как и чему учить ребенка в 1 год
Развитие ребенка в 1 год
Содержание:
Сложно поверить, что малышу, которого только недавно принесли из роддома, уже целый год! Теперь это довольно самостоятельная личность — со своим характером, темпераментом, целым арсеналом навыков и умений, удивляющая смекалкой и обезоруживающая смехом каждый день. Глядя на любимого ребенка, хочется запомнить каждый миг, насладиться каждой минутой, ничего не упустить.
Физическое развитие ребенка в 12 месяцев
К году ежемесячные прибавки веса чаще всего не превышают 300–350 граммов. Среди опытных мам и педиатров со стажем популярно негласное правило: к 12 месяцам ребенок должен утроить свой вес при рождении. И действительно, важным показателем для оценки физического развития является первоначальная масса тела.
Длина тела малышей также зависит от данных при рождении и колеблется от 70 до 80 сантиметров.
Сравнить вес и рост малыша со средними значениями можно с использованием таблиц норм Всемирной организации здравоохранения (англ. WHO, ВОЗ) и Центра по контролю заболеваний и профилактики (англ. CDC, ЦКЗ).
Что умеет ребенок в год?
Дети в год демонстрируют значительный прогресс в развитии — уверенно сидят, ползают, самостоятельно стоят. Однако сейчас все силы малыш тратит на освоение ходьбы. Именно в это время родители чаще всего наблюдают за первыми шажками своего малыша! Кто-то из детей делает их еще очень робко вдоль опоры, кто-то — держась за маму, а кто-то уверенно бежит навстречу приключениям. Совет: врачи не рекомендуют «стимулировать» ходьбу, держа за ручки ребенка, пока он не решил это сделать сам. Такие действия нарушают заложенный природой алгоритм начала ходьбы, и это чревато нарушениями осанки в будущем. Кстати, на заметку: «окно» достижений для шести главных навыков моторного развития ВОЗ допускает освоение самостоятельной ходьбы ребенком до 1 года 4 месяцев.
Также важной вехой развития ребенка 1 года является указательный жест — малыш показывает пальчиком на желаемый предмет. Таким образом, он обращает как свое, так и постороннее внимание на определенный объект. Это важный показатель психического развития; ряд авторов называют его предиктором появления первых слов. В норме указательный жест может сформироваться до 1 года 6 месяцев.
Особенности речевого и психического развития ребенка 1 года
К 12 месяцам в норме у детей появляются первые простые в произношении слова: «мама», «баба», «бух» — их еще называют лепетными. Однако теперь каждое слово имеет определенный, один-единственный смысл. Словарный запас малыша составляет примерно 5–10 слов. Речь имеет эмоциональную окраску. Кроме того, продолжаются активные попытки повторять слова за взрослыми.
В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой в знак согласия и махание головой при отрицании. Еще малышам-«годовасикам» свойственно копировать движения взрослых.
Как развивать ребенка в 12 месяцев? С помощью самых простых игр и заданий. Например, в этом возрасте многие детки уже имеют любимые игрушки: попробуйте приучить малыша убирать их за собой, ведь складывать и доставать предметы из коробки — одно из любимых занятий в этом возрасте. Также многие дети могут показывать на картинке предметы, о которых их спрашивают (например, «Покажи котика»), легко находят спрятанные вещи.
Коммуникативные навыки ребенка в год
В связи с очередным кризисом сепарации, годовалые дети могут активно выражать свое недовольство, когда мама или папа уходят, например, на работу. И да, к этому возрасту у малыша уже формируется свой круг людей, с которыми ему спокойно и комфортно. Поэтому абсолютно адекватной реакцией является стеснение и нервозность в присутствии чужих людей.
К году у некоторых детей уже появляется интерес к другим малышам, поэтому прогулки на детских площадках становятся все более занимательными.
Питание годовалого малыша
В 12 месяцев, как правило, рацион ребенка включает в себя помимо грудного молока (или его заменителя) обширный набор продуктов прикорма: в год ребенок может кушать практически все, что едят его родители. После года уже можно позволить ребенку попробовать продукты, которые эксперты ВОЗ и Союза педиатров России не рекомендуют: мед, фруктовые соки (да-да, из-за большого содержания природного сахара этот напиток не предназначен для детей более младшего возраста), орехи и цельное коровье молоко. Основу рациона составляет «взрослая» еда (3–5 раз в сутки), грудное молоко и его заменители — по требованию ребенка.
Режим дня ребенка в 12 месяцев
Режим годовалого ребенка становится предсказуемым: любая мама с легкостью ответит, когда ее ребенок просыпается, когда кушает, а когда играет.
Время бодрствования малыша возрастает до 3–4 часов, дневных снов остается 2. Количество ночных пробуждений для кормлений заметно сокращается (иногда их нет вовсе).
В год некоторые родители могут отметить, что годовичка сложно уложить на ночной сон. Это может быть связано с возросшей физической активностью ребенка, в результате чего малыш перед сном перевозбуждается. Совет: за 30 минут до сна приглушите свет в доме, предложите ребенку спокойные игры, откажитесь от использования гаджетов и просмотра мультфильмов. Отдавайте предпочтение чтению книг, расслабляющему массажу или тактильному контакту («обнимашки»). Это успокоит ребенка и поможет легче заснуть.
Наблюдать за развитием ребенка в 1 год чрезвычайно интересно! Он становится самостоятельным, любознательным, озорным. Задача любящих родителей — быть рядом и помогать пробовать на вкус, падать и подниматься, ошибаться, улыбаться, шалить, играть и наслаждаться детством!
Календарь развития: что должен уметь ребенок в 1 год
В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.
Физическое развитие годовалого ребенка
Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.
Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.
Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.
Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.
Психомоторное развитие в 1 год
Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:
В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.
Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка
Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.
Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.
Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.
Навыки самообслуживания
Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.
Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям
Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.
Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.
логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria
Что нужно ребенку для развития речи?
Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:
Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
Для этого необходимы:
Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?
Как распознать задержку речевого развития?
За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.
При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.
Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.
В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.
В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.
В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.
В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.
Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.
Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?
Можно начать с осмотра специалистов:
Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.
Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.
Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.
При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.
К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:
Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.
Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.
Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:
Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:
Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.
Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.
Когда поздно что-то предпринимать?
Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.
Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.
Что должен уметь ребенок в год
Малыши растут стремительно. Казалось, только недавно в доме появился маленький пищащий сверток, которому сложно даже сфокусировать взгляд, и вот он уже гулит, с интересом смотрит по сторонам и готовится отмечать первый день рождения. 11–12 месяцев – возраст, когда ребенок уже начинает осторожно пытаться ходить с поддержкой или самостоятельно, у него продолжают резаться зубки, а сам он активно познает окружающий мир. Этот период, так быстро наступивший, вызывает у родителей закономерное волнение: что должен уметь ребенок в год, нормально ли он развивается. Сразу стоит сказать, что все дети индивидуальны, и не стоит сравнивать малыша с другими, ориентироваться лучше на медицинские критерии.
Особенности развития ребенка в 1 год
По сравнению с предыдущими месяцами малыш становится намного активнее и любознательнее. Родители начинают отмечать это еще после первого полугодия, но к годику ребенок становится еще более смышленым и любопытным. Его вес примерно втрое больше, чем при рождении, и в среднем составляет 10–12 кг, а ростом такие детки около 72–77 см. Многое зависит от генетики, от того, какими темпами в свое время росли родители малыша. Главное, чтобы соотношение роста и веса было органичным, например высокий ребенок весил больше. Если малыш незначительно не вписывается в критерии, поводов для беспокойства нет, даже если у знакомых ребенок в этом возрасте выглядит немного иначе. Каждый малыш уникален.
Физиологические изменения
Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.
Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.
Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.
Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.
Двигательная активность ребенка
То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.
Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.
Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.
Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.
Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].
Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать. Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции. Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.
Особенности развития девочек в 1 год
Психологически мальчики и девочки в этом возрасте еще очень похожи. Их интересуют мячики и пирамидки, игры с сюжетом, игрушки, с которыми можно по-разному взаимодействовать. Поэтому не стоит ограничивать ребенка, скажем, куклами, если это девочка. Существенных отличий в весе и росте мальчиков и девочек нет в этом возрасте. А вот психомоторное и психическое развитие девочек может чуть опережать таковое у мальчиков. Это сгладится позже, но пока малышка может раньше начать ходить или, скажем, называть слова.
Особенности развития мальчиков в 1 год
Дети в этом возрасте очень похожи, равно как и игры, которые они предпочитают. Малыши могут имитировать действия родителей: отсюда возможный интерес к игрушкам, повторяющим «взрослые» предметы. Это касается детей обоих полов, поэтому старайтесь давать им разнообразие. Малышам нравятся разные игры, не нужно ограничивать их машинками и мячами.
Как проверить уровень развития ребенка
Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:
Занятия для развития
С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте [2]. Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.
Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.
Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.
Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем [3], пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:
Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.
Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.
Возможные отклонения в развитии
В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:
Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.
Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.
[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»
[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»
[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»