какой должна быть посуда для приготовления блюд в детском саду
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
Из какой посуды должны питаться дети в детских садах?
Вопрос: Здравствуйте! Прошу дать официальный ответ по вопросу. Из какой посуды должны питаться дети в детских садах? Возможно ли использование посуды из пластика для питания во время завтрака, обеда, полдника и пр. Наши дети в детском саду пьют из пластиковых стаканов, без ручек, стаканы скорее всего не предназначены для горячего. Хотелось бы разобраться в этом вопросе. Спасибо. Ждем ответа.
Ответ: В соответствии с п.13.13 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» используемая для детей столовая и чайная посуда (тарелки, блюдца, чашки) может быть изготовлена из фаянса, фарфора. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия. Так как пластик является производным пластмассы, следовательно, пластиковая посуда (стаканчики) не допускается в использовании при организации питания детей.
© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), 2006-2017 г.
Эл. почта: org@16.rospotrebnadzor.ru (эл.адрес НЕ используется для
приема обращений, подача обращений в разделе «ПРИЕМ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН»)
Информацию о зарегистрированных документах можно получить с 15:00 до 17:00 (в пятницу до 16:45; суббота, воскресенье – выходные дни)
по телефону: (843) 238 53 35
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре пищеблоков образовательных учреждений
Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре пищеблоков образовательных учреждений
В связи с частым выявлением нарушений обязательных требований к оборудованию, инвентарю и посуде на пищеблоках образовательных учреждений, считаем необходимым, напомнить основные требования санитарных правил.
Оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся предметами производственного окружения, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами.
Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование должно находиться в исправном состоянии. В случае выхода из строя какого-либо технологического оборудования необходимо внести изменения в меню и обеспечить соблюдение гигиенических требований при производстве готовых блюд.
Напоминаем, что ежегодно перед началом нового учебного года должен проводиться технический контроль соответствия оборудования паспортным характеристикам.
Обеденные залы следует оборудовать столовой мебелью (столами, стульями, табуретами и другой мебелью) с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, также должны иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств и отвечать требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.
Следует устанавливать стеллажи, подтоварники для хранения пищевых продуктов, посуды, инвентаря высотой от пола не менее 15 см. Конструкция и размещение стеллажей и поддонов должны позволять проводить влажную уборку. На складах базовых организаций питания рекомендуется предусматривать многоярусные стеллажи и механические погрузчики.
Столовые общеобразовательных учреждений обеспечиваются достаточным количеством столовой посуды и приборами, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место.
При организации питания используют фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду (тарелки, блюдца, чашки, бокалы), отвечающую требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд должны быть изготовлены из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалов.
Для раздельного хранения сырых и готовых продуктов, их технологической обработки и раздачи в обязательном порядке должны использоваться раздельные и специально промаркированные оборудования, разделочный инвентарь, кухонная посуда.
Не допускается использование кухонной и столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью; столовые приборы из алюминия; разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры; разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь с трещинами и механическими повреждениями.
При доставке горячих готовых блюд и холодных закусок должны использоваться специальные изотермические емкости.
Посуда в ДОУ по СанПиН: мытье, обработка и маркировка
Правильная организация работы кухни – один из важнейших факторов здоровья воспитанников детского сада. Строгое соблюдение санитарных норм во время приготовления пищи и после него значительно снижает уровень развития микробов и, следовательно, сокращает риски на появление в ДОУ вспышек опасных инфекций.
Важная роль в процессе питания отводится детской посуде. Посуда в ДОУ подбирается, обрабатывается и маркируется согласно строгим правилам, установленным СанПиН.
Основные требования к посуде в группе детского сада
СанПиН четко определяет, какую посуду можно использовать в дошкольных учреждениях, и в каком состоянии эта посуда должна находиться. Так, в детском саду не должно быть:
Не рекомендуется использовать посуду из керамики и стекла. Керамическая посуда для детей детского сада слишком тяжела, а стеклянная легко бьется. Наиболее подходящие материалы – фарфор и фаянс. Они безопасны, экологически чисты и легки, хорошо моются, без проблем выдерживают обработку паром. Столовые приборы (вилки, ложки, ножи) для ДОУ изготавливаются только из нержавеющей стали. Требование к посуде в ДОУ также включает обязательное наличие отдельных посудных комплектов для каждой детской группы.
Мытье посуды в детских садах
Очищение и мойка посуды в дошкольных учреждениях также подчиняются строгим правилам. Персонал детского сада, работающий на кухне, обязан соблюдать следующий порядок мойки:
Особого внимания требует разделочный инвентарь – доски и мелкие деревянные предметы. Мытье этой посуды производится в горячей (от +45⁰С) воде с моющим средством. Вымытый инвентарь ополаскивается также горячей водой и затем ошпаривается кипятком. Чистые доски сушатся и хранятся на стеллаже поставленными на ребро.
Мытье столовой посуды в ДОУ должно производиться в специально оборудованном отсеке пищеблока. Для мытья используется отдельная раковина, выполненная из оцинкованного металла. В раковине обязательно должен быть слив, подключенный к канализации, а также краны с горячей и холодной водой.
Мытье посуды выполняется после каждого кормления детей. Кроме того, раз в сутки вся используемая посуда кипятится. Промываться и кипятиться также должны металлические емкости для хранения столовых приборов. После мойки ложки, вилки и ножи укладываются в специальные отсеки вверх ручками.
В ясельных группах необходимо уделять особое внимание обработке бутылочек для детских смесей. Очистка таких бутылочек производится в два этапа:
Соски от бутылочек обрабатываются отдельно. Вначале соски промываются в чистой воде, затем замачиваются в содовом растворе 10-15 минут. После этого тщательно моются до полного удаления остатков соды и пищи и кипятятся в течение трех минут.
В случае выявления в ДОУ инфекционного заболевания вся посуда для детского сада и инвентарь обрабатываются в дезрастворе.
Очищенную и высушенную посуду и приборы хранят в отведенных для этого эмалированных контейнерах.
Маркировка посуды в ДОУ согласно СанПиН
Маркировка обязательно должна присутствовать на всей посуде, используемой для приготовления и раздачи пищи в ДОУ. Нанесение маркировки выполняется с помощью трафарета, для пометок используется масляная краска. Основная задача маркировки заключается в том, чтобы исключить смешивание сырой пищи и готовых блюд и попадание микробов из необработанных продуктов в приготовленные.
Маркировка посуды в детском саду предусматривает специальные обозначения для каждого вида блюд и емкостей:
Как автоматизировать ведение журнала обработки посуды?
Для этого удобно использовать программный модуль «Охрана здоровья сотрудников и детей» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он содержит более 20 журналов и позволяет вести контроль по короновирусной инфекции COVID-19 с целью снижения заболеваемости детей и сотрудников.
К примеру, посмотрите на видео, как работать в системе с журналом обработки посуды:
Попробовать программу бесплатно можно здесь.
Какая посуда в детском саду по санпин?
Работа пищевого блока в дошкольных учрежденияхрегламентирована санитарно-гигиеническими нормами. Сотрудники детского сада должны обеспечить максимальную стерильность процесса приготовления пищи, уделяя особое внимание обработке детской посуды ( ЧИТАЕМ ТАКЖЕ : Какая посуда нужна ребенку и как ее правильно выбрать).
Правильная посуда в детском саду по СанПин
Требованияк кухонному инвентарю.
Этапы очищения кухонных предметов:
Для мытья кухонных предметов используется специальная ванна с наличием горячей и холодной воды. Подробнее о процессе мытья столовых принадлежностей можно узнать из статьи»Мытье посуды в детском саду по СанПин».
Специальные металлические резервуары для столовых приборов тоже подвергаются обработке моющими средствами. Ложки и вилки, помещаются в отсеки ручками вверх.
ВАЖНО!Для персонала детского сада предназначена отдельная посуда.
Доски, используемые для приготовления блюд должны быть гладкими и без зазоров. Попадание пищи в трещины может привести к размножению микроорганизмов.
Какая в детских садах посуда?Недопустимо использование пластмассовой, алюминиевой кухонной утвари. Такие материалы вредны для здоровья. Поверхность алюминиевых столовых предметов может вступать в реакцию с кислыми продуктами, образуя вредные соединения.
Пластик при термической обработке, а также при взаимодействии смоющими средствами и щелочью выделяет токсичные вещества ( ЧИТАЕМ ТАКЖЕ : Выбор моющего средства для мытья детской посуды).При возникновении инфекционных заболеванийвесь кухонный инвентарь обрабатывается в дезинфицирующих растворах.
Обработка бутылочек в ясельных группах осуществляется в несколько этапов ( ЧИТАЕМ ТАКЖЕ : Стерилизатор для мытья детской посуды дома, нужен ли):
СПРАВКА!Автоклав – аппарат для обеспечения высокого уровня дезинфекции, благодаря обработке влажным паром. Широко используется в медицинских учреждениях.
ВНИМАНИЕ!Трещины на посуде – места скопления микробов!
Как маркировать посуду в детском саду
Маркировка должна присутствовать на каждом инвентаре. Это необходимо для исключения попадания микроорганизмов из сырой пищи в приготовленную.
Разделочные доски и ножи маркируются для каждого продукта по отдельности (например, СМ – сырое мясо, ВО – вареные овощи). Столовые предметымаркируются не только в зависимости от продуктов (молоко, крупы, сахар и т.д.), но и от разновидности блюд (1 блюдо,2 блюдо, гарниры и т.д.). Все обозначения наносятся с помощью трафарета.
Как определить, что срок использования кухонной посуды в детском саду истек
Посуда для детей детского сада может прослужить несколько лет. Такой срок годности зависит от того, насколько хорошо осуществляют за ней уход.
Признаки истечения срока годности:
ОПАСНО!Сколы на эмалированных столовых предметах опасны дальнейшим разрушением поверхности, что может привести к попаданию куска эмали в пищу.
Процессы коррозии (при контакте воды и поврежденного участка) посуды создают опасные соединения. Отправляя ребенка в сад, родители не должны бояться за его здоровье, ведь соблюдение санитарно-гигиенических норм в дошкольных учреждениях находится под контролем государства.
Полезное видео
О том, какая посуда должна быть, вы узнаете после просмотра следующего видео:
Вам будет интересно
18 июля 2021 16:57 ↪ Ответить
18 июля 2021 16:57 ↪ Ответить
11 марта 2020 07:31 ↪ Ответить
26 февраля 2020 03:18 ↪ Ответить
10 января 2020 09:42 ↪ Ответить
Скажите, когда бьется посуда в группе у детей (к примеру-чашка), то ее должны заменить на новую или ее должны принести родители из дома?
13 октября 2019 21:38 ↪ Ответить
конечно заменить на новую, родители ни чего не должны приносить
20 ноября 2019 10:38 ↪ Ответить
Каким цветом маркируют рабочий инвентарь?
19 февраля 2019 06:50 ↪ Ответить
Здравствуйте. А существуют ли нормы или стандарты, какими ложками дети должны питаться. У нас например, ложки десертные, но какие то уж совсем плоские. Из-за чего все дети, до подготовительной группы,держат ложки кулаком
02 сентября 2018 14:12 ↪ Ответить
кулаком держат ложку дети не из за ложки, а потому что не приучают держать правильно. Это я вам как сотрудник дошкольного учреждения говорю
20 ноября 2019 10:37 ↪ Ответить
Таисия, конечно, готовить в сковородках и кастрюлях покрытых гарью не разрешается. Так как при нагревании, она выделяет вредные вещества. Кухонный инвентарь моют специальными моющими средствами и ополаскивают в чистой горячей водой не ниже 65 градусов. Дезинфекцию кухонная посуда не проходит, так как она постоянно подвергается тепловой обработке.
07 ноября 2017 15:33 ↪ Ответить
Скажите, а как на счет кастрюль и сковородок, в которых готовят еду для детей? Как их дезинфицируют? Ребенок рассказал, что видел в саду кастрюлю всю покрытую гарью. Скажите, готовить в такой емкости является вредным для ребенка?
05 ноября 2017 21:50 ↪ Ответить
Ребенок не может видеть в чем приготовлена еда. Поскольку еда готовиться на пищеблоке, доступ детей туда категорически запрещен. Единственную посуду которую он может видеть, это та в которой приноситься еда. В каждой группе свой набор кастрюлек с крышкой и мисок для получения готового рациона. На пищеблоке непригодная посуда попросту списывается и утилизируется. С уважением, ответственная по питанию детского сада.
Питание в детском саду ДОУ
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.2660-10
XIV. Требования к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде
14.1. Устройство, оборудование, содержание пищеблока дошкольных организаций должно соответствовать санитарным правилам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Пищеблок должен быть оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Набор оборудования производственных, складских помещений рекомендуется принимать в соответствии с приложением 4 настоящих санитарных правил. Все технологическое и холодильное оборудование должно быть в рабочем состоянии.
14.2. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны. быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.
14.3. Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда должны отвечать следующим требованиям:
14.4. Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуются раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением.
Технологическое оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов оборудуются локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения.
14.5. Моечные (производственные) ванны на пищеблоке должны быть обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители.
14.6. Для ополаскивания посуды (в том числе столовой) используются гибкие шланги с душевой насадкой.
14.7. Моечную обменной тары оборудуют ванной большого размера или трапом с бортиком, облицованными керамической плиткой.
14.8. Во всех производственных помещениях, моечных, санузле и комнате персонала пищеблока устанавливают раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.
14.9. Температура горячей воды в точках разбора должна составлять не менее 65°С.
14.8. Для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячую воду из системы отопления не используют.
14.9. В месте присоединения производственных ванн к канализации должен быть воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки, которую устраивают выше сифонных устройств.
14.11. Разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь (лопатки, мешалки и другое) после мытья в первой ванне горячей водой (не ниже 40°С) с добавлением моющих средств ополаскивают горячей водой (не ниже 65°С) во второй ванне, обдают кипятком, а затем просушивают на решетчатых стеллажах или полках. Доски и ножи хранятся на рабочих местах раздельно в кассетах или в подвешенном виде.
14.12. Металлический инвентарь после мытья прокаливают в духовом шкафу; мясорубки после использования разбирают, промывают, обдают кипятком и тщательно просушивают.
14.14. Посуду и столовые приборы моют в 2-х гнездных ваннах, установленных в буфетных каждой групповой ячейки.
Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40°С, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65°С (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решетках.
Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивают горячей проточной водой во второй ванне и просушивают.
Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.
Столовую посуду для персонала моют отдельно от детской столовой посуды.
14.15. При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводятся мероприятия в соответствии с предписаниями, выданными органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Для обеззараживания посуды в каждой групповой ячейке следует иметь промаркированную емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе. Допускается использование сухожарового шкафа.
14.16. В ясельных группах бутылочки после молочных смесей промывают теплой водой с помощью ерша и моющих средств, тщательно ополаскивают проточной водой, затем стерилизуют в автоклаве при температуре 1200 С в течение 45 минут или кипятят в воде в течение 15 минут и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Ерши после использования промывают проточной водой и кипятят 30 минут, высушивают и хранят в сухом виде.
14. 17. Рабочие столы на пищеблоке и столы в групповых после каждого приема пищи моют горячей водой с моющими средствами специальной ветошью.
Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов после использования стирают с применением моющих средств, просушивают и хранят в специально промаркированной таре.
Щетки с наличием дефектов и видимых загрязнений, а также металлические мочалки и губчатый материал не используют.
14.18. Пищевые отходы на пищеблоке и в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают с помощью шлангов над канализационными трапами, промывают 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивают горячей водой и просушивают.
14.19. В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т. п.
Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
14.20. В помещениях пищеблока проводят дезинсекцию и дератизацию силами специализированных организациями.