как приятно вас видеть начал он разговор для меня всегда такое удовольствие с вами общаться
Коммуникативная позиция говорящего Прочитайте текст – Разрешите пройти! – решительно сказал мужчина вахтёрше
Коммуникативная позиция говорящего.
Прочитайте текст.
– Разрешите пройти! – решительно сказал мужчина вахтёрше, загородившей ему путь.
– А вы к кому?
– Какое ваше дело! Пропустите немедленно! – заорал высокий широкоплечий мужчина на старушку. – Я по срочному делу!
– Иди, иди любезный, – засуетилась старушка. – Раз по срочному, то иди.
Чья коммуникативная позиция сильнее изначально? У мужчины позиция сильнее.
Почему? Он был решителен, говорил громко.
Какие приёмы усиления своей позиции использовал мужчина? Использовал громкий голос.
Было ли его речевое воздействие эффективным? Воздействовал принуждением. Эффективно.
Результативным? Результативно, вахтерша его быстро пропустила.
У кого (при прочих равных условиях) коммуникативная позиция будет сильнее и почему?
Оратор на трибуне – слушатели внизу; сидящий и стоящий; говорящий громко – говорящий тихо; хорошо одетый – плохо одетый; тот, кто выше – тот, кто ниже; тот, кто одет в тёмное – тот, кто одет в светлое; тот, кто приближается к собеседнику – тот, кто удаляется от собеседника; тот, кто сильно пожимает руку – тот, кто слабо пожимает руку.
Коммуникативная позиция будет сильнее у того, кто стоит, громче говорит, энергично движется, смотрит в глаза собеседнику, тот, кто выше, кто сильнее пожимает руку, кто одет в темное, кто приближается к собеседнику. Усиливают коммуникативную позицию следующие приемы: повтор обращения; повышенная эмоциональность речи; приближение к собеседнику; физический контакт с собеседником; открытые жесты, обращенные к слушателю; повышение громкости голоса; демонстрация доброжелательности жестами и мимикой; привлекательность внешнего вида.
Тема 5. Вербальное и невербальное общение.
Используйте близкие по значению слова и обороты для обозначения следующих идей:
Необходимо защищать природу. Необходимость защищать природу неопровержима. Природа нуждается в защите. Без защиты природа погибнет.
Нам необходимо провести выборы. Выборы нам необходимы. В выборах наше будущее. Все мы нуждаемся в выборах. Выборы – это наше право.
Давайте проведём субботник. Нам надо провести субботник. Субботник необходим.
Пример: Нам нужна демократия. Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Все мы нуждаемся в демократии. Демократия – это, то в чём нуждается наше общество.
Какие из приведённых ниже формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника?
Я не могу… Мне бы хотелось, но не могу…
Нет… На это я пойти не могу…
Нет, не могу… Я бы с удовольствием, но не могу
К сожалению я не могу… Ни в коем случае…
Дверь распахнулась, вошёл Пётр, и перед ним склонились низко семь париков. Кивнув, он сел у стола, резко сдвинул в сторону бумаги, опростав для руки место, забарабанил пальцами, и на присутствующих уставились круглые его чёрные глаза, словно горевшие безумием. (Л.Н.Толстой «День Петра»)
Перечислите жесты Петра. О чём свидетельствует каждый из жестов?
Все жесты петра свидетельствуют о его раздражении, нетерпении.
Тема 6. Понятие спора. Ведение спора.
Какие нарушения этикета спора и правил эффективного спора допущены в следующих высказываниях:
Я никогда не соглашусь с вами…; необходимо проявлять гибкость
Да вы с ума сошли, если такое говорите…; не использовать оскорбления
Вы просто сами не понимаете, что вы говорите…; не унижать оппонента и проявлять гибкость, не использовать аргумент к невежеству
Давайте ближе к делу…;
Здесь вы явно ошибаетесь…; не использовать аргумент к невежеству
Что за чушь…; не использовать аргумент к невежеству
Ну что вы в этом понимаете…; не использовать аргумент к невежеству
А вы сами с этим мнением согласны? не использовать психологического давления
Как исправить эти ошибки? не использовать психологического давления
Студент в период сессии готовится к экзаменам. Ему нужно сидеть поздно ночью, и он решает заварить себе чай покрепче, чтобы не заснуть подскакивает отец.
– Дай-ка я заварю тебе получше, я знаю как!
– Да я сам!
– Пусти-пусти. Ты не умеешь, я сделаю, – и он всыпал в чайник чуть больше одной столовой ложки чая.
– Ты мало насыпал, слабый будет, бледный…
– Сам ты бледный…
– Мне нужен крепкий, – говорю я, досыпая заварку.
– Зря ты это! Я тебе хотел показать…Стой! Теперь вот так! – И он, с молниеносной быстротой капнув в маленький чайничек кипятку, ставит его на большой. – Пусть подогреется.
– Ты мало кипятку налил! Крышка открыта, аромат выдохнется. Надо накрыть полотенцем, вот так!
– Что ты делаешь? Кто так делает?
– Похлёбкин в «Неделе» рекомендует.
– Какой ещё Похлёбкин…Ну вот что, заваривай сам, как хочешь, свою похлёбку…Я хотел сделать тебе как лучше…
Обиделся и ушёл в другую комнату (По В.Леви)
Проанализируйте отрывок и ответьте на вопрос: спор между отцом и сыном – это спор «куда идти» или «по какой стороне улицы идти»?
Из чего это видно? Это видно из того, что спор ведетсяне о том, что пить или как быть бодрым, а о том как заварить чай.
Какова была цель отца? Цель отца помочь сыну заварить чай, научить его делать это в соответствии со своей традицией и умением, передать опыт.
Дал ли сын осуществить отцу его цель?
Нет, не дал.
Правильно ли это?
Нет, это не правильно.
Какие нарушения правил этикета спора и правил эффективного спора допустили участники?
Не следует спорить без особой необходимости
В ходе спора необходимо проявлять гибкость
Не следует перебивать собеседника
Необходимо уметь выслушать точку зрения собеседника
Не надо бояться признавать ошибки
Тема 7. Особенности русского общения (русское коммуникативное поведение).
Какие особенности русского общения отражают следующие поговорки:
Язык ворочается, говорить хочется. коммуникативная реакция, т.е. могут перебивать собеседника
Короткие речи и слушать неча. объем общения (диалог и монологи могут идти долго и выходить за рамки регламента)
Сядем рядком до потолкуем ладком. неформальность (демократичность в общении, допустимость вторжения в личную сферу собеседника)
Без соли, без хлеба – худая беседа. гостеприимство, неформальность (демократичность в общении, допустимость вторжения в личную сферу собеседника)
Разговор дорогу коротает. неформальность (демократичность в общении, допустимость вторжения в личную сферу собеседника)
Доброе слово и кошке приятно. вежливость (пониженная императивность русских этикетных норм; традиция предупреждать незнакомых о возможных неприятностях; сравнительно высокое внимание к старшему поколению по сравнению с Западом)
Говорить беда, а молчать другая. объем общения (диалог и монологи могут идти долго и выходить за рамки регламента)
Хорошее слово всегда к месту. вежливость (пониженная императивность русских этикетных норм; традиция предупреждать незнакомых о возможных неприятностях; сравнительно высокое внимание к старшему поколению по сравнению с Западом)
С кем побранюсь, с тем и помирюсь. конфликтность (любовь к спорам, категоричность, бескомпромиссность, нетерпимость к чужому мнению, любовь к критике и самокритике; восприятие бесконфликтного общения как неумения постоять за себя). Если спора не удалось избежать, то пословица призывает к примирению
Набьёт улыбка оскомину. У русских не принято улыбаться из вежливости, незнакомым, при выполнении важной работы и т.д. улыбка не сигнал вежливости, а знак личного расположения
Тема 8. Понятие делового общения и делового слушания.
Какие высказывания могут быть отнесены к сфере делового общения, а какие нет:
Который час? Классный фильм! Одолжи мне пять рублей! Хочется с тобой поболтать о чём-нибудь. Хотите салату? Приходи ко мне вечером. Сколько лет, сколько зим! Здравствуйте.
Попробуйте правильно построить деловой диалог с возбуждённым собеседником. Отвечайте ему благожелательно.
Вы меня не хотите понять!
– Ну что Вы, я Вас понимаю.
Вы никогда меня не уважали!
– Простите, если создал такое впечатление, но я уважаю Вас.
Вы всегда были настроены против меня!
– Я вовсе не был против Вас.
Вы просто не хотите меня слушать!
– Давайте все спокойно обсудим, я выслушаю Вас и мы найдем решение.
Дополните список фраз, используемых при активном слушании.
Выяснение: Не повторите ли вы ещё раз? Я не понял, объясните, Что вы имеете ввиду, Извините, но я не совсем понял это, Не могли бы вы объяснить это подробнее
Перефразирование: Таким образом, вы хотите сказать что Другими словами Вы считаете, Если я Вас правильно понял……………………………
Отражение чувств: Я вижу вы взволнованы, Вероятно, Вы чувствуете, Я вижу Вы расстроены …………………………………………
Резюмирование: Итак, можем подвести итог, Таким образом Вы считаете, Итак Вы предлагаете…………………………………………
Тема 9. Деловое общение по телефону.
Какие правила телефонного этикета проигнорированы собеседниками? Исправьте допущенные ошибки.
Алло! Нина Петровна! Это Саша. Я завтра к вам не приеду! (Нет приветствия, точного представления, извинения за отсутствие возможности приехать)
Алло! Здравствуйте (добрый день) Нина Петровна! С вами говорит (Вас беспокоит) Александр (фамилия и отчество, место работы или должность будут уточнением). Хочу сообщить Вам (проинформировать Вас), что завтра я к вам не смогу приехать!
Алло! Кто это говорит? Вас совсем не слышно! (Отвечать на деловой звонок со словами «алло» и «да» нельзя. Если вы снимаете трубку в офисе, вашими первыми словами должны быть название компании, а затем ваша должность. Человек должен сразу понять, правильно ли он дозвонился)
Здравствуйте! (представление). Вы не могли бы повторить, вас плохо слышно.
– Позовите Валю? (нет приветствия, представления, нет обращения к собеседнику по имени-отчеству)
– Здравствуйте, я хотел бы поговорить с Валентиной (отчество и фамилия).
Але! Привет! Это кто? (приветствие не соответствует деловому стилю, Отвечать на деловой звонок со словами «алло» и «да» нельзя. Если вы снимаете трубку в офисе, вашими первыми словами должны быть название компании, а затем ваша должность. Человек должен сразу понять, правильно ли он дозвонился)
Здравствуйте. (представление). Слушаю Вас.
Ответьте на вопрос: Можно Николая Петровича? Так, чтобы ответ был вежливым.
– Здравствуйте, я у телефона. – Здравствуйте, соединяю. –Здравствуйте, представьтесь пожалуйста.
3. Проанализируйте приёмы отказа о вступления в телефонный разговор. Исправьте нарушения, если они есть.
Простите, мне некогда сейчас с вами разговаривать,
Простите, я занят сейчас.
Извините, меня вызывает начальник.
У нас перерыв.
Я уже ухожу, не могу с вами поговорить.
Простите, у меня срочные дела. Перезвоните позже.
Вы позвонили в очень неудачное время.
Не следует говорить «Все обедают», «Никого нет», «Перезвоните», а необходимо записать информацию и сообщить абоненту, что ему перезвонят. В каждом из представленных случаев можно было сказать: Извините, но я не могу сейчас говорить. Далее следует назвать время когда вам удобно говорить, узнать когда удобно говорить собеседнику.
Тема 10. Язык деловой переписки.
Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие с дательным (чему?).
А) Употребляются с родительным падежом 1) благодаря
Б) Употребляются с дательным падежом 2) в отношении
2. Найдите соответствие между чертами официально-делового стиля и примерами.
Черты официально-делового стиля Примеры
А) Именной характер речи 1) настоящие правила
Б) Переход причастий в разряд прилагательных и местоимений 2) погашение кредита
В) Высокая частотность отыменных предлогов и предложных сочетаний 3) отгрузка товара
Г) Стандартизация синтаксических единиц 4) надлежащие меры
6) в установленном порядке
7) по мере выполнения
8) договор вступает в силу со дня…
Тема 11. Деловая письменная речь.
1. Установите соответствие.
А) информационная: любой документ создается для сохранения информации; 1) Общая функция документа
Б) управленческая: документ является инструментом управления. Это плановые, отчетные, организационно-распорядительные документы.
В) социальная: документ порожден той или иной социальной потребностью;
Г) культурная: документ– это средство закрепления и передачи культурных традиций, отражения этапов развития цивилизации.
Д) правовая: документ – средство закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе. Правовую функцию выполняют законодательные и правовые нормативные акты, а также документы, приобретающие правовую функцию на время; 2) Специальная функция
Е) коммуникативная: документ выступает в качестве средства связи между отдельными элементами общественной структуры;
Ё) исторического источника: документ выступает в качестве источника исторических сведений о развитии общества.
Тема 12. Правила оформления документов.
Выберите правильный вариант начала автобиографии.
А) Я, Петрова Юлия Владимировна, родилась в Приморском крае в 1988 году.
Б) Я, Петрова Юлия Владимировна, родилась 27 мая 1988 года в городе Владивостоке Приморского края.
Выберите правильный вариант текста жалобы.
А) Я живу в к. 305, а мои соседи из к.307 каждую ночь шумят, громко включают музыку, невозможно спать, сил больше нет. Прошу Вас срочно принять меры.
Б)Довожу до Вашего сведения, что мои соседи из к. 307 каждую ночь шумят, громко включают музыку, мешают спать. На мои просьбы вести себя потише не реагируют. Прошу Вас принять соответствующие меры.
Выберите правильный вариант текста доверенности.
А)Я, Николаева Нина Петровна, проживающая в г. Владивостоке, ул. Некрасова, 57-22, доверяю Петрову Ивану Николаевичу, проживающему в г.Владивостоке, ул.Пушкина, 30-55 (паспорт серии 0502 № 445678, выдан 5 марта 2003 г.) получить в кассе ОАО «АКОС» зарплату за декабрь 2011г.
В получении за меня расписаться и выполнить все действия, связанные с данным поручением.
Николаева Н.П.
Подпись Петрова Ивана Николаевича _________________удостоверяю.
Б)Николаева Нина Петровна, проживающая в г. Владивостоке, ул. Некрасова, 57-22, доверяю Петрову Ивану Николаевичу, проживающему в г.Владивостоке, ул.Пушкина, 30-55 получить в кассе ОАО «АКОС» зарплату за декабрь 2011г.
В получении за меня расписаться и выполнить все действия, связанные с данным поручением.
Николаева Н.П.
Подпись Петрова Ивана Николаевича _________________удостоверяю.
Тема 13. Говорим и пишем грамотно. Орфоэпия и орфография.
1. Вставьте пропущенные буквы Е или И.
Он вечно опаздывал вследствие постоянной занятости.
Все ждали перелома в течении болезни.
Они не виделись в течение десяти лет.
Вследствие этого он принял решение покинуть этот город.
В продолжении романа появился новый герой.
В заключение концерта было исполнено новое произведение молодого автора.
Он молчал в продолжение минуты.
В заключении статьи приводятся наиболее убедительные факты.
Слитно или через дефис?
кто-(то), из-(за), (по)-другому, (в)-третьих, (по)-русски, изредка, (чем)-либо, из-(под), подолгу, издавна, (по)-братски, (бледно)-жёлтый
Вставьте пропущенные буквы Е или И.
ассортимент, зажег, преступление, приоритет, сближаясь
Вставьте пропущенные буквы О или А.
предлагать, банальный, диапазон, катастрофа, налогоплательщик, касаться, брошюра, непромокаемый, издавна, влево, начисто, полагать
Вставьте пропущенные буквы Н или НН?
напряжённый, нечаянный, песчаный, преданный, туманный, нежданный, прочитанный, румяный, балованный, данный, свиной, клюквенный
Тема 14. Синтаксис и пунктуация.
Расставьте запятые.
По нескольку раз в день он записывал в тетрадку, откуда и с какой стороны дует ветер.
С вёсел капали голубые капли и когда они падали в море, то на месте их падения ненадолго вспыхивало голубое пятнышко.
Можно предположить, что бодрые рекламные герои, у которых все хорошо скорее будут раздражать аудиторию, чем служить примером для подражания.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
А) Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, находится недалеко от шоссе.
Б) Специалисты, которые изучали эту находку, пришли к интересному выводу.
В) Ученый, который заложил основы русской терминологии, прекрасно знал многие языки.
Г) Счастлив путешественник, который попал в новые края.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Получив письмо,
А) оно оставлено без ответа.
Б) меня охватила радость.
В) я не торопилась с ответом.
Г) изменилась наши планы.
4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Опаздывая в театр,
А) вам нужно ехать на такси.
Б) я очень волнуюсь.
В) мне неудобно перед подругой.
Г) необходимо не волноваться.
5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А) Студенты-археологи трудились на раскопках с утра до ночи, и нашли старинные захоронения.
Б) Ночь наступила быстро, и на небе появились звезды.
В) Толпа расступилась, и все залюбовались её танцем.
Г) С утра шел дождь, и гремел гром.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Балыхина Т.М. Учимся общению. Курс культуры пусской речи для учащихся вузов / Т.М.Балыхина, М.В.Лысякова, М.А.Рыбаков. – М.: Изд-во Рос.ун-та дружбы народов, 2004. – 488 с.
Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис: учебник для студентов вузов / Н.С.Валгина. – 4-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003. – 416 с. – (Учебник для вузов).
Кожина М.Н. Стилистика русского языка:учебник для студентов вузов / М.А.Кожина, Л.Р.Дусканева, В.А.Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 464 с.
Колтунова М.В. Деловое общение: нормы, риторика, этикет: [учеб.пособие] / М.В.Колтунова. – М.: Логос, 2005.
Рожкова И.М Культура устной и письменной речи делового человека: справочник: практикум / И.М.Рожкова. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 315 с.
Розенталь Д.Э. современный русский язык: [учеб.пособие]/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 448 с.
Социолингвистика: учебник. / В.И.Беликов, Л.П.Крысин. – М.: Изд-во Рос.гуманитар.ун-та, 2001. – 436 с.
Стернин И.А. Деловое общение: [учеб.пособие] / И.А.Стернин. – Воронеж: Родная речь, 2009. – 184 с.
Формановская Н.И. Речевое общение / Н.И.Формановская. – М.: Русский язык, 2002. – 216 с.
Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учебное пособие для студ.вузов / Р.М.Фрумкина. – 2-еизд., испр. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
Помогите выполнить задание по русскому языку! Можно что-нибудь что Вы знаете, не обязательно отвечать на всё.
А) Папа, я
считаю, что мне пора иметь отдельную комнату. Во-первых, я уже взрослый, и мне
неудобно спать с сестрой в одной комнате. Во-вторых, она тоже растёт, ей уже 11
лет, и ей со мной неудобно. В-третьих, я ложусь спать позже, чем сестра.
б) Мама, надо
сестрёнку отселить в комнату к бабушке. Мне уже трудно с ней жить – и я уже
взрослый, и она быстро растёт. Мы уже друг другу мешаем, начинаем ссориться. Я
с бабушкой уже говорил, она вроде не возражает. Поговори, ты ещё с ней, чтобы она
согласилась Давай, а? И папа, я думаю, не будет против.
в) Слушай,
Леночка, мы с родителями решили, что ты сегодня переедешь в комнату к бабушке.
Тебе там будет лучше, чем в нашей комнате. Ты ведь уже большая девочка, тебе
неудобно со мной в одной комнате. Мы все решили, что так будет лучше. Хорошо,
милая?
г) Ленка,
сегодня же переедешь к бабушке. Жить будешь теперь там. – Не хочу! – А тебя
никто не спрашивает! Мы так с родителями решили.
Определите
доминирующий способ речевого воздействия в каждой из ситуаций. Присутствуют ли
элементы других способов? Какие?
Какие способы речевого воздействия, приёмы усиления, защиты
своей коммуникативной позиции, ослабления коммуникативной позиции собеседника
используются в следующих примерах:
1) Ну бабушка, ну миленькая, ну бабулечка, ну купи мне
шарик, ну миленькая, ну пожалуйста…
2) «Всем сидеть! » заорал верзила в камуфляжной форме,
врываясь в помещение.
3) «Как приятно вас видеть! – начал он разговор. – Для меня
всегда такое удовольствие с вами общаться! »
4) Когда он вошёл в офис, то сразу увидел молоденькую,
модно, но скромно одетую девушку с приветливым выражением лица. Она сразу
встала, взглянула ему прямо в глаза, улыбнулась и сказала: «Это вы звонили нам
по поводу заказа? Рада вас видеть! Мы вас ждём! Садитесь пожалуйста! »
6) Директор выслушивал объяснения учительницы распрямившись,
скрестив руки на груди и откинув голову назад.
7) Вошёл первый экзаменующийся. Волнуясь, он взял билет и сел перед экзаменаторами. На столе стояли
несколько ваз с цветами, и он постарался сесть так, чтобы цветы загораживали
экзаменаторов.
— Вы что, не
хотите нас видеть? – спросил председатель экзаменационной комиссии.
8) – Ну, так вы согласны? Да или нет? – настаивал инженер.
Старик
молчал. Потом он распрямился в своём кресле и откинулся назад, глядя в окно.
Молчание затягивалось.
Студент в период сессии готовится к экзаменам. Ему нужно
сидеть поздно ночью, и он решает заварить себе чай покрепче, чтобы не заснуть
подскакивает отец.
— Дай-ка я заварю тебе получше, я знаю как!
— Ты мало насыпал, слабый будет, бледный…
— Зря ты это! Я тебе хотел показать… Стой! Теперь вот так! –
И он, с молниеносной быстротой капнув в маленький чайничек кипятку, ставит его
на большой. – Пусть подогреется.
— Ты мало кипятку налил! Крышка открыта, аромат выдохнется.
Надо накрыть полотенцем, вот так!
— Что ты делаешь? Кто так делает?
— Похлёбкин в «Неделе» рекомендует.
— Какой ещё Похлёбкин… Ну вот что, заваривай сам, как хочешь,
свою похлёбку… Я хотел сделать тебе как лучше…
Обиделся и ушёл в другую комнату (По В. Леви)
Как приятно вас видеть начал он разговор для меня всегда такое удовольствие с вами общаться
А) всадник и велосипедист едут по одной дороге навстречу друг другу. Расстояние между ними 2 км…;
Б) жук ползет по стволу дерева со скоростью 6 см/с. По тому же дереву ползет вниз гусеница…
Подготовьте высказывание на общественно-политическую тему, например: «Состояние современной экономики», «Предвыборная компания» (по выбору)
а) Энергетический кризис, налоговая реформа, жизненный уровень, дефицит бюджета, черта бедности, социальная защита, пенсионное пособие;
б) Предвыборные дебаты, получить голоса, должные меры, кучка активистов, большинство в парламенте, проведение реформ.
Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». «Прием на работу»
Цель. Провести деловые беседы с поступающими на работу на конкурсной основе.
1. Расскажите немного о себе.
2. Как вы смотрите на жизнь: какие видите в ней сложности и как с ними справляетесь?
3. Чем вас привлекает работа у нас в данной должности?
4. Почему вы считаете себя достойным занять эту должность? В чем ваши преимущества перед другими кандидатами?
5. Каковы ваши сильные стороны?
6. Каковы ваши слабые стороны?
7. Почему вы ушли с предыдущей работы?
8. Получали ли вы другие предложения о работе?
9. Не помешает ли ваша личная жизнь данной работе, связанной с дополнительными нагрузками?
10. Как вы представляете свое положение через пять (десять) лет?
11. Какие изменения вы бы произвели на новой работе?
12. На какую зарплату вы рассчитываете?
13. Что вы можете рассказать о своих профессиональных связях, которые вы могли бы использовать на новой работе?
14. Как вы повышаете свою профессиональную квалификацию?
15. Чем вы любите заниматься в свободное время?
16. В какие сроки вы могли бы приступить к работе?
17. За что вас критиковали последние четыре года?
18. Вы чаще соглашаетесь или спорите и почему?
19. Какие из своих должностных обязанностей вы выполняете с наибольшим удовольствием?
20. Назовите те ситуации, в которых вам не удалось добиться успеха. Почему?
21. Как вы относитесь к методу принуждения и угроз по отношению к подчиненным? В каком случае следует прибегать к угрозам?
22. Часто ли вы используете похвалу в адрес подчиненных и других людей?
23. Человеку свойственно приукрашивать себя, устраиваясь на работу. В чем вы приукрасили себя?
Задание 2. У кого из общающихся коммуникативная позиция будет сильнее и почему?
Говорящий громко – говорящий тихо.
Хорошо одетый – плохо одетый.
Лежащий на диване – сидящий на диване около него.
Тот, кто обнимает – тот, кого обнимают.
Тот, кто движется энергично – тот, кто движется слабо.
Тот, кто на трибуне – тот, кто внизу.
Тот, кто наклоняется к собеседнику – тот, кто сидит прямо.
Сидящий – тот, кто передвигается во время разговора вокруг него.
Тот, кто ведет человека под руку – тот, которого ведут под руку.
Тот, кто выше – тот, кто ниже.
Тот, кто одет в темное – тот, кто одет в светлое.
Тот, кто приближается к собеседнику – тот, кто удаляется от собеседника.
Тот, кто смотрит в глаза собеседнику – тот, кто избегает взгляда собеседника.
Тот, кто сильно пожимает руку – тот, кто слабо пожимает руку.
3. Какие способы речевого воздействия, приемы усиления, защиты своей коммуникативной позиции, ослабления коммуникативной позиции собеседника используются в следующих примерах?
1. Ну бабушка, ну миленькая, ну бабулечка, ну бабулечка, ну купи мне шарик, ну бабулечка, ну миленькая, ну пожалуйста.
2. «Всем сидеть», – громовым голосом заорал верзила в камуфляжной форме, врываясь в помещение.
3. «Как приятно вас видеть! – начал он разговор. – Для меня всегда такое удовольствие с вами общаться!»
4. Когда он вошел в офис, то сразу увидел молоденькую, модно, но скромно одетую девушку с приветливым выражением лица. Она сразу встала, взглянула ему прямо в глаза, улыбнулась и сказала: «Это вы звонили нам по поводу заказа? Рада вас видеть! Мы вас ждем. Садитесь, пожалуйста!».
5.«Не плачь, не плачь, – говорил девочке Алексей. Он подошел к ней поближе, положил ей руку на плечо, потом обнял и ласково прижал к себе. – Вот видишь, все хорошо, никто тебя больше не обижает. Не плачь больше, ладно? Мама скоро придет», – негромко говорил он.
6. Поверьте, это только ухудшит положение! – взывал оратор с трибуны, простирая руки к слушателям и всем телом наклоняясь к ним. – Мы должны отказаться от этой бессмысленной забастовки!
8. – Ну, так вы согласны? Да или нет? – настаивал инженер. Старик молчал. Потом он распрямился в своем кресле и откинулся назад, глядя в окно. Молчание затягивалось.
9. Вошел первый экзаменующийся. Волнуясь, он взял билет и сел перед экзаменаторами. На столе стояло несколько ваз с цветами, и он постарался сесть так, чтобы цветы загораживали экзаменаторов.
– Вы что, не хотите нас видеть? – спросил председатель экзаменационной комиссии.
10. Директор выслушивал объяснения учительницы стоя, распрямившись, скрестив руки на груди и откинув назад голову. И хотя он ростом был не выше Нины Петровны, он казался ей сейчас высоким и неприступным, и она все время сбивалась, рассказывая ему о случившемся.
Задание 4. Выполните следующие упражнения.
Упражнение 1. Исправьте предложение. При этом сократите текст, обосновывая отказ от тех или иных слов.
Дождевальная установка уже работает: взметающиеся вверх рано утром струи воды не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нём травами.
Упражнение 2. Найдите в предложении анахронизмы и устраните их (при этом возможны различные варианты правки).
1. На экзамене Владимир перепутал все мифы и фамилии античных героев и богов. 2. С конца YI века до н.э. в Египет устремился поток греческих туристов. 3. Мой старший брат живёт теперь в Сталинграде.
Для справки: анахронизм – употребление слова без учёта хронологических границ его жизни в языке.
Упражнение 3. Устраните логические ошибки, возникшие вследствие неправильного словоупотребления в следующих высказываниях.
1. Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного. 2. Поломку в машине можно сравнить с нездоровым человеком, а слесаря – с врачом. 3. Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. 4. Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, пламень, глас. 5. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.
Упражнение 4. Устраните лексические ошибки в приведенных предложениях.
Гения признали заживо; Он назначен директором по собственному желанию; Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства; Наши заклятые друзья; Закоренелый передовик, Помимо всех бед, в эти годы, нас постигла еще и гуманитарная помощь.
В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии; Он еще в глубокой юности начал писать собственные песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава; Иванов давно работает, и неплохо, но в последние два года у него появились отрицательные проблески.
Упражнение 5. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической сочетаемости. Исправьте предложения.
1. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей. 2. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную. 3. Герои романа помечены жестокой печатью времени. 4. Опыт двух последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 5. Широкие испытания этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. 6. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. 7. Трехлетняя парижанка сидит босиком в песочнице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее научил грации? Или она такой родилась? 8. В истории нужно помнить не только сражения и акты вандализма, но и акты великодушия. 9. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию детей.
Упражнение 6. В следующих предложениях укажите нарушение лексической сочетаемости, восстановив устойчивые словосочетания.
1. Эта политика уже приносит положительные плоды. 2. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 3. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. 4. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака. 5. Этот метод позволит повысить эффективность труда. 6. Если проанализировать рост поголовья скота, то голос цифр не будет утешительным. 7. Василий Иванович от всей души отругал меня за поломку фрезы. 8. Пилот садится в кабину необъезженного самолета. 9. В недалеком прошлом у нас всем зажимали языки. 10. Все мы друг перед другом в непролазном долгу.
Упражнение 7. В следующих предложениях выявите нарушение лексической сочетаемости и замените слова, употребленные неправильно. По возможности уточните их значения, пользуясь толковым словарем.
1. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 2. На дороге я встретил пару девушек. 3. К сегодняшнему часу сведений еще нет. 4. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. 5. Подавляющее число учеников разобрались в этой теме. 6. С Упражнением мы справились уверенно. 7. Спонсор вручил начальной школе библиотечку, настольные игры. 8. На улицах города состоялись вооруженные столкновения. 9. Необходимо ускорить урегулирование кровопролития. 10. Рекорды продолжаются.
Упражнение 8. Покажите несочетаемость слов, которая придает юмористическую окраску предложениям, взятым из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок».
1. Александр Иванович Корейко был человек в последнем приступе молодости – ему было 38 лет. 2. Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдержанные советские сны. 3. Землю чуть тронула темная краска, и передовая звезда своевременно сигнализировала наступление ночи. 4. «Антилопа» снискала себе кислую славу, ее нужно перекрасить. 5. Вы, я вижу, бескорыстно любите деньги. 6. Комиссия, увешанная учеными бородами, прибыла в артель «Реванш» на трех пролеточках. 7. В то время большинство мужчин выращивало на лице такие вот казенные, верноподданные волосяные приборы. 8. Выращена была особая порода казенной мебели. 9. На безмятежном, невспаханном лбу Балаганова обозначилась глубокая морщина. 10. Козлевич против своей воли погрузился в пучину Уголовного кодекса, в мир главы третьей, назидательно говорящей о должностных преступлениях.
Упражнение 9. Укажите нарушение лексической (а в особых случаях – и семантической, и грамматической) сочетаемости в следующих предложениях.
1. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики. 2. Есть и еще одно объяснение столь урожайного счета на этом матче. 3. За много лет я ко всему привык и не таюсь, а горжусь своей нержавеющей молодостью. 4. Крыша набекрень встала, конечно, не у всех. 5. Нельзя сваливать всю вину на одних модельеров, есть и другие повара моды, вот с них-то и надо бы спросить. 6. Наш герой не растерялся и тут же нанёс молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение. 7. Не перевелись еще отдельные великолепные экземпляры мужчин. 8. «Привет, дорогой!» – воскликнул он и, обняв нежданного гостя, нанес ему в еще соленые губы затяжной дружеский поцелуй. 9. Старая муха самоотверженно билась башкой о стекло. 10. Лавры первооткрывателей нам не грозят. 11. Новое платье короля ознаменовало переход от вечерних платьев к заочным. 12. В краеведческом музее города Новохромовска появились новые таблички: «Экспонаты руками не трогать. И ногами – тоже».
Упражнение 10. Исправьте следующие предложения.
1. Распоряжение администрации: 1) зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание; 2) всем зоотехникам отделений сделать прочные ошейники на железной цепи, под которые подложить ремни или войлок. 2. Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются (объявление в небольшом аэропорту). 3. Прошу обеспечить моих родителей кормами и сеном. 4. На фабрику требуется два рабочих: один для начинки, другой для обертки. 5. Для домашних насекомых в магазине ничего нет. 6. Премировать работников яслей за уровень заболеваемости детей. 7. Кто не выполняет правил безопасности, может поплатиться руками, ногами, а главное – жизнью. 8. Подростки ориентируются на местности, самостоятельно принимают решения: маршруты, место для бивуака, приготовление пищи. 9. День рождения начнется в три часа.
Упражнение 11. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений, исправьте их.
1. Сдается квартира с ребенком. 2. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 3. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 4. Женщине присудили 25% мужа. 5. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 6. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте. 7. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.
Задание 5. Определите причины коммуникативных промахов и неудач в приведённых примерах.
В повести Ю. Яковлева «Мальчик с коньками» описывается ситуация, когда школьник, идя по улице, увидел, что мужчине стало плохо. Мальчик помог дойти человеку до дома и решил позвонить в службу скорой помощи.
«В трубке зазвучал молодой женский голос:
От неожиданности мальчик не знал, с чего начать. Он молчал. Голос нетерпеливо повторил:
«Скорая» слушает. Что у вас?