какое у меня призвание в жизни
Жизнь проходит, а призвания не найти. Что делать?
«Как найти свое призвание?
Как понять, в чем именно твое предназначение? Как использовать свои таланты и как их найти? Все время в каком-то поиске, а жизнь-то идет…» — подобных вопросов о поиске своего предназначения в редакцию журнала «Фома» приходит немало. Мы решили разобраться, почему этот вопрос, которым, казалось бы, обычно задаются подростки, не дает покоя столь многим взрослым людям. И конечно, попробуем выяснить, как эту жажду обретения призвания утолить.
На письма читателей о поиске призвания отвечает психолог Александр Ткаченко
Во множестве рассуждений о поиске своего призвания сегодня отсутствует очень важный компонент. Само это слово как бы говорит: человеку нечто уже заранее приготовлено, осталось лишь уточнить, что это, затем найти уготованное тебе поприще и стать счастливым.
Казалось бы, все очевидно.
Но…
Но логика русского языка закономерно предполагает, что там, где есть призвание, обязательно должен быть и тот, кто призывает. И вот как раз об этом в многочисленных публикациях на тему «как найти свое призвание» нет вообще ни слова. Хотя именно ответ на вопрос «кто меня призвал?» позволяет лучше сориентироваться в этом поиске. Ведь у призывающего наверняка имелись какие-то резоны, когда он готовил то или иное призвание для каждого человека.
Например, в сказке про Буратино папа Карло выстругал из полена деревянного человечка для того, чтобы тот ходил с ним по дворам и радовал жителей города своими танцами и песнями под шарманку. Поэтому Буратино точно знал свое призвание и не стеснялся во всеуслышание заявлять перед любой аудиторией: «Я создан на радость людям!»
К сожалению, в реальной жизни такой подход к выяснению своего призвания вряд ли возможен. Наши родители, конечно, надеялись, что мы вырастем хорошими и полезными обществу людьми. Но даже самые заботливые папа и мама не обладают необходимым уровнем компетенции для того, чтобы говорить о них как об источнике жизненного призвания. Рожая и воспитывая своих детей, мы не вкладываем в них призвания и в лучшем случае способны лишь помочь им самим его осознать (а в худшем — навязываем свои представления о нем, мешая их собственному поиску).
Государство здесь тоже плохо подходит на роль призывающего. Максимум, на что оно в этом смысле способно, — это, например, призвать человека в армию по достижении им определенного возраста.
Остается, пожалуй, только судьба. Которая в нынешнем ее понимании выглядит как-то расплывчато и неопределенно. В этом смысле древним грекам было куда проще: судьба для них была не философской абстракцией, а вполне конкретным божеством, вернее даже сразу тремя божествами — мойрами, прядущими нить человеческой судьбы. В мифологии они описаны как три сестры: Лахесис («дающая жребий» еще до рождения человека), Клото (с веретеном в руке «прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно завершающая жизненный путь человека, ножницами перерезая нить его жизни). Соответственно, за назначение призвания человека отвечала Лахесис, его осуществлению способствовала Клото и после того, как человек выполнил (или не выполнил) то, ради чего был призван в мир, Атропос закрывала проект, переводя человека в загробное ведомство Аида.
В наши дни трудно найти человека, который бы столь сложным образом исповедовал веру в судьбу. Однако религиозный мотив в понимании своей судьбы и призвания присутствует у многих и сегодня. По большому счету любое размышление об источнике человеческого призвания в итоге сводится к двум возможным вариантам.
Вариант первый:
людей к бытию призвал Бог. Соответственно, каждому из призванных Он приготовил некую миссию, и задача человека — понять этот замысел Божий о себе, исполнить его в меру сил и в конце пути дать Богу отчет в результатах.
Вариант второй:
у мира нет разумного Творца, а значит, нет и разумной цели как в существовании самого мира, так и в жизни отдельного человека. Судьба при таком взгляде — это всего лишь некая последовательность событий, обусловленная причинно-следственными связями. А призвание — наиболее оптимальный способ существования в мире, поскольку в этом варианте призвание идет от самого человека, вернее — от его потребностей, требующих удовлетворения. И нужно лишь внимательнее прислушаться к себе, чтобы понять, к чему они тебя призывают.
Тезис первый:
найти способ самореализации — еще не значит найти смысл.
Естественно было бы предположить, что по первому варианту призвание ищут люди верующие, по второму — атеисты и агностики. Однако в реальной жизни картина бывает куда более сложной. Совсем не редкость, например, когда верующий человек годами ищет свое призвание именно как способ наиболее комфортной самореализации. Например, каждый день приходя в офис, мечтает о работе, связанной с путешествиями. Или, занимаясь рутинным трудом, скажем, на стройке, считает, что его призвание — музыка или живопись. Что в общем-то понятно. Как говорят в народе, рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше.
Такая поисковая активность вполне закономерна и естественна как для верующих, так и для неверующих. Найти профессию, которая была бы тебе по душе, — великое благо для любого человека. Однако множество людей вполне осознанно пытающихся понять, к чему они призваны, годами ищут свое призвание по этой схеме, примеряют на себя различные профессии и занятия, и по-прежнему остаются неудовлетворенными своей работой. Не помогают ни журнальные лайфхаки, ни консультации у психолога, ни заказные молебны в храме.
В чем же причина этих неудач? Дело в том, что при таком подходе, призвание понимается всего лишь как некая врожденная предрасположенность человека к тому или иному роду деятельности. Пойми ее, найди соответствующую ей профессию — и станешь счастливым. Твои потребности окажутся удовлетворены, и ты будешь спокойно получать удовольствие от своей работы. Однако для христианина это очень урезанный взгляд на призвание. Ведь кроме врожденной предрасположенности он получил в крещении еще и дары Духа Святого. А эти дары предполагают совсем иную направленность их применения: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет 4:10).
Дары Божьи даны нам для служения через них друг другу. И если мы верим, что призвание наше — от Бога, значит, искать это призвание следует прежде всего через понимание своего дара и соответствующего ему служения ближним.
Это вовсе не означает, будто наши врожденные склонности обязательно пойдут вразрез с дарами Духа, полученными в крещении. Напротив, Бог каждому из нас дает именно тот дар, который наиболее соответствует нашим способностям и задаткам. Однако именно дар придает им вектор служения, дополняет эти способности еще одним, важнейшим свойством — делает их осмысленными и направленными к высокой цели.
Ведь самовыражение, будем честными, — цель довольно приземленная. Найти свое призвание, чтобы просто получать от него удовольствие, — такая позиция мало чем отличается от тезиса «найти, где у меня чешется, и начесаться вдоволь». Собственно, и результат при таком утилитарном подходе к призванию часто бывает похожим: человек вроде бы нашел свое любимое дело, «почесался» от души, успокоился и опять заскучал, крутя головой в поиске очередного занятия, через которое можно было бы выразить себя. Но там, где человек осознанно ставит свои способности на служение другим людям, картина разительно меняется.
Тезис второй:
служение — не просто красивый идеал или высокие мотивирующие слова. Это вполне объективная духовная потребность любого человека.
Причем потребность такая же насущная, как стремление к развитию или самовыражению. Каждому из нас от природы свойственно желание приносить пользу и радость другим людям. Такими нас задумал Бог. И без удовлетворения этой потребности никакое найденное призвание не сделает нас счастливыми.
Понять, к чему ты более предрасположен, — еще не значит найти свое призвание. Бог призвал нас в этот мир не только лишь для того, чтобы мы познали свои способности и нашли среди них самую приятную для нас. Талантов у любого человека множество, ведь каждый из нас создан по образу Божьему. Но просто перебирать их один за другим, примеряя к себе, — занятие бессмысленное и даже опасное, поскольку земная наша жизнь ограничена временем. Так, артист, чрезмерно увлекшийся в костюмерной выбором наиболее подходящего костюма, рискует опоздать к выходу на сцену и пропустить свое же выступление.
Призвание — это не талант сам по себе. Призвание — это служение другим людям, которое ты наиболее эффективно можешь осуществлять при помощи своего таланта.
Вот эта подмена понятий и сбивает с толку даже верующих людей, знающих Евангелие и читавших притчу о талантах. На Страшном суде Господь не спросит у человека, сколько он написал картин или романов, за какое время пробежал стометровку, каких героев сыграл на сцене, скольких противников победил техническим нокаутом. Каждому из нас предстоит дать отчет в куда более простых вещах: накормил ли ты голодного, напоил ли жаждущего, помог ли бездомному, больному, несчастному?
В христианстве любой талант сам по себе еще не является основанием для какой-либо оценки жизни человека с точки зрения вечности. Он всего лишь та самая мера серебра из притчи, которую каждый из нас получает от Бога при рождении.
Определит же нашу судьбу не само серебро, а та прибыль, которую мы можем с него получить, то есть дела милосердия, которые мы способны совершить при помощи дарованного нам таланта.
Если этих дел не будет, то даже самые упорные занятия искусством, спортом, наукой окажутся для нас бесполезными и станут отнюдь не преумножением таланта, не «передачей серебра торгующим» с целью прибыли, а всего лишь бессмысленной полировкой полученных в дар монет.
Вот как пишет об этом святитель Феофилакт Болгарский: «Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осужден будет».
Под прибылью же все церковные толкователи единодушно понимают здесь добрые дела, которые человек совершает при помощи полученного ими таланта. И если таких дел не будет, то напрасными окажутся все усилия и по поиску своего призвания, и по развитию полученного дарования. Художник может десятилетиями оттачивать линию и штрих, музыкант — годами работать над кантиленой и звуком, писатель — над ритмом и выразительностью слога, спортсмен будет ценой неимоверных усилий прибавлять к своему результату граммы или сантиметры, сбавлять сотые доли секунды. Но все эти труды в духовном отношении могут оказаться абсолютно бесплодными, если только их целью не будет польза ближнему.
Тезис третий:
с православной точки зрения самый лучший способ похоронить свой талант — это найти его и усиленно развивать лишь ради себя, ради собственных амбиций, удовольствия или творческих исканий.
Бог призывает нас служить друг другу полученными от Него талантами. А значит, поиск призвания не сводится к одному лишь тщательному исследованию своих дарований. Точно так же внимательно нужно исследовать и сами эти дарования, чтобы выяснить, какое из них окажется для нас самым удобным в служении другим людям. Это и будет нашим призванием, в котором органично сочетаются обе важнейшие духовные потребности человека — самореализация и самоотдача. Духовную жизнь человека можно сравнить с водоемом. Если он закрыт и не имеет выхода, вода в нем постепенно начинает портиться, плохо пахнуть и в конце концов протухает. Даже если изначально была кристально чистой. А вот там, где из водоема вода течет дальше, чтобы напоить поля и сады, картина совершенно другая. Потому что на место отданной воды приходит новая — чистая и свежая. И чем больше воды отдает водоем, тем прозрачней и чище он становится.
Все наши таланты не являются исключительно нашей собственностью. Мы не заработали их упорным трудом, а просто получили в дар от Бога. Они, словно драгоценная вода жизни, вошли в нас еще при рождении. Когда мы делимся ими и отдаем эту воду тем, кто испытывает в ней недостаток, Бог тут же восполняет отданное — и восполняет с избытком. Но происходит это, лишь когда мы делимся тем, что действительно имеем. Если у тебя нет дара слова, вряд ли получится служить другим людям в сферах, связанных с умением хорошо говорить. Если нет дара сострадания, рискуешь выгореть на работе, связанной с помощью страдающим людям. Если нет дара смелости и мужества, не получится служить людям, защищая их от преступников или иноземных захватчиков.
Хотя, конечно, все христиане призваны и к наставлению друг друга в вере и благочестии, и к милосердию, и к мужеству. Однако дары Духа Святого каждый из нас получает в соответствии с индивидуальными нашими особенностями. Вот что говорит Амвросий Оптинский, ссылаясь на преподобного Макария Великого: «…и самая благодать не изменяет двух свойств в характерах человеческих — сурового и мягкого: имеющий суровый и обличительный характер не может быть спокоен тогда, когда будет умалчивать, а имеющий характер мягкий и уклончивый может потерять мир душевный, если будет других резко обличать».
Разумно предположить, что и прочие наши природные свойства также имеют значение для нашего христианского служения ближним. И поэтому трудный, а порой даже мучительный поиск дела, к которому лежит у человека душа, никогда не бывает для него бессмысленным.
Бог приготовил для каждого из нас служение ближним, которое будет соответствовать нашим талантам и дарам Духа Святого. А значит, тот, кто ищет дело себе по сердцу, поступает разумно, хорошо и правильно. Нужно лишь после, когда это дело уже будет найдено, обязательно найти также и способ употребить его для служения другим людям.
Чтобы вода полученной от Бога жизни не застаивалась в нашей душе, а щедро изливалась в души ближних, наполняя их радостью, миром и благодарностью. И чтобы Бог мог постоянно пополнять в нас этот отданный другим дар, а мы раз за разом убеждались в истинности слов Иисуса Христа: …блаженнее давать, нежели принимать (Деян 20:35). Вот такая деятельность и будет настоящим нашим призванием.
4 способа понять своё призвание
О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.
Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.
Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.
Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».
Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.
Тестирование
Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — « Предпочтительные виды профессиональной деятельности».
⟶ Пройти его можно, например, здесь.
В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.
В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.
Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:
⟶ Пример такого теста здесь.
Коучинг
В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.
В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.
Окружение
Действия
Навыки
Ценности
Самоопределение
Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов « я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.
Миссия
Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.
Бесплатный онлайн-курс
Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии
Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.
Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?
Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.
Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.
«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.
Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.
Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.
Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».
Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.
Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.
Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.
Как совместить деньги и творчество
Вдохновиться историями студентов Нетологии
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Как найти призвание
Лучшая награда в нашей жизни — это возможность заниматься делом, которое того стоит.
Теодор Рузвельт
Профессия или призвание
Если мы разберем понятие «призвание» на составные части, то поймем, что в нем скрывается несколько смыслов.
Дело, которое мы назовем «призванием», должно:
✎ Быть полезно и нужно людям
✎ Вызывать уважение
✎ Отвечать характеру и интересам человека, соответствовать его «Я»
Призвание не рассматривается с финансовой точки зрения. Неважно, сможешь ли ты разбогатеть, занимаясь выбранным делом, или нет. Это и отличает «призвание» от профессии, которая приносит доход. Можно заметить в слове «призвание» даже какой-то элемент сверхъестественного, потому что в русской культуре «призывает» Бог или народ «призывает» царя на царствование. Как говорится, когда не ты выбираешь работу, а она тебя, тогда работа становится призванием.
Слова «призвание» и «предназначение» наводят на мысль, что наше идеальное дело жизни дается нам откуда-то свыше, но пусть вас это не уводит в сторону. Одной интуиции и божественного влияния в поиске своего пути недостаточно. Чтобы найти призвание и самореализоваться, важно активно искать.
Как найти призвание. Способы
5 способов самоанализа:
Онлайн-тест на призвание в жизни
У нас есть несколько тестов, на которые вы можете полагаться в ответе на вопрос «Кто я?».
Эти тесты могут стать первым шагом в поиске себя:
✔ Бесплатный тест «Личность и профессии». Предназначен для старшеклассников и абитуриентов, но будет интересен и взрослым. Пройдя его, вы узнайте, какие профессии из совершенно разных областей подходят вам по особенностям характера. Например, профессия event-менеджера требует коммуникабельности, чтобы стать врачом, нужно быть терпеливым и внимательным, а чтобы стать предпринимателем, важно не бояться рисковать. В результате тестирования вы получите список профессий, соответствующих вашему складу личности. Количество вопросов: 50.
✔ Бесплатный тест «Профперспектива». Тест поможет оценить интересы и предпочтения в профессиональной деятельности. Узнайте, какой профессиональный профиль вам ближе: экономический, естественно-научный, художественно-творческий или какой-то другой.
Количество вопросов: 32.
Как найти своё призвание, любимую работу или своё дело
При выборе профессии помогает вопрос: «Чем я буду полезен людям?». Кажется, что этот альтруистский подход не имеет ничего общего с реальным миром, где люди идут на работу, чтобы заработать деньги. Но исследования показывают, что более счастливы представители тех профессий, которые своей работой приносят пользу обществу.
Чтобы найти свое дело, важно разобраться в мире профессий. Возможно, вы даже не знаете о существовании той профессии, которая вам идеально подходит. Информацию о профессиях смотрите здесь >>
Рейтинги и свежие исследования рынка труда вы найдете в этом разделе сайта >>
Как найти свое призвание, если тебе 15
В 13-16 лет у человека очень мало информации о профессиях, он привык учиться и, как правило, еще ни разу не работал. Он слабо представляет, чем занимается логист или SEO-специалист, и чем отличается инженер-конструктор от инженера-испытателя.
По наблюдениям наших профконсультантов, самый верный для подростка путь поиска призвания лежит через кружки и секции. Если в 11-13 лет школьник уже самостоятельно выбирает дополнительное образование, ищет себе вне школы спортивные и интеллектуальные занятия, то к окончанию школы он придет с ясным пониманием, кем он хочет стать.
Можно выделить 2 крайности в профессиональном самоопределении:
✎ подросток не может выбрать из многих направлений, то есть «хочет всего и сразу»
✎ и наоборот, ему ничего не хочется, он еще не начинал профориентацию
Как найти свое призвание, если тебе за 40
С ощущением потерянности можно столкнуться в любом возрасте. И точно так же найти свое призвание можно и в 5 лет и в 85. Во взрослом возрасте найти любимое дело может быть еще труднее, чем в подростковом. Есть такие профессии, как врач, профессиональный спортсмен или музыкант, в которые трудно «попасть» во взрослом возрасте. Они требуют ранней профориентации и длительного обучения. И тем, кто выбрал эти профессии во взрослом возрасте, сложнее наверстать упущенное время и добиться успеха. Поэтому так важен поиск себя именно в подростковом возрасте.
Если вы сейчас сомневаетесь, тем ли делом заняты, верно ли выбрали профессию, то пройдите наш бесплатный онлайн-тест для взрослых, уже работающих людей, «Пора ли менять профессию».
Советы психолога
Как мы говорили, проблема поиска себя решается только активным действиями. Если вы не примерите наряд, вы никогда не узнаете, подходит ли он. Сделайте то же самое с призваниями, занятиями, хобби и навыками. Вам нужно попробовать, чтобы найти занятие по душе.
Попробуйте метод – от последнего к первому. Он помогает начать делать первые шаги для достижения цели. Сначала определяете цель. Например, вы хотели бы в будущем стать шеф-поваром и даже заработать звезду Мишлен. Теперь постройте цепочку из шагов, которые необходимы для достижения цели: известные шеф-повара проходили стажировку во Франции, а до этого они заканчивали вуз и/или колледж по направлениям «Технология и организация ресторанного дела», а до этого учились готовить на курсах или на уроках технологии в школе.
После того, как вы раскрутили цепочку, найдите кулинарные курсы и просто попробуйте. Уже на курсах вы поймете, может ли стать кулинария делом вашей жизни, или стоит двигаться в другом направлении.
Посмотрите видео, где руководитель отдела профориентации Кирилл Кузнецов отвечает на вопросы о поиске призвания. Какие тесты работают, а какие нет? Как выбрать профессию, если ничего не интересно? Куда пойти, чтобы и через 15 лет быть востребованным специалистом?
Желаем вам искать и найти свое призвание. Да, и достичь икигай!
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о выборе профессии, подпишитесь на нашу рассылку.