какая рыба кошерная а какая нет

Кашрут в странах СНГ. Речные и морские продукты

Переходя к морской живности, отметим, что так называемые «дары моря» — если под ними понимается все, кроме рыб, — безусловно запрещены. В эту категорию входят все виды беспозвоночных (включая моллюсков и членистоногих вместе с ракообразными), земноводные, рептилии, а также морские млекопитающие. Короче говоря, в пищу евреям запрещены: мидии, осьминоги, кальмары, крабы, раки, креветки, лангусты, французские лягушки, черепахи, дельфины, акулы, киты и многое другое из того же ряда.

Что касается рыб, Тора разрешает в пищу только те виды, которые имеют чешую. Причем не всякая чешуя считается кашерной, а только та, которую можно счистить с рыбы, не разрывая кожу[1]. Следовательно, не годятся в пищу рыбы белых пород: осетр, стерлядь, севрюга, белуга, — а также их икра. Запрещены многие другие виды «ценных» рыб: сом, налим, угорь, минога и т.д. Раввинат Израиля считает некашерной ставриду, но есть и противоположное мнение. Так называемая «ледяная рыба» запрещена подавляющим числом авторитетов.

Рыба, которая, будучи извлечена из воды, с легкостью теряет свою чешую, кашерна при условии, что нам достоверно известно о том, что чешуя на ней действительно была[2]. Сардины разрешены, поскольку имеют легко спадающую чешую. Также следует знать, что производители рыбных консервов иногда объявляют «тунцом» породы рыб, ничего общего с тунцами не имеющими и часть из которых, к сожалению, не кашерны.

Практически, если мы сомневаемся в кашерности покупаемой рыбы, то достаточно удостовериться, обладает ли она чешуей. Поэтому, когда мы видим на прилавке магазина свежую или соленую[3] рыбу с чешуей, можно смело ее покупать.

Но если мы покупаем рыбное филе, надо найти на этикетке раввинскую отметку, эхшер. В случае если такового нет, филе покупают лишь когда доподлинно известно, что оно сделано из кашерного вида. Нельзя полагаться на промышленную этикетку без раввинской отметки или на заверения продавца о том, что данное филе — из кашерной рыбы. Таково общее правило: незнакомое филе или куски рыбы без остатков чешуи или без головы и хребта (по которым можно определить вид рыбы) покупать без эхшеранельзя.

Теперь поговорим о копченой рыбе. Предположим, мы нашли на ней чешую, но не мог ли испортить саму рыбу процесс копчения? Не возникает ли здесь проблема, которая будет рассмотрена в дальнейшем: можно ли есть то, что сварено неевреем? Как будет указанно ниже по тексту, копчение на дыму не попадает под запрет пищи, сваренной неевреем. Поэтому рыбу холодного копчения, приготовленную только под воздействием дыма, можно есть.

Проблемы возникают с горячим копчением. Дадим некоторые сведения по технологии этого процесса. Рыба вначале всегда высаливается. После чего ее помещают в специальную печь, и там при помощи жара и дыма она превращается в ароматный деликатес. То, что выпекал нееврей — запрещено, но то, что он коптил на дыму — разрешено. А к чему отнесем рыбу горячего копчения, в приготовлении которой используется не только дым, но и жар? Вопрос сложный, к тому же он не единственный: при более детальном изучении технологии обнаруживаются дополнительные проблемы. Все же, многие авторитеты разрешают есть рыбу горячего копчения[4].

Рыбные консервы, выработанные в России, достаточно проблематичны с точки зрения кашрута (помимо вопроса о пище, сваренной неевреем, существуют другие проблемы, например, обработка в чанах, в которых до этого варилась некашерная продукция). В любом случае, если вы, открыв банку, увидели в ней только куски рыбы без чешуи, — их есть не следует.

[1] В книге рава Левингера «Кашрут пищевых продуктов животного происхождения» описываются четыре вида рыбной чешуи. Из них только два подходят под определение Торы.

[2] Примером служит скумбрия, взрослые особи которой почти не имеют чешуи.

[3]Алаха не опасается, что разрешенная рыба, возможно, прошла засолку в одном чане с запрещенной и впитала ее вкус, по крайней мере, в тех местах, где большая часть обрабатываемой рыбы кашерна.

[4] Существует еще одна, бездымная технология, при которой рыба смазывается специальным составом (коптильной жидкостью) и пропекается в печи. С точки зрения алахи, рыба, приготовленная таким способом, вызывает больше вопросов, но некоторые раввины разрешают и ее.

Источник

Кошерная рыба

какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть фото какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть картинку какая рыба кошерная а какая нет. Картинка про какая рыба кошерная а какая нет. Фото какая рыба кошерная а какая нет

какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть фото какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть картинку какая рыба кошерная а какая нет. Картинка про какая рыба кошерная а какая нет. Фото какая рыба кошерная а какая нет

Существует заблуждение о том, что кошерная рыба – это фаршированная рыба,гефилте-фиш. Это, конечно же, не совсем так. Чтобы превратиться в гефилте-фиш, рыба сначала должна удовлетворять требованиям кашрута.

Сказано в Торе (книга Вайикра (Левиты), 11:9): “Это вы можите есть из всего, обитающего в воде: все, что имеет плавники и чешую…” Таким образом, существует два признака кошерности рыб: наличие плавников и чешуи. Любые рыбы, не удовлетворяющие этим двум критериям, а также животные морепродукты и китообразные – запрещены для использования в пищу.

В плавниках рыбы зачастую находятся морские насекомые или паразитические организмы. Поэтому, если вы предпочитаите готовить рыбу целиком, то, согласно требованию кашрута, да и в соответствии с нормами здорового питания, плавники рыбы необходимо срезать.

Рыба, в отличие от птиц и млекопитающих, не нуждается ни в шхите (кошерном убое), ни в особой разделке и обработке ее мяса.

Продукты, получаемые из рыбы (рыбий жир, икра и т.п.), будут кошерными лишь в том случае, если получены из кошерных рыб. Так, например, красная икра (то есть икра лососевых рыб, таких как кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч, семга) и икра минтая кошерна, а черная икра (то есть икра осетровых рыб: белуги, осетра, севрюги) – некошерна.

Примеры кошерных рыб: карп, щука, тунец, форель, камбала, лосось, скумбрия.

Примеры некошерных рыб: сом, акула, осетр, ставрида, угорь. Некошерными также являются все животные морепродукты, например, креветки, крабы, лобстеры, устрицы и мидии, а также водные млекопитающие: киты и дельфины.

Источник

Кошерно есть не запретишь

Содержание

Кашрут – это система правил, определяющих соответствие требованиям свода еврейских законов Галахи. Кошерными могут быть не только продукты, но и одежда или поступки. Однако чаще всего это слово употребляется применительно к пище. Кошерная еда – та, что приготовлена из продуктов, дозволенных законами иудаизма, по правилам, изложенным в Галахе. Не соответствующая сложному религиозному регламенту пища называется трефной и запрещена для употребления иудеями. Так что же разрешено и запрещено кашрутом?

Иудеям можно есть только мясо жвачных парнокопытных. Поэтому запрещено мясо свиньи – она не жвачное животное, и верблюда – он не парнокопытный. Молоко «нечистых» животных тоже под запретом.

Запрещены хищные, болотные и водоплавающие птицы, кроме гуся и утки. Этим перечень трефных пернатых не ограничивается, но даже в Талмуде нет исчерпывающего списка «запрещенки». Иудейским кулинарам приходится ориентироваться на дополнительные признаки кошерности, описанные в Галахе.

Яйца трефных птиц также запрещены. Но определение «чистых» пород – не самая большая проблема. Нельзя есть яйца, в которых началось развитие плода. Достаточно капли крови на желтке, чтобы яйцо стало «нечистым». Кошерным фабрикам приходится соблюдать условия хранения, которые исключают созревание плода.

Кошерная рыба – та, которая с плавниками и чешуей. Икра таких рыб также дозволена. Поэтому евреям можно есть лосося и красную икру, а осетровых и черную икру – нельзя.

Все прочие обитатели морей и рек запрещены – кошерных омаров или кальмаров не бывает.

Насекомые – трефные, кроме некоторых видов саранчи. Еврейским учителям нелегко было обосновать дозволенность меда – ведь его производят насекомые, но все же получилось.

Удобно с растительной пищей – можно есть практически все. Любые овощи и фрукты – от яблок до зелени – нужно тщательно проверять на отсутствие червей и личинок насекомых.

Относительно ГМО. С точки зрения кашрута ГМО-продукция является дозволенной, однако особо оговаривается, что среди иудейских ученых ведутся споры относительно использования гена свиньи, отмечается, что «в таком случае продукт будет некошерным».

Мясо – налево, молоко – направо

Сортировка продуктов на кошерные и трефные – не предел. Кошерные в свою очередь делятся на:

бсари – мясное и все, что содержит элементы мяса;

халави – молочное и его компоненты;

Смешивать бсари и халави категорически запрещено даже в желудке. Для иудея «молочная колбаса» – смешное словосочетание. Парве можно смешивать с мясом либо молоком. Но и тут не все просто. Рыба хотя и парве, но ее нельзя смешивать с мясом. Если нейтральный продукт побывал в посуде, оборудовании или в руках человека, недостаточно очищенных после контакта с мясом или молоком, пища автоматически превращается в мясную или молочную, и на нее начинают распространяться соответствующие правила смешивания с другими продуктами.

Поставить на поток?

Стандарты кошерного производства:

Строгая изоляция от всего трефного – продуктов, оборудования, тары.

Разделение мяса и молока.

Убой скота считается ритуалом и производится специально обученным резником – шохетом, причем по технологии кашрута забой и разделка должны проводиться вручную.

Птицу тоже нужно ощипывать вручную (при снятии пера используют технологию низкотемпературного ошпаривания).

Если халяль предписывает оценивать здоровье скота и птиц только до забоя, то кашрут велит осматривать птицу и скот как до, так и после него. После убоя птицы и скота шохет проводит особый контроль внутренних органов, чтобы проверить насколько они здоровы. Если что-то не так – все животное (или птица) бракуется.

Все это влияет на себестоимость продуктов, поэтому кошерное мясо дороже халяльного и намного дороже того, которое продают на рынках и в магазинах.

Чуть менее хлопотное дело – производство молока. По законам, еврей лично должен убедиться в кошерности молока, которое пьет. Сегодня эта задача делегирована религиозным супервайзерам – машгиахам. Они следят за всеми этапами создания молочного продукта: от дойки коров (вымя должно быть чистым) до кошерности закваски, которую используют для производства сыра или йогурта.

В сырах недопустимо использование животных жиров и ферментов. «Нам нельзя кушать сычужный фермент. Это вытяжка из желудка коровы. Медики говорят, что он полезен. Но мы заменяем его синтетическим аналогом, – рассказывает глава департамента кашрута ООО «Кошер сертификация-КР» при Главном раввинате России Йосеф Верзуб.

– Многие думают, что кошерное – значит, натуральное. Но это ошибка. В Торе не написано: натуральное можно, ненатуральное – нельзя. Полностью синтетические добавки – кошерны, – уточняет раввин.

Например, известный краситель кармин (Е120) – трефный, потому что вырабатывается из насекомых. А индигокармин – кошерный, потому что синтетический.

Уксусная кислота (Е260) может быть кошерной, если синтезирована из неорганических материалов. А может быть трефной, если изготовлена из не кошерного виноматериала – к производству вина у евреев особый подход. То же самое касается винной кислоты. А вот к яблочной кислоте у раввинов нет вопросов.

Абсолютно кошерны серная и соляная кислоты, используемые в качестве регуляторов и разрыхлителей. Одиозные усилители вкуса глутаматы тоже кошерны.

Добрая половина стабилизаторов может быть произведена из животного жира либо иметь синтетическое происхождение. Например, глицерин (Е422) и множество глицеридов. Добавка животного происхождения некошерна, а чистый результат работы химиков – таки да.

Если иудей видит на упаковке название добавки, которая может быть как кошерной, так и трефной, единственным ориентиром – покупать продукт или нет – для него остается экшер.

Несмотря на то, что «органик фуд» и кашрут – «две большие разницы», они соседствуют на полках магазинов фермерских продуктов. Объединяет их контроль цепочки от поля и до прилавка, что не может не подкупать потребителя.

– Детское питание сертифицируется точно так же, как «взрослое». Законы кашрута не связаны с возрастом, – объясняет раввин Йосеф и замечает, что производителям детского питания трудно работать по кошерным стандартам. – Производство продуктов для малышей имеет жесткие стандарты ГОСТ, ТР ТС, СанПиН. Но детские смеси часто делаются с мясом и молоком. Линии производства молочных, мясных и нейтральных продуктов там сложно разделить. Сейчас мы проводим проверку первой российской компании по производству детского питания, которая может получить знак кашрута.

Единого стандарта кашрута, наподобие ГОСТа, нет. Это законы Галахи, которые написаны в Торе. Это одна из тысяч систем добровольной сертификации. В мире более 700 организаций выдают экшер. В России центральная организация – департамент кашрута при Главном раввинате России.

Чтобы получить сертификат, предприятие отправляет в орган заявку и заполняет анкету, в которой подробно рассказывает о своем производстве и продуктах, которые производит и использует. Сертификационный центр помогает заполнить анкету.

Затем происходит очная проверка предприятия. Если есть противоречия кашруту, сертификационный орган дает рекомендации по замене некошерных ингредиентов кошерными аналогами, по технологии производства, а также организует религиозную чистку оборудования.

– Простые продукты, например, бакалея, получают сертификат за несколько дней, – сообщает глава департамента кашрута при Главном раввинате России. – Если продукт состоит из многих ингредиентов, если это мясное или молочное производство, то понадобится две-три недели, чтобы понять, можно ли на него давать сертификат. Компания, которая получает сертификат кошерности от департамента кашрута при Главном раввинате России, обладает правом ставить знак на упаковке.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Источник

Кошерные и не кошерные рыбы

Отношение у евреев к рыбе – совершенно особое: это прекрасно понимаемый символ плодовитости, неистребимости, – и в то же время легкости, с которой мы становимся жертвами антисемитов, точно как рыба с легкостью попадает в сети рыболова или в широкие клювы прожорливых птиц…

Впрочем, это – «философия», а наше дело – законы кашрута, относящиеся к рыбам и вообще морепродуктам (в широком смысле, вообще всего, что плавает в воде). Эти законы – на удивление просты: кошерной является только та рыба, у которой есть плавники и чешуя, например, щука, окунь, сазан, треска, карп, палтус, сельдь, макрель, сардина, лосось, форель, тунец и т.п.

Кроме того, кошерная рыба должна метать икру, иметь костный скелет, жабры, вышеназванные плавники и чешую, которую можно отделить, проведя по рыбе ногтем. Таким образом, очевидно, что кошерными могут быть лишь костные рыбы.

Таким образом, все остальные – трефное (некошерное) по определению: хрящевые угорь и акула, скат, осетр, сом и, как говорится в Торе, «вся порода их». Столь же однозначно некошерны для ортодоксального еврея морские млекопитающие и все без исключения ракообразные, членистоногие или рептилии (мидии, устрицы, омары, кальмары, креветки, черепахи).

А с этого момента начались обычные для евреев трудности: в нашей кухне рыбу принято относить «нейтральным» продуктам – т. н. «парвэ», то есть годным к употреблению вместе с мясными или молочными блюдами. Однако запрещено смешивать рыбу в одном блюде рыбу с мясной или молочной пищей (например, нельзя жарить рыбу на животном жире), а мясные блюда не подаются к столу одновременно с рыбными. После же употребления рыбы необходимо что-то попить (вино, воду или сок, чтобы хорошенько промыть рот) – и только после этого можно кушать мясо. Молочные же продукты не запрещено употреблять вместе с рыбой, можно даже их есть из одной и той же тарелки.

Вообще же, несмотря на то, что рыбу можно употреблять и с молочной, и с мясной продукцией, принято готовить её в отдельной посуде – ведь если, скажем, сварить рыбу в мясной кастрюле, придется исключить эту кастрюлю для приготовления чего-то молочного.

Пошли дальше: в силу своего отношения к «парвэ», рыба не нуждается в шхите (кошерном забое – в самом деле, это и звучит-то глупо: забивать рыбу!), а также рыба не требует извлечения из нее крови – впрочем, это не означает, что рыбью кровь можно пить.

Есть несколько типов определения пригодности в пищу рыб холодного и горячего копчения, а также рыбных консервов, но нам, простым смертным, эти тонкости ни к чему: главное – чтобы на продукте красовался экшер (знак кошерности) – и нет проблем.

какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть фото какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть картинку какая рыба кошерная а какая нет. Картинка про какая рыба кошерная а какая нет. Фото какая рыба кошерная а какая нет

какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть фото какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть картинку какая рыба кошерная а какая нет. Картинка про какая рыба кошерная а какая нет. Фото какая рыба кошерная а какая нет

Посмотреть раздел с кошерными продуктами тут

Источник

Кошерная еда – что это такое, 15 полезных фактов

Если вы часто слышите слово «кошерно», но не понимаете или не до конца разобрались, что же оно означает, то эта статья написана как раз для вас. Разберемся, что такое кошерность, в чем она выражается, а также чем отличается от халяльности.

Кошерная еда — что это означает?

Словом «кошерная» называют любую пищу, будь то блюдо из русской, итальянской или французской кухни, которая подходит под правила дозволенного для верующих евреев (кашрут).

какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть фото какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть картинку какая рыба кошерная а какая нет. Картинка про какая рыба кошерная а какая нет. Фото какая рыба кошерная а какая нет

Кашрут — это понятие из иудаизма, которое обозначает допустимость чего-либо с точки зрения традиционного иудейского права.

К этому своду правил относится не только еда, но и регламент относительно семейной, общественной и религиозной стороны жизни верующих евреев.

Конкретно в еде за качеством кошерности пищи устанавливается весьма строгий контроль. В Израиле работает примерно две сотни предприятий, которые этим занимаются. Каждое из них имеет свою печать. С ее помощью они обозначают кошерность того или иного продукта.

Правила к кошерности еды в разных еврейских общинах могут немного отличаться. Также они разнятся и у некоторых иудаистских течений. В большей степени это выражено в требованиях к пасхальным запретам. Также существует понятие «строго кошерной» еды, которое применяется в среде особо верующих евреев.

Правила относительно кошерности касаются в основном выращивания культур, убоя скота и предварительной обработки сырья, а также применяются к составу продуктов.

Подавляющая часть кошерной пищи исключает присутствие химических добавок, посторонних примесей и всего того, что произведено ненатуральным путем.

какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть фото какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть картинку какая рыба кошерная а какая нет. Картинка про какая рыба кошерная а какая нет. Фото какая рыба кошерная а какая нет

Именно поэтому термин «кошерный» стал ассоциироваться с понятием натуральности.

Если раньше вас пугало это слово, то напрасно. Бояться тут нечего. По всему миру кошерная еда созвучна с ведением здорового образа жизни, потому что считается полезной для организма.

Также кошерными могут быть растения, животные и насекомые.

Мясо и рыба

Верующим евреям дозволяется употреблять в пищу млекопитающих, которые сразу подходят под два признака, — это жвачные и парнокопытные животные (коровы, овцы, козы, косули и олени). Поэтому нельзя есть свинину, зайчатину, конину и верблюжатину.

какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть фото какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть картинку какая рыба кошерная а какая нет. Картинка про какая рыба кошерная а какая нет. Фото какая рыба кошерная а какая нет

Касаемо мяса птиц, евреям разрешается употреблять в пищу куриц, гусей и уток, а также индюшек.

Согласно кашруту нельзя есть 24 вида птиц. Большинство из них и так не в ходу у основной части населения планеты, к примеру, совы и вороны.

Строгим условием для получения отметки о кошерности мяса является отсутствие в нем крови.

! Рекомендую почитать пост по теме:

Забой делает специально обученный раввин, которого называют шойхет.

При этом он обязан знать, как сделать так, чтобы животное не чувствовало боли. Это одно из самых строгих правил при забое.

Кошерная рыба тоже должна иметь два отличия: плавники и чешую. В связи с этим нельзя есть угрей, осетров, сомов и все морепродукты. Так что раки и креветки тоже запрещаются.

Икра считается кошерной, если ее добыли из списка разрешенных рыб.

Под запретом к употреблению у евреев также находятся хищные животные, к примеру, тигры. Нельзя есть пресмыкающихся, насекомых и червей.

Разрешены некоторые виды саранчи. На пчел распространяется запрет, а вот на их мед — нет.

Овощи и фрукты

Овощи и фрукты не должны содержать насекомых.

Нельзя употреблять ядовитую растительную пищу, такую как ботва картофеля или сырые косточки слив.

Чтобы выявить, что в плодах не содержится насекомых, осуществляется специальная проверка продукции.

Большая часть овощей и фруктов признается кошерной. Существует только несколько правил для обработки почвы и высадке растений.

Молоко и молочные продукты

С молоком и молочными продуктами дело обстоит достаточно просто. Можно есть все, что добывается от кошерных животных.

Получается, что нет категоричных запретов ни на молоко, ни на яйца. Главное — отсутствие в составе запрещенных добавок.

Под строгим запретом находится смешивание мясных и молочных продуктов питания.

Напитки

Самые сильные ограничения касаются алкогольных напитков. Кошерными считаются только те вина, которые были произведены в Израиле.

Это связано с требованиями к выращиванию и сбору урожая винограда. К примеру, для работы нельзя брать его четвертый урожай.

Многие вина, произведенные в Израиле, пастеризуют. Тогда, даже если бутылка будет открыта не евреем, напиток не потеряет статуса кошерного.

Еще в запрещенный список внесены спиртные напитки, которые были выдержаны в винных бочках. К ним относится виски и коньяк. Также нельзя употреблять алкогольную продукцию, в которой содержатся некошерные добавки.

Чем отличается кошерная еда от халяльной

Слово «халяль» переводится как «все то, что разрешено и допустимо в исламе». Это такой же свод правил и запретов, как кашрут, но со своими особенностями.

какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть фото какая рыба кошерная а какая нет. Смотреть картинку какая рыба кошерная а какая нет. Картинка про какая рыба кошерная а какая нет. Фото какая рыба кошерная а какая нет

В основном мы можем слышать это понятие в связке с правильно приготовленной и дозволенной пищи для мусульман.

Отчасти требования к халяльной еде и напиткам такие же, как и к кошерной. С другой стороны, есть существенные различия.

Мусульмане тоже не едят свинину. Они применяют примерно те же правила для забоя скота. Однако у них нет специального человека, который бы наблюдал на правильностью соблюдения запретов и ограничений.

В исламе есть только одно ограничение, которого нет в иудаизме. Оно касается употребления спиртных напитков. В исламе они под строгим запретом, а в иудаизме в этом не видят ничего плохого. Еще одно отличие — в исламе можно есть конину и верблюжатину. Это непозволительно с точки зрения кашрута.

Ислам разрешает употреблять в пищу молочное и мясное одновременно. В иудаизме это под строгим запретом.

Можно сказать, что кашрут на порядок строже, чем халяль. Это также наблюдается на примере рыбы.

В исламе можно есть любую рыбу, которую убили во время ловли. Нельзя употреблять только ту, что умерла собственной смертью от неизвестных причин.

При этом морепродукты также находятся под запретом.

И в исламе и в иудаизме нельзя есть и пить кровь животного. Считается, что в ней содержится его душа.

В исламе есть свой обряд забоя скота, но он отличается от правил кошерного забоя.

Кошерная и халяльная пища полюбилась всем сторонникам здорового образа жизни, потому что отвечает большинству запросов о правильном и полезном питании.

Халяль допускает больше свободы по части еды, но тоже не приемлет жестокое обращение с животными.

По исламским традициям забивать скот нужно максимально быстро и безболезненно.

Уверен, что теперь вы больше узнали про халяльную и кошерную еду. У каждой религии существуют свои правила, которые работники общепита должны знать и уважать.

Если вам есть что добавить или появились вопросы, пишите в комментарии, постараюсь дать ответ.

Оцените пожалуйста мой пост

Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста

Средний рейтинг 4.6 / 5. Количество оценок 22

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *