как принести еду в театр
На спектакль, как на ужин: Российские театры, где зрителей угощают вкусностями прямо со сцены
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Зрители давно привыкли к тому, что поход в театр просто не может быть заурядным событием. Посещение храма искусства похоже на какой-то волшебный ритуал, начинающийся в момент покупки билета. А сегодня в театр можно прийти не только за пищей духовной, но и вполне себе материальной. Некоторые даже делают ставку на угощения в вопросе создания особенной атмосферы, позволяющей зрителю почувствовать настроение постановки ещё до того, как взовьется занавес.
Московский художественный академический театр
Идея сделать еду частью театрального действа далеко не нова. Ещё в 1930-х годах этот приём был использована во МХАТе в спектакле «Три толстяка» Юрия Олеши. Когда герой попадает в кондитерскую, где его трон оказывается настоящим огромным тортом, а вокруг множество сладостей и фруктов. В антракте зрителю предлагалось насладиться вкуснейшим «реквизитом».
Студия театрального искусства
Один из самых молодых московских театров и, несомненно, самый прогрессивный в вопросах погружения зрителя в атмосферу спектакля. Действо начинается если не с вешалки, то уж с театрального фойе уж точно.
Символом студии под руководством Сергея Женовача является зелёное яблоко. Этим фруктом угощают всех без исключения зрителей. А вот другие блюда подбираются в соответствии с репертуаром спектакля. К примеру, перед постановкой «Москва-Петушки» посетителям театра предлагаю отведать шпроты, солёные огурцы, кильку и лук. Все это с кусочком чёрного хлеба и под рюмочку «Столичной». Кроме того, во время самого спектакля зрителю предлагают записывать рецепты коктейлей от главного героя Венички, для чего каждому выдают листок бумаги и карандаш.
Если в театре идет спектакль «Три года» по Антону Чехову, то перед началом можно отведать три вида удивительно вкусного варенья из вишни, крыжовника и клубники. Настоящее советское пиршество ожидает зрителя перед постановкой «Река Потудань»: картошка в мундирах, сало с чёрным хлебом, чай в кружках. «Записные книжки» по Чехову предполагают угощение мороженым и беседы актёров в образах своих героев со зрителями во время антракта.
Естественно, что такие угощения предлагаются не перед каждым спектаклем. По задумке художественного руководителя театра Сергея Женовача, столы накрываются лишь в том случае, когда данный метод может помочь зрителю в полной мере ощутить атмосферу постановки и понять чувства героев.
Центр им. Вс. Мейерхольда
Спектакль «Саша, вынеси мусор!» начинается с импровизированной кухни на входе в зрительный зал. На столе множество салатов и овощей, аппетитно сверкают своими глянцевыми боками кусочки копчёной скумбрии, вкусно пахнут румяные пирожки, а на печи в сковороде что-то жарится. Немного позже зрители узнают, что стол накрыт для поминовения умершего Саши, бывшего военного, жизнь которого оборвал сердечный приступ.
После спектакля можно всё это кулинарное богатство попробовать. Правда, зачастую зрители, ошеломленные постановкой, пробуждающей множество мыслей и чувств, вовсе не спешат за угощением.
Российский академический молодёжный театр
Молодёжный театр тоже использует в своих постановках возможность создать атмосферу погружения в действие. В постановке «Лада, или радость» на сцене с первых минут появляются яблоки, собранные героинями спектакля в деревне Колдуны. Актеры угощают некоторых зрителей прямо со сцены, остальные могут собрать урожай в антракте.
«Берег утопии» идет больше 10 часов, а в одном из перерывов в фойе можно выпить чашечку чаю из самого настоящего большого самовара, да вприкуску с баранками и яблоками. Согласно режиссёрскому замыслу, чаепитие помогает зрителю ощутить атмосферу Прямухино, родового поместья Михаила Бакунина.
Театр «Новая Опера» им. Е. В. Колобова
В музыкальном театре создана особая театральная гостиная, в которой встречи со зрителями проходят в формате уютного домашнего чаепития со сладостями и пирожками. В гостиной «Опера Lounge» попытались воссоздать тепло и уют, чтобы все участники встреч могли чувствовать себя максимально комфортно, не стесняясь высказывать свои мысли и делиться впечатлениями.
Театр «У Никитских ворот»
Каждому трижды поднесут рюмку водки и угостят бутербродом с колбасой. Зритель во время всего действия оказывается вовлечённым в диалог с актёрами. Можно вместе с ними петь, а то и пуститься в пляс на импровизированной сцене. Самое удивительно, что после первого просмотра хочется снова стать частью удивительного действа, потому многие зрители снова и снова берут билеты именно на этот спектакль.
Москва в советские времена буквально бурлила творчеством, несмотря на многочисленные запреты, цензуру и железный занавес. И эта бурная жизнь будущих звезд кинематографа, литературных классиков и художников протекала не только на квартирах. В 1960-70-е годы в столице существовало несколько культовых мест, где могла потусоваться литературная и артистическая богема. В этих кафе и ресторанах можно было и погулять на полную катушку, и обсудить запрещенные темы, и обменяться творческими идеями.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Театр и еда: до, после или во время?
Кроме привычных драмы, оперы, балета и мюзикла специалисты выделяют множество театральных жанров. Среди них — визуальный, документальный, иммерсивный, постдраматический, уличный, инклюзивный, сайт-специфический, синтетический и новый музыкальный театр. Этот список неполный, и с течением времени рождаются все новые и новые жанры и формы: например, два года назад флотилия «Рэдиссон Ройал» запустила специальные театральные круизы по Москве-реке. В круговороте современной жизни театр вынужден адаптироваться, чтобы выжить и не потерять зрителя. Новому поколению нужны новые формы и то, что удовлетворяло людей в прошлом веке, зачастую уже не вызывает интереса у молодежи. Но, как показывает практика, на самом деле что-то новое — это чаще всего хорошо забытое, переработанное и актуализированное старое.
Фото: Пресс-служба
В Древней Греции спектакли длились целыми днями, и подобно современной фестивальной публике «Авиньона», «Территории» или «Винер Фетвохен», зрители готовились к событию заблаговременно. Но если сегодня театралы продумывают свой маршрут так, чтобы в перерывах между показами удалось перекусить, выпить чашку кофе либо чего покрепче, то у их античных предшественников выбор был невелик. Они запасались едой и вином заранее и не стеснялись поглощать ее во время представления.
Так же спустя века вели себя посетители театра кабуки в Японии. На гравюрах Уки-е эпохи Эдо изображены зрители, которые свободно общаются, пьют саке и едят заранее принесенные с собой угощения. На представления кабуки шли не столько за зрелищем, сколько ради праздного времяпрепровождения. В Японии того времени в столичный театр люди съезжались из регионов, чтобы себя показать и на других посмотреть. История японских ланчей в коробках — о-бенто, которые продаются повсеместно до сих пор, плотно переплетена с театром кабуки. Существует красивая легенда, что названия блюд в популярном наборе, который японцы брали с собой на представление, созвучны с именем возлюбленной главного героя пьесы театра кабуки «Сукэроку». Женщину звали Агемаки, а набор включал в себя Абурагэ — своеобразный пирожок из соевого творога с рисовой начинкой, обжаренный во фритюре, и Макидзуси — рис, обернутый водорослями. Пьеса «Сукэроку» была крайне популярна, и играли ее часто, название быстро прижилось и сохранилось до наших дней.
Фото: Пресс-служба
Что касается Европы, ужинать во время представления можно было и в «Глобусе» — доме труппы Уильяма Шекспира. Когда это заведение появилось в Лондоне, оно не походило на привычный для современного человека театр. Деревянное здание круглой формы без крыши и без сидячих мест в партере больше бы подошло для проведения рок-концерта. Партер считался территорией бедного люда, а аристократия размещалась в ложах наверху. Курить, пить и есть в «Глобусе» не воспрещалось, на месте раскопок (первый «Глобус», построенный Шекспиром, сгорел) археологи до сих пор находят раковины устриц, мидий, улиток. Темза была полна рыбы и моллюсков, и устрицы довольно долго оставались основной пищей для бедняков.
Театр развивался, переходил с улиц во дворцы, здания становились богаче, публика — сдержаннее, представить себе зрителей, жующих на представлениях Малого или Александринского театра невозможно. Станиславский, так рьяно боровшийся за «настоящее на сцене», не мог допустить, чтобы зрители поглощали что бы то ни было, кроме пищи духовной. Есть и пить во время действия было разрешено только актерам, и то, только если того требовал сюжет. Но наряду с развитием классического театра повсеместно стали появляться кабаре. В России на рубеже XIX–XX веков молодые режиссеры быстро сообразили, что в классическом театре им не дадут реализовать и половины смелых замыслов, в кабаре же, напротив, можно пробовать абсолютно все. Легкий концертный жанр в заведениях, где сцена находилась прямо перед столиками, давал людям возможность не только культурно провести вечер, но и вкусно поесть.
Фото: Пресс-служба
В книге «Режиссер Мейерхольд» Константин Рудницкий пишет: «Дом интермедий был своего рода студией. В ней объединились петербургские актеры, актрисы, художники, композиторы, режиссеры и в их числе — Мейерхольд, впервые здесь выступивший под псевдонимом “Доктор 130 Дапертутто”. Крошечное помещение бывшего театра “Сказка” перестроили соответственно новым задачам: убрали рампу, сделали широкую лестницу, ведущую со сцены в зал, вынесли ряды стульев и расставили столики, чтобы публика (как это бывает в кабаре) могла требовать себе во время спектакля напитки или еду и, значит, чувствовать себя более свободно и активно. Актеры входили и выходили через зал, рассаживались на лестнице, и в одной пьесе, во время пляски в воображаемой таверне, к возгласам восхищения актеров на сцене присоединялись таковые же из зала, которые приводили к заранее инсценированной перебранке, кончавшейся тем, что в зрительном зале, на одном из столов, другая артистка-танцовщица тоже начинала танцевать, чтобы доказать свое превосходство над той, что плясала на сцене».
Чеховский Тригорин требовал новые формы в литературе, современный зритель — в театральном искусстве. Если про свой спектакль по пьесе Вуди Аллена Константин Богомолов говорит, что это «буржуазный» театр и хороша такая работа перед походом в ресторан, то другие идут немного дальше и интегрируют еду прямо в спектакли.
В спектакле «Саша, вынеси мусор» режиссер Виктор Рыжаков рассказывает историю гражданской войны. Первое, что видят зрители, — накрытый стол. Стол стоит не на сцене, а у входа в зал, и запахи жареной на сале картошки заполняют собой все пространство. В другой его работе, «Иллюзии» торт, испеченный во время действия на Малой сцене МХТ, раздают зрителям, и каждый может отведать кусочек блюда, которое готовили на протяжении всего спектакля. В Студии театрального искусства перед показом «Москва — Петушки» по пьесе Ерофеева зрителей угощают водкой с кильками, а в «Гоголь-центре» во время спектакля «Кому на Руси жить хорошо» актеры предлагают зрителям выпить и закусить. На спектакле-прогулке группы Rimini Protocol «Remote Moscow» участники посещают трапезную московского храма на Петровке, где их встречают столы с едой, и, поужинав, идут дальше. Работа Талгата Баталова «Зеркало Карлоса Сантоса» заканчивалась совместным ужином всех зрителей в фойе. Питерский Pop-up театр предлагает еще более необычный формат: они создали барный аудиоспектакль «Профсоюз работников ада», где зрители перемещаются от одного заведения к другому, непременно пропуская по стаканчику.
Фото: Пресс-служба
Как только по Москве-реке была возобновлена навигация, Флотилия «Рэдиссон Ройал» снова запустила речные прогулки на яхтах, а через несколько месяцев также вернула театральные и литературные круизы. Зрители собираются на одном из лайнеров и отправляются в необычное путешествие. Вечерние виды города и подобранные исходя из драматургии произведения блюда дополняют театральную постановку. Гости непосредственно вовлечены в действие, отсутствует четвертая стена, спектакль создается общими силами, каждый самостоятельно определяет степень своей вовлеченности. Можно просто насладиться ужином с видом на город, а можно перенестись в другую эпоху, стать частью известного произведения и получить яркие впечатления от погружения в спектакль.
15 обязательных правил при походе в театр
1. Никаких разговоров во время представления
Вы можете поговорить с друзьями до спектакля, можете прийти на полчаса раньше и обсуждать красоту зала, в конце концов, антракт – прекрасное время для диалога, но никогда не делайте это во время представления, вы пришли в театр, чтобы посмотреть шоу, вы заплатили деньги, вы выбрали время, так что наслаждайтесь тем, что происходит на сцене.
2. Никаких мобильных телефонов и камер
Вы, конечно же, ожидали появление данного пункта, если только вы не один из тех, кто оставляет звук на телефоне включенным в кинотеатре. Вы выделяете 2-3 часа своей жизни для того, чтобы насладиться представлением, на которое вы пошли по своей воле. Театр – одно из тех мест, где вы можете отвлечься и не обращать внимания на звонки и сообщения, так что лучше ценить этот момент. Вы наверняка слышали про ситуации, когда актерам приходилось остановить спектакль из-за человека со звонящим телефоном. Так вот не будьте этим человеком, уберите свои средства связи и не доставайте до окончания спектакля.
3. Не берите с собой напитки
Это не рок-концерт. Это театр, и вокруг вас немало культурных людей, поэтому проявляйте уважение. В конце концов, не так уж сложно просидеть пару часов, не попивая что-либо.
4. Никакой еды. Не делайте этого
Вокруг театров как правило всегда немало ресторанов — перед спектаклем все любят подкрепиться. И все понимают, что в театре вы окажетесь на пару часов, и, возможно, не сможете удержаться. На этот случай всегда есть буфет. Но не берите с собой пачку чипсов или сэндвич с тунцом. Да, театры продают еду, но это не значит, что есть ее нужно в зале.
5. Снимите упаковку со сладостей перед представлением
Если вам все-таки очень необходимо пронести что-либо съедобное с собой, то побеспокойтесь о том, чтобы упаковки на этом не было. Душевные разговор двух персонажей на сцене – явно не лучшее время, чтобы пошуршать сникерсом.
6. Потеряли свой «тик-так»? Не ройте яму в своей сумке, чтобы его найти
Пункт, который очевидно перекликается с пунктом выше. Опять же, если вы взяли с собой что-то, что вам понадобится во время представления, пожалуйста, положите это туда, откуда можно быстро достать.
7. Следите за волосами
Однажды я сидел в театре рядом с одной женщиной, у которой были очень красивые длинные волосы. Однако каждый раз, когда она двигалась, а она делала это очень часто, ее волосы попадали мне, то в рот, то в глаза. Не забывайте, что люди в театре сидят близко к другу. Возможно, я уступлю вам подлокотник, но давайте я не буду пробовать ваш шампунь на вкус, пожалуйста.
8. Шоу происходит не в вашей гостиной. Не машите руками
Однажды я был на шоу, впереди меня сидела женщина, которая подняла своего ребенка и решила, что они должны быть частью шоу, повторяя танцевальные движения за артистами. Нет, простите, вы делите пространство с большим количеством людей, это отвлекает всех, так что не делайте этого, даже если соблазн велик.
Я прекрасно понимаю, что вы знаете слова всех песен, которые будут исполняться на сцене, но поверьте, мне не очень хочется слышать ваш голос поверх голосов актеров. Есть достаточно много прекрасных композиций, которые звучат в театре, но мне бы все же хотелось услышать именно испольнение Рамина Каримлу в «Отверженных».
10. Не произносите вслух строки из речей актеров
Да, этот пункт снова очень похож на предыдущий. Мы читали классические произведения и знаем строки из многих из них, но снова: сидите тихо и наслаждайтесь игрой актеров.
11. Шляпы, шляпы, шляпы
Эта шляпа очень вам идет, но она загораживает весь вид тому, кто сидит позади вас. Некоторые театры делают ряды на разных уровнях, чтобы было лучше видно тем, кто сидит дальше, но некоторые – нет. Так что пожалуйста снимайте шляпу до представления. Да и вашей голове это пойдет только на пользу.
Если у вас есть такая возможность, пожалуйста, не опаздывайте. По своему опыту я знаю, что существует множество непреодолимых обстоятельств, но старайтесь изо всех сил. Точно так же старайтесь не опаздывать после антракта, обращайте внимание на все объявления, которые оповещают о скором начале представления.
13. Никаких комментариев после каждого действия актеров
Я прекрасно знаю, что походы в кино давно превратились в ночной кошмар. Главная проблема в том, что люди постоянно реагируют на происходящее на экране, а теперь это происходит еще и в театре. Однажды я сидел рядом с человеком, который рассказывал, что будет происходить дальше прямо во время представления. Не разрушайте шоу для других людей, оставьте комментарии до его окончания.
14. Никаких неуместных криков
Итак, ваши любимые звезды на сцене, и вы очень рады их видеть. Они выходят, все аплодируют, но старайтесь контролировать свои эмоции. Никаких скандирований имен звезд, никаких обращений к ним в принципе. Все это привлекает негативное внимание и повышает риск быть выведенным из зала.
15. Не уходите во время занавеса
В последнее время сформировалась именно такая тенденция, люди стали уходить из зала пораньше, чтобы занять места у выхода и лицезреть своих кумиров вблизи или взять автограф. Нет-нет, плохая идея, плохой ход. Не делайте этого. Это очень грубо, и актеры с большой вероятностью обратят на это внимание, что будет расценено ими, как проявление неуважения.