какая рыба в японских легендах стала символом добра и зла
Какая рыба в японских легендах стала символом зла и смерти?
В Японии символом смерти и зла, а также различных катаклизмов считалась рыба Намадзу, глубоководный сом.
Жизнь японцев и сейчас и в прошлом была тесно завязана на океане, на его обитателях. Ведь живут они на островах, причем подверженных постоянным землетрясениям и ударам цунами. Неудивительно, что в японской мифологии много внимания уделялось морю, а его обитатели становились если не божествами, то их помощниками. И вот одну из самых опасных рыб океана, кровожадную акулу японские рыбаки стали почитать как символ смерти и зла. Ведь очень многие из них волей случая оказавшись в воде уже не смогли выбраться обратно в лодку, став жертвой зубатой хищницы. Большой урожай жизней собирала акула, а потому справедливо казалась людям воплощением зла.
Образы и представления о рыбах в древний японских мифологиях всегда олицетворяли изобилия и плодородия. А вот символом зла и смерти в древних японских легендах считалась одна из самых больших и кровожадных рыб-акула.
Даже не очень разбираясь в японских легендах можно сходу догадаться какая рыба имеется ввиду.
Наверное только акулу можно назвать символов зла и смерти, а если верить японским легендам, то акулы чувствуют приближение смерти.
Пять букв это уже перевод на русский а так рыба эта на японском звучит (самэ) что переводится как акула. Будучи символом зла и смерти она все же тем кто ей поклонялся была снисходительна. Рыбакам встретившим её в открытом море должно было повести с рыбой.
Всякие истории об онемении и, тем более, эйфории, это не более чем глупости от людей, которые фугу никогда не пробовали
Побуквенно составляет слово схожее с рыбой.
Но есть еще и мистический символ.
«Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» нашей, Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь, не иначе как оставаясь в воде»
В японии очень популярна икра мойвы. посути икра мойвы что продается у нас в соусе, это чисто японский рецепт. Уних принято смешивать икру мойвы с соевым соусом. Рыбу едят но не в таком количестве как в России и Норвегии. Все таки в японии есть свои национальные рыбные традиции и большая альтернатива для выбора.
Япония долгие годы находилась в культурной изоляции. Период обособленности способствовал рождению исключительного по своему содержанию пласта устного и изобразительного творчества, близкого к европейскому сюрреализму.
В японских легендах, корни которых тянутся из древних времен, нашли свое отражение как исконно синтоистские верования, так и более поздние философские притчи дзен-буддизма. В народном творчестве все это причудливо переплелось с традиционными суевериями и нравоучительными сказками для детей.
Современные японские сказки и легенды во многом несут отпечаток тех времен, когда природа, по мысли простых японцев, была населена духами; выйдя ночью на пустынную дорогу, можно было запросто встретить привидение; а общение с этими существами зачастую заканчивалось гибелью человека.
Образ рыбы – посланца из нижнего мира
В мифологии разных народов встречаются рыбы, наделенные какими-либо необычными качествами, как представители таинственного нижнего мира, населенного, по шаманским поверьям, духами умерших. В этом состоит их потенциальная опасность. Но если, зная рыбьи повадки, вести себя правильно, можно достичь очень многого.
Японские легенды и мифы в этом смысле не исключение. Помощником в мирских делах традиционно считался карп, наделенный исключительной храбростью и силой воли, что позволяет ему двигаться даже против течения.
Сома же объявляли виновником землетрясений, которыми так славится Япония. Эта рыба в японских легендах такой же частый гость, как и землетрясения. После 1885 года, когда был практически разрушен город Эдо (старинное название Токио), в народе бытовало мнение, что это проделки гигантского сома Намадзу. С того времени осталось несколько гравюр, на которых изображались сомы, усмиряемые богом Касимой.
По всей Японии встречаются святыни в виде обработанных камней с надписями, посвященными хвостатым демонам биджу и подвластными им стихиям: ветру, воде, огню, молниям и земле.
Силой воды владеет биджу в форме рогатой акулы. Его изображают также как нечто среднее между черепахой и жабой, с тремя хвостами и тремя устрашающими клыками. Это существо, по преданиям, обитает на больших глубинах, лишь иногда выплывая подышать на поверхность. Тогда поднимается мощный шторм, которому невозможно противостоять.
Акула-демон отличается безмерной агрессивностью и кровожадностью. Вот почему эта рыба в японских легендах – символ зла. Она появляется в сопровождении рыбы Самехаде, помогающей ей трансформировать пищу в энергию, которую акула-биджу использует для управления стихией воды.
Разумеется, изредка происходит событие, не соответствующее логике этого монстра, и он кому-то помогает. Однако за это приходится платить слишком дорогой ценой.
Легенда о Снежной Женщине Юки-онна
На следующий год он повстречал девушку-сироту по имени О-Юки. Через некоторое время они поженились и завели кучу чудесных белокожих детишек. Все было замечательно в их браке, только странно, что О-Юки совсем не старилась.
И вот однажды, увидев свою жену в свете ночного фонаря, Минокити вдруг вспомнил о том случае в зимнем лесу, и рассказал ей о нем, о чем впоследствии не раз пожалел. Разъяренная и расстроенная женщина призналась, что это она и есть Юки-онна, обвинив мужа в нарушении клятвы.Только дети, мирно спящие рядом, удержали ее от убийства супруга.
Уходя в мир духов, Юки пригрозила, что будет следить, чтобы Минокити заботился о них.
Легенды о журавлях
Японцам нравится эта свободолюбивая птица, о которой сложено множество легенд. Вот одна из них. Когда-то давно один юноша спас журавля, превратившегося в прекрасную девушку. Они поженились и были счастливы, пока юный муж не узнал ее тайну, увидев, как она ткет полотно из своих перьев. Тогда возмущенная девушка вновь обернулась журавлем и покинула своего возлюбленного.
Другая история о мастере оригами. Всю жизнь он складывал разные фигурки из бумаги, а потом дарил их соседским детям. Как-то раз он преподнес одну из фигурок странствующему монаху, который напророчил мастеру богатство и известность, если тот останется верен своему призванию.
Мастер даже во время войны продолжал делать свои фигурки, вкладывая в них свою душу. Однажды его журавлик, взмахнув крыльями, полетел. И тогда война закончилась. Так он стал символом мира и исполнения желаний. Об этом и повествует японская легенда о журавлике: любое желание сбудется, если сложить 1000 таких фигурок.
Сюжеты городских легенд
На современные японские городские легенды оказал влияние традиционный устный рассказ кайдан, главными героями которого являются неспокойные духи онрё. Как правило, это привидения умерших людей, явившиеся восстановить справедливость, отомстить или исполнить проклятие. На основе сюжетов, взятых из кайданов, зачастую писались пьесы для театра кабуки.
Необходимые составляющие классического кайдана:
• В сюжете замешаны не только обычные люди, но и сверхъестественные существа, как правило, привидения, жаждущие мщения.
• За внешним действием стоит закон неотвратимости кармы или воздаяния.
• Месть является основой практически любого сюжета.
• Персонажей немного, и каждый из них прорисован ярко, вплоть до гротеска.
Городские легенды эпохи Мэйдзи
После долгих лет изоляции, при императоре Муцухито династии Мэйдзи, во второй половине XIX века, в стране произошли революционные перемены, развернувшие ее лицом к миру. Когда произошел резкий переход от традиционного к европейскому образу жизни и связанной с этим технологической революции, появились японские легенды, в которых нашел свое отражение страх обывателей перед стремительными изменениями жизни.
С 1872 года по всей стране стали строиться железные дороги, и это вызвало массовые случаи наблюдения поездов-призраков. Чаще всего их видели глубокой ночью сами машинисты. Они выглядели как обычные поезда, несущиеся навстречу по тем же путям. Однако перед самым столкновением призраки исчезали. Появление призрачных поездов иногда подтверждалось наблюдениями ученых, но объяснялось не менее странным образом: дескать, во всем виноваты животные-оборотни (лисы, барсуки или еноты), тела которых находили в местах несостоявшихся столкновений.
Еще одна история связана с линиями электропередач: подозревали, что для изоляции проводов используют не деготь, а кровь девственниц. Это привело к тому, что девушки стали бояться покидать дом или маскировались под пожилых женщин, дабы можно было без опаски выйти на улицу.
Особенности современной городской легенды
Страшные японские легенды создаются вокруг призраков людей, умерших в результате совершенной по отношению к ним несправедливости или банального несчастного случая. Они просто помешаны на теме мести и самым извращенным образом обставляют акт возмездия, наводя ужас на всех окружающих.
Например, им нравится задавать двусмысленные вопросы – своеобразные дзенские коаны, на которые нельзя отвечать буквально, чтобы не потерять какую-нибудь часть тела или саму жизнь. Городских призраков теперь можно встретить в кабинках школьных туалетов или в ночной ванной. Привидением может оказаться женщина с марлевой повязкой на лице, и в любом месте на вас может напасть дама с отрезанной поездом половиной тела.
Возможно, рассказывая такие истории, японцы поддерживают свой менталитет, а заодно создают своеобразную среду для правильного воспитания подрастающего поколения. Предостерегают от опасных ночных прогулок, приучают к чистоте, предупреждают о возможных последствиях предательства.
Многочисленные японские легенды и страшилки можно разделить по основным темам.
Отмщение
Проклятые места
В городском фольклоре достаточно много достопримечательностей такого рода. Это заброшенные дома, больницы, целые улицы и парки. Японские легенды и страшилки очень часто связаны с такими местами.
Например, известен своими привидениями район Сенничимаэ в Осаке, где в прошлом столетии был сильнейший пожар, погубивший более ста человек. С тех пор по улицам этого проклятого района в ночное время бродят страшные призраки, пугающие своим видом редких ночных прохожих.
Или взять историю про «нехорошую квартиру», расположенную в старом высотном доме без лифта (7 этажей, лестничные пролеты в 7 ступеней). Никто не задерживался в этой квартирке надолго, но все скрывали, почему.
Все вышло наружу, когда очередного жильца нашли мертвым в своей постели. Тогда-то и раскрылась тайна комнаты: ночами к ней подбирался призрачный ребенок, который взбирался по ступенькам и сообщал о своем приближении, пока не открыл дверь в квартиру. Вот парень и не выдержал такого напряжения.
Пугающие уродства
Про уродливых сущностей юрэй упоминают многочисленные древние японские легенды. Эти уродства скрывались ими до поры под волосами или были устрашающе наглядными, демонстрируя лишние части тела либо их отсутствие.
Современные японцы продолжили эту тему, сложив легенду о «женщине с разрезанным ртом» (Кутисакэ Онна). Эта дама в марлевой повязке ходит по улицам разных городов, и задает встречным детям один вопрос: «Я красивая?» Срывая повязку, скрывающую страшный шрам и оскаленные зубы, она повторяет его, держа наготове большие ножницы. И спастись можно лишь, не отвечая ничего конкретного – «да» или «нет» будут означать только получение сходного уродства или отрезание головы.
Еще одна страшилка называется «Тэк-Тэк». Она про женщину, разрезанную поездом пополам. Несчастный ночной призрак передвигается на локтях, и его движение сопровождается характерным звуком, за что его и прозвали Тэк-Тэк. Женщина преследует детей, встреченных ею на своем пути, пока не разрубит их косой. Это предостережение для маленьких детей, заигравшихся на улице в темное время суток.
Оживающие куклы
Нехорошо покидать или выбрасывать своих любимых кукол – об этом рассказывают японские легенды, в которых куклы мстят за то, что их забывают бывшие хозяева. В страшилках этого типа воплощается идея о том, что мы вкладываем частицу своей души в предметы, с которыми долго взаимодействуем.
Такова знаменитая на всю Японию кукла Окику, волосы которой стали расти, как будто ее умершая хозяйка воплотилась в ее теле. Маленькая девочка очень любила ее и практически не расставалась со своей «подружкой». Когда Окику вдруг заболела и умерла, ее семья стала молиться оставленной кукле в своем домашнем алтаре, однажды заметив, что ее волосы растут. Пришлось их даже подстригать.
А вот другой кукле не повезло – от нее избавились как от ненужной старой вещи. Это была Лика-Чан. Однажды ее бывшая хозяйка осталась дома одна, и вдруг зазвонил телефон. Неестественный голос сообщил девочке, что это Лика-Чан, и она направляется к своей хозяйке. И так повторялось несколько раз, пока кукла не сообщила, что она у девочки за спиной.
Технологические страшилки
Это, пожалуй, самая свежая тема, которая питает современные японские легенды. Например, история про мобильные телефоны.
Чтобы вызвать Сатору-куна, у которого есть ответ на любой вопрос, нужно позвонить из автомата на номер своего мобильника. Потом, дождавшись соединения, позвать Сатору-куна через трубку автомата. Как и в легенде про Лику-чан, теперь звонки на мобильник будут сообщать о приближении таинственного Сатору.
И наконец он сообщит, что уже здесь, за вашей спиной. Вот теперь-то пора задавать свой вопрос. Но если замешкаться или обернуться, Сатору-кун может утащить любопытного в свой призрачный мир.
Страх или надежда
Можно было еще долго рассказывать о мире японской легенды, наполненном волшебством, своеобразным восточным юмором, кровожадными монстрами и страшилками. Современный кинематограф, в стремлении добавить побольше адреналина в свою продукцию, черпает из этого мира большой ложкой. Кто не видел фильма «Звонок», в котором самым пугающим персонажем была девочка с черными волосами?
И в то же время широко известна романтическая легенда о 1000 журавликах, которая стала символом надежды и мира на земле. Это произошло через несколько лет после бомбардировки Хиросимы, когда страдающая лучевой болезнью маленькая девочка, поверившая в эту легенду, стала складывать фигурки журавлей.
Она успела сделать чуть больше половины журавликов, и ее мечта о выздоровлении и мире на планете не сбылась. Но сама легенда стала достоянием человечества.
Какая рыба в японских легендах стала символом добра и зла
Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Архив статей и поиск
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте
Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
Бесплатный архив статей
(500000 статей в Архиве)
Алфавитный указатель статей в книгах и журналах
Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Викторина онлайн
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Голосования
▪ Карта сайта
Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов
Техническое обеспечение:
Михаил Булах
Программирование:
Данил Мончукин
Маркетинг:
Татьяна Анастасьева
При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua
сделано в Украине
Викторина онлайн. Проверьте свою эрудицию и умение мыслить логически
Какая рыба в японских легендах стала символом зла и смерти?
Случайный вопрос викторины онлайн:
Интересная Случайная пятерка вопросов викторины онлайн.
Смотрите другие статьи раздела Викторина онлайн.
Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.
Магия рыбы в мифах и легендах
С древнейших времен рыба была символом зарождения жизни. Есть легенды о том, что задолго до появления людей существовала раса «людей-рыб», которая была уничтожена богами.
Храмы античности хранили свои собственные записанные свидетельства, относящиеся к доисторическому миру, и информация эта никогда не открывалась непосвященным.
Согласно этим записям, человеческая раса произошла от созданий, напоминающих амфибии, потому что первые люди были покрыты чешуей и дышали через жабры.
В некоторой степени это похоже на правду, так как человеческий эмбрион демонстрирует возможность подобных условий существования — на самых ранних стадиях у эмбриона появляются жабры, которые потом исчезают. Опираясь на этот факт, некоторые ученые даже выдвигают теории о происхождения человека из воды, прародителем которого являются рыбы. Интересно, что американские индейцы верили, что воды озер, рек и морей населены таинственным народом, «водяными индейцами».
По представлениям перуанских индейцев все виды рыб произошли от одной-единственной рыбы, сделанной в «верхнем мире» (так они именуют небо). Эта рыба проявила заботу об индейцах, отдав на прокорм племени свое многочисленное потомство.
Для греков и римлян рыбы были священными, поскольку были связаны с поклонением Афродите (в греческой мифологии богиня любви и красоты).
У римлян рыбы, в особенности дельфины, посвящались как Аполлону (в греческой мифологии один из олимпийских богов, покровитель искусств), так и Нептуну (один из древнейших римских богов, считался богом морей и океанов). Существовало поверье о том, что на спинах этих рыб потерпевшие кораблекрушение мореплаватели попадали на небо.
Также рыбы связывались и со скандинавской богиней Фрейей (в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви и красоты), в честь которой существовал обычай поедать по пятницам рыбу, так как именно она дала название этому дню недели — Friday.
Рыба в христианской мифологии нередко выступала как символом Иисуса Христа. Сам Иисус часто говорил своим ученикам, что они должны стать «рыбаками людей».
Знак рыбы был также первой монограммой Христа. Таинственное греческое имя Иисуса — IX0TZ, означает «рыба».
Среди ранних христиан Троица символизировалась тремя рыбами, а первые пропагандисты Христианства уподобляли обращенных рыбам, которые во время крещения «снова возвращались в море Христа».
Рыба была принята как символ Христа значительным числом ранних отцов церкви. Так, например, св. Августин уподоблял Христа рыбе, которая была зажарена, а также указывал, что плоть этой рыбы была пищей праведных и святых людей.
Вообще рыба всегда ассоциировалась с Мировыми Спасителями. Так, например, Вишну (один из высших богов индуисткой мифологии), индуистский искупитель, который принимал десять воплощений для искупления мира, при первом его воплощении был исторгнут изо рта рыбы.
Изида (в египетской мифологии богиня плодородия, воды, ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания и тайного мистического знания), когда она нянчила маленького Гора, часто изображалась с рыбой на головном уборе.
Оаннес (в шумеро-аккадской мифологии первочеловек в образе полурыбы-получеловека), халдейский спаситель часто изображался с головой и телом рыбы, из которого проступала в различных местах человеческая форма.
Рыба была одним из восьми священных символов великого Будды.
У китайцев рыба является символом довольства и удачи и часто появляется на монетах.
При всем почитании рыб, существовали и традиции в которых наоборот, на употребление в пищу рыбы налагались строжайшие запреты. Например, некоторые египтяне не употребляли рыбы полагая, что в противном случае они поглощали бы тело своего бога Озириса. Так как легенда гласит, что когда Сет, египетский демон зла, расчленил тело бога Озириса на четырнадцать частей, он бросил одну часть (фаллос) в Нил, где она была съедена тремя рыбами — lepidotus, Phagrusvi и Oxyrinchus.
Во многих мифологиях рыба выступает как основа земли. Так, например, согласно бурятским представлениям, резкое движение Рыбы-опоры, плавающей в океане, приводит к землетрясению.
У алтайцев землю, созданную Ульгенем (в мифологии алтайцев и шорцев верховное божество, демиург и громовержец, глава светлых чистых духов, населяющих небесную сферу мироздания), поддерживают три рыбы. Когда одна из трех рыб опускает голову — начинается наводнение.
В Закавказье верили в существование собой матери-рыбы, говорящей человеческим языком. Кстати в этом регионе очень активно использовались магические типы «рыбного» орнамента, которые женщины ткали или вышивали на своей одежде.
У иранских народов и их соседей рыбы считались чистыми существами, благотворно влияющими на человека.
По представлениям народов Северной Сибири, у рыбы есть свои покровители, в частности «волосатый отец», пасущий рыбные отары и помогающий рыболовам.
Согласно хантыйским преданиям, рыбу создал Кул-тэтта-Лунг. Ас-талях-Торум (Ас-ях-Торум) — не только бог верховий Оби, но и распорядитель рыбными богатствами. Божество Ауття-Отыр живет в Обской губе в виде щуки и распоряжается морской рыбой.
В ряде африканских традиций рыба — воплощение души умершего человека.
В Китае, Индии и некоторых других ареалах рыба символизирует новое рождение, поэтому её образ часто используется в похоронных ритуалах
Среди рыб особым почетом пользовался лосось, который символизирует изобилие, знание и вдохновение. Среди американских индейцев и финно-угорских народов распространено мнение, что во внутренностях лосося находится огонь.
Лосось также — эмблема Фингэла, героя фенианского цикла ирландских легенд.
Индейцы-квакиютль в Британской Колумбии верят, что души лососей после смерти возвращаются в страну лососей. Поэтому они следят за тем, чтобы кости и потроха лососей были выброшены в море, где при воскресении в них мог бы вселиться дух лосося. При сожжении же костей лосося вместе с ними сгорела бы и душа, что сделало бы воскресение из мертвых невозможным.
А некоторые индейские племена, когда весной лососи начинают подниматься вверх по течению рек, устраивают им почетный прием.
В прошлом обитатели Британской Колумбии выходили навстречу первым лососям, поднявшимся по течению. Они были с ними очень почтительны и обращали к ним такую речь: «О, рыбы, рыбы, вы все сплошь вожди. Да, все вы вожди».
А кароки из Калифорнии весной, как только подуют теплые южные ветры и лососи начинают подниматься вверх по течению реки Кламат исполняют «лососевый танец», чтобы обеспечить хороший улов. Индеец по прозвищу Карейа (то есть богочеловек) уходит в горы, где он в течение десяти дней ничего не ест. Когда этот человек приходит обратно, все жители селения разбегаются, а сам он направляется к реке, берет в руку пойманного первым лосося, съедает кусок рыбы, а остальную часть сжигает в коптильне на священном огне. По их поверьям ни один индеец не имеет права ловить лососей до исполнения танца и в течение десяти дней после его исполнения, хотя бы семья его умирала от голода.
У тех же кароков существует поверье, что лососи не пойдут к рыбаку, который построил помост для ловли лососей из стволов, подобранных на берегу реки, где лососи могли видеть его за этим занятием. Необходимые для этой цели стволы деревьев должны быть принесены с вершины самой высокой горы. Рыбак даром потратит свой труд, если второй год подряд воспользуется теми же опорами для сооружения помоста и запруды, потому что старые лососи уже успели рассказать о них молодым.
В Китае и Японии весьма почитался карп, который символизирует силу и храбрость, а также упорство в борьбе.
Сазан играет особую роль в шаманском ритуале изгнания злых духов.
Многие культуры относились к рыбам с большим почтением, поэтому существовал целый ряд различных табу и всевозможных запретов касательно самих рыб и их костей. Так, например, индейцы племени оттава из Канады также никогда не сжигали рыбьи кости из боязни вызвать недовольство духов рыб и их нежелание идти в расставленные для них сети. Они исходили при этом из того, что душа убитой рыбы переходит в тела других рыб.
Гуроны также не бросали в огонь кости рыб, чтобы души их не отправились предупредить других рыб не попадаться в сети сжигающих рыбьи кости гуронов.
Интересно, что у гуронов были даже люди, специализировавшиеся на чтении рыбам проповедей, в которых они уговаривали рыб прийти в сети. На хороших проповедников был большой спрос.
В рыболовецком поселке гуронов, в котором жил французский миссионер Сагар, один такой проповедник особенно славился своим цветистым красноречием. Каждый вечер после ужина он, предварительно убедившись, что все в сборе и царит строгое молчание, обращался к рыбам с проповедями. В своей речи он убеждал рыб, что гуроны не сжигают рыбьих костей. Он упрашивал, заклинал, приглашал, умолял рыбу прийти в сети, быть мужественной, ничего не бояться: ведь она оказывает услугу своим друзьям, которые относятся к ней с уважением и не сжигают рыбьих костей.
У маори существует мнение, что для удачной рыбной ловле очень важно правильно распорядиться первой пойманной рыбкой. Чтобы снискать доверие остальных рыб, считается особенно важным хорошо обойтись с первой пойманной рыбой, так как поведение остальных рыб якобы находится в прямой зависимости от приема, оказанного их первой представительнице. Поэтому и маори неизменно отпускают первую рыбу обратно в море с просьбой побудить других рыб ловиться.
У славянских народов рыб нередко связывали с водяным. Так, согласно некоторым поверьям, водяной иногда принимает облик рыб — налима, щуки, сома (в народе сома еще называли «чертовым конем», так как верили, что на нем по своему подводному царству ездит водяной).
Вообще считалось, что водяной властвует над рыбой в своем водоеме. Крестьяне верили, что водяной может приманивать к себе все рыбу из других рек и может перегонять рыбы из одних мест в другие, поэтому рыбаки, если замечали, что улов очень слабый, иногда говорили, что это водяной перегнал рыбу в другое место.
В таком случае нужно было сначала принести водяному жертву, задобрить его, и только после этого можно было надеяться, что рыба снова начнет хорошо ловиться.