как учитель наказал алешу черная курица

Характеристика Алёши из повести «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций и порой не в лучшую сторону. Изменения поведения отчетливо видны у детей с неокрепшей психикой.

Главный персонаж сказки, Алеша, учится в петербургском пансионе и очень скучает по дому и родителям. Он хорошо успевает по предметам, помогает другим детям, любит природу и животных. Родители Алеши живут далеко, и он долго не может с ними встретиться. В качестве развлечений мальчик много читает и гуляет в саду. Алеше очень понравилось кормить курочек, которые ходили по саду. Особенно любимой стала Чернушка, с которой в дальнейшем мальчик проводил все больше времени.

Узнав о том, что Чернушку собираются зарезать, Алеша выкупил ее у кухарки и спас ей жизнь. Ночью Чернушка пришла к нему и попросила следовать за собой. Она предупредила мальчика, чтобы он не шумел. Так Алеша попал в подземное королевство. С удивлением он узнал, что Чернушка это министр, который находится на хорошем счету у короля и любим жителями волшебного государства. За его спасение король обещал исполнить любое желание мальчика. Алеша подумал и попросил, чтобы он знал всегда учебные задания, не уча их и не прикладывая усилий. В дар он получил семечко, которое должно было лежать в кармане его одежды. Чернушка попросила Алешу никому не рассказывать о подземных жителях, иначе им придется уходить в другое место. Так в жизни Алеши появилось волшебство.

Когда началась учеба, Алеша испытал действие семечки. Не выучив уроков, он блестяще ответил на все вопросы. С тех пор Алеша перестал читать учебники и готовиться к занятиям. Со временем, из трудолюбивого, доброго мальчика он превратился в ленивого и заносчивого ученика. Волшебные успехи в учебе все больше портили характер Алеши, но как-то раз, он не смог ответить на вопросы учителя. Оказалось, что семечко исчезло из кармана одежды. Мальчик очень сильно расстроился. Чернушка пожалела Алешу и принесла ему ночью пропавшее семечко.

На следующее утро Алеша ответил урок и соврал, что выучил его утром. Другие ученики уличили Алешу во лжи, и он из страха перед наказанием, рассказал всем о подземном королевстве. Мальчику никто не поверил и его наказали. Ночью Алеша услышал, как жители подземного королевства стали уходить с обжитого места, а Чернушка-министр звенел надетыми на него цепями. От расстройства Алеша заболел.

Прошло время, Алеша выздоровел и решил исправить свой характер в лучшую сторону. Он опять стал прилежно учиться и перестал заноситься перед друзьями.

Краткое содержание

Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:

как учитель наказал алешу черная курица. Смотреть фото как учитель наказал алешу черная курица. Смотреть картинку как учитель наказал алешу черная курица. Картинка про как учитель наказал алешу черная курица. Фото как учитель наказал алешу черная курица

О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.

Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.

Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.

Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.

Среди ночи мальчик в последний раз видится с курицей. Жители подземного городка вынуждены навсегда покинуть своё место из-за раскрывшейся тайны. Алёша осознаёт, как много ошибок допустил, и со временем снова становится спокойным, покладистым и дружелюбным ребёнком.

Основные персонажи

Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.

Другие герои произведения:

Сжатый анализ текста

Произведение Антония Погорельского — это поучительная история, своего рода сказка, которая поначалу поражает своей необычностью, а впоследствии заставляет юных читателей задуматься о том, как поступки могут кардинально изменить жизнь. Характеристика Алёши из сказки «Чёрная курица или подземные жители» — это своеобразное напоминание, к каким последствиям может привести получение знаний не честным трудом, а минутным везением.

Краткий тезисный анализ этого произведения может выглядеть следующим образом:

Такой сжатый анализ этой волшебной повести можно также представить в виде таблицы, что особенно удобно для школьников при заполнении читательского дневника.

Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»: главные герои

Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем XIX века Антонием Погорельским в 1829 году. Сказка была написана для племянника А.К. Толстого, воспитанию которого Алексей Алексеевич Перовский (таково настоящее имя писателя), уделял пристальное внимание. Алексей Толстой стал впоследствии известным русским поэтом и писателем.

Главные герои сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»:

Алеша – мальчик 9-10 лет. Мальчик умненький, миленький. Поступил в пансион, где родители оставили его и сами уехали. Учился Алеша хорошо, ученье давалось ему легко. Первое время он скучал по дому, но потом понял, что здесь веселее и интереснее. Скучал только в выходные дни, когда других детей, живших в Санкт-Петербурге, отпускали домой. Но учитель стал давать Алеше книги из своей библиотеки, и выходные дни Алеша посвящал чтению. Алеша был фантазером и романтиком.

После того, как Король гномов подарил ему семечко, и Алеше не надо было учить уроков, он стал ленивым шалуном, загордился. Алеша решил, что он самый необыкновенный и умный. Товарищи по пансиону перестали любить его. Но слава об Алешиных способностях разлетелась по пансиону, и родители стали стремиться отдавать своих детей учиться в это заведение. Однажды Алеша потерял свое семечко во дворе, и не смог рассказать ни одного слова из того, что было задано. Ночью курица-министр принесла ему семечко и сделала наставление, что он должен измениться.

Алеша не внял словам курочки. Он рассказал о семечке, о подземных жителях. Ему не поверили и наказали. Алеша после наказания заболел и пролежал в горячке 6 недель. Когда он выздоровел, снова стал нормальным мальчиком, начал учить уроки, и другие дети снова полюбили его.

Чернушка – Черная курица, которую Алеша полюбил и всегда подкармливал. Однажды он спас Чернушку от ножа кухарки-чухонки, и в благодарность Чернушка показала Алеше волшебное царство гномов, где она была Министром.

Учитель – немец. Распорядитель в пансионе. Объективный и мудрый человек. Тепло относился к детям. Он редко наказывал своих воспитанников. Наказание розгами и вовсе в этом пансионе не употреблялось. Алеша оказался первым воспитанником, кого высекли.

Его жена – хозяйственная женщина, управляла хозяйственной частью пансиона, питанием детей.

Кухарка – чухонка Трина – не глупая и добрая женщина, однако, не отказавшаяся от денег, которые предложил ей Алеша за Чернушку.

Король гномов – «человек с величественною осанкой, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом». Король гномов был справедливым и мудрым, и добрым.

Сказка о том, что ничего неделанье портит людей. Чтобы оставаться людьми, надо уметь работать над собой, своим самообразованием, быть полезным. Важно также умение держать данное слово. Алеша не сдержал слова, данное Чернушке, рассказал в классе о Подземном царстве, и этим вынудил их покинуть подземелье, а Чернушку-министра сделал несчастным.

Образ главного героя

Для полноценного анализа повести необходимо обратиться к характеристике Алёши из «Чёрной курицы». В 5 классе, в школьную программу которого включено это произведение, школьники рассматривают, как черты характера мальчика меняются в зависимости от происходящих с ним событий. Описание внутреннего мира этого героя необходимо для понимания всего текста.

Личность мальчика

Алёша — мальчик из простой семьи, который любит своих родителей и очень дорожит ими. Главный герой очень дружелюбный и добрый ребёнок, легко ладит с одноклассниками и грустит, когда в выходные дни ему приходится оставаться наедине с собой.

В книгах мальчик находит вдохновение. Именно чтение научило персонажа верить в чудеса. Большое значение для Алешки играла природа: он любил прогулки в парке или саду. Главный герой хорошо относится к животным, что говорит о его отзывчивости и доброте. Он кормит птиц, ухаживает за курочками и спасает любимицу Чернушку от кухарки.

Волшебное семечко

Получив в дар от короля подземного царства волшебное семечко, характер мальчика в корне меняется. Став лучшим среди учеников, Алёша не в состоянии справиться с заносчивостью и чувством собственного превосходства. Главный герой ленится, игнорирует выполнение домашней работы и учебный процесс в целом. Мальчик становится злым и не прислушивается к советам окружающих.

Изменения в характере не могут оставаться незамеченными для его друзей. Они понимают, что Алёша становится слишком гордым и ставит себя выше других, поэтом просто перестают общаться с мальчиком.

Дар, полученный от волшебного семечка, сломил ребёнка. Он не в силах совладать с такими испытаниями, сталкивается с множеством трудной и в конце концов не выдерживает груза тайны, рассказывая учителю и одноклассникам о подземном царстве.

Осознание своей вины

Предав свою любимицу и остальных жителей подземного городка, Алёша сильно заболевает и многое осознаёт. Спустя некоторое время мальчик превращается в былого доброго, наивного и искреннего ребёнка, испытывает сильные угрызения совести за содеянные поступки. Он очень грустит, что лишился друга в лице Чернушки.

Персонаж подвергается сильным душевным изменениям в связи с совершенными ошибками. Однако главному герою хватает сил, чтобы вернуться в прежнее состояние. Образ Алёши играет важную роль в смысловом плане, именно через личность этого мальчика автор даёт читателям важный жизненный урок: никогда не поздно признать свою вину и попытаться измениться в лучшую сторону.

Вариант 2

Повесть-сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана почти два столетия назад. Тем не менее, часть вопросов, поднимаемых там, актуальна по сей день.

Главный герой рассказа Алёша – мальчик лет девяти-десяти. Он учится в мужском пансионе в Петербурге, куда его привезли родители около двух лет назад. Алёша общительный, умный, смышлёный и все его любят. У него много друзей и товарищей, с которыми он частенько играет.

На первых порах тоска по родителям не оставляла мальчика в покое, так как его мама и папа жили далеко от пансиона. Ему было непривычно жить без родных, среди незнакомых людей. Однако он скоро приобщился к коллективу и в целом ему хорошо живётся в пансионе, и порой возникают мысли, что здесь лучше, чем в родительском доме.

Но бывают дни, когда Алёше совсем грустно и скучно. В основном это выходные и праздники – дни, когда все его друзья уезжают к родителям, а сам Алёша погружается в тоску. В эти даты он остаётся один и утешает себя своими любимыми занятиями. Больше всего Алёша любит перечитывать рыцарские романы из библиотеки его учителя-немца. Он уже выучил все события средних веков по этим романам и порой лежит и представляет себя на месте главных героев, переносит себя в ту эпоху.

Ещё одно его любимое занятие – ухаживать за курочками. Алёша знает всех кур пансиона по именам, кормит их крошками, разнимает их драки и наказывает забияк. Но одну из них он особо выделяет. Чёрная хохлатая курица по имени Чернушка – его любимица. Он даёт ей больше всего корма и спасает её от кухарки, которая хочет пустить Чернушку на суп.

Впоследствии Чернушка отблагодарила Алёшу, проводила его в подземный мир, и король того мира подарил Алёше волшебное зёрнышко, с помощью которого он мог знать всё, при этом ничего не уча. В этот момент Алёшу будто подменили. Он стал грубым, гордым, непослушным и самолюбивым. Он занимался шалостями на уроках и учителя его всячески наказывали. Все его друзья и товарищи тоже отвернулись от него, так как Алёша был надменным и разговаривал с ними свысока. Так продолжалось до поры до времени, пока Алёша ненароком не рассказал учителю о подземном царстве. После этого все жители царства, включая Чернушку, вынуждены были покинуть пансион и зёрнышко у Алёши исчезло.

Мальчик очень сожалел о содеянном, вскоре взялся за голову и исправился. Его снова все начали любить.

Другие сочинения: ← Крылатые выражения из басен Крылова↑ ДругиеПо произведению Слепой музыкант →

Применение на уроках литературы

Характеристика Алёши из рассказа «Чёрная курица или Подземные жители» даёт возможность показать юным читателям, как сложно бывает строить отношения в коллективе детям, не имеющим поддержки родителей, а также, как положительные и отрицательные качества могут подавлять друг друга под воздействием происходящих в жизни событий.

На уроках литературы отличной практикой для закрепления материала будет задание написать письмо Алешке, где ученики смогут обратиться к литературному герою с советами, или пофантазировать, как бы повели себя, став счастливыми обладателями заветного семечка из повести «Чёрная курица, или Подземные жители». Характеристика Алёши в этом случае пригодится для осознания того, сколько трудностей может ожидать детей вдали от семьи, и каких ошибок повторять не стоит.

Знакомство с подземным миром

Ночью Чернушка приходит к мальчику и начинает разговаривать с ним человеческим голосом. Алеша очень удивился, однако решил отправиться вслед за Чернушкой в волшебный подземный мир, в котором живут маленькие люди. Король этого необычного народа предлагает Алеше любую награду за то, что тот сумел спасти от смерти их министра – Чернушку. Но Алеша ничего не смог выдумать лучше, чем попросить у короля волшебную способность – уметь правильно отвечать на любом уроке даже без подготовки. Королю подземных жителей не пришлась по душе такая идея, ведь она говорила о лености и нерадивости Алеши.

Какие цитаты характеризуют Алешу в сказке Черная курица?

Внимательно читаем Погорельского

Если вы только начали изучать эту удивительную авторскую сказку, то будьте готовы к тому, что она поведет вас по удивительному миру превращения характера человека, на который будут оказывать влияние самые разные жизненные ситуации. И пусть автор сделал это посредством сказки, ведь Алеша встречает на своем пути говорящую курицу, которая оказывается министром подземного царства, тем не менее? Порча характера человека происходит практически всегда под влиянием так называемых «конопляных зернышек», которые олицетворяют в данном случае леность, гордыню и чрезмерное тщеславие.
Однако не буду более заниматься нравоучениями, а перейду непосредственно к выполнению задания, в котором нам следует цитатно проследить путь изменения характера и нрава главного героя, попавшего в непростую для себя ситуацию.

Итак, первый цитатный лист — это характер Алеши, который еще не знаком с министром и королем подземного царства, т.е. у него пока нет того самого волшебного зерна, дающего возможность не уча уроки, отвечать их без запинки.

как учитель наказал алешу черная курица. Смотреть фото как учитель наказал алешу черная курица. Смотреть картинку как учитель наказал алешу черная курица. Картинка про как учитель наказал алешу черная курица. Фото как учитель наказал алешу черная курица

Что мы видим, прочитывая эти цитаты из сказки? То, что наш герой — это добрый, любознательный мальчик, не лишенный фантазии, мечтаний, верящий в чудеса. По своему отношению к друзьям — он добр и отзывчив. Любит животных, иначе не кормил бы курочек с хозяйского двора хлебными крошками. И его поступок по защите Чернушки, когда он отдает самое драгоценное, что у него есть — империал, характеризует мальчика, как отзывчивого и сострадающего человека, сочувствующего попавшему в беду, готового поделиться самым сокровенным, что у него есть, чтобы спасти другого человека или существо из неприятных ситуаций.

Однако, несмотря на такую лестную в общем-то характеристику Алеши, есть ложка дегтя в его характеристике, которая проявляется в эпизоде — встрече с королем, где мальчик выбирает себе подарок — это лень, которая впоследствии сыграет плохую шутку с нашим героем.

Далее у нас идет подборка цитат с тем, как меняется Алеша, владея уже конопляным зерном. Поначалу, как вы можете видеть из цитат, Алеша стыдится тех похвал, что ему сыпятся из уст учителей и друзей. Т.е. еще зерна самолюбия не пробили полностью его сердца и души. Однако очень скоро ростки самолюбия и гордыни пробивают себе дорогу, подобно сорнякам и заполняют всю душу мальчика, вытесняя напрочь его доброту, простоту и сердечность. Перед нами предстает совсем иной Алеша, которому чуждо понятие труда, ответственности и доброты. Он прибавляет к своим порокам еще один негативный штрих — неблагодарность, которая окончательно губит его друга Чернушку.

как учитель наказал алешу черная курица. Смотреть фото как учитель наказал алешу черная курица. Смотреть картинку как учитель наказал алешу черная курица. Картинка про как учитель наказал алешу черная курица. Фото как учитель наказал алешу черная курица

И было бы неверным на этом и закончить свой анализ изменения характера главного героя Погорельского — Алеши, верно? Ведь уже в последних главах сказки мы можем наблюдать, что на Алешу накатывает приступ раскаяния из-за своих дурных поступков, и что мальчик, в итоге, пройдя через жернова нравственных искушений, становится вновь добрым и трудолюбивым. Погорельский сделал отличный финал, в сказке должно побеждать Добро, и оно, естественно, победило…

Источник

Сочинение Учитель в повести Черная курица, или Подземные жители Погорельского

Учитель не только дает знания детям, но и своим примером показывает, как надо себя вести, поступать в той или иной ситуации.

В сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» учитель – второстепенный персонаж, но рассказ о нем вводится в самом начале повествования.

Учитель понимал, что Алеша лишен родительской опеки и позволял брать ему книги из своей библиотеки. Он был обрусевшим немцем, а в то время в немецкой литературе была мода на рыцарские романы. Чтение развивало фантазию мальчика.

Родители ценили учителя. Они подарили ему 2 бриллиантовых перстня.

Учитель заботился о своих подопечных. Для Алеши это было особенно ценно. Он не видел своих родителей очень давно. И опека учителя согревала ему сердце.

Учитель хвалил детей за хорошо выученный урок. Когда Алеша показывал большие успехи в учебе, он «носил его на руках». Для ребенка очень важна похвала. Она мотивирует его учиться хорошо и добиваться своих целей.

Но наказание тоже входило в методы учителя.

Алеша не смог выучить урок. Учитель держал его на хлебе и воде в качестве наказания.

Когда Чернушка вернула Алеше потерянное зернышко, мальчик не сделал для себя выводов.

Учитель понял, что Алеша не мог выучить 20 страниц за такой короткий срок. Он решил, что мальчик не отвечал вечером из-за упрямства.

Учителя больше всего огорчил гордый взгляд Алеши. И он дает мудрое напутствие не только мальчику, но и всем ученикам.

Учитель с уважением относился не только к директору, но и к своим ученикам. В нем нет снобизма, жажды власти. К мальчикам он обращается «Господа».

Но для воспитания Алеши потребовалась последняя мера – розги.

Ребята уговаривали учителя пощадить Алешу, потому что розги еще не применялись в этом учебном заведении.

Но вместо раскаяния мальчика учитель услышал сказку о Черной курице.

Ему пришлось применить крайний метод наказания. Но перед тем. Как высечь Алешу, он показывает детям объективность своего поступка: «Дети, вы видите сами, что его нельзя не наказать!»

Он высек Алешу, чтобы другие дети понимали последствия своих поступков.

Но после болезни учитель не напоминал мальчику о наказании. И больше не задавал по 20 страниц печатного текста. В этих поступках проявилось великодушие и мудрость учителя. Нельзя напоминать ребенку о проступке, если он понес за него наказание.

А. Погорельский создал образ учителя, на которого нужно равняться не только педагогам, но и родителям.

Также читают:

Картинка к сочинению Учитель в повести Черная курица

Популярные сегодня темы

На мой взгляд, Тарас Бульба представляет собой одно из наиболее патриотических произведений русской литературы. Гоголю удалось создать такие образы, которые воодушевляют и дают весьма содержательное понимание разумного отношения к себе и родине.

Васнецов нередко в собственном творчестве использовал религиозные сюжеты, он был не только художником, но и весьма вдумчивым исследователем

Ценить собственные игрушки, беречь воспоминания детства учит рассказ «Друг детства» В. Драгунского из цикла произведений «Денискины рассказы». Сюжет основан на происходящем в семье Дениса, ребенку исполнилось 6 лет

В произведении, созданном для высмеивания и порицания невежества, ярко выведены образы плохих учителей Митрофанушки.

Сборник «Миргород» принято считать продолжением «Вечеров на хуторе близь Диканьки», но чувство пустоты, которую пытаются скрыть за шумом, становится глубже и хроничнее.

Источник

Урок А.Погорельский «Черная курица или подземные жители»

как учитель наказал алешу черная курица. Смотреть фото как учитель наказал алешу черная курица. Смотреть картинку как учитель наказал алешу черная курица. Картинка про как учитель наказал алешу черная курица. Фото как учитель наказал алешу черная курица

Тема: Антоний Погорельский

«Чёрная курица или подземные жители»

— воспитывать в детях добро, доброе отношения к окружающим посредством приобщения к образцам мировой литературы, воспитывать внимательного читателя через чтение к анализу текста, внимательное отношение к слову;

формировать положительно-значимые качества личности(трудолюбие, честность, коммуникативность) на примере сказки Погорельского и обсуждение поступков и действий мальчика Алёши.

— систематизация и обобщение знаний по сказке А. Погорельского « Чёрная курица, или Подземные жители»

— составление литературной характеристики главного героя Алёши. Осмысление нравоучительного сюжета (чему учит сказка)

Развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение.

Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в сказку

Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»,

Мы встретимся с мальчиком Алёшей и обсудим, какая с ним произошла загадочная история.

Итак, я хочу пригласить вас в сказку.

(открываем титульный лист)

Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное здание.

— Что это за здание? (пансион)

— Ребята, дайте определение слову «пансион».

(школа с общежитием для учеников)

Ребята, давайте найдем в нашем «путеводителе» по сказке – это в тексте описание пансионата, зачитать.

— Какие вам встретились незнакомые слова?

(дортуары, сени) – дать им определение

дортуары – спальные комнаты, сени – прихожая, коридор.

— А какие ещё незнакомые слова вам встретились в тексте?

(Шандал – подсвечник, рукомойник – умывальник,)

Эти слова, ребята, вышли из нашего употребления и называются устаревшими словами или архаизмами.

Наш путь по сказке продолжается, и вот он наш главный герой сказки мальчик Алёша, ваш ровесник. Что мы знаем о нем? Какой он? (текст)

Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история.

Проведём это в форме блиц опроса, за каждый правильный ответ вы получаете символ этой сказки – зёрнышко.

Почему Алёша остался один в пансионе? (все ученики уехали на каникулы)

Что было его утешением в часы одиночества? (книги: рыцарские романы и волшебные повести, игра с курочками во дворе; Одиночество Алеши скрашивают также дырки в заборе, через которые он может смотреть на улицу).

Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку, ласковую, хохлатую курицу)

Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала).

Учитель: Алеша за праздничным столом. Но ему неинтересно. Ему показалось, что Черная курочка звала его человеческим голосом. Он весь вечер один просидел в классных комнатах, а ночью…

Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство. Почему Чернушке пришлось сражаться с рыцарями? (мальчик не во всем слушал своего товарища).

Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая и отбивалась от рыцарей)

Куда привела курица мальчика? ( в подземное царство)

Анализ эпизода «Алеша перед подземным королем». Работа с текстом:

Почему подземные жители впустили Алешу? (читаем: «Мне давно известно,- сказал король,- что ты добрый мальчик; ты оказал великую услугу моему народу и за то заслуживаешь награду. Мой главный министр донес мне, что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти».

Как Алеша ответил на похвалу короля? ( «Сколь до Алеши ни было лестно, что приписывали ему такой благородный поступок, но он любил правду и потому, сделав низкий поклон, сказал: «Господин король! Я не могу принять на свой счет того, чего никогда не делал. …Я имел счастие избавить от смерти не министра вашего, а черную курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца…»).

Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром).

Текст: «Скажи мне, чего ты желаешь? – продолжал король.- Если я в силах, то непременно исполню твое требование». Алеша задумался и не знал, чего пожелать. Если б дали ему более времени, то он, может быть, и придумал бы что-нибудь хорошенькое ( в каком значении употреблено здесь слово «хорошенькое»? в смысле

«более значительное»). Почему Алеша поспешил с ответом? (текст: «ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля»).

Какое желание Алеша попросил исполнить? Текст: «Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали».

Как отнесся к Алешиному желанию король? ( Король удивился. «Не думал я, что ты такой ленивец», отвечал король, покачав головою.)

Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье, быть скромным).

Что поведал Алеше министр в подтверждение просьбы короля? Читаем текст.

Какая ответственность легла на мальчика? (хранить чужую тайну, в противном случае он будет виновником несчастья других).

Алеша – обладатель чудесного дара. В чем неправ Алеша? Приносят ли ему радость успехи, к достижению которых он не прикладывает никаких усилий? О чем говорил его внутренний голос? Текст. («Алеша не принимал хвалу учителя с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос его говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что этот урок не стоил ему никакого труда», «Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе этого не заслуживал»,

Вывод: Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы сшить одежду, приготовить пищу, построить дом, вырастить детей; нужен труд, чтобы получить знания.).

«Алеша сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алеши от этого совсем испортился, из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алеша! Не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит… Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей твоей учености, будешь самое несчастное дитя!»

Далее читаем: «Иногда он и принимал намерение исправиться; но, к несчастью, самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже и день ото дня товарищи менее его любили».

«Притом Алеша сделался страшным шалуном. Не имея нужды твердить уроки, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав»,

«Наконец он так надоел всем дурным своим нравом, что учитель серьезно начал думать о средствах к исправлению такого дурного мальчика».

Учитель читает: «Алеша в первые недели после получения конопляного зернышка не пропускал почти ни одного дня без того, чтобы не звать Чернушку, когда ложился спать. Сначала он очень горевал, но потом успокоился мыслью, что она, вероятно, занята важными делами по своему званию. Впоследствии же похвалы, которыми все его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней вспоминал. …Он вздумал призвать к себе Чернушку…» Что заставило Алешу вспомнить о Чернушке? Зачем она ему нужна? (Текст. «Милая Чернушка,- говорил он, любезный министр! Пожалуйста, явись мне и дай другое зернышко! Я, право, вперед буду осторожнее…»

Вопрос: Оставила ли Алешу Чернушка? Забыла ли она его? Что отвечает Чернушка Алеше? ( «… я не могу забыть оказанной тобою услуги, хотя тот Алеша, который спас меня от смерти, вовсе не похож на того, которого теперь перед собою вижу. Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили, а теперь… я не узнаю тебя!»

Вопрос: Какие наставления она дает Алеше? («Долго она с ним разговаривала и со слезами упрашивала (почему?) его исправиться».

Вопрос: Получил ли Алеша волшебное зернышко? (текст: «Вот зерно, которое ты выронил на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно. Король наш слишком великодушен, чтоб лишить тебя этого дара за твою неосторожность. Помни, однако, что ты дал честное слово сохранить в тайне все, что тебе о нас известно… Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!»

Вопрос: Алеша обещает исправиться. О чем предупредила Чернушка Алешу? (читаем: «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку (раскрыть смысл выражения), и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».

Вопрос: Как ведет себя Алеша, оставшись один? Текст: «Теперь-то он совершенно спокоен был насчет урока, …и мысль, что он опять возьмет верх над товарищами … ласкала его самолюбие. Об исправлении самого себя он хотя и не забыл, но думал, что это не может быть так трудно, как говорила Чернушка. «Будто не от меня зависит исправиться!» – мыслил он.)

Вопрос: Действует ли семечко снова? Пошел ли на пользу Алеше дар подземного короля? (Он становится плохим товарищем, капризничает, бездельничает, когда другие учатся. Он присваивает себе то, что ему не принадлежит).

8. Нарушил ли Алеша условие, поставленное Черной курицей в начале сказки? Предал он подземных жителей? (Да, иначе он ничего бы не смог объяснить учителю.)

9. Почему из-за Алешиного предательства пострадал именно министр Черна» курица? (Всегда страдает тог, кто любит. Он те­перь закован в цепи, так как подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно министр Черная курица.)

10. Упрекает ли министр Черпая курица Алешу? (Нет, он плачет, прощает Алешу и уходит навсегда. Единственное, о чем он просит, чтобы Алеша исправился и стал опять таким же доб­рым мальчиком, каким был прежде.)

Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения зёрнышка, и после получения зёрнышка.

На доске находятся пронумерованные слова, распределите эти слова в два столбика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *