Суздаль почему так много храмов и монастырей
Сколько церквей в Суздале
Многие даже представить себе не могут, сколько церквей в Суздале. По количеству памятников истории и архитектуры вряд ли какой-то регион может сравниться с этим небольшим, но удивительным провинциальным городком. На территории всего 15 км 2 уютно расположилось более 200 архитектурных памятников постройки 12-19 столетий. Развитие Суздаля словно замерло на рубеже 18 столетия, что позволило сохранить ту особенную атмосферу и самобытный колорит, которые невероятным образом отображены в архитектурном ансамбле и общем убранстве древнерусского города.
Почему в Суздале так много церквей
Наверное, никто не сможет точно ответить на вопрос: «Почему в Суздале так много церквей?». Может быть потому, что все люди верили в Бога и строили храмы, чтобы приходить в них молиться. Недаром встречается выражение – Святая Русь. Конечно, многие храмы пострадали во время набегов вражеских завоевателей и в результате пожаров, но народ бережно относился к духовной культуре, поэтому многие церкви и храмы были отстроены заново.
Суздальские церкви не только являются украшением города, но и помогают создать неповторимую атмосферу и мысленно перенестись на несколько веков назад. Многие памятники архитектуры принадлежат постройкам 12 столетия, однако активное строительство на суздальских землях происходило в 16-17 столетиях, когда город был присоединён к Московскому княжеству и утратил политическое влияние, превратившись в наиболее крупный на Руси центр религии, культуры и ремесла. Именно в тот период и начали появляться сохранившиеся до наших дней архитектурные композиции: Кремль и принадлежащие ему постройки, Покровский монастырь и т.д. В 18 столетии начинается возведение посадских приходских храмов, и к началу 19 столетия архитектурный ансамбль города был полностью сформирован.
Сегодня мы путешествуем в Суздаль.
Существует достаточно интересная теория о том, что в основе каждого места силы находится кристалл. Он помещается под землёй. Если человеку удаётся увидеть структуру кристалла и повторить её в нескольких камнях на поверхности или в архитектурном сооружении, возведённом на кристалле, то сила от данного места увеличивается и распространяется на большее расстояние.
Если так грамотно размещено несколько архитектурных сооружений (в случае России — храмов), то город или район становятся способными впитывать и распространять энергию на длительное расстояние и время и одним своим существованием влиять на историю страны.
Если при этом в храмах и монастырях живут люди со своей уникальной энергетикой, то такой город становится духовным центром огромного значения, часто спасающим страну в периоды бедствий одним своим существованием, являясь своеобразной батарейкой, подпитывающей энергетику государства.
Одним из таким мест концентрации и преобразования сил является небольшой город Золотого Кольца — Суздаль.
На крошечном пространстве сконцентрировано 4 монастыря и 52 церкви, каждая из которых играет свою особую роль в симфонии сил.
Суздаль в начале XX века, фото известнейшего дореволюционного фотографа Прокудина-Горского
Впервые упоминание о Суздале появляется в «Повести временных лет» в 1024 году. «Въсташа волсъви в Суждали». Как ни удивительно, речь идёт о восстании волхвов. Из этой краткой фразы можно сделать вывод, что волхвов в Суздале было много и тут мог быть один из крупных их центров.
Суздаль — слово женского рода было тогда, одно из значений — «слепленная из глины».
Рассказывать о точках силы в Суздале я начну не по ранжиру, а с Храма Ильи Пророка на Ивановой горе. Возведён он был в 1744 году по велению архимандрита Иллариона.
Храм Ильи Пророка говорит о том, что ранее здесь было место силы Перуна. Именно поэтому именно Иванова гора была выбрана ханом Батыем в качестве своей ставки во время битвы за Суздаль. Именно небу поклонялись монголы до выбора ислама в качестве государствообразующей религии, поэтому выбор Бату-хана не удивителен.
На фото Прокудина-Горского очень хорошо видны основные приметы места: излучина речки Каменки; небольшой обрыв, обнаживший породу; холм, на котором стоит храм, имеет пирамидальную форму.
Ананий Федоров, суздальский историк, в труде «Собрание о Богоспасаемом граде Суздаль» сообщает, что название горы появилось ещё в языческие времена, когда за Кремлём на лугу устраивались летние празднества в честь Ивана Купала.
Скорее всего, историческим центром города волхвов-Места Силы-Суздали было именно это местечко.
А теперь можно подняться и в город, к Кремлю.
Но придётся пройти через речку и посетить музей деревянного зодчества.
Это не избушки Бабы Яги, а амбары на сваях. Ещё в музее можно увидеть две деревянные церкви, избу-музей, дом с мезонином, колодец с колесом и ветряные шатровые мельницы. Я абсолютно уверена, что ночью у колодца можно встретить ведьму, а на мельницах ночью мельник мелет зерно, из муки потом бабушки пекут пирожки с черёмухой и продают их у стен Покровского монастыря. Побывать там просто необходимо, от земли у Каменки идёт такая тёплая и плотная сила, что все ваши магические силы начнут быстро подниматься, как тесто на опаре.
Покровский женский монастырь — самый популярный среди туристов, с XVI века здесь состояли монахинями самые знатные женщины России. Первая из знатных узниц — Соломония Сабурова, бездетная жена Василия III. Постриженная под именем Софии, здесь, говорят, она родила ребёнка. Под алтарём храма после революции нашли детский гробик с куклой. Вероятно, ребёнок выжил и был скрыт волхвами? Не пропадают они в никуда.
После Соломонии-Софии сюда присылали и одну из жён Грозного, и вдову Шуйского. Все они под шатровыми крышами монастыря молились за свою страну, за своих братьев и детей. Может, их молитвами и пережили Смутное время. И вышивали они много, а иголка в руках знатной искусницы — посильнее иной волшебной палочки будет. Правда, в Смутное время Суздаль отлёгся, пошёл за атаманом Лисовским. Тёмная эта история, непонятная.
Энергетика монастыря очень лунная, здесь стоит погулять ночью в полнолуние, когда тени узниц скользят по старым стенам.
А через речку — мужской. Спасо-Ефимьевский. Там работает потрясающий звонарь, в одном из храмов поют мужские хоры, а если пройти под одной аркой —— тебе ответят о том, как сбудется твоё сокровенное желание.
В монастыре содержались безумцы и предсказатели. Авель при Александре Первом, Максим Рудометкин при Николае. Может именно поэтому здесь многим раскрывается неведомое.
И уже напоследок можно зайти и в Кремль. Не стоит покупать дымовскую керамику — в ней нет тайны, а вот деревянную птицу — обязательно. Прокатиться на тройке, зайти в музей, выпить сбитня. И пообещать себе приехать ещё не раз, раскрывать новые тайны.
А ведь я была в Суздале, да) Целый день. Но почему-то забылось. Спасибо за такую замечательную экскурсию! С таким экскурсоводом было бы здорово там походить)
15.03.2015 | Ellie Edems
и я была в Суздале)) я живу недалеко от Владимира, и в Суздаль мы частенько выбираемся! Спасибо за статью!
23.03.2015 | Дарк Богачек
В Суздале бывать не доводилось, поэтому читал с интересом, хотя жалел, что не подбавить личных впечатлений. Последняя фотография просто чудо. Особенно диковинно очаровывает здание справа.
03.04.2015 | Фиби Холливал
25.11.2020 | Инста Бергсман
Почему в Суздале много церквей?
Первые упоминания в летописи о небольшом городке Суздаль датируются 11 веком. В 1024 году после неурожая в окрестностях города, поднялось восстание. Подавлять бунт из Киева прибыл Ярослав Мудрый. Именно это событие описано в летописи и считается самым первым упоминанием о городе, а, значит, датой его основания.
Чтобы осмотреть город и посетить основные достопримечательности, потребуется несколько дней. Без номера в одной из гостиниц в Суздале Вы не останетесь. Город туристический и основной вид деятельности местных жителей связан с туризмом.
Суздаль находится во Владимирской области и входит в Золотое кольцо России. С 1978 года ЮНЕСКО включила Суздальский кремль с Рождественским собором и Спасо-Евфимьевский монастырь в список Всемирного наследия. Количество церквей, монастырей и соборов в Суздале впечатляет. Именно поэтому он и считается городом-музеем.
В 1125 году князь Юрий Долгорукий сделал Суздаль центром Ростово-Суздальского княжества, город стал укрепляться, начали строиться монастыри. Но после смерти Юрия, столицей княжества стал Владимир, но это не повлияло на дальнейшее развитие города. В 14 веке Суздаль становится центром Суздальского епископства, что обусловило дальнейшее развитие города. Кремль, монастыри, деревянные шатровые церкви, каменный собор, храмы… В 16 веке на каждого восьмого жителя приходится одна церковь, город получает степень архиепископии и становится одним из религиозных центров Руси.
Несмотря на то, что многие архитектурные ансамбли не сохранились до наших дней, а были разрушены польско-литовскими войсками, нашествием крымских татар или просто не выстояли под воздействием стихий, в городе сохранилось много уникальных сооружений, которые передают дух истории времен Руси, ее религиозную жизнь.
Сколько церквей в Суздале? Церкви и монастыри Суздаля
История города
Суздаль впервые упоминается в летописи 1024 года. За четверть века до начала строительства крепостных сооружений на территории будущего города воздвигли деревянную церковь. Сколько в Суздале храмов было к началу 12 столетия, неизвестно. Но именно в это время город осадили булгары. Местные жители смогли защитить его. Чуть позже Суздаль стал центром Ростово-Суздальского княжества.
В 1637 году на город совершили налет татары. Спустя семь лет случился пожар, уничтоживший часть построек. О том, сколько в Суздале церквей осталось к концу 17 века, сложно сказать. Сохранились храмы, основанные еще в Средневековье, но они, как правило, не раз реставрировались. Деревянные, построенные во времена Ивана Грозного, не уцелели.
Известно, что в 16 веке город стал одним из религиозных центров русского государства. Тогда здесь было одиннадцать монастырей. Сколько в Суздале церквей построено было в 16 столетии? Вероятно, только монастырских не менее одиннадцати.
Сколько в Суздале церквей, монастырей и храмов было разрушено в советское время? На этот вопрос есть точный ответ. В двадцатые годы было уничтожено 15 храмов.
После распада СССР белокаменные памятники Суздаля вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2004-м населенный пункт получил статус городского поселения.
Суздаль входит в Золотое кольцо. Это один из самых интересных городов Владимирской области. Здесь проходили съемки таких фильмов, как «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Юность Петра», «Братья Карамазовы», «Царь».
Знаменская и Ризоположенская церкви
Знаменская церковь (слева), колокольня и Ризоположенская церковь (справа). Фото: Павел Сухов, 2014 год.
Знаменская церковь построена в 1749 году. Это большой одноглавый кубической формы храм, имеющий, как у гражданских строений, большие регулярно расположенные окна и четырехскатную кровлю. Когда по плану регулярной застройки он оказался на восточной стороне улицы Пинаихи, то парадный вход в храм был сделан с западной стороны через притвор с широкими перспективными порталами в приделе. Этот портал хорошо просматривается с крыльца, о котором следует сказать особо. Вероятно, над большим крыльцом с массивными гранеными столбами прежде находилась колокольня, как у церкви Иоанна Предтечи, что стоит «в валах» Суздальского кремля. Колокольня, имеющая барочные формы, построена в XVIII веке. Сейчас Знаменская церковь в Суздале это один из действующих храмов города.
Рядом с колокольней Знаменской церкви находится Ризоположенская церковь. Храм построен в 1777 году. Это небольшой зимний храм, тесно связанный с образцами старой суздальской архитектуры так называемого корабельного типа постройки. Отличительной чертой этого храма является то, что каждый фасад четверика завершается фронтоном. Фронтоны переходят в сферическую ребристую кровлю с небольшой луковичной главкой на тонком длинном барабане. Таких завершений нет у других суздальских посадских церквей, оно напоминает завершения трапезных церквей Архиерейских палат Суздальского кремля и Васильевского монастыря. С 1972 года в Ризоположенской церкви находится экскурсионное бюро Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Суздальский кремль
Никольская, Успенская, Рождества Христова – храмы, расположенные на территории главного архитектурного ансамбля города. Первая была построена в 18 века. Точная дата основания Никольской церкви не известна. Это один из первых храмов, возведенных после пожара, который произошел в 1719-м. Церковь построена из белого камня, состоит из основной части, колокольни и трапезной.
Успенская церковь построена в 17 веке. После пожара была реставрирована. До революции церковь мела шатровую колокольню. Капитальную реставрацию провели в конце 50-х годов. Основная часть постройки выдержана в нарышкинском стиле.
Церковь Рождества Христова построена в 1775-м. Расположена в юго-восточной части кремля. В 19 столетии к ней пристроили паперть. Храм напоминает жилую постройку.
Храмы расположенные в слободах
Выбор места для постановки церквей в городском ландшафте Суздаля позволяет прийти к выводу, что наши предки-строители обладали огромным эстетическим вкусом. Почти все памятники расположены на самых красивых местах, по берегам речки Каменки, отражаясь в ее водах, в прогалинах тины, среди кустов осоки и кувшинок. В этом отношении даже маленькая Каменка приобретает смысл одного из художественных элементов общего архитектурного ансамбля. Только гениальность русского человека, любящего свой родной край, родной город, могла создать столь гармонически единое с природой произведение искусства, как ансамбль церквей Суздаля.
Покровский монастырь
Нынешний облик этого архитектурного ансамбля сложился в 16 веке. Но основана обитель в середине 14-го. В 1923 году монастырь был закрыт, разорен. Некоторое время здесь располагалась так называемая шарашка – биологическая лаборатория, в которой трудились ученые-заключенные. Главный храм – Покровский собор. Других церквей на территории монастыря нет.
Архитектура и убранство сооружения
Своим внешним видом святыня отличается от традиционных белокаменных сооружений.
Внешний вид
Постройка выполнена в нетипичном для Суздаля стиле нарышкинского барокко. Для него характерны скромность, изящность, элементы европейского барокко и готики. На фоне красных стен собора выделяются белые наличники и пилястры.
Внутреннее оформление
Многие посетители отмечают теплую, даже волшебную атмосферу внутри храма. В нем находится пятиярусный иконостас, росписи сделаны уже в наше время в современной манере. В свободное от богослужений время в церкви можно послушать аудиозаписи церковных песнопений.
Святыни храма: мощи святителя Арсения Элассонского
22 февраля 2015 года из церкви Рождества Богородицы в Успенскую были перенесены мощи святителя Арсения Элассонского. Арсений Элассонский, возглавлявший Суздальскую епархию во времена Смуты, благословил народное ополчение на борьбу с поляками. Несмотря на свое греческое происхождение, Арсений Элассонский является почитаемым в России святым. Сейчас любой желающий может поклониться святым мощам. Считается, что мощи помогают больным детям выздороветь.
Другие храмы
На правом берег реки Каменки, в той части города, которая называется Заречной стороной, расположено девять церквей. Большая часть из них основана в 18 столетии. Две церкви – в 16 веке.
К памятникам слободы Скучилихи относятся храмы Смоленской иконы Божьей матери и Симеона Столпника. Еще пять сооружений находятся в Посаде.
Итак, сколько церквей в Суздале? Количество храмов, расположенных у монастырей, – 12. За пределами обителей – 23. То есть всего в Суздале 35 церкви и 5 монастырей. Кроме того, более десяти православных храмов расположено в окрестностях города.
Храмы расположенные в посаде
Посад — бывшая торгово-ремесленная часть Суздаля и второй после кремля важнейший сегмент города. Посад сформировался в XII веке напротив кремля, вдоль реки Каменки. Он тоже имеет свою земляную крепость. Центр Суздальского посада — Торговая площадь, а планировочную основу его составили дороги, ведущие из кремля: на юг — во Владимир, на север — к Ростову, и на восток — в Кидекшу и Нижний Новгород.
Замечательный ансамбль каменных посадских храмов в Суздале складывается в XVII-XVIII веках. Понемногу богатеющее «третье сословие» по своему вкусу осваивает и обустраивает городское пространство. Двухстолпные и бесстолпные, кубические, ярусные и «клетские», пятиглавые и одноглавые — эти церкви представляют собой бесконечное разнообразие объемов, силуэтов, форм, декоративных приемов. В пару к холодному «летнему» храму строятся теплые «зимние» (трапезные) церкви, которые в XVIII веке также заменяются каменными. Обязательной частью архитектурного ансамбля становится колокольня, часто с необычным, вогнутым шатром-«дудкой», характерной только для суздальского края.
Посадские храмы Суздаля с трудом поддаются классификации даже по такому общему признаку, как композиция: слишком уж индивидуален облик каждого микроансамбля, но несомненна и обратная связь между ними. Общим кажется разве что природное чувство красоты и меры суздальских зодчих.
Краткая история
Перед туристом, идущим по центральной улице Суздаля — Кремлёвской — белокаменный Кремль открывается во всём своём великолепии. Он сложен из гладкого камня, белоснежного как платье невесты, а его синие купола напоминают девичий кокошник.
Именно на этом месте, где сейчас находится музеефицированный ансамбль «Суздальский Кремль» когда-то, в XII веке, и начинал возводиться Суздаль
. Здесь, в излучине реки Каменки соорудили первые крепостные валы и земляные насыпи, преграждающие путь врагу, построили первый городской собор. С севера Кремль окружала Каменка, а с востока, юга и запада крепость защищали рвы-канавы, наполненные водой.
Теперь рвы засыпаны землёй, земляные же валы частично уцелели. Некогда на валах возвышались бревенчатые стены, башни и ворота, но все деревянные укрепления сгорели в 1719 году. Являясь политическим центром города, Суздальский Кремль служил резиденцией князя и епископа и лиц, подчинявшихся им (княжеская дружина и пр.). В настоящее время в Суздальском Кремле сохранилось несколько церквей и ансамбль архиерейских палат с древним Рождественским собором.
Церкви, которые стоят в суздальских слободах
Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря
, на центральной улице города. Летняя
Смоленская церковь
и зимний
храм святого Симеона
появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.
Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)
Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.
Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.
Вид на храм Ильи Пророка
На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка
. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.
В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи
и
Богоявленской церкви
. Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.
Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)
Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.
На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь
. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.
Вид на Тихвинскую церковь
Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения
и
Знаменский храм
. Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».
Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)
Возле Музея деревянного зодчества
, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичный
храм Бориса и Глеба
. Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.
Одноглавая Космодемьянская церковь
и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.
Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне
В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви
и
Никольского храма
. Раньше здесь находился женский Покровский монастырь.
Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.
Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе
За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.
Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)
Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.
← СУЗДАЛЬ | ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |
Из истории
В конце X века при Владимире Святом, которого также называли Владимиром-Крестителем, происходит крещение Руси. Приходит христианство и в Суздальский край. Именно к этому времени относится строительство деревянной церкви во имя Рождества Христова.
Первый каменный храм, ставший оплотом православной церкви в крае, был сооружен в начале XII века при Владимире Мономахе. Его строительство велось киевскими мастерами. Он был выполнен из тонкого кирпича, так называемой плинфы.
В 1222 году великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и епископом Симоном вместо старого обветшавшего храма был заложен новый белокаменный Рождественский собор. Строительство велось три года и завершилось в 1225 году.
В 1445 году храм был сожжен воинами Золотой Орды, его верхняя часть обрушилась. Рождественский собор был восстановлен в 1528 году: старые стены разобрали до декора с женскими масками и заменили на кирпичные. В XVII веке храм становится пятиглавым, в это же время была обновлена роспись стен. Огромные луковичные главы установлены в 1750 году.
Рождественский собор — это единственный сохранившийся памятник домонгольской эпохи в Суздале, правда, от постройки XIII века сохранились только нижняя часть стен, а верх храма относится к XVI веку и выполнен он из кирпича.
История Собора Рождества Богородицы в Суздале
Согласно исследованиям археологов, начало истории собора датируется 1101 г, когда началось его строительство по приказу князя Владимира Мономаха. В то время собор назывался Успенским. На тот момент это было первое и единственное каменное здание в Суздале. Для его возведения использовался материал под названием плинфа – плоский тонкий обожженный кирпич. Для фундамента применялись скрепленные цемянкой (раствор из крошки кирпича) булыжники.
Здание Успенского собора просуществовало недолго. Спустя всего 47 лет Юрий Долгорукий приказал разобрать его и возвести на этом же месте новое, из бута. Но из-за ошибок в строительстве храм вскоре начал рушиться. И в 1222 г Успенский собор был повторно разобран. Вместо него князь Георгий Всеволодович воздвиг более современный Собор Рождества Богородицы. Это было трехкупольное белоснежное здание с искусно украшенным фасадом. Новый храм полностью соответствовал модным веяниям в архитектуре того времени и задумывался как главный в городе. Поэтому при строительстве были предусмотрены хоры для князя и его приближенных.
В 1230 г лучшие мастера из Ростова и Суздали начали расписывать внутренние помещения. Примерно в это же время были установлены Золотые ворота, украшенные фигурами грифонов, львов и древнерусскими письменами. Их великолепие поражает до сих пор. Большая часть фресок до наших дней, к сожалению, не дошла. Вполне вероятно, что немалую роль в этом сыграло нашествие татаро-монголов.
Собор Рождества Богородицы – это не только храм, но и усыпальница правителей Суздали. До сих пор сохранились могилы сыновей Юрия Долгорукого, представителей знатных российских родов: Вельских, Шуйских и других.
Здание, возведенное под руководством Георгия Всеволодовича, простояло дольше остальных: до сильного пожара в 1445 г. Государству, замученному набегами, было не до восстановления храма. Таким образом, собор был забыт на долгие десятилетия. В первой половине XVI в о нем вспомнили вновь. В результате реконструкции собор стал пятиглавым, таким, как сейчас.
На этом история храма не заканчивается. В XVII в поблизости возвели искусно расписанный в середине придел св. Федора и Иоанна и колокольню. На протяжении двух следующих столетий были построены паперть и еще три придела. Это время можно считать периодом расцвета собора.
Когда к власти пришли большевики, богослужения в храме прекратились.