как вспомнить что либо
Как взломать свой мозг и вспомнить все, что вам нужно
Наша память – ещё та загадка природы. Мы почему-то помним самую ненужную информацию о тётках-скандалистках или мудаках из прошлого. Но забываем действительно важные и жизнеопределяющие вещи.
Было бы неплохо переустановить программу своей памяти. Например, студентам – чтобы быстрее запоминать выученное и не забывать в самый неожиданный момент, во время экзамена. Офисным и другим работниками – чтобы не восклицать в конце рабочего дня: «О, я же должен был это сделать именно сегодня! Как я мог забыть!» Короче говоря, мы все хотим улучшить свою «оперативную память», которая поможет преуспеть в жизни и чувствовать себя уверенными и спокойными.
Прежде, чем рассмотрим способы, с помощью которых можно взломать свой мозг, чтобы лучше запоминать и вспоминать, поговорим о том, что такое память, и как она работает.
Существует два типа памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память является временным инструментом и служит для того, чтобы запоминать то, что следует сделать в определённый момент. Например, для того, чтобы запомнить номер телефона, который предстоит набрать. Зачастую, как только вы наберёте по памяти номер и позвоните – немедленно забудете эту комбинацию цифр.
Другое дело, долговременная память. Для того, чтобы информация (например, та же комбинация цифр) запомнилась надолго, её необходимо повторить, обработать или поместить в мозг, используя определённые приемы. Итак, как вы можете взломать свой мозг, чтобы легче запоминать информацию? А главное – без труда доставать её и использовать?
Условные рефлексы воспроизведения
Каждую секунду наш мозг достаёт со своего «архива» бесчисленное количество различной информации – под влиянием того, что мы собираемся делать и чувствуем. Мозг, как огромный софит в театре освещает воспоминания так, как будто мы эти события только что пережили. Буквально 15 минут назад.
Например, когда вы, сидя в кафе, вдруг услышали знакомую песню, и это вызвало у вас очень сильные эмоции (например, вспомнили свою первую любовь), то активизируются два участка мозга. Сначала тот, который реагирует на знакомую мелодию, а потом тот, что заставляет вспомнить человека, с которым вы встречались много лет назад. Даже если вы о нём и не вспоминали годами. Так это работает.
А вот в следующий раз, когда вы услышите знакомую мелодию – эти две области в мозге активизируются одновременно. Таким образом, мозг будет заставлять вас переживать моменты из прошлого вновь и вновь. Какая-то песня будет напоминать вам о любимом человеке, какая-то – о родителях, которых вы давно потеряли и скучаете, какая-то – о раннем утре, когда вы собирались в школу много лет назад…
Вот вам и ключ к тому, чтобы лучше запоминать информацию! Как говорят: «условный рефлекс воспроизведения» вам в помощь. Вы легко можете взять его на вооружение и тренировать свой мозг. Ведь наверняка читали об опытах над мышами, которые ассоциировали приём пищи со звучанием колокольчиков?
Итак, если вы готовитесь к экзамену и чувствуете, что от обилия информации в голове образовалась настоящая каша, сделайте следующее.
Позанимайтесь перед сном, а потом возьмите духи, которые непонятно каким образом очутились в доме, и вы ими никогда ранее не пользовались (то есть с ними не связаны абсолютно никакие воспоминания или ассоциации). Распылите их на себя, потом примите душ и отправляйтесь спать.
В следующий раз, когда вам опять придётся запомнить какую-то информацию для учёбы, опять нанесите на себя этот парфюм. Но, что особо важно: никогда не используйте эти духи в других ситуациях, кроме учёбы!
Теперь достаточно будет нанести на себя эти духи или одеколон перед экзаменом – и мозг «вспомнит всё».
Кстати, духи не единственный способ. Вы можете использовать жевательную резинку с определённым вкусом во время запоминания информации или растирать между пальцами гальку – это дело вкуса. Главное, чтобы этими мозговыми стимулами вы пользовались лишь для запоминания определённой информации.
Улучшение восприятия
Иногда условно-рефлекторная память не очень помогает. Тут всё индивидуально и зависит от многих вещей, даже от нашего настроя и веры в то, сработает ли данный метод.
И вот тогда на помощь приходит другой метод – работа над вашим восприятием. Она обязательно улучшит память!
Итак, как же работать над улучшением восприятия информации?
Начните с того, что обращайте внимание буквально на каждую, самую незначительную деталь, которая открывается вашему восприятию. Например, на какие-то знаки (даже если вы не можете их понять и расшифровать), цвета, запахи, звуки. Абсолютно всё, что можете заметить!
Затем спросите себя, что видели, попробуйте перебрать в памяти мельчайшие подробности, вспомнить каждую деталь, даже самую незначительную.
Не ленитесь: практикуйте подобные упражнения как можно чаще. Постарайтесь, чтобы это вошло у вас в привычку. Но одних только воспоминаний о том, что увидели недостаточно. Памяти это не поможешь. Так что эти занятия – лишь первый шаг.
Далее вам нужно учиться анализировать свои знания. Начинайте соединять в голове полученную информацию в поисках точек соприкосновения. Как всё выглядит в общей картинке, как связаны один вещи и явления с другими? Вам нужно научиться анализировать каждую информацию с точки зрения уже существующей карты происходящего. Искать связи, ассоциации, делать выводы…
Секрет эффективного запоминания очень простой: вещи, которые можно сгруппировать, намного легче достать из памяти. Поэтому ваше задание – подключать одну информацию к другой.
В конце концов, эта техника поможет вам вспомнить так много, что даже почувствуете себя ошеломлёнными. Ведь даже не подозревали, что так много всего обо всём знаете!
Применяйте знания на практике и передавайте другим
Обмен знаниями полезен не только для других людей, но и для вас в первую очередь. Согласно исследованиям учёных, лучше всего мы запоминаем ту информацию, которой поделились с другими.
Это как в анекдоте о молодом и неопытном учителе: «Объяснял классу новый материал трижды. В конце концов, даже сам всё понял!» Так что учителя так много знают о своих предметах не потому, что они все гении, а потому, что передают знания каждый день – из года в год.
Поэтому, что бы вы ни изучали, старайтесь всегда делиться приобретёнными знаниями с кем-то, кому это может быть интересно. Обсудите какие-то особо интересные или спорные моменты, убедитесь, что ваш собеседник понял, о чём вы говорите.
Это самый важный маркер: если вы можете передать свои знания кому-то другому – значит сами всё понимаете. А если вы всё понимаете, то помните и никогда не забудете.
Лучшие друзья памяти и заклятые враги
Какой из методов запоминания вы бы ни выбрали, как самый эффективный и оптимальный, не следует забывать о том, что существуют определённые обстоятельства, которые помогают запоминать, и такие, которые являются первыми врагами памяти.
Ваш самый верный помощник – это здоровый и полноценный сон. Дело в том, что самый большой объём информации передаётся из кратковременной памяти в долговременную именно во время сна. Таким образом, если хотите, чтобы вся информация, полученная за день, записалась – старайтесь спать не менее 7 часов в сутки. И, естественно, не пользоваться снотворными и не смотреть «ужастики» на ночь. Лучше выпить чашку ромашкового чая с мёдом – это и уснуть поможет, и успокоит.
Также следите за тем, чем питаетесь. Существует ряд продуктов, которые улучшают память. Это, в первую очередь, какао. Так что чашка горячего какао с молоком, шоколадка (в разумных пределах, конечно) или даже ложка какао-порошка – это то, что надо. Так что не забывайте пополнять запасы какао, если хотите иметь хорошую память!
А вот самый заклятый враг памяти – это стресс. Жизнь без стрессов, конечно, невозможна. Но убедитесь в том, что вы хотя бы боретесь с ними. Тут вам помогут спорт, медитация, встречи с друзьями, любимые книги и фильмы.
Учёба и работа – это очень важно, но старайтесь отдыхать при первой малейшей возможности и наслаждаться жизнью!
Новое видео:
Как быстро вспомнить то, что вам нужно?
Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.
Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.
Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)
Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.
Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти
На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.
Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).
Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.
Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).
Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».
Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.
Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.
Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.
Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.
Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».
Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.
В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.
Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.
Советы школьникам
1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.
2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.
3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.
Советы студентам
1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.
2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: «Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?»
3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.
Советы работающим горожанам
1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.
2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.
Советы пенсионерам
1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.
2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.
Советы всем
1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.
2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.
3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.
4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.
Лайфхак: как быстро вспомнить то, что забыла
Инструкция для тех, у кого информационный передоз.
Любой человек иногда что-нибудь забывает: куда положила ключи, какой пароль от почты, как зовут этого человека. Особенно обидно, когда в школе или университете учителя шутят, мол, не знала и забыла. А ты правда усердно учила, но никак не можешь вспомнить. Знакомая ситуация? Тогда читай дальше. Рассказываем, как быстро вспомнить то, что вылетело из головы.
Информация
Информацию чаще всего забывают потому, что, как ни странно, слишком старались ее запомнить. Учили-учили и переучили. Что делать?
Во-первых, вспомни, какой метод ты использовала для запоминания: записывала, рисовала картинки, слушала подкаст или просто читала.
Во-вторых, вспомни, что тебя окружало: звуки, запахи, ощущения. Обычно ассоциации помогают вспомнить материал во время устного ответа.
Если ты забыла, как пишется формула или слово, просто возьми в руки карандаш и начни писать — руки сами вспомнят.
Местоположение
Классический пример — наушники. Многие забывают их или зарядное устройство в самых неожиданных местах, а потом не могут вспомнить, где оставили.
Первым делом подумай, куда ты обычно кладешь наушники. В какой карман куртки или сумки? В какую часть письменного стола?
Затем вспомни, что ты делала после того, как якобы положила их в нужное место. Куда пошла, с кем разговаривала, о чем еще думала в тот момент, какую музыку слушала или хотела послушать? Чем больше деталей ты вспомнишь, тем быстрее найдешь пропажу.
Еще один хороший метод — обойти комнату так, как ты делаешь это обычно. Просто пройдись по привычному маршруту. Если и это не поможет, воспроизведи события не в хронологическом порядке, а в обратном. Обычно мозг в процессе перезагружается и лучше концентрируется на деталях.
В крайнем случае просто вернись туда, где в последний раз видела нужную тебе вещь, и вспомни, что собиралась с ней делать. Один из способов точно поможет.
Пароль
Пароли забывают особенно часто. Если ты уже перепробовала несколько вариантов, и никакой не подходит, а способа восстановить доступ нет, используй специальный алгоритм.
Первым делом подумай, что ты обычно ставишь на пароль: цифры, буквы, слова? Выпиши наиболее вероятные варианты на лист бумаги.
Затем постарайся вспомнить, что ты делала и о чем думала в момент регистрации. Ассоциации, напоминаем, — мощная штука. Сопоставь ассоциации с паролями на листе и подумай, какой было бы наиболее удобно вводить, и найдешь нужный.
С логином та же система — подумай, с кем ты себя ассоциируешь. Потому что в качестве логина обычно используют либо почту, либо имя и фамилию (что сложно забыть), либо прозвище или имя персонажа. Их и воспроизводи в памяти.
Человек
Вы виделись. Точно же виделись! Вот только когда и где? И вообще, как его зовут? Бывает, что с тобой здороваются, а ты отвечаешь машинально, не особо понимая, кто это был. Хуже, если человек продолжает диалог, а ты стоишь и не можешь понять, откуда вы знакомы. Чтобы не попадать в неловкие ситуации, постарайся вспомнить имя.
Для этого мысленно перебери все буквы алфавита и определи наиболее подходящую. Затем вспомни, какие места у тебя ассоциируются с собеседником. Какие звуки, мысли, запахи и цвет. Если напрячь память, имя всплывет само собой.
Еще легче будет, если ты вспомнишь, кто вас друг другу представил: просто вспомни третьего собеседника и момент, как он выговаривает имя. Должно сработать.
Если речь об актере или знаменитости, то тут все просто: вспоминай фильмы, в которых он играл, песни, которые пел, его вторую половинку, мероприятия и одежду, в которой он на них был. Имя вспоминается очень быстро — проверено.
Прошлое
Мы с тобой еще не настолько стары, чтобы сидеть в кресле-качалке и рассказывать внукам байки из детства или юности, так что запоминай на будущее, как вспомнить давний эпизод.
Для начала восстанови в памяти отдельные образы, пусть они всплывают в голове, как разрозненные картинки.
Затем начинай тянуть за каждую из ниточек, вспоминая подробности: что было до и после этого эпизода? Что спровоцировало ту или иную реакцию, какое действие или слово? Далеко не всегда таким образом можно вспомнить какое-то происшествие, но попробовать стоит.
А чтобы ничего не забывать (или забывать реже), нужно тренировать память.
Вот тебе несколько советов напоследок:
Начни учить стихи. Некоторым это покажется скучным и банальным, но именно так учителя развивают нашу память (Да, мы учим Лермонтова не потому что он очень нравится Тамаре Васильевне. Хотя, все возможно…). Если не нравятся стихи — учи отрывки из прозы.
Ежедневно прокручивай в голове события прошедшего дня. Нет, мы не про мемы из ВКонтакте, где мозг не дает уснуть, потому что думает «О НЕМ». Постарайся прокрутить весь день начиная с пробуждения и заканчивая отходом ко сну. Это полезно и для памяти, и для анализа личной эффективности.
Во время прогулки или дороги домой/на учебу попробуй запоминать цифры и производить с ними математические расчеты. Отнимай номера домов от скорости, указанной на дорожном знаке, прибавь к этому цифру с куртки вон того прохожего, подели это все на номер проезжающей машины. Поначалу будет сложно, зато пароли ты точно больше забывать не будешь.
Как вспоминать забытое и находить потерянное
Илья Колмановский рассказал об исследовании нейробиолога Шарана Ранганата из университета Калифорнии, который выяснил, при каких обстоятельствах мы вспоминаем, где лежат потерянные нами вещи. Профессор Ранганат выдвигает гипотезу, что мозг вспоминает лучше, когда ожидает «награду»
Поделиться:
Нейробиолог из Университета Калифорнии (UC Davis), молодой подтянутый профессор Шаран Ранганат объяснил мне суть своей работы, опубликованной недавно в Proceedings of National Academy of Sciences одной фразой: «Я часто теряю в доме разные предметы, ключи например; начинаю лихорадочно искать и мучить домашних расспросами — но жена говорит мне: сделай паузу, потом легче сам найдешь. И действительно, так и происходит».
«Теперь мы знаем, как это работает, — продолжил мой собеседник, удовлетворенно откинувшись в своем кресле в окошке видеочата, на другом конце земли. — Время от времени мозг спонтанно входит в состояния, когда наша способность вспомнить забытое резко повышается. Мы научились отличать эти состояния на экране энцефалографа, знаем из какой зоны мозга исходят особые электромагнитые волны, так называемые тета-взрывы в префронтальной коре, свидетельствующие: пора задавать вопрос. И тогда доброволец вспомнит нужную информацию легче, чем в любое другое время».
Я как раз третий день не могу найти свой загранпаспорт, поэтому сказал с энтузиазмом: «Вот бы научиться вызывать такие состояния произвольно!» «Мы бы тоже очень хотели этого. Первое направление, в котором хотим попробовать — это стимулировать префронтальную кору слабым магнитным полем, прикладывая к голове в нужном месте электроды от девятивольтной батарейки. Такие опыты уже приносили результаты при обучении новым навыкам — и в случае успеха могут быть перенесены на бытовой уровень, человек сможет повспоминать то, что ему нужно, просто за вечерней чашкой чая».
А можно ли научить человека самостоятельно порождать тета-взрывы? «Это как раз второе возможное направление нашего поиска. Если человеку показывать эти волны на экране, он может поймать субъективные ощущения, связанные с ними, и научиться входить в это состояние». Такой подход называется нейробиологической обратной связью, нейроБОС, мы писали об этом (тут и тут). Этим способом людей обучают спасаться от приступов эпилепсии.
«Активность в префронтальной коре, насколько я понимаю, не имеет непосредственной связи с памятью; дофаминовые каскады, которые там крутятся, как-то связаны с поиском, предсказанием и ожиданием награды, насколько я помню. Что же там такое происходит, отчего мы лучше вспоминаем?» — спросил я. По реакции профессора я понял, что попал в десятку: он засмеялся, оживленно заерзал в кресле и стал с горячностью развивать эту мысль: «Действительно, дофамин играет какую-то, пока что загадочную роль в общении между сознанием (префронтальной корой) и памятью (гиппокампом). Была французская работа, которая показала: если вводить дофамин в зону префронтальной коры, это резко улучшает у крыс способность вспомнить детали лабиринта».
Я почувствовал, что нахожусь в шаге от цели: «Что же может увеличивать выделение дофамина в префронтальной коре?»
«Ожидание награды. У нас есть неопубликованные пока данные: если пообещать человеку награду за крепкую память, и дать запомнить пробные куски информации, то, чем больше обещаешь награду, тем активнее происходит спонтанное тета-излучение в префронтальной коре».
Профессор Ранганат рассмеялся, и сказал, по-моему, не совсем в шутку: «Если вы в редакции проведете такой эксперимент, дайте знать!»
А что, чем черт не шутит?
Владимир Кайгородов думает, что стимулировать память можно обещаниемвкусной еды или выпивки, Степан Пачиков предлагает рассчитывать натехнологии, а Надежде Рогожиной помогают поговорки