как доступно объяснить ребенку что такое причастие
Как объяснять детям таинство святого причащения
В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди.
У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13-16).
Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» не препятствует действительной близости «с Богом».
Веками приносили православные матери в храм своих младенцев и причащали их, и никто не смущался, когда в храме были слышны писк и крик младенцев. Помню, как молодая мать трех детей говорила мне, что ее трехмесячная Таня любит бывать в храме: «Дома мне всегда некогда, всегда я тороплюсь, суечусь, а вот в храме час или полтора она спокойно лежит у меня на руках, и никто нам не мешает. «
Если младенец никогда не причащался, и когда его подносят к Чаше, он пугается причастия, как чего-то непонятного, может быть напоминающего ему неприятные ощущения, связанные с принятием лекарства, не надо, мне кажется, заставлять его Лучше пусть он посмотрит, как причащаются другие дети, дать ему кусочек просфоры, поднести к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что его причастят в следующий раз.
Начав с простого объяснения, подрастающим детям можно рассказывать о Тайной Вечери подробнее и полнее, следуя евангельскому тексту. За литургией они услышат слова: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и «Пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за много изливаемая во оставление грехов». И к этому их надо приготовить. Но как бы мы ни упрощали евангельские рассказы, важно, чтобы не искажался их смысл.
Как объяснить ребенку, что такое Причастие (из «Азбуки воспитания»)
«Васенька, потерпи немножко, детка! Сейчас выйдет батюшка и даст тебе компотик», — услышала я за спиной слова, которые каждый раз заставляют меня невольно вздрагивать. «Компотик», «изюминка», «вкусненькое» — что только не доводилось мне слышать, стоя в воскресный день на Божественной литургии и ожидая выноса Чаши.
К сожалению, подобные «объяснения» самого главного Таинства Церкви у некоторых прихожан всё ещё встречаются. При этом никто из них не задумывается: «А не послужат ли такие слова в дальнейшем тем самым искушением, которое оттолкнет моего ребёнка и от причастия и от Церкви? А не зародится ли в ребёнке сначала малое, а потом уже и неисправимое неблагоговейное отношение к Таинству? А поверит ли потом подрастающее чадо уже более серьёзному объяснению сути Евхаристии?»
Размышляя над вопросом, как объяснить ребёнку, что такое Тело и Кровь Христовы, следует начать с того, что Таинство Святого Причащения должно быть неотъемлемой частью жизни ребёнка и родителей, а о Литургии следует говорить на разных возрастных этапах, постепенно «усложняя» объяснение.
Если и взрослые причащаются регулярно, и ребёнок с самого раннего возраста после своего крещения причащается вместе с ними, то у него вряд ли будет возникать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?». Для него участие в Евхаристии станет естественной и неотъемлемой частью жизни. Но в то же время недостаточно принести дитя в храм, причастить и уйти. Уже собираясь в храм, полезно подчёркивать, что идёте в Божий дом, что будете участвовать в Таинстве Святого Причащения, чтобы соединиться с Господом.
Причастие – это соединение с Богом – вот самое доступное объяснение для детей. Они поймут, и примут эту истину детским сердцем через призму веры. Само слово помогает нам в этом: При-частие, становление частью чего-то, при-со-единение к Богу…
Бог есть Любовь, полнота любви и её источник. Как сказал один богослов: «Даже наша пища – это любовь Божия, ставшая съедобной». И Господь настолько любит нас, что желает приобщить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним единым организмом. Для этого Он таинственным образом соединяется с нами в Таинстве Причастия.
Можно охарактеризовать Святые Дары словами Спасителя о Себе — Хлеб Небесный: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6).
Понятия «Тело» и «Кровь» сложны для детского восприятия, так как в современном языке редко выражают сопричастность. Однако мы можем привести в пример выражения «моя кровинушка», «плоть от плоти». Также ребёнок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кровообращения и формируется с помощью её организма.
Постепенно через знакомство с Библией, ребёнок сможет применить усвоенные им понятия ко Христу.
Святые Дары также правильно и доступно для ребёнка именовать Святыней.
Говорить о Святом Причастии в категориях вкусной пищи, сладостей, категорически недопустимо. Подобные ассоциации являются в некотором роде кощунственными и закладывают в детскую душу неблагоговейное отношение к Святыне.
Родители по-разному объясняют своим детям, что такое Причастие. Но все они сходны в одном мнении – ребёнок сможет понять Таинство Тела и Крови постепенно и только при одном условии, что вера в семье является не просто мировоззрением, а является образом жизни.
И в заключение мне хотелось бы поделиться краткими вариантами ответа на вопрос: «Как объяснить ребёнку, что такое Причастие?»
Мне кажется, что здесь большое значение имеет личный таинственный опыт, и словами его выразить я не могу. Очень интересно, как видят и понимают Причастие малыши. Моя маленькая крестница, после первого Причастия на вопрос своей нецерковной бабушки: «Ну что, причастилась? Батюшка тебя причастил?» (она боялась бородатых мужчин) — ответила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»
Вот, что она видела?! Я, пытаясь словами объяснить, что такое Причастие, едва ли смогла бы донести до неё то, что она видела.
Анастасия Овансова, мама троих детей
Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в раннем возрасте абстрактные понятия у них сформированы абстрактно и это для них сложно. Я говорю: «Соединяемся с Господом!»
Марина Базанова, мама двоих детей
Вопрос формального объяснения Таинства Евхаристии сложен для детского ума. Попытка ответить на вопрос: «Что находится в Чаше?», — в категориях «Хлеб», «Тело», «Вино», «Кровь» может вызвать неоднозначную реакцию. Это происходит потому, что дети понимают все слова буквально и не способны видеть в них многогранность значений.
Более того, объяснение Таинства в данных категориях даже для взрослого человека не внесет ясности в суть происходящего.
Это происходит по той причине, что духовная жизнь становится объяснима для человека в исключительно эмпирическом, опытном восприятии. Иными словами, только через регулярное приобщение Трапезе Господней возможно раскрытие внутреннего содержания Таинства Таинств.
Только через личный пример, участвуя в Божественной литургии совместно с ребенком, подавая ему образец для подражания и деятельный пример любви, ведя его за собой, возможно ожидать, что маленький человек станет причастником Божественных Таин.
Только тогда можно надеяться, что через время, возрастая в летах, он органично воспримет эту Истину. Истину того, что в Чаше находится Господь, таинственным образом преображающий человека и делающий его по-настоящему свободным.
Священник Александр Аникин
Родители должны привить ребёнку личностное отношение с Богом, чтобы ребёнок понимал что Бог это Личность, что Бог является таким же близким и родным для ребёнка, как и родитель. Прививается это через чтение детской Библии, через молитву в храме и дома с родителями.
Тогда до ребёнка можно донести, что такое Причастие и зачем оно. В иных случаях для ребёнка все объяснения останутся просто звуковыми колебаниями, так же как и для взрослых.
Конечно, относительно возможно пойти иным путём и начать приписывать Причастию магические свойства (например: «если ты будешь причащаться, то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь причащаться, то Богу будет приятно, и если ты загадаешь желание или будет мечта, Бог обязательно исполнит»). Но, на мой взгляд, это уже тупиковый путь.
Священник Александр Ионитис
Я не знаю, как это можно объяснить двухлетнему ребенку. Главное — постепенно это делать. Сначала просто говорить, что тот, кто причащается, прикасается к Богу. А дальше с возрастом можно постепенно знакомить ребёнка со Христом.
Диакон Антоний Сацута
Мне кажется, что можно сказать так: «Господь войдёт в твоё сердечко, и постарайся сохранить там этого дорогого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».
Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа?» — можно, я думаю, ответить так: «Мы принимаем пищу, и она нами усваивается, становится нашим телом и кровью (это ведь действительно так: мы получаем необходимые вещества и энергию через питание). Так и Господь на Тайной Вечере вкусил хлеб и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литургии становимся участниками той самой Тайной Вечери и таинственным образом принимаем в себя Самого Христа. Он, живой и воскресший, входит в нас и живёт в нас». А выяснять уже механику или химию этого Таинства — дело невозможное, да и ненужное. На то оно и Таинство.
Как доступно объяснить ребенку что такое причастие
Семья даже в самые трудные времена – это «малая Церковь», если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник её. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни. Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на нас, верующих родителей, ложится обязанность воспитывать в наших детях личную, самостоятельную веру.
Причащение младенцев, у которых ещё не может быть никакого понимания Таинства, очень близко связано с тем отношением к младенцам, пример которого дал нам Христос: «. приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19:13-14).
Иначе говоря, Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему так же реальны, как и общение умственное, интеллектуальное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» никак не препятствует их действительной близости «с Богом». И веками приносили православные матери в храм своих младенцев и причащали их, и никто не смущался, когда в церкви были слышны писк и крик младенцев.
Наступает момент, к двум годам примерно, когда ребенку, особенно если он не привык причащаться, надо как–то объяснить, что такое Причастие, что с ним в церкви будут делать. Мне кажется, что тут не надо мудрить, а достаточно сказать: «Батюшка тебе причастие даст…» А постепенно, из отношения к ребенку–причастнику взрослых, из–за того, что в этот день его стараются одеть по–праздничному, ребенок начинает понимать, что причащение — радостное, торжественное, святое событие.
Годам к трем–четырем можно и нужно начать доступно объяснять детям смысл таинства Причащения. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных. И вот, когда Он знал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями–учениками, поужинать с ними. И когда они были за столом, Он взял хлеб, разломил его и раздал им, сказав: «Этот хлеб — Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами». Потом Он взял чашу с вином и сказал им: «В этой чаше Я вам даю Самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами». Вот как Иисус Христос первый раз причастил людей и сказал, чтобы все, кто Его любит, тоже так причащались.
По мере того как дети растут, надо объяснять им не только евангельские события, с которыми связано таинство Причастия, но и то, что оно значит в нашей жизни для нас, сейчас. Что значит в жизни христианина причащаться Святых Тайн? За Литургией мы приносим Богу наши дары — хлеб и вино. Хлеб и вино — это наши пища и питье. Без пищи и питья человек не может жить, и наши, такие простые, дары означают, что мы приносим Богу в дар, в благодарность — самую жизнь нашу. Объясняя детям смысл таинства Святого Причастия, можно рассказать, как священник приготовляет наши дары; вырезает частицы из принесенных просфор–хлебов, одну частицу — «Агнец» — для причастия, другую в честь Божией Матери, частицы в честь всех святых и в память умерших и живых, о которых его просят молиться.
Мы все — и дети, и взрослые — воспитываемся в понимании смысла Литургии по мере того, как мы все больше и больше вникаем в каждый возглас, каждое действие богослужения, каждое песнопение. Это — лучшая наша школа, которая длится всю нашу жизнь, и наша задача как родителей — развивать в детях интерес к смыслу того, что они видят и слышат в церкви.
На нас лежит ответственность научить детей, как приступать к таинству Святого Причастия. Конечно, надо отличать самое существенное от менее существенного. Мы, родители, должны научить наших детей, как подходить к Причастию: сложив руки на груди, не креститься, подходя к чаше, чтобы нечаянно ее не толкнуть. Нужно назвать священнику свое имя. Все это внешние правила, и нельзя их смешивать со смыслом и значением Таинства, но достойное поведение в храме имеет большое значение, а дети в особенности любят чувствовать в торжественные минуты, что они «умеют держать себя» как большие. «Я отдаю себя Христу, а Христос входит в мою жизнь. Его жизнь живет во мне», — вот смысл Святого Причастия, и в этом смысл нашей жизни, и цель нашей жизни раскрывается нам в этом смысле.
По книге С.С. Куломзиной «Семья – малая Церковь» подготовила Наталия Серова
Православная Жизнь
Многие православные христиане в своей богослужебной жизни сталкиваются с проблемой приобщения своего ребенка к церковным таинствам. Естественно, любой адекватный папа или мама не станет и пытаться рассказывать своим маленьким детям (разумеется, до определенного возраста) догматические подробности священнодействий. Тут для взрослых богословская головоломка, не говоря уже о малышах.
Фото: живопись Константин Кузема
И тогда родители (каждый на свой лад) пытаются адаптировать сложную информацию для детского понятийного аппарата. Иногда в погоне за упрощениями Причастие может превратиться в примитивный «компотик», что, конечно, нельзя допускать в церковно-воспитательном процессе. Но казнить маленького причастника за родительскую неуклюжесть тоже не выход. Иногда резкая реакция священника может отвратить человека от важного таинства.
Расскажу вам историю, которая пришла ко мне через систему личных сообщений одной из социальных сетей от одной верующей женщины. Она разрешила мне опубликовать её случай (без упоминания имен) для назидания тех, кто может оказаться в подобной ситуации.
Одна из её дочерей, которой сегодня 4, 5 года от роду, отказывается ходить в церковь и причащаться. До трех лет всё было хорошо – она с удовольствием ходила с мамой в храм и приступала к Чаше. Взрослея девочка стала задавать важные вопросы, которые говорили о её желании осознанного участия в таинстве.
Честно признаюсь, что мне понравился этот фамильный рецепт ответа на вопрос «что там в ложечке?» (Женщину научила этому её бабушка). На вопрос о Причастии мама своей дочурке отвечала: что там – Тайна. И для неё это было что-то необыкновенное, возвышенное. Но однажды всё изменилось. Девочке тогда три с половиной годика было.
В гости к этой семье пришли друзья, столкнувшиеся с бурной реакцией церковных служителей, которая поколебала их родительский авторитет. Короче говоря, папу, пытавшего успокоить своего сына, назвал Причастие тем самым избитым «компотиком». Его грубо одернули, запретив употреблять это слово. Отцу семейства сделали резкое замечание, дескать, нельзя обманывать ребенка, не смотря на возраст малыша (не было четырех лет) – нужно называть таинство только Телом и Кровью Христовыми.
В общем, взрослые обсуждали за столом эту проблему. А девочка, тем временем, держала ушки на макушке. После этой беседы дочка посчитала, что её тоже обманули – и в ложечке никакая не тайна, а самая настоящая кровь. Она ведь красная, да и священник так сказал. И, действительно, попробуйте посмотреть на эту ситуацию глазами и уровнем интеллекта ребёнка четырёх лет. Наверняка, малышка пришла в ужас от таких новостей.
Другими словами, девочка отказывается даже заводить разговор о походе в церковь. Более того, ничего не хочет слышать и о Боге. То есть у ребенка стойкаяя неприязнь ко всему церковному. Прошло уже больше года. Мама винит в произошедшем себя, что не обратила внимание на присутствие дочки при взрослом разговоре. И сама не знает как до исповеди добраться, поскольку храм и священник в их городе в единичном экземпляре, а батюшка – очень строгий и резкий в суждениях, что понятно из выше приведенных обстоятельств.
Здесь есть пища для размышлений и мирянам и духовенству. Но самый главный урок – не дай Бог кому-нибудь из нас стать причиной отвращения юной души от Чаши с Тайной. И на мой субъективный взгляд, Кровь и Тело Христовы не перестанут быть таковыми, если мы расскажем малышу, что христиане – представители внеземной цивилизации, а храмы – наши вселенские базы, где мы – приобщаемся к Источнику Жизни, Который дает нам заряд Своей энергии, способной со временем отправить нас в Небесную Родину.
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Материнские заметки
«Мама, когда же Причастие?» – наверное, основной вопрос ребенка, которого привели в храм не к самому концу литургии.
Литургия – «общее дело», общее богослужение, во время которого совершается Евхаристия, хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христово. Таинство, тайна Жизни. А глазами ребенка – что это такое? Красиво поет хор, красивые иконы, росписи. То поют – то читают. Иногда кадят. Священнослужители в красивых одеждах входят и выходят. Если ребенок не понимает, что это значит, что именно поют, что читают, почему и зачем «входят и выходят», то все богослужение действительно превращается просто в ожидание: «когда все это закончится». Пойти погулять, почитать книжку в церковной лавке, поиграть с друзьями – переждать бесконечную службу. Если гулять не пускают, стоять, переминаться с ноги на ногу, снова и снова ждать. Иногда и не видно ничего – одни спины вокруг. Иногда понятно, что именно поют, иногда – нет…
Для большинства детей богослужение оказывается весьма скучным занятием
Безусловно, есть такие дети, которые внимательно следят за богослужением. Есть дети, которые уже в 7–8 лет могут, стоя на службе, даже не понимая происходящего, сосредоточиться на молитве, если не на общей – то на своей. Но для большинства детей богослужение оказывается весьма скучным занятием. Часто просто потому, что им ничего не понятно.
А ведь научиться понимать происходящее на богослужении, в первую очередь на литургии, – может быть, важнейшая задача образования и воспитания наших детей!
Литургия как образование
Когда дети научатся хоть немного понимать литургию, будет шанс не маяться, не скучать на самой главной службе. Не воспринимать служение Богу, время совершения Евхаристии, величайшего чуда и тайны нашей жизни, как время бесконечного ожидания.
Когда дети научатся хоть немного понимать литургию, будет шанс во время богослужения думать о происходящем в храме, чаще обращать душу и сердце к Богу.
Когда дети научатся хоть немного понимать литургию – тогда богослужение само собой будет учить наших детей, даст им самое настоящее образование. Безусловно, даже не способные ничего понимать младенцы получают благодатное освящение, приобщаясь Святым Тайнам. Как говорил тот же преподобный Паисий, даже скучая присутствовать в храме – это уже плыть на церковном корабле. Но чем старше становится человек, тем важнее для него осознанное участие в богослужении.
Русский философ Иван Киреевский писал:
Все это касается и взрослых, и детей. Участие в богослужении, участие разумом и сердцем – это воспитание в вере, обучение вере. Образование, которое учит и ребенка, и взрослого во всех возможных образовательных смыслах, со всех сторон одновременно.
Праведный Николай Кавасила в своем «Изъяснении Божественной литургии» напоминает, что все происходящее во время богослужения освящает нас «двояким способом»:
«Первый способ тот, что мы получаем пользу от самих молитв, псалмов и чтений. Молитвы обращают нас к Богу, испрашивают нам отпущение грехов.
Но если наши дети едва слышат слова молитв, едва улавливают какие-то знакомые словосочетания, если даже не представляют, какие во время богослужения происходят священнодействия, как это все может «изображать домостроительство Спасителя»? Если это все для наших детей – темный лес, пусть и в сияющем храме.
Рассказать ребенку, как устроено богослужение
Верующие родители готовят детей к участию в богослужении, и делают это по-разному. Первое решение – дома или при помощи воскресной школы объяснять ребенку устройство церковных служб. Начать можно, когда малышу лет семь, и возвращаться иногда к такому уроку, когда ребенок станет старше.
Если заниматься дома, можно сделать так. Для начала самому прочитать что-то, например, учебник Закона Божия, где все просто, понятно и коротко. Затем своими словами пересказать это детям, просто поговорить с ними. Такое «классическое» занятие можно растянуть на несколько дней, за один «подход» разбирая какую-то часть богослужения. Чтобы закрепить этот «материал», хорошо смотреть иллюстрации, картинки в книжках и в Интернете. В церковных лавках уже лет 30 продается популярная дореволюционная раскраска «Литургия» – можно предложить детям раскрасить эти замечательные рисунки и так еще раз закрепить пройденное.
Другой или следующий вариант – посмотреть вместе с детьми документальные фильмы о богослужении вообще и о главном богослужении, о литургии, в частности. В сети есть неплохие сюжеты, где очень подробно комментируется ход богослужения, объясняется происходящее в храме.
Но такие уроки, даже когда они наглядные, доступные, при всей их важности, часто «в одно ухо влетает, в другое вылетает». Это свойство любого организованного школьного или вместо-школьного урока. Информация всегда усваивается только частично (иногда не усваивается вообще…). Теорию всегда необходимо соотнести с жизнью, в нашем случае – с реальным богослужением, на которое в данный момент попал ребенок.
Теорию всегда необходимо соотнести с жизнью, с реальным богослужением
Поэтому даже заранее «обученному» ребенку все равно нужно помогать, иногда – прямо во время службы объяснять ему происходящее. Уже не первое поколение родителей просто во время службы шепчут своим детям: сейчас будет Евангелие; сейчас Херувимская; послушай, поют «Достойно есть»; сейчас наклони голову. В таком случае ребенку легче соотнести теорию и реальность, конечно. Но невозможно бесконечно шептать во время службы. Невозможно шептать, когда у мамы трое, четверо желающих, а тем более не очень желающих, понять происходящее на службе. И каждую службу – невозможно шептать. И еще: если объяснять что-то, пересказывать содержание песнопения, то сами молитвы не услышит ни мама, ни ребенок.
Еще вариант – давать ребенку в руки книгу с текстом богослужения. Мне самой родители давали в храме тексты служб, и потом я сама стала брать в храм такие тексты для своих детей. И дети, особенно старший, уже с восьми лет вполне серьезно и усердно следили за ходом богослужения, стоя неподалеку от алтаря. Но, как это было и у меня самой в детстве, – текст перед глазами помогал услышать в пении хора слова, помогал отследить даже невнятный возглас священника в алтаре. Но обычно в текстах литургии написано одно, а хор часто поет совсем другое (изменяемые части богослужения), – и ребенок сбивается. Сразу идет с книжкой в руке: «Тут должны были петь ‟Блаженны”, а они поют что-то не то!» И еще – книжка с текстом не объясняла, почему, зачем все это. Наши домашние уроки в храме легко забывались… Снова шептать, снова объяснять?
А потом я поняла, что нам может помочь. Нужна книга, которая прямо во время службы объяснила бы детям происходящее в храме. В которой был бы текст литургии, набранный крупным шрифтом. Если в ходе богослужения могут быть какие-то изменения – чтобы это было сразу ясно. Но мало того, чтобы был текст – надо, чтобы было объяснение: что в это время, прямо сейчас происходит в алтаре? Ведь далеко не всегда это видно. Вот вынесли Чашу на Великом входе – а куда ее отнесли после этого? А зачем и почему? Я хотела, чтобы все это коротко объяснялось бы сразу, сейчас, в этот самый момент службы. Чтобы в картинках, чтобы наглядно и интересно. Так, чтобы ребенок взял в руки такую книгу, встал бы впереди, у алтаря – и все понимал бы. Вернее, чтобы был шанс начать понимать.
Такую книгу я не нашла, поэтому я решила сама сделать ее для своих детей.
Как мы с детьми клеили книжку про литургию
Несколько месяцев я собирала материал для этой книжки. Старалась рассказать о литургии так, чтобы было понятно семилетнему ребенку и интересно – подростку. Подобрала картинки – чтобы показать, как соотносятся те или иные моменты богослужения с евангельскими сюжетами. С помощью рисунков рассказала – что в каждый момент литургии происходит в алтаре, чем заняты священник, диакон. Не просто сведения, сразу – изображение. Диакон повязывает орарь крестообразно, подражая серафимам – и тут же изображение этого диакона, и огненного серафима тоже.
Привела переводы некоторых непонятных слов и молитв. Постаралась наглядно объяснить все непонятное. А самое особенное здесь – необычное устройство самой книги: на каждом развороте с одной стороны – текст, набранный крупным шрифтом, с другой стороны – наглядное объяснение этого конкретного момента богослужения. То есть каждый разворот – самостоятельное объяснение соответствующего момента.
Тот материал, что я собрала, мы распечатали на простом принтере. Всю эту гору бумаг мы вместе с детьми вырезали, склеивали и раскрашивали примерно полгода. В итоге у нас на руках оказались два экземпляра самодельных «путеводителей по литургии». Эти книжки несколько лет служили нам верой и правдой: мы брали их с собой на службу, и когда мы входили в храм, я сразу открывала эти книжки на том месте, на котором сейчас оказывалась литургия. Старшие дети проходили ближе к алтарю с этими книгами, а я оставалась следить за младшими детьми.
Эти книжки несколько лет служили нам верой и правдой: их использовали и мои дети, и дети наших друзей
Старшие дети выросли, книжки перешли «следующему поколению» наших детей… Можно сказать, что эти книги действительно прошли самую настоящую «апробацию». Ведь эти книжки использовали и мои дети (а они очень разные люди), и мои младшие сестры, которые немного старше моих детей, и дети наших друзей. Я даже не ожидала, что этими книжками детям будет интересно пользоваться настолько долго. Я рассчитывала на то, что книжка поможет детям – но то, что эта идея действительно «сработала», и продолжает «работать» больше семи лет – для меня до сих пор нечаянная радость. Но секрет довольно прост. Служба продолжается полтора, два, два с половиной часа. Если ребенок пришел в храм, если он уже в храме, то ему гораздо интереснее следить за происходящим в храме, чем все это время просто ждать Причастия. В целом, это просто текст службы с простыми объяснениями. Необычно то, что объяснения наглядные и рассчитанные на чтение прямо в храме. А значит – очень короткие и учитывающие конкретный момент богослужения.
С этой книжкой ребенок может просто следить за ходом богослужения, изредка отвлекаясь на объяснения. А может, наоборот, только отслеживать момент службы по тексту, а в основном – разглядывать картинки, читать объяснения. Этот последний вариант – тоже совсем неплохо! Ведь если ребенок даже не следит за текстом, не молится, а просто смотрит объяснения – он все же внимателен именно к богослужению, именно к храму.
Ребенок, который «вырастает» на этой книжке, через несколько лет уже перестает брать ее в руки: он уже изучил эту книжку «вдоль и поперек». А значит, хотя бы в общих чертах представляет себе богослужение, многое знает наизусть. И это самый чудесный результат. Наши дети расставались с этой книжкой года через 2–3 регулярного использования, то есть лет в 13. Но другие дети, дети наших друзей, с помощью этой нашей книги следили за богослужением и в пятнадцатилетнем, и в восемнадцатилетнем возрасте. И это тоже замечательный опыт, очередная «апробация». Интересно, что даже выпускники православных гимназий, которые, по идее, довольно серьезно изучали литургику, с помощью этой простой книжки совершали свои собственные открытия. Самое милое, наверное – это открытие одного «церковного» подростка: оказалось, что он всегда считал возглас «да никто от оглашенных, елицы верни» требованием удалиться из храма… всем лицемерам. «Да никто от оглашенных и лицемерных»… Чтобы обнаружить настоящее значение привычных, вроде бы с младенчества знакомых фраз, необходимо вот это, простое – иметь перед глазами текст. А когда текст еще и объясняется, если все в картинках – это реальный шанс, что ребенок будет действительно следить за этим самым текстом. И потом – поймет, представит, запомнит, и может быть, сможет правда в храме обратит свои мысли и свое сердце к Богу…
Конечно, мне очень хотелось поделиться со своими друзьями и вообще со всеми людьми, со всеми детьми этой книжкой-помощницей. Но не могу же я предложить: «Потратьте несколько месяцев, склейте со своими детьми вот такую книжку, образец прилагается». Решение было очевидным: книжку надо просто издать.
Но это «просто» оказалось совсем непростым. Весь проект пришлось несколько раз полностью переделать. Непростой была работа художника, ведь нужно было красиво, ярко, при этом грамотно и благоговейно нарисовать десятки, сотни иллюстраций к этой книжке. И не просто иллюстрации – а наглядное объяснение. Приходилось снова и снова переписывать тексты – так, чтобы все объяснения были максимально лаконичными, понятными, и чтобы все картинки соотносились с текстом, чтобы каждый разворот был отдельным, завершенным образом, чтобы каждый разворот отвечал моменту богослужения. Так что понадобилось еще несколько лет, чтобы «перевести» нашу самодельную книжку в печатную. И вот теперь я готова рассказать об этом необычном и таком драгоценном для меня проекте, который я вынашивала гораздо дольше, чем всех своих детей. Мне даже не верится, что этот «малыш» наконец родился!
Теперь можно не переживать о том, что мы потеряем наши самодельные книжки (а ведь одну мы все-таки потеряли – потерять легко, если брать книжки с собой в храм). Теперь не будет такой проблемы – книжки всего две, а детей значительно больше. Теперь можно дарить эту книжку крестникам и детям моих друзей. Теперь я могу поделиться, и с огромной радостью делюсь этой идеей со всеми родителями, которые хотели бы помочь своим детям узнать и полюбить самое главное богослужение нашей жизни – литургию.
О том, какие замечательные люди помогали в работе над этим проектом, о том, какой получилась эта книжка, как она устроена и как «работает», я расскажу в следующей статье.