как узнать трещетка или кассета у меня на велосипеде
Чем отличается трещотка от кассеты?
Многие велосипедисты многоскоростных велосипедов рано или поздно сталкиваются с заменой заднего (ведомого) блока звезд. Тогда и появляются вопросы:
Я постараюсь ответить на каждый из вопросов более подробно.
Как определить на велосипеде установлена трещотка или кассета?
Чтобы определить какой вид заднего блока звезд используется на вашем велосипеде, нужно внимательно на него посмотреть и воспользоваться любым из двух способов определения:
Первый способ — «Метод подсчета звезд». Трещотки обычно встречаются с количеством звезд на ней не более 7, т.е. могут встречаться 3, 4, 5, 6 и 7-ми скоростные трещотки.
Если вы видите количество звезд до 6-ти включительно, то в этом случае можно с вероятностью 100% говорить, что это трещотка. С 7-ми скоростями не всегда однозначно иногда встречаются и трещотки и кассеты, в этом случае смотрите второй способ 2. (На одном из моих велосипедов, например стоит 7-ми скоростная трещотка)
Второй способ — «Визуальное определение». Данный способ один из самых надежных. Здесь нам поможет внешний вид, для этого нужно посмотреть в центр блока звезд, смотрите фото ниже.
Чем отличается кассета от трещотки:
Если блок звезд уже снят с колеса велосипеда, то смотрим на обратную сторону:
Как понять втулка под кассету или трещотку?
Часто такое бывает, что на руках есть втулка или колесо без ведомых звезд. И нужно определить, что для нее купить кассету или трещотку?
Рассмотрим, на что нужно смотреть, чтобы быстро определить. Благо — это сделать можно очень просто достаточно понять принцип работы этих запчастей.
1. Во втулках, которые созданы под трещотки можно увидеть резьбу, на которую накручивается трещотка, а сам «трещоточный» механизм находится в самом блоке звезд.
На фото мы можем увидеть, резьбу на самой втулке и на трещотке. Наличие такой резьбы говорит нам 100%, что это трещотка.
2. Втулки, которые идут под кассеты имеют барабан, на который одевается кассета.
Тут мы видим на барабане втулки шлицы (небольшие выступы), аналогичные выступы имеются и на кассете.
Какие инструменты необходимы, чтобы открутить кассету и трещотку?
Для кассеты и трещотки необходимы разные инструменты, к сожалению они не взаимозаменяемы.
Трещотка
Чтобы открутить трещотку всего лишь необходимо иметь специальный съемник и ключ, который этот съемник будет откручивать. Мой съемник выглядит вот так:
Подробнее о том как снимается трещотка и какой ключ для съемника я использую, можно прочитать здесь.
Кассета
Для снятия кассеты потребуется 2 инструмента. Потребуется специальный съемник под кассету и ключ-хлыст (я писал статью о том как можно сделать хлыст своими руками). Мои инструменты выглядят так:
Подробнее о том как снимать кассету читайте здесь.
Что лучше кассета или трещотка?
Многие начинающие велосипедисты задаются вопросом: «что же лучше использовать на велосипеде трещотку или кассету?» Сразу напишу, что лучше кассета, а почему читайте ниже.
Если рассматривать эти два стандарта ведомых звезд, то трещотка была придумана раньше, а уже потом появилась кассета. В следствии чего в кассете исправили все недочеты, с которыми сталкиваются владельцы трещоток.
Одна из самых главных проблем трещоток — это лопнувшая ось либо ее искривление из-за чего блок звезд начинает «вилять» когда колесо крутится, что за собой влечет проблемы в переключении скоростей.
Оси ломаются и гнутся из-за того, что подшипник, который стоит со стороны звезд трещотки воздействует практически на центр оси, когда как в кассете, все подшипники расположены по краям втулки.
Чтобы это себе представить можно взять линейку и попробовать надавить на нее в центе и она сразу «прогнется», тогда как, если вы надавите на линейку с тем же усилием с краю она практически не изменит своей формы. Данный недостаток трещоток позволяет использовать их только на велосипедах подверженных малым нагрузкам.
Посмотрите на небольшой схематический рисунок, где я показал расположение подшипников в трещотке и кассете:
Слева трщотка, справа кассета. Синим на оси трещотки я пометил примерное место, где происходит поломка оси.
Посмотрев, на разрезы втулок сразу видно, что лучше всего расположены подшипники в кассете они равноудалены от центра втулки, когда как в трещотке наблюдается асимметрия.
Из этого всего мы можем сделать следующие выводы:
Если вы катаетесь агрессивно и ваши маршруты пролегают по пересеченной местности, то лучшим выбором для вас будет использовать втулку под кассету.
Ну а если вы городской житель и вы не собираетесь прыгать на велосипеде, а ваши дороги пролегают по асфальту однозначно менять трещотку нет необходимости. Мой основной велосипед, на котором я езжу по асфальту использует трещотку и я её пока менять не собираюсь, за примерно 7-8 тысяч километров пробега по городу, у меня всего раз лопнула ось. Я купил новую за копейки и продолжил эксплуатировать велосипед дальше.
А какие задние звездочки стоят на вашем колесе велосипеда: трещотка или кассета? Напишите в комментариях.
В чем разница между трещотками и кассетами
В трансмиссии многоскоростного велосипеда при переключении передач на заднем колесе используются два стандартных механизма: кассета или трещотка.
В чем между ними разница, что и для какого велосипеда лучше использовать мы и разберемся в этой статье.
Рассуждать о плюсах и минусах каждого типа можно долго – слишком много нюансов есть в вопросе выбора кассет. В этой статье мы остановимся только на основных моментах.
Первыми, при появлении многоскоростных велосипедов, были разработаны трещотки. Затем, через некоторое время, появились кассеты, в которых исправили практически все проблемы и недочёты трещоток.
Прежде всего, давайте посмотрим, в чем конструктивно кассета отличается от трещотки.
Трещотка (Threaded Freewheel) – набор звёзд, с встроенным храповым механизмом, который накручивается на резьбу на задней втулке.
Состоит из
При поломке или износе даже нескольких звёзд проще и дешевле заменить всю трещотку целиком. Хотя нельзя сказать, что это аксиома. Есть мастера, разбирающие и ремонтирующие их, но процесс этот значительно сложнее, чем при ремонте и замене звезд в кассете.
Кассета (Cassette Cluster) – набор звезд собранных или склёпанных вместе.
В отличие от трещотки, кассета надевается на барабан специальной кассетной втулки для заднего колеса. Крепится на нём с помощью шлицевого соединения и фиксируется гайкой. Отверстие в середине кассеты имеет специальные выемки, которыми она цепляется за выступы на поверхности барабана задней втулки.
Кассеты ставят на велосипеды дорогих моделей, так как они более надежные, легкие и ремонтопригодные.
Зажимная гайка обеспечивает надежное крепление кассеты на шлицах втулки. Её можно смазывать специальным резьбовым герметиком, для предотвращения самостоятельного отвинчивания.
Звезд в кассете обычно больше – от 7 до 11. Чаще всего самая маленькая звезда имеет от 11 зубьев, а большая до 24-36. Хотя встречаются и 11 скоростные кассеты с количеством зубьев от 10 на самой маленькой до 40-42 на самой большой звезде. Стоит она правда около 250 евро.
Появились даже 12-ти скоростные трансмиссии для MTB, в которых звезды имеют от 10-11 до 50 зубьев.
Кассеты различаются по конструкциям, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы как в весе, так и в цене. Более подробно об их типах и конструкциях можно почитать в статье «Виды велосипедных кассет. Конструкции и материалы.»
Втулки для кассеты и трещотки
Как видно из-за особенностей конструкции кассеты и трещотки для каждой из них нужна своя задняя втулка. Трещотку нельзя накрутить на втулку, предназначенную для установки кассеты и соответственно наоборот – кассету не получится поставить на втулку для трещотки.
Важным плюсом при эксплуатации кассет является то, что подшипники у них расположены по краям втулки, близко к дропаутам. Это, в отличие от трещоток, позволяет значительно лучше переносить большие нагрузки на ось втулки при тяжёлом велосипедисте (более 90-100 кг), большом грузе на багажнике, либо при сильных динамических нагрузках на заднее колесо.
Ось на втулках для трещоток, при таких же нагрузках может погнуться, так как в этих втулках подшипник, держащий нагрузку, расположен под первыми звездами, а дропауты давят на края оси. В результате возникает значительно большее, чем у кассет, плечо у силы давления дропаутами на ось и большая нагрузка на неё, которая и может привести к изгибу или даже поломке оси.
В то же время, при покупке кассет необходимо учитывать и их совместимость со втулками разных производителей, о чём в этой статье мы рассказывать не будем.
Далее. Так как у трещотки механизм свободного хода расположен внутри, то шарики у подшипников в нем маленькие и, соответственно, нагрузку они выдерживают меньшую, чем кассета, у которой механизм свободного хода расположен внутри втулки. Места там больше, поэтому шарики в подшипниках более крупные, а значит – они выдерживают большие нагрузки. В дорогих и качественных моделях втулок производители устанавливают промподшипники. Таким образом, механизм свободного хода у кассеты более надежный, чем у трещотки.
Плюсы и минусы трещоток и кассет
Самый большой плюс трещоток – низкая цена. Они всегда дешевле кассет, чем и обуславливается их использование на всех типах детских, подростковых и бюджетных велосипедов.
С точки зрения надежности можно сказать так: кассета более надёжна, чем трещотка, особенно при эксплуатации велосипеда с большими нагрузками. При спокойных покатушках трещотка нормально справляется с переключением скоростей и не стоит переплачивать за кассету.
К минусам трещоток можно отнести такой момент – снять её бывает очень проблематично. Связано это с тем, что резьба на них обычная, правосторонняя, и поэтому, когда велосипедист крутит педали – он все-время закручивает трещотку на втулке. Именно поэтому, чтобы снять её с колеса, нужен специальный съемник и значительное усилие или большой рычаг.
Снять кассету значительно проще, так как прижимная гайка никак не связана с движением колеса – она просто накручивается на барабан. Снимается с помощью двух инструментов: съемника и «хлыста». Съемник вставляется в кассету, так, чтобы его шлицы полностью вошли в пазы стопорного кольца. Затем на одну из больших звезд накидывается цепь хлыста, которым удерживается кассета, пока ключом со съемником откручивается прижимная гайка.
Важный плюс кассет для опытных велосипедистов – количество зубьев на самой маленькой звезде. На кассете их обычно 11, а у трещотки 13-14. Таким образом, на кассете, при одинаковом количестве зубьев на передней звезде и одинаковой скорости вращения педалей (каденсе) можно ехать быстрее. Например: если на передней звезде 32 зуба, а на задней 11, то можно разогнаться до 40 км/ч. А вот при 13 зубьях на трещотке и той же частоте вращения педалей – только до 34 км/ч.
Так же разброс передаточных чисел на звездах у кассет обычно больше и лучше, чем у трещоток.
Как визуально отличить кассету от трещотки
Если Вы держите в руках и она не установлена на велосипеде, то проще всего посмотреть: если на задней стороне есть резьба – значит это трещотка, нет резьбы, а есть выемки в центре – это кассета.
Если она уже установлена на велосипеде – посмотрите снаружи на центр блока звезд. На трещотке два маленьких углубления, одно напротив другого, с помощью которых можно открутить крышку, за которой находятся подшипники. На кассете можно увидеть плоскую гайку со шлицами, с помощью которой звезды прижимаются к барабану.
Можно посмотреть по маркировке, нанесенной на первой, самой большой звезде, вбив её в любом поисковике, и выяснить в интернете, что это: кассета или трещотка.
Если никак определить тип не удается, можно считать так:
Маркировка кассет и трещоток
Обычно если в маркировке есть символы CS (Cassette Sprocket) – это кассета. Если есть буквы MF-TZ или просто TZ – это трещотка.
Количество зубьев на звездах трещоток и кассет обозначается одинаково: две цифры через дефис и буква “T”. Буква “T” от английского слова tooth – зуб, зубец.
Например: 14-28Т. На маленькой звезде 14 зубьев, а на большой – 28.
Выводы
Трещотки отлично подходят для:
Если вес велосипедиста до 100 кг, он катается спокойно, без рывковых нагрузок на цепь и заднее колесо, особенно на крайние наружные звезды – то трещотка отлично справляется с задачей переключения скоростей. Часто у таких велосипедистов трещотки служат многие тысячи километров и нормально себя ведут.
Если вес велосипедиста более 100 кг или велосипед используется для длительных туристических поездок с большой нагрузкой на багажник – лучше использовать кассету. Она более надежная и легче переносит большое давление на ось задней втулки.
Если Вы любитель агрессивных стилей катания, гоняете по пересеченной местности, и при этом байк испытывает сильные динамические нагрузки на заднее колесо, например, при прыжках, скоростных горных спусках и т.п. – то однозначно для переключения скоростей нужно применять кассету.
Если Вы цените надежность, часто пользуетесь разными скоростями, Вам нужны большие передаточные числа и самое главное нет проблем с финансами – берите кассету.
И еще маленькое замечание – не забывайте еще и о планетарных втулках. В них вообще нет звезд, скорости переключаются прямо внутри втулки и не требуют никакого обслуживания.
Чем отличается кассета от трещотки на велосипеде
Не только начинающему, но и опытному велосипедисту нужно знать, из чего состоит велосипед, и какие механизмы отвечают за тот или иной процесс. Трещотка – достаточно загадочный элемент конструкции, снятие которого требует определенной сноровки. Многие путают его с кассетой, в результате чего при ремонте или замене узла возникают определенные трудности с выбором подходящей детали.
Чем отличается трещотка от кассеты? Тонкости ремонта и замены механизма. Что лучше: трещотка или кассета? Сегодня мы узнаем ответы на эти и другие вопросы.
Как определить, что установлено на велосипеде
Надо сказать, что внешне они схожи. По незнанию их легко спутать друг с другом.
Как отличить кассету от трещотки
Скажем сразу, что первопроходцем является трещотка. Именно она появилась первой в конструкции многоскоростных велосипедов. Позже в обиход велосипедистов вошли и кассеты. Чтобы понять, чем трещотка отличается от кассеты, следует дать определение обоим механизмам. Итак:
Принципиальное отличие: кассету надевают на барабан специальной кассетной втулки для заднего колеса. Крепится шлицевым соединением при помощи гайки. Кассеты чаще встречаются на дорогих моделях велосипедов, так как они являются более надежным и выносливым механизмом по сравнению с трещоткой. Последняя, кстати, отличается сложностью ремонта – если сломалась одна либо несколько звезд, проще заменить полностью весь узел.
Определение сборки велосипеда
Если велик новый, то можно сказать, что на нем, скорее всего, стоит кассета. Однако ситуации бывают разные, например, бывает, что определить, сколько в комплекте ведомых звезд, невозможно. В такой ситуации следует обратить внимание, есть ли резьба на дне втулки. Она присутствует исключительно на трещотках, а на кассетах устанавливают барабаны со шлицевым соединением, имеющие едва заметные выступы.
Снятие трещотки и кассеты
Процесс этот нельзя отнести к простому ремонту. Здесь пригодятся определенные знания и навыки. Кроме того, не обойтись и без соответствующего инвентаря.
Нужные инструменты
Специальный съемник и разводной ключ – без этого демонтаж не выполнить. Кроме того, понадобится старая и чистая ветошь – в этой работе без грязи не обойтись. Под рукой желательно иметь небольшую емкость для шариковых подшипников. Если механизм совсем старый – только замена. Если детали прикипели – понадобится специальная жидкость WD-40.
Демонтаж: инструкция
Чтобы процесс прошел гладко и без сюрпризов, желательно придерживаться определенного алгоритма действий:
После демонтажа необходимо тщательно очистить каждый элемент и смазать велосипедным маслом. Подшипники с темными пятнышками или деформированной поверхностью желательно заменить на новые.
Что лучше выбрать: кассету либо трещотку
Кассеты устанавливаются преимущественно на современных моделях. Трещотка – это, скорее, изживающий себя механизм. Она по-прежнему используется на производстве великов, но по большей части для сборки бюджетных моделей.
Многоскоростной велосипед с трещоткой подходит тем, кто изредка спокойно катается по городу и не нагружает заднюю ось.
Соответственно, байки с кассетами – это полная противоположность. Механизм не боится агрессивной езды, легко преодолевает неровности и бездорожье, а также отличается большей выносливостью и износостойкостью.
Заключение
Кассеты предлагают более широкий диапазон скоростных режимов. Кроме того, современный механизм является максимально удобным и практичным решением для велосипедистов, которые любят преодолевать сложные участки дорог и неровное покрытие.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
В чем отличие кассеты от трещотки?
Приходит время, когда нужно поменять и купить задние звезды. И вот тогда многие велосипедисты, приходя в магазин, слегка впадают в ступор от вопроса продавца «А у вас трещотка или кассета?».
Давайте разберемся в чем отличие трещотки от кассеты и как их можно отличить визуально. Данная информация позволит вам сэкономить свое время и время продавца, а также сделать правильный выбор.
В данной статье мы будем рассматривать трещотки и кассеты наиболее популярного и часто встречаемого производителя. Это Shimano. Компоненты именно этого производителя можно наиболее часто встретить на велосипедах, которые продаются в веломагазинах. И именно компоненты Shimano мы рекомендуем покупать для замены деталей на своем велосипеде. Shimano это качество, уверенность и надежность!
Трещотка – имеет маркировку MF-TZ и она темного цвета. Достаточно редко можно встретить трещотки серебристого цвета с маркировкой MF-HG. Все трещотки Shimano начинаются с аббревиатуры MF, что означает Multiple Freewheels. Маленькая звездочка на трещотке имеет обычно 14 зубчиков, если это MF-TZ и 13 зубчиков если это MF-HG.
Звезды задние (трещотка) Shimano MF-TZ21 Звезды задние (трещотка) Shimano MF-HG37
Наиболее популярная модель трещотки для велосипедов с 6-ю или 18-ю передачами это Shimano MF-TZ20 (в народе называют шестерик), а если у вас велосипед имеет 7 или 21-у передачу, тогда Shimano MF-TZ21 (семерик).
Кассета – может быть, как серебристого, так и черного цвета. Кассеты компании Shimano маркируются буквами CS (Cassette Sprockets). Маленькая звездочка на кассетах имеет 11 (МТБ серия) или 12 зубчиков (шоссейные)!
Идем дальше. Кассета разборная, состоит из звездочек (7-8-9-10-11-12 звездочек) надевается на втулку и сверку фиксируется специальной гайкой. Трещотка обычно состоит из 6-7 звезд. Все собраны в единое целое. Китайские трещотки бывают также на 8 и 9 звездочек. Обычно они применяются на электровелосипедах. Трещотка накручивается на втулку и имеет резьбу.
Чтобы снять кассету потребуется два инструмента. Это съемник кассеты и хлыст. Чтобы снять трещотку нужен только съемник.
Подведем итог «как отличить трещетку от кассеты»!
Если у вас на задних звездах есть буквы MF – значит у вас трещотка, если CS – значит кассета.
Если звезды собраны в единую конструкцию – трещотка, если они имеют 2-3 отдельные звездочки и гайку – кассета.
Если внутри задних звезд с внутренней стороны есть резьба – это трещотка. Если видны только направляющие шлицы – это кассета.
Маленькая звездочка имеет 13 или 14 зубчиков – у вас трещотка. 11-12 зубчиков на самой маленькой звездочке – у вас кассета.
Теперь вы сможете без особого труда определить где кассета, а где трещотка.
И помните всегда бывают исключения!
Как кассету отличить от трещотки на велосипеде
Чем отличается трещотка от кассеты?
Многие велосипедисты многоскоростных велосипедов рано или поздно сталкиваются с заменой заднего (ведомого) блока звезд. Тогда и появляются вопросы:
Я постараюсь ответить на каждый из вопросов более подробно.
Как определить на велосипеде установлена трещотка или кассета?
Чтобы определить какой вид заднего блока звезд используется на вашем велосипеде, нужно внимательно на него посмотреть и воспользоваться любым из двух способов определения:
Первый способ — «Метод подсчета звезд». Трещотки обычно встречаются с количеством звезд на ней не более 7, т.е. могут встречаться 3, 4, 5, 6 и 7-ми скоростные трещотки.
Если вы видите количество звезд до 6-ти включительно, то в этом случае можно с вероятностью 100% говорить, что это трещотка. С 7-ми скоростями не всегда однозначно иногда встречаются и трещотки и кассеты, в этом случае смотрите второй способ 2. (На одном из моих велосипедов, например стоит 7-ми скоростная трещотка)
Второй способ — «Визуальное определение». Данный способ один из самых надежных. Здесь нам поможет внешний вид, для этого нужно посмотреть в центр блока звезд, смотрите фото ниже.
Чем отличается кассета от трещотки:
Если блок звезд уже снят с колеса велосипеда, то смотрим на обратную сторону:
Вот так выглядит трещотка и кассета со стороны крепления к втулке
Как понять втулка под кассету или трещотку?
Часто такое бывает, что на руках есть втулка или колесо без ведомых звезд. И нужно определить, что для нее купить кассету или трещотку?
Рассмотрим, на что нужно смотреть, чтобы быстро определить. Благо — это сделать можно очень просто достаточно понять принцип работы этих запчастей.
1. Во втулках, которые созданы под трещотки можно увидеть резьбу, на которую накручивается трещотка, а сам «трещоточный» механизм находится в самом блоке звезд.
На фото мы можем увидеть, резьбу на самой втулке и на трещотке. Наличие такой резьбы говорит нам 100%, что это трещотка.
2. Втулки, которые идут под кассеты имеют барабан, на который одевается кассета.
Тут мы видим на барабане втулки шлицы (небольшие выступы), аналогичные выступы имеются и на кассете.
Какие инструменты необходимы, чтобы открутить кассету и трещотку?
Для кассеты и трещотки необходимы разные инструменты, к сожалению они не взаимозаменяемы.
Трещотка
Чтобы открутить трещотку всего лишь необходимо иметь специальный съемник и ключ, который этот съемник будет откручивать. Мой съемник выглядит вот так:
Подробнее о том как снимается трещотка и какой ключ для съемника я использую, можно прочитать здесь.
Кассета
Для снятия кассеты потребуется 2 инструмента. Потребуется специальный съемник под кассету и ключ-хлыст (я писал статью о том как можно сделать хлыст своими руками). Мои инструменты выглядят так:
Подробнее о том как снимать кассету читайте здесь.
Что лучше кассета или трещотка?
Многие начинающие велосипедисты задаются вопросом: «что же лучше использовать на велосипеде трещотку или кассету?» Сразу напишу, что лучше кассета, а почему читайте ниже.
Если рассматривать эти два стандарта ведомых звезд, то трещотка была придумана раньше, а уже потом появилась кассета. В следствии чего в кассете исправили все недочеты, с которыми сталкиваются владельцы трещоток.
Одна из самых главных проблем трещоток — это лопнувшая ось либо ее искривление из-за чего блок звезд начинает «вилять» когда колесо крутится, что за собой влечет проблемы в переключении скоростей.
Оси ломаются и гнутся из-за того, что подшипник, который стоит со стороны звезд трещотки воздействует практически на центр оси, когда как в кассете, все подшипники расположены по краям втулки.
Чтобы это себе представить можно взять линейку и попробовать надавить на нее в центе и она сразу «прогнется», тогда как, если вы надавите на линейку с тем же усилием с краю она практически не изменит своей формы. Данный недостаток трещоток позволяет использовать их только на велосипедах подверженных малым нагрузкам.
Посмотрите на небольшой схематический рисунок, где я показал расположение подшипников в трещотке и кассете:
Слева трщотка, справа кассета. Синим на оси трещотки я пометил примерное место, где происходит поломка оси.
Посмотрев, на разрезы втулок сразу видно, что лучше всего расположены подшипники в кассете они равноудалены от центра втулки, когда как в трещотке наблюдается асимметрия.
Из этого всего мы можем сделать следующие выводы:
Если вы катаетесь агрессивно и ваши маршруты пролегают по пересеченной местности, то лучшим выбором для вас будет использовать втулку под кассету.
Ну а если вы городской житель и вы не собираетесь прыгать на велосипеде, а ваши дороги пролегают по асфальту однозначно менять трещотку нет необходимости. Мой основной велосипед, на котором я езжу по асфальту использует трещотку и я её пока менять не собираюсь, за примерно 7-8 тысяч километров пробега по городу, у меня всего раз лопнула ось. Я купил новую за копейки и продолжил эксплуатировать велосипед дальше.
А какие задние звездочки стоят на вашем колесе велосипеда: трещотка или кассета? Напишите в комментариях.
Выбор компонентов: втулки под трещотку и кассету
Очень часто из-за незнания и желания сэкономить, люди приобретают дешевые велосипеды либо запчасти, которые при интенсивном стиле езды быстро выходят из строя. Данная статья будет полезна для тех, кто определяется с выбором недорогой втулки.
Втулки бывают под кассету и трещотку. Разъясним что есть что.
Трещотка – набор звезд с храповым механизмом внутри. Данные звезды накручиваются на резьбу втулки.
Кассета – обычный набор звезд, который насаживается на барабан втулки и притягивается гайкой. Сам храповой механизм такой системы находится внутри барабана втулки.
Соответственно и втулки бывают под трещотку и кассету.
Сравним преимущества и недостатки втулок под трещотку/кассету по следующим критериям:
1. Цена
Здесь вроде бы выигрывает трещотка. Цена ее на порядок ниже. Но оправдает ли она себя, эта цена? Цена ниже за счет простоты конструкции, и как раз таки за счет использования дешевых материалов. Конечно, не факт, что в самой дешевой втулке под кассету материалы будут лучше, но за счет своей более удачной конструкции она будет надежней. Об этом будет следующий пункт.
2. Надежность
С ведущей стороны подшипник втулки под трещотку расположен перед звездами, близко к центру оси втулки. А подшипник с противоположной стороны расположен нормально, дальше от центра. За счет этого во втулке под трещотку создается неравномерное распределение нагрузки и всегда сильнее изнашивается подшипник с ведущей стороны. А еще это является причиной поломки оси втулки. Если это втулка под эксцентрик с полой осью – то она лопается, если ось под гайки – будет гнуться. Возможно вам удастся избежать этого, если вы весите до 70 кг и аккуратно ездите по ровным дорогам. Производители втулок под кассету смогли убрать этот недостаток, и расположили подшипник с ведущей стороны как можно дальше от центра, внутри барабана.
Что касается самого механизма храповика, будь-то трещотки либо кассеты, при изготовлении этих деталей из плохо закаленного железа на храповике появляются заусеницы, из-за которых механизм клинит и ваш велосипед превращается в велосипед с глухой передачей! Тоже касается и собачек, при их износе могут появиться прокруты. Поэтому, покупая втулку, вы должны понимать, как ее будете использовать, если это будут большие нагрузки с подъемами, резкие нагрузки, то не стоит экономить, ибо запчасть придется часто ремонтировать, или вообще менять на новую, и экономия превратится только в лишние растраты. Хорошая качественная втулка обязательно будет под кассету, т.к. втулка под трещотку не терпит больших нагрузок и на хорошем подъеме может просто сорваться резьба, на которую накручивается трещотка.
3. Количество зубьев звезд кассеты и трещотки
Весьма важный фактор, который, возможно, заставит вас преобрести втулку с кассетой – количество зубьев самой маленькой звезды. У трещотки самая маленькая звезда на 14 зубьев, на некоторых моделях 13. У кассеты же она на 11 зубьев. Т.е. если вы на 32й звезде спереди и 11й сзади сможете разогнаться до 40 км/ч, то при этой же частоте вращения педалей скорость на соотношении 32/13 составит 34 км/ч. Следовательно, чтобы достичь такого же передаточного соотношения, прийдется ставить больше звезду спереди.
4. Простота установки/демонтажа кассеты и трещотки на втулку
Положительным моментом для трещотки является необходимость только лишь одного инструмента для демонтажа, для этого используется такой съемник со шлицами и гранями под ключ.
Для того, чтобы ее установить на втулку, инструмент и вовсе не требуется, она накручивается вручную и дозатягивается уже в процессе езды. Но вот чтобы снять ее – прийдется попотеть, особенно если вы любите вкручивать на подъем. Возможно даже понадобится помощь друга и большой рычаг на ключ.
А вот с кассетой дело обстоит так: для установки необходим тот самый съемник со шлицами, а для снятия еще и хлыст.
Но если это все у вас есть – то проблем при снятии не должно возникнуть, и чрезмерных усилий применять не придется.
Итог: если в первую очередь вам необходимо качество, а стиль езды требует использования надежных деталей, следует смотреть в сторону хороших фирменных втулок под кассету. А если же велосипед будет использоваться для легких неспешных прогулок по ровным дорогам, и вы не видите смысла тратиться на велосипед – можно обойтись и дешевой втулкой под ту же кассету, либо трещотку. Но втулки под трещотку – это определенно самый низкий уровень надежности.
Интересное познавательное видео по теме
Чем отличается трещотка от кассеты
Велосипед имеет множество небольших элементов различных по конструкции, но функционально похожих. Например, велосипедная кассета может иметь два вида. Внешне новичку сложно будет понять, чем они отличаются между собой. Но если заглянуть внутрь, то можно понять их элементарные отличия. Вот сейчас мы и поможем разобраться чем отличается трещотка от кассеты.
Устройство и отличие
Кассета (трещотка) находится на заднем колесе велосипеда и выполняет роль переключателя скоростей. Ближе всего к втулке звезды большего диаметра и далее по убыванию. На табло переключателя, который находится на руле, маленькая передача означает, что цепь находится на большой звезде. Соответственно, если владелец велосипеда повышает значение передачи (число на переключателе), то цепь переключается на меньшую звезду. Весь набор звезд, отвечающих за переключение скоростей, крутится на храповом механизме. Который в зависимости от вида имеет различное месторасположение – то ли встроен в набор звезд, то ли в механизм втулки. Это и различает между собой наших конкурентов.
Трещотка
Храповик находится внутри набора звезд, а крепление представлено в виде резьбы или зубьев. Отличительной особенностью является количество звезд, их бывает 5-7, что меньше по сравнению с кассетой. Материал изготовления обычно сталь. Срок функционирования ходового механизма меньше, а при повышении свойств трещотки потребуется более качественный материал, что потянет за собой повышение стоимости всей детали. Механизм представляет собой целостную конструкцию, в которой невозможно заменить одну деталь. При поломке потребуется замена всей трещотки, что является большим минусом. В процессе езды на велосипеде подшипник трещотки, расположенный со стороны звезд, оказывает воздействие на центр оси из-за асимметричного расположения подшипников по отношению к оси, что приводит к появлению трещин и искривлений. К дополнительным минусам относится «прикипание» резьбового механизма в следствии постоянного затягивания при педалировании. Отчего такая система является не востребованной и устанавливается только на бюджетные велосипеды, если речь идет об MTB дисциплинах. Как исключение выступают дисциплины, например, BMX и Dirt. Где наоборот данный вид популярен, но и делается механизм на совсем другом уровне и стоит совсем других денег.
Итог: использование данной системы в MTB дисциплинах – архаизм. Ввиду своего большого веса, малой надежности и дополнительных проблем с перегрузкой оси колеса из-за несимметричного расположения подшипников во втулке. Ставятся только на бюджетные велобайки из-за низкой стоимости. В дисциплинах же BMX, Dirt, FreeStyle и т.п. – имеет популярность, но и делается на другом уровне и с другой стоимостью.
Кассета
Храповик расположен внутри барабана втулки, а крепление набора звезд на барабан осуществляется при помощи шлицов. Что исключает возможность взаимозамены систем без замены втулки. Данная система обладает рядом преимуществ и разнообразий в принципах изготовления. В отличие от конкурента, подшипники находятся на одинаковом расстоянии от оси и не оказывают на нее давления.
Разновидности
Кассеты на велосипед имеют несколько разновидностей, в основе которых лежит различный способ соединения звезд между собой и на барабане:
Преимущества
Как уже упоминалось выше, у велокассет есть ряд преимуществ перед велотрещотками:
Обслуживание
Как и для всех других компонентов велосипеда, сезонный технический осмотр приветствуется. Но здесь имеет смысл и более частые манипуляции по соблюдению чистоты. Так как трансмиссия взаимодействует непосредственно с маслом, пылью и грязью. А значит и с риском повышенного износа деталей.
Обслуживание кассеты или трещотки может включать в себя как полный их разбор, так и частичный. В первую очередь нужно соблюдать чистоту звезд и цепи. Для этого можно использовать специальную щетку с длинными и жесткими пучками и средства для очистки трансмиссии. Или обычную с короткими ворсинками при разобранной кассете. После чего звезды протирают и по необходимости смазывают. Не стоит забывать, что неочищенная цепь, может опять запачкать кассету или трещотку, так что её также стоит почистить и смазать заново.
Для того чтоб провести разбор узла переключения скоростей велосипеда потребуется несколько специальных инструментов: съёмник для кассеты или трещотки подходящий по размеру, хлыст и гаечный ключ нужного размера. При отсутствии первых двух, их можно приобрести в велосипедном магазине.
Провести обслуживание возможно и при отсутствии съёмника. Вместо этого, можно использовать щлицевую трубу и ключ нужного размера. Однако такой способ более трудоемкий и длительный.
Итоги
Разобраться с различием устройства трещотки и кассеты велосипеда не так уж и сложно. При катании в MTB дисциплинах выбор очевиден – кассета. Уровень и разнообразие коих на любой вкус и цвет, под любые нужды и требования. От спейсерных модификаций до цельнофрезерованных. Вес, надежность и производительность неоспоримы
Если же вы увлекаетесь слоупстайловыми дисциплинами, дертовыми – тогда для вас есть и качественные варианты трещоток. На что упадет выбор уже будет зависеть от ваших потребностей и бюджета.
Не зависимо от того, что именно вы выберете, сезонное техническое обслуживание никто не отменял. А в данном случае и периодические чистки от масла, грязи и пыли. Иначе снижение КПД при педалировании и повышенный износ деталей механизма вам обеспечен. Чистку зачастую можно осуществлять и самому, но при наличии необходимых инструментов, в виде хлыста и съемника. Как выше упоминалось, можно не приобретать специальный съёмник, но тогда процесс будет более трудоемким и долгим. Поэтому в первый раз стоит обратиться за помощью к более опытному владельцу велосипеда, имеющего съемник для кассеты или трещотки. В ином же случае веломастера вам в помощь.
Отличия трещотки от кассеты на велосипеде. Что лучше?
С этим вопросом рано или поздно сталкиваются многие любители велосипедов. Кто-то задается этим вопросом заранее, еще перед покупкой своего нового “боевого” коня, а кто-то уже впоследствии, чтобы понять, как обслуживать и ухаживать за ним. Вне зависимости от того, к какой категории относитесь именно вы, скоро завеса этой тайны раз и навсегда приоткроется для вас.
Трещотка или кассета?
Начнем с самого простого – зачем вообще сий интересный атрибут нужен.
Трещетка через цепь переносит все ваши усилия при прокручивании педалей на заднюю ось колеса, что и приводит велосипед в движение. Сама конструкция состоит из 3 элементов – муфты свободного хода, ведомых звезд, кольца с резьбой.
Чем отличается трещотка от кассеты? Кассета в свою очередь, на первый взгляд, очень похожа на трещетку, но имеет свои характерные отличия.
Разница кассеты от трещетки
Трещетка отличается:
Кассета отличается:
Если вы до сих пор еще сомневаетесь, то для полной уверенности можно посчитать количество звезд (сколько всего колец). Если их не более семи, то практически с полной уверенностью можно заявить, что перед вами трещетка. Если их больше семи, то перед вами кассета. Если их ровно семь, то лучше всего все-таки найти визуальные отличия, описанные выше, так как иногда семь звезд могут быть как у трещетки, так и у кассеты.
Еще один из способов – подсчитать количество зубчиков на самой маленькой звездочке – если их одиннадцать или двенадцать – это кассета, если же их тринадцать или четырнадцать – значит это трещетка.
Если же перед вами только втулка или колесо и необходимо понять, какая деталь стоит у вас, то сделать это легко и просто. Характерная черта втулок под трещетку – наличие резьбы, на которую накручивается сама трещетка со звездами. У втулок под кассеты можно увидеть барабан, на который и надевается кассета.
Как продлить время службы трещетки или кассеты
В процессе эксплуатации вашего двухколесного друга, в зубцы звездочки попадает грязь, трава и песок, что может обусловить скорую возможную неисправность данного компонента. Чтобы избежать подобного, необходимо ухаживать за данной деталью – разбирать, очищать и смазывать маслом. Порой возможный износ потребует и вовсе полной замены, как в случае стирания зубчиков на самих звездочках.
Демонтаж трещетки
Для того, чтобы снять трещетку, вам потребуется специальный съемник. Они могу выглядеть по разному, но суть и принцип у них один и тот же. Без него, снять трещетку с велосипеда у вас не получится.
Демонтаж кассеты
Для снятия кассеты вам понадобятся два инструмента. Помимо специального съемника под кассету, вам также будет необходим ключ-хлыст.
Если вы это делаете впервые, процесс покажется вам сложным. Мы настоятельно рекомендуем запастись бумажными полотенцами и тряпками, чтобы не извозюкаться в масле.
Что лучше кассета или трещетка?
Мы всецело рекомендуем, конечно же, делать свой выбор в пользу кассеты. С точки зрения прогресса и эволюции – она новый этап в развитии велосипедного строения. По сути, она учла все недочеты и изъяны своего предшественника. К сожалению, она не только более современная и надежная, но также и более прихотливая – требует гораздо большего ухода и внимания.
С точки зрения финансов, за все плюсы кассеты придется доплатить. Поэтому стоит задуматься, как часто вы собираетесь кататься? Если один раз в год, то есть ли смысл переплачивать.
Помимо этого, стоит также учитывать стиль и манеру катания, а также тип покрытия. Если вы катаетесь агрессивно, вам по душе прыжки, а пересеченная местность ваша излюбленная трасса – то кончено же стоит отдать предпочтение кассете. Если же вы любите размеренные прогулки по гладкой и асфальтированной поверхности – трещетка, не самое плохое сочетание.
Кассета велосипеда
Кассета велосипеда – сборка из нескольких звезд на задней оси современного велосипеда. Комплект крепится с помощью выступов (шлицов) на внутренней поверхности кассеты, которые входят в зацепление с ответными выступами на барабане задней втулки. Данный способ крепления называется «шлицевым». Кассета от проворачивания стопорится шлицами, а смещению вдоль оси втулки препятствует упорная гайка. Жесткое крепление кассеты на оси необходимо для уверенной передачи крутящего момента от педалей на заднее колесо.
Трещотка велосипеда – часть трансмиссии. Система с трещоткой появилась раньше, но сегодня постепенно уступает место более прогрессивной кассетной. По сути, это такой же пакет из звездочек, как и в первом случае, но объединенный (через храповой механизм) с втулкой в одно целое. При свободном ходе или вращении в обратную сторону трещотка издает треск, за эту особенность конструкция получила название.
Трещотки часто встречаются на дешевых и старых велосипедах. Трещотка обычно содержит меньше передач, чем кассета и менее надежна. При наездах на жесткие препятствия, прыжках, шанс согнуть или сломать заднюю втулку на велосипеде с трещоткой гораздо выше в сравнении с кассетной системой из-за особенностей конструкции трещотки. Кроме того, при износе звездочек в кассете, есть возможность заменить отдельную звезду из набора кассеты. С трещоткой такие манипуляции затруднительны.
Среди плюсов трещотки – ниже цена, однако и надежность тоже ниже. Кассета и трещотка между собой несовместимы. Если вам захочется сменить одну систему на другую, придется также менять заднюю втулку. Как правило, кассета имеет большее количество передач, чем трещотка. Кроме того, на массовых трещотках минимальная звезда обычно содержит 14 зубьев, на кассетах применяются маленькие звезды на 11-12 зубьев.
Трещотки отличаются между собой количеством звезд в наборе и числом зубьев на звездах. Массовыми считаются 6-звездочные трещотки на 14-28 зубьев (тип называется 14-28Т), также часто встречаются трещотки на 7 звезд (14-34Т). Процедура замены трещотки требует применения специального инструмента – «съемника трещотки» и в полевых условиях трудновыполнима. Кроме того, в силу конструктивных особенностей крепления на оси, при демонтаже трещотки требуются гораздо большие физические усилия, чем при демонтаже кассеты.
Кассеты также делятся на группы по количеству звезд в пакете а также минимальному и максимальному числу зубьев у звезд в кассете. Например, маркировка 11-36T 10 speed подразумевает что перед нами кассета из 10 звезд с диапазоном от 11 зубьев на самой маленькой звезде до 36 на самой большой. Если мы говорим о кассетах для шоссеров, то они могут быть совместимы с одной из двух систем – SHIMANO или Compagnolo. Кассеты других производителей могут быть совместимы или не совместимы с двумя основными стандартами.
Классификация кассет
По количеству звезд в пакете
Современная кассета может иметь от 7 до 12 звезд. Наиболее распространены кассеты с 8-10 звездами.
В зависимости от типа велосипеда
На горные велосипеды устанавливают кассеты с диапазонами звезд от 11-28T до 11-36T, на 8-10 звезд.
У шоссейных велосипедов диапазон звезд составляет 11 (12) – 22T до 11 (12) – 27T, в кассете 8-11 звезд. Кассету 12-27T принято считать промежуточной между шоссейными и горными пакетами.
Кассеты для шоссейных велосипедов, исключая Compagnolo, взаимозаменяемы с кассетами для горных, при одинаковом количестве звезд в кассете.
По конструкции
Разборные – кассета собрана из отдельных звездочек, скрепленных заклепками либо винтами. Самый простой и тяжелый вариант. Теоретически возможна замена отдельных звезд в кассете, если пакет звезд получается разделить.
На пауке. На центральную втулку из легкого сплава (паук) с креплениями в виде лучей крепятся звезды в форме колец. Система легче разборной, однако, дороже. К плюсам конструкции относится большая устойчивость к загрязнению.
Несколько пауков. Звезды скреплены группами по 2-3 штуки, каждая группа на своем пауке. К плюсам данной схемы относится легкость замены изношенных групп звезд, не меняя всю кассету целиком.
OpenGlide – разработана брендом SRAM для шоссейных велосипедов. Кассета собирается как полый внутри конус из отдельных звезд кольцеобразной формы. Точек крепления кассеты к втулке всего две – через самую большую и самую маленькую звезду обычной формы. Очень легкая и очень дорогая конструкция.
X-Dome – развитие технологии SRAM OpenGlide, применяется в кассетах типа SRAM XX. Ультимативно легкая, но и чрезвычайно дорогая система. Большая звезда системы выполнена алюминиевой с шлицами для крепления на втулке. Меньшие звезды выточены из цельной стальной заготовки в форме полого конуса, который крепится к самой большой и самой маленькой звездам. Кассета устанавливается на втулку через шлицы на крайних звездах. Очень дорогая конструкция, изнашивающаяся чуть ли не быстрее чем самый дешевый стальной пакет.
В зависимости от применяемых материалов
Стальные звезды. Подавляющее большинство кассет делаются из хромомолибденовой стали. Недорогой и не самый долговечный вариант.
Сплав на основе титана. Находит применение в более продвинутых конструкциях, часто только на больших звездах. Стоимость выше, чем у стальных, вес меньше. Насчет превосходства в долговечности титановых кассет по сравнению с качественными стальными нет единого мнения.
Анодированный алюминиевый сплав. Суперлегкие кассеты для соревнований высокого класса. Весят очень мало, стоимость самая высокая из всех возможных, изнашиваются чрезвычайно быстро. Долговечность на уровне простейших стальных кассет.
Купить велозапчасти в Киеве можно в нашем веломагазине VeloGO.