как доказать что услуга навязана
Как вернуть деньги за навязанные услуги, которые добавили при покупке автомобиля в кредит?
Будьте внимательны: деньги, потраченные на ненужные услуги, вернуть удается не всегда. Поэтому перед покупкой машины узнайте, как продавцы навязывают лишнее и получится ли потом от этого отказаться
Возврат денег за навязанные услуги – задача непростая
Цены на автомобили высокие, а потому 9 из 10 машин приобретаются сейчас в кредит. При этом обычно покупателю навязывают дополнительные, ненужные услуги:
Чаще покупателю навязывают не менее трех услуг. Для этого используют цепочку юридических лиц, которые оформляют между собой агентские или иные посреднические договоры. В результате возврат денег оказывается для покупателя сложной задачей. Вместо одного иска нужно подавать в суд три-четыре. Причем потом может выясниться, что фирма, куда перечислены деньги, – всего лишь агент и не несет перед покупателем ответственности. А отвечать должна другая фирма, с которой нечего взять. Не у каждого хватит терпения распутывать эти клубки.
Я расскажу, как вернуть деньги, потраченные на навязанные услуги. Но прежде вам следует узнать о ситуациях, в которых это не будет иметь смысла.
Нет смысла возвращать деньги за навязанные услуги, если вы хотите вернуть автомобиль
Если получится вернуть автомобиль, то потраченные на дополнительные услуги деньги можно взыскать с продавца как убытки, связанные с заключением договора купли-продажи (п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). Мы опубликовали целое пособие о возврате автомобиля – изучайте. А тут я приведу лишь один показательный пример.
Ко мне обратилась девушка, которая обнаружила, что в купленной машине скручен пробег. В довесок ей навязали несколько «допов». Я написал претензию продавцу – ООО «РОЛЬФ ЭСТЕЙТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ». Он согласился вернуть деньги за автомобиль. И заодно вызвался оказать содействие в расторжении «допов» (как мило). Такая доброта продавца объяснима: деньги за услуги все равно придется возвращать, так как это убытки, связанные с покупкой машины. Продавец «идет навстречу» еще и потому, что хочет сэкономить. Он попытается вернуть лишь часть сумм, ведь некоторые из них уменьшаются с каждым днем.
Денежные средства в установленные нами сроки продавец не перечислил. Поэтому мы обратились в Московский районный суд Санкт-Петербурга, где благополучно закроем этот вопрос. Откуда такая уверенность? Вот ответ продавца на претензию:
Нет смысла возвращать деньги, если заключение договора оказания услуг было условием «предоставления скидки» на автомобиль
«Предоставление скидки» в кавычках, потому что реальную скидку покупателю никто не дает. Просто на сумму этой скидки, а иногда и на большую ему навязывают дополнительные услуги. Данную ситуацию я комментировал для канала Рен-ТВ.
Покупатель попадает в капкан. Пусть даже ему удастся расторгнуть навязанные договоры. Поскольку их заключение было условием предоставления скидки, автосалон может обратиться в суд с требованием о взыскании с покупателя суммы этой скидки.
В следующих публикациях я расскажу:
«О навязывании дополнительных платных услуг».
Отдел консультирования и информирования потребителей приглашает всех желающих посетить наш сайт и ознакомиться с актуальной темой. «О навязывании дополнительных платных услуг».
В последнее время в консультационный отдел поступает множество вопросов, касаемых навязыванием страховки при оформлении потребительского кредита. В целях повышения уровня финансовой грамотности населения и реализации своих прав специалисты отдела информирования и консультирования считают необходимым осветить данную тему.
Навязывание дополнительных платных услуг
Согласно ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, однако любой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (ст.422 ГК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 16 Закона РФ N 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», согласие потребителей на выполнение дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из вышеизложенного следует, что при предложении услуг (в том числе третьих лиц) при кредитовании должно оформляться заявление о предоставлении потребительского кредита (займа), содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг.
Последствия предоставления согласия на такие услуги должны быть указаны в кредитном договоре, что следует из ст. ст. 8, 10 Закона «О защите прав потребителей», п. 18 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Условия об обязанности заемщика заключить другие договоры либо пользоваться услугами кредитора или третьих лиц за плату в целях заключения договора потребительского кредита (займа) или его исполнения включаются в индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) только при условии, что заемщик выразил в письменной форме свое согласие на заключение такого договора и (или) на оказание такой услуги в заявлении о предоставлении потребительского кредита (п. 18 ст. 5 Федерального закона N 353-ФЗ).
Возможность потребителя реализовать свободный и осознанный выбор осуществляется путем предоставления полной информации и возможности отказа от услуг в случае, когда потребитель решил получить кредит без них.
Для установления факта навязывания дополнительных платных услуг, необходимо проанализировать заключенный потребителем договор, при этом необходимо учитывать существенные моменты. Существо каждого договора определяется его содержанием, а не названием. При этом ст.431 ГК РФ предусматривает, что при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, и, в случае неясности, буквальное значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. При невозможности определить содержание договора изложенным способом данная статья предписывает выяснить действительную волю сторон, имея ввиду цель соглашения. При этом предлагается «принять во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Зачастую дополнительные платные услуги навязываются кредитными организациями путем включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, при этом банки обосновывают это тем, что данные услуги являются обязательными и отказ от них невозможен.
Наиболее распространенными являются следующие дополнительные платные услуги, навязываемые банками:
1) навязывание заемщику платной услуги по подключению к Программе страхования жизни и здоровья без его согласия (более подробно см. стандарт «Подключение к программе добровольного страхования жизни и здоровья»;
2) навязывание страховой организации, как правило, аффилированной с банком.
3) обуславливание кредитования обязательным открытием банковского счета, в настоящее время распространено заключение так называемых «договоров комплексного обслуживания»;
4) навязывание услуг по смс-уведомлению заемщика о поступлении платежа по кредитному договору.
При оказании потребителю дополнительных платных услуг, он вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены – вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются кредитной организацией в полном объеме.
В целях отказа от дополнительной платной услуги потребителю рекомендуется обратиться в кредитную организацию с письменным заявлением об отказе от дополнительной платной услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств.
Способы восстановления нарушенных прав:
1. Предъявление исполнителю заявления об отказе от дополнительной платной услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств
2. Обращение в суд с исковым заявлением
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Ответственность продавца (исполнителя) за навязывание услуг.Ответственность продавца (исполнителя) за навязывание услуг. Но не каждая дополнительная услуга является навязанной. Если она является добровольной и не нарушает предоставленных потребителю законом прав, то основания для оспаривания ее в суде отсутствуют. Ответственность за навязывание услуг: Навязывание услуг является нарушением права потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг), закрепленного в том числе п. 1 ст. 421 ГК РФ, и влечет возмещение убытков, причиненных потребителю, в полном объеме (п. 2 ст. 16 Закона). Если в рамках исполнения основного обязательства продавец (исполнитель) оказал дополнительные платные услуги, не заручившись письменным согласием на то потребителя, последний вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы (п. 3 ст. 16 Закона). Помимо этого, суд может возложить на продавца обязанность компенсировать потребителю моральный вред (ст. 15 Закона о защите прав потребителей) и выплатить ему, наряду с основной суммой, штраф в размере 50% от этой суммы (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). За несоблюдение указанного правила продавец (исполнитель) может быть привлечен к административной ответственности. | |||
|