как рассчитать калькуляционную карту на блюдо пошагово формула
Калькуляционная карта: образец заполнения и тонкости работы
Составление калькуляционной карты: как рассчитать себестоимость блюд
Калькуляция блюд — это определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств.
Хотя на карте мы делаем расчет для одной порции, общая стоимость должна быть рассчитана для 10 или 100 порций. Если вы рассчитываете только порцию, себестоимость и продажная цена будут неверными, потому что было подсчитано больше продуктов, чем необходимо.
Например, чтобы обжарить порцию котлет для гамбургеров, вам понадобится 50 граммов сливочного масла. А на десять порций отбивных на одной сковороде вам понадобится не 500 грамм масла, а меньше.
Человеческий фактор также играет роль: фактическое потребление ингредиентов будет отличаться от нормы закладки продукта на порцию. Например, по рецепту одна порция салата соответствует 40 граммам соуса. Но повар добавит 42 грамма в одну порцию и 39 граммов в другую, эти неточности будут исправлены в среднем при расчете стоимости на 10 или 100 порций.
Порядок составления калькуляции ручным способом
Чтобы произвести расчет себестоимости блюда, нужно учитывать стоимость карты ОП-1. Примером послужит калькуляционная карта: образец расчета берлинского торта
Наиболее оптимальный вариант организации вычислительной системы — внедрение автоматизированной финансово-бухгалтерской системы, связывающей все материальные и финансовые потоки учреждения.
Например, к таким системам можно отнести 1С Общественное питание для организации, в первую очередь, учета кафе, ресторанов, а также 1С Ресторанный менеджмент, позволяющий автоматизировать управленческий учет отдельного заведения или сети ресторанов.
Далее в статье мы опишем механизм создания расчетов на базе системы общественного питания 1С. Данная система разработана на базе решения «1С Бухгалтерия» с учетом специфики ресторанного бизнеса — можно выполнять операции раскроя и раскладывания, вводить рецепты и рассчитывать сметы на еду, приготовление еды и т.д.
Основным документом, на основании которого выполняется калькуляция блюд, является документ Рецепт. Тип документа может быть разным в зависимости от характера операции: подготовка, нарезка, разборка.
Такой метод может подойти для калькуляции блюд для столовых или любая калькуляция в общественном питании. Калькуляция блюда в excel при таком способе будет крайне удобна, это улучшит качество расчета калькуляции себестоимости блюд.
Что такое калькуляция себестоимости блюд
У многих новых предпринимателей возникает вопрос: «Что такое калькуляционная карта и для чего она нужна?».
Калькуляционная карточка нужна для правильного расчета себестоимости блюда. Предоставляет точную информацию о весе, цене и стоимости сырья.
Данные для заполнения калькуляционной ведомости взяты из рецепта блюда. Внешне два типа карточек похожи, и некоторые столбцы в них пересекаются, но это разные документы. Если для кухонного персонала составляются технические карты — по ним готовятся повара, то нужны расчетные для бухгалтерии и менеджеров. В идеале счетными карточками занимается бухгалтер-калькулятор, но реально сделать их может любой офисный служащий или повар.
Калькуляционная карточка блюда — это нормативный документ, то есть по закону необходимо оформлять такую карточку на каждое без исключения блюдо. Карточка обычно формируется в специальных бухгалтерских программах, таких как 1С Общепит или Склад, поэтому форма может немного отличаться. Но можно заполнить карточку и просто в Excel.
Основные этапы калькуляции
Расчет стоимости блюда проводится в следующем порядке:
По этой схеме производится калькуляция продуктов. Также по ней можно произвести расчет стоимости блюда онлайн или просто скачать калькуляционную карту в интернете.
Откуда брать данные для составления калькуляционной карты
Очень важно иметь «калькулятор в общепите», но также важно знать правила заполнения калькуляционной карты. Именно поэтому для составления калькуляционной карточки нужно знать что:
Таблица затрат по форме ОП-1 заполняется на основании данных технологической таблицы — документа, содержащего рецепт и выход блюда.
На все блюда и полуфабрикаты устанавливаются технологические и расчетные листы. Разница в том, что технологическая карта содержит технологию приготовления блюда без учета финансов и используется кухонными работниками. Расчет — показывает стоимость приготовления и прибыль, необходимо бухгалтерам и руководству.
Если в какой-то момент на технической карте вы допустили ошибку, то неверные данные попадут в расчетную карту, что повлияет на все расчеты и прибыль заведения. Также убедитесь, что номер расходной карты совпадает с номером маршрута.
Технологическая карта приготовления блюд для общепита
Работа заведений общественного питания на самом деле очень жестко регламентирована на уровне различных государственных стандартов, что и понятно — ведь речь идет о предоставлении готовой еды, которая должна быть безопасной для потребителя. Основным нормативным актом здесь является ГОСТ 31987-2012 (скачать в формате Word). В нем указано, что производство продуктов для общественного питания осуществляется в соответствии с технической документацией, в которой отражены требования к технологии такого выпуска.
К основным источникам такой документации относятся ГОСТы:
One Dish Technology Card (Технологическая карта) — документ, отражающий рецепт и основные питательные характеристики конкретного блюда (составляющие его ингредиенты). Технологические карты (а также технико-технологические карты) разрабатываются каждым предприятием общественного питания самостоятельно (т. Е. Не распространяются на продукцию сторонних поставщиков). Утверждается ТК руководителем компании или его заместителем. Компания сама определяет срок действия карт (он может быть неограниченным).
Торговый центр показывает норму расхода ингредиентов для приготовления сырого и жидкого блюда (на одну или несколько порций, на один или несколько килограммов), общий объем производства (на блюдо или полуфабрикаты).
При изменении рецепта технологическая карта блюда должна быть переоформлена — тоже по ГОСТу.
Маржинальные блюда: как получать больше прибыли с блюд
Маржинальность — это величина прибыли, которую вы получаете с каждого конкретного блюда. Считают её по формуле: стоимость умноженное на количество минус себестоимость умноженное на количество.
Маржинальность также называется «маржа» или «запас». Он показывает не размер доходов, а их структуру. Анализируя маржинальность, вы узнаете, какие блюда вам выгоднее всего продавать по более низкой цене.
Также важно понимать, что блюда с высокой наценкой не всегда имеют высокую прибыль. Определить «выгоду» банка нужно именно через маржинальность. Итак, в этом конкретном примере продавать салат Цезарь более выгодно, чем продавать чай.
Увеличить маржинальность можно следующими способами:
Особенности составления калькуляции блюд для столовых общепита
Точки общепита всегда были и остаются популярными. Это и понятно, ведь не у каждого есть время на приготовление кулинарных изысков. Тем не менее вкусно поесть хочется каждому. При этом стоит отметить, что иметь золотые руки для бизнеса недостаточно, так как конкуренция слишком высока. Многим вообще может показаться, что заработать с помощью столовой невозможно. Но большинство людей предпочитают классику в еде, и это многого стоит.
Для предприятий общепита важно составить калькуляции блюд так, чтобы не отпугивать клиентов слишком высокими ценами и в то же время не работать себе в ущерб. Рассмотрим, как же составить эту самую калькуляцию.
Что необходимо для калькуляции
Для того, чтобы корректно вывести калькуляцию, потребуется:
Рассмотрим каждый из этих пунктов.
Выбирая блюда для столовой, не стоит вдаваться в крайности. Здесь должны быть представлены простые кушанья. Кроме того, калькуляция блюд при сложных позициях станет еще более затруднительной.
Технологическая карта
Это документ, в котором содержится информация про все особенности приготовленной еды, такие, как сроки и условия хранения блюда, пищевая ценность, рецепт с составом и алгоритмом приготовления, требования к подаче и реализации готового изделия, внешний вид, вес порции.
Пренебрежение этим документом недопустимо. Технологическую карту можно приобрести уже готовую или составить самостоятельно. Первый вариант достаточно затратен, а второй не так сложен, как может показаться вначале.
Закупочные цены
Без этого пункта невозможно рассчитать калькуляцию. К ним желательно добавить расходы на транспорт.
Как проводить подсчеты ручным способом
Имея все необходимые данные, описанные выше, необходимо составить список нужных продуктов для приготовления блюда, указать их количество, закупочную цену. Все данные можно внести в соответствующую калькуляционную карточку формы ОП-1 (образцы карточек, впрочем, как и саму форму, можно найти в Интернете). И все просуммировать. Таким образом можно подсчитать себестоимость блюда. Стоит отметить, что калькуляция составляется в расчете на 1, 100 порций.
Приведем пример калькуляции одной порции для котлеты по-киевски.
Для этого блюда необходимо:
Использование электронных таблиц и программ
Высчитывать себестоимость блюда каждый раз ручным способом нерационально. Поэтому очень удобно пользоваться электронными таблицами, например, Microsoft Excel. В этой программе можно создать шаблон, в котором будут присутствовать все необходимые для приготовления пищи продукты, прописать формулу подсчета и, при изменении закупочной цены, вносить необходимые корректировки.
Если планируется автоматизированный учет, например, использование программы «1С Общепит», то тут все еще проще. Практически во всех торговых программах есть функция «калькуляция блюд». В нее можно вносить не только актуальные закупочные цены, но и отслеживать перемещение, списание продуктов.
В 1С основным документом для расчета калькуляции является «Рецептура». В ней будут заполнены обычные реквизиты. В табличной части будет список необходимых ингредиентов для блюда в соответствии с номенклатурой. Необходимо будет внести данные в графу «Брутто», рассчитать процент потери при разных способах обработки и выход ингредиентов после нее. Можно также вводить аналоги, замены для компонентов.
В документ можно вносить информацию по технологии приготовления и химикоэнергетическим характеристикам.
Благодаря «1С Общепит» можно вести учет сложных яств, формировать «Рецептуру» из нескольких уровней. Для тех блюд, в которых возможно варьирование количественного содержания ингредиентов, есть документ «Акт переработки». В нем будут указываться количественные показатели компонентов несколько раз и рассчитываться среднее значение. На основе этих данных и будет сформирована «Рецептура», которая автоматически сформируется в стандартную карточку для калькуляции ОП-1.
Основные этапы калькуляции
Калькуляция производится в соответствии с таким порядком:
Калькуляционную карту необходимо заполнить в таком порядке:
Благодаря калькуляции можно отследить прибыльность тех или иных позиций, необходимость в новых блюдах или, наоборот, в сокращении тех, которые себя не окупают.
Видео
Это видео познакомит вас с программой учета питания и продуктов.
Как сделать калькуляционную карту
В процессе организации работы предприятия в сфере общественного питания необходимо разрабатывать и составлять нормативные документы для контроля расхода продуктов, для возможности эффективно вести деятельность и учитывать затраты и полученную прибыль. Калькуляция позволяет учитывать основные показатели по затратам на продукты и полуфабрикаты, формировать объективную отпускную стоимость для дальнейшего указания в меню. Как сделать калькуляционную карту правильно, чтобы правильно сформировать конечную стоимость продукта? Необходимо следовать установленным нормам, так как карта составляется по образцу законодательно закреплённой формы ОП-1.
Как сделать калькуляционную карту в соответствии с установленными нормами?
В составлении калькуляционной карты заинтересованы специалисты всех подразделений предприятия, бухгалтера, сотрудники кухни, сотрудники, обслуживающие подачу блюд и организующие работу с клиентами, руководители предприятия для того, чтобы иметь наглядный документ, демонстрирующий целесообразность продаж в разрезе каждого изделия отдельно.
Как сделать калькуляционную карту поэтапно, следуя требованиям законодательства и нормативам отрасли? Существуют следующие основные правила составления расчётов калькуляционной карты для готовых блюд:
Как сделать расчёт калькуляции по этапам?
Сделать калькуляционную карту необходимо заранее до начала реализации изделия, провести и отладить расчёты. Большая часть данных калькуляционной карты берётся из ранее составленных документов.
Работа с каждым блюдом начинается с составления рецептуры, где подбирается и корректируется количество и состав ингредиентов, проверяется вкус и полезность полученного продукта, составляются расчёты пищевой и энергетической ценности продукта для возможности оценки блюда в аспекте его пользы конечному потребителю. Затем необходимо сделать технико-технологические карты для подробного описания процесса изготовления, с перечислением перечня ингредиентов по весу и количеству, с указанием параметров, подтверждением качества продуктов.
В ТТК даются разъяснения относительно того, какие изменения происходят с продуктами в процессе тепловой обработки, как меняется и уменьшается количество ингредиентов и их внешний вид. Производится описание готового блюда в аспекте внешнего вида, вкуса, запаха, консистенции блюда. Всё перечисленное служит достаточным основанием, чтобы сделать калькуляционный расчёт.
Содержание калькуляционной карты
В калькуляционной карте в итоговой форме содержатся следующие данные:
Документ хранится в бумажном виде, заполняется по установленному шаблону или составляется в виде электронной таблицы. Данные заносятся в бухгалтерскую автоматизированную программу для организации правильного списания продуктов на изготовление готового блюда. Расчёты калькуляции ведутся для 1 или 100 порций блюда. Для предприятий небольшого масштаба актуально использовать расчёты на 1 порцию, для крупных сетей и холдингов подойдут расчёты на 100 порций готового блюда.
Полученные данные используются руководителями предприятий при организации проверок целесообразности реализации блюд. Калькуляция позволяет при возникновении потребности быстро изменить цену и сделать расчёт актуальным, не меняя всей информации в таблице. Наглядное представление стоимости, себестоимости и наценки предусматривает возможность эффективной и удобной корректировки показателей в сжатые сроки. Калькуляцию используют бухгалтера в расчётах и работе с номенклатурой продуктов, повара для подтверждения правильности производимого расхода продуктов.
Особенностью калькуляционной карты является наглядное представление всей собранной информацией и её соответствие действительным фактическим показателям. Заполняется калькуляция на основании ТТК, сведения в которой подобраны опытным путём и проверены для точности. С указанным количеством и перечнем продуктов допустимо определять себестоимость и корректировать итоговую стоимость при необходимости, меняя наценку. При условии роста цен на продукты это необходимо каждому предприятию в сфере общепита, которое заботится не только о получении прибыли, но и о сохранении собственной положительной деловой репутации и качества блюд, представляемых клиентам для реализации. Калькуляция служит для внутреннего пользования и представления представителям государственных инстанций при проверках.
Как составить технологическую карту блюда
Ни для кого не секрет, что все предприятия, которые работают не по Сборнику рецептур (технологических нормативов) обязаны разрабатывать документ «Технико-технологическая карта». Однако, не все понимают, чем же отличается ТТК от Технологической карты, и как она должна выглядеть. В этой статье мы дадим подробный ответ на этот вопрос.
Итак, требования к оформлению ТТК и содержащейся там информации подробно изложены в ГОСТ 31987-2012. Не будем подробно описывать содержание ГОСТа, ограничимся лишь описанием основных особенностей.
Ниже приведем методику разработки ТТК, и подробно опишем расчет всех необходимых показателей. Подобная методика строится на основе Методических указаний, а все документы формируются автоматически, в программе для шеф-поваров и технологов «Шеф Эксперт».
Рассмотрим, для примера, расчет всех показателей для ТТК для блюда «Колбаски Одесские»
1. Расчет пищевой и энергетической ценности блюда
Расчет пищевой и энергетической ценности блюда ведем на основании методики, приведенной в Методических указаниях по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, М., 1997, (Письмо №1-40/3805 от 11.11.91г.) (Часть 2).
1.2. Ингредиент ‘Жировая сетка (Прятине)’ НЕ ИМЕЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ после тепловой обработки (ст.13 в т.1), поэтому итоговое количество белка в ингредиенте = 0,53*(100-0)/100 = 0,53 грамм.
1.3. Ингредиент ‘Жировая сетка (Прятине)’ УЧИТЫВАЕТСЯ в выходе блюда (ст.17 в т.1), поэтому содержание белка УЧИТЫВАЕТСЯ в общем содержании белка в блюде.
1.4. Аналогично определяем содержание углеводов и жиров в ингредиенте.
1.5. Таким же способом определяем содержание белков, жиров и углеводов по всем ингредиентам в блюде, и заносим полученные данные в Таблицу 1.
Разрабатывайте ТТК профессионально! Как? Узнайте здесь.
2. Расчет массовой доли сухих веществ *
2.2. Ингредиент ‘Жировая сетка (Прятине)’ НЕ ИМЕЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ после тепловой обработки (ст.13 в т.1), поэтому итоговое количество сухих в-в в ингредиенте = 39,61*(100-0)/100 = 39,61 грамм.
2.3. Ингредиент ‘Жировая сетка (Прятине)’ УЧИТЫВАЕТСЯ в выходе блюда (ст.17 в т.1), поэтому содержание сухих в-в УЧИТЫВАЕТСЯ в общем содержании сухих в-в в блюде.
2.4. Аналогично определяем содержание сухих веществ по всем ингредиентам в блюде, и суммируем полученные значения.
2.5. Для перевода в процентное соотношение содержания сухих веществ в блюде умножаем полученную сумму на 100 и делим на выход порции (100 грамм).
2.6. Суммируем данное процентное содержание с максимально допустимым содержанием соли в блюде = 1,33%. Таким образом, получаем Максимальное (теоретическое) содержание сухих веществ в блюде = 62,39%.
2.7. Минимально допустимое содержание сухих веществ рассчитываем по формуле: для первых блюд и соусов: 0,85*Максимальное содержание сухих в-в, для остальных блюд: 0,9*Максимальное содержание сухих в-в. 0,85 и 0,9 – коэффициенты, учитывающие потери сухих веществ в процессе приготовления и допустимые отклонения при порционировании блюд. Таким образом, мин. допустимое содержание сухих веществ в блюде = 62,39*0,9 = 56,15%.
* В соответствии с Приложением 2 Методических указаний по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, М., 1997, (Письмо №1-40/3805 от 11.11.91г.), в данной категории блюд ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ массовая доля сухих веществ при лабораторном анализе.
3. Расчет массовой доли жира **
3.1. Определяем количество чистого жира в ингредиенте ‘Жировая сетка (Прятине)’ (массовая доля жира учитывается только в основных жиросодержащих ингредиентах (масла, сметана, молоко, и т.д.)), путем умножения массы нетто ингредиента (в граммах) на содержание жира (в гаммах на 100 г ингредиента, или в %) и деления на 100. Данными по содержанию природного жира в крупах, мясных продуктах и т.д. пренебрегаем. МДЖ = 42/100*0 = 0 грамм.
3.2. Ингредиент ‘Жировая сетка (Прятине)’ НЕ ИМЕЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ после тепловой обработки (ст.13 в т.1), поэтому итоговое количество жира в ингредиенте = 0*(100-0)/100 = 0 грамм.
3.3. Ингредиент ‘Жировая сетка (Прятине)’ УЧИТЫВАЕТСЯ в выходе блюда (ст.17 в т.1), поэтому содержание жира ингредиента УЧИТЫВАЕТСЯ в общем содержании жира в блюде.
3.4. Аналогично определяем содержание жира по всем ингредиентам в блюде, и суммируем полученные значения.
** В соответствии с Приложением 2 Методических указаний по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, М., 1997, (Письмо №1-40/3805 от 11.11.91г.), в данной категории блюд НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ массовая доля жира при лабораторном анализе.
4. Расчет массовой доли сахара ***
4.1. Определяем количество чистого сахара в ингредиенте ‘Жировая сетка (Прятине)’ (массовая доля сахара по сахарозе учитывается только в сахаре – песке, сахаре – рафинаде, сахарной пудре и т.д.), путем умножения массы нетто ингредиента (в граммах) на содержание сахара (в граммах. на 100 г ингредиента, или в %) и деления на 100. МДС = 42/100*0 = 0 грамм.
4.2. Ингредиент ‘Жировая сетка (Прятине)’ НЕ ИМЕЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ после тепловой обработки (ст.13 в т.1), поэтому итоговое количество сахара в ингредиенте = 0*(100-0)/100 = 0 грамм.
4.3. Ингредиент ‘Жировая сетка (Прятине)’ УЧИТЫВАЕТСЯ в выходе блюда (ст.17 в т.1), поэтому содержание сахара ингредиента УЧИТЫВАЕТСЯ в общем содержании сахара в блюде.
4.4. Аналогично определяем содержание сахара по всем ингредиентам в блюде, суммируем полученные значения и умножаем на коэффициент, учитывающий потери сахарозы в блюде = 0,97.
4.5. Для перевода в процентное соотношение содержания массовой доли сахара в блюде умножаем полученную сумму на 100 и делим на выход порции (100 грамм). Содержание сахара в блюде = 0%
*** В соответствии с Приложением 2 Методических указаний по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, М., 1997, (Письмо №1-40/3805 от 11.11.91г.), в данной категории блюд НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ массовая доля сахара при лабораторном анализе.
5. Расчет массовой доли соли ****
5.1. Содержание соли в блюде принимаем по нормам, приведенным в Методических указаниях по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, М., 1997, равное = 1,33%
**** В соответствии с Приложением 2 Методических указаний по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, М., 1997, (Письмо №1-40/3805 от 11.11.91г.), в данной категории блюд ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ массовая доля соли при лабораторном анализе.
6. Микробиологические показатели
Как составить и рассчитать калькуляционную карту в общепите
Технологическая карта приготовления блюд для общепита
Рассказываем, как составить калькуляционную карту для общепита и какие учесть нюансы, устанавливая цены в локальном заведении или в сети. А также как автоматизировать расчёт себестоимости и настраивать разные цены для каждой точки продаж.
Отправить статью на почту
Как рассчитать себестоимость блюд без погрешностей и установить цены правильно
Почему калькуляционная карта необходима в общепите
Что такое калькуляционная карта. Это документ для расчёта себестоимости и цены блюда.
Для чего она нужна. Хотя Роспотребнадзор и налоговая инспекция не проверяют эти карточки (в отличии от технологических карт), они необходимая составляющая бизнес-процессов в общепите.
Именно в калькуляционной карте отражается стоимость каждого ингредиента и итоговая себестоимость блюда, указывается наценка и цена продажи. Карта помогает отслеживать и анализировать, насколько каждое блюдо прибыльно для заведения.
Кто составляет. Обычно составлением калькуляционных карт и их проверкой занимается бухгалтер-калькулятор. Так называют специалиста в ресторанной сфере, который ведёт расчёт стоимости блюд и их наценки. Но бывает и так, что это делают заведующий производством или шеф-повар.
Форма ОП-1. Элементы документа как алгоритм расчёта стоимости блюд
Рассмотрим, как обычно выглядит калькуляционная карта. Образец для общепита — ОП-1. Но с 2013 года она не обязательна для применения и вы можете использовать произвольную форму.
Форма ОП-1 позволяет определить себестоимость и учесть нюансы по расчёту цены для локальных заведений и для сетей. Поэтому дальше мы рассмотрим заполнение документа по калькуляции блюд именно на её примере.
Откуда брать данные для составления калькуляционной карты
Калькуляционная карта по форме ОП-1 заполняется на основании данных из технологической карты — документа, где содержится рецептура и выход блюда.
Технологическую и калькуляционную карты оформляют на все блюда и полуфабрикаты. Различие в том, что техкарта содержит технологию изготовления блюда без расчёта финансов и используется работниками кухни. Калькуляционная — показывает затраты на приготовление блюда и прибыль, она нужна бухгалтерам и руководству.
Мобильное приложение для гостей
Как составить калькуляционную карту
Рассмотрим, как по правилам сделать расчёт калькуляционных карт в общепите и что указывается отдельно по каждому разделу:
1.Название ООО и структурное подразделение. В строке «структурное подразделение» укажите название вашего заведения. Если вы ИП, то по строке «организация» впишите ИП и свои фамилию, имя и отчество.
2.Название блюда по техкарте. Названия блюда должны совпадать в обеих картах — технологической и калькуляционной.
3.Прочие реквизиты организации — код по ОКПО и вид деятельности по ОКДП.
4.Номер блюда по сборнику рецептур, техкарте (ТТК), СТП. Эта графа предусмотрена, чтобы указать номер блюда из справочника «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания», номера блюда из техкарты и стандартов предприятия. На практике обычно ставится только номер из техкарты.
Как рассчитать калорийность блюда для меню автоматически
5.Дата утверждения карты и её номер по порядку (должен совпадать с номером техкарты на это блюдо).
6.Наименование продуктов. В этом столбце приводится весь перечень ингредиентов, которые необходимы для приготовления блюда. В соседнем столбце ставится код продукта в программе автоматизации.
7.Норма продуктов. Указывается количество продукта, необходимое для приготовления блюда, в килограммах. Важно: надо внести в карту не исходный вес сырья, а вес полуфабриката, который используется для приготовления блюда.
8.Цена — стоимость ингредиента за килограмм его веса.
9.Сумма — стоимость ингредиента, необходимого для приготовления блюда. Значение в этой графе получается, если перемножить норму продукта и его цену.
10.Общая стоимость сырьевого набора на 100 блюд. Графа показывает себестоимость ста порций блюда: складываются все значения в столбце «сумма» и результат умножается на 100. Вместо ста порций вы можете посчитать себестоимость на десять порций (т.е. умножить на 10). Подробнее рассмотрим это дальше.
11.Наценка на блюдо. Её устанавливает руководитель заведения.
12.Цена продажи блюда. Указывается цена одной порции блюда в меню. Для её расчёта надо общую стоимость сырьевого набора (пункт 10) разделить на 100 или 10, затем к полученной себестоимости одной порции добавить наценку.
13.Выход одного блюда в готовом виде — вес одной порции готового блюда.
На какие позиции составляют калькуляционные карты
Бэк-офис
Калькуляционные карты для общепита составляют на:
В картах на полуфабрикаты мы заносим вес продукта (до обработки) в графу «норма, кг» и его стоимость в графу «цена за кг». В графе «выход одного блюда в готовом виде, кг» указываем вес полученного полуфабриката (после обработки) и в графе «общая стоимость сырьевого набора на 100 блюд» — стоимость 100 порций полуфабриката с учётом пересчёта.
Важно. Чтобы не возникло путаницы, полуфабрикат в калькуляционной карте надо назвать иначе, чем исходный продукт. Например, добавить «п/ф» к названию.
Как обработка продуктов влияет на калькуляционную карту и расчёт себестоимости
Рассмотрим это на примере куриного филе для салата Цезарь. Мы заказали 10 кг сырого филе в охлаждённом виде по цене 160 рублей за килограмм.
Для салата нам надо будет приготовить его со специями и маслом на гриле. А на полученный полуфабрикат составить калькуляционную карту.
После обработки на гриле и нарезки филе потеряет 30% веса. А раз продукта стало меньше, то теперь стоимость его килограмма выросла и составляет 228,57 рублей (1600 рублей / 7 кг). Дополнительно цена вырастет на 10 рублей за счёт специй и масла.
Таким образом, цена ингредиента «филе-гриль» в калькуляционной карте салата Цезарь будет указана как 238,57 рублей за килограмм.
Куриное филе | Вес | Стоимость 1 кг |
---|---|---|
Сырое (до обработки) | 10 кг | 160 рублей |
П/ф «гриль» (после ужарки и с добавлением специй) | 7 кг | 238,57 рублей |
Составление калькуляционных карт: что важно учесть
Итак, мы рассмотрели, как рассчитать калькуляционную карту на блюдо пошагово. Ещё хочу рассказать подробнее про несколько нюансов, которые не вошли в инструкцию выше.
Почему общая стоимость рассчитывается на 10 или 100 блюд
Хотя в карте мы делаем калькуляцию на одну порцию, общую стоимость надо рассчитать на 10 или 100 порций. Если сделать расчёт только на одну порцию, себестоимость и продажная цена будут некорректными, так как было учтено больше продуктов, чем требуется.
Например, чтобы пожарить одну порцию котлет для гамбургера, вы потратите 50 грамм масла. А на десять порций котлет в этой же сковороде вам потребуется не 500 грамм масла, а меньше.
Приложение для руководителя
Также играет роль человеческий фактор: реальный расход ингредиентов будет отличаться от нормы закладки продукции на порцию. К примеру, по рецепту на одну порцию салата идёт 40 грамм соуса. Но повар добавит в одну порцию 42 грамма, а в другую — 39. Эти неточности скорректируются за счёт среднего значения, когда себестоимость рассчитана на 10 или 100 порций.
Рекомендация. Чем крупнее заведение — тем больше неточностей. Если у вас кафе или ресторан, делайте расчёт на 10 порций. Если у вас столовая на крупном предприятии или сеть заведений с общим цехом приготовления — сразу на 100.
Что делать, если изменилась норма или цена ингредиента
Графы «норма, кг» и «цена, руб.коп.» в форме ОП-1 повторяются шесть раз. Эти свободные графы надо использовать, когда меняется цена или количество ингредиента.
Пример. Поставщик с 15 сентября поднял цены: стоимость салата айсберг повысилась с 65 до 75 рублей. Чтобы не повышать цену салата Цезарь, необходимо скорректировать его рецептуру — класть в порцию не 100, а 85 грамм айсберга.
Как нужно отразить эти изменения в калькуляционной карте:
Подпись и хранение калькуляционных карт
Калькуляционная карта обязательно должна быть распечатана и подписана бухгалтером-калькулятором (или тем, кто эту карту составил), заведующим производством (если в ресторане или кафе есть такая должность) и руководителем заведения.
Заполненные карты сшиваются в одну папку и хранятся в бухгалтерии или у руководителя. Если карточка уже неактуальна (например, сделана по устаревшей рецептуре или содержит в себе неактуальные цены) выбрасывать её не рекомендуется. Оставьте её в папке — пусть она там и хранится.
Александр Хабаров, начальник отдела технической поддержки Quick Resto
Как работать с калькуляционными картами в системе Quick Resto
Теперь поговорим про то, как считать калькуляционную карту не вручную, а в программе для общепита. В системе Quick Resto она создаётся автоматически на основании данных заполненной техкарты и соответствует форме ОП-1. Рассмотрим, как это происходит.
1. Данные о количестве ингредиентов
В техкарту вам надо внести все ингредиенты блюда и потери их веса при обработке (если они есть). Таким образом в техкарте появятся данные о точном количестве продуктов, которые нужны для приготовления одной порции блюда (они автоматически рассчитаются в графе «Выход»). Эти данные отразятся в столбце «норма» калькуляционной карты.
2. Автоматизация расчёта себестоимости блюда и складской учёт
Себестоимость каждого продукта подтянется в технологическую и калькуляционную карты автоматически. Поскольку в Quick Resto реализован полный складской учёт, данные о себестоимости есть в системе на основании приходных накладных, актов приготовления блюда и внутренних перемещений с одного склада на другой.
По каждому ингредиенту и блюду вы можете посмотреть текущий остаток и все документы движения (инвентаризацию, приход, перемещение, списание продуктов и т.д.).
3. Расчёт наценки и разные цены для нескольких точек
В систему вносится именно цена продажи, поэтому в калькуляции блюда рассчитывается наценка. Вы можете настроить разные цены на одно блюда для каждой точки (если у вас сеть) и посмотреть прибыль по каждому блюду.
4. Изменение цены или рецепта
Если у блюда изменилась цена или рецептура, прежние данные не пропадут. Вы просто вносите актуальные данные и дату их вступления в силу через «Менеджер версии» и создаёте новую версию техкарты. Калькуляция себестоимости пересчитается автоматически. Это позволяет сравнивать данные и анализировать динамику цен.
5. Печать формы ОП-1
Калькуляционную карточку можно распечать из системы, чтобы её подписали сотрудники, которые отвечают за расчёт себестоимости блюда.
Также благодарим за помощь в подготовке статьи Валентину Мужчинину, специалиста технической поддержки Quick Resto.