какое событие взбудоражило всю школу в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет
Конспект урока по литературе в 8 классе по произведению В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
“ И близких всех душа не позабудет…” (по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”). 8 класс
углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева;
формирование навыков анализа текста;
развитие навыков выразительного чтения;
воспитание гражданской позиции через литературное произведение.
беседа по вопросам;
элементы анализа текста
Оборудование: портрет В. Астафьева, компьютер.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. Астафьева и его книге “Последний поклон”, которая достойна занять своё место на “золотой полке” отечественной литературы.
С какими рассказами-главами из книги писателя вы уже знакомы? (“Конь с розовой гривой”,“Васюткино озеро”).
О чём же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).
3. Беседа учителя с учащимися по содержанию рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.
Учитель. В повести В.П.Астафьева “Последний поклон” рассказывается о том, как мальчик познаёт мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть о старших, о тех людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.
Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.
Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).
Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).
Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).
В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).
Чем живет русская деревня в эти годы?
Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).
Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
1) всем хотелось угодить;
2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
Чтение отрывка: от слов “Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”.
Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька – друг). Ответ: стр. 225.
В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.
Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.
А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).
1) стр. 223 от “Так я и знала. ” до “Посинели, будто на лёде…”;
2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”
Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).
Учитель. (Запишем в тетради).
Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Всё очень дорого, это воспоминания детства. Даёт возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).
Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?
— лечение: натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане;
— окна в доме, стр. 226 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины окна…”;
— цветы в доме, стр. 228 от “После того как загорались…” до конца абзаца;
— отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).
Хорошая бабушка у Витьки?
Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).
Кто был инициатором этого события? (Учителя).
Расскажите об учителях Виктора.
Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение).
Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? (“немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).
С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучшие качества учителя).
Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.
Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца абзаца.
Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?
Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.
Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).
Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.
Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).
Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).
Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”
Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”.
Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным.
1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?
— о том, как быть добрым,
— о человеческой памяти,
— о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,
— о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,
— о любви к родной земле.
2. Каков герой Астафьева?
Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”
Портрет В. Астафьева.
3. Подведение итогов урока.
а) принести фотографию из семейного альбома;
б) подготовить рассказ о ней, пользуясь памяткой.
Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет»
Всего получено оценок: 4764.
О произведении
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фотография, на которой меня нет». Пересказ книги также пригодится при работе над читательским дневником.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.
Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.
Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.
Заключение
Несмотря на простой, незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть много важных тем, среди которых верность, дружба, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл быт сибирской довоенной деревни, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.
После ознакомления с кратким пересказом «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть произведение Астафьева в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Методическая разработка урока литературы В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (8 класс)
Тема урока :«И близких всех душа не позабудет…» (По рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») 8 класс («Прошлое- родина души человека»)
Дидактическая цель : создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Образовательная цель : провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, способствовать формированию потребности читать внимательно, вдумчиво художественную литературу.
Воспитательная цель : способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
беседа по вопросам;
элементы анализа текста.
портрет В. П. Астафьева;
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий
И близких всех душа не позабудет…»
Учитель : Древние римляне говорили: «Времена меняются и мы меняемся вместе с ними». Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам художественная литература. В романе Гарсиа Маркео «Стот лет одиночества» нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир. В повести другого писателя Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.
Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том,что мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», что слово «память» должно быть священно.
Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.
-Я хочу, чтобы на уроке мы вернулись с вами в прошлое.
-Итак, разговор на уроке у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой. Запишите тему урока, слова Г. Гейне «Прошлое-родина души человека».
-Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»? Запишите их.
-Прочитайте определение слова «память» в толковом словаре.
-Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите, которое вы бы оставили для себя. Почему? Дополните свое информационное поле.
Высказывания писателей, философов, мыслителей о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко)
Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. Джордж Сантаяно)
Прошлое – чужая страна, там все по-другому. (Лесли Хартли)
Единственной мерой времени является память. (Владислав Гжегорчик)
Все, что мы делаем, все, что мы собою представляем, тесно примыкает к вековой работе прошлого. (Эрнест Ренан)
Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль)
Боюсь не смерти. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Ю. Лермонтов)
Память – странное сито: на нем остается все хорошее о нас и все плохое о других. (Веслав Брудзиньский)
Слабая память прибавляет нам сил. Бертольд Брехт)
Время – движущееся подобие вечности. (Платон)
-Давайте обратимся к нашей памяти. На урок вы принесли самую старую фотографию своей семьи. Время нельзя остановить. Но запечатлеть миг времени, мгновение возможно, и в этом помогает нам фотография. Оформить фотогазету.(5 мин)
-Итак. Мы попытались с вами остановиться: пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение. Помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.
-Не потому ли так дорога старая фотография автору повести «Последний поклон» Виктору Петровичу Астафьеву?
-О чем мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. П. Астафьева и его книге «Последний поклон», которая достойна занять свое место на «золотой полке» отечественной литературы.)
-С какими рассказами и главами из книги писателя вы уже знакомы? («Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро»)
-О чем же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).
4.Беседа учителя с учащимися по содержанию рассказа.
-В повести В. П. Астафьева «Последний поклон» рассказывается о том. Как мальчик познает мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть о старших, о тех людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.
-Одной из глав «Последнего поклона» является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицина.
-Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).
-Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).
-В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).
-Чем живет русская деревня в эти годы?
-Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили.)
-Почему деревня решает, где поселить фотографа на ночь? (1) всем хотелось угодить; 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей)
-Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна была объединить всех)
-Почему полезли в драку? Почему «пропащие»?
-Чтение отрывка от слов «Весь длинный зимний вечер…» до «Тогда пошли мы…»
-В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.
-Какие ассоциации возникают у вас со словом «бабушка»? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.
-А теперь наши ассоциации соотнесем с художественным образом бабушки Катерины Петровны. Такой ли Астафьев изобразил героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей)
-Чтение отрывков 1) от «Я так и знала…» до «Посинели, будто на лёде…»; 2) от «Бабушка уже не колотила…»
-Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? Все очень дорого, это воспоминания детства. Дает возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины)
-Какие еще воспоминания Виктора связаны с бабушкой? (Лечение, натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане; окна в доме от «Деревенское окно…» до «Бабушкины окна…»)
(цветы в доме от «После того, как загорались…»до конца абзаца)
-Отношение бабушки к людям, к учителю. (Приняла шапку, пальто, поставила самовар, все. Что было в доме – на стол)
-Хорошая бабушка у Витьки?
-Вспомним, а с какой целью приезжает фотограф в деревню? (Сфотографировать учеников школы)
-Кто был инициатором этого события? (Учителя)
-Расскажите об учителях Виктора.
-Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение)
-Чтение от «Уважение к нашему учителю…» до «…в гулянке народ…»
-«Я принес тебе фотографию»,-сказал учитель.
-Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза»)
-С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (раскрыть лучшие качества учителя).
-Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молодцы, ребенок, нет условий, но они не сдаются)
-Чтение от «Прошли годы…» до конца абзаца.
-Бабушка Катерина Петровна, учителя: Евгений Николаевич и Евгения Николаевна – Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицина. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?
-Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.
-Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примерами из текста. (Отзывчивый, любознательный)
-Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? (Цель автора: показать формирование характера героя. Все лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.)
-Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее )
-Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого, события, людей, родные места)
-Чтение «Смотрю, иногда улыбаюсь…»
-Зачитаем последний абзац «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».
-Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения)
-А наш герой научился быть внимательным и уважительным?
-Каков герой Астафьева? (Благородный, помнит добро, ценит любовь и заботу. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии.
Написать сочинение «По страницам семейного альбома».
Конспект урока по литературе в 8-м классе на тему: В.П. Астафьев. Анализ содержания рассказа “Фотография, на которой меня нет”.
Конспект урока по литературе в 8-м классе на тему:
В.П. Астафьев. Анализ содержания рассказа
“Фотография, на которой меня нет”.
· углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева;
· формирование навыков анализа текста;
· развитие навыков выразительного чтения;
· воспитание гражданской позиции через литературное произведение.
Оборудование: портрет В. Астафьева, компьютер, мультимедиа, презентация
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
-О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. Астафьева и его книге “Последний поклон”).
— С какими рассказами-главами из книги писателя вы уже знакомы? (“Конь с розовой гривой”,“Васюткино озеро”).
— О чём же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).
-Какое было домашнее задание?
(Прочитать рассказ. Найти и выделить в тексте материал по темам: Приезд фотографа в село. Простуда и её лечение. Школьный учитель. Старая деревенская школа. Жизнь деревенских ребят).
— Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие происходит в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить урок жизни).
3. Сообщение темы урока
— Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.
-Сегодня будем анализировать содержание рассказа В.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.
Цель нашего урока: выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти.
4. Беседа по содержанию рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.
— Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться). Сюжет прост, значит, не события главные, а что-то другое. Что?
— Найдите основную мысль рассказа. («Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»).
-Объясните смысл этой фразы (История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории).
— В какое время происходит действие рассказа? (Действие происходит глухой зимой в середине 30-х годов 20 века в Сибири, в деревне Овсянка – родные места писателя).
— Чем живет русская деревня в эти годы?
— Какие лица выхватывает писатель для своей фотографии? (деревенские жители, Санька, Витька, бабушка Витьки, учителя)
1. Рассказ о деревенских жителях
2. Рассказ о Витьке и Саньке
3. Рассказ о бабушке
4. Рассказ об учителях и деревенской школе
1. Рассказ о деревенских жителях
— Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).
Взбудоражить (будоражить) –беспокоить, вызвать волнение.
-Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»;
2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
3) Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?
— «По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка. » — пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним характер хозяек.
2. Рассказ о Витьке и Саньке
— Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно. По сути, фотография должна всех объединить).
-Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
(Чтение отрывка: от слов “Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”).
— Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе). Ответ: стр. 205.
— Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз? Как это характеризует жизнь ребят в деревне?
— Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).
-Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.
3. Рассказ о бабушке
— В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.
— Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.
— А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).
— Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
— Подтвердите примерами из текста
1. стр. 205 от “Так я и знала. ” до “Посинели, будто на лёде…”;
2. стр. 206 от “Бабушка уже не колотила…”
3. стр.209 от «Бабушка меня лечила и баловала … которые я очень любил»
— Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).
-Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).
— Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?
( окна в доме, стр. 209 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины окна…”;цветы в доме, стр. 211 от “После того как загорались…” до конца абзаца);
— отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).
-Хорошая бабушка у Витьки?
4. Рассказ об учителях Виктора.
— Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).
— Кто был инициатором этого события? (учителя)
-Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома … и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка … Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»).
— Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение: стр. 214 от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
Учителей уважают за вежливость, за то, что …
К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …
-В какой школе они начали работу? Комментированное чтение текста от слов: «А в какой школе начали работу наши учителя!» до слов «Это ли не достижение!».
В какой школе учителя начали работу?
Что сделали учителя для школы?
Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.
В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.
Выхлопотать – добиться чего – либо хлопотами
— С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).
-Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?
-Почему учитель приносит фотографию Витьке?
-Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: стр. 219 от “Прошли годы…” до конца абзаца.
Вывод: Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не побоялись трудностей.
Рассказ о школе 30-х годов и учениках
— Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?
— Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?
Анализ последней части рассказа.
— Какие высокие нравственные ценности находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге, ответственность за свои поступки)
— Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор. ”
— В чем особенность построения этой части рассказа?
Она построена на антитезе: война – мирная жизнь, фотография – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе, дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно.
— Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии, связаны с трагедией жизни.
Вывод: История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.
— Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?
(Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).
— Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).
Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история” (стр.219-220).
Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным.
1. Так о чём рассказ В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?
— о том, как быть добрым,
— о человеческой памяти,
— о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,
— о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,
— о любви к родной земле.
2. Каков герой Астафьева?
V. Домашнее задание.
Составить связный рассказ:
— Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:
а) приезд фотографа;
в) наблюдение за цветком;
г) отношение к школьной фотографии.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.