как создать меню блюд
Разработка меню для кафе, ресторана
Подключите Poster, чтобы наладить складской и финансовый учет в вашем ресторане
Хорошое меню также должно быть удобным и для ваших официантов, чтобы они могли быстро найти нужную позицию и переслать заказ на кухню. Это очень доступно реализовано в программе для кафе Poster POS. Разберем детальнее чем помогает Poster при создании и работе с меню:
Категории и фото блюд на терминале— так официантам будет проще ориентироваться в меню на терминале и они не будут путать разные позиции салатов.
Тех. карты с модификаторами — если у вас есть блюда с дополнительными ингредиентами или разными вариантами подачи, добавьте к ним модификаторы. Например, для пиццы можно создать разные размеры и добавки.
Автоматический подсчет себестоимости — cебестоимость тех. карт расчитается автоматически с учетом поставок ингредиентов, которые вы добавите в состав и остатков на складе.
Анализ эффективности меню — с помощью ABC-анализа в Poster вы сможете узнать какие блюда пользуются спросом и приносят больше выручки заведению. Так можно будет решить какие блюда лучше убрать из меню и какие стоит доработать.
Совет для начинающих рестораторов
Не пренебрегайте самым простым советом: посмотрите, как оформлено меню у ваших конкурентов. Сочетается ли оно с общей концепцией заведения и что посетители заказывают чаще. Не бойтесь заимствовать удачные модели и добавлять их в свое меню. А вот нагло копировать, конечно, не стоит. Правильно составить меню для кафе или ресторана можно только после анализа рынка.
В статье мы собрали полезные советы и комментарии от экспертов в ресторанном бизнесе:
Разработка меню для кафе, этапы
Создание меню для кафе или ресторана можно разделить на несколько этапов. Сначала формируется концепция: группы напитков и блюд, позиции по каждой группе и ценовые категории. Потом тестовая дегустация, после которой отбираются ключевые блюда в меню. Финальная стадия — создание технологических карт и выбор оптимальной подачи блюда посетителю.
«Я сам составляю меню в своих ресторанах, и считаю, эту задачу нельзя поручать шеф-повару, ведь это вопрос бизнеса, который требует понимание экономики заведения. При разработке меню нужно учитывать, где находится заведение, какая аудитория к вам приходит. Из этого вытекает, что будет продаваться, а что — нет. К примеру, в центре можно предлагать гостям бизнес-ланчи, а в спальном районе важно не забыть о детском меню.»
Валерий Сиверчук
«Меню — это плод работы нашей команды и друзей шеф-поваров — Артема Митрофанова и Дмитрия Командовского. Мы периодически устраиваем с ними вечера проработок, после которых самые удачные блюда попадают в меню. Команда на кухне не отстает, большая часть новых блюд — плоды их трудов. Также регулярно балуем гостей специальными блюдами, которые появляются на выходные или на неделю, сезон. На кухне творческая атмосфера, каждый может внести свой вклад и придумать что-то новое. В нашей Команде это поощряется.»
Константин Матвеев
Длинное или короткое меню
Запомните, длинное меню увеличивает время обслуживания посетителей. Вместо того чтобы определиться с заказом в течение нескольких минут, они будут долго и скрупулезно изучать меню. Особенно это касается клиентов, которые пришли к вам впервые. Они также не могут определиться, что им стоит попробовать, и консультируются с официантом. Скорость обслуживания других столиков значительно снижается, а значит, вы теряете деньги.
«Сейчас у нас в меню около 40 основных позиций + от 2 до 6 специальных временных блюд, и, если гостям они нравятся, эти блюда позже входят в основное меню. Меню росло постепенно, стартовали только с пиццы и вина, наших титульных продуктов. Через некоторое время появились салаты и закуски, как сопровождение к вину и пицце. Позже добавились пасты и несколько горячих блюд. По наполненности меню мы прислушиваемся к гостям, за что они голосуют — то и появляется в меню после ряда дегустаций, внутренних и гостевых.»
Константин Матвеев
Чек-лист по запуску ресторана
Открываете ресторан? Скачайте полный список задач перед открытием заведения, чтобы не упустить ничего важного.
Некоторые рестораторы аргументируют в пользу длинного меню тем, что клиент, попробовав все, перестанет ходить в ваше заведение. Это ошибочное мнение. Запомните: ваши постоянные посетители возвращаются, чтобы еще раз съесть любимое блюдо, и рекомендуют его своим знакомым. Не путайте меню с буклетом со спецпредложениями недели или месяца, которые часто используют в качестве коврика для сервировки или в виде пирамидки на столе. Это отличный способ выделить ваши маржинальные позиции и сезонные блюда, о которых мы расскажем немного ниже.
«Наполнение меню зависит формата заведения. Если вы работаете в спальном районе, вам понадобится длинное меню с множеством категорий: пицца, суши, бургеры и так далее. Дело в том, что к вам будут ходить постоянные гости, и важно, чтобы кухня не была однообразной и не надоедала.
Меню с множеством категорий важно и для ресторанов с большой посадкой. Если к вам пришли 500-600 человек одновременно, вы не успеете вовремя приготовить одно и то же блюдо для всех. А если заказы распределятся: кто-то закажет пиццу, кто-то бургеры, — то справиться с потоком будет проще.
А вот в центре с таким форматом не выжить: для большого меню нужна большая кухня — а чем больше общая площадь заведения, тем выше аренда. Поэтому там лучше работает концепция с монопродуктом — например, можно специализироваться только на хинкали, предлагая гостям несколько разных позиций.»
Валерий Сиверчук
Как создать продающее меню
Предположим, ваше заведение уже начало работу с проработанным меню. Но вы замечаете, что некоторые блюда очень слабо продаются, хотя у них минимальная наценка. Важно не только проработать меню, но и сделать его продающим. Все начинается с анализа существующего ассортимента и выявления самых маржинальных и популярных позиций. Возможно, кому-то мы откроем секрет ресторанного бизнеса, но практически все владельцы заведений пользуются самой простой и оптимальной методикой уже более 30 лет.
«При разработке меню необходимо учитывать многие факторы, ключевые из них: концепция, эмоции, которые получит гость, цвет и внешний вид на фото, нормы по себестоимости, сочетаемость с напитками, сезонность и локальные предпочтения гостей.»
Александр Копылков
Классическую методику меню-инжиниринга разработали еще в начале 1980-х годов ученые Мичиганского университета — Дональд Смит и Майкл Касанава из США. Они взяли популярную модель анализа положения товаров на рынке и адаптировали ее под ресторанный бизнес, чтобы понять, как работают разные позиции меню. Потом разделили все блюда из меню по двум критериям: доля продаж в категории (в сравнении со средней) и маржа на единицу товара (в сравнении со средней). Вышло всего 4 группы блюд:
«Звезды» — высокая маржа и хорошие продажи. Основа прибыльного меню.
«Рабочие лошадки» — хорошие продажи, но не слишком большая маржа. Не стоит убирать из меню, но нужно стремиться к снижению их себестоимости или повышать цену.
«Загадки» — высокая маржа, но слабые продажи. Необходимо стимулировать спрос на такие позиции.
«Собаки» — низкая маржа и плохие продажи. Мусор, который нужно убирать из меню. Такие блюда лишь отвлекают посетителей.
Анализ блюд
Проведем анализ в одной категории меню. Для примера рассмотрим категорию «закуски к пиву» в кафе или пабе. Наша цель — определить, к какой группе относится блюдо. Мы взяли данные по продажам за один день в предполагаемом кафе, но лучше проводить подобный анализ за недельный или месячный период, чтобы избежать погрешностей.
Как сделать меню для ресторана и кафе
В настоящее время любое заведение общественного питания (кафе, ресторан, паб, бар и т.д.) имеет собственное меню. В нем указываются наименования предлагаемых посетителям блюд, граммовка и цены.
Перед созданием меню необходимо разобраться в этом вопросе. Кроме того, мало один раз его разработать. Меню необходимо видоизменять и дополнять, если происходят какие-то изменения в работе ресторана, добавляются новые блюда или происходит корректировка цен. Также в нем необходимо отражать актуальные сезонные предложения.
Создайте свой логотип онлайн. Более 50 тысяч брендов по всему миру уже используют логотипы от Турболого.
Чтобы меню было структурированным и понятным для клиентов, необходимо основательно подойти к его разработке. Эту задачу можно поручить специалистам в данной области или заняться этим самостоятельно. В статье мы расскажем про способы создания меню с помощью онлайн-генераторов или графического редактора Photoshop.
Этапы создания меню
Разработка часто требует немало усилий и времени, но сам процесс содержит всего несколько шагов. Про каждый из них последовательно рассказано ниже.
Советы по разработке от дизайнеров
Теперь вы знаете, в какой последовательности выполняется разработка меню. Но для получения качественного результата также необходимо знать некоторые нюансы. Далее представлены основные советы специалистов, которые помогут вам сделать верный выбор при создании дизайна и подборе элементов меню.
Выбирайте простой дизайн
Хорошее меню отличается своей простотой и сдержанностью. В нем должны быть отражены названия предлагаемых клиентам блюд с понятной формулировкой.
Не следует помещать в меню большое количество предложений. Доказано, что слишком большой выбор блюд может оттолкнуть клиентов, потому что они попросту не смогут определиться. Поэтому оптимально предлагать по 4-5 основных и вторых блюд. Их можно дополнить сопутствующими товарами (хлеб, соусы, напитки и т.д.).
Кроме того, не стремитесь украсить страницы меню обильным количеством изображений еды. Это, конечно, может пробудить аппетит клиентов, но при этом отвлечет их от выбора.
Придерживайтесь правила «золотого треугольника»
«Золотым треугольником» называют три основных области, на которые в первую очередь люди обращают внимание при просмотре меню.
Выбирайте подходящий шрифт
Значительный вклад в привлекательность меню вносит шрифт, которым выполнен основной текст. Он должен быть читабельным и соответствовать общему стилю заведения.
Желательно использовать шрифты без засечек и без лишних завитков. При этом важно остановиться на 2-3 основных шрифтах. В противном случае меню будет выглядеть несуразно.
Допустимо выбирать причудливые и рукописные шрифтовые стили, если это предполагается тематикой ресторана. Но в этом случае также следует позаботиться о читабельности надписей.
Жирный шрифт, интервалы и прочие выделения должны гармонировать с остальным текстом и не портить общий вид меню.
Адаптируйте меню под иностранных посетителей
Рестораны, особенно высшего класса, часто посещают представители других стран. Важно учитывать это при разработке меню. Чтобы иностранные посетители могли понять наименования блюд, необходимо перевести их на несколько языков.
Не обязательно переводить тексты не множество языков. Можно ограничиться английским. Помимо удобства для клиентов, это также подчеркнет вашу гостеприимность и уважение к представителям других стран.
Не используйте знаки валют
Последнее время все больше заведений отходят от указания в меню знаков валют («€», «£», «$» и т.д.). Это позволяет показать посетителям, что получение прибыли для компании — не главная цель работы ресторана.
Кроме того, и без этих знаков клиентам понятно, какие цифры обозначают цены. А лишние детали на меню сделают его только более нагруженным.
Верно подберите длину описания блюд
Человеческий взгляд охотнее падает на отличающиеся детали. Поэтому если вы напишите несколько коротких предложений и одно длинное, то клиенты скорее всего захотят прочитать последнее. Это работает и в обратную сторону: из длинных фраз выберут короткое.
Используя данную особенность внимания, можно целенаправленно делать акценты на отдельные части описания. Например, на главные ингредиенты блюда.
Также желательно экспериментировать с длиной описаний, чтобы подобрать оптимальный вариант.
Позаботьтесь о продвижении
Меню можно назвать своеобразным продавцом для посетителей заведения. Оно презентует и предлагает им попробовать блюда и напитки. Поэтому от качества дизайна и грамотности составления меню нередко зависит желание клиентов снова возвращаться в это кафе или ресторан.
Также для продвижения желательно создать дополнительно официальный сайт заведения. Если такой возможности нет, то можно ограничиться страничкой в социальной сети. На ней нужно представить основную информацию о кафе или ресторане, а также электронный вариант меню. Это повысит доверие клиентов к заведению и обеспечит приток новых посетителей.
Способы создания меню ресторана
Как говорилось ранее, существует несколько способов разработки меню для собственного заведения общественного питания. Для этого можно воспользоваться:
Выбор способа напрямую зависит от бюджета компании. Например, не каждая небольшая кофейня может позволить себе услуги дизайнера для создания меню. Поэтому оптимальнее остановиться на одном из тех вариантов, которые перечислены выше.
Онлайн-генераторы меню
Специальные сервисы по созданию меню имеют ряд преимуществ.
Мы подобрали самые известные и простые онлайн-генераторы меню, которыми вы можете воспользоваться. Подробнее о каждом из них далее.
iMenuPro
iMenuPro — онлайн-сервис, позволяющий быстро создать и распечатать меню для заведения. Чтобы работать с этой площадкой, не обязательно обладать дизайнерскими навыками.
Сервис содержит обширное количество различных шаблонов, которые можно настраивать под концепцию своей компании. Это позволяет получить меню, подходящее для заведения любой тематики и типа.
Процесс разработки в iMenuPro отличается своей простотой и четкостью.
Кроме того, в данном сервисе есть возможность загрузки изображений из других источников. Таким образом, у вас не будет никаких ограничений при создании собственного меню.
Стоимость: 15$/месяц.
Canva
На данной дизайнерской платформе вы можете создать меню с использованием уже готовых шаблонов. Вам потребуется только загрузить готовый текст и фотографии реализуемых блюд и напитков. Вторичные изображения можно подобрать в самом сервисе.
Во время разработки дизайна можно видоизменять отдельные детали. Есть возможность подобрать другой шрифт, добавить фильтры и картинки.
Сервис Canva также представлен в виде приложения на Android, iPhone и iPad. Это позволяет заниматься разработкой в любом месте с помощью гаджета.
Стоимость: бесплатно.
Menugo
Данный сервис дает возможность быстро и легко создать качественное меню для любого заведения. Для удобства тут существует разделение шаблонов на разделы. Вы можете выбрать понравившийся дизайн и продолжать работу с ним.
По окончании разработки итоговый вариант меню можно скачать и далее распечатать.
Стоимость: бесплатно (без удаления кастомизации и водяных знаков) или 9$ (с удалением водяных знаков, с 200 доступными шаблонами)
MustHaveMenus
MustHaveMenus — известная платформа, которая позволяет составлять любой вид перечней блюд ресторанов или кафе. На нем можно пройти все этапы создания меню: от разработки до печати готового продукта.
Первым шагом предстоит выбрать подходящий шаблон из представленных вариантов. Далее он наполняется необходимой информацией о заведении и видоизменяется по вашим требованиям. После завершения работы над шаблоном можно скачать итоговое меню.
Стоимость: 29$/месяц
Adobe Spark
С помощью сервиса Adobe Spark также можно создать меню для заведения общественного питания. Преимущество площадки — наличие большого выбора профессиональных шрифтов. Также на сервисе возможно загружать собственные изображения и кастомизировать выбранный шаблон.
Стоимость: бесплатно.
Photoshop
Помимо онлайн-генераторов, существуют графические редакторы, с помощью которых также можно создать меню для своей компании. Однако в этом случае потребуется обладать хотя бы минимальными способностями в области дизайна.
Плюс данного способа — абсолютно бесплатная разработка меню. Но также у создания продукта с помощью Photoshop есть ряд минусов:
Но если вы все-таки решили выбрать данный способ разработки, то советуем ознакомиться с обучающим видео. В нем подробно разобран принцип создания меню с помощью представленного графического редактора.
Как создать дизайн меню для ресторана в Photoshop
Вместо итога
Меню буквально позволяет выстраивать коммуникацию между заведением и клиентом.
Также важно понимать, что меню — это не просто список предлагаемых клиентам блюд. Оно отражает имидж и тематику ресторана или кафе. Поэтому к его разработке нужно отнестись ответственно.
В данной статье мы постарались собрать основные советы по дизайну, которые позволят вам создать идеальное меню для вашего заведения.
Продуктовый и графический дизайнер с опытом работы более 10 лет. Пишу о брендинге, дизайне логотипов и бизнесе.
Меню — главный маркетинговый инструмент ресторана
Меню ресторана — это перечень блюд и напитков представленных в ресторане на бумажном или цифровом носителе. Меню блюд представляет собой список наименований предлагаемых блюд и напитков с изображениями или без.
Начинающему ресторатору процесс создания меню может показаться слишком сложным — уж больно много у него условий и критериев. Но всё приходит со временем и опытом. Бывалые предприниматели из сферы общепита считают меню главным рекламным инструментом. Кстати, «вкусные» фотографии и соблазнительные описания были неотъемлемой частью ресторанов с момента их возникновения. А сегодня — в цифровой век — мы первым делом оцениваем дизайн и решаем, достаточно ли он стильный и привлекательный. Поэтому меню определяет прибыльность заведения.
Этапы создания меню
Разрабатывайте меню с шеф-поваром. Вместе сформируйте концепцию и разделите блюда на группы. В каждой группе должно появиться несколько позиций в разных ценовых категориях. Ваша задача – оценить каждое блюдо, то есть:
Особенности ресторанного меню
Но вы должны следить за трендами и осознавать, что сегодня в моде демократичность. Даже самые роскошные заведения с неприлично дорогой едой перекраивают меню на новый лад. В этом есть свои плюсы. Например, ресторатору больше не нужно полагаться на то, что гость сам разберется в наименованиях блюд или ему поможет грамотный официант (которого тоже нужно обучить перед тем, как выпускать в люди).
Неискушенные посетители перестали залипать в список ресторанных предложений на несколько десятков томительных минут и не тыкают пальцем в первое попавшееся знакомое слово. Просто читают, понимают, делают заказ. И пусть это в какой-то мере роднит помпезное заведение с фастфудом, где клиента вряд ли мучают сомнения в том, что скрывается за словом «гамбургер».
Еще один «острый угол» — нередкий диссонанс между обещанным и готовым блюдом. Если на фото в меню изображена фантастическая брускетта с крабовым салатом и розовой сальсой, подать гостю необходимо именно такое кушанье. Или даже лучше. Под соте из свежих овощей не должно скрываться банальное рагу, а стеклянная лапша удон должна выглядеть так, чтобы ее хотелось съесть, а не тайком выбросить под стол.
Создайте нормальное меню в виде каталога продаж, будьте проще и честнее. Это обязательно зачтется!
Структура меню
Меню вашего ресторана может быть авторским от, А до Я. Только вы решаете, как выстраивать разделы, чем угощать гостей. Предложите им что-то известное или с неизученным спросом. Разумеется, первый вариант более жизнеспособен. Главное — понятная структура меню и удобство его восприятия.
Еще один совет — начинайте делать меню с горячих блюд, так как для их приготовления используется самое дорогое сырье. Мясо, рыба и птица имеют наибольшую себестоимость, а это значит, что и прибыль они должны приносить максимальную. От разделенного на порции стейка лосося остается «обрезь», которая может стать ингредиентом салата или закуски. В итоге получаем и хит продаж, и дополнительные позиции.
Описания и изображения блюд
Описания особенно важны для меню без фотографий и иллюстраций. Они упрощают выбор и сглаживают возможные недоработки персонала, пытающегося на пальцах объяснить, что скрывается за названием того или иного блюда. Меню с картинками, в свою очередь, отличается красочностью и удобством выбора. Достаточно показать картинку в меню — и заказ уже летит на кухню.
Наличие в меню фото некоторых блюд, на которые вы хотите обратить особое внимание гостей, не освобождает от необходимости выделять названия категорий и блюд жирным шрифтом, а также от написания сопровождающих текстов.
Шесть правил, которые реально работают
Дизайн меню
Чем вдохновляться, создавая дизайн меню? Концепцией заведения и его интерьером, целевой аудиторией и форматом кухни. Всё это должно идеально сочетаться, складываясь в красивую картинку.
Существует несколько визуальных стратегий, которые может воплотить дизайн меню ресторана:
Не усложняйте. Долгие годы считалось, что люди, открывая меню-книжку, сразу смотрят в правый верхний угол. Поэтому рестораторы именно здесь размещали самые «лакомые кусочки», то есть наиболее прибыльные предложения. Недавно оказалось (и подтвердилось исследованиями), что гостям заведений общепита гораздо удобнее читать меню, начиная с верхнего левого угла — как книгу. Если хотите, чтобы ваши клиенты «путешествовали» по меню свободно и с удовольствием, облегчите навигацию, например, создайте последовательные тематические разделы. Главное, чтобы было понятно: вот название блюда, вот иллюстрация и описание к нему, а вот и цена.
Не перебарщивайте с фотографиями. Не нужно иллюстрировать каждую позицию меню. Вызывайте интерес к блюдам и напиткам правильно — выделяйте самые важные. Меню должно быть практичным. Не дайте гостю запутаться. И уж тем более не пытайтесь его обмануть, показав в меню одно, а на самом деле — совсем другое. Определите стандарты приготовления и подачи блюд и напитков, сфотографируйте самые маржинальные из них (пригласите профессионального фотографа), украсьте меню качественными снимками и требуйте от поваров соответствия «ожиданий» и «реальности». Хорошая тенденция — изображение блюда сверху. Гость сразу поймет, что собирается заказать (будут хорошо видны размеры порции).
Оставьте место для маневров. Если вы планируете вносить в меню изменения каждый сезон или даже каждый месяц, предусмотрите возможность делать это легко и просто. Большую популярность завоевали варианты, стилизованные под периодическую печать — тонкие журналы или газеты. Дизайн с броскими заголовками и фоторепортажами о появлении в меню осенних грибов или фермерской буженины превратит меню вашего ресторана в интересное чтиво (кто-то даже захочет забрать его на память). В концепцию прекрасно впишется недорогая бумага, которая позволит дорабатывать меню часто и экономно.
Выберите 2−3 шрифта. Они должны быть разборчивыми и достаточно крупными для того, чтобы клиент не напрягал зрение (учтите уровень освещенности внутри ресторана), пытаясь прочитать название категории, наименование блюда и состав ингредиентов с описанием. Не используйте один шрифт для всего, но и чехарды не допускайте. Клиентам, пришедшим в ресторан, чтобы поесть, пообщаться и отдохнуть, лишние нагрузки не нужны. Ориентируйтесь на объем меню и содержащиеся в нем тексты.
Используйте силу цвета. Разные цвета оказывают разное воздействие и создают определенное настроение. Придерживайтесь в меню палитры, выбранной для интерьера ресторана. Имейте в виду, что сегодня в тренде мягкость и естественность.
Отнеситесь к созданию меню, как к творчеству. Разработка дизайна ресторанного меню — элемент кулинарного искусства. Как шеф-повар творит на кухне, так и дизайнер творит в своей студии. От того, как постарается второй, во многом будет зависеть мнение о первом. Делайте ставку на качество, вкус и подачу своих блюд, но помните о том, что их выбирают (или не выбирают) с помощью меню. Других способов у клиента просто нет. Если меню будет шедевром, то и ваш вишисуаз оценят по достоинству.