какое пожелание произнес профессор пирогов прощаясь с семьей мерцалова
Тест по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор» 6 класс (с ответами)
Тест к рассказу «Чудесный доктор» Куприн А.И.
1. В каком году был написан рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»
а) 1879 б) 1860 в) 1897
2. Чудесный доктор» это рассказ
а) юмористический б) святочный в) исторический
3. Цель таких рассказов
а) помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие;
б) для того, чтобы познать окружающий мир, законы развития общества, учиться на ошибках предков;
в) описать пороки современного общества.
4. В каком городе происходят события, описанные в рассказе
а) в Москве б) в Киеве в) в Петербурге
6. Почему глава семьи потерял работу?
а) заболел брюшным тифом; б) его обвинили в краже в) на его место приняли молодого работника
7. О чем были мысли главного героя?
а) о грабеже б) о самоубийстве в) о голодной семье
8. Где встретил главный герой незнакомца с «умным, серьёзным лицом с седыми баками»?
а) в церкви б) на мосту в) в общественном саду
9. О чем они говорили?
а) о погоде б) о подарках в) вспоминали молодость
10. Почему главный герой «без малейшей утайки…передал свою историю» незнакомцу?
а) испугался незнакомца б) лицо незнакомца внушало доверие в) от своей безысходности
11. Чем закончилась беседа главного героя с незнакомцем?
а) главный герой получил новую работу б) они поссорились в) незнакомец познакомился с семьей главного героя
12. Что оставил незнакомец под блюдцем
а) рецепт и деньги б) направление на лечение в) рождественскую открытку
13. Кем оказался незнакомец?
а) родственником Мерцалова б) профессором Пироговым в) доктором Афросимовым
14. Почему незнакомец не назвал своего имени?
а) не считал свой поступок достойным восхищения б) не услышал вопрос главного героя в) торопился
15. Как изменилась жизнь семьи главного героя после визита незнакомца?
а) не изменилась б) стало тяжелее жить в) изменилась к лучшему
17. Какое пожелание произнес незнакомец, прощаясь с семьей главного героя?
18. В каком учреждении работал старший сын главного героя, когда стал взрослым?
19. Где и при каких обстоятельствах семья главного героя видела незнакомца в последний раз?
20. Назовите первоначальное название рассказа.
«Чудесный доктор»: краткое содержание и анализ
Произведение Куприна «Чудесный доктор»: YouTube/Александр Водяной
Мир существует исключительно благодаря состраданию, доброте и человечности. В этом был убежден писатель Александр Иванович Куприн. Его произведение «Чудесный доктор», краткое содержание которого предлагаем читателю, только подтверждает факт прославления гуманизма как наивысшей благости. Маленький подвиг одного человека навсегда оставит большой след в сердце другого. И история Мерцаловых — самое яркое тому подтверждение.
«Чудесный доктор»: краткое содержание
В чем секрет популярности рождественского произведения Александра Ивановича? Рассказ «Чудесный доктор», краткое содержание которого знакомо многим почитателям творчества писателя, вселяет веру в чудо.
Доброта, искренность, гуманизм одного человека способны совершить переворот в жизни семьи, а может, и целого государства. Согласитесь, именно с маленьких действий начинаются большие перемены к лучшему.
Чтобы проникнуться проблематикой рассказа, познакомимся с сюжетом произведения «Чудесный доктор» кратко:
Экспозиция
Рассказ «Чудесный доктор» начинается с красочного описания шумного предпраздничного Киева. Автор указывает, что действия разворачивались «лет около тридцати тому назад» в столице в самый канун светлого Рождества. Читатель проникается ощущением предпраздничной суеты благодаря созданным писателем красочным картинам:
В центре этого вихря праздничного безумия двое братьев-мальчуганов — Володя и Гриша Мерцаловы. Они удивленно осматривают очередную витрину кондитера, а после направляются домой.
Завязка
Автор предпринимает выразительный композиционный ход в рассказе «Чудесный доктор»: мальчики идут домой, и праздничная мишура, яркие огни и веселая кутерьма сменяются темными и унылыми улицами, в которых царит холод и бедность.
«Доктор», картина Люка Филдса: YouTube/MyBook
Далее Куприн знакомит читателя со всей семьей Мерцаловых:
Конечно же, эта картина заставляет читателя соболезновать героям, что только усиливает разительный контраст жизни, который описал Куприн. «Чудесный доктор» — пример психологического мастерства автора, который умело и тонко передал проблему социальной несправедливости на примере судьбы простой семьи.
Развитие событий
Произведение «Чудесный доктор», герои которого вызывают у читателей сочувствие, продолжается рассказом об отчаянии главы семейства. Когда старший Мерцалов услышал о том, что детям не удалось раздобыть у барина денег на питание и лечение, его охватил страх, а также дикое желание сбежать от страждущих домочадцев.
Мужчиной овладевают дурные мысли о самоубийстве, в этом состоянии он садится на лавочку в общественном парке и начинает прощаться с жизнью. Спустя некоторое время к Мерцалову подсаживается милый старичок. Автор характеризует его следующим образом:
Вопреки всему старик продолжал сохранять спокойствие. Выслушав тираду Мерцалова, он предложил ему помощь, так как имел медицинское образование.
Кульминация
Доктор пошел с Мерцаловым, чтобы осмотреть больную девочку — дочь нового знакомого. Состояние ее было плохим, в доме пахло сыростью и плесенью. Врач тут же распорядился, чтобы растопили печь и пустили тепло в комнату. Он внимательно осмотрел больную и выписал ей рецепт, после чего быстро удалился.
Мерцалов пытался узнать имя благодетеля, но тот лишь отмахнулся. Незнакомец указал подпись на рецепте — «профессор Пирогов» и оставил деньги на покупку лекарств.
Развязка
Счастливый финал — обязательное условие рождественских условий, о чем не забыл и Куприн. «Чудесный доктор» кратко» раскрывает суть последовавших за визитом доктора событий. Девочка выздоровела, а жизнь семьи улучшилась. Историю эту, как указал автор, ему рассказывал Гришка — один из братьев. Из бедного мальчишки он превратился в статного работника банка.
Рассказ Куприна «Чудесный доктор» подтверждает, что настоящее рождественское чудо — это проявление доброты, сострадания и милосердия.
«Чудесный доктор»: анализ произведения
Чему учит произведение «Чудесный доктор»? Куприн утверждал, что в любой ситуации важно оставаться человеком, быть неравнодушным к чужому горю, сострадательным и добросердечным.
Сцена из театральной постановки «Чудесный доктор»: YouTube/Фестиваль Короткометражных Фильмов
Лучше понять задумку автора поможет глубокий анализ рассказа:
История создания
Осенью 1897 года Александр Иванович Куприн пребывал в Киеве. От знакомого ему работника столичного банка писатель услышал интересную историю, которая приключилась с мужчиной порядка 30 лет тому назад.
В тот момент семья теперешнего банкира бедствовала, а младшая сестренка болела. Но ход истории изменил случай. Отцу семейства повстречался известный профессор Николай Иванович Пирогов, который не только вылечил малышку, но и помог всей семье обрести веру и укрепить силу духа, которые в дальнейшем помогли выбраться из нищеты.
Этот яркий пример человеколюбия настолько впечатлил Куприна, что он решил использовать эту историю как сюжет рассказа «Чудесный доктор». Произведение было издано в символическую дату — 25 декабря того же года в газете «Киевское слово».
Тема и конфликт
Драматическая жизненная ситуация поднимает важнейшие морально-этические темы:
Всего малая толика заботы, внимание и гуманность способны в корне изменить жизнь другого человека, находящегося в беде. Несмотря на то что рассказ невелик, он поднимает такие глобальные для человечества проблемы, как:
Важно не проходить мимо страждущего, а сделать первый шаг ему навстречу. Безразличие может убивать так же, как болезни и бедность.
Особенности композиции и жанр
Критики определяют жанр произведения «Чудесный доктор» как святочный или рождественский рассказ, на что указывает ряд признаков:
Кроме того, действие рассказа хоть и похоже на сказку, произведение написано на основе реальных событий, поэтому его относят к реализму. Главной особенностью композиции произведения считают прием контраста, который автор применил для организации повествования:
Характеристика главных героев
Куприн обладает особенным талантом — он представляет психологический портрет героев, показывает их душевное состояние:
Рассказ «Чудесный доктор» — одно из трогательных произведений Куприна. Оно вселяет веру в гуманизм, веру в человечество. Автор доказывает, что даже маленькое благое дело способно изменить мир к лучшему, пусть даже это будет мир другого человека.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Презентация по литературе на тему «Тест по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1.Какой факт не относится к биографии А.И. Куприна?
2.В каком городе происходят события, описанные в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»?
3.Накануне какого праздника происходят события, описанные в рассказе «Чудесный доктор»?
4.Что мама Елизавета Ивановна, героиня рассказа «Чудесный доктор», поручила сделать своим детям Грише и Володе?
5.Кем работал Емельян Мерцалов, герой рассказа «Чудесный доктор»?
6.Сколько лет было Грише, старшему сыну семьи Мерцаловых?
7.Кто из героев рассказа «вообще был кротким и застенчивым человеком»?
8.Как профессор Пирогов, герой рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор», обратился к Елизавете Ивановне, войдя в комнату Мерцаловых?
9.Имя какого известного ученого встречается в рассказе «Чудесный доктор»? Оно было написано «на аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря».
10.О ком из детей Мерцалова говорится: «Теперь он занимает довольно крупный ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности»?
11.Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа «Чудесный доктор»: «Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой»?
12.В рассказе «Чудесный доктор» есть предложение: «Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошел к Елизавете Ивановне». Что означает слово «сюртук»?
13.В рассказе «Чудесный доктор» есть предложение: «Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они <мальчуганы>видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой__________________». Звуки какого танца слышали мальчики, когда торопливо бежали по улице?
15.Какое слово пропущено в предложении из рассказа «Чудесный доктор»: «В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного _______________»?
1.К какому роду литературы относится рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»?
1.К какому роду литературы относится рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»?
2.Какое пожелание произнес профессор Пирогов, прощаясь с семьей Мерцалова?
2.Какое пожелание произнес профессор Пирогов, прощаясь с семьей Мерцалова?
3.Каково имя отца Гриши и Володи Мерцаловых?
3.Каково имя отца Гриши и Володи Мерцаловых?
4.Какой сюрприз ожидал Мерцалова после ухода профессора Пирогова?
4.Какой сюрприз ожидал Мерцалова после ухода профессора Пирогова?
5.В каком учреждении работал Григорий Мерцалов, когда вырос?
5.В каком учреждении работал Григорий Мерцалов, когда вырос?
6.Как называлось имение профессора Пирогова?
6.Как называлось имение профессора Пирогова?
1. Как ты объяснишь название рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»?
2.Можно ли сегодня следовать совету профессора Пирогова: «…главное – не падайте никогда духом»?
3.О чем заставил тебя задуматься рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-954583
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проверочная работа по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Проверочная работа по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
(6 класс)
Часть 1 Ответы на вопросы содержат от одного до трех-четырех слов.
В каком городе и накануне какого праздника происходили события рассказа?
Какое блюдо в витрине магазина поразило мальчишек?
Какие фрукты в начале XX века были редкостью в магазинах России и были в продаже только в гастрономах крупнейших городов?
При виде какого предмета у мальчиков возникала соблазнительная мысль – «остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к окну»?
Где жила семья Мерцаловых?
Кем раньше, год назад, работал отец семейства?
Почему отца уволили с хорошей должности?
Почему мальчики были вынуждены есть холодный обед?
Зачем мальчики ходили с письмом к барину, а отец обегал полгорода?
Что во внешности Мерцалова говорило о крайне бедственном положении семьи?
Какой выход он придумал сегодня, за что чуть не попал в полицию?
Кого увидел Мерцалов в темноте аллеи?
Какие слова прохожего привели его в бешенство?
Почему Мерцалов все рассказал незнакомому прохожему?
Кем по профессии был встреченный прохожий?
Сколько в начале века стоил «чай, сахар, булки и горячая пища из ближайшего трактира»?
Что оставил незнакомец под чайным блюдцем?
Назовите фамилию незнакомца. Это был известнейший на то время человек, позже его именем назовут медицинский институт в Москве
Как изменилась жизнь семьи после знакомства с «благодетельным ангелом»?
Часть 2. Напишите развернутый ответ на вопрос. (не менее 5 предложений).
Считаете ли вы себя добрым человеком?
Проверочная работа по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
(6 класс)
1. В каком году был написан рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»
а) 1879 б) 1860 в) 1897
2. Чудесный доктор» это рассказ
а) юмористический б) святочный в) исторический
3. Цель таких рассказов
а) помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие;
б) для того, чтобы познать окружающий мир, законы развития общества, учиться на ошибках предков;
в) описать пороки современного общества.
4. В каком городе происходят события, описанные в рассказе
а) в Москве б) в Киеве в) в Петербурге
а) Мерцаловых б) Алексеевых в) Михайловых
6. Почему глава семьи потерял работу?
а) заболел брюшным тифом; б) его обвинили в краже в) на его место приняли молодого работника
7. О чем были мысли главного героя?
а) о грабеже б) о самоубийстве в) о голодной семье
8. Где встретил главный герой незнакомца с «умным, серьёзным лицом с седыми баками»?
а) в церкви б) на мосту в) в общественном саду
9. О чем они говорили?
а) о погоде б) о подарках в) вспоминали молодость
10. Почему главный герой «без малейшей утайки…передал свою историю» незнакомцу?
а) испугался незнакомца б) лицо незнакомца внушало доверие в) от своей безысходности
11. Чем закончилась беседа главного героя с незнакомцем?
а) главный герой получил новую работу б) они поссорились в) незнакомец познакомился с семьей главного героя
12. Что оставил незнакомец под блюдцем
а) рецепт и деньги б) направление на лечение в) рождественскую открытку
13. Кем оказался незнакомец?
а) родственником Мерцалова б) профессором Пироговым в) доктором Афросимовым
14. Почему незнакомец не назвал своего имени?
а) не считал свой поступок достойным восхищения б) не услышал вопрос главного героя в) торопился
15. Как изменилась жизнь семьи главного героя после визита незнакомца?
а) не изменилась б) стало тяжелее жить в) изменилась к лучшему
17. Какое пожелание произнес незнакомец, прощаясь с семьей главного героя?
18. В каком учреждении работал старший сын главного героя, когда стал взрослым?
19. Где и при каких обстоятельствах семья главного героя видела незнакомца в последний раз?
20. Назовите первоначальное название рассказа.
Часть 2. Напишите развернутый ответ на вопрос. (не менее 5 предложений).
Приходилось ли вам встречать доброго человека?
Ключи.
Задание Ответы ВАРИАНТ 1
1 В Киеве
2 Поросенок
3 Яблоки, апельсины, мандарины
4 Елка
5 В подземелье
6 Управляющий домом
7 Заболел брюшным тифом
8 Нечем разогреть
9 Запах керосина, грязного белья и крыс
10 Чтобы найти деньги на лекарство Машутке.
11 Летняя одежда //без калош//глаза провалились //был похож на мертвеца
12 Просить милостыню
13 Старика
14 «Очень уж здесь хорошо»
15 Внушал доверие
16 Врач
17 Три рубля
18 Рецепт и кредитные билеты
19 Пирогов
20 Отец нашел работу, матушка встала на ноги, мальчишек устроили в гимназию.
Критерии оценки:
Количество правильных ответов Оценка
Менее 12 ответов 2 (неудовлетворительно)
12-18 3(удовлетворительно)
19-22 4(хорошо)
23-25 5 (отлично)
«Чудесный доктор»: ключевые мысли, образы и герои рассказа А.И. Куприна
Разберем главные мысли рождественского рассказа А. И. Куприна, рассмотрим главных героев, их поступки и жизненную позицию. Поделимся методическими советами, которые пригодятся учителю литературы для завершения цикла занятий по произведению.
Репродукция картины Люка Филдса «Доктор», 1891 г.
Смысл названия
В самом начале повествования автор спешит нас заверить, что его история совершенно правдива. Название рассказа же содержит некоторую установку на вымысел — всё чудесное, как и само чудо вообще, мы привыкли встречать в сказках. В них всегда есть место добру, справедливости, миру. В реальной жизни этим благам приходится туго — они оказываются в условиях борьбы с равнодушием, бессердечностью, злом. Как многие считают, среди этой борьбы чему-то (или кому-то) чудесному просто не хватает места. Однако А. И. Куприн заставляет поверить в наше сожительство с чудом. Не с проста он даёт своему рассказу именно такое название. Чудесный доктор — один из главных героев — похож на волшебника из сказки. Вот только чудотворность его слов и поступков не связана с магией. Причина — в человеческой чуткости, душевной доброте и желании помочь ближнему. Всё это может совершить настоящее чудо. А значит, каждый человек может стать чудесным доктором — тем, кто исцелит другого от недуга отчаяния.
Художественные образы
В рассказе представлены две реальности, контрастные друг другу. Первая — это городская реальность с её богатством красок: огнями на ёлках, бликами в стекле гастрономического магазина, золотом мандаринов, румяными лицами весёлых прохожих. Городу противопоставлен ветхий дом Мерцаловых, представляющий собой серую, мрачную, обледенелую бедность. Однако среди этих тёмных красок, даже вопреки им мерцает огонёк воли к жизни, веры в лучшее. В этом смысле фамилию главных героев можно назвать говорящей. Подземелье Мерцаловых — это тюрьма, в которую попали те, кого отвергла городская роскошь. Праздничная зимняя суета должна источать атмосферу радости, человеколюбие, однако она становится предлогом горожан не замечать чужие горести, отгородиться от несчастных. Городские жители представляют собой однородную массу безучастных к горю людей. К примеру, господин в енотовой шубе, повстречавшийся Мерцалову, считает своим долгом прочитать тому наставление, отчитать за бедность. Это демонстрация того, как городская интеллигенция свысока относится к неимущим.
Ключевые герои
Рассмотрим подробнее главных героев рассказа:
Мерцалов — отец, глава семьи, оказавшийся в труднейшем положении. Он видит бессилие своей жены и изнеможение детей. Его существование — медленная погибель. Осознавая свою бесполезность в помощи семье, Мерцалов задумывается о смерти: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке».
Дети Мерцаловых, конечно, лишены беззаботной поры. Володя и Гриша, как старшие, полностью вовлечены в спасение маленькой Машутки. Выполняя поручение матери, они оказываются в городе, дивятся его обычаям и красотам. Условия жизни Мерцаловых или закаляют детей для дальнейшей суровой жизни или пытаются сломить, как это произошло с Машуткой.
Профессор Пирогов становится спасителем Мерцаловых. Это человек гуманных взглядов, делающих его добрым избавителем семьи от ужасных перепитий жизни. Как известно, прототипом этого героя является настоящий учёный. Это наполняет историю, рассказанную А. И. Куприным, реалистичностью.
Основная мысль
Главной проблемой в рассказе является взаимоотношение людей. В нашем мире с человеческим милосердием сосуществует безразличие и равнодушие. Победа последних может означать для некоторых людей потерю веры в лучшее. Одна из главных мыслей «Чудесного доктора» состоит в том, что люди не должны быть безучастны к несчастью окружающего, ведь каждый из нас может сотворить чудесное — спасти от отчаяния. Доктор исцелил семью Мерцаловых. Человеческая отзывчивость — вот важнейшее средство «По рецепту профессора Пирогова». Также в рассказе присутствует мысль о том, что нельзя терять надежду. Мерцалов-отец был сокрушён внешними обстоятельствами и признал свою беспомощность перед ними. Но и в жизни происходят чудеса — всегда найдётся тот, кто протянет руку помощи, как говорит Пирогов, «. главное — не падать никогда духом». Методические советы для учителя
Перед тем как говорить о творчестве А. И. Куприна, о его рассказе конкретно, лучшим решением будет познакомить ребят с биографией писателя. В этом плане хорош учебник «Русский язык и литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 1» под редакцией В. В. Агеносова (с. 172-188), так как он ещё и анализирует хронологию творчества, рассказывает о многих других произведениях писателя.
После прочтения и обсуждения «Чудесного доктора» рекомендуем предложить школьникам творческое задание — написать эссе на одну из следующих тем (напомнить ребятам об особенностях жанра сможет учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской, с. 154):