какое мясо можно употреблять мусульманам
Исламский форум
Знание прежде всего
УСЛОВИЯ ДОЗВОЛЕННОСТИ МЯСА ЖИВОТНОГО
УСЛОВИЯ ДОЗВОЛЕННОСТИ МЯСА ЖИВОТНОГО
Сообщение УммуМадина » 15 окт 2008, 15:23
Мясо, которое дозволено есть, делится на два вида: первое – это то, что дозволено есть без каких-либо условий, как все, что обитает в воде.
Второе – это те виды животных, мясо которых есть дозволено, но после определенных условий, как забивание их в соответствии с требованиями шариата. Это требование относится к тому, кто режет и как он режет.
Что касается употребления мяса животных, то запрет относительно них делится на два вида:
1. то, что изначально запрещено есть, на что указывает шариат, о чем уже шла речь выше.
2. то, что стало запретным по причине, как например зарезанное не ради Аллаха, или зарезанное не в соответствии с условиями шариата, даже если мясо этих животных в основе своей является дозволенным, или то, что питалось нечистотами, о чем стало явно известно, пока оно не очиститься.
Основой в любом животном (кроме мертвечины моря) является то, что оно не дозволено для употребления, пока оно не будет зарезано в соответствии с шариатом!
Первое условие: Режущий животное должен быть из числа мусульман, христиан или иудеев
В том, что заколотое мусульманами является дозволенным нет никакого сомнения. И то же самое относится к заколотому людьми Писания, ибо Всевышний Аллах сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам» (аль-Маида 5: 5).
Ибн ‘Аббас сказал: “«Еда людей Писания» – это мясо животных, которых они зарезали”. См. “Сахих аль-Бухари” 4/636.
Один человек спросил Абу ад-Дарду об овце, которую зарезали для церкви под названием “Джарджас”, часть которой подарили ему в качестве угощения: “Есть ли нам это мясо?” Абу ад-Дарда ответил: “Поистине, они люди Писания, и их еда дозволена нам, так же как и наша еда дозволена им!” И он повелел ему есть это мясо. ат-Табари 6/66. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
То же самое сказали и Ибн Мас’уд, Абу Умама, Муджахид, Са’ид ибн Джубаир, ‘Икри-ма, ‘Ата, Макхуль, Ибрахим ан-Наха’и, Мукъатиль и др. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/19.
В том, что дозволенно есть мясо животных зарезанных христианами и иудеями, все мусульмане единогласны, и на иджма’ в этом вопросе указали имам Ибн аль-Мунзир, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, имам Ибн Къудама и имам ан-Науауи, а противоречили этому только хариджиты и шииты.
Также дозволено и мясо животного, зарезанного женщиной (мусульманкой, христианкой или иудейкой), несмотря на то, что во многих кругах бытует мнение о недозволенности этого. Ка’б ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды одна женщина зарезала овцу с помощью камня, и спросила об этом пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он повелел ей это есть”. аль-Бухари 5504.
В этом хадисе содержится доказательство того, что женщинам дозволено закалывать животных, а также содержится указание на то, что камнем закалывать животное дозволено, если нет ножа и этот камень острый.
Ибрахим ан-Наха’и относительно жертвоприношения совершенного женщинами или детьми сказал: “Нет в этом никаких проблем, если они способны зарезать животное, и произнесут имя Аллаха”. Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 9/575.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что закалывание совершенное детьми или женщинами, является дозволенным”. См. «аль-Иджма’» 43.
О запрещении употреблять мясо животных, зарезанных вероотступниками и многобожниками, помимо людей Писания
Ибн ‘Аббас говорил: “Если животное зарезал огнепоклонник, даже если он упомянул имя Аллаха, то все равно не ешьте это!” ‘Абдур-Раззакъ 8548. Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность.
Имам аль-Къуртуби сказал: “Что касается животных, зарезанных огнепоклонниками, то все ученые, кроме тех, кто отклонился, запрещали употреблять их мясо и жениться на их женщинах, поскольку они не из числа людей Писания!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/77.
Почему дозволено есть мясо животных, зарезанных иудеями и христианами, несмотря на то, что они неверные?
Люди Писания (иудеи и христиане) отличаются от прочих неверных по той причине, что они признавали пророков, которые были посланы к ним и веровали в то, с чем они были посланы, а также им были ниспосланы божественные Писания: Таурат (Тора) и Инджиль (Евангелие). Однако в последствии они исказили эти Писания и учения пророков, и сошли с пути истины. Что же касается прочих многобожников, то они вообще не уверовали в пророков, и им не было дано Писание. Именно по этой причине Всевышний Аллах дозволил жениться на целомудренных женщинах людей Писания и есть мясо заколотых ими животных, сделав их исключением из прочих неверных. См. “Тафсир ат-Табари” 3/467 и “Тафсир ас-Са’ди” 209.
Второе условие: Быть умственно полноценным
Тот, кто режет животное, должен быть в здравом рассудке и не быть умалишенным или пьяным, чтобы он знал ради кого он режет и что произносит в момент закалывания животного. См. “аль-Мугъни” 8/581.
Четвертое условие: Произнести имя Аллаха перед закалыванием (бисми-Ллях)
Одни ученые считали это обязательным, а другие желательным. Те, кто считал, что поминание Аллаха при закалывании животных является желательным, а это шафииты, опирались на следующий хадис: «Заколотое мусульманином дозволено, произнёс он при этом имя Аллаха или нет». Абу Дауд в “аль-Марасиль” 378. Однако этот хадис является слабым.
Также их доводом является следующий хадис ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) которая рассказывала: “Люди однажды сказали: “О посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”. На это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его» И это были люди недавно принявшие Ислам”. аль-Бухари 2057.
На самом же деле этот хадис лишь указывает на то, что мясо животного, которое зарезал мусульманин есть дозволено, а если возникают сомнения произнес он имя Аллаха над ним или нет, то следует оставлять сомнения. Имам ас-Сан’ани сказал: “Этот хадис является доказательством тех, кто считает, что поминать имя Аллаха перед закалыванием не является обязательным. Однако это не так, ибо этот хадис является указанием на то, что мы не обязаны знать произнесли ли имя Аллаха перед закалыванием или нет, относительно того мяса, которое продается на рынках мусульман”. См. “Субулю-Ссалям” 4/117.
Более того, в этом хадисе нет указания на то, что произнесение имени Аллаха при употреблении любого мяса делает его дозволенным, как полагают это некоторые, поскольку в хадисе сказано, что мясо приносили новообращенные мусульмане!
Самым сильным мнением является то, что поминать имя Аллаха является обязательным, на что указывают семь аятов Корана и множество хадисов.
Всевышний Аллах сказал: «Ешьте же из того, над чем произнесено имя Аллаха, если вы веруете в Его знамения» (аль-Ан’ам 6: 118-119).
Всевышний также сказал: «Произносите же над ними (жертвенными животными) имя Аллаха, когда они стоят рядами» (аль-Хадж 22: 36).
От Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Режьте животных, произнося имя Аллаха Всемогущего и Великого». ан-Насаи 4368, Ибн Маджах 3152. Досто-верность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я не ем то, что вы зарезали ради ваших идолов, и не ем то, что зарезано не с именем Аллаха!» аль-Бухари 4/58.
И подобных хадисов очень много.
О том, кто забыл упомянуть имя Аллаха перед закалыванием животного
Что касается ученых, которые считают упоминание имени Аллаха перед закалыванием обязательным, то они разошлись во мнении относительно того, является ли мясо дозволенным, если режущий забыл упомянуть имя Аллаха. Те, кто считает, что животное, которое было зарезано без поминания Аллаха, есть запрещено, говорят, что условием дозволенности мяса животного является упоминание имени Аллаха при его закалывании. При этом они опираются на аят: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это нечестие» (аль-Ан’ам 6: 121).
На этот довод толкователи Корана среди которых и Ибн ‘Аббас ответили тем, что в аяте речь идет о том, что заколото не ради Аллаха.
Забывчивость упоминания имени Аллаха при закалывании животного не делает мясо запретным, и это мнение ‘Али ибн Абу Талиба, Ибн ‘Аббаса, Са’ид ибн аль-Мусайиба, ‘Ата, Таууса, Хасана аль-Басри и др. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/448.
Ибн ‘Аббас говорил: “Поистине, в каждом мусульманине есть имя Аллаха, и если он зарезал животное и забыл упомянуть имя Аллаха, то пусть ест. А если животное зарезал огнепоклонник, даже если он упомянул имя Аллаха, то все равно не ешьте это!” ‘Абдур-Раззакъ 8548. Хафиз Ибн Хаджар под-твердил достоверность в “Фатхуль-Бари” 9/624.
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Слова тех, кто говорит, что мясо животного, которое мусульманин заколол, забыв произнести имя Аллаха, недозволенно, далеки от истины, поскольку это отклонение от того, на чем аль-джама’а”. См. “Тафсир ат-Табари” 1/52, 8/21.
Однако, если человек осознанно не упомянул имя Аллаха перед закалыванием животного, зная об обязательности этого, то его употреблять в пищу нельзя!
Об упоминании Аллаха людьми Писания перед закалыванием
Ученые разошлись во мнениях относительно поминания Аллаха перед закалыванием, людьми Писания. Имам аш-Ша’би дозволял есть их мясо, чтобы они перед этим не произносили, он говорил: “Аллах дозволил нам есть то, что зарезали люди Писания, несмотря на то, что Он знает о том, что они произносят при закалывании”. ‘Ата говорил: “Ешь то, что зарезал христианин, даже если он зарезал во имя ‘Исы, ибо Аллах дозволил нам есть их мясо, несмотря на то, что Он знает, что они произносят!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/74.
Однако самым лучшим и объединяющим в себе все мнения является то, о чем говорили имам аз-Зухри и Хасан аль-Басри: “Если ты услышишь, что они зарезали животное во имя кого-либо, кроме Аллаха, то не ешь его. Но если ты не слышал этого, то ешь, ведь Аллах дозволил тебе это, зная о том, что они неверные”. См. “Тафсир аль-Байдауи” 2/298, “Фатхуль-Бари” 9/552.
‘Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я задал пророку (мир ему и благословение Аллаха) вопрос о дичи, убитой с помощью стрелы и он сказал: «Можете есть, убитое его острым концом, что же касается того, что убито его древком, то это – уакъиз (мертвечина)». И я задал пророку (мир ему и благословение Аллаха) вопрос о дичи, убитой охотничьей собакой, на что он сказал: «Можешь есть то, что она схватит для тебя, ибо это подобно зарезанному животному, если же ты обнаружишь со своей собакой другую собаку и у тебя возникнут опасения, что и она принимала участие в охоте вместе с ней и загрызла эту дичь, то не ешь это, ибо ты произнёс имя Аллаха только над своей собакой, и не произносил его над другой». аль-Бухари 5375, Муслим 3/1529.
Однако недозволенно есть то, что поймала не охотничья собака (необученная), если только не перерезать горло до смерти животного. Абу Са‘ляба аль-Хушани (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я сказал: “О пророк Аллаха! Мы живём на земле, которая подвластна людям Писания, так можем ли мы использовать для еды их посуду? Также на этой земле много дичи, на которую я охочусь с помощью лука, а также с помощью своей необученной и обученной собаки, так что же из этого мне можно есть?” В ответ мне он сказал: «Что касается твоего упоминания о людях Писания, то, если вы сможете найти что-то другое, не пользуйтесь их посудой, а если не сможете, то мойте их посуду и пользуйтесь ею. Ты мо-жешь есть дичь, которую ты добыл с помощью своего лука, произнеся имя Аллаха, и ту дичь, которую ты добыл с помощью своей обученной собаки, произнеся имя Аллаха, и ту дичь, которую ты добыл с помощью своей необученной собаки, если успеешь добраться до неё, прежде чем (животное) испустит дух, и зарезать его, произнеся над ним имя Аллаха»”. аль-Бухари 5478.
Чем следует закалывать животное?
Кровь следует выпускать любым острым предметом, кроме того, что запретил использовать шариат. Сообщается, что когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Поистине, мы думаем, что завтра здесь будет враг, а у нас нет ножей, так можно ли нам резать животных тростником?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте то, из чего выпущена кровь и над чем произнесено имя Аллаха, но не закалывайте животных синном и зуфром, и я скажу вам почему: что касается синна, то это – кости, что же касается зуфра, то это ножи эфиопов». аль-Бухари 2488, Муслим 1986.
Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Используйте все, с помощью чего можно выпустить кровь» имеют отношение ко всему, с помощью чего можно выпустить кровь, независимо от того, идёт ли речь о железе, меди, тростнике, дереве, стекле, острых камнях или чего-нибудь ещё. Однако, если в этом нет никаких затруднений, то лучше всего резать животных острым ножом.
Ученые Постоянного Комитета (аль-Ляджнату-ддаима) говорили: «Если животное было оглушено током, и повалено на землю, чтобы было легко его зарезать, то такое мясо есть дозволено, однако если оно умерло от удара током, то его уже есть нельзя, ибо это мертвечина!» См. “Фатауа аль-Ляджнати-ддаима” 22/445.
Закалывание животного, является закалыванием и для его плода
Абу Са’ид однажды спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О посланник Аллаха, когда мы режем верблюдицу, корову или овцу, то находим в них плод. Что нам делать, есть его или выбрасывать?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте, если желаете, ибо закалыванием зародыша является закалывание его матери». Абу Дауд 2827, ат-Тирмизи 2/72. Хадис достоверный.
Что касается закалывания беременных животных, то запрета на это нет, а кто утверждает обратное, пусть приведет доказательство.
Из статьи «О необходимости употребления в пищу дозволенного и положения, связанные с закалыванием животных», подготовленной редакцией сайта toislam
ИСЛАМСКИЕ КУЛИНАРНЫЕ ТРАДИЦИИ
Считается, что каждый пятый из живущих на Земле людей является мусульманином.
За многовековую историю в странах, жители которых исповедуют ислам, сложились свои, специфические особенности приготовления и приема пищи. Мусульманская кухня сегодня – общемировое понятие, базирующееся на собрании рецептов из разных уголков Земли. К которым предъявляется только одно требование – полное соответствие канонам ислама.
Традиции мусульманской кухни зародились в начале VIIв., на Юго-Западе Аравийского полуострова.
Своеобразие мусульманской кухни заключается в том, что она гармонично сочетает в себе и гастрономические изыски, и определенные запреты.
Благодаря вооруженным конфликтам, которые вели приверженцы ислама арабы-кочевники, небывалому по тому времени товарообмену между разными народами, был внесен определенный вклад в европейскую кухню. Андалузская и сицилийская кухни обогатились неведомыми им доселе злаками, овощами и фруктами: рисом, арбузом, лимоном, баклажаном, шпинатом. Пришлись по вкусу европейцам и арабские специи (особенно сахар).
Одновременно с этим рацион кочевников аравийского полуострова вобрал в себя все национальные особенности персидской, тюркской, греческой, римской, индийской и африканской кухонь. В нем можно найти даже китайские блюда.
Что интересно, арабская кухня, лежащая в основе мировой мусульманской, до сих пор не утратила свою самобытность. И это не смотря на то, что в основе лежат простые продукты питания: хлеб, молочные продукты, мясо птица, рыба, рис, бобовые, крупы, овощи, зелень, оливковое масло и, конечно же специи.
В конце VIII века были изданы поваренные книги на арабском языке, рецепты в них настолько просты и понятны, что некоторыми можно пользоваться и сегодня.
Для мусульманской кухни много значат налагаемые исламом пищевые табу. Для приверженцев ислама этот не запреты, а предостережения Аллаха. Воздержание от принятия некоторых продуктов и напитков воспитывает у мусульманина привычку ограничивать потребление земных благ в целом.
Вся пища делится на халляль (разрешенные продукты) и харам (запрещенные).
ХАРАМ. Запрет на употребление в пищу мяса павших животных – «мертвичины» – объясняется элементарными соображениями гигиены питания. Мусульманам строго запрещается употреблять в пищу мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся падалью.
Это же относится и к хищным птицам: соколам, ястребам, коршунам, совам, воронам, стервятникам и орлам.
Есть конину, мясо мулла, осла Кораном порицается, но не запрещается. В наше время казахи, узбеки, татары и уйгуры спокойно едят конину и пьют кумыс.
ХАЛЛЯЛЬ. Шариат конкретизировал указания Корана и определил порядок заклания животных. Оно должно быть забито методом халляль. Перед убоем животное надлежало повернуть головой к Мекке, а сам процесс сопровождался чтением молитвы «Во имя Аллаха милостивого, милосердного…». Кроме того, мусульманин может есть мясо лишь тех животных, которое забито его единоверцами. Употребление в пищу мяса диких животных (газелей, оленей, зайцев и тд.) ислам разрешает, но при соблюдении убойного обряда.
Все рыбы и морские обитатели также относятся к дозволенной пище.
Особое внимание шариат уделяет совместимости продуктов. Так, нельзя одновременно употреблять рыбу и молоко. Вареное мясо надо есть отдельно от жареного, а сушеное или вяленое – от свежего.
Запрещено употреблять подряд 2 горячих (возбуждающих), 2 холодных (охлаждающих), 2 мягких (нежных), либо 2 твердых (грубых) блюда. Также нельзя есть подряд 2 закрепляющих и 2 послабляющих блюда.
Это ограничение распространяется и на напитки.
Строго соблюдается в исламе запрет не только на употребление в пищу свинины, но и на ее куплю-продажу. Причина подобного отношения к мясу свиней заключается в следующем. В свое время арабы – создатели ислама – были кочевым народом. Свиньи же – сугубо домашние животные: олицетворение враждебного для кочевников мира.
Свинья в то время считалась настолько нечистым животным, что арабы скармливали ее мясо (в жареном виде) своим лошадям. Считалось, что после столь калорийного прикорма они становились более выносливыми и быстроходными.
Запрет на алкоголь
Ни одна из мировых религий не проповедует запрет на алкоголь и другие дурманящие вещества, как ислам. Хотя изобретению крепких спиртных напитков мир обязан именно арабам. Такие слова, как «алкоголь», «аламбик» (перегонный аппарат) и «алхимия», многие европейские языки позаимствовали из арабского.
Арабы производили и потребляли вино из фиников и других ягод и плодов еще в доисламский период.
В новообразованной исламской общине пьянство удалось преодолеть не сразу.
Злоупотребление алкогольными напитками не только приводило к антиобщественному поведению, но и отрицательно влияло на отправление религиозных обрядов.
В настоящее время особо строгий запрет на спиртное соблюдается в таких мусульманских странах, как саудовская Аравия, Иран, Ливия, ОАЭ и Кувейт. В этих государствах за употребление или ввоз спиртных напитков предусмотрено суровое наказание, вплоть до смертной казни.
Этикет мусульманской трапезы
Во время еды, питья и угощений ислам предписывает соблюдение целого ряда правил приличий.
Опаздывать к столу не принято. Угощение на стол подается, как только гость переступит порог дома: заставлять его ждать – неприлично.
Мытье рук до и после еды обязательно.
У мусульман существует четкие правила поведения за столом. Трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, следует взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного». Согласно традициям, первым начинает еду хозяин, он же ее и заканчивает. Хлеб на Востоке священный продукт, как впрочем, и везде, поэтому на стол его подают первым. Едят его сразу же – не дожидаясь подачи других блюд.
Хлеб ломают руками, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по двум причинам. Во-первых, хлеб на Востоке пекут в виде лепешек, которые удобнее ломать, чем резать. Во-вторых, бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, Бог урежет пищу. Лепешек кладут на стол ровно по количеству едок. Следующую лепешку ломают только после того, как съедена предыдущая.
Брать следует ближний кусок. Каждый отламывает маленький кусочек хлеба (что он поместился во рту целиком), и опускают его в блюдо, а затем подносит ко рту с кусочком кушанья. Кусок лепешки складывают вдвое, держа мясо большим и указательным пальцами. Если еду нельзя положить в рот сразу, ее кладут на хлеб.
Порицается брать следующий кусок, не проглотив предыдущий.
За мусульманским столом еду и питье берут только правой рукой. Исключение делается для тех, у кого покалечена правая рука.
Про столовые приборы в шариате ничего не говорится, и, под влияние Запада, они широко распространились и в мусульманском мире. Однако, в отличие от европейских традиций, держать их полагается только в правой руке.
Сладости, орехи и фрукты с подноса гости и хозяева могут выбирать любые. Снимать кожуру с фруктов порицается.
За столом обязательно нужно похвалить хозяйку.
Вкушать пищу следует медленно, тщательно пережевывая.
До конца застолья все его участники должны поддерживать благожелательную атмосферу.
Однако мусульмане за едой не ведут длинных разговоров, поэтому каждое блюдо служит сигналом для перерыва в беседе.
Очень четкие рекомендации дает ислам в отношении употребления различных напитков. Воду следует пить сидя. Исключение из этого правила делается только в двух случаях:
Когда пьют воду из источника Зам-Зам во время хаджа.
Стоя можно выпить воду, оставшуюся в кувшине после омовения.
Запрещено пить из горлышка бутылки или кувшина.
Вставать из-за стола можно только после того как хозяин начнет сворачивать
разостланную на нем скатерть.
Гости, по окончании трапезы молятся о благополучии хозяина, затем просят разрешения покинуть дом. Хозяин провожает гостей до двери и на пороге благодарит их за посещение его дома.
Праздничная кухня мусульман
Религиозные праздники являются важнейшей составной частью жизни каждого мусульманина.
Они дают верующим стимул для более усердного богослужения. Вот почему в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы. Ходят в гости, дарят подарки, делают жертвоприношения.
Остальные праздники мусульмане отмечают как памятные даты, посвященные событиям из жизни Пророка Мухаммеда, Священной истории, а также истории ислама. К ним относятся: Мухаррам – Священный месяц, начало Нового года, Мавлид – День рождения Пророка Муххамеда, Лейлат аль-Кадр – Ночь предопределения и Мирадж – Ночь чудесного вознесения пророка на небеса.
Еженедельным праздником для мусульман является Пятница (яум аль-джума – «день собраний»).
Праздничный стол народов, проповедующих ислам, отличается от повседневного. Главным образом, это связано с тем, что каждому празднику соответствует определенный набор ритуальных блюд. Но, и для таких традиционных угощений, как плов, манты, таджин, кускус, овощи, фрукты, орехи и сладости, тоже есть место на столе.
Ид аль-Адха (Курбан-байрам), или Праздник жертвоприношения.
Это главный исламский праздник, который отмечают через 70 дней после окончания поста. Он является частью хаджа – паломничества в Мекку. Главные его события происходят в долине Мина (неподалеку от Мекки) и длятся 3-4 дня. Эти дни в мусульманских странах нерабочие.
В эти дни каждый мусульманин режет овцу, козу, быка или верблюда и раздает мясо соседям. Считается, что ритуальное угощение – худойи, садака – поможет избезжать всевозможных несчастий. Курбан-байрам празднуют с раннего утра, совершают омовение, надевают праздничные одежды и отправляются в мечеть, на коллективную молитву – намаз.
Обряд жертвоприношения совершается во все дни праздника, и мясо животного принесенного в жертву должно быть съедено сразу же, его нельзя оставлять на потом. В первый день готовят сердце и печень. На второй варят супы из бараньей головы и ножек; подают блюда из мяса с гарниром из бобов, овощей и риса. В третий и четвертый дни варят супы из костей и жарят бараньи ребрышки.
В арабских странах готовят мясные блюда, в том числе фатте (вареное мясо жертвенного животного). Мусульмане ближнего зарубежья готовят более традиционные кушанья – плов, манты, шашлык, лагман, чучвару, жарное и бешбармак.
Накануне Курбан-байрама хозяйки пекут хлеб, кульчи (лепешки), самсу и бисквиты, а также готовят всевозможные лакомства из изюма и орехов.
Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), или Праздник разговения.
Второй по значению праздник продолжается 3 дня. Знаменует собой окончание поста, который длился месяц. На время праздника прекращается учеба, работа.
В праздник мусульмане встают до восхода солнца, съедают немного фиников. Далее происходят те же ритуальные мероприятия, что и при Курбан-Байраме.
Ближе к вечеру наступает время застолья, которое нередко затягивается до утра.
Основные кушанья на Уразу-байрам готовят из баранины: это и мясные салаты, и супы, и вторые блюда. Помимо этого на столе присутствуют овощи, рыба, хлеб, оливки, орехи и сухофрукты.
Ураза-байрам – это «сладкий» праздник, поэтому в этот день особое место на столе занимают всевозможные сласти. Накануне хозяйки пекут различные пирожные, печенья, бисквиты, готовят фруктово-ягодные и молочные десерты, варят компоты и сиропы.
Мухаррам, или Новый год.
В память о переселении Пророка Мухаммеда в Медину из Мекки – было установлено празднование Нового года.
На новогоднем столе мусульман большинство блюд имеет ритуально-символическое значение.
К празднику принято готовить кускус с бараниной, суп из баранины и основное блюдо из мяса. Его главными компонентами являются баранина (или жирная говядина), растительное масло, томатная паста (или помидоры), а также много зелени и различные пряности.
Особое внимание придается зелени, поскольку ее цвет у мусульман считается священным (зеленое знамя ислама). По этой же причине, на новогоднем столе обязательно должны стоять млюхия (приправа, которую готовят из сорго и большого количества зелени) и вареные куриные яйца, окрашенные в зеленый цвет.
Из закусок на первом месте – салаты, приготовленные из мяса (преимущественно из баранины), рыбы, овощей и фруктов. Украшают их маслинами и зернами граната.
В первые дни нового года мусульмане едят различные блюда из риса, сухих бобов (они символизируют окончание прошлогодних запасов), а также баранины, овощей, пряностей и зелени.
На протяжении все месяца нельзя употреблять чеснок. Считает, что при употреблении блюд с чесноком, удача отворачивается от людей.
Рамадан, или Священный месяц Великого поста.
Правила поста до мельчайших подробностей описаны в шариате. Нарушением воздержания от пищи считается не только намеренное введение даже малейшего ее количества (или случайное попадание) в рот, а тем более в желудок, но и потребление воды, и принятие лекарств.
К лицам, которые могут не соблюдать пост, относятся больные, престарелые и несовершеннолетние дети, а также беременные и женщины, кормящие грудью, солдаты, участвующие в боевых действиях и путники.
Вечером, после заката солнца, постящийся должен принимать легкую пищу – фитур. Вторая еда – сухур – дозволяется на заре следующего дня.
В некоторых мусульманских странах, где исламские традиции чтят особо строго, перед тем как приступить к фитуру, полагается выпить три глотка воды и съесть несколько фиников (или других фруктов).
Вечерний обряд разговения называется ифтар и считается благословлением времени.
В разных странах существуют типичные для вечерних трапез блюда. Так, у мусульман Индонезии после дневного поста в Рамадан самым популярным блюдом является наси горенг: рис отваривают и смешивают с прожаренными кусочками мяса, омлета, креветками, луком и чесноком. Затем всё вместе жарят на кокосовом масле с добавлением специй: красного перца, имбиря, кориандра и соевого соуса. По традиции, на ифтар готовят плов. К нему подают соленья и зелень. Наиболее популярны в Рамадан харира, чекчука, брики (как с овощной, так и с мясной начинками). Не возбраняется готовить и праздничные национальные блюда. Финики, курага, фрукты, конфеты, сладкая выпечка – все это тоже уместно в ифтар.