какие каши самые лучшие для первого прикорма малыша
Правила первого прикорма
Жанна Иосифовна Бабанова
Врач-педиатр, окончила Белорусский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Имеет большой опыт врачебной практики, эксперт в области детского питания, грудного вскармливания, питания беременных женщин и кормящих матерей.
Неоднократно участвовала в международных конференциях по педиатрии, детской диетологии, гастроэнтерологии и аллергологии. Участник съездов педиатров Беларуси, Конгрессов и съездов педиатров России, Конгрессов педиатров стран СНГ. Организатор и участник круглых столов и семинаров для молодых мам и пап по тематике грудного вскармливания, правильного питания ребенка раннего возраста, по уходу за ребенком первого года жизни. Автор многочисленных статей и публикаций для родителей по вопросам питания и ухода за детьми первого года жизни.
Правила первого прикорма
Малыши растут и взрослеют с каждым днем, и в определенный момент наступает период, когда молочного питания ему уже недостаточно и необходимо вводить прикорм.
Оптимально начинать вводить прикорм в период 4-6 месяцев. Если малыш на исключительно грудном вскармливании, не спешите вводить прикормы рано, т.к. это может снижать выработку грудного молока. Сроки и очередность введения прикормов необходимо согласовать с педиатром.
Существуют определенные признаки готовности ребенка к введению прикорма:
• угасание рефлекса к “выталкиванию” языком при хорошо скоординированном рефлексе проглатывания пищи;
• готовность ребенка к жеванию;
• состоявшееся или текущее прорезывание зубов;
• самостоятельное сидение или с небольшой поддержкой;
• умение выразить эмоциями и жестами отношение к пище;
• зрелость функций желудочно-кишечного тракта.
Основные правила введения прикорма:
• ребенок должен быть здоров. Нельзя вводить прикорм при острых заболеваниях, во время поездок, переездов, накануне прививки или сразу после нее в течение 3-5 дней;
• прикорм дают в начале кормления, а затем докармливают ребенка молочным питанием;
• начинают с маленьких объемов (1-2 чайных ложки), постепенно увеличивая объем в течение нескольких дней до возрастной нормы и, соответственно, уменьшая объем молочного питания в это кормление;
• новые продукты вводить в рацион ребенка в первой половине дня, чтобы Вы до вечера могли проследить первоначальную реакцию ребенка (состояние кожных покровов, пищеварение, аппетит и т.д.);
• новый вид прикорма можно вводить после полной адаптации к предыдущему. Два новых продукта вводить одновременно нельзя (и в т.ч. параллельно вводить новую молочную смесь и вводить новый прикорм).
Прикормы домашнего приготовления или детское питание промышленного производства?
Ведущие педиатры во всем мире рекомендуют именно питание промышленного производства, т.к. у них есть ряд неоспоримых преимуществ:
• протестированное сырье высокого качества и безопасное для малыша. Использование сортов, подходящих для детского питания (например, плоды с низкой кислотностью для предотвращения раздражения незрелой слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта ребенка);
• гарантированная химическая и микробиологическая безопасность (соответствие СанПиНу, ГОСТ);
• гарантированный и стабильный химический состав, соответствующий возрастным особенностям метаболизма и пищеварения;
• консистенция и степень измельчения, соответствующая возрастным особенностям жевательного аппарата и пищеварительной системы ребенка;
Теперь поговорим о том, с каких прикормов нужно начинать.
С какого прикорма начинать?
В настоящее время в качестве первого прикорма ведущие педиатры рекомендуют так называемый энергетически плотный прикорм. Это связано с малым объемом желудка, чтобы при небольшом пищи она удовлетворяла потребности ребенка в пищевых веществах и энергии. Поэтому продукты прикорма должны иметь высокую энергетическую ценность (плотность) (более 70 ккал/100 мл) и высокое содержание нутриентов, поскольку их дают ребенку в ограниченном объеме.
Начните с безмолочных низкоаллергенных рецептур этих каш, имеющих в составе один вид крупы и витамины.
Предпочтительнее использовать готовое детское баночное питание. По степени измельчения пюре промышленного изготовления могут быть гомогенизированные для детей 4-6 месяцев; пюреобразные для детей от 6 до 9 месяцев; крупноизмельченные для детей от 9 до 12 месяцев.
И все же все дети индивидуальны, поэтому схема введения прикормов может меняться:
Как вводить прикорм?
В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни. Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.
В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.
1 шаг – каша или пюре из надземных овощей
2 шаг – пюре из подземных овощей или каша
3 шаг – мясное пюре
4 шаг – масло растительное
5 шаг – кисломолочный продукт
6 шаг – сливочное масло
7 шаг – творог
8 шаг – желток яйца
9 шаг – рыбное пюре
10 шаг – фруктовое пюре
11 шаг – хлебобулочные изделия
Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.
Признаки готовности к введению первого прикорма:
Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.
После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.
Основания для первого прикорма кашей:
Основания для первого прикорма овощами:
Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.
После выбора типа продукта определяем вид и форму.
Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси
Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное
Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.
Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: «коробкам» и «банкам» с указаниями «гипоаллергенно» и/или «для первого прикорма». Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.
Далее выбираем время когда даем первый прикорм. Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.
Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.
Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.
В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.
На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.
При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:
При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.
При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.
Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.
Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.
Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу.
Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.
Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.
Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).
Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.
Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).
Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.
И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.
Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.
Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.
С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.
С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма.
Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.
Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.
Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.
Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.
Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом. Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.
Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.
На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца. Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.
Девятый шаг знакомит с рыбой. Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.
Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.
Десятый шаг – фрукты. Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.
Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.
Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.
Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.
Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.
На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.
На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.
Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей. Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.
Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.
На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.
Ребенок питается по режиму
завтрак: молочная каша+масло+компот
2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир
обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот
полдник: фрукты и творог+сушка/печенье
ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты
Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.
Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.
Энциклопедия мам
Введение
Прикорм – все продукты питания (кроме смесей и грудного молока). Для детей раннего возраста это – каши, пюре, соки, морсы, чаи и прочее.
Цель введения прикорма состоит не только в том, чтобы насытить ребенка, но и в том, чтобы обеспечить поступление в его организм питательных веществ в адекватном возрасту количестве и качестве. Ребенок первого года очень интенсивно растет и развивается. Питание должно давать организму ресурсы, за счет которых и происходит это развитие. Каши, т.е. зерновой прикорм, необходимы младенцу как источник углеводов, растительных белков, жиров, витаминов и минеральных веществ.
Состав каш можно улучшить добавлением в него пребиотиков, жирных омега-кислот, различных дополнительных функциональных ингредиентов и, конечно, адаптированных молочных смесей. Речь, конечно, идет о кашах промышленного производства, польза которых перед кашами домашнего приготовления теперь не подлежит сомнению.
Когда вводить каши?
Как понять, что ребенок готов к прикорму?
Какую кашу выбрать?
При введении зернового прикорма рекомендуется придерживаться определенных принципов выбора каши.
Оптимальные каши для первого зернового прикорма
Обе каши Kabrita® – монокомпонентные, приготовлены на адаптированной смеси на основе козьего молока, что представляет двойное преимущество для неокрепшей пищеварительной системы ребенка. Адаптированная молочная смесь делает переход к кашам максимально щадящим и продолжает эффект грудного вскармливания, а козье молоко как основа смесей отлично усваиваются и хорошо переносится детьми раннего возраста.
Каши Kabrita® дополнительно обогащены пребиотиками и уникальным жировым комплексом DigestX®, который улучшает пищеварение, повышает энергообмен и улучшает усвоение кальция.
Каши Kabrita® готовится из муки риса, гречки и других злаков. Для получения более нежной и щадящей консистенции часть зерна подвергается технологии бережного расщепления, что позволяет ребенку быстрее и легче переваривать кашу, а также придает блюду сладость без добавления сахара.
Как вводить кашу?
Календарь введения каш
Каши для последующего прикорма вводите согласно возрастным рекомендациям на упаковке, которые соответствуют нормативам ТС ( с поправкой на сроки введения овощей и фруктов):
ВНИМАНИЕ: Информация носит исключительно справочный характер, все дети индивидуальны, по любым вопросам питания и здоровья своего малыша обязательно проконсультируйтесь у лечащего педиатра.
Публикация подготовлена на основе:
1.Национальная Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ, НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ДИЕТОЛОГОВ И НУТРИЦИОЛОГОВ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН, НИИ ПИТАНИЯ РАМН
2.Организация детского питания. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1940–05
Каши в питании детей первого года жизни
Идеальным питанием для грудных детей является материнское молоко, однако с 4–6-месячного возраста ребенку требуются дополнительные продукты, среди которых важное место занимают продукты на зерновой и зерномолочной основе — каши. Они принадлежа
Идеальным питанием для грудных детей является материнское молоко, однако с 4–6-месячного возраста ребенку требуются дополнительные продукты, среди которых важное место занимают продукты на зерновой и зерномолочной основе — каши. Они принадлежат к числу традиционных и излюбленных в нашей стране блюд, которые входят в рацион жителей всех возрастов и регионов. Высокая пищевая ценность каш и их уникальность как источника практически всех нутриентов — белков, жиров, углеводов, ряда витаминов и минеральных веществ, выгодно отличающая их от многих других классов продуктов, делает оправданным широкое использование каш в питании детей во всех возрастных группах. Особое значение имеют каши в питании детей первого года жизни, что в значительной мере обусловлено их жидкой или вязкой консистенцией, приближенной к консистенции эволюционно запрограммированного продукта питания младенцев — женского молока, и высокими вкусовыми достоинствами каш. Указанные продукты, особенно молочные каши, наиболее удобны в качестве постепенного перехода от материнского молока к твердой пище.
Пищевая ценность каш
Пищевая ценность каш определяется, прежде всего, пищевой ценностью муки или крупы, являющихся их основой (табл. 1). Все виды зерновых продуктов являются важным источником углеводов, в основном крахмала, содержание которого в различных видах муки и крупы составляет 60–70%. Они включают также относительно небольшие количества растительных белков (7–13%), биологическая ценность которых (в особенности в случае манной и кукурузной круп) существенно уступает биологической ценности белков животных продуктов (мяса, рыбы, молока и др.). Что касается жиров, то их содержание существенно колеблется в различных видах муки и крупы: от 0,7% в манной крупе до 7% в овсяной крупе.
При относительно близком составе основных нутриентов, различные виды муки и крупы существенно различаются по уровню содержания в них витаминов и минеральных солей (табл. 2). В этом отношении несомненным преимуществом обладают гречневая и овсяная крупы и мука, содержащие наибольшие количества витаминов В1, В2, магния, железа. Весьма различно также в муке и крупах содержание пищевых волокон — оно минимально в манной и рисовой крупе и максимально в гречневой, пшенной и овсяной. Указанные различия предопределяют различия в интегральной пищевой ценности зерновых — она наиболее высока у гречневой и овсяной муки, которые содержат белок с наиболее высокой среди всех зерновых биологической ценностью и наибольшие количества жира, ряд витаминов и минеральных солей. В то же время пищевую ценность традиционной для нашей страны манной крупы следует признать значительно более низкой — она содержит небольшие (по сравнению с другими крупами) количества жиров, витаминов и минеральных солей.
Переходя к рассмотрению пищевой ценности самих каш, следует отметить, что пищевая ценность безмолочных каш соответствует приведенной характеристике входящих в их состав зерновых. В то же время пищевая ценность молочных каш существенно повышается за счет молока — важного источника высококачественного белка, жира, кальция, витаминов А, В2 и др. Молочные каши могут, следовательно, служить для ребенка важным источником белка, в том числе животного, жира, углеводов и энергии, ряда витаминов и минеральных солей. Именно этим и объясняется необходимость использования молочных каш в виде одного из основных видов блюд прикорма, необходимого детям в 5–6 месяцев для обеспечения ребенка дополнительным (по отношению к женскому молоку или его заменителям) количеством белка и энергии, в которых он начинает нуждаться в этом возрасте в связи с интенсивным ростом и повышением двигательной активности, а также дополнительными количествами минеральных солей и витаминов.
Оптимальный возраст для введения каш в питание детей первого года жизни
Следует подчеркнуть, что молочные каши наиболее удобны в качестве перехода от женского молока к другому питанию, так как они близки к молоку и по своей консистенции, и по органолептическим свойствам. В то же время раннее введение каш в рацион ребенка, сопряженное с поступлением в организм ребенка значительных количеств углеводов и энергии, может оказывать проаллергенные эффекты и способствовать развитию у детей избыточной массы тела. Кроме того, при введении в питание детей вначале каш, а затем овощных пюре дети часто неохотно едят невкусное (по сравнению со сладкими кашами) овощное пюре. В связи с этим более целесообразным представляется вводить в рацион ребенка вначале овощные пюре, а уже затем — молочные каши. В то же время, если ребенок плохо растет (причем врач связывает это с недостаточным питанием ребенка), а также при наклонности к неустойчивому стулу (которая может быть усилена введением в рацион овощного пюре), можно вначале ввести в рацион молочную кашу и лишь затем — овощное пюре. В самое последнее время нами предложен и третий вариант начала прикорма — введение в качестве первого блюда прикорма безмолочной безглютеновой каши (без сахара).
Какой возраст следует признать оптимальным для введения каш? Исходя из рассмотренных данных, а также принимая во внимание, что основные ферменты желудочно-кишечного тракта младенцев, участвующие в переваривании белков, жиров и углеводов каш, «созревают» не ранее 3–4 месяца жизни, можно заключить, что каши целесообразно вводить в рацион не ранее 4–5 месяца жизни. Проведенные в нашем отделе исследования показывают, что более раннее введение в рацион каш сопровождается высокой частотой аллергических реакций и гастроинтестинальных нарушений. Исходя из этого, в действующей в настоящее время в РФ схеме введения продуктов и блюд прикорма в питание детей предусматривается введение каш в рационы детей в возрасте 5–6 месяцев жизни. В случаях, когда каша является первым блюдом прикорма, ее можно ввести несколько раньше — с 4,5–5 месяцев жизни. При этом для решения вопроса о том, с какой каши начинать прикорм, следует принимать во внимание не только данные об их пищевой ценности, но и критически важный вопрос о наличии или отсутствии в каше глютена (глиадина) — одного из белков зерновых, раннее поступление которого в организм ребенка может индуцировать возникновение целиакии или целиако-подобного синдрома. Глютен входит в состав манной, овсяной и пшеничной муки. В то же время он отсутствует в рисовой, гречневой и кукурузной муке. Именно поэтому в качестве первого зернового прикорма следует использовать: рисовую или гречневую молочные каши, а позднее кукурузную молочную кашу и лишь затем каши, содержащие глютен, — манную и овсяную. В связи с этим следует указать на необходимость активной работы медработников с населением по разъяснению отмеченных свойств манной каши, до настоящего времени традиционно широко используемой во многих регионах России, и нецелесообразности ее раннего введения в питание младенцев.
Приведенные данные об уровне в различных кашах пищевых волокон также являются важным критерием при индивидуальном назначении каш — дети со склонностью к запорам нуждаются в повышенном потреблении пищевых волокон, и в их рацион целесообразно вводить, в первую очередь, гречневую и кукурузную кашу, избегая риса, а после 5–6 месяцев — овсяную кашу. Напротив, детям с неустойчивым стулом следует шире использовать в питании рисовую кашу, ограничив потребление овсяной и гречневой каш.
Следует особо подчеркнуть, что хотя пищевая ценность безмолочных каш существенно ниже, чем молочных каш, дети с пищевой аллергией к белкам коровьего молока, а также с лактазной недостаточностью и другими формами мальабсорбции нуждаются именно в безмолочных кашах, обеспечивающих возможность введения крупяного прикорма в рацион и таких детей.
Виды каш, применяемых у детей первого года жизни
В настоящее время в питании детей раннего возраста активно используются каши промышленного выпуска. Прежде чем перейти к их рассмотрению, следует указать, что основными преимуществами продуктов промышленного выпуска для детского питания в сравнении с блюдами домашнего приготовления являются:
Каши для детского питания промышленного выпуска получают из специально отобранного сырья, предназначенного для производства продуктов детского питания, и подвергают тщательному гигиеническому контролю перед выпуском с предприятия.
В настоящее время имеется широкий ассортимент каш промышленного выпуска для детей первого года жизни. Обобщенные данные об их основных видах приведены в табл. 3.
Все эти виды каш, как молочных, так и безмолочных, в настоящее время широко представлены на российском рынке. При этом наиболее распространенными являются каши инстантного приготовления: для получения из таких смесей готового блюда достаточно добавить к сухому порошку теплой, предварительно прокипяченной воды и тщательно перемешать. Инстантные каши, и молочные, и безмолочные, как правило, обогащены основными витаминами (А, Е, С, В1, В2, В6, В12, РР и др.), а также, во многих случаях, кальцием, железом и йодом, что является одним из важнейших путей профилактики недостаточности этих микронутриентов, весьма распространенной в России у детей старше 6 месяцев. Обогащение каш производится с учетом возрастных потребностей детей. Количество каждого витамина и минерального вещества составляет обычно не менее 20% и не более 50% суточной потребности ребенка.
Каши могут быть изготовлены как из одного-двух видов круп (например, «Молочная гречневая каша» Нутриция, «Каша овсяная с персиком молочная», Хумана), так и из 5–8 видов зерновых, например, «Каша 5 злаков» (Нестле), «Каша 5 злаков» («Винни», ЗАО «Продукты Зауралья»), «Злаковая каша» («Бэби Ситтер» Ноки Инфант Продакст ЛТД), «Мультизлаковая» («Малышка» Нутриция) и др., в том числе из тех круп, что не могут быть использованы в домашних условиях из-за плохой развариваемости (в частности, ячменя («Ячменная каша» Бич Нат), ржи («Овсяно-ржаной Вэллинг» Сэмпер), кукурузы («Кукурузная каша с фруктами» Топ-Топ, Нутриция) и др.). Специальная технология обработки крупы позволяет использовать в детском питании пшенную крупу (Каша молочная «Пшено с яблоком» Даниа).
Часть и молочных, и безмолочных каш содержат растительные масла (подсолнечное, кукурузное и др.), которые обогащают каши, полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), необходимые для правильного роста и развития детей, например молочная каша «Лакомая кашка рисовая. Курага, чернослив» (Хайнц/Георгиевск). Многие виды каш дополнительно обогащают сухими порошками фруктов (яблок, слив, бананов, ягод и др.,) например, «Овсяно-кукурузная с яблоком и бананом» («Тема» Юнимилк), «Яблочная каша» (Хумана), «Пшенично-овсяная каша с фруктами» (Нестле), «Мультизлаковая каша с грушей, яблоком и малиной» (Семпер) и/или овощей («Каша рисовая молочная с тыквой и абрикосом» (ФрутоНяня), «Овсяная безмолочная каша с кабачком и брокколи» (Нестле) и пр.), а также с добавлением орехов («Лесные орехи» (Бэби) и пр.), меда («Медолино» (Подравка)), какао («Пшеничные хлопья с шоколадом и орехами» (Колинска)), йогурта («Каша молочная с клубнично-йогуртным пюре» (Хумана), «Каша кисломолочная с фруктами» (Даниа) и др.), натуральных ароматизаторов и ванилина и пр. Для детей 8–11 месяцев изготовляются также специализированные каши типа мюсли, которые содержат орехи, сухофрукты, зерновые, хлопья из круп, что помогает обучить ребенка жевать (например, «Мюсли-фрукты» («Бэби», Колинска) и др.). Эти добавки существенно улучшают вкус каш и делают их более привлекательными для малышей. Вместе с тем каждый из этих дополнительных компонентов является фактором риска возникновения пищевой непереносимости. Именно поэтому каши, содержащие сухие порошки цитрусовых и мед, рекомендуются не ранее 6 месяцев, а каши с какао и шоколадом не ранее 9 месяцев.
Некоторые производители в настоящее время используют в качестве молочной основы для приготовления детской инстантной молочной каши детские молочные смеси, например, «Кукурузная с фруктами» (Нутриция), «Рисовая молочная каша» (ХиРР), «Фризокрем. Рисово-кукурузная каша на основе детской молочной смеси» (Фризланд Фудс) и др.
Наряду с кашами для питания здоровых детей имеются и специализированные лечебные каши для детей с непереносимостью белков коровьего и козьего молока, например, «Хумана ГА каша» (гипоаллергенная каша на основе гидролизата сывороточных белков) и «Хумана СЛ каша» (на основе изолята соевого белка), не содержащие лактозу.
Значительный интерес представляют недавно созданные продукты — сухие инстантные каши, обогащенные пребиотиками, в качестве которых использован инулин и низкомолекулярные фруктоолигосахариды («Низкоаллергенная рисовая кашка с пребиотиками» и «Первая овсяная кашка с пребиотиками» (Хайнц), «Кукурузная низкоаллергенная, обогащенная пребиотиками» («Бэби», Колинска) и др.). Для детей с неустойчивым стулом или дисфункцией кишечника рекомендуются инстантные каши с пробиотиками («8 злаков с бифидобактериями» «Помогайка» (Нестле) и др.) и с про- и пребиотиками («Помогайка» каша «Счастливых снов» 5 злаков с липовым цветом (Нестле) и пр.).
Помимо каш, в нашей стране и за рубежом выпускается так называемое растворимое печенье, которое очень близко по своим свойствам к кашам (например, печенье «Малышок» (ОАО «Пищевой комбинат Минусинский»), «Детское печенье» (Хайнц), печенье «Бискоттини» (Нестле) и др.). Такое печенье легко растворяется в воде или молоке, превращаясь при этом практически в кашу, которую можно давать младенцам.
Для детей 8–11 месяцев изготовляются также специализированные каши типа «мюсли», которые содержат орехи, сухофрукты, зерновые, хлопья из круп, что помогает обучить ребенка жевать (например, «Мюсли-фрукты» («Бэби», Колинска) и др.).
В последнее время в питании детей первого года жизни используются также «готовые каши» — оригинальные консервированные продукты, сочетающие в себе ингредиенты из трех групп продуктов — молока, круп и фруктов (молочные) или из двух групп — круп и фруктов (безмолочные), например «Каша гречневая с яблоком» (ФрутоНяня), фруктовая каша «Тема Тип-Топ» яблочно-персиковая с овсянкой (Юнимилк) и др. Вследствие этого пищевая ценность продуктов повышена за счет взаимного дополнения нутриентов молока и круп пищевыми веществами фруктов. Эти продукты фасуют в стеклянные баночки или пакеты «Тетра-Пак» и подвергают затем стерилизации. Перед употреблением они требуют лишь разогревания.
Следует еще раз подчеркнуть, что первая каша ребенка должна быть из одной крупы и не содержать таких добавок, как мед, орехи, какао, сухие порошки фруктов. Каши из многих зерновых и каши с различными добавками могут применяться у детей с 6–8 месяцев жизни.
При приготовлении и использовании каш промышленного производства необходимо строго выполнять все правила, указанные на этикетке. В частности, нельзя разводить смеси «примерно», «на глазок». Каши обычно дозируются ложечками (столовыми, чайными). Некоторые фирмы вкладывают в коробку мерные ложечки. Примерное содержание порошка в одной столовой ложке колеблется для разных каш от 3,5 до 10 г, для приготовления 100 г готовой каши необходимо от 10 до 30 г сухого продукта.
«Безмолочные» каши разводятся водой, соком или молоком, а молочные — водой, причем после восстановления водой в них не надо добавлять ни сахар, ни масло. Только по особым показаниям детям со сниженным аппетитом, плохо набирающим массу тела, можно добавить 2–3 г сливочного или растительного масла на 1 порцию каши для улучшения вкуса и увеличения пищевой и энергетической ценности продукта.