мухи пестрокрылки откладывающие яйца на яблоне и боярышнике
Мухи пестрокрылки откладывающие яйца на яблоне и боярышнике
Араморфозы и идиоадаптации
Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции.
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
1) Возникновение покровительственной окраски 2) Возникновение редукции пальцев на ногах копытных 3) Возникновение полового размножения 4) Возникновение шерсти млекопитающих 5) Возникновение плотной кутикулы на листьях растений 6) Возникновение сходства некоторых бабочек с листьями растений | А) Ароморфоз Б) Идиоадаптация |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ: |
Примеры и формы изоляции
Соотнесите формы изоляции с примерами изоляции.
ПРИМЕРЫ ИЗОЛЯЦИИ | ФОРМЫ ИЗОЛЯЦИИ |
1) Мухи пестрокрылки, откладывающие яйца на яблоне и боярышнике 2) Растущие в Калифорнии сосны, у которых пыльца осыпается в феврале и в апреле 3) Бурые медведи Канады и Финляндии 4) Дымчатые леопарды, живущие в Индокитае и на острове Тайвань 5) Полевки Peromyscus maniculatus, живущие в лесу вдали от воды и по берегам озер 6) Дриада восьмилепестковая (растение тундры) из Норвегии и Альп | А) Географическая изоляция Б) Экологическая изоляция |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ: |
Окраска и форма тела животных
Из предложенных утверждений выберите правильные.
A) Окраска шерсти белого медведя — покровительственная
Б) Окраска жирафа — угрожающая
B) Внешнее сходство некоторых мух с осами является примером мимикрии
Г) Форма тела леща является маскировкой под корягу
Д) Яркая окраска божьей коровки предупреждает птицу о том, что насекомое несъедобно
Е) Чередование темных и светлых полос у зебры свидетельствует об агрессивности этих животных
Теория эволюции
Соотнесите эволюционные идеи со взглядами Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИДЕИ | АВТОРЫ |
1) Приспособленность организмов возникает в результате естественного отбора 2) Внешняя среда вызывает в организмах только полезные изменения 3) Индивидуальные различия между организмами объясняются неопределенной изменчивостью 4) Если у собак определенных пород все время купировать (отрезать) хвосты, то их щенки будут рождаться бесхвостыми 5) Дети талантливого музыканта обязательно станут талантливыми музыкантами 6) Естественному отбору подвергаются фенотипически проявившиеся признаки | А) Ж.Б. Ламарк Б) Ч. Дарвин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ: |
Гомологи
Соотнесите друг с другом гомологичные органы растений.
ГОМОЛОГИ | ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ |
1) арбуз 2) клубень картофеля 3) огурец 4) кочан капусты 5) луковица тюльпана 6) хурма | А) Побег лютика едкого Б) Плод томата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ: |
Признаки биологической эволюции
Выберите три признака, которые можно считать результатами биологической эволюции.
A) Приспособленность организма к окружающей среде
Б) Геохимическое преобразование биосферы
B) Возникновение новых форм антибиотиков
Г) Вымирание видов, не приспособленных к условиям среды
Д) Возникновение наций
Е) Возникновение письменности
Элементарные эволюционные факторы
Выберите элементарные эволюционные факторы.
A) Модификационная изменчивость
Б) Естественный отбор
B) Мутации
Г) Паразитизм
Д) Миграции
Е) Изоляция
Положения дарвиновской теории эволюции
Укажите положения дарвиновской теории эволюции.
A) Организмам присуще внутреннее стремление к прогрессу
Б) Приобретенные полезные признаки наследуются
B) Организмы размножаются в геометрической прогрессии
Г) Мельчайшее различие между организмами может иметь значение для их выживаемости
Д) В природе выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи
Е) Эволюционный процесс подразделяется на микро- и макроэволюцию
Закон Хадди—Вейнберга
Соотнесите процессы эволюции популяции с условиями, при которых она происходит, в соответствии с законом Хадди—Вейнберга.
УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОПУЛЯЦИИ | ЭВОЛЮЦИЯ |
1) Большая численность 2) Миграция и эмиграция особей отсутствует 3) Частота аллелей постоянна 4) Происходит свободное скрещивание внутри популяции 5) Мутационный процесс отсутствует 6) Идет активный мутационный процесс | А) Происходит Б) Не происходит |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ: |
Примеры эволюции
Выберите три события, иллюстрирующие процесс биологической эволюции, происходящей на наших глазах.
A) Появление новых видов жужелиц
Б) Появление тараканов, нечувствительных к ядам, которыми их травят
B) Возникновение отпугивающей окраски у некоторых мух
Г) Возникновение бактерий, устойчивых к антибиотикам
Д) Возникновение новых форм гриппа
Е) Возникновение географической изоляции между двумя популяциями воробьев
Мухи пестрокрылки откладывающие яйца на яблоне и боярышнике
Примеры и формы изоляции
Соотнесите формы изоляции с примерами изоляции.
ПРИМЕРЫ ИЗОЛЯЦИИ | ФОРМЫ ИЗОЛЯЦИИ |
1) Мухи пестрокрылки, откладывающие яйца на яблоне и боярышнике 2) Растущие в Калифорнии сосны, у которых пыльца осыпается в феврале и в апреле 3) Бурые медведи Канады и Финляндии 4) Дымчатые леопарды, живущие в Индокитае и на острове Тайвань 5) Полевки Peromyscus maniculatus, живущие в лесу вдали от воды и по берегам озер 6) Дриада восьмилепестковая (растение тундры) из Норвегии и Альп | А) Географическая изоляция Б) Экологическая изоляция |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ: |
Окраска и форма тела животных
Из предложенных утверждений выберите правильные.
A) Окраска шерсти белого медведя — покровительственная
Б) Окраска жирафа — угрожающая
B) Внешнее сходство некоторых мух с осами является примером мимикрии
Г) Форма тела леща является маскировкой под корягу
Д) Яркая окраска божьей коровки предупреждает птицу о том, что насекомое несъедобно
Е) Чередование темных и светлых полос у зебры свидетельствует об агрессивности этих животных
Араморфозы и идиоадаптации
Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции.
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
1) Возникновение покровительственной окраски 2) Возникновение редукции пальцев на ногах копытных 3) Возникновение полового размножения 4) Возникновение шерсти млекопитающих 5) Возникновение плотной кутикулы на листьях растений 6) Возникновение сходства некоторых бабочек с листьями растений | А) Ароморфоз Б) Идиоадаптация |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ: |
Антропогенез
Укажите, какие черты людей возникли в процессе биологической эволюции.
A) Пользование носовым платком
Б) Болгарский язык
B) Курчавые волосы у представителей негроидной расы
Г) Способность пользоваться речью
Д) Цветовое зрение
Факторы (движущие силы) эволюции
Наследственная изменчивость
Мутации и комбинации создают наследственное разнообразие (генетическую неоднородность популяции), поставляют материал для естественного отбора. Чем сильнее идёт мутационный процесс, тем больше эффективность естественного отбора.
Случайное (ненаправленное) сохранение признаков
Популяционные волны – периодические колебания численности популяции. Например: численность зайцев непостоянна, каждые 4 года их становится очень много, затем следует спад численности. Значение: во время спада происходит дрейф генов.
Дрейф генов: если популяция очень маленькая (из-за катастрофы, болезни, спада поп-волны), то признаки сохраняются или исчезают независимо от их полезности, случайно.
Борьба за существование
Причина: организмов рождается гораздо больше, чем может выжить, поэтому для них всех не хватает пищи и территории.
Определение: совокупность взаимоотношений организма с другими организмами и с окружающей средой.
Следствие: естественный отбор
Естественный отбор
Это главный, ведущий, направляющий фактор эволюции, приводит к приспособленности, к возникновению новых видов. подробнее
Изоляция
Постепенное накопление различий между изолированными друг от друга популяциями может привести к тому, что они не смогут скрещиваться – возникнет биологическая изоляция, появятся два разных вида.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Комбинативную изменчивость относят к
1) движущим силам эволюции
2) направлениям эволюции
3) результатам эволюции
4) этапам эволюции
Выберите один, наиболее правильный вариант. При экологическом видообразовании, в отличие от географического, новый вид возникает
1) в результате распадения исходного ареала
2) внутри старого ареала
3) в результате расширения исходного ареала
4) за счет дрейфа генов
Выберите один, наиболее правильный вариант. Разделение популяций одного вида по срокам размножения может привести к
1) популяционным волнам
2) конвергенции признаков
3) усилению межвидовой борьбы
4) экологическому видообразованию
Выберите один, наиболее правильный вариант. Фактором эволюции, способствующим накоплению разнообразных мутаций в популяции, является
1) внутривидовая борьба
2) межвидовая борьба
3) географическая изоляция
4) ограничивающий фактор
Выберите один, наиболее правильный вариант. Наследственная изменчивость в процессе эволюции
1) закрепляет созданный признак
2) является результатом естественного отбора
3) поставляет материал для естественного отбора
4) отбирает приспособленные организмы
Выберите один, наиболее правильный вариант. Пример экологического видообразования
1) сибирская и даурская лиственница
2) заяц-беляк и заяц-русак
3) европейская и алтайская белка
4) популяции севанской форели
НАСЛ. ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания наследственной изменчивости как фактора эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Наследственная изменчивость обусловлена появлением различных мутаций и их комбинаций, возникающих при половом размножении и передающихся потомству. (2) Дарвин назвал такой тип изменчивости неопределённой и индивидуальной. (3) Наследственные изменения составляют материал для микроэволюционных процессов. (4) При этом рецессивные мутации представляют собой резерв наследственной изменчивости, который может быть использован естественным отбором при изменении условий среды. (5) Появление новых мутантных аллелей в популяции увеличивает её гетерозиготность и, как следствие, адаптивность. (6) При близкородственных браках или при самоопылении у растений гетерозиготность популяции, наоборот, может снизиться.
ПОП-ВОЛНЫ
Вставьте в текст «Колебания численности особей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Численность особей в популяциях непостоянна. Её периодические колебания называются (А). Их значение для эволюции состоит в том, что при росте численности популяции число мутантных особей увеличивается во столько же раз, во сколько возросло число особей. Если численность особей в популяции сокращается, то её (Б) становится менее разнообразным. В этом случае в результате (В) из него могут исчезнуть особи с определёнными (Г).
1) популяционная волна
2) борьба за существование
3) изменчивость
4) генофонд
5) естественный отбор
6) генотип
7) фенотип
8) наследственность
А) один из источников эволюционного материала
Б) представляет собой колебания численности популяций
В) действие фактора направленно
Г) обеспечивает селекцию генотипов
Д) носит случайный характер
Е) может привести к дрейфу генов
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
Проанализируйте таблицу «Борьба за существование». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) борьба с условиями окружающей среды
2) ограниченность природных ресурсов
3) борьба с неблагоприятными условиями
4) различные экологические критерии вида
5) чайки в колониях
6) самцы в брачный период
7) береза и трутовик
8) необходимость выбора полового партнера
ВНУТРИВИДОВАЯ КРОМЕ
Выберите два предложения, в которых указаны процессы, НЕ относящиеся к внутривидовой борьбе за существование. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Состязание между волками одной популяции за добычу
2) Борьба за пищу между серой и черной крысами
3) Уничтожение молодняка при избыточной численности популяции
4) Борьба за главенство в стае волков
5) Редукция листьев у некоторых растений пустыни
2. Установите соответствие между примером борьбы за существование и формой, к которой эта борьба относится: 1) внутривидовая, 2) межвидовая. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) определение гнездовых участков в лесу клестами
Б) использование бычьим цепнем крупного рогатого скота как места обитания
В) соперничество между самцами за доминирование
Г) вытеснение черной крысы серой крысой
Д) охота лисицы на мышей-полевок
3. Установите соответствие между примерами и видами борьбы за существование: 1) внутривидовая, 2) межвидовая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вытеснение черной крысы серой крысой
Б) поведение самцов лосей в брачный период
В) охота лисицы на мышей
Г) рост одновозрастных проростков свеклы на одной грядке
Д) поведение кукушонка в гнезде другой птицы
Е) соперничество львов в одном прайде
4. Установите соответствие между процессами, происходящими в природе, и формами борьбы за существование: 1) межвидовая, 2) внутривидовая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мечение территории самцом полевой мыши
Б) токование самцов глухарей в лесу
В) угнетение всходов культурных растений сорняками
Г) конкуренция за свет между елями в лесу
Д) хищничество
Е) вытеснение черного таракана рыжим
5. Установите соответствие между примерами и формами борьбы за существование, которые этими примерами иллюстрируются: 1) внутривидовая, 2) межвидовая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) «турнирные бои» северных оленей
Б) произрастание растений моркови на одной грядке
В) произрастание берёз и сосен в смешанном лесу
Г) обитание нескольких самцов львов в одном прайде
Д) обитание на одном картофельном поле личинок и взрослых особей колорадских жуков
Е) обитание ласки в норах грызунов
МЕЖВИДОВАЯ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей географического видообразования. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Одной из движущих сил эволюции является борьба за существование. (2) В качестве примера борьбы можно назвать конкуренцию особей за самку или за социальный статус. (3) При сильном сокращении пищевых ресурсов иногда у животных наблюдается каннибализм. (4) Борьба за пищу становится особенно жёсткой, если у видов перекрываются экологические ниши. (5) Отношения типа хищник–жертва или паразит–хозяин также являются примером борьбы за существование. (6) Часто такие отношения, в основе которых лежит «гонка вооружений», приводят к коэволюции взаимодействующих организмов.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей географического видообразования. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Связано с пространственной изоляцией за счет расширения или расчленения ареала, а также деятельности человека. (2) Происходит в случае быстрого увеличения хромосомного набора особей под действием мутагенных факторов или при ошибках в процессе деления клеток. (3) Встречается чаще у растений, чем у животных. (4) Происходит путем расселения особей на новые территории. (5) В разных условиях обитания образуются экологические расы, которые становятся родоначальниками новых видов. (6) Полиплоидные жизнеспособные формы могут дать начало новому виду и полностью вытеснить из ареала диплоидный вид.
2. Выберите из текста три предложения, которые характеризуют географический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Обмен генами между популяциями при размножении особей сохраняет целостность вида. (2) В случае возникновения репродуктивной изоляции скрещивание становится невозможным и популяция встает на путь микроэволюции. (3) Репродуктивная изоляция популяций происходит при возникновении физических преград. (4) Изолированные популяции расширяют свой ареал путем сохранения адаптаций к новым условиям жизни. (5) Примером такого видообразования служит образование трех подвидов синицы большой, которые освоили территории восточной, южной и западной Азии. (6) Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Видообразование является результатом естественного отбора. (2) Одной из причин видообразования служит несовпадение сроков размножения организмов и возникновение репродуктивной изоляции. (3) Примером видообразования служит формирование двух подвидов большого погремка, произрастающих на одном лугу. (4) Пространственная изоляция групп организмов может сопровождаться расширением ареала, при котором популяции попадают в новые условия. (5) В результате адаптаций образовались южноазиатский и евроазиатский подвиды большой синицы. (6) В результате изоляции сформировались эндемичные островные виды животных.
4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Вид в природе занимает определённый ареал и существует в виде отдельных популяций. (2) За счёт накопления мутаций может формироваться популяция с новым генофондом в пределах исходного ареала. (3) Расширение ареала вида приводит к возникновению на его границах изолированных новых популяций. (4) В новых границах ареала естественный отбор закрепляет стойкие различия между пространственно разобщёнными популяциями. (5) Между особями одного вида нарушается свободное скрещивание в результате возникновения горных преград. (6) Видообразование имеет постепенный характер.
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Микроэволюция завершается образованием новых популяций, подвидов, видов. (2) Видообразование может осуществляться при стабильности исходного ареала вида. (3) Ареал вида крайне редко бывает однородным, как правило, он характеризуется различными местами обитания. (4) Видообразование может быть связано с расширением ареала до размеров, препятствующих скрещиванию особей на разных границах ареала. (5) Иногда оно происходит в результате разрыва исходного ареала вида физическими преградами (горами, реками и др.). (6) Образование трёх видов ландыша (на Дальнем Востоке, в Закавказье, Южной Европе) связано с наступлением ледника в четвертичном периоде и разрывом исходного ареала.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
1. Выберите из текста три предложения, которые описывают экологический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Репродуктивная изоляция служит причиной микроэволюции. (2) Свободное скрещивание обеспечивает обмен генами между популяциями. (3) Репродуктивная изоляция популяций может происходить в пределах одного и того же ареала по разным причинам. (4) Изолированные популяции с разными мутациями адаптируются к условиям разных экологических ниш в пределах прежнего ареала. (5) Примером такого видообразования служит образование видов лютика, которые приспособились к жизни в поле, на лугу, в лесу. (6) Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны процессы экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) При видообразовании происходит разделение ареала вида на фрагменты. (2) В озере Севан существует несколько популяций, различающихся сроками нереста. (3) Видообразование может быть связано с изменением экологической ниши вида. (4) Если полиплоидные формы более жизнеспособны, чем диплоидные, они могут дать начало новому виду. (5) В Москве и Московской области обитает несколько видов синиц, различающихся способами добычи пищи.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Вид в природе существует в виде отдельных популяций. (2) За счёт накопления мутаций может сформироваться популяция в изменившихся условиях в исходном ареале. (3) Иногда микроэволюция связана с постепенным расширением ареала. (4) Естественный отбор закрепляет стойкие различия между растениями разных популяций одного вида, занимающими один ареал, но произрастающими на суходольном лугу или в пойме реки. (5) Например, таким образом сформировались виды лютиков, произрастающих в лесу, на лугу, по берегам рек. (6) Фактором видообразования может служить пространственная изоляция, вызванная горообразованием.
4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Видообразование может происходить в пределах одного непрерывного ареала, если организмы обитают в разных экологических нишах. (2) Причинами видообразования служат несовпадение сроков размножения у организмов, переход на новые корма без изменения места обитания. (3) Примером видообразования служит формирование двух подвидов погремка большого, произрастающих на одном лугу. (4) Пространственная изоляция групп организмов может происходить при расширении ареала и попадании популяции в новые условия. (5) В результате адаптаций образовались южноазиатский и евроазиатский подвиды большой синицы. (6) В результате изоляции сформировались эндемичные островные виды животных.
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, которые соответствуют описанию экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Результатом действия движущих сил эволюции является распространение вида в новые ареалы. (2) Видообразование может быть связано с расширением ареала исходного вида. (3) Иногда оно возникает в результате разрыва исходного ареала вида физическими преградами (горами, реками и др.) (4) Новые виды могут осваивать специфические условия жизни. (5) В результате пищевой специализации образовалось несколько видов синиц. (6) Например, большая синица питается крупными насекомыми, а хохлатая синица – семенами хвойных деревьев.
2. Установите соответствие между особенностями видообразования и их способами: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) изоляция популяций из-за водной преграды
Б) изоляция популяций из-за разных сроков размножения
В) изоляция популяций из-за возникновения гор
Г) изоляция популяций из-за больших расстояний
Д) изоляция популяций в пределах ареала
3. Установите соответствие между механизмами (примерам) и способами видообразования: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расширение ареала исходного вида
Б) сохранение единого исходного ареала вида
В) появление двух видов чайки в Северном и Балтийском морях
Г) образование новых мест обитания в пределах исходного ареала
Д) наличие популяций севанской форели, различающихся сроками нереста
4. Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) длительное постоянство существования ареала исходного вида
Б) разделение ареала исходного вида непреодолимой преградой
В) различная пищевая специализация внутри исходного ареала
Г) разделение ареала на несколько изолированных частей
Д) освоение различных сред обитания в пределах исходного ареала
Е) изоляция популяций из-за разных сроков размножения
5. Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: 1) географический, 2) экологический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) стабильность ареала
Б) возникновение физических преград
В) возникновение популяций с разными сроками размножения
Г) изоляция популяций в лесу автодорогой
Д) расширение ареала
6. Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: 1) географический, 2) экологический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расхождение признаков в популяциях на границах ареала
Б) изменение пищевых потребностей популяции
В) возникновение приспособлений к новому образу жизни
Г) расчленение территории горными массивами, реками
Д) переселение части особей на другие территории
Е) возникновение преград, созданных внутри ареала вида человеком: автострады, водохранилища
М) освоение популяциями новых территорий
Н) разделение по способу питания
2. Установите соответствие между примерами изоляции и её формами: 1) географическая изоляция, 2) экологическая изоляция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мухи-пестрокрылки, откладывающие яйца на яблоне и боярышнике
Б) растущие в Калифорнии сосны, у которых пыльца осыпается в феврале и апреле
В) бурые медведи Канады и Финляндии
Г) дымчатые леопарды, живущие в Индокитае и на острове Тайвань
Д) полёвки Peromyscus maniculatus, живущие в лесу вдали от воды и по берегам озёр
Е) дриада восьмилепестковая (растение тундры) из Норвегии и Альп
3. Установите соответствие между примерами и способами видообразования: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) пять популяций форели озера Севан, нерестящихся в разное время
Б) формирование трех видов ландыша, возникших в связи со сходом ледника
В) расселение чаек в разные районы Северного и Балтийского морей
Г) расы погремка большого, сформировавшиеся в связи с разными сроками цветения
Д) виды синиц одного региона с разной пищевой специализацией
4. Установите соответствие между примерами и типами видообразования: 1) аллопатрическое, 2) симпатрическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Появление двух подвидов горного попугая, разделённых пустыней Виктория в Австралии.
Б) Возникновение разных видов пшеницы с наборами 14, 28 и 42 хромосомы.
В) Появление вида Слива культурная путём гибридизации тёрна с алычой.
Г) Формирование более 250 видов рыб цихлид в озере Танганьика.
Д) Существование двух видов абрикоса, произрастающих по разные стороны Великой Китайской стены.
Е) Разделение форели в озере Севан на популяции, отличающиеся сроком нереста.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО
1. Укажите последовательность процессов географического видообразования. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида
2. Определите последовательность процессов, характерных для географического видообразования
1) формирование популяции с новым генофондом
2) появление географической преграды между популяциями
3) естественный отбор особей с приспособительными к данным условиям признаками
4) появление особей с новыми признаками в изолированной популяции
3. Укажите последовательность процессов при географическом видообразовании
1) накопление мутаций в новых условиях
2) территориальная изоляция популяции
3) репродуктивная изоляция
4) образование нового вида
4. Укажите последовательность этапов географического видообразования
1) дивергенция признаков в изолированных популяциях
2) репродуктивная изоляция популяций
3) возникновение физических преград в ареале исходного вида
4) возникновение новых видов
5) образование изолированных популяций
5. Установите последовательность этапов географического видообразования. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление в популяциях новых случайных мутаций
2) территориальная изоляция одной популяции вида
3) изменение генофонда популяции
4) сохранение естественным отбором особей с новыми признаками
5) репродуктивная изоляция популяций и образование нового вида
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
Установите последовательность этапов экологического видообразования. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) экологическая изоляция между популяциями
2) биологическая (репродуктивная) изоляция
3) естественный отбор в новых условиях среды
4) возникновение экологических рас (экотипов)
5) возникновение новых видов
6) освоение новых экологических ниш
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФАКТОРОВ
1. Установите последовательность формирования приспособлений в популяции растений в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) закрепление нового признака стабилизирующим отбором
2) действие движущей формы отбора на особей популяции
3) изменение генотипов особей популяции в новых условиях
4) изменение условий среды обитания популяции
2. Установите последовательность формирования приспособленности растений в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) размножение особей с полезными изменениями
2) возникновение различных мутаций в популяции
3) борьба за существование
4) сохранение особей с наследственными изменениями, полезными для данных условий среды
3. Установите последовательность процессов микроэволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) действие движущего отбора
2) появление полезных мутаций
3) репродуктивная изоляция популяций
4) борьба за существование
5) формирование подвида
4. Установите последовательность действия движущих сил эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) борьба за существование
2) размножение особей с полезными изменениями
3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
5) формирование приспособленности к среде обитания
5. Установите последовательность формирования популяции тёмноокрашенной бабочки берёзовой пяденицы в загрязнённых промышленных районах.
1) появление в потомстве разноокрашенных бабочек
2) увеличение численности бабочек с более тёмной окраской
3) сохранение в результате естественного отбора бабочек с тёмной окраской и гибель со светлой
4) возникновение популяции тёмноокрашенных бабочек
6н. Установите последовательность процессов при видообразовании. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) распространение в изолированных популяциях полезных признаков
2) естественный отбор особей с полезными признаками в изолированных популяциях
3) разрыв ареала вида вследствие изменения рельефа
4) появление новых признаков в изолированных популяциях
5) образование новых подвидов
7ф. Установите последовательность формирования покровительственной окраски у насекомых в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сохранение особей со случайными мутациями естественным отбором
2) появление случайных мутаций и изменение окраски тела
3) увеличение численности особей с новой окраской и распространение в популяции
4) формирование популяции особей с новой покровительственной окраской тела
8ф. Установите последовательность процессов формирования приспособленности организмов к новым условиям обитания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) проявление новых признаков у единичных особей в популяции
2) возникновение случайных мутаций у отдельных особей
3) сохранение естественным отбором и размножение особей с новыми полезными признаками
4) формирование адаптаций к новым условиям у организмов
9. Установите последовательность процессов микроэволюции, начиная с возникновения рецессивной мутации.
1) изменение генофонда популяции под действием движущего отбора
2) репродуктивная изоляция популяций
3) внешнее воздействие мутагенного фактора
4) фенотипическое проявление мутации и выживание отдельных особей с полезными мутациями
5) формирование нового вида
ФАКТОРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе, относят
1) митотическое деление клеток
2) скачкообразный мутационный процесс
3) модификационную изменчивость
4) географическую изоляцию
5) бесполое размножение особей
6) естественный отбор
2. Выберите три варианта. Под влиянием каких факторов эволюции происходит процесс экологического видообразования?
1) модификационной изменчивости
2) приспособленности
3) естественного отбора
4) мутационной изменчивости
5) борьбы за существование
6) конвергенции
3. Выберите три варианта. Какие факторы являются движущими силами эволюции?
1) модификационная изменчивость
2) мутационный процесс
3) естественный отбор
4) приспособленность организмов к среде обитания
5) популяционные волны
6) абиотические факторы среды
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Факторами эволюции в популяциях являются
1) изоляция
2) недостаточная приспособленность особей
3) мутация
4) плотность популяции
5) модификационная изменчивость
6) естественный отбор
5. Выберите три варианта. К движущим силам эволюции относят
1) кроссинговер
2) мутационный процесс
3) модификационную изменчивость
4) изоляцию
5) многообразие видов
6) естественный отбор
6. Выберите три варианта. К движущим силам эволюции относят
1) изоляцию особей
2) приспособленность организмов к среде
3) многообразие видов
4) мутационную изменчивость
5) естественный отбор
6) биологический прогресс
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны движущие силы эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Синтетическая теория эволюции утверждает, что виды живут популяциями, в которых и начинаются эволюционные процессы. (2) Именно в популяциях наблюдается наиболее острая борьба за существование. (3) В результате мутационной изменчивости постепенно возникают новые признаки. В том числе и приспособления к условиям окружающей среды – идиоадаптации. (4) Этот процесс постепенного появления и сохранения новых признаков под действием естественного отбора, ведущий к образованию новых видов, называется дивергенцией. (5) Образование новых крупных таксонов происходит путем ароморфозов и дегенерации. Последняя также приводит к биологическому прогрессу организмов. (6) Таким образом, популяция является исходной единицей, в которой происходят основные эволюционные процессы – изменение генофонда, появление новых признаков, возникновение приспособлений.