как разделить мясо акика
Вопросы по акике [1]
Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим в день Суда!
Здесь мы написали ответы на вопросы о желательных действиях после рождения ребенка, наиболее часто задаваемые нам. И первой из описанных тем стала акика.
Вопрос:
Ответ:
Лексическое значение: волосы на голове новорожденного ребенка.
Шариатское определение: это жертвоприношение, которое совершается, когда рождается ребёнок, и ему бреют голову. Недостаточно закалывания иных видов животных, кроме скота. Также недостаточно закалывания чего-либо другого, кроме животного, даже в том случае, если нет возможности для закалывания скота, так как в этом случае суннат снимается с человека.
Для совершения акика пригодны такие же животные, которых берут для жертвоприношения на Курбан: верблюды, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот.
Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Ребёнок, за которого не закололи акику, не сможет быть ходатаем перед Аллахом за родителей в День Суда».
(«Хашият Тармаси» стр. 660/6)
Вопрос:
Акика суннат или фарз?
Ответ:
Это не обязанность, а суннату муаккад (настоятельно рекомендуемая к исполнению сунна).
Имам Шафии сказал: «Совершили оплошность в акике двое: те, кто сказали, что это нововведение, и те, кто сказали, что это обязанность».
(Хашият Тармаси» стр. 661-662/6)
Вопрос:
Кто ответственный за акику (т.е., кому является сунной ее закалывать) и можно ли использовать для этого деньги ребенка?
Ответ:
За акику ответственен (т.е., является сунной) тот, кто обязан содержать этого ребенка, имея такую возможность во время рождения ребёнка и в период послеродовых выделений у женщины (60 дней).
Если же человек был неимущим при рождении ребёнка и в период послеродовых выделений возможность для жертвоприношения не появилась, то отпадает желательность акики.
Отец закалывает жертвенное животное за детей, которые ещё не достигли совершеннолетия. После совершеннолетия дети уже приносят жертву сами за себя, однако отец тоже может резать за них (за совершеннолетних детей), попросив у них полномочия, к примеру, если дети совершеннолетние, но неимущие.
Также, в эту категорию входит и отец, являющийся неверным, если мать ребенка мусульманка, и т.п..
К матери не переходит ответственность за акику, пока отец в состоянии ее совершить.
Также, акика является сунной для матери ребенка от прелюбодеяния, так как она обязана его содержать.
Опекуну не разрешается использовать деньги ребенка для акики (как, например, в наше время материнский капитал и т.д.), а если он так сделает, то будет обязан возместить его.
(«Хашият Тармаси» стр. 662-663/6, «Тухфат-уль Мухтадж» 370-371/9, «Мугн-иль Мухтадж» стр. 391, «Мажмуъ 324/8)
Вопрос:
Говорится, что ответственность (т.е. сунна) за акику лежит на том, кто обязан содержать ребенка, а разве не передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заколол акику за внуков Хасана и Хусейна?
Ответ:
Это не меняет вышеупомянутое решение того, что ответственность за акику лежит на том, кто обязан содержать ребенка. А насчет того, что Пророк заколол за Хасана и Хусейна имам Навави говорит:
«….под словом «заколол» имеется ввиду, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел родителям заколоть акику или дал им средства для этого, или что их (Хасана и Хусейна) родители (Али и Фатима) в этот момент были в нищете, и обязанности по содержанию перешли к дедушке (Пророку, да благословит его Аллах и приветствует)».
Вопрос:
Когда наступает время акика и когда заканчивается?
Ответ:
Время для закалывания акика наступает с момента рождения ребенка, т.е., после того, как ребенок полностью отделится от матери.
В «Асн-аль маталибе» пишется: «Не засчитывается до рождения, потому что это считается как заигрывание поклонением, напротив, оно будет являться просто мясом животного из-за отсутствия причины. В «Равзату-т-Талибине» пишется, что не засчитывается акика до рождения, напротив, это будет считаться просто мясом животного».
Время ее желательности длится до совершеннолетия. После совершеннолетия уже ребенку является сунной заколоть животное за себя.
(«Асн-аль Маталиб» 548/1)
Вопрос:
Самые предпочтительные день и время суток для совершения акика?
Ответ:
Самым предпочтительным является седьмой день, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заколол за Хасана и Хусейна животное на седьмой день. (Байхаки, «Сунану кубра» 299/9)
Если ребенок родится ближе к вечеру, то и этот день считается одним из семи дней. Если младенец родится ночью, то, начиная с утра этого дня, надо отсчитать семь дней. Самое предпочтительное время для жертвоприношения – при восходе солнца.
(«Хашият Тармаси, 667/6)
Вопрос:
Что желательно говорить, когда закалываешь акик?
Ответ:
باسم االله والله اكبر، اللهم لك وإليك، اللهم هذه عقيقة فلان
«БисмиЛляхи ваЛЛАХУ акбар, Аллахумма ляка ва иляйка, хазихи акикату фулян..» (Вместо слово «Фулян» произносится имя того, за кого закалывают животное)
(«Тухфат-уль Мухтадж» 372/9)
Вопрос:
Является ли сунной заколоть акику, если родившийся ребенок умер?
Ответ:
Является сунной заколоть акику за умершего ребенка в том случае, если на момент рождения и до его смерти была возможность совершить акик, а если ребенок умер до того, как появилась возможность, то не является сунной после его смерти закалывать акику, если даже ребенок умер до седьмого дня.
(«Манхадж-уль кавим» стр. 488)
Вопрос:
А если не получилось заколоть на седьмой день, то в какой день тогда?
Ответ:
Если не закололи на седьмой день, тогда закалывают на четырнадцатый, а если и так не получилось, тогда на двадцать первый, и так далее, через каждую неделю, до достижения ребенком совершеннолетия.
Вопросы по акике [2]
Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим в день Суда!
Продолжая тему желательных действий после рождения ребенка, в этой статье мы вновь отвечаем на вопросы, связанные с жертвоприношением «акика».
Вопрос:
Достаточно ли заколоть за мальчика одного барана в качестве акика?
Ответ:
Полноценной сунной будет принести в жертву за мальчика в качестве акика двух баранов, пригодных для курбана. И желательно чтобы они были одного года. За девочку приносят в жертву одного барана. Основываясь на хадисе:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел нам, чтобы мы закалывали двух овец за ребёнка-мальчика, и одну овцу – за ребёнка-девочку» (Сунан Тирмизи, 1513).
Если за мальчика принести в жертву одного барана, то и этого будет достаточно для выполнения сунны. Основываясь на хадисе:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заколол по одному барану за Хасана и Хусейна» (Абу Дауд).
Решение насчет акика за ребенка-гермафродита подобно решению насчет ребенка-девочки, имеется ввиду, что и за него закалывают одного барана.
(«Хашият Тармаси» 670-671/6)
Вопрос:
Разрешается ли приносить в жертву за ребенка (акика) других животных, кроме барана, как, например, верблюда?
Ответ:
Для совершения акика пригодны такие же животные, которых берут для жертвоприношения на Курбан: верблюды, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот. Качества животных, которые приносятся в жертву в качестве акика, должны соответствовать требованиям для жертвоприношения Курбан. Животное, которое непригодно для жертвоприношения в качестве Курбана, также непригодно и для акика.
Подобно тому, как верблюда и крупный рогатый скот разрешается приносить в жертву в качестве Курбана за семерых, разрешается приносить в жертву за семерых и в качестве акика этих же животных.
(«Хашият Тармаси» 671/6)
Вопрос:
Является ли грехом, если сломать кости животного от акики?
Ответ:
Является сунной по возможности разделывать животное, не ломая костей, разделяя кости в суставах, это символизирует сохранение костей ребёнка от травм, подобно костям этого животного. Но если сломали, ничего страшного, это не будет является карахатом (нежелательное действие), напротив, это хиляфуль авля (Оставление предпочтительного).
(«Мугн-иль Мухтадж» 392/2)
Вопрос:
Некоторые мажут кровь от жертвенного животного на голову ребенка, не является ли это грехом?
Ответ:
Это не является запретным, но является нежелательным действием, так как это один из обрядов, которые были до ислама. Является сунной мазать на ребенка захфиран (Шафран), как это пишется в книге «Мажмуъ».
(«Мугн-иль Мухтадж» 392/4)
Вопрос:
Мясо желательно раздать в сваренном виде или как? И что делать, если сделали назру (обет) резать акик?
Ответ:
Сунной является раздавать все мясо акика в сваренном виде, кроме окорока (в свежем виде). А если делали назру, то обязательно нужно раздать мясо полностью, можно и в сваренном виде.
(«Хашият Тармаси» 672/6)
Вопрос:
Мясо лучше отнести нуждающимся (мискин, факир) или позвать их к себе?
Ответ:
Полноценной сунной является отнести нуждающимся (мискин, факир) мясо в сваренном виде, но можно и позвать их к себе.
Как разделить мясо акика
В исламе на седьмой день после рождения ребенка за него режут акика-курбан. В хадисе сказано:
«Акика – это принесение в жертву за мальчика двух баранов, за девочку – одного барана» (Тирмизи «Сунан», Китаб аль-Ахади, хадис № 1513; Насаи «Сунан», Китаб аль-Акика, хадис № 4212; Ибн Маджа, № 3126).
Согласно Ахмаду б. Ханбалю (р.а), резать акика-курбан является ваджибом. По мнению Имама Шафии (р.а.) это сунна, а по мнению Имама Аʼзама (р.а.), это является мустахабом («Менба»).
Неважно кто будет принесен в жертву: овца или баран. Многие ученые были такого мнения, одним из которых был Имам Шафии (р.а.). Некоторые алимы говорили, что и за мальчика и за девочку надо резать по одной овце. Имам Малик (р.а.) был такого же мнения. Хасан аль-Басри (р.а.) и Катада считали, что за девочку резать акика-курбан не нужно.
Самурой (р.а.) было передано от нашего Пророка (с.а.с.): «Мальчик – это залог за акику» (Тирмизи, хадис № 1522; Абу Давуд, хадис № 2838; Ибн Маджа, хадис № 3164).
Иначе говоря, для защиты ребенка от несчастных случаев и бед нужно резать курбан. Или же ребенок оставлен заложником, и спасется, если зарезать курбан. Если же курбан не будет зарезан, то ребенок не спасется от бед.
Шафаат ребенка за отца и мать станет возможным благодаря акика-курбану. Если акика за ребенка не будет зарезан, то в ахирате этот ребенок не сможет стать заступником за своих родителей.
Особенности акика-курбана в точности такие и у жертвоприношения в Курбан-байраме. Что неприемлемо для курбана, то же самое неприемлемо и для акика-курбана. Раби (да будет милостив к нему Аллах) и Мухаммад б. Ибрахим Тайми (да будет милостив к нему Аллах) говорили, что акика-курбан обязательно нужно резать, хотя бы даже одного воробья («Шарх-и Месабих»).
Как было передано, наш Пророк (с.а.с) резал акику за себя после того, как стал пророком (Таберани, Авсат, 994; Абдуреззак, 7960; Беззар, 7281; Тахави «Шархуʼль Мушкиль», 1053; Ибн Хиббан «Маджрухин», 2/23; Ибн Адий «Камил», 5/214).
Отсюда становится понятным, что несмотря на возраст долг зарезать акику не снимается. Человек, который приносит акику-курбан, должен произнести дуа: «Аллах мой! Это акика за такого-то человека. Пусть кровь этого принесенного курбана станет платой за его кровь, мясо – за его мясо, кожа – за его кожу, кости – за его кости, волоски – за его волоски. Йа Рабби! Посредством этого курбана спаси этого человека от огня Ада».
Кости акика-курбана нельзя разламывать, их нужно осторожно отделить от всего, что к ним прилипло (См.: Абу Давуд, Мерасил, 379).
Бедренную часть животного в свежем виде надо отдать повивальной бабке (или акушерке), помогавшей при рождении ребенка. Остальные части нужно раздать беднякам. Или же всё мясо надо сварить и, ничего не отрезая, целиком отдать нуждающимся в виде пожертвования (Байхаки «Сунан», 19287).
Если акика-курбан не был зарезан на седьмой день после рождения ребенка, то можно это сделать на четырнадцатый день.
Если и это не получится, тогда нужно резать на двадцать четвертый день (Ибн Аби ад-Дунья «Ан-Нефагатуʼль Ийал», 62).
Ребенку на седьмой день после рождения нужно постричь волосы. Затем нужно раздать садака золотом или серебром по весу состриженных волос. Это является сунной.
Наш Пророк (с.а.с.) на седьмой день после рождения его внука Хусейна (р.а.) велел своей дочери Фатиме (р.а.) побрить младенцу волосы и раздать серебряные монеты в количестве, равном по весу сбритым волосам.
Акика, или Как по исламу отметить рождение ребёнка
Рождение ребёнка в семье – это всегда счастье. Особенно если это долгожданный ребёнок, чьё появление ждали пять, шесть, а может, и десять лет.
Как и многие другие сферы жизни мусульман, шариат описывает и устанавливает рамки для события, связанного с рождением ребёнка. Это и имянаречение, пиршество по случаю рождения нового члена семьи и многое другое. Всё в исламе упомянуто и чётко разъясняется.
Так как многие мусульмане только краем уха слышали об обрядах, проводимых после рождения чада, и это событие зачастую вызывает у них в голове мысль о том, что нужно позвать людей из мечети, чтобы те прочитали мавлид, мы постараемся с помощью Аллаха коротко и ясно рассказать обо всех нормах шариата, связанных с этим радостным событием.
Желательно или обязательно?
Для начала нужно запомнить, что акикой называется жертвоприношение по случаю рождения ребёнка. Если в шариатских текстах приводится слово «акика», то в первую очередь подразумевается жертвоприношение. Но люди также называют акикой мероприятие, которое организовывают после рождения ребёнка.
Первый вопрос, который далее назревает в голове у любого мусульманина, – это вопрос о статусе данного события. Желательно всё-таки проводить акику или это обязательно?
Согласно распространённому в Дагестане шафиитскому мазхабу акика, то есть жертвоприношение, является особо желательной Сунной, которую выполняет опекун ребёнка.
Передаётся, что Сальман ибн Амир ад-Дыбби, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “За новорождённого мальчика следует приносить жертву. Выпускайте из неё кровь и устраняйте то, что доставляет страдания младенцу”». Хадис передал имам аль-Бухари.
Из хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ясно, что приношение в жертву животного (акика) является желательным, и если человек не выполнит данное действие, то на нём не будет греха.
Когда и как?
Желательно принести в жертву животное на седьмой день после рождения ребёнка. Это наиболее предпочтительное время, указанное в Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Однако акику можно совершить и до окончания семи дней. Сразу после рождения ребёнка его опекун может исполнить этот обряд.
Если по каким-то причинам опекун ребёнка так и не смог принести за него в жертву животное, то он может сделать это до наступления совершеннолетия его подопечного. После наступления совершеннолетия роль исполнителя обряда акики спадает с опекуна, и человеку, за которого не было принесено в жертву животное, желательно самому исполнить этот обряд.
Передаётся от Самуры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ребёнок связан со своей акикой. За него приносят в жертву животное на седьмой день, нарекают именем и ему и бреют голову». Хадис передал Абу Дауд.
Что приносят в жертву и в каком количестве?
Согласно Сунне посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, желательно принести в жертву двух барашков, если новорождённый – мальчик. И одного барашка, если новорождённая – девочка.
Передаётся от матери правоверных Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел принести в жертву за мальчика двух средних барашков, а за девочку одного барашка.
Но если материальное состояние человека не позволяет ему исполнить самую лучшую форму обряда, то он исполнит Сунну, если принесёт в жертву одного барашка за мальчика и одного барашка за девочку.
Передаётся со слов Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принёс в жертву от Хасана (своего внука) одного барашка.
Что касается жертвенного животного, то оно должно быть таким же, как для жертвоприношения на праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам). То есть должно быть физически здоровым, не имеющим изъянов и увечий.
Что делать с мясом?
После того как мы подобрали хорошее жертвенное животное и на седьмой день зарезали его, возникает вопрос: что делать с мясом? Можно ли оставить всё мясо себе? Или лучше раздать его полностью бедным? Если нужно отдавать, то в сыром виде или его лучше сварить? Ответы на эти вопросы вы узнаете прямо сейчас, иншааЛлах!
Что касается мяса животного, то его лучше сварить и разделить в таком виде. Предпочтительной формой разделения мяса будет на три части: одна часть для домочадцев, другая – для близких и соседей, а третья часть для бедных и нуждающихся.
Можно устроить одно большое торжество, куда придут и друзья, и близкие, и бедные. Разрешено раздать мясо целиком или оставить себе всё мясо целиком. Однако желательно раздать хоть маленькую часть, чтобы получить вознаграждение от Аллаха.
По словам некоторых учёных, желательно не ломать кости жертвенного животного во время приготовления мяса. Но если в этом будет необходимость, то нет проблем.
Нормы шариата, связанные с ребёнком
1. Произнесение слов азана в ухо ребёнка
Среди людей бытует мнение, что слова азана в ухо ребёнка произносят в день, когда за него приносят в жертву животное и нарекают именем. На самом деле слова азана в правое ухо и, согласно мнению некоторых учёных, слова икамата в левое ухо произносятся сразу после рождения.
Это делается для того, чтобы первое, что услышал человек в нашем мире, были слова единобожия и имя Аллаха.
В хадисе, который передаёт имам ат-Тирмизи, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочитал слова азана в ухо Хасана ибн Али, когда Фатима, да будет доволен ею Аллах, родила его.
2. Тахник
Одним из желательных действий после рождения ребёнка является тахник. Это помещение в ротовую полость новорождённого чего-либо сладкого. Желательно, чтобы это был разжёванный финик, который нежно проведут по деснам и нёбу ребёнка, чтобы сладость попала в его желудок.
Передаётся в сборнике имама Муслима, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал, что, когда его жена родила ему сына, он отнёс его к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, который назвал ребёнка Ибрахимом и сделал тахник фиником.
3. Подбор имени
Желательно подобрать для ребёнка красивое имя и наречь его им на седьмой день от рождения. Процедура наречения не представляет собой какой-либо обряд. Вы просто объявляете близким и родственникам, что решили дать своему ребёнку определённое имя.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В Судный день вас будут звать вашими именами и именами ваших отцов, так выбирайте же красивые имена!» Хадис передал Абу Дауд.
Также от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, самыми любимыми именами для Аллаха являются имена: Абду-ЛЛах и Абду-р-Рахман». Хадис передал Муслим.
4. Бритьё головы
После того как на седьмой день мы подобрали имя для новорождённого и принесли жертвоприношение, желательно побрить голову ребёнка (вне зависимости от того, мальчик это или девочка) и раздать милостыню золотом или серебром в размере веса волос ребёнка. То есть если мы побреем голову мальчика, а потом взвесим собранные волосы и получится, к примеру, три грамма, то желательно раздать нуждающимся три грамма золота.
В наше время лучше всего это сделать, подсчитав, сколько будет стоить в рублях то количество золота, и отдать деньгами.
Передаётся от Али, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принёс в жертву одного барашка от Хасана и сказал: “О Фатима, побрей его голову и раздай милостыню серебром в размере веса его волос!”» Хадис передал ат-Тирмизи.
5. Обрезание
Согласно мнению шафиитского мазхаба, обрезание является обязательным. Оно может быть осуществлено как в маленьком возрасте, так и в более старшем. Однако по исламу желательно, чтобы обрезание ребёнка было проведено через семь дней после его рождения, так как это наиболее подходящий для этого возраст. Если ребёнок родился слабым или больным, то обрезание можно отложить до лучшего времени.
Каким образом оно примерно совершается, почти все знают. Но это дело лучше доверить специалистам, например, врачам-хирургам, которые сделают это максимально безболезненно и безопасно. Не сведущим в этом вопросе людям ни в коем случае нельзя самостоятельно пытаться сделать обрезание ребёнку, так как это может привести к тяжёлым последствиям.
Также уместным будет напомнить об опасности домашних родов для тех, кто никогда этого не практиковал. В любом деле лучше обращаться к профессионалам и мастерам, особенно когда речь идёт о таком важном и опасном процессе как роды. Медицина – это благо, данное нам Аллахом, поэтому нужно принимать дарованные Им милости.
Заключение
Это небольшая часть желательных действий, переданных в Сунне посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которые рекомендуется совершить опекунам новорождённого, чтобы снискать милость Аллаха и дать ребёнку хорошее начало в этом мире. Надеемся, что данный материал принесёт пользу мусульманам и даст возможность каждому из нас радоваться рождению детей! Амин! ]§[
Каковы правила фикха касательно акыки?
Исламский информационно-образовательный портал
Вопрос: Я хотел бы спросить о правилах Ислама, связанных с рождением ребёнка. Насколько я знаю, по прошествии 7-ми дней нужно совершить акыку и побрить волосы на голове ребенка. Есть ли какие-нибудь рекомендации по поводу этих практик после рождения ребенка?
Ответ: ДжазакумуЛлаху хайран, благодарим Вас за вопрос.
Акыка — это заклание животного после рождения ребёнка в знак благодарности Всевышнему за благословение потомством.
Посредством акыки Всевышний Аллах защищает ребенка от бедствий. Если ребенок скончался в детстве, он будет заступником за родителей. Совершая акыку, родители выражают благодарность Всемогущему Аллаху.
«За рождением каждого ребёнка следует акыка, так пустите же за него кровь, ибо, поистине, это будет средством для отведения от него многого вреда». (Бухари)
Ниже приведены некоторые из практик, связанных с акыкой, которые встречаются в текстах первоисточников:
Некоторые исламские правоведы указывают, что если акыка не была совершена в седьмой день, то она должна быть совершена 14-го, 21-го или 28-го числа и т.д. (имеется в виду любой седьмой день). Мясо акыки могут употреблять родители, семья, родственники, друзья, богатые и бедные, мусульмане и немусульмане.