в руках, ставилась на стол гостям и матери ребенка.
Отцовскую же, злую, замешанную на вине с острыми приправами кашу обязательно подавали в меховой шапке, к тому же, чтобы ребенок был богатым, клали дитя на овечью шкуру, на мех. Отец должен был съесть кашу (недоеденную ставили на самый верх печи) и заплатить за нее монетой. Поедалась отцовская каша тоже особым способом. По русскому обычаю для быстрого и здорового роста ребенка отец, съев ложку пересоленной каши, подкидывал эту ложку вверх. А гости поднимали шум. Для выгонки бесов, для роста малыша, для благополучия семьи. Все прыгали, шумели, плескали в потолок вино. Крестины, одним словом.
У кума и кумы были свои роли. Крестильную кашу они должны были есть только обратной стороной ложки. Кум шел на реку и приносил в дом два ведра чистой воды, обязательно без коромысла. Примета такая была — чтобы ребенок не сутулился. После этого кума должна была быстро сбегать на реку, постирать клочок льняной ткани из купели. От этого зависел быстрый бег ее крестника в будущем.
После всех этих хлопотных дел крестные успокаивались и до вечера должны были сидеть в доме крестника тихо. Иначе, опять же по приметам, малыш вырастет беспокойным и нервным.
Часто на крестинах гадали. Ложку через спину бросали. Упадет выпуклой стороной — опять в этой семье мальчик родится, обратной стороной — девочку жди.
Рецепт крестильной каши был такой: «Насыпь полгоршка перемытых грешневых круп. Остаток объема горшка дополни водою и, брося туда, смотря по количеству, соли, перемешай и поставь в устье печи. Когда же истопится печь и каша сгустится, то горшок, опрокинувши вверх дном, поставь в самую печь и заслони заслонкой. Вынимать ухватом».
Сегодня такие каши уже не варят. Вместо них подают сладкую выпечку, конфеты. Как справляют крестины, прекрасно написано в статье Ольги Прониной. Не хотелось бы, чтобы обычаи и традиции Руси канули в Лету. Забывать свои истоки негоже. Пусть будут здоровы и счастливы все новорожденные!
Крестильная каша: старинные традиции
К каше на Руси издавна относились уважительно, посвящая этой разновидности блюд пословицы и поговорки, а также используя каши в качестве ритуальных кушаний. Так, по случаю крещения младенца подавалась крестильная каша. С приготовлением и употреблением такой каши было связано немало обрядов.
Раньше и теперь
Современному человеку сложно оценить, как важны были ритуальные действия в жизни предков. За соблюдением всех неписаных законов и правил зорко следили пожилые женщины, которые назубок знали все приметы и поверья. И очень многие такие приметы были связаны с кашами. Связь эта неслучайна: блюда из зерновых сопровождали человечество с древнейших времен, с тех пор как первобытные люди догадались печь лепешки из измельченных зерен диких растений.
С кашей были связаны различные приметы, например, именно это кушанье, по слухам, предпочитали домовые. Чтобы умилостивить домового, ему клали на блюдечко немного каши, а тогда в доме был мир и лад, вся работа спорилась, а детишки рождались крепкими и здоровыми. С кашей были связаны и другие приметы, причем в разных регионах они отличались друг от друга. Где-то считали своим долгом угощать гостей хотя бы небольшой порцией каши, а где-то боялись треснувшего горшка, обещавшего неурожай.
Крестины
Для исповедующих православие крестины – это настоящее духовное рождение человека, поэтому этот день всегда был особенным. Помимо собственно крещения малыша счастливые родители в этот день обязательно устраивали праздничную трапезу. Блюда праздничного обеда могли быть весьма разнообразными в зависимости от возможностей семьи, но каша подавалась обязательно. И чем больше был горшок каши, тем более счастливую жизнь обещал он новорожденному.
Крестильную кашу ели не просто так, а по правилам. Когда на стол ставился горшок с дымящимся угощением, гости начинали выкупать право угощать кашей остальных. Первой давала деньги кума (крестная мать), за ней – все остальные гости, и последним самую большую сумму выкладывал кум. Крестный отец также рисовал на поверхности каши различные фигуры, обещающие счастливую жизнь и крепкое здоровье ребенку. Интересно, что часто деньги выкладывались непосредственно на кашу: позже эту кашу прямо с деньгами несли молодой матери в качестве угощения и подарка.
Что же касается счастливого отца, то ему доставалась каша «с потехой». Потеха заключалась в том, что блюдо от души солили (вернее сказать, пересаливали), а заодно и перчили также обильно, сдабривали хреном Хрен: ядреный корень и горчицей от души. Съесть такую кашу отец должен был всю, без остатка, хотя слезы наворачивались на глаза. Мучили отцов не просто так: считалось, что таким образом они лучше могли понять жену, пережившую мучительные роды. Кроме того, повышенное количество соли использовалось для изгнания злых духов, которые могли поселиться в доме после рождения малыша.
Отцовскую кашу готовили отдельно, а из ее поедания делали целое представление. Другим же гостям доставалась совсем другая каша – сладкая, молочная, вкусная. Эта каша «от повитухи» несла в себе добро, не зря ее лично готовила женщина, принимающая младенцев. Сладкая каша также съедалась вся, без остатка. Горшок, в котором она варилась, после этого разбивали на счастье. А в некоторых регионах такую кашу подавали к столу не в горшке, а в шапке из богатого меха – это обещало ребенку в будущем крепкое здоровье и хороший доход.
Кумовья тоже ели кашу особенным образом. Ложки они держали выпуклой частью кверху. Вряд ли такой способ еды был удобным, но традиция предписывала зачерпывать кашу именно так, чтобы крестник рос здоровым и не был сутулым. А чтобы малыш скорее начал бегать, крестной приходилось быстро бежать на реку стирать кусочки полотна из купели.
Современные традиции
О вкусе отцовской «злой» каши особо не заботились – готовили ее, не жалея соли и перца. Порой крупу для такой каши варили не на молоке или воде, а на вине. Что же касается сладкой каши от бабок-повитух, то ее варили обычно из гречневой крупы на молоке. В такую кашу щедро добавляли масло и мед, чтобы она была вкусной, а младенцу обещала жизнь легкую и сладкую.
Сегодня «злую» кашу уже, наверное, никто не варит. Сладкие же каши на крестины в традиционном стиле подают и поныне. Варят их, конечно, не бабки-повитухи и уж тем более не акушерки из родильных домов, а сами молодые матери или бабушки малышей.
Как «застричь язык», в чём секрет «бабкиной каши» и другие русские обряды, связанные с детьми
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Откуда появилось выражение «принести в подоле»
В настоящее время данное выражение означает, что женщина родила ребенка вне брака. А сотни лет назад это означало, что женщина действительно принесла новорожденного в подоле. Все это было связано с тем, что женщины работали вплоть до самых родов. Например, нередки были случаи, когда женщина рожала прямо в поле.
К самим родам так щепетильно не относились, как сейчас, поэтому вещей для новорожденных детей не носили с собой. И, если уж момент деторождения застал женщину за работой, то она просто заворачивала малыша в платок, фартук либо несла домой в подоле своего платья. К слову, у этого выражения есть еще одно значение. В некоторых пословицах русского народа под словосочетанием «носить в подоле» имеется в виду баловать, залюбливать ребенка.
Главные обряды на крещении
Таинство крещения на Руси было наполнено различными обрядами и ритуалами, которые направлены на защиту малыша от злых сил, а также для привлечения в его жизнь счастья, здоровья, богатства. Наиболее интересные из них: «бабкина каша» и «обмывание копытец». Крещение детей происходило в основном на третий, восьмой или сороковой день от его появления на свет.
Одно из главных угощений на столе в день крестин была кутья. Сейчас ее в основном делают на Рождество и поминки, а раньше готовили еще и на крестины. Кашу для крестин готовили из ячменя или пшеницы, добавляя туда сливочное масло, молоко, мед и изюм. Называлась эта кутья «бабкина каша», потому что готовила ее повитуха, то есть бабка. Эту кашу выносили под конец праздничного застолья. Заплатив несколько монет, кутью выкупали крестные.
Кстати, чтобы отец ребенка прочувствовал всю горечь и боль, которую пережила мать во время родов, бабка специально подавала ему очень перченую и соленую стряпню. Когда она несла это угощение отцу, приговаривала: «Каково солоно было матери родить тебе сына, такова и тебе будет эта каша».
А вот выражение «обмыть копытца» или «обмыть ножки» на крестинах появилось после старой традиции выпивать могарыч во время продажи лошади. На крестинах, в завершении торжества, гости выпивали за крепкое здоровье малыша и дарили ему различные подарки. Кстати, иногда детские ножки реально омывали вином. Считалось, что так к новорожденному придет здоровье, удача и богатство. В данный момент времени это выражение означает отпраздновать крещение ребенка и выпить за его счастье и здоровье.
Подарки на «на зубок»
Поначалу выражение «на зубок» означало положить роженице на зубок, посеребрить или позолотить, в общем одарить роженицу. Так что изначально на Руси подарки принимала мать, а никак не младенец. А вот позже трактовка этого выражения изменилась, «на зубок» стали дарить подарок именно новорожденному. Зажиточные семьи старались подарить какую-нибудь вещь, сделанную из серебра. Отсюда и пошло выражение «посеребрить зубок».
На Руси в основном малышу дарили «на зубок» ложку. Дарили ее, потому что она являлась предметом личного пользования. Как сейчас у каждого есть своя зубная щетка, так раньше была своя личная ложка. Соответственно, новорожденному она вскоре тоже понадобится. Ложку старались дарить, когда прорезался первый зубик, ведь в этот период малыша начинали прикармливать кашами, супами и другой взрослой пищей. Так что подаренный столовый прибор очень даже пригодится ребенку.
Обряды, связанные со сном малыша
Для крепкого и здорового сна ребенка, в подвесную колыбель клали камешек либо же небольшой кусочек коры осины. В некоторых семьях в кроватку малыша, прежде чем его укладывать спать, пускали полежать кошку, ведь она знает толк в хорошем сне, да и является персонажем многих колыбельных.
На Руси верили, что деток помогает укачивать Дрема — вечерний или ночной дух. Его представляли в образе небольшой старушки с теплыми и ласковыми руками, а также тихим и усыпляющим голосом.
Почему нельзя стричь детей до года
В давние времена с обрезанием волос было связано много обычаев и примет. Например, до 1900-х существовал обряд обрезания косы у молодой невесты на свадьбе. А в настоящее время дошли лишь отголоски постригов детей. Существует примета, что до того, как ребенку исполнится годик, его нельзя стричь, так как можно «укротить ум» либо же «застричь язык», то есть развитие речи и интеллекта у малыша будет происходить намного медленнее. А вот после года стричь можно спокойно. В былые времена, чтобы привлечь в жизнь ребенка успех и богатство, его стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу.
Почему молочные зубы кидали мышке
В наши дни все чаще прибегают к европейской версии, где зубик забирает Зубная фея, оставляя за него вознаграждение или подарок малышу. Такой вариант появился еще в конце XIX века благодаря сказке, которую написал Луис Колома по просьбе королевы Испании Марии Кристины Австрийской для ее сына.
Но первыми внимание молочным зубам уделили викинги, они носили с собой зуб как некий талисман для привлечения удачи и неиссякаемой силы в битвах. В старые времена гостинцы на выпадение молочных зубов не дарили детям, но у них был ритуал, который проводили, чтобы новые зубы у ребенка выросли крепкие и здоровые. Для этого ребенок должен был стать спиной к печи, кинуть через свое плечо выпавший молочный зуб, приговаривая во время броска: «Мышка, мышка! На тебе костяной зуб, а мне дай железный!»
Переход во взрослую жизнь
В возрасте семи лет у деток наступал новый и ответственный период в их жизни. Этот этап являлся первым в их вступлении во взрослую жизнь. По традиции в этом возрасте дети начинали принимать активное участие в различных работах, например, собирать урожай или пасти скотину. Так же они приобщались к работе по дому. Причем матери учили девочек шить, готовить, нянчить младших братьев и сестер, в общем различным женским работам, а отцы брали на поруки сыновей, обучая мужским занятиям.
Помимо различных работ дети начинали обучаться грамоте. Чтобы придать серьезности, в возрасте семи лет у детей менялась одежда. Если раньше они ходили в свободных длинных рубашках, одеваясь в обычную одежду лишь на праздники, то теперь девочки начинали носить только юбки и сарафаны, а мальчики — рубахи и штаны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: