какие блюда целесообразно подавать на шведский стол
Секреты шведского стола, которые обводят вокруг пальца туристов в закладки 4
Почти в каждом отеле не просто ресторан, а ресторан с подачей блюд в формате шведского стола. Но не все так просто, как кажется, на самом деле шведский стол скрывает кучу уловок для туристов. Каких? Сейчас расскажем.
Малюсенькие тарелки и огромные чашки
Думаем, нетрудно догадаться, для чего это придумано: во-первых, посетители не смогут наложить кучу еды на малюсенькую тарелку, тем самым уменьшат отходы и упростят жизнь официантам. Во-вторых, из оставшейся нетронутой еды повара смогут приготовить больше блюд на другие застолья, например, из продуктов с обеда блюда на ужин.
Овощи и продукты с крахмалом
Овощи достаточно дешевые, если брать оптом, как и картошка, рис. Вы увидите множество салатов, свежих нарезок, гору картошки-фри и риса, возможно, других круп. Мясные и рыбные деликатесы будут в меньшинстве, плюсом ко всему порезаны на маленькие кусочки, ведь это более дорогие продукты.
Семейные походы
Самый лучший клиент — это семья. Ведь не факт, что один человек возьмет много, а целая компания из детей, родителей, бабушек и дедушек сможет взять достаточное количество еды. Кстати, для детей специально и изготавливают разные цветные десерты, это простые в приготовлении и дешевые блюда, которые надо быстрее раздать.
Дорогая еда накладывается долго
Зачастую все контейнеры полны еды, а вот контейнеры с основными блюдами, например, со стейками или рыбными медальонами пустуют. Их специально долго не пополняют, чтобы люди не разбирали очень быстро дорогие блюда. Никто не станет выжидать очередь, а скорее возьмет то, что есть здесь и сейчас.
Шведский стол — это дешево для заведения
На самом деле, только кажется, что шведский стол обходится дороже, чем обычное меню в любом ресторане. Многие блюда готовятся из одних и тех же продуктов, ассортимент гибкий, кроме того, можно отовариваться по оптовке дешевой едой и готовить блюда на стол из нее.
Отключение кондиционирования
Вы не замечали, что в ресторане со шведским столом всегда жарко? Это делается специально, кондиционеры просто выключены, чтобы вы брали напитки, за которые требуется дополнительная плата, а также мороженое, которое тоже в большинстве своем платное.
Нет интернета и телевидения
Чтобы вы не рассиживались и не занимали по часу целый столик, вам не дадут доступ к интернету и телевидению.
Удобные и неудобные приборы
Приборы для более дорогих продуктов будут максимально неудобные, а к тем, что дешевле, — удобные. Например, маленькая и неудобная ложка для того, чтобы положить стейк, и удобные щипцы для картошки.
Экономия на официантах
Иногда на шведском столе просто нет обслуживающего персонала, посетители обслуживают себя самостоятельно. Это объясняется простой экономией на официантах.
Вы никогда не съедите столько, за сколько заплатили
Да, это так. Если вы оплатили путевку, где к стоимости проживания также добавлена сумма за посещение шведского стола, то с большой вероятностью вы не успеете за неделю съесть столько еды, чтобы окупить оплаченную за питание сумму.
Шведский стол на русский лад
Шведский стол — систему, успешно работающую во многих отелях мира, — теперь все чаще можно встретить во многих санаториях, включая клинические, где диетпитание стоит на первом месте. Переводить санаторий на питание по системе «шведский стол» или нет, каждый руководитель решает сам. Многие из них опасаются того, что с введением такого типа питания будет утрачен контроль за расходом продуктов, что такая система не оправдает вложенных затрат или что ее будет трудно сочетать с существующими видами диет.
На самом деле правильно организованный шведский стол, или «буфет» позволяет предложить пациентам разнообразный ассортимент блюд, отвечает высоким стандартам сервиса, сразу на голову повышая статус заведения, и, что немаловажно, позволяет соблюсти основные принципы диетпитания. Главное, в погоне за благими начинаниями не наделать ошибок. Несколько лет назад, когда питание по типу «шведский стол» только внедрялось на российских курортах, от отдыхающих поступало немало негативных отзывов. Говорили, что на российских курортах питание не сравнится по качеству с той же Турцией и что руководители стараются сверх меры экономить на каждой статье расходов. В итоге на столах — скудный выбор блюд, залежалые овощи и фрукты с гнильцой, одинокие заветренные ломтики сыра вместо полноценной нарезки к завтраку, и некачественные мясные продукты, приготовленные из дешевых полуфабрикатов. Согласитесь, таким шведским столом можно напрочь отбить у отдыхающих и пациентов желание ехать в санаторий еще раз. Если не позволяют мощности санатория, лучше подтянуть имеющееся заказное меню, чем проводить такие неудачные эксперименты.
Радует то, что сейчас санатории подтянулись, и негативных отзывов о питании в сети становится все меньше, а больше положительных, о том, как все вкусно, разнообразно и рационально организовано. Так держать! А теперь расскажем подробнее об организации шведского стола в санатории и об основных моментах, которые следует учитывать.
Сильные стороны
Шведский стол окажется кстати везде, где необходимо предложить разнообразный ассортимент блюд большому количеству гостей за короткий срок. Тут обед даже большой группы в среднем занимает не больше получаса, а завтрак — всего 15-20 минут.
В санаториях в отличие от гостиниц всегда известно, сколько отдыхающих будет питаться в тот или иной день. За счет этого можно избежать ошибок в расчетах и снизить количество пищевых остатков.
Гости очень любят этот тип питания, так как многие предпочитают заранее увидеть те блюда, которые будут есть (что не всегда возможно сделать при заказном меню). Хорошо и то, что буфет не требует фиксированного меню (если только это не тематический стол, специально посвященный какой-нибудь национальной кухне). С технической точки зрения он очень удобен в использовании: компактен, мобилен, многообразен, универсален, экономичен и при этом достаточно привлекательно выглядит.
На лицо еще и экономическая выгода — хотя гости думают, что могут съесть продуктов на большую сумму, чем они заплатили, на самом деле происходит наоборот. (У аппетита «глаза велики», а возможности человеческого организма весьма ограничены). Плюс часть работы (вынос блюд) клиент «бесплатно» делает сам.
Несомненная выгода для самого санатория — экономия рабочего времени персонала. Если исходить из средней нормы — один официант на 5 столов, или примерно на 15 гостей, то для обслуживания пятисот человек за короткий промежуток времени потребовалось бы около тридцати работников. Реально же на завтраке в большой гостинице занято не более пятнадцати.
Рентабельность шведского стола напрямую зависит от количества гостей. Считается, что шведский стол экономически целесообразен, если в санатории не менее 100 номеров и большую часть года он работает с хорошей загрузкой. В низкий сезон питание по принципу шведского стола невыгодно, и многие заведения категории «три-четыре звезды» переходят на континентальный или расширенный континентальный формат (горячее готовят под заказ клиента).
Подводные камни
Многие руководители здравниц придерживаются того мнения, что у наших соотечественников пока не сформирована культура питания, и если питание организовано по системе «шведский стол» для всех пациентов в одном месте, то многие из них могут не удержаться и отклониться от назначенной врачом диеты. В то время, как на зарубежных курортах пациенты более ответственно относятся к своему здоровью — многие немецкие пенсионерки скрупулезно отсчитывают калораж при выборе блюд, стараясь неукоснительно соблюдать указания врача.
Выйти из положения можно несколькими путями. Например, вместе с технологами и врачом-диетологом разработать универсальное рациональное меню, которое соответствовало бы диетическим принципам питания, но при этом обладало бы высокими вкусовыми качествами и привлекательным внешним видом. Для оздоровительной путевки в санатории рациональное сбалансированное питание (которое отдыхающий точно не получит в домашних условиях) — это отличное дополнение к процедурам и отдыху на свежем воздухе. Главное, чтобы диетическое меню не уступало по вкусовым качествам обычному. Такое питание подразумевают, прежде всего, использование сбалансированных по составу традиционных пищевых рационов, функционального питания, специализированных продуктов питания. Цель — содействовать процессам санаторно-курортного лечения тех или иных заболеваний и не вызывать обострения сопутствующих. Плюсом к такой системе целесообразным будет добавить минеральные воды, которые будут дополнять рацион. Количество воды и ее вид определяется в каждом случае индивидуально и только после осмотра врача. С пациентами, которым предписаны особые виды диет, можно организовать питание в отдельной зоне в этом же зале. Кроме того, с ними по приезде в санаторий должна проводиться тщательная разъяснительная работа по основам здорового питания, чтобы они ненароком не съели те продукты, которые противопоказаны при их заболеваниях.
Многие санатории идут по другому пути: для отдыхающих, которые приезжают по базовой оздоровительной путевке, организуют питание по типу «шведский стол», а для пациентов, которым предписаны номерные диеты, кормят в отдельном зале диетического питания. Отдельно стоит организовывать питание гостей, участвующих в программах снижения веса, чтобы им не страдать, наблюдая, как соседи, ни в чем себе не отказывая, едят аппетитные кушанья.
Особенности сервировки
Шведский стол формируется по принципу обычного меню: холодные закуски, супы, горячие мясные блюда, горячие рыбные блюда, гарниры, десерты и хлеб. Главное правило сервировки: закуски должны находиться рядом с закусками, горячее — с горячим, десерты — с десертами. Ближе всего к входу в зал помещают холодные закуски и хлеб. За ними — супы. Потом — вторые блюда. В конце — десерты. Напитки располагаются на отдельном столе-баре также недалеко от входа. Ставить напитки и продукты на один стол не принято. Исключение может делаться для специального напитка от шеф-повара, входящего в меню шведского стола.
Между собой блюда каждого вида располагаются более-менее в свободном порядке. Но, например, мясные закуски никогда не должны лежать на одной тарелке или одном подносе с рыбными. Даже если внутри одного подноса несколько тарелок, под одной «крышей» с рыбой могут уживаться только другая рыба и морепродукты, но ни в коем случае не мясо. При недостатке места лучше оставить на шведском столе только рыбные закуски, а мясные приносить с кухни по заказу или наоборот. Овощи и ягоды тоже необходимо располагать отдельно. Напитки могут стоять в любом порядке, главное, чтобы они были сосредоточены в одном месте.
Блюда (как холодные, так и горячие) подаются в емкостях из нержавеющей стали, которые, соответственно, либо охлаждаются в ваннах со снегом, либо подогреваются в специальных устройствах — шэфингах (мармитах). Салаты иногда выкладывают в круглые керамические охлаждаемые чаши. Также холодные закуски и десерты подаются на хладоподносах с роликовыми крышками или без. Нужна крышка или нет, определяется тем, как удобнее брать продукт. Нарезка обычно подается без крышек. В некоторых местах над шведскими столами предусмотрена дугообразная статичная крыша из пластикового стекла. Она не позволяет попадать на продукты большому количеству бактерий и способствует более длительному сохранению желаемой температуры. На подносах с крышками прекрасно смотрятся сыры и десерты. А вот блюдо с мясной нарезкой будет лучше выглядеть в ванне, заполненной снегом. На шведском столе холодные закуски должны находиться при температуре до 5°С, горячие — при температуре выше 60°С.
На хладоподносы с крышками закуски и десерты выкладывают заранее (за час-полтора до подачи на стол), накрывают пленкой и ставят в холодильник. Пластиковый поднос за это время доходит до нужной температуры и сам становится дополнительным хладагентом. Горячие блюда выкладываются, наоборот, «с пылу, с жару».
Все блюда на шведском столе должны постоянно обновляться, независимо от того, успели гости все съесть или нет. Закуски полагается менять в среднем не реже одного раза в час, а в жаркую погоду, особенно если блюдо стоит открытым, — еще чаще. Горячие блюда, как правило, обновляют, когда емкость опустела наполовину.
Напитки подают в специальных диспенсерах или кувшинах (которые также годятся и для подачи мюсли). Что лучше — дело вкуса. Кувшины выглядят красивее, но у них меньше объем и ими не так удобно пользоваться. Рядом с диспенсерами для джема и меда или, например, возле емкости с йогуртом ставятся небольшие стеклянные розетки. Булочки обычно подаются в корзинках.
При каждом блюде обязательно должен быть раскладочный прибор — либо щипчики, либо ложка с вилкой. Делаются такие приборы в основном из нержавеющей стали, но иногда и из пластика (хотя пластик, с точки зрения европейского ресторанного сервиса, считается неприемлемым). Иногда для салатов кладут деревянные ложки, но тогда и посуда тоже должна быть деревянной, а стол выдержан в этническом стиле.
Указательные таблички — необходимая атрибутика шведского стола. Но дабы не перегружать его ненужной информацией, их надо ставить или вешать только там, где что-то может быть непонятно. Например, если рядом стоят два диспенсера с молоком, необходимо указать, что одно из них нормальной жирности, а другое — обезжиренное. Кроме того для пациентов, питающихся по спецдиетам, на табличках можно указывать какие блюда из диетического меню рекомендованы при тех или иных заболеваниях, калораж продуктов.
Специфика обслуживания
Обычно при данной системе питания действует принцип самообслуживания, но в пятизвездочных отелях свободный официант обязан на всякий случай предложить гостям свою помощь. В некоторых местах даже предусмотрена специальная должность буфетчика, который занимается исключительно «присмотром» за шведским столом: приносит тарелки, меняет приборы, следит за чистотой. Кухня, в свою очередь, заранее готовит десерты, хлеб, холодные блюда и непосредственно перед началом работы ресторана — горячее. Все это за 5 минут до открытия выкладывается на шведский стол, пленки снимаются — и ресторан готов к обслуживанию.
Супы, которые являются традиционными для русской кухни лучше подавать в глубокой узкой посуде, чтобы гости случайно не облились, пока донесут поднос до своего столика.
Подход к шведскому столу должен быть безопасным, без ступенек (спускаясь вниз с тарелкой, легко оступиться). Обязательно нужен удобный (желательно отдельный, огороженный) подход поваров и официантов к шведскому столу. Иначе при большом стечении гостей персоналу придется стоять и ждать, пока подход освободится.
Нюансы
Меню шведского стола зависит от его стоимости, сезона и задачи, стоящей перед организаторами. Набор блюд обычного буфета может включать в себя что угодно. Бывает, он состоит только из холодных закусок (как салат-бар), а горячее предлагается по меню. Многие шеф-повара делают так, справедливо считая, что горячее блюдо должно быть свежеприготовленным, а не подогретым.
— Для шведского стола не годятся блюда, которые слишком быстро высыхают, например, утиная грудка или любое карпаччо, — говорит шеф-повар ресторана «Голдэн Эппл» Эрвин Петерс.
— Горячие блюда предпочтительнее делать соусными, но соус подавать отдельно, иначе он также будет засыхать. Чтобы мясо не приклеивалось к металлической поверхности гастроемкости, можно добавлять туда немного подливки или класть под каждый кусок мяса кусочек хлеба. Гости будут брать сверху мясо, а хлеб останется на дне. Обычно мясо берется порционное (медальоны из говядины или свинины, жареная куриная грудка). В качестве гарнира можно предложить картофель, рис, овощное рагу, овощи-гриль.
Требуют осторожности салаты с майонезом — они должны быть только свежеприготовленными.
Многие повара, заметив, что подаваемый к завтраку творог мгновенно утрачивает внешнюю привлекательность, слишком быстро отделяя сыворотку, стали заменять его йогуртом. Немало трудностей возникает также с мороженым, поэтому его также нечасто встретишь на шведском столе.
Кофе должен быть только сваренным (подается в специальном термосе или разливается из автомата) — растворимый в ресторанах подавать не принято. Чай в пакетиках допускается, но приличный ресторан тогда уж предложит не дешевый вариант, а пакетированный чай хороших сортов.
Необычные решения
В санатории «Русь» (г. Ессентуки) для отдыхающих организовано 3-разовое, диетическое питание. Причем для каждого гостя составляется персональная программа питания с учетом особенностей и состояния организма. Прием пищи проходит в одном из семи залов. Оригинальное диетическое меню шведской линии разрабатывалось при участии ведущих врачей-диетологов и поваров-технологов. Оно сбалансировано по калорийности, энергетической ценности и вкусовым качествам на основе использования натуральных, экологически чистых продуктов региона. Все блюда, по отзывам отдыхающих, обладают безупречными вкусовыми характеристиками, очень оригинальны по составу и сказочно сервированы — разноцветные овощи на гриле, сбрызнутые соусом песто, розы из тончайшей моркови, салат из базилика с апельсинами, суп из брокколи, котлеты из морского дьявола. Это лишь несколько пунктов авторского меню. В зале постоянно находится медсестра-диетолог, которой можно в любое время можно задать вопросы, касающиеся питания. Если кто-то из пациентов (например, аллергики) не находят для себя на столе блюдо, которое можно сеть, медсестра передает информацию об этом поварам — и нужное блюдо тот час же выносят. При необходимости еду готовят индивидуально и приносят в номер.
В ресторанах сети санаториев «Плаза» 4* введено 14-дневное меню национальных кухонь мира (испанской, турецкой, болгарской, греческой и т.д.), ежедневно сменяющих друг друга. При этом все блюда приготовлены максимально полезно. В обеденном зале также проводит консультации медицинский специалист, если у пациентов и отдыхающих возникают вопросы относительно диет.
В отеле «Балчуг» (г. Москва) персонал помещается внутри овального шведского стола. Там же внизу расположены холодильники — заготовленные блюда на подносах официанты достают прямо оттуда. А гости могут наблюдать за работой, кипящей на этом «островке». На их глазах готовятся кулинарные шедевры: свежайшие стейки и морепродукты на гриле, «пицца для гурманов» и аутентичные азиатские блюда.
В ЛОК «Витязь» (г. Анапа) для того, чтобы избежать нежелания детей употреблять рыбу, творог, молоко, специалисты по питанию стараются находить новые технологии приготовления и подачи этих продуктов, а именно, разрабатывать и внедрять белковые блюда на основе контрольных проработок и составления технико-технологических карт. Для этого используется рецептура блюд, не предусмотренная производственными сборниками. Рецепты берутся из кулинарных книг для домашнего приготовления, что, как правило, отличает эти блюда большей привлекательностью и лучшими вкусовыми качествами. Например, биточки куриные «Курочка ряба», биточки мясные «Райское яблочко», шарики рыбные «Метеориты», рыбка в «Овощной шубке» и т.д. В таком виде блюда представляют больший интерес для детей.
В Санатории «Белая вежа» сбалансированное питание дополняется витаминным овощным шведским столом. Блюда из свежих овощей доступны ежедневно на завтрак, обед и ужин. В витаминный стол входят: салаты из свежей капусты, капуста квашеная, свежие помидоры и огурцы, малосольные огурцы, тертая свекла и морковь, салат из морской капусты.
Для повышения качества питания, а также улучшения вкусовых качеств блюд была разработана парожарочная печь под кодовым названием «Сюрприз». Она также полностью автоматизирована. Блюда, приготовленные на пару в «Сюрпризе», полностью отвечают нормам диетического питания, но имеют поджаристую корочку и безупречный внешний вид.
Мария Денисова, Юлия Эйделькинд,
Статья была опубликована в №2(20) 2014г. журнала «Санаторно-курортная отрасль»
Плюсы и минусы шведского стола
Автор: admin | Рубрика: Ресторанный этикет | опубликовано: 29 дек 2020 | просмотров: 905 | комментариев: 0
Рассмотрим основные правила организации шведского стола.
Если вам предстоит обслужить большое число клиентов, то формат шведского стола самый подходящий. Судите сами: 15-20 минут занимает завтрак, 30-40 минут максимальное время, затраченное на обед и ужин.
Клиент обычно впечатлён разнообразием и обилием представленных наглядно блюд. Возможность попробовать всего понемногу дает ему возможность почувствовать себя дегустатором.
Сама система подачи предусматривает самообслуживание, а значит заведение сокращает смету на зарплату персонала.
Форматы подачи блюд
Шведский стол применяется не только в ресторанах, это может быть банкет, выездное мероприятие или даже официальное.
Выделяют несколько типов подачи:
Салат-бар
Этот формат для тех гостей, которые опоздали на завтрак по причине позднего заселения в отель, или если начало мероприятия пришлось в период между завтраком и обедом.
Такое мероприятие завоевывает популярность как досуг с семьей и друзьями по выходным. Его часто устраивают гостиницы и отели с целью привлечения клиентов со стороны в субботу и воскресенье.
Обычно бранчи проходят с 12 до 17 часов. Отличаются они тем, что помимо еды предлагается культурная программа.
Обед-буфет
Аmerican-style
Чайно-кофейный
Диетический стол
— Диетический стол предлагается гостям, следящих за здоровьем и правильно питающимся. В меню низкокалорийные горячие блюда, овощные салаты и фруктовые десерты.
Этнический шведский стол — да-да, есть и такой вариант. Отличает его конечно же то, что меню этнического стола составляется из блюд, приготовленных по национальным рецептам разных стран.
Как правильно составить меню для шведского стола?
Меню шведского стола может включать в себя до ста блюд. Ассортимент зависит от времени суток, сезонности и, конечно, популярности тех или иных блюд, то есть клиентского спроса. Благодаря такому разнообразию у гостей есть возможность составить персональный рацион, руководствуясь личными предпочтениями.
На завтрак в формате «шведского стола» предлагаются разнообразные салаты, овощи, молочные продукты: супы, каши, запеканки, пудинги и прочее; яйца в разном виде, омлеты, выпечка, горячие и прохладительные напитки.
В меню обеда для «шведского стола» включены холодные закуски, несколько блюд из мяса и рыбы, разнообразие гарниров, супы на выбор.
На обед предлагается несколько видов хлебобулочных изделий — белый, ржаной, низкоуглеводный хлеб, булочки, баурсаки, пироги и так далее.
Зоны шведского стола
Формат обслуживания гостей по принципу шведского стола подразумевает наличие двух зон в помещении: одна из них раздаточная, другая для приёма пищи.
Как сервируются столы
Так как персонал не может предугадать, каким блюдам отдаст предпочтение гость, то столы предварительно сервируются только салфетками.
Столовые приборы посетители возьмут самостоятельно. Разложить приборы допускается разве что перед завтраком.
Посуда на мероприятиях такого формата используется простая и функциональная.
По мере того, как со шведского стола исчезает еда, буфет обновляют. Закуски как правило подносят каждый час, а горячее добавляют как только ёмкость наполовину пустеет.
Одним из элементов оформления «шведского стола» являются указательные таблички. Не нужно гостей мероприятия загружать лишней информацией, размещайте надписи только там, где это действительно требуется.
Для чего служат таблички? В основном для того, чтобы указать границы детского стола, уточнить характеристику продуктов, например жирность молока, кисломолочных напитков или же калорийность блюд в отдельной зоне.
Санитарные правила
Согласно нормам санитарии предполагается раздельная подача мясных продуктов и рыбных блюд, включая морепродукты.
Данная мера предотвращает смешение ароматов, и препятствует обмену микробами.
Общие приборы для накладывания еды в индивидуальные тарелки: щипчики, лопатки, вилки и ложки необходимо менять как можно чаще.
Так как с продуктами контактирует большое количество людей, рекомендуется выкладывать еду небольшими порциями, добавляя ее по мере надобности. Это позволит исключить размножение патогенных бактерий.
Мастерство шеф-повара, умение правильно составить меню, организация зоны подачи блюд, внешний вид еды, её разнообразие и многое другое — это то, из чего в совокупности складывается экономический эффект от работы в формате шведский стол. Но смысл организовывать данную деятельности есть только в том случае, если услугами заведения общепита пользуется не менее ста человек ежедневно.