как просто в прекрасную глушь листопада уводит меня полевая ограда
Как просто в прекрасную глушь листопада уводит меня полевая ограда
ПУТНИК НА КРАЮ ПОЛЯ
Рубцову было шесть лет, когда умерла мать и его сдали в детдом.
Шестнадцать, когда он поступил кочегаром на тральщик.
Он служил в армии, вкалывал на заводе, учился.
На тридцать втором году жизни впервые получил постоянную прописку, а на тридцать четвертом — наконец-то! — и собственное жилье: крохотную однокомнатную квартирку.
Здесь, спустя год, его и убили. Вот такая судьба.
Первую книгу он выпустил в шестьдесят пятом году, а через двадцать лет его именем назвали улицу в Вологде.
Ему исполнилось бы всего пятьдесят, когда в Тотьме поставили ему памятник.
Как странно несхожи эти судьбы. И как невозможны они одна без другой!
«Николай Рубцов — поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал читающий мир поэзией — непридуманной, органической. Полвека прошло в поиске, в изыске, в утверждении многих форм, а также — истин. Время от времени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И все же — хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов — надвигалось. »
«Стихи его настигают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе. Они, как ветер, как зелень и синева, возникли из неба и земли и сами стали этой вечной синевой и зеленью. »
«Стихи Рубцова выражают то, что невыразимо ни зримым образом, ни словом в его собственном значении. Образ и слово играют в поэзии Рубцова как бы вспомогательную роль, они служат чему-то третьему, возникающему из их взаимодействия».
Эти высказывания Глеба Горбовского, Александра Романова, Вадима Кожинова — лучшее свидетельство тому, как непрост разговор о поэзии Рубцова. Стоит только исследователю попытаться выразить ее суть, как тут же, отказываясь от литературоведческой терминологии, вынужден он оперировать понятиями и категориями самой жизни.
Обманчива простота рубцовской лирики. Анализируя ее, легко обнаруживаешь закономерности и приемы, которыми пользуется поэт, но результат, достигаемый этими приемами, не закономерен, не достигаем данными приемами.
Рубцов словно специально пользуется неточными определениями. «За расхлябанным следом», «пустынные стога», «в деревне мглистой», «распутья вещие».
Что это? Языковая небрежность? Или поиск подлинного, соответствующего стиховой ситуации смысла, освобождение живой души слова из грамматико-лексических оков?
А вот другой пример. Наверное, ни у кого из поэтов не найдется столь многочисленных повторов самого себя, как у Рубцова. Кажется, он забывал созданные и уже зафиксированные в стихах образы, многократно повторяя их снова и снова:
§ 57. Личные местоимения (окончание)
1. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчёркивая личные местоимения как члены предложения.
1)Как просто в прекрасную глушь листопада уводит меня полевая ограда. 2) Прошла пора когда в зелёный луг я отворял узорное оконце — и все лучи как сотни добрых рук мне по утрам протягивало солнце. 3) Я не один во всей вселенной. Со мною книги и гармонь. 4) Поезд мчится с лязганьем и свистом и ему навстречу жёлтым роем понеслись огни в просторе мглистом. 5) Не усидеть мне в собственном жилище где в час такой меня никто не ищет. 6) Сколько мысли и чувства и грации нам являет заснеженный сад!
2. Выполните морфологический разбор выделенных слов.
3. Докажите, что слова глушь и свист образованы одним способом. Каким? Проверьте свой ответ, обратившись к упр. 113.
Познакомьтесь с планом и образцами морфологического разбора местоимения. Выполните морфологический разбор всех местоимений из двух последних предложений упр. 676.
Образцы морфологического раэбора местоимения:
I. Спишите, восстанавливая верное написание слов и пропущенную запятую. Объясните употребление букв н или нн, обозначая в соответствующих словах корень и суффикс.
Как нам ласкают взоры
Под лу(н, нн)ым серебром
Балко(н, нн)ые узоры
Обвитые плющ..м.
2. Выполните морфологический разбор местоимения.
3. Поставьте ударение в последнем слове, объясните его правописание.
Напишите текст на тему «Знакомьтесь! Это я». Используйте личные местоимения.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Собрание стихотворений
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
(1962 г., машинописный сборник)
В этот сборник вошли стихи очень разные. Весёлые, грустные, злые. С непосредственным выражением и с формалистическим, как говорится, уклоном. Последние — не считаю экспериментальными и не отказываюсь от них, ибо, насколько чувствую, получились они — живыми. Главное — что в основе стиха. Любая ‘игра’ не во вред стихам, если она — от живого образа, а не от абстрактного желания ‘поиграть’. Если она — как органическое художественное средство. Это понятно каждому, кто хоть немножко ‘рубит’ в стихах.
Кое-что в сборнике (например, некоторые стихи из цикла (‘АХ, ЧТО Я ДЕЛАЮ?’) слишком субъективно. Это ‘кое-что’ интересно только для меня, как память о том, что у меня в жизни было. Это стихи момента.
Стихотворения ‘Берёзы’, ‘Утро утраты’, ‘Поэт перед смертью…’ не считаю характерными для себя в смысле формы, но душой остаюсь близок к ним.
Во всяком случае Бурыгиным, Крутецким и т. п. — тут не пахнет. И пусть не суются сюда со своими мнениями унылые и сытые ‘поэтические’ рыла, которыми кишат литературные дворы и задворки.
Без них во всём разберемся.
В жизни и поэзии — не переношу спокойно любую фальшь, если её почувствую.
Каждого искреннего поэта понимаю и принимаю в любом виде, даже в самом сумбурном.
По-настоящему люблю из поэтов-современников очень немногих.
Чёткость общественной позиции поэта считаю не обязательным, но важным и благотворным качеством. Этим качеством не обладает в полной мере, по-моему, ни один из современных молодых поэтов. Это — характерный знак времени.
Пока что чувствую этот знак и на себе.
Сборник ‘ВОЛНЫ И СКАЛЫ’ — начало. И, как любое начало, стихи сборника не нуждаются в серьёзной оценке. Хорошо и то, если у кого-то останется об этих стихах доброе воспоминание.
Николай РУБЦОВ
ЭЛЕГИЯ
Стукнул по карману — не звенит. Стукнул по другому — не слыхать. В коммунизм — безоблачный зенит — полетели мысли отдыхать. Но очнусь, и выйду за порог, и пойду на ветер, на откос — о печали пройденных дорог шелестеть остатками волос. Память отбивается от рук, молодость уходит из-под ног. Солнышко описывает круг — жизненный отсчитывает срок…
В ОКЕАНЕ
Забрызгана крупно и рубка, и рында, но румб отправления дан, — и тральщик тралфлота треста ‘Севрыба’ пошел промышлять в океан. Подумаешь, рыба!
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
листопад-22
Александр Болотов – Листопад на бульваре Пушкина
Масло, холст. 70х50
И пускай туман в росистой пади\Солнце утром разберёт на пряди\И расчешет гребнем золотым.\ Неужели мир остепенится?\Лето сможет осенью смениться?В ясном небе звёзды заблестят?\Снег пойдёт, как сотни лет назад?\Долго, то колеблясь, то качаясь,\Проявиться ярче — не решаясь,\Вдруг определился листопад! Новелла Матвеева
И, листопад принимая\В чаши своих площадей,\Город лежит, как Даная,\В золотоносном дожде. Роальд Мандельштам НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ
Как бродяга, волочился за тобою листопад.\ Ты загадывала числа и звонила наугад.\ И в измученных конторах каждый правильный мужчина\ отвечал «совсем не занят; и к тому же очень рад». Вадим Месяц Из сборника «ЧАС ПРИЗЕМЛЕНИЯ ПТИЦ» 2000 Как бродяга, волочился за тобою листопад.
Как просто в прекрасную глушь листопада\Уводит меня полевая ограда,\И детское пенье в багряном лесу,\И тайна древнейших строений и плит,\И только от бывшей печали, быть может,\Нет-нет да и вспомнится вдруг, затревожит.\Что осень, жар-птица,\вот-вот улетит. Николай Рубцов1965
Как хорошо, что мы выбрались нынче с тобою В жар листопада. И вот мы бредем к роднику, Белый родник нас встречает водою живою, — Звон ее слушает зяблик, застыв на суку. Мустай Карим. Перевод Е.Николаевской
Когда шуршанью листопада\Внимает кроткая душа\И в сердце теплая отрада\Селится робко, не спеша;\Люблю восход звезды далекой,\Луны скольженье над холмом,\И жизнь в юдоли одинокой,\И муз священных полный дом! Елизавета Фомина
Как просто в прекрасную глушь листопада уводит меня полевая ограда
|