какое событие взбудоражило всю школу в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет

Конспект урока по литературе в 8 классе по произведению В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

“ И близких всех душа не позабудет…” (по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”). 8 класс

углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева;

формирование навыков анализа текста;

развитие навыков выразительного чтения;

воспитание гражданской позиции через литературное произведение.

беседа по вопросам;

элементы анализа текста

Оборудование: портрет В. Астафьева, компьютер.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. Астафьева и его книге “Последний поклон”, которая достойна занять своё место на “золотой полке” отечественной литературы.

С какими рассказами-главами из книги писателя вы уже знакомы? (“Конь с розовой гривой”,“Васюткино озеро”).

О чём же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).

3. Беседа учителя с учащимися по содержанию рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.

Учитель. В повести В.П.Астафьева “Последний поклон” рассказывается о том, как мальчик познаёт мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть о старших, о тех людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.

Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.

Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).

Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).

Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).

В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).

Чем живет русская деревня в эти годы?

Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).

Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?

1) всем хотелось угодить;

2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.

Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?

Чтение отрывка: от слов “Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”.

Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька – друг). Ответ: стр. 225.

В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.

Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).

1) стр. 223 от “Так я и знала. ” до “Посинели, будто на лёде…”;

2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”

Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).

Учитель. (Запишем в тетради).

Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Всё очень дорого, это воспоминания детства. Даёт возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?

— лечение: натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане;

— окна в доме, стр. 226 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины окна…”;

— цветы в доме, стр. 228 от “После того как загорались…” до конца абзаца;

— отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).

Хорошая бабушка у Витьки?

Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).

Кто был инициатором этого события? (Учителя).

Расскажите об учителях Виктора.

Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение).

Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? (“немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучшие качества учителя).

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.

Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?

Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.

Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).

Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).

Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”

Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”.

Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным.

1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?

— о том, как быть добрым,

— о человеческой памяти,

— о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,

— о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,

— о любви к родной земле.

2. Каков герой Астафьева?

Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”

Портрет В. Астафьева.

3. Подведение итогов урока.

а) принести фотографию из семейного альбома;

б) подготовить рассказ о ней, пользуясь памяткой.

Источник

Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет»

Всего получено оценок: 4764.

О произведении

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фотография, на которой меня нет». Пересказ книги также пригодится при работе над читательским дневником.

какое событие взбудоражило всю школу в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет. Смотреть фото какое событие взбудоражило всю школу в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет. Смотреть картинку какое событие взбудоражило всю школу в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет. Картинка про какое событие взбудоражило всю школу в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет. Фото какое событие взбудоражило всю школу в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.

Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.

Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.

какое событие взбудоражило всю школу в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет. Смотреть фото какое событие взбудоражило всю школу в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет. Смотреть картинку какое событие взбудоражило всю школу в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет. Картинка про какое событие взбудоражило всю школу в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет. Фото какое событие взбудоражило всю школу в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет

Заключение

Несмотря на простой, незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть много важных тем, среди которых верность, дружба, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл быт сибирской довоенной деревни, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.

После ознакомления с кратким пересказом «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть произведение Астафьева в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Методическая разработка урока литературы В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (8 класс)

Тема урока :«И близких всех душа не позабудет…» (По рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») 8 класс («Прошлое- родина души человека»)

Дидактическая цель : создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Образовательная цель : провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, способствовать формированию потребности читать внимательно, вдумчиво художественную литературу.

Воспитательная цель : способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

беседа по вопросам;

элементы анализа текста.

портрет В. П. Астафьева;

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий

И близких всех душа не позабудет…»

Учитель : Древние римляне говорили: «Времена меняются и мы меняемся вместе с ними». Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам художественная литература. В романе Гарсиа Маркео «Стот лет одиночества» нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир. В повести другого писателя Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том,что мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», что слово «память» должно быть священно.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

-Я хочу, чтобы на уроке мы вернулись с вами в прошлое.

-Итак, разговор на уроке у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой. Запишите тему урока, слова Г. Гейне «Прошлое-родина души человека».

-Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»? Запишите их.

-Прочитайте определение слова «память» в толковом словаре.

-Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите, которое вы бы оставили для себя. Почему? Дополните свое информационное поле.

Высказывания писателей, философов, мыслителей о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко)

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. Джордж Сантаяно)

Прошлое – чужая страна, там все по-другому. (Лесли Хартли)

Единственной мерой времени является память. (Владислав Гжегорчик)

Все, что мы делаем, все, что мы собою представляем, тесно примыкает к вековой работе прошлого. (Эрнест Ренан)

Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль)

Боюсь не смерти. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Ю. Лермонтов)

Память – странное сито: на нем остается все хорошее о нас и все плохое о других. (Веслав Брудзиньский)

Слабая память прибавляет нам сил. Бертольд Брехт)

Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

-Давайте обратимся к нашей памяти. На урок вы принесли самую старую фотографию своей семьи. Время нельзя остановить. Но запечатлеть миг времени, мгновение возможно, и в этом помогает нам фотография. Оформить фотогазету.(5 мин)

-Итак. Мы попытались с вами остановиться: пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение. Помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.

-Не потому ли так дорога старая фотография автору повести «Последний поклон» Виктору Петровичу Астафьеву?

-О чем мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. П. Астафьева и его книге «Последний поклон», которая достойна занять свое место на «золотой полке» отечественной литературы.)

-С какими рассказами и главами из книги писателя вы уже знакомы? («Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро»)

-О чем же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).

4.Беседа учителя с учащимися по содержанию рассказа.

-В повести В. П. Астафьева «Последний поклон» рассказывается о том. Как мальчик познает мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть о старших, о тех людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.

-Одной из глав «Последнего поклона» является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицина.

-Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).

-Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).

-В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).

-Чем живет русская деревня в эти годы?

-Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили.)

-Почему деревня решает, где поселить фотографа на ночь? (1) всем хотелось угодить; 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей)

-Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна была объединить всех)

-Почему полезли в драку? Почему «пропащие»?

-Чтение отрывка от слов «Весь длинный зимний вечер…» до «Тогда пошли мы…»

-В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.

-Какие ассоциации возникают у вас со словом «бабушка»? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

-А теперь наши ассоциации соотнесем с художественным образом бабушки Катерины Петровны. Такой ли Астафьев изобразил героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей)

-Чтение отрывков 1) от «Я так и знала…» до «Посинели, будто на лёде…»; 2) от «Бабушка уже не колотила…»

-Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? Все очень дорого, это воспоминания детства. Дает возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины)

-Какие еще воспоминания Виктора связаны с бабушкой? (Лечение, натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане; окна в доме от «Деревенское окно…» до «Бабушкины окна…»)

(цветы в доме от «После того, как загорались…»до конца абзаца)

-Отношение бабушки к людям, к учителю. (Приняла шапку, пальто, поставила самовар, все. Что было в доме – на стол)

-Хорошая бабушка у Витьки?

-Вспомним, а с какой целью приезжает фотограф в деревню? (Сфотографировать учеников школы)

-Кто был инициатором этого события? (Учителя)

-Расскажите об учителях Виктора.

-Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение)

-Чтение от «Уважение к нашему учителю…» до «…в гулянке народ…»

-«Я принес тебе фотографию»,-сказал учитель.

-Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза»)

-С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (раскрыть лучшие качества учителя).

-Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молодцы, ребенок, нет условий, но они не сдаются)

-Чтение от «Прошли годы…» до конца абзаца.

-Бабушка Катерина Петровна, учителя: Евгений Николаевич и Евгения Николаевна – Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицина. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?

-Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.

-Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примерами из текста. (Отзывчивый, любознательный)

-Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? (Цель автора: показать формирование характера героя. Все лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.)

-Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее )

-Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого, события, людей, родные места)

-Чтение «Смотрю, иногда улыбаюсь…»

-Зачитаем последний абзац «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

-Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения)

-А наш герой научился быть внимательным и уважительным?

-Каков герой Астафьева? (Благородный, помнит добро, ценит любовь и заботу. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии.

Написать сочинение «По страницам семейного альбома».

Источник

Конспект урока по литературе в 8-м классе на тему: В.П. Астафьев. Анализ содержания рассказа “Фотография, на которой меня нет”.

Конспект урока по литературе в 8-м классе на тему:

В.П. Астафьев. Анализ содержания рассказа

“Фотография, на которой меня нет”.

· углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева;

· формирование навыков анализа текста;

· развитие навыков выразительного чтения;

· воспитание гражданской позиции через литературное произведение.

Оборудование: портрет В. Астафьева, компьютер, мультимедиа, презентация

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

-О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. Астафьева и его книге “Последний поклон”).

— С какими рассказами-главами из книги писателя вы уже знакомы? (“Конь с розовой гривой”,“Васюткино озеро”).

— О чём же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).

-Какое было домашнее задание?

(Прочитать рассказ. Найти и выделить в тексте материал по темам: Приезд фотографа в село. Простуда и её лечение. Школьный учитель. Старая деревенская школа. Жизнь деревенских ребят).

— Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие происходит в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить урок жизни).

3. Сообщение темы урока

— Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.

-Сегодня будем анализировать содержание рассказа В.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.

Цель нашего урока: выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти.

4. Беседа по содержанию рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.

— Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться). Сюжет прост, значит, не события главные, а что-то другое. Что?

— Найдите основную мысль рассказа. («Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»).

-Объясните смысл этой фразы (История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории).

— В какое время происходит действие рассказа? (Действие происходит глухой зимой в середине 30-х годов 20 века в Сибири, в деревне Овсянка – родные места писателя).

— Чем живет русская деревня в эти годы?

Какие лица выхватывает писатель для своей фотографии? (деревенские жители, Санька, Витька, бабушка Витьки, учителя)

1. Рассказ о деревенских жителях

2. Рассказ о Витьке и Саньке

3. Рассказ о бабушке

4. Рассказ об учителях и деревенской школе

1. Рассказ о деревенских жителях

— Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).

Взбудоражить (будоражить) –беспокоить, вызвать волнение.

-Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?

1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»;

2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.

3) Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?

— «По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка. » — пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним характер хозяек.

2. Рассказ о Витьке и Саньке

— Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно. По сути, фотография должна всех объединить).

-Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?

(Чтение отрывка: от слов “Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”).

— Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе). Ответ: стр. 205.

— Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз? Как это характеризует жизнь ребят в деревне?

— Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).

-Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

3. Рассказ о бабушке

— В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.

— Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

— А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).

— Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

— Подтвердите примерами из текста

1. стр. 205 от “Так я и знала. ” до “Посинели, будто на лёде…”;

2. стр. 206 от “Бабушка уже не колотила…”

3. стр.209 от «Бабушка меня лечила и баловала … которые я очень любил»

— Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).

-Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

— Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

( окна в доме, стр. 209 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины окна…”;цветы в доме, стр. 211 от “После того как загорались…” до конца абзаца);

— отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).

-Хорошая бабушка у Витьки?

4. Рассказ об учителях Виктора.

— Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).

— Кто был инициатором этого события? (учителя)

-Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома … и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка … Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»).

— Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение: стр. 214 от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

Учителей уважают за вежливость, за то, что …

К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …

-В какой школе они начали работу? Комментированное чтение текста от слов: «А в какой школе начали работу наши учителя!» до слов «Это ли не достижение!».

В какой школе учителя начали работу?

Что сделали учителя для школы?

Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.

В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.

Выхлопотать – добиться чего – либо хлопотами

— С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).

-Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?

-Почему учитель приносит фотографию Витьке?

-Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: стр. 219 от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Вывод: Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не побоялись трудностей.

Рассказ о школе 30-х годов и учениках

— Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

— Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

Анализ последней части рассказа.

— Какие высокие нравственные ценности находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге, ответственность за свои поступки)

— Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор. ”

— В чем особенность построения этой части рассказа?

Она построена на антитезе: война – мирная жизнь, фотография – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе, дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно.

— Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии, связаны с трагедией жизни.

Вывод: История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.

— Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?

(Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

— Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).

Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история” (стр.219-220).

Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным.

1. Так о чём рассказ В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?

— о том, как быть добрым,

— о человеческой памяти,

— о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,

— о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,

— о любви к родной земле.

2. Каков герой Астафьева?

V. Домашнее задание.

Составить связный рассказ:

— Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *