какую кашу лучше использовать для первого прикорма
Энциклопедия мам
Введение
Прикорм – все продукты питания (кроме смесей и грудного молока). Для детей раннего возраста это – каши, пюре, соки, морсы, чаи и прочее.
Цель введения прикорма состоит не только в том, чтобы насытить ребенка, но и в том, чтобы обеспечить поступление в его организм питательных веществ в адекватном возрасту количестве и качестве. Ребенок первого года очень интенсивно растет и развивается. Питание должно давать организму ресурсы, за счет которых и происходит это развитие. Каши, т.е. зерновой прикорм, необходимы младенцу как источник углеводов, растительных белков, жиров, витаминов и минеральных веществ.
Состав каш можно улучшить добавлением в него пребиотиков, жирных омега-кислот, различных дополнительных функциональных ингредиентов и, конечно, адаптированных молочных смесей. Речь, конечно, идет о кашах промышленного производства, польза которых перед кашами домашнего приготовления теперь не подлежит сомнению.
Когда вводить каши?
Как понять, что ребенок готов к прикорму?
Какую кашу выбрать?
При введении зернового прикорма рекомендуется придерживаться определенных принципов выбора каши.
Оптимальные каши для первого зернового прикорма
Обе каши Kabrita® – монокомпонентные, приготовлены на адаптированной смеси на основе козьего молока, что представляет двойное преимущество для неокрепшей пищеварительной системы ребенка. Адаптированная молочная смесь делает переход к кашам максимально щадящим и продолжает эффект грудного вскармливания, а козье молоко как основа смесей отлично усваиваются и хорошо переносится детьми раннего возраста.
Каши Kabrita® дополнительно обогащены пребиотиками и уникальным жировым комплексом DigestX®, который улучшает пищеварение, повышает энергообмен и улучшает усвоение кальция.
Каши Kabrita® готовится из муки риса, гречки и других злаков. Для получения более нежной и щадящей консистенции часть зерна подвергается технологии бережного расщепления, что позволяет ребенку быстрее и легче переваривать кашу, а также придает блюду сладость без добавления сахара.
Как вводить кашу?
Календарь введения каш
Каши для последующего прикорма вводите согласно возрастным рекомендациям на упаковке, которые соответствуют нормативам ТС ( с поправкой на сроки введения овощей и фруктов):
ВНИМАНИЕ: Информация носит исключительно справочный характер, все дети индивидуальны, по любым вопросам питания и здоровья своего малыша обязательно проконсультируйтесь у лечащего педиатра.
Публикация подготовлена на основе:
1.Национальная Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ, НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ДИЕТОЛОГОВ И НУТРИЦИОЛОГОВ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН, НИИ ПИТАНИЯ РАМН
2.Организация детского питания. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1940–05
Прикорм: каши и мясо в питании ребенка первого года жизни
Продукты на зерновой основе (каши) и мясо — незаменимые блюда прикорма ребенка первого года жизни. Данная статья посвящена обзору этих продуктов, представленных на российском рынке. Широкий ассортимент каш, мясных и мясорастительных
Продукты на зерновой основе (каши) и мясо — незаменимые блюда прикорма ребенка первого года жизни. Данная статья посвящена обзору этих продуктов, представленных на российском рынке. Широкий ассортимент каш, мясных и мясорастительных консервов поможет педиатру сделать правильный выбор с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а также при наличии патологии.
Не вызывает сомнения тот факт, что ребенок к 4–6 мес жизни нуждается в дополнительных продуктах питания — прикорме (помимо грудного молока или искусственной смеси). Это связано с интенсивными процессами роста и развития, возрастающими потребностями организма младенца в пищевых веществах и энергии, обеспечить которые материнское молоко или искусственная смесь к этому времени уже не могут [1, 2]. Кроме того, к концу первого полугодия жизни «созревают» основные ферменты, участвующие в переваривании белков, жиров и углеводов, снижается проницаемость слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), что делает обоснованным введение прикорма именно с этого возраста. Необходимо помнить, что раннее необоснованное введение прикорма повышает частоту появления аллергических реакций, различных нарушений со стороны пищеварительного тракта.
В настоящее время проблеме введения прикорма уделяется пристальное внимание. Однако многие вопросы остаются дискуссионными и требуют дальнейшего изучения. Это касается выбора необходимого прикорма для конкретного ребенка, последовательности, сроков введения различных видов прикорма и т. д.
Правильность выбора (особенно первого блюда или продукта прикорма) в ряде случаев зависит от индивидуальных особенностей младенца. Это необходимо учитывать при наличии какой-либо патологии: железодефицитной анемии, рахита, пищевой аллергии и т. д. [3]. Проблемы выбора прикорма также связаны с большим ассортиментом продуктов прикорма промышленного производства, представленных в настоящее время на российском рынке и рекомендуемых к использованию, в частности овощных, фруктовых и мясных пюре, каш, фруктовых соков и т. д.
Значительное место среди блюд прикорма занимают продукты на зерновой основе (каши) и мясо. Эти продукты являются обязательной частью рациона ребенка первого года жизни, особенно во втором полугодии. Прежде чем перейти к описанию данных групп, отметим несколько общих моментов, которые необходимо учитывать при введении и выборе прикорма для детей первого года жизни.
Правила введения прикорма и преимущества продуктов прикорма промышленного производства
Соблюдение данных правил позволит избежать негативных реакций со стороны еще незрелого организма ребенка грудного возраста, возможных при назначении новых, незнакомых продуктов.
Следует отметить, что ряд научных работ указывает на возможность развития дефицита некоторых витаминов и минеральных веществ (в первую очередь цинка и железа) у детей грудного возраста, получающих продукты прикорма «домашнего» приготовления. В связи с этим в настоящее время рекомендуется использовать в питании детей первого года жизни продукты прикорма промышленного производства. Отметим основные преимущества этих продуктов (в сравнении с продуктами прикорма «домашнего» приготовления) [4]:
По принятой в России терминологии продукты прикорма на зерновой основе называются кашами. За рубежом используется термин cereal.
Каши отличаются высокой пищевой ценностью и являются источником практически всех пищевых веществ — белков, жиров, углеводов, ряда витаминов и минеральных веществ.
Не рекомендуется введение каш ранее 4–5 мес [4].
Пищевая ценность каш определяется в первую очередь видом крупы или муки. Также пищевая ценность каш зависит от технологии обработки зерна.
Все виды зерновых продуктов являются преимущественно источником углеводов — в основном крахмала. Его содержание в различных видах муки или крупы составляет 60–70%. Каши включают также небольшие количества растительных белков (7–13%) и жиров (1–6%). Различные виды муки и крупы существенно отличаются по уровню витаминов и минеральных солей, а также пищевых волокон. Наличие последних в достаточных количествах в некоторых злаках (кукуруза, гречка) делает обоснованным использование каш, приготовленных из этих культур, у детей со склонностью к запорам. В то же время низкое содержание пищевых волокон, например в рисе, указывает на целесообразность использования этого злака в случае диареи у детей. Основные характеристики различных видов муки и крупы представлены в таблице 1 [5, 6].
В питании детей первого года жизни рекомендуются каши промышленного производства, получившие широкое распространение и имеющие, в отличие от каш «домашнего» приготовления, ряд преимуществ. Так, они дополнительно обогащены витаминами и минералами, необходимыми для растущего организма. Уровень этих нутриентов не изменяется на протяжении всего срока хранения каши и при ее приготовлении. Достоинством каш промышленного приготовления является то, что это каши «инстантные», не требующие варки. При использовании же каш «домашнего» приготовления в процессе варки уровни витаминов группы В и С значительно снижаются, что может приводить к дефициту данных нутриентов.
Наличие того или иного компонента в составе каши (молока, фруктовой или овощной добавки, сахара и т. д.) является фактором, влияющим на выбор каши. В зависимости от этого каши могут быть поделены на несколько групп.
Каши могут быть молочными или безмолочными, состоять из одного вида крупы или муки (монокомпонентные) или из нескольких (поликомпонентные). Молочные каши содержат в составе сухое молоко. В составе безмолочных каш молоко, как следует из названия, отсутствует. Разводить их рекомендуется водой или детской искусственной смесью, которую получает ребенок.
Перспективным направлением является производство каш на основе детской молочной смеси («Нутрилак — Гречка на основе детской молочной смеси», каши «Топ-Топ» («Нутриция»)), изолята соевого белка («Нутрилак — Кукуруза на основе соевой смеси», «Хумана СЛ» («Хумана»)) или гидролизата молочного белка («Хумана ГА» («Хумана»)). Использование последних двух групп каш является особенно актуальным у детей, страдающих пищевой аллергией и атопическим дерматитом.
Одна из основных характеристик каш — наличие или отсутствие в их составе глютена. В качестве первого крупяного прикорма следует использовать каши из безглютеновых злаков (рис, гречка, кукуруза, пшено). Это связано с тем, что раннее введение в рацион каш из злаков, содержащих глютен (манной, пшенной, овсяной), может способствовать развитию у детей целиакии. Показано, что вероятность развития целиакии зависит от количества глютена в рационе и возраста, в котором впервые у ребенка отмечался контакт с антигеном [7]. Представляют интерес данные о том, что грудное вскармливание, по-видимому, снижает риск развития целиакии в раннем детстве и/или увеличивает продолжительность латентного периода от момента введения глютенсодержащего прикорма до начала клинических проявлений [8]. Тем не менее (даже в случае естественного вскармливания) у здоровых детей в качестве первого прикорма рекомендуется использовать безглютеновую гречневую, кукурузную или рисовую каши.
Глютенсодержащие каши могут использоваться у детей более старшего возраста, но не ранее 5–6 мес.
У детей с атопическим дерматитом и пищевой аллергией (даже при отсутствии сенсибилизации к глютену) на протяжении всего первого года жизни не рекомендуется введение каш из круп, содержащих глютен, так как он способен потенцировать реакции пищевой непереносимости. Кроме того, у детей с аллергическими реакциями используемые каши должны быть не только безглютеновыми, но и безмолочными, не содержащими сахар или соль, т. е. гипоаллергенными.
В состав некоторых каш вводятся добавки в виде фруктовых, овощных и ягодных наполнителей, повышающих пищевую ценность и улучшающих вкусовые качества продукта. Эти виды каш рекомендуются для питания детей старшего возраста, когда первый прикорм будет уже введен.
Достаточно новым и интересным направлением является обогащение каш про- и пребиотиками.
Пробиотики — это живые микроорганизмы: молочнокислые бактерии, чаще бифидо- и лактобактерии, иногда — дрожжи, которые относятся к нормальной флоре здорового кишечника человека и оказывают благоприятное воздействие на здоровье хозяина при их потреблении в адекватном количестве.
В состав каш «Кисломолочная с фруктами» («Анеко Апс»), «Молочная каша с южными фруктами и йогуртом» («ХиПП») и «Молочная каша с клубнично-йогуртным пюре» («Хумана») входит живая йогуртовая культура. Компания «Нестле» выпускает кашу «8 злаков с бифидобактериями».
К пребиотикам относятся пищевые волокна, инулин, олигосахариды, лактулоза. Их действие направлено на подавление роста патогенной флоры и стимуляцию роста собственной полезной микрофлоры кишечника, что ведет к улучшению состояния здоровья человека. Инулин входит в состав каш «Кукурузная низкоаллергенная каша с инулином» («Колинска») и «Фрутолино Кукуруза с инулином» («Подравка»), «Низкоаллергенная рисовая кашка с пребиотиками» и «Первая овсяная кашка с пребиотиками» («Хайнц»). В состав некоторых каш («Кукуруза с лактулозой», «Овсянка с лактулозой» («Нутритек»)) входит пребиотик лактулоза. Исследования, проведенные в Научном центре здоровья детей РАМН, показали эффективность использования каш с лактулозой у детей при нарушениях моторной деятельности кишечника (запорах). Также показано положительное влияние этих продуктов на состав кишечной микрофлоры [9].
Все большее распространение получают так называемые готовые каши, представляющие собой консервированные продукты. Они также делятся на молочные и безмолочные каши. Молочные содержат в составе ингредиенты из трех видов продуктов: молока, круп и фруктов; безмолочные — из двух видов: круп и фруктов. Эти продукты фасуются в стеклянные баночки, а затем подвергаются стерилизации. Например, это каши и кашицы (с более жидкой консистенцией) фирмы «Валио», каши «Нестле» («Рисовая каша с яблоками и манго», «Каша из сухарей с яблоками» и др.), каши «Тема Тип-Топ» («Грушево-яблочная с рисом», «Бананово-абрикосовая с рисом», «Яблочно-персиковая с овсянкой», «Яблочно-банановая с овсянкой»), а также каши «ХиПП» («Зерновая каша с яблоками и бананами», «Каша из цельного риса с фруктами» и др.).
Итак, каша — одно из основных и важных блюд прикорма, позволяющее скорректировать и расширить рацион питания ребенка первого года жизни. Данные продукты представляют многие компании — как отечественные, так и зарубежные: «Нестле», «Нутриция», «Колинска», «Сэмпер», «ХиПП», «Нутритек», «Фрисо», «Валио», «Хайнц», «Хумана», «Даниа», «Подравка», ООО «ЮниМилк», ОАО «Вологодский завод детского питания» и др. Наличие большого ассортимента каш промышленного производства позволяет выбрать продукт, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.
Еще одно важное блюдо прикорма — мясо. Как незаменимый продукт прикорма, оно является наиболее ценным источником животного белка, потребность в котором у ребенка с возрастом увеличивается. Мясо является ценным источником гемового железа, которое наиболее полно и легко усваивается в кишечнике, что очень важно для ребенка — особенно ближе ко второму полугодию жизни, когда увеличивается риск развития железодефицитной анемии. Кроме того, оно содержит много солей фосфора, калия, магния.
Согласно отечественным рекомендациям по питанию, мясо включается в рацион ребенка с 7 мес при естественном вскармливании и с 6 мес — при искусственном. Начинать прикорм следует с мясного пюре, которое затем, при хорошем развитии жевательного аппарата, заменяется фрикадельками (8–9 мес) и паровыми котлетами (к концу первого года жизни).
С 6 мес вводится пюре из говядины, свинины, курицы, индейки и др., а с 8 мес — пюре с включением субпродуктов (табл. 2) [10].
При некоторых заболеваниях мясо можно рекомендовать в более ранние сроки — с 5–5,5 мес — детям, страдающим железодефицитной анемией, рахитом, отстающим в физическом развитии.
Как любой новый прикорм, мясо вводится в рацион ребенка постепенно, начиная с 1/4 чайной ложки гомогенизированного пюре. В течение 7–10 дней это количество увеличивается до 30 г/сут. К 8 мес жизни можно давать 50 г мясного пюре в день, а с 9 мес — 60–70 г [4].
В питании грудных детей целесообразно использование мясных консервов промышленного производства, учитывающих особенности пищеварения детей раннего возраста и для приготовления которых используется мясо высших сортов (говядина, конина, свинина, птица), а также субпродукты. Детские консервы содержат 9–14% белка и 6–12% жира. В консервы могут добавляться сливочное или растительное масло, йодированная соль в минимальных количествах, пряности (укроп, петрушка, сельдерей и др.) для повышения вкусовых качеств (табл. 2). Для придания пюре нужной консистенции может использоваться крахмал и/или крупа.
Мясные консервы различаются по составу, степени измельчения, консистенции и другим параметрам.
По составу мясные пюре для детского питания можно разделить на две группы.
При этом содержание мяса в «чисто мясных консервах» составляет не менее 40%, в мясорастительных его содержание несколько меньше — 8–12%.
Учитывая возрастные физиологические особенности ребенка и постепенное формирование ЖКТ, предусмотрен выпуск консервов с различной степенью измельчения мяса. В соответствии с этим в России выделяют следующие группы мясных консервов, предназначенных для питания детей первого года жизни:
В настоящее время на отечественном рынке появились новые виды готовых продуктов прикорма — детские супчики (сухие инстантные и гомогенизированные консервы) на растительной и мясорастительной основе, которые могут быть использованы как в качестве продуктов прикорма у детей первого года жизни, так и в питании малышей постарше. Эти продукты имеют жидкую консистенцию и при приготовлении разводятся водой. Например, «Овощной супчик с курочкой», «Борщик с говядинкой» («Хайнц») и др.
Мясные и мясорастительные консервы выпускают отечественные и зарубежные производители («Гербер», «Хайнц», «ЮниМилк», «Бич-Нат», «Сэмпер», «ХиПП», ОАО «Лебедянский», «Колинска» и др.).
Итак, продукты на зерновой основе (каши) и мясо являются незаменимыми в питании детей первого года жизни. Большой ассортимент данных групп прикорма промышленного производства позволяет выбрать необходимый продукт с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка. При знании особенностей состава и классификаций этот выбор будет обоснованным и целесообразным.
Литература
Е. А. Гордеева, кандидат медицинских наук
Т. Н. Сорвачева, доктор медицинских наук, профессор
РМАПО, Москва
Правила первого прикорма
Жанна Иосифовна Бабанова
Врач-педиатр, окончила Белорусский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Имеет большой опыт врачебной практики, эксперт в области детского питания, грудного вскармливания, питания беременных женщин и кормящих матерей.
Неоднократно участвовала в международных конференциях по педиатрии, детской диетологии, гастроэнтерологии и аллергологии. Участник съездов педиатров Беларуси, Конгрессов и съездов педиатров России, Конгрессов педиатров стран СНГ. Организатор и участник круглых столов и семинаров для молодых мам и пап по тематике грудного вскармливания, правильного питания ребенка раннего возраста, по уходу за ребенком первого года жизни. Автор многочисленных статей и публикаций для родителей по вопросам питания и ухода за детьми первого года жизни.
Правила первого прикорма
Малыши растут и взрослеют с каждым днем, и в определенный момент наступает период, когда молочного питания ему уже недостаточно и необходимо вводить прикорм.
Оптимально начинать вводить прикорм в период 4-6 месяцев. Если малыш на исключительно грудном вскармливании, не спешите вводить прикормы рано, т.к. это может снижать выработку грудного молока. Сроки и очередность введения прикормов необходимо согласовать с педиатром.
Существуют определенные признаки готовности ребенка к введению прикорма:
• угасание рефлекса к “выталкиванию” языком при хорошо скоординированном рефлексе проглатывания пищи;
• готовность ребенка к жеванию;
• состоявшееся или текущее прорезывание зубов;
• самостоятельное сидение или с небольшой поддержкой;
• умение выразить эмоциями и жестами отношение к пище;
• зрелость функций желудочно-кишечного тракта.
Основные правила введения прикорма:
• ребенок должен быть здоров. Нельзя вводить прикорм при острых заболеваниях, во время поездок, переездов, накануне прививки или сразу после нее в течение 3-5 дней;
• прикорм дают в начале кормления, а затем докармливают ребенка молочным питанием;
• начинают с маленьких объемов (1-2 чайных ложки), постепенно увеличивая объем в течение нескольких дней до возрастной нормы и, соответственно, уменьшая объем молочного питания в это кормление;
• новые продукты вводить в рацион ребенка в первой половине дня, чтобы Вы до вечера могли проследить первоначальную реакцию ребенка (состояние кожных покровов, пищеварение, аппетит и т.д.);
• новый вид прикорма можно вводить после полной адаптации к предыдущему. Два новых продукта вводить одновременно нельзя (и в т.ч. параллельно вводить новую молочную смесь и вводить новый прикорм).
Прикормы домашнего приготовления или детское питание промышленного производства?
Ведущие педиатры во всем мире рекомендуют именно питание промышленного производства, т.к. у них есть ряд неоспоримых преимуществ:
• протестированное сырье высокого качества и безопасное для малыша. Использование сортов, подходящих для детского питания (например, плоды с низкой кислотностью для предотвращения раздражения незрелой слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта ребенка);
• гарантированная химическая и микробиологическая безопасность (соответствие СанПиНу, ГОСТ);
• гарантированный и стабильный химический состав, соответствующий возрастным особенностям метаболизма и пищеварения;
• консистенция и степень измельчения, соответствующая возрастным особенностям жевательного аппарата и пищеварительной системы ребенка;
Теперь поговорим о том, с каких прикормов нужно начинать.
С какого прикорма начинать?
В настоящее время в качестве первого прикорма ведущие педиатры рекомендуют так называемый энергетически плотный прикорм. Это связано с малым объемом желудка, чтобы при небольшом пищи она удовлетворяла потребности ребенка в пищевых веществах и энергии. Поэтому продукты прикорма должны иметь высокую энергетическую ценность (плотность) (более 70 ккал/100 мл) и высокое содержание нутриентов, поскольку их дают ребенку в ограниченном объеме.
Начните с безмолочных низкоаллергенных рецептур этих каш, имеющих в составе один вид крупы и витамины.
Предпочтительнее использовать готовое детское баночное питание. По степени измельчения пюре промышленного изготовления могут быть гомогенизированные для детей 4-6 месяцев; пюреобразные для детей от 6 до 9 месяцев; крупноизмельченные для детей от 9 до 12 месяцев.
И все же все дети индивидуальны, поэтому схема введения прикормов может меняться:
Как вводить прикорм?
В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни. Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.
В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.
1 шаг – каша или пюре из надземных овощей
2 шаг – пюре из подземных овощей или каша
3 шаг – мясное пюре
4 шаг – масло растительное
5 шаг – кисломолочный продукт
6 шаг – сливочное масло
7 шаг – творог
8 шаг – желток яйца
9 шаг – рыбное пюре
10 шаг – фруктовое пюре
11 шаг – хлебобулочные изделия
Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.
Признаки готовности к введению первого прикорма:
Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.
После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.
Основания для первого прикорма кашей:
Основания для первого прикорма овощами:
Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.
После выбора типа продукта определяем вид и форму.
Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси
Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное
Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.
Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: «коробкам» и «банкам» с указаниями «гипоаллергенно» и/или «для первого прикорма». Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.
Далее выбираем время когда даем первый прикорм. Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.
Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.
Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.
В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.
На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.
При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:
При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.
При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.
Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.
Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.
Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу.
Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.
Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.
Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).
Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.
Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).
Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.
И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.
Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.
Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.
С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.
С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма.
Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.
Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.
Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.
Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.
Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом. Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.
Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.
На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца. Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.
Девятый шаг знакомит с рыбой. Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.
Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.
Десятый шаг – фрукты. Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.
Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.
Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.
Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.
Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.
На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.
На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.
Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей. Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.
Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.
На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.
Ребенок питается по режиму
завтрак: молочная каша+масло+компот
2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир
обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот
полдник: фрукты и творог+сушка/печенье
ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты
Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.
Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.