какой у меня уровень профессиональной экспертизы
Приложение. Порядок определения уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестации их на право самостоятельного производства судебных экспертиз
Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 31 октября 2007 г. N 461
Порядок
определения уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестации их на право самостоятельного производства судебных экспертиз
2. Право самостоятельного производства судебных экспертиз присваивают экспертам ГСЭУ Министерства обороны, имеющим высшее профессиональное образование, сроком на 5 лет. Через каждые 5 лет комиссия пересматривает уровень их профессиональной подготовки, в результате чего подтверждает либо не подтверждает уровень профессиональной подготовки.
4. В комиссии создаются секции по отдельным родам (видам) судебных экспертиз либо конкретным экспертным специальностям.
5. Вопрос об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз либо о пересмотре уровня их профессиональной подготовки рассматривается комиссией на заседании в следующем составе: председатель комиссии (в его отсутствие заместитель), секретарь комиссии и члены комиссии (представители соответствующей секции), обладающие познаниями в области определенной специальности.
К представлению прилагаются пять наблюдательных производств по экспертизам, выполненным экспертом.
7. Материалы, представленные для аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебных экспертиз либо пересмотра уровня профессиональной подготовки эксперта, рассматриваются комиссией с обязательным принятием решения в месячный срок.
8. Заседание комиссии по вопросу аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебных экспертиз проходит в присутствии эксперта.
Пересмотр уровня профессиональной подготовки эксперта может проводиться заочно.
9. В процессе заседания комиссия изучает представленные на ее рассмотрение материалы, после чего задает эксперту вопросы на знание конкретной экспертной специальности, теоретических основ судебной экспертизы, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих судебно-экспертную деятельность, и определяет уровень профессиональной подготовки эксперта.
Решение об аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебных экспертиз либо пересмотре уровня профессиональной подготовки эксперта принимается комиссией на основе коллективного обсуждения открытым голосованием большинством голосов. Во время голосования комиссии эксперт не присутствует.
10. Повторно вопрос о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз либо пересмотре уровня профессиональной подготовки может быть рассмотрен, как правило, не ранее чем через 6 месяцев в установленном порядке.
11. В ходе заседания комиссии ведется соответствующий протокол заседания экспертно-квалификационной комиссии (приложение N 2 к настоящему Порядку).
Данный протокол составляют в двух экземплярах. При этом первый экземпляр протокола с необходимыми документами по экспертизам направляется в кадровый орган по месту службы (работы) эксперта, а второй экземпляр протокола вместе с соответствующим представлением (приложение N 1 к настоящему Порядку) хранится в комиссии.
При пересмотре уровня профессиональной подготовки эксперта либо аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебных экспертиз по дополнительной экспертной специальности в карточку судебного эксперта вносятся соответствующие записи.
13. В соответствии с решением комиссии эксперту выдается свидетельство о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз в соответствии с приложением N 4 к настоящему Порядку. Свидетельство, подписанное председателем комиссии и секретарем комиссии, заверяется гербовой печатью 111 Главного государственного центра.
Секретарь комиссии ведет учет выдачи свидетельств в книге регистрации выдачи свидетельств о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз в соответствии с приложением N 5 к настоящему Порядку.
При пересмотре уровня профессиональной подготовки эксперта в свидетельство вносятся соответствующие записи.
Организация изготовления бланков свидетельств о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз возлагается на начальника 111 Главного государственного центра.
14. Эксперт, обладающий правом самостоятельного производства судебных экспертиз по определенной экспертной специальности и получивший подготовку по другой экспертной специальности, аттестуется на право самостоятельного производства судебных экспертиз по дополнительной экспертной специальности с соблюдением требований настоящего Порядка.
Эксперт, получивший подготовку по нескольким экспертным специальностям, может проходить пересмотр уровня профессиональной подготовки либо аттестацию на право самостоятельного производства судебных экспертиз по всем специальностям одновременно.
15. О решении комиссии об аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебных экспертиз по дополнительной экспертной специальности либо о подтверждении уровня профессиональной подготовки эксперта по дополнительной экспертной специальности вносится соответствующая запись в карточку судебного эксперта (приложение N 3 к настоящему Порядку) и свидетельство о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз (приложение N 4 к настоящему Порядку).
16. За экспертом, аттестованным на право самостоятельного производства судебных экспертиз другим государственным судебно-экспертным или образовательным учреждением (подразделением), имеющим право подготовки специалистов по соответствующим специальностям, сохраняется право самостоятельного производства судебных экспертиз, но на срок не более пяти лет. Пересмотр уровня профессиональной подготовки данных экспертов осуществляется в соответствии с требованиями, определенными настоящим Порядком.
К представлению прилагаются пять наблюдательных производств по экспертизам, выполненных экспертом, и другие документы, подтверждающие наличие оснований для постановки вопроса о пересмотре уровня профессиональной подготовки эксперта.
В случае лишения эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз свидетельство о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз подлежит возврату в комиссию, а в карточку судебного эксперта вносятся соответствующие записи.
Эксперту, обладающему правом самостоятельного производства судебных экспертиз по дополнительной экспертной специальности, взамен утратившего силу свидетельства выдается новое свидетельство с указанием соответствующей экспертной специальности.
Какой у меня уровень профессиональной экспертизы
ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ЭКСПЕРТОВ И АТТЕСТАЦИИ ИХ НА ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ
Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться:
2. Право самостоятельного производства судебных экспертиз присваивают экспертам ГСЭУ Министерства обороны, имеющим высшее профессиональное образование, сроком на 5 лет. Через каждые 5 лет комиссия пересматривает уровень их профессиональной подготовки, в результате чего подтверждает либо не подтверждает уровень профессиональной подготовки.
4. В комиссии создаются секции по отдельным родам (видам) судебных экспертиз либо конкретным экспертным специальностям.
К представлению прилагаются пять наблюдательных производств по экспертизам, выполненным экспертом.
7. Материалы, представленные для аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебных экспертиз либо пересмотра уровня профессиональной подготовки эксперта, рассматриваются комиссией с обязательным принятием решения в месячный срок.
8. Заседание комиссии по вопросу аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебных экспертиз проходит в присутствии эксперта.
Пересмотр уровня профессиональной подготовки эксперта может проводиться заочно.
9. В процессе заседания комиссия изучает представленные на ее рассмотрение материалы, после чего задает эксперту вопросы на знание конкретной экспертной специальности, теоретических основ судебной экспертизы, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих судебно-экспертную деятельность, и определяет уровень профессиональной подготовки эксперта.
Решение об аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебных экспертиз либо пересмотре уровня профессиональной подготовки эксперта принимается комиссией на основе коллективного обсуждения открытым голосованием большинством голосов. Во время голосования комиссии эксперт не присутствует.
10. Повторно вопрос о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз либо пересмотре уровня профессиональной подготовки может быть рассмотрен как правило не ранее чем через 6 месяцев в установленном порядке.
11. В ходе заседания комиссии ведется соответствующий протокол заседания экспертно-квалификационной комиссии (приложение N 2 к настоящему Порядку).
Данный протокол составляют в двух экземплярах. При этом первый экземпляр протокола с необходимыми документами по экспертизам направляется в кадровый орган по месту службы (работы) эксперта; а второй экземпляр протокола вместе с соответствующим представлением (приложение N 1 к настоящему Порядку) хранится в комиссии.
12. На каждого эксперта, прошедшего аттестацию на право самостоятельного производства судебных экспертиз, заполняется в двух экземплярах карточка судебного эксперта в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку. При этом первый экземпляр карточки судебного эксперта направляется в кадровый орган по месту службы (работы) эксперта, а второй экземпляр карточки судебного эксперта хранится в комиссии.
При пересмотре уровня профессиональной подготовки эксперта либо аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебных экспертиз по дополнительной экспертной специальности в карточку судебного эксперта вносятся соответствующие записи.
13. В соответствии с решением комиссии эксперту выдается свидетельство о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз в соответствии с приложением N 4 к настоящему Порядку. Свидетельство, подписанное председателем комиссии и секретарем комиссии, заверяется гербовой печатью 111 Главного государственного центра.
Секретарь комиссии ведет учет выдачи свидетельств в книге регистрации выдачи свидетельств о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз в соответствии с приложением N 5 к настоящему Порядку.
При пересмотре уровня профессиональной подготовки эксперта в свидетельство вносятся соответствующие записи.
Организация изготовления бланков свидетельств о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз возлагается на начальника 111 Главного государственного центра.
14. Эксперт, обладающий правом самостоятельного производства судебных экспертиз по определенной экспертной специальности и получивший подготовку по другой экспертной специальности, аттестуется на право самостоятельного производства судебных экспертиз по дополнительной экспертной специальности с соблюдением требований настоящего Порядка.
Эксперт, получивший подготовку по нескольким экспертным специальностям, может проходить пересмотр уровня профессиональной подготовки либо аттестацию на право самостоятельного производства судебных экспертиз по всем специальностям одновременно.
15. О решении комиссии об аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебных экспертиз по дополнительной экспертной специальности либо о подтверждении уровня профессиональной подготовки эксперта по дополнительной экспертной специальности вносится соответствующая запись в карточку судебного эксперта (приложение N 3 к настоящему Порядку) и свидетельство о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз (приложение N 4 к настоящему Порядку).
16. За экспертом, аттестованным на право самостоятельного производства судебных экспертиз другим государственным судебно-экспертным или образовательным учреждением (подразделением), имеющим право подготовки специалистов по соответствующим специальностям, сохраняется право самостоятельного производства судебных экспертиз, но на срок не более пяти лет. Пересмотр уровня профессиональной подготовки данных экспертов осуществляется в соответствии с требованиями, определенными настоящим Порядком.
К представлению прилагаются пять наблюдательных производств по экспертизам, выполненных экспертом, и другие документы, подтверждающие наличие оснований для постановки вопроса о пересмотре уровня профессиональной подготовки эксперта.
В случае лишения эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз свидетельство о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз подлежит возврату в комиссию, а в карточку судебного эксперта вносятся соответствующие записи.
Эксперту, обладающему правом самостоятельного производства судебных экспертиз по дополнительной экспертной специальности, взамен утратившего силу свидетельства выдается новое свидетельство с указанием соответствующей экспертной специальности.
Экспертный корпус. Особенности нормативного регулирования статуса эксперта и его аттестации
Экспертный корпус. Особенности нормативного регулирования статуса эксперта и его аттестации
Работа экспертных организаций как почти единственного механизма, который стоит на пути у некачественных проектов, который отвечает за надежность и безопасность решений, принятых в проектной документации, всегда будет исключительно важна как для государства и граждан, так и для профессионального сообщества. В этих условиях особенное внимание должно уделяться правовому регулированию деятельности экспертных организаций: в первую очередь, статусу эксперта и определению подходов к формированию экспертного корпуса как базису, на котором возводится все здание института строительной экспертизы.
5 марта 2007 года Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации №145, был установлен порядок проведения государственной экспертизы по принципу «одного окна».
Тем же документом было введено понятие статуса государственного эксперта. Так, пунктом 47 Положения определено, что исключительным правом подготовки заключений государственной экспертизы обладают лица, аттестованные в качестве государственных экспертов в порядке, установленном Министерством регионального развития Российской Федерации. Согласно ранее действующей редакции пункта 47 Положения «при проведении государственной экспертизы государственный эксперт независим и обязан руководствоваться только требованиями законодательства Российской Федерации. Никто не вправе давать государственному эксперту обязательные для исполнения указания в части выводов относительно соответствия или несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, соответствия или несоответствия инженерных изысканий требованиям технических регламентов». К сожалению, столь важный и принципиальный аспект статуса эксперта так и не нашел отражения в последующих нормативных правовых актах. Сегодня этот раздел Постановления правительства утратил силу, и вопросы, связанные с правовым статусом эксперта, определяются уже статьями 49 и 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Во время разработки этих документов профессиональным сообществом довольно долго обсуждался вопрос того, должен ли государственный эксперт быть штатным сотрудником организации по проведению государственной экспертизы. В 2007 и 2009 годах этот вопрос получал, в основном, положительный ответ. Однако сегодня, как то устанавливает часть 1 статьи 49.1 Градостроительного кодекса, а также пункт 8 Положения об аттестации, любое физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы при условии его соответствия следующим требованиям:
1) наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта;
2) постоянное проживание в Российской Федерации;
3) наличие стажа работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее пяти лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо в организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее трех лет;
4) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
5) обладание необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.
Отдельно необходимо отметить, что первое требование, а именно наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта, довольно нечеткое. Ведь в настоящее время в общепринятой системе российского высшего образования существует разделение выпускников вузов на бакалавров (4 года обучения в вузе), специалистов (5 лет обучения) и магистров (6 лет в вузе). Разумеется, уровень профессиональной подготовки у этих выпускников очень разный, хотя все они формально считаются получившими высшее образование.
Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий действует на всей территории Российской Федерации. Срок действия аттестата – 5 лет. Физическое лицо вправе обратиться в Минстрой России с заявлением о продлении срока его действия путем переаттестации. Согласно части 7 статьи 49.1 Градостроительного кодекса квалификационный аттестат может быть аннулирован тем же органом, который его выдал, то есть, Минстроем России, до истечения срока его действия. Основанием для аннулирования аттестата являются:
1) установление факта участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах, в том числе, если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;
2) установление факта представления для прохождения аттестации документов, содержащих недостоверные сведения;
3) вступление в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат, к ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности.
Аттестованные эксперты вносятся Минстроем России в соответствующий реестр в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 марта 2012 года № 102. Этот реестр открыт для всех заинтересованных лиц и ведется в электронном виде на официальном сайте Минстроя России. В реестре содержатся следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество физического лица, которому выдан квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) номер квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
3) дата выдачи и дата окончания срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
4) направления деятельности эксперта, по которым он может осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
5) отметка об аннулировании, приостановлении, выдаче дубликата квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае принятия Министерством регионального развития Российской Федерации соответствующего решения).
Пункт 13 Положения об аттестации определяет, что при наличии действующего квалификационного аттестата эксперт может представить документы для прохождения аттестации на получение права подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по другому направлению деятельности. Данное правило касается лиц, работающих в организации по проведению государственной экспертизы и обладающих необходимым стажем.
В настоящее время в Правительстве Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации. Эти изменения связаны с необходимостью повысить требования, предъявляемые к аттестации физических лиц на право подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.
Например, непростым было принятие решения о стаже работы, необходимом для такой аттестации. Сегодня в проектных организациях этот стаж составляет пять лет, однако вносились предложения продлить его до десяти и даже пятнадцати лет. В конечном итоге, в рассматриваемый проект вошел вариант, согласно которому длительность стажа эксперта должна составлять не менее семи лет.
Споры вызывает не только стаж, но и порядок проведения самой аттестации. В настоящее время она проводится в двух формах: устный экзамен и письменное тестирование, где при ответе на вопрос следует выбрать верный вариант из нескольких предложенных. Конечно, устный экзамен раскрывает возможности претендента значительно полнее и нагляднее, чем тестирование. Экзаменационная комиссия состоит из представителей Минстроя и специалистов Главгосэкспертизы России. Экзаменаторы могут лично познакомиться с кандидатом, задать дополнительные вопросы, послушать, как потенциальный эксперт обосновывает свою точку зрения и какие аргументы он подбирает. Но, как считает сообщество, и письменное тестирование имеет право на существование – как дополнительный экзамен. Во время такого тестирования кандидаты могли бы решать практические задачи, которые позволяли бы получить дополнительные данные об уровне их профессиональных знаний и навыков.
Кроме того, в законопроекте установлен перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата. Такими основаниями, например, могут стать:
— установление судом двух и более фактов совершения экспертом нарушений, влекущих за собой создание угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Речь идет о нарушениях, совершенных за последние пять лет профессиональной деятельности в качестве эксперта, либо о нарушениях, которые повлекли причинение указанного вреда вне зависимости от того, когда такие нарушения были совершены. В частности, нарушением является подготовка экспертом положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий, не соответствующих требованиям технических регламентов, или положительного заключения экспертизы проектной документации, не соответствующей требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий;
— установление судом двух и более фактов нарушений эксперта за последние пять лет его профессиональной деятельности. Речь идет о таких нарушениях, как подготовка экспертом отрицательного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий при соответствии их требованиям технических регламентов, или отрицательного заключения экспертизы проектной документации при ее соответствии требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий.
При этом, если причиной аннулирования квалификационного аттестата стали нарушения, которые повлекли за собой причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повторная аттестация эксперта не допускается.
Уровни экспертизы
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Уровни экспертизы
Некоторые тренинги инструктора:
Когда-то давно услышал чьё-то мнение о том, что японцы – самая художественная нация. Возник законный вопрос – почему? Ведь навскидку почти любой образованный гражданин России, США и Европы не сможет припомнить ни одного знаменитого японского художника, хотя легко назовёт несколько великих российских и европейских художников. Выяснил, что критерий тут другой – лингвистический. Дело в том, что в японском языке присутствует самое большое количество самостоятельных слов, выражающих различные оттенки цветов. Можно долго строить предположения, с чем это связано, но пока можно заключить лишь, что на каком-то этапе развития японской культуры для них было очень важно различать большое количество оттенков цветов и для их отражения в их языке появились эти слова.
[spoiler]
Я – тренер, так что предмет моей работы – это знание. И я думаю, что уже назрела необходимость расщеплять это понятие и разобраться с тем, что мы называем «знаю», а что – нет. Т.е. разобраться с тем, что знание по сути собой представляет и каким оно в силу этого бывает, так как отсутствие возможности объясниться по существу не даёт развиваться, более глубоко разбираться в теме. Не могу сказать, что долго копался в работах по гносеологизму, которые должны были бы, видимо, в этом вопросе активно копаться, так что сильно рискую изобрести велосипед, но всё-таки напишу, как я вижу вопрос, не претендуя на особую оригинальность. Надеюсь, это окажется полезным и кому-то другому.
Часто приходится слышать размышления о «практическом» и «теоретическом» характере того или иного знания. На мой взгляд, это разделение имеет более фундаментальный характер, чем то, о чём собираюсь написать я. Не следует забывать, что все программисты – это инженеры, а не учёные. Критерии знания учёных-теоретиков отличны от наших, поскольку от инженера в конечном итоге всегда требуется тот или иной результат его работы. Так что это разделение мне видится условным, поскольку теоретическое знание – это скорее прерогатива учёных. Конечно, теоретическое знание необходимо и инженеру, но чаще всего оказывается, что не во всей своей полноте, а в сильно упрощённом и сокращённом виде – часто приходится слышать о том, что та или иная теория, выдвинутая учёными, нуждается в упрощении (обычно – по закону Парето, более известному, как «Принцип 20/80» ) для того, что бы превратиться в удобный для работы инструмент инженера.
Перво-наперво определим предмет обсуждения. Я бы хотел разобраться в том, что можно называть «глубиной знания» какой-то темы. Глубина бывает разной. Чтобы мерить глубину, нужны какие-то объективные критерии в виде того, что позволяет знание той или иной глубины, имеющееся у человека в отношении какой-либо темы. Т.е. в качестве критериев удобнее всего взять возможности, которые открывает знание определённой глубины. Такие критерии и становятся уровнями, вносящими разметку в глубину знания.
Итак, что значит – знать какой-либо инструмент? По своему опыту я склонен делить знание на 3 уровня:
Кстати, именно поэтому Junior`ом так сложно устроиться – степень необходимого контроля за ним, выражающаяся во времени, которое тратит на него руководитель и консультирующие его по техническим вопросам коллеги, фактически часто перевешивает эффект от его работы, так что, вытягивая его на уровень Developer`а, организация часто больше тратит, чем приобретает и фактически такой сотрудник начинает приносить прибыль только после этого. Так что наём Junior`а – это лишь перспективное вложение денежных средств для компании.
Основное различие этого уровня знания от предыдущего – навыка – состоит в таком понимании темы, которое характеризуется его слабой связанностью с психологическими особенностями самого тренера, в то время как навык – это знание, сильно связанное с особенностями их носителя. Спросить у человека, обладающего лишь навыком, «Как ты это делаешь?» – примерно то же самое, что спросить любого человека – «Как ты дышишь?». Он, чаще всего, не сможет сказать ничего вразумительного или в лучшем случае скажет что-то, что сможет понять лишь человек, который очень хорошо его знает или очень на него похож психологически и похожим с ним образом мыслит.
Наверное, самый интересный момент в этой карте состоит в переходе со второго на третий уровень – подавляющее большинство менеджеров не понимают, как можно уметь использовать технологию, но не уметь ей обучать, т.е. передать это своё умение другому?
Действительно, многим из нас часто кажется, что если, как утверждают философы, «практика – критерий истины», то способность использовать знание – есть критерий его наличия. И, соответственно, если ты знаешь – то «чего такой жадный?», ведь «От тебя не убудет?» – обучи другого, «Жалко, что ли?».
Ответ на это выглядит парадоксальным в сложившейся системе знаний и звучит просто: потому что обучаемый – другой и ему необходимо другое знание – которого у обучающего просто нет, так что тому, у кого есть лишь навык, часто совершенно нечего передавать.
Нужно понимать, что когда тренер даёт знания обучающимся, обучающиеся усваивают их, применяя всё тот же закон Парето – усваивают те 20% материала, которые им (о чём они судят с высоты своего опыта), могут понадобиться, а всё остальное – «вода» или, как часто говорят, «информационный шум». Но непонятно часто другое – каждый слушатель усваивает свои 20% материала. Именно эти 20% уже после того, как «обкатываются» в реальном проекте, становятся его навыком. Т.е. понятие «информационный шум» – относительно. Также из этого вытекает и то, что тренер должен знать массу таких вещей, которых практически никогда не будет применять на практике.
Действительно, проведите над собой эксперимент. Найдите сейчас в своём поле зрения, например, дерево и задайте себе вопрос – какое оно? Скажите, что первым придёт в голову. Потом ещё раз – какое оно, кроме того, что Вы уже сказали? И так раз 5-7, запоминая порядок, в котором Вы назвали эти признаки. Что получилось? У меня вот – Круглое в обхвате, большое, высокое, раскидистое, старое, унылое, шершавое, коричневое, красивое. Каких из этих признаков вы не назвали и что назвали такого, чего нет у меня? Попытайтесь проанализировать тот порядок, в котором вы назвали эти признаки. Это – не случайная последовательность признаков – нет! Это – картина ваших приоритетов, т.е. тех качеств, которые Вы видите в деревьях в первую очередь, поскольку именно в такой последовательности они для Вас важны. То, что вы назвали в числе последних – для вас практически неважно, а вот то, что называли первым – бросилось в глаза, значит, действительно важно. Если вы через несколько дней будете вспоминать, какое это было дерево, то вспомните, вероятно, только те его качества, которые назвали первыми. Этот порядок – это и есть проявление Вашей особенности восприятия мира вокруг на примере такого объекта, как дерево.
Так же происходит и со знанием. Программисты знают о том, что в подавляющем большинстве языков программирования присутствует избыточность – одни и те же вещи часто можно делать различными способами и выбор из этих способов в каждой ситуации часто диктуется субъективными причинами разработчиков. Можно критиковать этот выбор с различных точек знания – с точки зрения надёжности, производительности, гибкости (изменения поведения или масштабируемости), удобства сопровождения или сложности задачи разбора кода, но часто эти критерии выбора оказываются на практике субъективными и выбор делается интуитивно. У человека, обладающего лишь навыком, часто диапазон для такого выбора сужен, но если он знает в каждом случае лишь один способ решения проблемы, или несколько, но не все, то он уже способен справляться практически с любой задачей.
Но если дать ему группу желающих научиться работать с этой технологией и попросить её обучить – получится, что то, как привык действовать он, не подходит другим людям, т.к. они мыслят по-другому. У них другие приоритеты и они, применяя принцип Парето, из общего объёма знаний отсеяли бы ДРУГИЕ 20%, нежели те, которые отсеял он, восприняв то, что знает он, как «воду», «информационный шум».
Поэтому существует 2 подхода к решению данного вопроса.
Первый – тренер даёт полный объём материала, не ориентируясь ни на кого. Слушатель при этом применяет принцип Парето к тому, что слышит и пытается сформировать задел для того, чтобы сформировать навык. Это обычно очень сложная задача и люди от такого рода обучения зевают, часто просят о перерывах и под конец сильно устают.
Второй – тренер применяет принцип Парето для группы сам, давая им только то, что, с его точки зрения, им необходимо знать, когда всё остальное по этой теме – вода. От этого сильнее устаёт тренер (это, правда, зависит от того, насколько он психологически похож на среднего члена группы), но группе материал даётся легко и комфортно.
В реальности, конечно, не продуктивно впадать в обе эти крайности, а необходимо действовать по ситуации – пытаясь «прощупать» группу, сужать подаваемый материал до того уровня, который устроит всех слушателей. И здесь главный вопрос всегда в том, насколько группа «пёстрая», насколько из непохожих людей она состоит. Если слишком пёстрая – приходится ударяться в крайность первого метода и давать всё-всё, если же группа достаточно гомогенна, то тренер может себе позволить взять на себя частичное применение Принципа Парето и прицельно давать лишь то, что, как он считает, будет нужно слушателям.