как выбрать что читать

Как читать книги: опытным читателям, любителям и начинающим

Евгения Рыкалова

Сотни подборок книг, которые мы обязаны прочитать. Бесплатные доступы к десяткам приложений для чтения, которые мы должны загрузить. И полная растерянность: как же успеть все это прочитать и прослушать? Собрали несколько советов о том, как читать больше, быстрее, эффективнее, а главное — как выбрать книгу, которая действительно нужна именно вам.

Умеете складывать буквы в слова и бегло продвигаться глазами по страницам книги? Значит ли это, что вы действительно умеете читать? Простите, но нет, ведь чтение — это умение понимать, чувствовать и осмыслять написанное.

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

Евгения Рыкалова

Издатель T&P, руководила и руководит маркетингом в крупнейших книжных издательствах страны

Зачем читать?

Чтение — это всегда тренировка ума, расширение кругозора и лексического запаса, это способ восполнить лакуны в образовании и возможность поддержать любой разговор. Художественные книги — это еще и эмоции, уникальная возможность перейти в другую реальность, познать мир и получить опыт. Все мы читаем либо ради эмоций и развлечения, либо для познания и образования.

Как выбирать книги?

«Книг много, времени мало», «Все советуют, а я не понимаю, что читать», «Я начинаю и бросаю», «Не могу вчитаться», «В современных книгах одна вода», «Я запутался в списках, они бесконечны» — и еще сотни праведных и логичных предлогов не читать. Однако главная причина того, что вы не читаете регулярно, гораздо прозаичнее: просто вы выбираете не те книги. Но как выбирать книгу с пользой для себя?

Поймите, к чьим советам стоит прислушаться именно вам

Присмотритесь к коллегам, друзьям и всему своему окружению, определите человека, рассуждения и вкусы которого вам симпатичны. Если кто-то советует фильмы и сериалы, театральные постановки и выставки, курсы и образовательные программы, которые вызывают у вас интерес, обязательно спросите и про чтение. Скорее всего, рекомендация вам понравится.

Советчика для чтения ради профессионального развития искать еще проще: выбирайте коллегу, навыки и траектории (карьерная и образовательная) которого вам кажутся превосходными. Да и лидер мнений в профессиональной среде с большой степенью вероятности советует только то, чему сам доверяет. Если вы пришли на лекцию или проходите образовательный курс, всегда задавайте спикеру вопрос: «А что?»

Как относиться к блогерам и критикам? Я люблю книжных блогеров, но не советую бросаться покупать книги по их рекомендациям. Чаще всего книги они получают от издательств и советуют то, что им прислали. А вот книжных критиков (профессионалов с собственными колонками в популярных медиа) я искренне рекомендую — подпишитесь на тех из них, статьи и рецензии которых находят отклик в вашей душе. Но помните, что про популярный нон-фикшн критики пишут крайне редко, так что они скорее будут полезны любителям художественной литературы.

Честно ответьте на вопрос «Зачем читать?» и определите цель прочтения

Ответ на вопрос «зачем?» полезен в любой ситуации, и выбор книг не исключение. Будьте честны: если вы устали от сериалов, хотите погрузиться в волшебный мир с магами и не думать о проблемах на работе, нет смысла пытаться провести время с биографией авангардистов. Проводите время с пользой лично для себя. Если цель чтения — получить эмоции и забыться, идите на форумы (я рекомендую Goodreads) и выбирайте книгу по советам таких же читателей, как и вы.

Если цель — узнать новое, то точнее определяйте тему и желаемую глубину погружения. Как-то моя подруга спросила, что почитать об архитектуре, а после уточняющего вопроса «зачем?» оказалось, что она желает разобраться в принципах организации городского пространства, а это уже совсем другой пласт книг «об архитектуре».

Наконец, читайте содержание и оглавление, а не аннотацию или продающие тексты на обложках. А еще прочитайте пару страниц (в везде есть тестовое чтение), посмотрите рецензии на книгу — это все поможет вам определить, закроет ли эта книга вашу потребность.

Прочитайте заключение

В я всегда читаю выводы и заключения, и, если они мне кажутся полезными или интересными, я беру эту книгу. И нет, это не спойлер: даже узнав итоги, вам точно захочется пройти путь автора, прийти к его выводам или сделать собственные.

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

Источник: Metoda Tęczówk i/ behance.net

Как читать?

Читать нас учат с детства, и это уже выработанный навык. Неудивительно, что гораздо чаще у нас возникает вопрос «Как заставить себя читать?» или «Как выработать привычку читать регулярно?». Но на самом деле в разы важнее научиться читать с пониманием и осмыслением прочитанного.

Определите время чтения и создайте традицию

Я начинала с «прошитого» календаря на телефоне — ежедневное чтение с 9 до 11 вечера. В любой ситуации после напоминания на экране телефона я открывала книгу, и постепенно это вошло в привычку. Или, например, мои близкие друзья каждую субботу передают детей бабушкам и проводят два часа в кофейне за совместным чтением.

Чтение — как регулярный спорт, только для вашего мозга. Здесь без режима не справиться. Если вы уже соблюдаете график тренировок в спортзале, попробуйте добавить в него и упражнения с книгой.

Найдите напарника и возьмите социальные обязательства

Договоритесь с коллегой (для профессионального) или с другом (для познавательного и художественного) читать книгу параллельно. Самое важное — определить дату, когда вы обменяетесь мнением о прочитанном. Во-первых, вам будет стыдно и неловко, если вы не успеете прочитать к сроку. Во-вторых, вы сможете с разделить свой опыт и поделиться эмоциями.

Не надо бросаться вести книжный блог в инстаграме или заводить телеграм-канал, но попробуйте иногда рассказывать о своих планах на чтение или публично пообещать прочитать десять книг до конца года. Только если уж вы поделились обещаниями, не забывайте делиться результатами.

Подводите итоги

Прочитали книгу для профессионального развития — ответьте на три вопроса: 1) Что в ней было полезным или новым? 2) Что возьмете в работу и попробуете применить? 3) Что в ней было плохо или глупо?

Прочитали что-то познавательное или образовательное — ответьте на вопросы: 1) Чем хочется поделиться? 2) Что из прочитанного стоит обсудить с друзьями? 3) Есть ли желание разобраться в теме глубже?

Прочитали художественную книгу — ваш главный вопрос: «Какие эмоции я получил от прочтения?»

Отмечайте важное

Я всегда делаю пометки в книгах. Многие редакторы и издатели морщатся от такой моей привычки, но помните: самые ценные книги в букинистических магазинах именно с пометками на полях.

Если вы читаете через приложения, как правило, в них есть возможность сделать заметку и «заложить» страницу. К книгам, полезным лично для вас, вам точно захочется вернуться, поэтому цитаты и выводы стоит сохранить удобным образом. А если вы еще и запишете их собственной рукой (или напечатаете), велика вероятность, что мысль вы запомните надолго.

Как советовать?

Если вы не можете посоветовать нон-фикшн-книгу одним предложением и через одну идею, советовать ее не стоит. Художественную книгу обычно рекомендуют через сюжет: попробуйте описать книгу и героев через свои эмоции после прочтения.

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

Что читать, если хочется разобраться в чтении как таковом или научиться читать быстрее:

Источник

«Не нужно идти за толпой»: как научиться выбирать книги и получать удовольствие от чтения

Издатель «Горького» и директор магазина «Фаланстер» Борис Куприянов — о том, как полюбить литературу и можно ли обойтись без «Анны Карениной».

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

Борис Куприянов — известный российский издатель и публицист, один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер» в Москве. Он также является генеральным директором популярного онлайн-издания о книгах и чтении «Горький». С 2009 года — член экспертного совета Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction. С 2012 по 2015 год был одним из руководителей Московского городского библиотечного центра. Деятельность Бориса помогла москвичам по-новому взглянуть на библиотеку как таковую. Борис преподаёт на совместном курсе Skillbox и «Горького» «Как выбирать книги».

В интервью Борис рассказал:

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

Обозреватель Skillbox Media, руководитель отдела «Бывший СССР» в «Ленте.ру». Эксперт по постсоветскому пространству. Интересуется политической философией и современной культурой.

Как правильно выбирать книги

— Как вы относитесь к распространённым в интернете спискам книг, которые «обязательно должен прочесть уважающий себя человек»?

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

Вас пытаются подчинить перечню книг, в котором «главное», «модное» и «правильное».

Не смотрите на списки книг. Читайте то, что вам нравится. Вы не прочтёте после 40 лет «Трёх мушкетёров», если не читали их раньше. И не стоит этого делать. Можно прочитать другие книги, не обязательно художественные, которые дадут те же знания, что и произведение Дюма.

— А по каким критериям вы сами выбираете книги, учитывая, что вокруг вас их так много?

— Есть темы, которые меня волнуют. Есть детали, на которые я обращаю внимание при выборе книги: оглавление, вступительная аннотация, где она издана и кто её написал. Бывает, что я открываю книгу в случайном месте и смотрю, нравится мне текст или нет, интересен ли он.

Есть критерий Бродского, о котором мы писали в «Горьком». Он говорил, что, если вы хотите понять, интересна ли вам книжка или нет, нужно открыть параллельно ей классическую поэзию, которую вы знаете и любите. Затем начать читать одну страницу выбранной вами книги, потом — поэзию. Через 10 минут вы поймёте, что для вас приоритетнее сейчас.

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

Если вы захотите читать выбранную книгу — она вам подходит, если погрузились в поэзию — нет.

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

— Вы сделали целый курс «Как выбирать книги». Этому действительно нужно учить? И что в итоге — слушатели курса научатся качественно оценивать тексты?

— Все люди так или иначе оценивают книги, даже на уровне «нравится или не нравится». Всем книга или интересна, или нет. Но мы хотим в курсе дать некоторую навигацию, объяснить, как вести поиск книг, которые вам стоит прочесть.

Мы расскажем, как не бояться не прочитать какие-то книги и что-то пропустить. Попытаемся снять у читателей определённый барьер и помочь им смотреть на выбор книг проще. Мы покажем некоторые приёмы, как выбирать те книги, которые вам действительно нужны.

А ещё в курсе объясняем простую вещь: не нужно вестись на хайп и общую моду. Нужно не стесняться чего-то не читать. Если вы не прочли «Анну Каренину», — а многие, думаю, этого не сделали, — желательно её прочесть. Но если вы не можете этого сделать — не мучайте себя. Вам нужно что-то другое, важное, что можно получить из иной литературы.

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

Главное — не нужно идти вслед за толпой и мейнстримом.

Если книжка очень модная, а вы её открываете и она вам не нравится — не стоит мучать себя и дочитывать её до конца. На курсе вы проработаете свои критерии выбора книг, которые могут не соответствовать общему модному подходу: в конечном счёте, любой критик точно такой же читатель, как и вы, тем более в наше время.

Читать или слушать классику?

— Как считаете, какой формат лучше: бумажный, электронный или аудио?

— Все форматы хороши. Но какие-то книги в принципе нельзя слушать, их нужно именно читать, например из-за особенной языковой игры и структуры, которую не считать в аудиоформате. Точно так же одни книги надо и полезно читать в электронном виде, а иные — нельзя или трудно.

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

Важно также, когда и как вы читаете — утром или перед сном, на ходу или целенаправленно.

Многое зависит от текста и пристрастия, удобства человека. По воле судеб я много читаю электронных книг, хотя больше люблю бумажные. Русскую литературу, признаться, больше слушаю, потому что немало времени провожу в машине и трачу его на художественные произведения — классику или книги, которые считаются сейчас модными. Но есть произведения, которые принципиально не могу слушать или даже читать в электронном виде.

— То есть нельзя сказать, что форматы конкурируют друг с другом?

— Они друг друга дополняют. Форматы — это только способы, носитель. Текст — вот важная история. Вам будет сложно воспринимать многогранный и важный текст в аудио или видео. В электронном варианте вы не сможете листать живые страницы и возвращаться к ностальгическим пометкам, сделанным карандашом.

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

Но в целом проблемы выбора формата не существует, она надуманная.

— Вы упомянули о книгах, которые считаются сейчас модными. Как вы думаете, почему одна литература становится классикой, а какая-то забывается?

— Есть тысячи разных факторов, которые объясняют, почему конкретная книга остаётся с читателями или забывается. Некоторые из них очень специфичны, и описать их непросто. Бывает, например, что книга была забыта, а потом внезапно о ней вспомнили, восстановили её в памяти и она стала классикой. Происходит и так, что однажды книга была очень известна, потом забыта, потом вновь стала известна. Или когда известная книга была забыта незаслуженно.

При этом книга, которая вам нужна, может не быть модной, популярной или классической. На меня очень сильно воздействовала сага Ивана Наживина «Распутин». Это большая семейная история о предреволюционных и послереволюционных годах, где описана русская жизнь с огромным количеством героев. Но эта книга, в отличие от «Доктора Живаго» или «Хождения по мукам», совершенно неизвестная и забытая. В тот момент, когда я её читал, она мне очень помогла и сподвигла на многие мысли и действия.

И такие книги есть у каждого. Вопрос в том, находит их читатель или нет. Есть разные теории. Например, что книга находит человека сама, то есть когда он сам вчитывает в произведение связанные с собой мысли. На мой взгляд, это очень частое явление.

как выбрать что читать. Смотреть фото как выбрать что читать. Смотреть картинку как выбрать что читать. Картинка про как выбрать что читать. Фото как выбрать что читать

Выбираем свой книжный магазин

— При этом немалую роль в открытии и переоткрытии имён для читателей играют книжные магазины и издательства…

— Всё верно, они проводят определённую экспертизу. Если вы покупаете книги и любите какое-то одно издательство, то вы примерно знаете, что оно готово для вас подготовить, что оно вам даст, а что нет. Зная уровень, например, поэтической серии «Билингва» издательства «Текст», вы понимаете, что увидите хороший перевод и качественную поэзию. То же самое и с магазинами — это дополнительный уровень экспертизы. Если вы ходите в авторский магазин (а в большинстве случаев все независимые книжные — авторские), то это некий ваш выбор. Выбор, которому книжный магазин соответствует.

— Какие книги покупатели никогда не найдут на полках «Фаланстера»?

— У нас есть принципы, что продавать, а что нет. Например, читатели не найдут у нас книг по шахматам. Не потому, что мы не любим шахматы, просто так исторически сложилось. Кроме того, у нас практически нет детективов. Люди, которые приходят к нам за книгами, прекрасно знают о нашем выборе. Это нормальная, распространённая история. Так, у нас очень мало эзотерики, но есть целые магазины, которые на ней специализируются.

Читатели заходят, узнают, что нам нравится и не нравится, и делают свой выбор — покупать им у нас книги или нет. Например, в Санкт-Петербурге есть замечательный книжный «Подписные издания». Он построен совершенно по другим принципам. Но это не мешает ему быть прекрасным, одним из моих самых любимых магазинов. Он хорошо работает, он интересен.

— Каковы конкурентные преимущества «Фаланстера»?

— Конкурентное преимущество у нас только одно. Мы занимаемся своим делом достаточно долго. Ещё одно конкурентное преимущество не обеспечиваем мы сами себе, а нам его обеспечивает государство. Это в целом про тяжёлые условия, в которых существует малый бизнес.

В центре Парижа — не перестаю это говорить — на три с половиной миллиона жителей 700 книжных магазинов. В Москве на 15 миллионов — 160 книжных. Многие из них при этом не специализируются исключительно на книгах. Поэтому, к сожалению, у нас конкуренции нет. И новые книжные магазины, которые открываются в Москве, — это скорее наши друзья, нежели конкуренты. У них у всех другой выбор книг, другой подход, другое отношение к клиентам.

— Ваше любимое книжное место в России и в мире?

— Сложно назвать то или иное место книжным. Да, мне безумно нравится улица Муфтар в Латинском квартале Парижа. Хотя там, кажется, всего лишь один книжный магазин. Мне импонирует лондонская Bloomsbury Square — площадь, которая ассоциируется с издательством Bloomsbury Publishing PLC, хотя оно находится не там. На Блумсбери есть магазин журнала London Review of Books, но само ощущение площади очень литературное.

Никогда в жизни не был, но мечтаю побывать в маленьком городке Кейп-Код, связанном с «Моби Диком». Мне очень нравится Чаринг-Кросс в Лондоне — там много книжных магазинов, которые я люблю. Нравится и спуск к Золотому Рогу от улицы Истикляль в Стамбуле, где есть масса букинистических магазинов и лавок, где торгуют городским мусором. Он весь пропитан Памуком от начала до конца — или Памук пропитан этим районом. Сложно сказать.

Почти с каждым местом ассоциируется какая-то книга, поэтому его можно назвать книжным. Но очень сложно сказать, пропитывает ли произведение место или наоборот. Например, Шекспир никогда не был в Италии, однако, когда мы бываем в Вероне, у нас возникают определённые ассоциации с ним. Я никогда не был в Дублине. Но большая часть «Улисса» была написана Джойсом в Триесте. Там-то я как раз был, но всё равно городом «Улисса» для меня остаётся именно Дублин — то место, которое мне хочется посетить.

Если говорить о самых любимых книжных местах — наверное, это Пески и Невский проспект в Санкт-Петербурге. Там вспоминается сцена, когда по Невскому едет один из героев «Петербурга» Белого и думает о жителях Васильевского острова. У Петра Вайля есть замечательная книга «Гений места», где он как раз рассматривает эти связи…

— Есть ли книги, которые вы любите время от времени перечитывать?

— Конечно. Я, например, могу очень долго погружаться в книжку, которую читал в детстве. Могу в течение полугода перечитывать «Хаджи-Мурата», к примеру. И я читал его почти каждый день по несколько страниц. В самых различных форматах, даже аудио, хотя этот текст сложно воспринимать таким образом. Сейчас перечитываю «Некуда» Лескова, к которому возвращаюсь не первый раз.

— Что читаете сейчас?

— Каждый день я читаю одну или две книги. Если говорить о художественной литературе, то только что по долгу службы с большим удовольствием перечитывал «Охранную грамоту» Пастернака. Если говорить о модном — «Доктор Гарин» Сорокина.

обложка: Светлана Козлова для Skillbox Media

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *