как работать в яндекс еде на велосипеде
Под маской курьера. Сколько зарабатывает доставщик «Яндекс.Еды» и хватает ли ему на жизнь
Во время пандемии, когда из дома не рекомендуется выходить и приходится соблюдать режим самоизоляции, сервисы доставки еды стали особенно популярны. Компании заявляют о том, что курьеры соблюдают все правила безопасности, поэтому клиенты могут не переживать — через доставщиков им не заразиться. Лайф решил проверить обеспечение безопасности в сервисах доставки еды на себе — автор издания устроился курьером и выяснил, что происходит на самом деле по дороге из кафе в ваш дом.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, ТАСС / Александр Демьянчук
Онлайн-путь приёма на работу
Фото © Getty Images
Стать курьером может любой желающий. Сначала на сайтах сервисов нужно оставить заявку, в которой указывается ваше имя, телефон и гражданство. В течение суток менеджер сервиса с вами свяжется. Мы оставили свои контакты в двух самых популярных доставках: в Delivery Club и в «Яндекс.Еде».
Менеджер Delivery Club перезвонил через пару часов, уточнил, есть ли санитарная книжка у соискателя. Книжки нет — извините, мы не можем вас принять, оформляйте документ самостоятельно, а затем можете обратиться к нам снова. В «Яндекс.Еде» ответ был несколько иным: на собеседование можно прийти и без санкнижки, в дальнейшем работодатель поможет с её получением, но сначала нужно пройти онлайн-обучение и тестирование. Мы согласились на эти условия.
Ссылка на обучение пришла по СМС. В течение получаса в видеоуроке представитель компании рассказывала, как нужно принимать заказ, как работать со службой поддержки «Яндекс.Еды» и когда именно курьер получит деньги. По пройденному материалу нужно выполнить тест, если отвечаете на все вопросы правильно, в течение суток вам придёт следующее СМС-сообщение с датой вашего приёма на работу.
Недавно стартовавший проект Yandex Eda, который составляет конкуренцию популярному в Европе и Америке Uber Eats мгновенно стал одним из популярнейших способов доставки и вполне возможно ближайшее время вытеснит таких гигантов Российского рынка как Delivery Club. В первую очередь, это обусловленно внутренними ресурсами компании, что позволяет привлекать клиентов из сети практически бесплатно, а звание интернет-гиганта, выделять огромные средства на рекламную компанию в оффлайне.
Расширяясь практически ежеминутно, Яндекс нанимает всё больше курьеров, которые зачастую выбирают для доставки велосипеды или самокаты. Одни из них уже обладают собственным транспортом, другие сталкиваются с проблемой при начале работы из-за его отсутствия. Согласитесь, довольно сложно, находясь в поиске работы, выделить из бюджета лишние 5 тысяч на самокат или 10-15 тысяч рублей на велосипед.
Специально для новых сотрудников Яндекс Еды, компания Ультраспорт предусмотрела корпоративную скидку на приобретение велосипедов, чтобы сделать приобретение рабочего транспорта для курьеров немного доступнее.
Купон на 15% скидку курьерам Яндекс Еды для приобретения велосипеда или самоката:
Команда компании «Ультраспорт» желает вам успехов в работе!
Работа у партнёров Яндекс.Еда
Многие хотят устроиться курьером к партнёрам сервиса Яндекс.Еда – это работа с выгодными условиями и своевременной заработной платой в компаниях сотрудничающих с сервисом.
Доставка еды производится в районе, который вы выберете при трудоустройстве – нужно только пройти собеседование, определить участок и начать работу.
Работа курьером у партнёров Яндекс Еда
Сервис Яндекс.Еда специализируется на заказе продуктов питания на дом из разных ресторанов. При этом ресторан становится партнёром Яндекса, передаёт заказы в доставку через приложение.
На работу к партнёру Яндекс.Еда принимаются люди без опыта, специального образования. Это подработка для студентов и амбициозных молодых людей.
Берут тех, кто имеет собственную машину или готов доставлять обеды пешком. Сотрудникам предоставляется специальная униформа желтого цвета и рюкзак, в который можно поместить заказ.
Пеший курьер
Все блюда, размещённые в приложении Яндекс.Еда заказывают как на дом, так и в офисы. Для работы не обязательно иметь автомобиль, можно доставлять продукты пешком.
Курьер на личном авто
Пеший курьер сталкивается со сложностями в плане погодных условий и скорости доставки. Если у человека есть собственный автомобиль – это преимущество получать больше, поскольку продукты доставляются быстрее.
Требования к соискателю
У партнёров сервиса Яндекс.Еда зарабатывают даже те, кто не имеет гражданства России.
Для работодателя важно, чтобы соискатель соответствовал таким требованиям:
Условия работы у партнёров Яндекс Еда
В целях соблюдения правил и принципов компании Яндекс Еда, партнёры контролирует работу курьеров. Помимо денежного стимулирования в виде повышения грейда, действует система штрафов:
Максимальный штраф составляет 5 000 рублей, минимальный штраф – 100 рублей.
Как попасть на собеседование?
Чтобы устроиться курьером заполните заявку на сайте (просто введите имя, телефон). После рассмотрения (может занять пару дней) вам перезвонят, уточнят детали и пригласят на собеседование в вашем городе, отправят SMS с адресом и временем.
Зарплата курьера у партнёров сервиса Яндекс Еда
Смены делятся на варианты по 4 часа, 6 часов или 12 часов, что позволяет работать в условиях полной и частичной занятости. Когда человека принимают на работу к партнёру сервиса, ему обещают до 3400 руб. в день, но на практике зарплата напрямую зависит от того, как работает курьер – сколько заказов обработал и насколько ответственно подошёл к выполнению обязанностей.
Приложение для курьеров
Обязательным условием для принятия на работу является наличие приложения для курьеров. Оно даёт доступ к текущим заказам, организует процесс работы и коммуникации.
Другие вакансии
Кроме курьерских вакансий в компанию требуются разработчики iOS, руководители аналитики для создания приложений, оптимизации работы сервиса в интернете. Отправляйте резюме на hr@eda.yandex.ru
Вопрос-ответ
Как устроиться на работу школьнику?
Школьник может попасть в курьерскую службу, оформив заявку на сайте, детали лучше уточнить при звонке после подачи заявки.
Сколько зарабатывает курьер?
Доставщик в среднем получает до 3400 руб. в день.
Для новых работников в Москве и Санкт-Петербурге действуют бонусы – 5 000 рублей при выполнении 120 заказов.
Как попасть на собеседование?
Оставьте заявку, с вами свяжутся, и подскажут, куда вам прийти, как добраться, какие документы взять с собой.
Могу ли я получать оплату каждый день?
Организации обычно производят оплату раз в неделю.
Можно ли работать только по выходным?
Вы сами выбираете график и район для работы. Но могут быть незначительные ограничения, уточняйте.
Отзывы курьеров
Ольга, 26 лет
«Перед тем, как написать отзыв, я поработала месяц. Из удобств отмечу выбор района – ресторан, откуда нужна доставка, и адрес заказчика в границах, которые выбираешь сам. Из минусов – не такой уж свободный график, работа посменная.»
Максим, 19 лет
«Очень удобный способ заработать для студентов! Могу сказать, что если курьер быстрый, старается вовремя доставлять свежий заказ клиенту, то можно зарабатывать и больше заявленных 2000 руб. в день. Работаю без машины.»
Дарья, Самара
«Мой отзыв. Каждому курьеру сервиса Яндекс еды начисляют 70 рублей в час и 50 за выполненный заказ, в случае автокурьера тариф немного выше. Заработную плату выдают работникам еженедельно. При стабильной работе, выполняя по 16 заказов в день, можно получить около 10 000 рублей в неделю. Это неплохой заработок за несложную работу, не требующую особых навыков.
Пеший курьер должен находиться в своей зоне доставки в течение всего рабочего времени. Для более эффективной работы можно пользоваться услугами общественного транспорта, но оплата проезда не компенсируется сервисом Яндекс Еды. Яндекс Еда контролирует работу своих сотрудников, в случае выявления нарушения со стороны курьера, следует устная беседа или денежный штраф. Служба доставки в Самаре принимает только безналичную оплату.
Курьеру не требуется работать с деньгами, но при этом можно получать чаевые после выполнения заказа. Клиенты часто благодарят наличными на разные суммы, как 10 рублей, так и 500.»
Работа у партнёров сервиса Яндекс.Еда – отличная возможность заработать, имея удобный график и несложные задачи.
51 Comments
Реально можно заработать деньги. Приятный бонус в том, что если клиент откажется от заказа, еда остаётся курьерам. Пару раз так везло, вкусно и бесплатно покушал, не элитный ресторан конечно, но и не макдональдс:)
Хорошая подработка, особенно для нас студентов, со свободным графиком работы. Зарплата зависит от тебя самого, больше работаешь — больше получаешь, выплачивают стабильно раз в неделю. За день получалось до 1500, вполне норм. Руководство адекватное, поможет оперативно разобраться с вопросами.
Работал курьером в другой службе доставки, решил устроиться в Яндекс Еда. Пришёл на собеседование, необходимо было пройти тест. Вечером отправили смс смс «Большое спасибо за Ваш интерес к нашей вакансии. К сожалению, в настоящий момент мы не готовы сделать Вам предложение в связи с результатами конкурсного отбора. Мы внимательно ознакомились с Вашей кандидатурой и, возможно, рассмотрим ее, когда у нас возникнет такая потребность» Почему не приняли так и не понял.
Быстро устроился и начал работать. Можно выбрать удобные условия: почасовую или сдельную, сейчас уже вроде действует комбо, работа стабильно оплачивается, в выходные самый пик.
Отправила заявку на работу курьером, жду звонка.
Можно ли приобрести фирменный рюкзак или куртку? Хочу сделать подарок другу))
Здравствуйте! Это униформа для работников Яндекс.Еды, не продается. Попробуйте сделать другой подарок:)
Есть ли вас точный список городов, в которых вы откроетесь ближайшее время?
Здравствуйте!
Насколько нам известно, такого списка не существует. Приоритетное направление – города-миллионники.
А сколько платят курьерам Яндекс Еды в Самаре?
Всё довольно индивидуально, зависит от рабочих и города. В Самаре можно заработать 1000 рублей за смену.
Как попасть на собеседование в Яндекс Еду?
Для постоянной работы – не самый лучший вариант. Но в качестве подработки то, что надо.
Особая требовательность к пунктуальности. Из плюсов — возможность работать в удобное для тебя время, 3-4 часа в день. В среднем зарплата выходит 30 000 рублей, есть те кто хвастается на форумах про зарплату и более 60 000 рублей в месяц.
Сколько сначала платят начинающему курьеру? Как растёт зар.плата?
Существует рейтинговая система оплаты:
• 1 грейд (лучшие, самые быстрые курьеры – 200 работников) – 125р/час, 100р/заказ
• 2 грейд (топ 200-500 лучших) –100 р/час, 100 р/заказ
• 3 грейд (рейтинг ниже топ 500) –100 руб/час, 75 руб/заказ
Уровень заработки зависит только от вас, день и длительность смены можно выбрать самому. При смене в 8 часов и 1 заказ в час, можно зарабатывать 8*125+8*100= 1800 рублей в день.
Кто пишет про плохие условия работы в Яндекс Еде, просто не работали в других доставках.
Читала разные отзывы сотрудников о работе там, хочу попробовать сама. Предполагается ли официальное трудоустройство?
Да, это официальное трудоустройство, поэтому на работу не берут школьников 15-16 лет.
Работа как работа. Устраиваясь сюда, не стоит тешить себя иллюзиями про легкие деньги. Большая физическая нагрузка, к которой придется привыкнуть. Обязательно нужно иметь велосипед или самокат (можно взять в фирме). Форменная одежда удобная, рюкзак легкий, коллектив нормальный. Клиенты бывают разные. Может попасться дотошный заказчик, требующий сдачу 4 рубля.
Можно ли работать курьером на машине?
Да, можно, если это экономически целесообразно. Иногда работники используют общественный транспорт, но за проезд платят сами.
Со скольки лет берут на работу курьером в Яндекс Еда? Сколько платят курьерам?
Мне 16 лет.
К сожалению, это работа не подойдет для подростков – в курьеры Яндекс Еда не берут несовершеннолетних.
Здравствуйте! Хочу работать разносчиком Яндекс Еды, что мне нужно сделать?
Чтобы устроиться курьером заполните заявку на сайте (просто введите имя, телефон).
Здравствуйте нужна ли медицинская книжка для устройства на работу?
По факту для работы в Яндекс еде вам не понадобится не медкнижка, не трудовая книжка. Никто спрашивать не будет.
Работаю.
А знает кто-нибудь телефон отдела кадров Яндекс Еда? Как позвонить и узнать одобрили ли мою заявку?
Единого телефона офиса по которому вы можете позвонить по поводу трудоустройства не существует.
Дождитесь ответа, либо отправьте заявку ещё один раз.
Также вы можете обратиться в службу поддержки https://ya-eda.com/support/
Проработал курьером две недели, дольше не выдержал – уволился. Объясню причину: отношение к работникам халатное, не даются даже базовые инструкции. Новички сразу отправляются на смену. В приложении часто бывают сбои, геолокация клиента пропадает. Если работник опоздает или потеряется, вина ляжет полностью на него. Наказание – штраф. Время, выделенное на доставку заказа, может оказаться слишком коротким. Затраты на проезд не компенсируются, официального оформления нет, юридически курьер никак не защищен, ставка ниже обещанной, длительные смены физически трудно выдержать. В выходные дни по нескольку раз звонят операторы – предлагают выйти на работу. Смены часто ставят неудобные – не то время и район, что были нужны. Оплата ниже, чем средняя по городу у курьеров: 75 р/час + 50-75 р/заказ. Ставку назначает супервайзер. Он может повышать или понижать рейтинг, влиять на количество заказов. Моя зарплата за 8 12-часовых смен в Яндекс.Еде составила 12000 (примерно 1500/день). Для Москвы это мало. Повредил колени, стер стопы, порвал обувь, посадил аккумулятор мобильного, простыл. Больше потратил, чем заработал.
Среди курьеров много приезжих, большая конкуренция. Есть смены, когда все заказы заняты, и ты по нескольку часов сидишь без дела. А бывают дни, когда курьеров не хватает, и даже перерыв сделать не можешь. Оплата 100-125 р/час + за выполненный заказ. Рекомендую идти сюда только тем, кто хорошо знает город и живет у метро или ездит на велосипеде. Пешком успеть доставить еду вовремя трудно, можно схлопотать штраф. Смены обычно заканчиваются в 01:00 или в 03:00. Возвращение домой на такси не оплачивается. Банковская карта для начисления зарплаты делается долго, первые выплаты происходят через месяц-полтора после трудоустройства. Во время смены нужно быть на связи, если телефон разрядится – оштрафуют. За день можно заработать в районе 1500-2000 рублей. Зарабатывать больше 27000 в месяц мало у кого получается. Работаю тут из-за удобного графика и возможности совмещения с учебой.
Никакой почасовой оплаты нет.
Есть компенсация 75р/час, если на выбранном слоте заработал меньше.
Для 4 часов если за заказы получил меньше 300р
Для 6 часов — если меньше 400р
Что технически невозможно.
Поэтому никаких почасовых выплат нет!
Можно ли получать зарплату на реквизиты другого человека?
Можно ли заработать в Яндекс Доставке, и много ли? Или что такое «Синяя Зона»? Пост номер один
Почитал инструкцию ещё раз.
Однако взыграл азарт первобытного охотника! Быстро оделся, выскочил из дома, пока ждал лифт, уже стал близок к опозданию.
Но район знакомый, через пруд. А там дома не знакомые. Успел на бумажку переписать все данные по заказу. Это оказалось доставка жратвы на дом. Нужны два термопакета, да ещё отдельно положить холодное и горячее! Но по инструкции термопакеты обещали только после выполнения 5 заказов. Дома нашёлся только один, что на дачу возили, дырявый. Да и пусть, азарт охотника!
На обучающих программах (то ли грубая ошибка, то ли фича) не было сказано, и не было на практике, что нужно не просто пролистать всю простыню вниз и нажать кнопку о прибытии, а нужно перетянуть её вправо! И перед этим вытереть телефон, сенсорный экран от дождя ещё и глючит. Но разобрался.
В результате меня (фанфары!) поздравили с первой доставкой. Да вот только там по официальному времени получалось, что прибыл на место с опозданием минут на 50, зато клиенту отдал заказ в ту же секунду, со скоростью кометы.
А потом программа мне сообщила, что я нахожусь рядом с синей зоной, где мне полагается страховка 220 рублей в час, если на заказах я заработаю меньше. Не очень то, что обещалось по телефону. Ну поехали в синюю зону, для этого нужно всего лишь доехать пару остановок до Савёловской.
Пешком на шестой этаж. И всё, домой, ибо недалеко.
А теперь его забанят в системе. Яндекс невероятно агрится на то, если кто-то выкладывает фотки с инструкциями и т.д. на пикабу.
Уже не первый такой пост, как человек рассказал про работу в доставке и был забанен.
Хуяндекс платит сотрудникам переводом с Киви?! Беги, Форест, беги! Хотя после предложения сотрудникам взять в аренду термокороба, на месте этой говноконторы я либо засудил бы за фейк и клевету, либо застрелился от позора.
Как у него может выходить 15к в месяц? Или это подработка по несколько заказов в день? В я.еда максималка 3,4., я.доставка 2,8 рубасов. Есть у кого реальные подсчёты по бабосам,сколько там запилить можно?
Второй месяц халтурю курьером в яшке.Вывод денег зависит от парка к которому подключен.да я курьер на авто.деньги выводить можно хоть каждые полчаса))30р берет Киви как процент.вывод через Таксиагрегатор.Реально бесит антифрод.После выполнения «доставка в несколько точек»бабосы зависают до утра следующего дня.
Мне одному кажется пример не показательным, ибо программа думает, что курьер на авто, а курьер пешком? Убрать эту проблему, и вся ситуация разом переворачивается, весь опыт ТС становится бесполезным пшиком.
Потогонка. Но информация интересная, делитесь.
Так можно заработать или нет?
Яндекс GO и отношение к курьерам
Тема не новая,но достаточно актуальная.
Так получилось что я устроился пешим курьером в Yandex Go.Возможность доставлять заказы пешком,ставки и моментальные выплаты меня полностью устраивали.
В первые же проблемные моменты я прочувствовал на себе то самое отношение поддержки Яндекса о которой я был очень наслышан.
Теперь сама ситуация
Приходит заказ из небольшого магазина.Нужно было доставить дорогие наушники до клиента в общежитии
На самом пункте выдачи проблем не возникло,но по прибытию к клиенту он просто был не доступен а вахтёр отказывался меня пропускать в здание.
Я,как и полагается написал в поддержку и в течении 15 минут наблюдал тишину,далее я позвонил в свой таксопарк и добрая девушка написала в Яндекс по поводу моей ситуации.
В итоге поддержка никому ничего не отвечая закрыла мне заказ как доставлений.
Я находился в тот момент на слоте и мне снова начали приходить заказы которые я отменял теряя активность.
Таксопарк постоянно был на связи,но Яндекс постоянно закрывал запросы от них и не проявлял никаких признаков жизни.
Спустя час безуспешных попыток связаться с поддержкой мне позвонил клиент и сонным голосом поинтересовался о моем местонахождении.К этому времени Яндекс уже и со слота меня снял не понятно по какой причине.
Я связываюсь с таксопарком и отдаю заказ клиенту,параллельно жду ответа от Яндекса
В конечном счёте прошло уже почти полтора часа,от Яндекса никакого ответа,упала активность,скорее всего будет штраф за отменённые на слоте заказы и потерянное время
Яндекс,вы же вроде большая и не бедная компания,неужели сложно сделать адекватную поддержку для курьеров и таксистов?Человек просто из за вашего бездействия теряет своё время силы и нервы
Просто есть такое ощущение неприятное что просто в меня плюнули и я какой то расходный материал
Как я устраивался в «Самокат» и что не говорят при приёме на работу
Наверное, многим известен сервис доставки «Самокат». Это онлайн магазин с доставкой. Недавно я попробовал устроиться туда курьером в качестве подработки.
В «Самокат» я так и не устроился, но зато узнал любопытный способ трудоустройства, который они используют при оформлении. У меня возник вопрос – насколько эта схема вообще законна?
Итак, после заполнения короткой заявки на сайте со мной связался их сотрудник HR. Она рассказала о вакансии, условиях работы и оформления. В тот момент я узнал от неё, что необходимо будет также оформлять самозанятость. Т.к., по её словам, они заключают некоторый договор с самозанятым гражданином для приема на работу курьером. Тогда я не придал этому значения, потому что не много знал о самозанятости. Просто подумал, что потребуются какие-то дополнительные действия с моей стороны, временные затраты. Меня больше оттолкнул очень низкий уровень оплаты за час.
Позже, в целях саморазвития, я решил почитать о процедуре оформления самозанятости, порядке удержания налогов и проч. И узнал, что можно работать на основной работе и быть самозанятым. Но нельзя применять специальный налоговый режим (оформить самозанятость) в соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ:
1. лицам, осуществляющим реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке;
2. лицам, осуществляющим перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
3. лицам, занимающимся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
4. лицам, имеющим работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
5. лицам, ведущим предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;
6. лицам, оказывающим услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении ККТ;
7. лицам, применяющим иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 15 422-ФЗ;
8. налогоплательщикам, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.
Здесь очень интересны пункты 5 и 6, из которых вытекает, как я полагаю, то, что «Самокат» ни по какому типу договора не может оформить самозанятого гражданина в качестве их курьера или вообще их сотрудника.
Через ватсап я адресовал сотруднику HR вопрос – каким образом они оформляют самозанятого по договору? Вместо объяснений как это возможно, я получил ответ, что да – некий договор оформляется с самозанятым гражданином, но ни у кого никогда никаких проблем не было. Я попросил отправить мне договор на ознакомление, а в ответ получил – «мы не готовы сделать вам предложение о работе».
Отказ, конечно, меня совсем не расстроил, так как работать там все равно не собирался при таком уровне оплаты. Но зато появились вопросы – законно ли подобное оформление, не уклоняется ли «Самокат» от налогов? Ведь, вроде бы, получается, что они нанимают сотрудника, за которого не платят никаких отчислений, налогов, и подобное оформление прямо запрещено законом.
Может кто-то подскажет, может я что-то не так понял? Сотрудник HR заблокировала меня, спросить у неё я больше не могу.)
Я просто хотел поесть
Яндекс снова в своём стиле. Вроде уже был пост где пикабушнику не привезли заказ, но списали деньги и утверждали, что курьер ему звонил, хотя звонков не поступало, вот сегодня я попал в ровно такую же ситуацию.
Решили сделать заказ в ресторане через Яндекс
Спустя час когда я решил проверить где курьер, я позвонил ему и он сказал мне, что заказ отменён диспетчером, так как со мной связаться не удалось, однако у меня нет пропущенных вызовов и в домофон никто за это время не звонил. Поддержка естественно отвечает стандартными отписками
Так что видимо теперь если делаешь заказ в Яндекс.еде нужно караулить курьера у подъезда, чтобы у него не было шанса обвинить вас в том, что вы сами не приняли оплаченный заказ
@yandex будут какие то комментарии, кроме заскриптованных отписок?
Профдеформация
Проработал больше года курьером доставки еды. Около 2.5 тысяч доставок в убер и где-то 1000 в деливероо. Работал каждый день, порой по 7 дней в неделю. В период пандемии оказалась очень востребованная профессия.
Естественно, 99% всех диалогов состояли из фраз «добрый день/вечер» и «приятного аппетита, до свидания».
Теперь каждый раз когда мне привозят доставку еды на дом на автомате говорю «приятного аппетита, удачи» курьеру и с покерфейсом закрываю дверь.
За что Яндекс ненавидит своих курьеров или почему они опаздывают?
На вопрос, вынесенный в заголовок, ответить вряд ли смогу. Но почему он сформулирован именно таким образом, охотно поясню.
Технически, казалось бы, всё просто, обезьяна справится – устанавливаешь на смартфон приложение, выбираешь время, в которое желаешь выйти на линию, после чего ничего хитрого не происходит.
Когда приходит заказ, телефон истошно орёт, а на экране указывается, в какое заведение следует прибыть курьеру и начинает тикать таймер. Необходимо нажать кнопку «Принять заказ» (отказываться нельзя) и отправиться по маршруту.
Время в пути просто рассчитывается по Яндекс.Картам, учитывать дорожные и погодные условия, светофоры, рельеф и прочие условия, которые могут повлиять на скорость доставки, в Яндексе об этом нет, не слышали. За опоздание штраф – 2 рубля/минута, вроде бы незначительно, но в масштабах Яндекса весьма значительная экономия.
Прибыв на место, необходимо нажать следующую кнопку – «Прибыл в ресторан». На месте необходимо дождаться, пока заказ будет готов, о чём, если повезёт, придёт уведомление в приложении, если нет – придётся подходить к сотрудникам заведения и уточнять. Некоторые кафе и рестораны почему-то упорно игнорируют эту функцию. Таймер во время ожидания заказа у курьера, слава богам, не тикает (за исключением некоторых особенных случаев, о которых ниже).
Следующим этапом, получив заказ и упаковав его в сумку, необходимо нажать кнопку (курьеры чаще говорят «прожать статус») «Заказ у меня» и уже вновь по таймеру (а время опять рассчитано по тем же Яндекс.Картам) отправиться к клиенту.
Чуть отступив от основной темы, скажу, что в самом начале своей курьерской деятельности я надеялся, что умные алгоритмы Яндекса не будут присылать курьерам заказы на пиццы и супы – то, что довольно трудно транспортировать на велосипеде, а уж когда в заказе присутствуют обе эти позиции – это истинная боль курьера. Пиццу нужно везти, перевернув сумку горизонтально, а супы и напитки, напротив, в вертикальном положении. Но алгоритмам эта сложная задача оказалась непосильна, поэтому курьерам на двухколёсных друзьях приходится проявлять чудеса ловкости, изобретательности и эквилибристики.
За пролитый суп курьеру ничего не будет, просто не оплатят доставку этого заказа (сумма варьируется от 29 до 189 рублей). К чести большинства заведений, нужно сказать, что большинство заведений, даже вполне демократичных, научились упаковывать супы и напитки герметично, но местные курьеры знают одно, с претензией на элитарность, где к вопросу упаковки подошли весьма халатно, а кроме того, отдельные сотрудники этого заведения славятся своей, очень мягко говоря, невежливостью и возить заказы оттуда мало кто любит. Хотя, напомню, отказаться нельзя. Однажды после неудачной доставки из этого заведения, дабы не вступать в конфликт с клиентом (этого тоже нельзя делать) мне пришлось мыть пол в подъезде, хотя это и не является обязанностью курьера. Но корона не упала, ничего страшного не случилось.
Прибыв к клиенту, нажимаем кнопку «У клиента» и идём его искать. Благо, таймер в это время не работает. А искать нужно, потому что зачастую кроме номера дома в заказе нет ничего. Если это частный дом, клиент чаще всего уже ждёт курьера у ворот. Иные, проживающие в огромных многоквартирных муравейниках, не удосуживаются указать ни номера квартиры, ни подъезд, ни этаж – не царское это дело.
Тогда курьеру приходится звонить клиенту, для этого нужно нажать соответствующую кнопку в приложении. Когда-то Яндекс попытался ввести функцию «добавочный номер», он подставлялся в строке набора через запятую после основного номера, его следовало стереть и запомнить, набрать номер, затем набрать добавочный и только потом, если повезёт, дозвониться до клиента. Сделано это было якобы для «улучшения качества обслуживания» и, соответственно, записи разговоров, но стоит ли говорить, где Яндекс, а где качество обслуживания.
Потом пошло что-то не так. Связь с клиентом стала более прямой, правда, уведомление автоинформатора осталось, добавочный номер в строке набора остался, но теперь его уже не надо набирать, а просто нужно каждый раз стирать, чтобы остался только номер клиента.
Чаще всего, конечно, клиент ответит, но если по какой-то причине он не отвечает, нужно набрать номер минимум 3 раза за 10 минут, затем позвонить в службу поддержки и, если сотрудники Яндекса и сами не смогут выйти на клиента, они позволят распорядиться заказом на усмотрение клиента. Утилизировать его можно любым путём – в мусорку, в собственный желудок или в руки незнакомого прохожего.
Беда в том, что эта беседа со службой поддержки растягивается на 20 минут, курьеру в это время могут приходить заказы, он, конечно, опаздывает, и получает тот самый штраф в 2 рубля за минуту опоздания.
Если всё прошло благополучно, клиент получил заказ, курьер нажимает кнопку «Отдал заказ», может в приложении поставить оценку доставке вообще, ресторану и клиенту в частности и даже оставить комментарии, которые, естественно, никто не читает и никоим образом на них не реагирует.
Какие ещё сюрпризы могут поджидать курьера?
В Яндексе есть такое понятие, как плановые слоты (смены). то есть предполагается, что ты выходишь на линию строго в выбранное время в выбранном районе города и в течение выбранного интервала времени обслуживаешь «свой» район. То что зачастую кидает из одного района совсем в другой, между курьерами уже считается обыденным делом и никто на это не обращает внимания.
Есть слоты (смены) свободные – ты можешь выйти на линию в любое время, в любом месте и обязательства, как в случае плановых слотов, работать именно какое-то определенное количество часов здесь нет. Устал – выключил приложение и поехал домой.
Но и в том и в другом случае может ждать подвох. Находясь в одном конце города, приходит заказ из противоположного. Ты, запыхавшись, приезжаешь в ресторан, а тебе говорят «а у нас такого заказа нет». Звонишь в службу поддержки, объясняешь ситуацию, там снова 20 минут что-то уточняют и куда-то переключают, после чего заказ отменяют. Курьеру в этом случае, естественно, ничего не оплатят, по логике Яндекса он же не доставил заказ. (В тариф включена оплата километража, но оплачивается только путь от заведения к клиенту). В течение минуты, так как именно этот курьер самый близкий к точке, ему приходит этот же заказ, который минуту назад был отменён. Поскольку кнопки «отказаться» нет, мне в такие моменты приходилось просто выключать телефон.
Ещё один подвох ожидает с так называемыми «заказами по цепочке». Пока ты едешь за первым заказом или ждёшь его готовности, приходит второй с указанием времени, в течение которого его нужно будет получить и доставить.
Если первый заказ отдают вовремя, то и со вторым чаще всего проблем не возникает. Но нередко этот самый первый в цепочке заказ готовится долго и таким образом на второй курьер опаздывает. Штрафуют за это, опять же, не ресторан, а курьера. На те самые 2 рубля в минуту, которые, вроде бы, мелочь, но в масштабах Яндекса составляют очень существенную экономию.
Все штрафы, как бы, считается, можно оспорить через службу поддержки, но там роботы, скрипты и гугл-формы, алгоритмы и ничего живого, поэтому большинство курьеров предпочитают, если не критично, не тратить на это время.
Весьма интересная вещь мульти-заказы. Это когда ты забираешь два заказа по одному адресу (в одном месте) и развозишь их по двум разным адресам. Яндекс считает, что такая функция сделана для оптимизации, а я – что для экономии. Оплачивается он ни как два заказа, а как один или в лучшем случае полтора. И вот ты получил первый заказ, упаковал его в сумку, а второй будет готовится ещё минут 20-30, первый уже успеет остыть. Тем не менее, курьеру необходимо дождаться второго заказа и только после этого везти оба. Прибудут ли оба заказа к клиенту хотя бы тёплыми и вовремя? Конечно нет и Яндексу это совершенно неинтересно.
Ну и напоследок – «короткие» заказы. Ресторан (ну в общем даже «узбечки» в Яндекс.Еде именуются ресторанами, поэтому так) может находится совсем близко от курьера и приложение даёт 1-2 минуты. Но учесть, что, во-первых, на данном участке может быть расположено несколько светофоров и только на них курьер потратит не менее 3-5 минут, а во-вторых, что нигде не приготовят заказ за 2 минуты и внести в алгоритмы поправку на такие заказы, дав, прости господи, курьеру возможность сходить в туалет или купить булочку в ближайшем магазине, это не путь Яндекса. Рабы должны страдать и точка.
В общем, может быть всё, что угодно, курьер может быть уставшим, грязным и даже потным, он может поздороваться и пожелать приятного аппетита на автомате, но он совершенно не заинтересован доставлять заказы с опозданием, так как это, прежде всего, его заработок, и если он задерживается – скорее всего, не по своей вине. Именно поэтому, если говорить лично о себе, я могу не позвонить клиенту во время пути, даже если есть такое пожелание в комментариях к заказу, так как необходимо скорее прибыть из точки А в точку Б, а потом уже всё остальное.
Кстати, ещё о маршруте и Яндекс.Картах. Казалось бы логичным, чтобы курьер, ожидая заказ в заведении, мог в курьерском приложении внимательно изучить маршрут. Но в приложении он строится только после того, как нажат статус «Заказ у меня» и, соответственно, начинает неумолимо отсчитывать время коварный таймер. Но логика и логистика это тоже, увы, не про Яндекс. Ну впрямь, не трудно же запустить ещё одну копию карт, вручную вбить туда «откуда» и «куда» и построить маршрут.
В общем, на самом-то деле, идея сделать бизнес-проект, чтобы любой человек мог недорого заказать еду не только из заведений, где есть собственная доставка, а вообще из любого, мне кажется вполне удачной и интересной. Возможность любому желающему в период тотальной безработицы заработать хотя бы на выживание (нет там никаких баснословных сумм, конечно же) тоже весьма неплоха. Но, как и многое в России, реализовано всё немного не через то место.
Вопреки получившим в сети распространения байкам (а может и реальным, но на самом деле редким случаям) не будет курьер нюхать или есть Вашу еду, он даже, хотя вроде как обязан, не будет проверять содержимое, так как получает заказ упакованным – максимум он может свериться по списку с сотрудником ресторана и поверить тому на слово, не более того. И не будет курьер намеренно опаздывать к клиенту (да в туалет иной раз сходить некогда, не говоря уже про пообедать нормально – перерыв максимум 20 минут в течение 4-х часовой смены).
Единственное, что будет делать практически любой курьер – это пытаться быстро и по возможности аккуратно доставить заказ, а Яндекс будет стараться всячески ему в этом помешать, видимо, ради тех самый несчастных двух рублей штрафа в минуту, которые, вроде бы, сущая мелочь, а в масштабах… ну Вы помните уже.
Ну что, Яндекс, есть, что возразить? Только вот без этих ваших скриптов, пожалуйста. А у меня, пожалуй, остался один вопрос – за что программисты, технические специалисты и прочие причастные получают свою зарплату, если сделано многое через пень-колоду?