какие персонажи нельзя использовать в тортах
Тортик в тумане
В Поморье большой резонанс вызвали шесть однотипных исков к производителям кондитерских изделий. Во всех случаях правообладатели действовали по одной схеме: они сами заказывали кондитерам торты с изображением большого количества «своих» персонажей. Процесс получения готового изделия заказчики снимали на видео, а запись вместе с чеком затем представляли в суд. Как правило, в продаже таких тортов нет, их изготавливают по индивидуальным заказам к детским праздникам.
Производство по двум делам из шести прекращено в связи с заключением мирового соглашения. Еще два иска арбитражный суд удовлетворил частично: вместо заявленных 600 тысяч рублей правообладатель получил только три тысячи.
В случаях со специально заказанными тортами многие ответчики и их юристы сочли недопустимыми подобные «контрольные закупки». Ведь если бы правообладатель сам не сделал заказ, и правонарушения бы не было. В российской судебной практике были прецеденты, когда суд рассматривал такие действия как заключение договора подряда и отказывал в удовлетворении исков, поскольку подрядчик изготавливал торт не для себя, а для заказчика и передавал ему все права на изделие.
По мнению Андрея Гуранича, законодатель, защищая правообладателей, не побеспокоился о предпринимательской среде. В силу сложившихся обычаев делового оборота и низкой культуры соблюдения авторских прав в нашей стране многие предприниматели даже не предполагают, что нарушают закон, рисуя на торте мультгероя или продавая детские футболки с его изображением.
Северодвинское предприятие общественного питания заключило с правообладателем одного мультсериала мировое соглашение, по которому выплатит ему 10 тысяч рублей. Но еще продолжается тяжба с анимационной студией, которой принадлежат права на героев других четырех мультфильмов. В Арбитражном суде Архангельской области только от этой студии сейчас рассматривается 25 исков к предпринимателям.
Предприятие признает, что использовало изображения в коммерческих целях, хотя и не нарушало авторских прав осознанно. По мнению директора, можно было ожидать, что правообладатель сначала выйдет с предупреждением или коммерческим предложением:
— Но вместо этого за дело сразу берутся юристы, которые действуют достаточно жестко. Когда мы спросили у представителей правообладателя, как действовать по закону, нам предложили заключить договор. Согласно этому договору, заказ на изготовление торта покупатель может оформить только через специальный сайт с курьерской доставкой. Мы не сможем производить изделия по своим технологиям. Цены на торты будет устанавливать правообладатель, а его представители станут приезжать к нам с аудитом. Но самое интересное, что в своих кондитерских мы должны будем отсылать всех клиентов с аналогичными заказами на этот сайт. По условиям конфиденциальности мы не вправе даже говорить клиентам, что это торты нашего производства. Кроме того, в договоре содержится порядка пятнадцати санкционных пунктов. Разумеется, с коммерческой точки зрения нам такие условия невыгодны.
Надежда Семенова, пресс-секретарь Арбитражного суда Архангельской области :
Исков к продавцам игрушек в виде мультгероев подается в разы больше, чем к кондитерам. Ответчиками также выступают в основном индивидуальные предприниматели. В суде они поясняют, что приобрели игрушки у оптовых фирм в Москве и полагались на их добросовестность. Если уж вести полноценную борьбу с контрафактом ради детской безопасности, логично в первую очередь предъявлять претензии к крупным компаниям. Тогда и мелких нарушений в разных регионах станет меньше. Но судиться с кондитерами и розничными продавцами, конечно, проще.
Мультипликаторы пытаются засудить кондитеров, защищая свои авторские права
Накануне Нового года арбитражные суды Северо-Запада России оказались завалены неожиданными исками.
Фото, видео: Пятый канал
Накануне Нового года арбитражные суды Северо-Запада России оказались завалены неожиданными исками. Мультипликаторы против кондитеров. За то, что те лепят на торты фигурки известных анимационных персонажей и не платят авторские отчисления.
Кондитеры оправдываются — мол, заказчики сами просят, для детей, как отказать? Но две крупные анимационные студии Петербурга наняли фирму, которая занялась сладкой юридической местью в масштабах страны.
— Печатаем на сахарной бумаге, на принтере пищевыми чернилами. Любую картинку, мультгероя.
Технологии штамповать мультгероев позволяют, а вот закон о защите авторских прав — нет. Эта кондитерская фирма из Петербурга несколько раз судилась с мультипликаторами. И была вынуждена выплатить немалые компенсации. Кондитерам обидно: это же заказчики просят, точнее, дети заказчиков. Ну как отказать? Руководство фирмы даже само предлагают выход из ситуации.
— У нас заказывают торт с каким-то героем, мы обращаемся к правообладателю. Правообладатель продает нам разовую лицензию. Она должна стоить 300-500 рублей, — рассказала генеральный директор кондитерской Светлана Казновская.
И процесс просят сделать максимально простым, без бумажной волокиты. Ведь нередко бывают срочные заказы. Пока же мультяшек делают на свой страх и риск. По всей стране суды рассмотрели сотни таких «сладких» дел о защите авторских прав. За их нарушение приходится выплачивать и по 100, и по 200 тысяч рублей. Платить приходится за каждую зверушку, за каждого человечка. Кондитерское сообщество вынуждено реагировать. Некоторые вообще отказались от использования каких бы то ни было мультгероев.
Это не значит, что на прилавках стало больше кондитерских изделий с мультгероями, просто юристы компаний-мультипликаторов всерьез взялись за этот вопрос. Есть и такие студии, которые сами заказывают тортики у кондитеров, чтобы потом подать на них в суд. Ловят, что называется на живца.
Процесс фиксируют на камеру телефона, берут все чеки. И заказывают как можно больше персонажей на изделии. Если богатырей — так сразу трех. Ведь каждый из — них отдельно зарегистрированный товарный знак. Вот, например, студия, которая делает мультфильмы про Смешариков — заключила договор с конкретной кондитерской фирмой. Аниматоры говорят, что защищают не только своих своих персонажей, но и здоровье детей, которые этих персонажей будут есть.
— Мы, конечно, беспокоимся о наших потребителях, к которым попадает контрафактный товар. Он может быть некачественным, не соответствовать определенным требованиям. Если такой товар попадается — могут приобретаться товары, предложенные продавцом, — говорит пресс-секретарь студии мультипликации Екатерина Андреянова.
У мультипликаторов, конечно, на каждого нарушителя авторских прав сил явно не хватает. В интернете полно частных кондитеров, с которыми приходится биться за каждого Винни-Пуха и Крокодила Гену.
Ранее Пятый канал сообщал о том, что кот Матроскин станет реальным ведущим утреннего шоу на радио.
Почему мы не делаем торты со Смешариками
UPD. Спустя год у нас очень важные изменения!
Теперь мы ДЕЛАЕМ торты с мультгероями совершенно законно.
Обращайтесь
Всемирный день авторского права самое время для такого поста. Сейчас оцените!
На второй год работы моей кондитерской с нами случилась страшная история. Мы получили от Смешариков претензию. За то, что мы сделали торт с этими героями, на что не имели права, от нас требовали по 50 тыс. за каждого героя 🙈
Мы офигели, конечно. Миллионы кондитеров делают торты с этими героями и никому ничего. А нас-то за шо? 😂 Но консультация с юристами быстро провела через стадии отрицания, гнева, в стадию торга, а потом и принятия.
Выяснилось, что Смешарики имеют полное право наказывать тех, кто использует их героев для зарабатывания денег. И даже, если изделие с ними заказал клиент, а не мы сами решили смешарей лепить (или не лепить, а напечатать на сахарной бумаге). И даже если мы раз в жизни сделали такой торт. И даже если заработали на заказе 100 руб. Или вообще в минус сработали☝
За каждое использование изображения героя вы должны отдать от 5 до 10 тыс. как гражданское лицо, и от 50 до 200 тыс, как юридическое. ИП будет относится к последним, если что. То есть с нас требовали еще по-божески, могли за тортик с 5-ю фигурками и миллион схлопотать 😨
Но для нас 250 тыс. тогда была нереальной суммой и мы решили пойти в суд. Ну а вдруг!
Судебных дел со Смешариками по стране были тысячи, и случались среди них и судебные решения, где выигрывает кондитер. Но у нас не прецедентное право, и совсем не факт, что ваш судья решит в вашу пользу. У нас были те же самые обоснования в нашем ответе на иск, что у выигранных дел, но судья решил по-другому. Мы проиграли 👎
Как все происходит технически:
Так что, когда вам пишут правообладатели Свинки Пеппы: «Не используйте, пожалуйста, нашего героя, это незаконно!», надо отвечать им: «Спасибо большое, что просто написали, а не сразу стали требовать деньги (а могли!). Больше никогда не буду!»
Тоже самое, кстати, надо писать и мне, когда я прошу не использовать наше название.
«Кусочек счастья» это тоже зарегистрированный торговый знак. И его использование без моего разрешения может стоить ОЧЕНЬ дорого. Но я решила, что буду делать бизнес на тортиках, а не на ловле нарушителей 💁
Кто из правообладателей еще так промышляет, и с чьими героями не стоит делать торты (список дополню, если расскажут еще про кого-то):
Остальные, про кого знаю, присылают письмо-предупреждение и все решают миром. Умнички, я считаю!
А теперь самое главное☝
Наш отказ от создания тортов с этими героями ВООБЩЕ НИКАК НЕ ПОВЛИЯЛ на наш бизнес. Когда клиентам говоришь, что мы не делаем торты со смешариками, потому что вот какая фигня, они без проблем соглашаются на что-то другое.
Так что, когда я слышу от кондитеров, что если не делать торты с этими героями, то какие вообще тогда торты делать, мне смешно . Мы делаем огромное количество детских тортов, без смешариков и прочих ненадежных элементов, и пока не разорились, как видите😉
Популярные темы тортов
Торты на заказ на день рождения Детские торты на день рождения Торты на заказ без мастики Детские торты для мальчиков Недорогие торты на заказ Детские торты для девочек Торты на заказ для мужчин посмотрите все темы →
Какие персонажи нельзя использовать в тортах
100 тыс. кондитеров украшают торты изображениями популярных персонажей, ничего не платя правообладателям, уверяет Виталий Шмальц. Его проект Sweet Club на этом зарабатывает: получает лицензии и берет с кондитеров комиссию с продаж «правильных» тортиков
«Не так давно на одну из смоленских кондитерских подали судебный иск за нелегальное использование мультипликационных героев. Как только она убрала всю нелицензионную продукцию с сайта, клиенты всполошились: «Вы больше не делаете торты с мультгероями? Мы не будем у вас ничего покупать! » Чтобы не терять заказчиков, кондитерская заключила договор с нами», — рассказывает Виталий Шмальц, сооснователь компании Sweet Club.
Искать идею для своего бизнеса он вместе с Александром Фроленко начал всего год назад. На кондитерской теме друзья остановились случайно. «Как-то раз мы пошутили: а почему бы не детские тортики? — вспоминает Шмальц. — Но погрузившись в то, как работает этот рынок, открыли на нем важную пустую нишу». Пообщавшись с кондитерами, партнеры поняли, что одной из основных проблем многие считают иски от правообладателей на изображения мультперсонажей. По информации предпринимателя, по итогам судебных процессов кондитеры платят до 3 млн руб. за то, что использовали фигурки героев «Смешариков» или «Фиксиков» без лицензии. «Боль правообладателей в том, что они не в состоянии уследить за всеми нарушителями, а боль небольших кондитеров в том, что они не могут работать законно. Покупать лицензию на героев одного мультфильма для них бессмысленно, а на героев сразу многих — слишком дорого», — объясняет Шмальц.
Через знакомых из «Сколково», где учились Шмальц и Фроленко, они вышли на ГК «Рики» — правообладателя образов из таких мультсериалов, как «Смешарики» и «Фиксики». «Компания заключила с нами контракт за 15 дней. Такая скорость еще раз подтвердила, насколько актуальна эта проблема», — отмечает предприниматель. До конца года партнерами Sweet Club стали еще 12 правообладателей, среди которых и зарубежные — Disney, Marvel и Universal. Для кондитеров стартап выступает посредником: заключая с ним договор, они могут продавать торты без риска судебного преследования. Сейчас у проекта 32 таких клиента, работа с которыми ежемесячно приносит в среднем по 800 тыс. руб. выручки.
Sweet Club в цифрах
18 млн руб. — инвестиции
4 млн руб. — оборот в месяц
20% — комиссия с продаж кондитеров
Около 1 млн руб. — средняя ежемесячная выручка
35–50% своей выручки Sweet Club отдает правообладателям
У 31-летнего москвича Виталия Шмальца богатый предпринимательский опыт. По окончании факультета «Реклама и связи с общественностью» МосГУ и двух лет работы в рекламном агентстве он основал свою компанию Bulbs Plants Flowers, которая занялась оптовой продажей посадочного материала и цветов. «Помню, как начинал в 2009 году с торговли цветами у метро в преддверии 8 Марта, — рассказывает Шмальц. — Потом стал продавать и то, из чего эти цветы выращивают, — семена».
Оправившись после депрессии, Шмальц встретился со своим приятелем Александром Фроленко. Предприниматель познакомился с ним в Московской школе управления «Сколково». «Мы поняли, что оба хотим запустить что-то большое, — рассказывает Шмальц. — Так как идей у нас почти не было, решили расписать в блокноте то, чего мы точно не хотим. У меня было отвращение к складам, операционному бизнесу, кредитным линиям, а Саша был против любого бизнеса с высокими капитальными затратами».
Поначалу предприниматели хотели стартовать в нише образовательных проектов. «Наша задумка была в том, чтобы делать шоу типа Cirque du Soleil, только в образовании», — рассказывает Шмальц. Но, попробовав организовать образовательное шоу на площадке своего знакомого в Тольятти, приятели поняли, что им не хватает умений, и вскоре забросили идею.
Как-то раз Шмальц прочел об американском стартапе, который агрегирует домохозяек-поваров и продает их готовую продукцию. «Мы подумали было, что можно скопировать эту идею, но, узнав про российские штрафы за то, что потребитель чем-то отравился, решили в это не лезть: неизвестно, где и как такие домохозяйки готовят еду, и это невозможно контролировать», — вспоминает он.
Хоть американский проект и не поддался копированию, но подтолкнул партнеров к идее с тортами и пирожными. Летом 2018 года они решили сделать онлайн-маркетплейс для кондитеров и пекарей. «Хотели собрать всех производителей в одном месте и зарабатывать на комиссии», — объясняет Шмальц. Обзвонив несколько кондитерских, приятели заключили, что игрокам идея интересна, и начали собирать фотографии и описания продукции для сайта. «Я обратил внимание, что 60–70% контента — детские торты с разными героями мультфильмов, — говорит предприниматель. — Я спросил, есть ли у них лицензия на использование этих изображений и фигурок. Большинство ответило, что нет». Часть кондитеров, по словам Шмальца, о том, что нужны лицензии, вовсе не знала, другая жаловалась на их дороговизну, третья говорила, что, используя образы мультгероев, предоставляет правообладателям рекламные услуги и никаких денег за это платить не должна.
Мы могли бы стать не просто маркетплейсом, а платформой, которая помогает кондитерам производить лицензионные торты и пирожные, подумали партнеры. Они решили обсудить ситуацию с самими правообладателями. За контактами лицензиара одного из самых популярных в России мультсериалов — «Смешариков» — Шмальц обратился к знакомым из «Сколково». «Я не был уверен, что у них есть эти контакты, но мне повезло, — радуется предприниматель. — Меня познакомили с отделом лицензирования ГК «Рики». Они пришли в восторг от перспективы появления игрока, который поможет им контролировать серый рынок, и мы очень быстро заключили лицензионный договор».
В начале сентября 2018 года «Рики» пригласила Шмальца и Фроленко рассказать об идее сервиса, который давал бы кондитерам возможность легально использовать героев мультфильмов, на Московский лицензионный саммит — ежегодное мероприятие, которое посещают ведущие игроки мирового и отечественного рынков лицензирования. «У нас даже сайта еще не было, а мы уже рассказывали про новый виток развития рынка, — смеется Шмальц. — Сделали презентацию с фото тортов, где кустари-кондитеры в силу своих художественных дарований изображали Хрюш со Степашками и Человеков-пауков. Пообещали изменить ситуацию». После выступления, по словам предпринимателя, к ним выстроилась очередь из правообладателей. На этой волне Шмальц и Фроленко заключили еще несколько контрактов с компаниями, владевшими правами на образы героев мультфильмов «Приключения Ам Няма» и Angry Birds, кукол-ведущих «Спокойной ночи, малыши», а также компанией «0+ Media» (обладает лицензионными правами на мультсериалы «Ми-ми-мишки», «Бумажки», «Сказочный патруль», «Лео и Тиг» и др.).
На вопрос, почему игроки так легко заключали договоры с еще, по сути, не созданным стартапом, Шмальц отвечает, что они всегда хотели контролировать рынок, но не знали, как это сделать. «Использование персонажей в коммерческой деятельности без лицензии для правообладателей опасно по двум причинам, — объясняет он. — Во-первых, если, допустим, человек отравился тортом, то часть негатива переходит и на их бренд. Во-вторых, когда каждый кондитер рисует героев по-своему и помещает рядом разных персонажей, происходит смешение образов мультгероев и размывание их ценности». Наконец, правообладатели просто теряют деньги, которые могли бы получить благодаря легальному использованию персонажей.
Осенью 2018 года, договорившись с еще несколькими правообладателями, партнеры взялись за создание сайта. Еще несколько месяцев они потратили, чтобы придумать оптимальную и для правообладателей, и для кондитеров модель работы. «Мы думали, что обяжем кондитеров работать только через наш сайт. Будем присоединять не только тех, кто готовит детские торты, но и, например, тех, кто занимается зожными десертами. При этом мы не знали, какую комиссию со всех брать, — перечисляет Шмальц. — Решили в итоге пойти в акселератор ФРИИ, чтобы сфокусироваться».
В ходе акселерации партнеры довели проект до ума. Итоговые вложения в него составили около 18 млн руб, 1, 1 млн руб. из которых — инвестиции ФРИИ (за это фонд получил долю 2, 5%), остальное — личные средства Шмальца и Фроленко. С начала 2019 года Sweet Club стал присоединять кондитеров, которые производят торты с героями мультфильмов и заинтересованы в лицензиях. К апрелю они заключили договоры всего с 13 игроками. «Несмотря на то что проблема стоит довольно остро, процесс присоединения кондитеров идет не так быстро, как хотелось бы: нам приходится объяснять каждому, что мы не торгуем лицензиями или франшизами, а даем возможность не беспокоиться об исках и судах», — рассказывает Шмальц. По его словам, в среднем каждый разговор с кондитером занимает час.
«Но даже после всех объяснений находятся те, кто говорит: «Я же рекламирую мультфильмы своими тортами, почему я должен за это платить? Пусть правообладатели мне платят за рекламу! » — сетует предприниматель. По расчетам Sweet Club, ежегодно российские кондитеры продают нелицензионной продукции на сотни миллионов рублей. Но наказывают их за использование сказочных персонажей правообладатели в основном только в крупных городах — Москве, Петербурге, областных центрах. Когда партнеры только запускали проект, они собирались отлавливать несознательных торговцев с помощью сервиса Brand Monitor, способного отыскивать нелицензионные торты в интернете с помощью компьютерного зрения и автоматически генерировать судебные иски. Но потом махнули рукой и решили вести лишь образовательную работу — разъяснять выгоды от наличия лицензии.
С каждым правообладателем Sweet Club заключает договор, в котором прописан список персонажей, которых можно использовать. Обычно он оформляется на срок от двух до трех лет. Затем Sweet Club передает права на использование любых персонажей клиентам-кондитерам. Зарабатывает проект на том, что удерживает 20-процентную комиссию с их продаж. Правообладателям проект отдает 35–50% своей выручки. «Получается, все выигрывают: кондитеры делают лицензионный товар, а правообладатели зарабатывают свою копеечку», — радуется Шмальц.
Кондитер может торговать своей продукцией онлайн и офлайн, предварительно согласовав каналы продаж с правообладателями. Кулинар получает доступ в личный кабинет на платформе, куда заносит каждый товар и получает для него уникальные штрихкоды. Продавцы наклеивают их на коробки с тортами. Если во время контрольной закупки юристы правообладателей приобретут такой торт, штрихкод подтвердит, что товар лицензионный.
«Наше сотрудничество началось в августе 2018 года, — рассказали в пресс-службе ГК «Рики». — Sweet Club создал новую точку роста для рынка лицензий, поскольку этой проблемой ранее никто не занимался. В условиях растущего объема контрафактной продукции такой сервис помогает популяризировать легальное производство кондитерской продукции с изображением мультперсонажей. Мы, как правообладатели, беспокоимся не только об охране интеллектуальной собственности и защите прав официальных лицензиатов, но и о запрете продукции, потенциально представляющей собой опасность для здоровья покупателей». По словам представителя компании, «Рики», выбирая лицензиатов, обращает внимание на качество изделий конкретного производителя.
Светлана Казановская, владелица петербургской кондитерской «Кусочек счастья», стала клиентом Sweet Club в начале 2019 года. Еще в 2011 году она получила иск от ГК «Рики» за нарушение авторских прав при использовании на тортах изображений героев «Смешариков». «Юристы компании сделали у нас заказ, зафиксировали его оформление, передачу денег, передачу готового торта — в общем, все, что нужно, — вспоминает она. — Суд мы проиграли и выплатили им 50 тыс. руб. После этого перестали принимать заказы на детские торты с мультгероями». Продажи кондитерской, по словам Казановской, снизились не сильно. «Но я все равно мечтала вернуть торты с героями в ассортимент. Хочется ведь удовлетворять запрос каждого клиента», — говорит она.
Прежде чем стать клиентом Sweet Club, кондитерская проходит проверку. «Стартап согласовывал с правообладателями все дизайны наших тортов и их состав», — говорит Казановская. С весны ее товары отражаются в системе Sweet Club. Главной выгодой от партнерства предпринимательница считает отсутствие риска получить еще один иск. «К тому же лицензированная продукция говорит об определенном статусе кондитерской», — добавляет она. Сейчас торты с мультгероями приносят «Кусочку счастья» около 1% выручки. «Раньше эта доля была больше, но из-за 20-процентной комиссии Sweet Club нам пришлось повысить цены», — объясняет Казановская. Предпринимательница рассчитывает, что к концу года спрос на торты с мультгероями восстановится и даже превысит прежние показатели.
Средняя ежемесячная выручка Sweet Club с начала 2019 года составляет около 1 млн руб. До конца года Шмальц и Фроленко рассчитывают присоединить к своей системе в общей сложности 500 кондитерских, которые, по их расчетам, будут приносить 15 млн руб. выручки в месяц. Выйти на эти показатели позволят помощь с продажами, которую проект начнет оказывать кондитерам, и запуск программы лояльности, уверен Шмальц. «Мы уже договариваемся с детскими развлекательными центрами (например, с парком Angry Birds в Санкт-Петербурге) о том, чтобы они покупали лицензионные торты наших партнеров, — рассказывает предприниматель. — Это позволит нам увеличивать продажи существующих кондитеров и активнее подключать новых. К тому же мы хотим настроить программу лояльности, чтобы каждый клиент, отсканировав уникальный штрихкод изделия, мог получить подарок от правообладателя. С помощью этого мы создадим первую прозрачную систему стимулирования покупок тортов с мультгероями напрямую от правообладателей».
«Большинство правообладателей все-таки не гоняют кондитеров по судам»
Мурад Ахмедов, юрист компании «Ильяшев и партнеры»
«Получить лицензию правообладателя вполне реально, но ее стоимость будет зависеть от множества моментов. Многие мелкие предприниматели, например частные кондитеры, не занимаются этим вопросом. Правообладатель вполне может отследить нарушения, если товары с изображением героев фильмов и мультфильмов предлагаются в интернете. Если же конкретный потребитель попросил разместить в центре торта Человека-паука и ради него кондитер идет на уступку, тут, конечно, отследить сложнее. Однако пример правообладателей персонажей «Маши и Медведя» показывает, что при должной организации это имеет смысл. Некоторое время назад суды были завалены исками от этой компании. Минимальная сумма компенсации за использование чужого объекта авторского права составляет 10 тыс. руб, поэтому они за каждый объект, который видели на полке в магазине, требовали 10 тыс. руб. Сейчас они немного подкорректировали эту практику, но все еще ее применяют.
Но я думаю, что большинство правообладателей все-таки не гоняют кондитеров по судам за каждое нарушение. Могу предположить, что правообладатели или не видели в этом проблемы, или считали, что издержки на ее решение превышают выгоду. Sweet Club предложил им более дешевое, организованное решение».
«У команды большой потенциал к развитию»
Никита Юрьев, инвестиционный менеджер ФРИИ
«Команда Sweet Club сформировала вокруг своего продукта новый рынок и предложила решение, альтернативы которому еще не было. Компания помогает кондитерским легально производить и продавать изделия с изображением популярных мультипликационных героев, в то время как 99% производителей делают это нелегально. У команды большой потенциал к развитию. Она может сделать процессы продажи и производства кондитерских изделий прозрачными, позволив правообладателям сэкономить средства, а кондитерам — легально продавать десерты и привлекать новых клиентов. Ведь если кондитерская вынуждена убрать с прилавков изделия с изображением популярных персонажей, она теряет до 55% прибыли».Источник Статья добавлена superbiznes
16.05.2019 11:18