почему меня наказывает бог
За что?
«Почему Бог меня наказывает?» «Что я сделал, чтобы так страдать?» Эти вопросы нам, священникам, задают нередко. Понятно, что спрашивают так обычно люди, переживающие какую-то большую беду. Спрашивают с болью и недоумением. Для многих с этого начинается разговор с Богом.
Картина И.Н.Крамского. Христос в пустыне.
Ответ, кажущийся очевидным
Хорошо, когда у человека появляются вопросы к Господу. Конечно, было бы лучше, если бы нас к Нему приводило не горе, а любовь, но часто бывает именно так — пока нет в жизни больших проблем, о Боге как-то не думается. Поэтому есть соблазн ответить на эти горькие стенания: «А когда вы в последний раз открывали Евангелие? Когда в последний раз исповедовались?» — «Никогда». — «Ну так чего же вы хотите? Вы же носите в своей душе залежи нераскаянных грехов! А как у вас с заповедями? Ну, вот видите… Вы их даже и не знаете! А еще спрашиваете: “За что?”».
Такой ответ будет, наверное, справедливым. Действительно, какие претензии могут быть у человека к Тому, о Ком он и знать особенно не хотел, пока все в жизни складывалось нормально? Но человек ведь с бедой пришел. Ему помочь надо, а не обличать. Жаль, конечно, что еще задолго до того, как спросить: «За что?», не были заданы другие вопросы: «Кто я, Господи?», «В чем смысл, цель и ценность моей жизни?», «Чего Ты ждешь от меня, каким желаешь видеть и куда ведешь меня?». Вот с чего бы начинать нам диалог с Богом, а не доводить свое бессмысленное блуждание по жизни до того момента, когда все начинает рушиться, почва уходит из-под ног и застигнутому бедою врасплох остается только в смятении разводить руками и вопрошать о причинах гнева Божия.
Вот и надо помочь человеку обратиться к Господу с этими вопросами, важнейшими, основополагающими. И тогда по мере их решения вопрос «за что?» исчезнет сам собой. Точнее, не исчезнет, а трансформируется в другой — «для чего?».
Может ли быть зло от Бога?
Беда, скорбь, страдание — все это вовсе не обязательно кара за грехи. А то было бы слишком просто: все праведники жили бы припеваючи, сыто и обеспеченно, никогда бы не болели и умирали в глубокой старости. А люди недостойные, наоборот, были бы хилыми, бедными и долго не жили. Но ведь ничего подобного не наблюдается! А значит, или «Нет правды у Бога!», или она есть, но правда эта гораздо глубже и выше, чем способен порой понять наш несовершенный рассудок. Разумеется, для верующего человека приемлемо только второе. Не все может понять и объяснить человеческий разум. Но исполненное верой и любовью сердце может обойтись и без объяснений. Любящий Господа и доверяющий Ему при любых лишениях не будет спрашивать «за что?», а скажет подобно многострадальному Иову: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21). И еще Иов сказал такие слова: «…неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2: 10).
Слова благородные, конечно, но все-таки снова рождают новый вопрос: «Значит, может быть от Бога и злое?» Нет, не может! Все, что от Бога, только доброе. Но может быть такое, что воспринимается как недоброе нами, детьми неразумными. Вот вспомнился мне разговор с одним хорошим детским хирургом. Он с горечью говорил: «Я так детей люблю! А они меня не любят. Даже ненавидят порой. Конечно! Я же им больно делаю! А почему — они понять не могут. Родители понимают, благодарят… А детям разве объяснишь, почему я их “мучаю”».
Когда дети эти вырастут, тогда, конечно, поймут и будут бесконечно благодарны человеку, который им помог, а кого-то и спас. Поймем и мы, когда вырастем. То есть дорастем до Царства Божия. Если, конечно дорастем…
Законы неочевидные, но непреложные
Наказывает ли Бог человека? Библия передает нам слова очень даже суровые, а порой и кажущиеся несправедливыми: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня…» (Исх. 20: 5). Разве это справедливо? Если даже такой изверг, как Сталин, однажды сказал: «Сын за отца не отвечает». Лицемерил, конечно, знаем мы, как в те времена «не отвечали», но все же сказал ведь… А тут: «до третьего и четвертого рода»! Впрочем, та же Библия в другом месте свидетельствует, как устами другого пророка Господь говорит прямо противоположное: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 20).
Почему же Господь противоречит Сам Себе? Это одно из тех многочисленных библейских противоречий, которые только кажутся таковыми, пока не копнешь глубже. Просто мы в слово «наказание» вкладываем обычно юридический смысл, а его-то в деяниях Божиих искать и не следует. Наказание Божие — естественное следствие нарушения тех законов, на которых строится наше мироздание. Есть законы физические, для всех очевидные. Например, закон всемирного тяготения. Кто будет пренебрегать этим законом? Кто шагнет с балкона многоэтажного дома, желая прогуляться? Понятно, что только сумасшедший. Потому что закон тяготения есть, и пренебрежение им наказывается увечьем или даже смертью, в зависимости от высоты этажа. Законы духовные и нравственные столь же действенны, но не так очевидны. Нарушение этих законов разрушает человеческую душу, ломает жизнь, делает нас неспособными принимать в себя благодать Божию, как не способна принимать дождевую влагу утоптанная, неразрыхленная земля.
Исцеление вместо правосудия
Нет сомнения, что теперь душа его предстала пред Господом совершенно чистой. Но все же можно было бы спросить: кому нужна была эта мука? Неужели мальчик убитый жаждал мести? Трудно такое представить. Тем невозможнее представить, что мучений бывшего разбойника хотел Господь. Зачем же нужно было идти и сдаваться? Очистительное, исцеляющее страдание нужно было самой этой душе, и только пройдя через него, обрела она здоровье и способность войти в жизнь вечную.
Если же говорить о том, кого из людей наказал Господь сильнее всего, то, не колеблясь, назовем Человека по имени Иисус. То есть Себя Самого. Иногда говорят, что Он пострадал невинно. Это не совсем так. Вина на Нем была огромная. Только не Его вина, а наша с вами. И говоря о Его крестных муках, православные говорят не о правосудии, а об исцелении и восстановлении падшей человеческой природы, об очищении и возрождении каждой души, покаявшейся и уверовавшей во Христа.
Божия любовь — везде, даже в аду
Бог есть Любовь, и любое Его действие по отношению к человеку является проявлением любви. В том числе и наказание. Смысл его не в мести, а в том, чтобы привести все-таки нас ко спасению. Потому что Он хочет нашего спасения гораздо больше, чем мы сами его хотим. «…Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему…» (Притч. 3: 12). Какие горькие слова, обращенные к избранному Своему народу, передает нам пророк Исаия: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис. 1: 5-7). Но как бы жестко эти слова ни звучали, каждому ясно, что они продиктованы любовью и только любовью. Нет здесь ни капли ненависти, нет неприязни к непокорным чадам Своим, а только горячее желание докричаться до их совести, пробудить от духовного сна, отвратить от того пути, который неизбежно приведет к гибели.
Все, что исходит от Бога, — свет и любовь. Всегда и везде, даже в аду! Прекрасно пишет об этом преподобный Исаак Сирин: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоевает своими утехами».
«…Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян. 14: 22), — учили Апостолы. Поэтому, встречаясь в жизни с бедами, страданиями, несчастьями, как чужими так и своими собственными, не будем строить гипотез о том, за что или почему такое случилось. Здесь мы рискуем вступить в очень опасную зону и здорово нагрешить, приписывая Богу свои собственные измышления. Самый правильный ответ на все эти вопросы: «Не знаю». Но зато знаю, куда ведет меня Господь. И если путь в Царство лежит через тернии, то да будут благословенны эти тернии.
Может ли Бог наказывать?
Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме.
Протоиерей Константин Камышанов
С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».
Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира.
Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности.
Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю.
Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.
Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Это не гнев Божий, а наша глупость казнит нас вдали от Бога. Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.
Человек сам несет ответственность за свой выбор, за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвященном его жизни. Страницы своей хартии мы пишем сами, сию секунду, под вежливым взором переживающего за нас Христа. Гнев – это вещь, совершенно не приложимая к Богу.
Когда не было Христа и апостола Павла, не было и слов о Любви, то люди справедливо решили, что Бог – это некто вроде Небесного Царя и Судьи. Этому Судье зачем-то потребовалось создать мир. В нем Он утвердил правила. Благо – следование Его Закону. Грех – преступление перед Законом, беззаконие. Преступление предполагает наказание. Все как у людей: Царь, суд, тюрьма или санаторий.
Но у Бога все не как у людей. Он благ. Он пребывает в абсолютном покое. То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. «Гнев Божий» – это Промысл, криво отраженный в нашей душе.
Безобразничает человек – Господь лишает его силы к греху. Безумствует и приносит горе – связывает, как больного в клинике. Не потому что строг и зол, а потому что желает спасения безумцу.
Читаем в Евангелии о больном:
И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
Отметим три важных момента, которые не уловили фарисеи.
Во-первых, его принесли к Богу. Бывает, Бог Сам пытается привлечь к себе загулявшего сына. А тут Его работу сделали люди. Значит, любовь где-то теплилась рядом с больным, и он мог ей научиться. Это частично приклонило внимание Христа к этой компании среди моря народа.
Второе – «видя веру их». Мы тоже водим своих немощных родственников по больницам, имея на руках полис или деньги. А эти пришли и без страховки, и без денег. На что они надеялись? На чудо! Ничего себе. Так вот быть уверенным, что если подергать Бога за край ризы, то вот тебе Он и даст. Для того чтобы потребовать чуда, нужно иметь абсолютную уверенность в Его любви. Нужно знать Бога. А в этом и есть вера. Ведь не делами закона они пришли покупать здоровье товарищу.
Этим поступком друзья больного исповедали новое, сказать точнее, забытое качество Бога – благость и любовь. И свидетельство было публичным, что в данном случае тоже было важно.
И, в-третьих, Христос, зафиксировав первые два момента, учит больного: «Делай точно так же, как твои друзья: люби ближнего и знай, что Бог благ. Бог называет тебя чадом, уясни, что Он не царь, не судья, а Отец тебе!»
«Дерзай» – так говорят ребенку, делающему первые шаги.
«Прощаются тебе грехи» – в этом диалоге означает, что если заблудший сын меняет вектор движения от погибели к Богу, то он больше не грешен.
Не случайно в Слове Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, написано:
«… любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».
Потрясающие откровение святого: и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит.
То есть Богу не так важны дела, как цель, к которой стремится душа.
Именно разное понимание греха и породило конфликт фарисеев и Христа. Фарисеи были возмущены УДО – условно-досрочным освобождением больного. Ведь им казалось, Бог такой же, как они – судья, прокурор, охранник в одном лице. Мы часто приписываем Богу свои немощи.
Вот на преступника наложено наказание, внесен приговор, назначен срок. От народа Израиля такому преступнику позор и изоляция. Для фарисеев грех – статья Закона. Для Христа грех – вектор, движение от Бога. То есть грех – все, что сделано без Бога. А благо – все, что сделано во имя Бога. Очень просто, если положить в основу любовь. Для фарисеев основа закона – страх. Для Христа – любовь. В глазах фарисеев пришел некто, ломающий Закон и вводящий новые правила.
Покушение на Закон в их глазах было покушением на основы мироздания, на основы договоренностей Бога и человека. Бог ранее ничего им не говорил о любви по их жестокосердию. Но когда в Израиле накопилась критическая масса людей с чистым и милостивым сердцем, новый этап откровения стал возможен.
И самая главная тема конфликта – присвоение Христом Себе полномочий Бога: оставлять грехи. Для иудеев Бог был подобен какому-то грозному, великому, непостижимому существу. Его слава лишь отчасти была видима ими в светлом грозном облаке, блистающем молниями и водившем Израиль по пустыне.
Вот тут-то и проходит очень важная грань познания Бога в истории человечества. Поступок Христа был молнией личного откровения. Бог Сам приподнял завесу Своей таинственности. Сам, желая мира, постарался устранить отчуждение. Сам напомнил о Своей феноменальной близости. Он дал новую трактовку греха как нежелания человека любить Бога. Он показал, что не хочет общаться со своим творением посредством договора. Мы ведь не бизнес-партнеры, а родня.
Этим исцелением Христос напомнил забытые слова о том, что сказал Бог в день творения Адама:
Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.
Ясно, что не по внешнему подобию, а по внутреннему. А внутренняя печать и есть часть Бога, живущая в нас. Печать Бога в душе – это не мертвый штамп на бумаге. Душа – не бумага, а образ – не мертвый оттиск. Это отражение в живом зеркале живого Образа. Он не только внешний! Он и внутри человека. Он всеобъемлющий. Живая печать Бога вообще видна на всем, что есть в мире. Бог рядом.
Христос, по сути, не сказал ничего нового. Просто фарисеи забыли о главном, о божественных дарах, об отцовском перстне на руке: о свободе, родстве и любви. И это оказалось страшным в своих последствиях. Не потому был разрушен Иерусалим, что иудеи распяли Христа и кричали:
– Кровь Его на нас и на наших детях.
Христос жалел город и плакал, глядя на Иерусалим, готовящийся рухнуть в бездну. Христос не мстил. Это люди распявшие Христа, отведя руки Бога, сами прошли ворота Мордора и отдали себя во власть разрушения.
Что можно было сделать, если и слезы, и радость Христа не смогли их остановить: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».
Никто не желал смерти Иерусалиму, кроме него самого. Народ перестал соображать, что Закон и жизнь в Боге есть разные вещи. Грехом Иерусалима стало то, что вектор его движения стал направлен не в сторону Бога, а в сторону механического Закона, прочь от Замысла Бога, реализованного во дни творения.
Этот диалог с фарисеями был попыткой напоминания о существе отношений между Богом и человеком. Христос не гневался и укорял фарисеев довольно мягко. Вообще, они были единственными оппонентами, с кем он считал нужным говорить. Он призывал их посмотреть не на букву закона, а на свое сердце, которое должно были ликовать, находясь рядом с Господом. А оно не дрогнуло и осталось недвижимым. Христос тщетно пытался разбудить их сердца. Он остался верен Своему доброму, неожиданному для них отцовскому чувству:
– Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
Он считал нужным говорить с ними. Он считает нужным говорить и с нами добрыми словами, ожидая, когда мы повернемся к Нему лицом.
Как хорошо об этом обращении сказано в восьмой молитве Иоанна Златоустого вечернего правила:
«Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива».
Драматургия тех дней и сегодня актуальна для каждого человека, живущего в мире. Мы можем сами выбирать, кто нам Бог: Судья или Друг, Отец или некто внешний. Сами устанавливаем с Ним отношения: договор или любовь. Сами решаем, что нам думать о Боге – зол Он или благ. Человек может даже решить, что Бог ему не нужен. Решение быть с Богом или без Него – главное решение в жизни. А следующее решение – кем мы хотим видеть Бога.
Ему хочется, чтобы мы были Ему чада. Ему хочется быть родным Отцом.
Главное – не ошибиться, как уже однажды ошиблись люди, спорящие со Христом. Им хотелось, чтобы он был Царем и Судьей, жить с ним по Закону, выключив сердце, вытолкнув Бога на небо. Им хотелось что-то отдать Богу, а что-то оставить себе. Зажать.
Бог оставил человеку некоторое пространство свободы внутри его личности. А человек, пользуясь свободой, решил его существенно расширить. Что, собственно, и было предметом первородного греха. Человеку захотелось иметь свое собственное пространство, в которое бы Бог не входил по договоренности, по Закону. Вот мир Бога и Церкви, а вот мой личный мир, в котором хозяин только Я. И законы в нем только мои.
Знакомая всем нам история.
Такая поврежденная душа похожа на разбитое зеркало, которое отражает осколки. Поэтому оно видит часть мира с Богом, а часть – без Него. Только в кривом и разбитом зеркале в Боге виден дух гнева.
А Он – Любовь. Это ж Господи зрячему видно, а для нас повтори:
Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы.
В память о том, как друзья принесли больного ко Христу, и я прошу молитв о р.б. Сергии, которому кроме всего прочего, нужно чудо.
Наказывает ли Бог?
Приблизительное время чтения: 17 мин.
За что Бог наказывает безумием?
Безумие — это беда, последствие той катастрофы, в которую повергло всех нас грехопадение Адама и Евы. Полное исцеление от этого недуга мы обретаем во Христе, Своим Крестом и Воскресением исправившем ошибку Адама.
Я не думаю, что Бог наказывает безумием. Это либо болезнь, пришедшая в мир из-за падения Евы и Адама, — мы именуем ее падшестью человеческой природы, к проявлениям которой можно отнести весь спектр диагнозов из области психиатрии, — либо сознательный выбор человека, отвернувшегося от Творца.
Когда мы читаем в библейской книге Бытие о том, как Адам, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла, пытался спрятаться за кустами от Вездесущего Творца, мы понимаем, что он или утратил разум, или утратил память о Боге, поместив на Его место фантом.
Уже в раю мы видим, как падший человек генерирует в своем сознании по своему подобию идола, не испытывая к нему иных чувств, кроме страха, и наивно полагая, что он локализован где-то там, за кустами, а стало быть, его можно провести. Еще до изгнания из рая человек уже очевидно утрачивает адекватность. Он стыдится Евы — она стала ему чужой: совместный грех разодрал их внутреннее единство. Но, вместо того чтобы избавиться от уродства лжи и тщеславия, которыми обезобразил первых людей коварный змей, они предпочитают избавиться друг от друга. А как иначе понять трусливую и, будем честными, подлую попытку Адама свалить свою ответственность на жену? Поэтому многие человеконенавистнические мании и фобии, неврозы и психозы и, думаю, практически все скандалы и истерики в самой глубине своей коренятся в этом разъединении самых близких людей вследствие грехопадения.
Наконец, грех лишает человека его собственной внутренней гармонии. До грехопадения все природные энергии и силы человека устремлялись ввысь и приносили пользу окружающему миру. Человек напоминал свечу, что тянется к небу и светит окружающим. После грехопадения эти добрые свойства человеческой природы одичали, превратились в страсти и начали разрывать человека на части.
В этом и состоит подвиг христианина, чтобы покаянным усилием собрать себя назад и пойти дальше. Ко Христу, Который восполнит недостающие звенья нашей природы — в их числе может быть и рассудок — Своей благодатью.
За что Бог наказывает неврозом?
Впервые сталкиваюсь с понятием «невроз» в религиозном контексте: «за что это мне», «откуда это у меня», «за какой грех»? Такая постановка вопроса не имеет ответа или же он сугубо отрицательный: «Ни за что!» Невроз не является чьим-то планом, замыслом, местью или наказанием. Это скорее результат человеческого бессознательного выбора, навыка, воли и естественного хода жизни.
Говоря о неврозах, врачи выделяют патологические симптомы и подразделяют их на несколько видов. Мы же в первую очередь будем говорить о психогенных неврозах, которые возникают с участием человеческой психики. Мы используем понятие «психоз» в патопсихологическом подходе, а не в медицинском.
Нарушения (или расстройства, как говорят медики) при неврозе всегда носят комплексный характер. Часть из них проявляется в поведении, словах, поступках и отношениях человека, а часть реализуется на внутриличностном уровне. Есть несколько уровней невротического поведения.
Мы выделяем семь таких потребностей: существования (бытия), самоценности, принадлежности, самореализации, самостоятельности (или свободы), безопасности (или целостности, стабильности) и духовной жизни (связи с высшим, священным, смысл жизни).
Все семь этих потребностей присутствуют в личности и проявляют себя. Это движущие силы личности, которая живет ими. Но не все базовые потребности удовлетворяются, часто между ними возникает конфликт, который на самом деле нормален и неизбежен, но именно он может сформировать невротическое расстройство. Конфликт самореализации и безопасности, потому что допускает риск ошибки, которая приводит к возникновению чувства стыда, вины, потери значимости. Например, страх начать новое дело, страх назначения на новую должность.
Конфликт принадлежности и независимости (самостоятельности). Русская православная девушка и татарин-мусульманин полюбили друг друга и хотят пожениться. Их семьи против такого брака. Ради любви к своим родителям молодые люди готовы отказаться от любви, то есть отвергнуть часть себя. В данной ситуации приходят в противоречие базовые потребности в принадлежности и самостоятельности (любить и быть любимым и принять самостоятельное решение).
В жизни мы чаще всего сталкиваемся с конфликтом не двух, а трех и более потребностей. Каким образом мы решаем эти внутриличностные конфликты? Путем принятия собственного решения. Да, я выйду замуж за того, кого люблю, пусть моя семья и будет против, и я понимаю последствия этого решения. Да, я рожу седьмого ребенка, несмотря на предостережения мамы, свекрови или врачей. Да, я отказываюсь от предложенного повышения по работе, потому что боюсь не справиться, но мне стыдно это признать, поэтому я заболею или уйду в запой. Однако не всякий конфликт разрешается выбором и действием. Если человек бесконечно колеблется в принятии решения, может сформироваться невроз. Внутриличностный конфликт можно рассматривать как возможный, первичный уровень невроза.
Важно, что для принятия серьезного решения нужно мужество, ответственность и сила воли. Но не всегда личность в полной мере обладает зрелостью, чтобы разрешить конфликт. Когда человеку не хватает этих качеств, недостаточен уровень развития личности, может сформироваться невроз, то есть затяжной, хронический внутриличностный конфликт двух схем поведения, двух возможных путей решения. Например, «я хочу самостоятельности, но не хочу ссориться с мамой. Я ненавижу себя и ее за то, что она не дает мне свободы, но сам я не могу (не хочу) освободиться от зависимости». Такова привычная для незрелого человека зависимость — сформировавшийся второй уровень невроза.
Так срабатывает механизм невроза: нарастает напряжение внутри, постепенно оно переходит в раздражение и даже агрессию, причем как внешнюю, эмоциональную реакцию (направленную на других людей, внешние обстоятельства, Бога), так и внутреннюю, на себя самого. Это возможно, когда человек не может выплеснуть свое внутреннее напряжение вовне, стоит некий запрет, он направляет его на себя самого, что порождает психосоматические реакции. Частая причина алкоголизма и наркомании — невротическая, которая требует поиска средств снятия внутреннего напряжения. Алкоголь у нас национально лоялен: «какой ты русский, если не пьешь водку?» Алкоголизм, один из психосоматических синдромов, также можно рассматривать как проявление невроза, но уже на органическом уровне химической зависимости (третий уровень).
Четвертый уровень невроза — поведенческий. Человек хочет близких отношений, но при этом сам их разрушает. Так называемая «конфликтная личность», с которой мы сталкиваемся на работе, когда человек и хочет быть принятым в обществе, но при этом сам провоцирует окружающих и агрессивно себя ведет. Иным способом выстраивания невротических отношений может быть роль «вечной жертвы», вызывающей жалость из-за жалоб и обвинений других. Человек ведет себя таким образом (давит на жалость), ожидая проявлений заботы, помощи, защиты, но не готов все это принять, поскольку боится быть униженным: «я не просил, чтобы меня спасали».
Примеры невротического поведения
«Материнский комплекс» проявляется у взрослого человека и заключается в очень сильной привязанности к матери. Возраст — относительная вещь, он здесь не важен, хотя речь идет не о детях, конечно же. Взрослый человек мысленно постоянно обращается к своей матери и ждет ее одобрения, то есть несет в себе сильную привязанность по детскому типу. Иными словами, инфантильность. Взрослый действует с оглядкой на маму, которая может в результате его поступка осудить, обидеться, загрустить, стать несчастной. В результате решение не принято, но человек винит в этом мать, которая «не дает ему жить, жениться, получить профессию» и т. д. Такие могут быть невротические последствия в этой ситуации.
Примером часто встречающегося невроза может быть и «роковая женщина», которая постоянно стремится к сильному сексуальному влиянию на мужчин. Масса сил уходит на работу над внешним видом, одеждой, сексуальным поведением, чтобы быть привлекательной. Привлекательность здесь используется как способ захватить власть над мужчиной (должность на работе, деньги, интриги, агрессивность). Однако власть такой женщине нужна для того, чтобы не попасть, в свою очередь, под власть мужчин (или мужчины). Речь может идти и о партнере по бизнесу, и о муже. Речь здесь идет, стало быть, не о власти как таковой, а о страхе перед властью другого. Потребность в безопасности в этом случае прикрыта потребностью во влиянии, значимости или потребностью в близости. Так называемая свободная женщина — современный идеал феминизма, тем не менее для женщин очень труднодостижимый. Слишком много труда и ответственности он требует от женщины. Но постоянная забота о своем внешнем виде, поведении требует колоссальных усилий и жертв. Отсюда пластические операции, забота о фигуре, лечение, спорт и проч. Почему это называем неврозом? Потому что построить длительные, глубокие и доверительные отношения нет возможности, поскольку близость вызывает страх подчинения, доверие вызывает страх обмануться и пропустить захват власти партнером, длительность отношений грозит сильной привязанностью. В результате часто — разрыв отношений. Невроз «роковой женщины» — в ошибочном мотиве: хочется близости и власти одновременно, страшно сблизиться; нужно завоевывать, а хочется любви. Внешне роковая женщина сексуальна и привлекательна, а внутри — разлад страха и инфантильности, так как душа «роковой женщины» — это испуганная девочка.
Инфантильность может иметь и противоположный комплекс. «Комплекс девочки». Причем это случается во всех возрастах (и в 50-60 лет встречаются женщины, которые разговаривают и ведут себя, как девочки) и проявляться может в разных стилях: «барби», «бедняжки». Такие женщины всегда ищут сильного покровителя и защитника, «папочку» или помощника. И муж, и партнер должен взять на себя ответственность за жизнь женщины. За этой необходимостью в принадлежности и сопричастности, близости и заботе может скрываться страх одиночества, беспомощности. Проблема здесь в том, что близких и доверительных отношений тоже нет. Нет партнерства, любви, а есть зависимость.
«Невроз Рогожина», как я его назвал по персонажу «Идиота» Ф. М. Достоевского. Необъяснимо сильное страстное влечение к Настасье Филипповне — это не просто большая любовь. Он ненавидит в себе эту страсть, зависимость от нее, но и не может избавиться. Понимает, что это грех, начинает ненавидеть себя и Настасью Филипповну тоже. «Синдром Рогожина» описан и Л. Н.Толстым в «Отце Сергии» и «Крейцеровой сонате» — ненависть к себе за крайнее увлечение человеком. В этом неврозе-страсти главное чувство не любовь, как может показаться, а зависимость. Рогожин ненавидит себя именно за свою зависимость от Настасьи Филипповны. Эта зависимость — не любовь, а страх быть отвергнутым. Невозможность принять унижение отверженности, брошенности, оставленности. Самоценность противоречит принадлежности; или потребность в значимости, убивающая любовь.
Еще один очень частый тип — «невроз матери». Женщина ищет в своих детях удовлетворения своего дефицита любви, недополученной (причем чаще всего субъективно) от своих родителей. Ищет любви детей, как восполнение дефицита любви родителей. Здесь невротический «перевертыш»: любовь к детям, которая на самом деле — потребность в любви к себе. Чем больше женщина «любит» детей, тем больше нуждается в любви к себе. Такая «удушающая» любовь к ребенку, которая на самом деле требует любви к себе, ждет «отдачи». Как по «родительско-детскому», так и по «супружескому, партнерскому» типу.
В первом случае начинается все рано. Пытаясь добиться удобного для себя поведения ребенка, ему уже с 3-4 лет говорят: «ты хочешь меня расстроить, не хочешь, чтобы я была счастлива». И малыш считывает, что именно такова любовь, он отказывает себе в игре, в развитии, боясь обидеть маму. Например, ребенок играет, шумит, бегает, разбрасывает игрушки, падает, прыгает и пр. Мать делает ему замечание «Ты меня не любишь! Вот если бы любил бы, не шумел бы так». Ребенок, конечно, любит мать, и ради этой любви готов сидеть по «стойке смирно», отказывая себе в игре. Другой пример: юноша собирается с друзьями в поход. Узнав об этом, мать со вздохом: «А помнишь, как мы с тобой мечтали поехать вдвоем на машине по Золотому кольцу?! Наверное, мне уже и не придётся увидеть эти города!» Если сын и откажет матери при таком упреке, то уедет с чувством вины. Невроз матери — в собственном дефиците любви.
Не менее удушающая невротическая любовь по партнерскому типу проявляется иначе: ребенка могут развивать, водить по кружкам, требуя единомыслия, общности интересов и мнений, связывая его спазмами любви, зависимости, удерживая его рядом с собой. Ребенок убежден, что у него счастливое детство. Ведь о нем так заботятся! Однако, нередко от такой «удушающей» любви возникает депрессия, так как собственные мотивы поведение ребенка, юноши, взрослого не развиваются.
Осознание — шаг к исцелению
Невротическое расстройство не возникает как неизбежное следствие рассмотренных конфликтов, страстей, страхов и комплексов. Вопреки всем обстоятельствам личность справляется со всеми выборами и решениями, вырабатывает адекватные навыки поведения и переживает трудности, не впадая в беспомощность. Всё сказанное — лишь условия и возможные причины. Ни врачи, ни психологи не могут объяснить, почему при одних и тех же условиях невроз формируется, а в других случаях нет. Внутриличностный конфликт, стресс, травма или перенапряжение могут стать условиями формирования невроза. Эти условия вызывают состояние, с которым человек не всегда может справиться. Но он никогда не выйдет из него, если ничего не будет для этого предпринимать и тем более если станет «искать виноватых», а не примет ответственность на себя. Когда человек задает вопрос именно в такой форме: «за что мне невроз», «почему Бог наказывает меня неврозом», то ответ ему трудно услышать из-за неосознанности и незрелости. Невроз может быть бедой человека, но пока он не признает и не осознает ее, как и свою ответственность за собственную жизнь, исцеления не произойдет.
Момент осознания, то есть принятия ответственности за то, что происходит, может стать первым шагом к исцелению от невроза. Причем здесь не нужно поспешных решений, не надо срочно бежать к врачам. Иногда достаточно понять, что «со мной происходит», чтобы искать решения и найти выход. Если человек проанализировал и принял свое состояние, осознал и пришел к выводу, что надо что-то с этим делать, то это уже хорошо. Определиться в ситуации, понять, где причины, а где следствия — это первый этап, в котором поспешность не нужна. Затем стоит разобраться и поискать помощи, причем не обязательно психолога, психотерапевта или психиатра, который назначит таблетки. На этом этапе может быть уместным общение с более опытным человеком. Помните, как Маугли пришел к Багире с сомнением: «Что со мной, я страдаю?» Она ему объяснила просто: «Ты полюбил». Иными словами, развеяла тревожное непонимание: «С тобой все в порядке, сейчас происходит кризис, ты начал чувствовать и понимать себя».
Так и любой человек, поняв, что ним происходит, или только признав, что что-то не так, начинает искать решение. А дальше, на третьем этапе, человек уже будет действовать сам: начнет изучать свою проблему через книги, или через общение, или обратится к специалисту — это будет уже его ответственное и взрослое решение.
Почему Бог не наказывает плохих людей?
Слово «наказание» правильно переводится и понимается как «научение». Господь никого не наказывает, не пытается доставить неприятность какую-то, а пытается научить нас всех. С нашей точки зрения человек плохой, а Господь только знает, в чем он плохой и насколько, кому и какое научение (наказание) поможет исправиться.
В Ветхом Завете говорится, что Господь бьет всякого сына, которого принимает, кого любит, того и наказывает. «Плохие» люди, далекие от Бога, но Он наверняка о них заботится, не наказаниями, а другими способами пытается их спасти. А если они потом сами что-то поймут и исправятся, то возможно, и наказания будут в их жизни, чтобы они дальше совершенствовались.
В Царствие Небесное ведет узкий путь, надо нести свой крест, нет такого понятия, как справедливость, на земле. В Евангелии Он рассказывает притчу о работниках 11-го часа, которые получают столько же, сколько трудившиеся весь день. То есть очевидно, что Господь не применяет никакой справедливости, нет в Евангелии такого понятия. Человеческими мерками справедливости невозможно измерить Промысл Божий. Он много лучше, чем справедливость. Хотя некоторые считают, что раз Бог не поступает по справедливости с плохими людьми уже здесь, на земле, значит, Он и не всесилен.
Но вместо справедливости в нашей жизни действует Промысл Божий, когда Господь, зная, как и что повлияет на человека, ведет каждого к спасению. И ведь это же намного лучше! Вот если бы вам, за совершенное вами преступление, предложили на выбор справедливое наказание по суду (тюремное заключение) или некоторое задание на воле, пусть и трудное, но посильное, не слишком соответствующее преступлению, зато способствующее вашему исправлению, — что бы вы предпочли? Неужели «справедливо» терять месяцы жизни в тюрьме? То есть для себя мы понимаем, что нам выгодно и полезно смягченное наказание, хотя ясно, что закон имеет право наказать нас строго. Но это значит, что и Господь, как Всесильный, мог бы любого грешника соответственно наказать, не делает же этого, только зная лучший для него способ исправления.
Если человек оказался без вины в заключении, то это верный признак того, что Господь его любит, но, чтобы принять и вынести это, нужна вера. Без веры все эти наши размышления не подействуют. Если нет веры, то человеку кажется, что все неправильно.
Почему Бог наказывает детей за грехи родителей?
Надо сразу сказать, что Бог не наказывает детей за грехи родителей, все же каждый человек наказывается за свои грехи. Но почему возникает такой вопрос? Давайте обратимся к Священному Писанию как к самому достоверному источнику, говорящему о взаимоотношениях Бога и человека.
Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх 20:5–6). Вот, казалось бы, прямое указание. Дети наказываются за вину отцов, причем даже до третьего и четвертого рода. Но нужно обратить внимание, что эти слова стоят в прямой зависимости от предыдущей заповеди Бога: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им… и дальше стоит союз ибо, что значит «потому что, так как» и потом уже: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… (Исх 20:4–5). Но что еще важнее, Бог наказывает детей за вину отцов — не безвинных детей за преступления предков, что даже несогласно с другими местами Священного Писания, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов. Если дети не поступают по грехам отцов, то они невиновны.
Где же в Библии говорится о невиновности детей в грехах родителей и наоборот — родителей в грехах детей? Вот где:
Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор 24:16).
В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер 31:29–30).
И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет. Если кто праведен и творит суд и правду, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.
Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того, чего он сам не делал совсем, делает мерзость, то будет ли он жив? [Нет], он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем.
Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им: исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, — то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив.
А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.
Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.
Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез 18:1–5, 9–11, 12–14, 17–20, 30, 32).
Последствия грехов родителей сказываются на детях как в физическом, так и в духовном плане. Проще вырасти праведнику в семье праведников и наоборот, грешнику в семье грешников. Но Господь судит людей не одинаково. Он учитывает те условия, ту заданность, в которой родился и вырос человек. Недаром даже в притче о талантах Господь говорит, что рабы получили разное количество талантов: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе (выделено автором. — Прим. ред.) (Мф 25:15). Господь дает каждому по силе и спрашивает с человека соответственно.
«Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).