каинова печать что это значит

Каинова печать цивилизации: кем на самом деле был Каин и какова его роль в истории человечества?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?

Преступление и наказание

каинова печать что это значит. Смотреть фото каинова печать что это значит. Смотреть картинку каинова печать что это значит. Картинка про каинова печать что это значит. Фото каинова печать что это значит

Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.

Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.

Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом.

Культура, разрушающая гармонию

Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына.

каинова печать что это значит. Смотреть фото каинова печать что это значит. Смотреть картинку каинова печать что это значит. Картинка про каинова печать что это значит. Фото каинова печать что это значит

Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца.

Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.

А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.

Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности.

Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.

Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.

Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.

каинова печать что это значит. Смотреть фото каинова печать что это значит. Смотреть картинку каинова печать что это значит. Картинка про каинова печать что это значит. Фото каинова печать что это значит

Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф.

В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.

Источник

Каин: печать милосердия

каинова печать что это значит. Смотреть фото каинова печать что это значит. Смотреть картинку каинова печать что это значит. Картинка про каинова печать что это значит. Фото каинова печать что это значит

Но почему Бог не принял жертву Каина? Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу то, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Но ведь очевидно, что Богу вообще не нужны никакие приношения от людей. Все, что человек может принести Ему в дар, Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты и зефирины, а может, отведя глаза в сторону, сунуть им пару слипшихся карамелек. И если он пожалел самое вкусное лакомство, приберегая его для себя, родителям есть от чего расстроиться. Но причиной этого огорчения будет тревога и горечь за свое чадо, которое растет жадиной.

Можно ли считать человека лишь игрушкой в руках Бога? Есть ли у Бога «любимчики» и «гадкие утята»? Чем человек отличается от куклы, а Бог от Карабаса Барабаса? У каждого из нас, как и у одного из читателей «Фомы», иногда возникают такие вопросы. Ответить на них попытался психолог и постоянный автор нашего журнала Александр Ткаченко.

Так и с жертвой Богу — она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: «Смотри, Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Без Твоего благословения эти плоды никогда не стали бы такими прекрасными, возьми их часть Себе!» Так человек своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А что же сделал Каин? К сожалению, он поступил так же, как жадный ребенок на новогоднем утреннике, и принес свою жертву по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже». Святитель Иоанн Златоуст писал об этом так: «Каин, сказано, принес от плодов земли жертву Господу. Потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: принесе и той от первородных овец своих и от туков их. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных он принес самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, то есть — из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора».

И, наверное, не так уж важно, что же именно принес Каин в жертву Богу. В любом случае ясно, что это была не лучшая часть его урожая, а значит, и о любви к Богу тут говорить не приходится.

Но, отвергнув его жертву, Бог вовсе не отверг его самого. Непринятие даров Каина было, если можно так выразиться, воспитательной мерой, призванной пробудить в нем сомнение в собственной правоте: ведь если Бог не принял твоей жертвы, значит, ты что-то делаешь не так. Бог не принял плоды Каина, давая ему повод задуматься над причинами этого отказа, желая помочь ему разобраться в себе и вернуть в душу утраченную любовь. Однако в отношениях человека и Бога далеко не все определяется действиями и намерениями Бога. Человек волен отвергнуть предложенную ему помощь, восприняв ее как оскорбление, и остаться наедине со своей обидой. Именно такой выбор, к несчастью, сделал Каин.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть каиновой печатью. В чем она заключалась, сказать трудно. В Библии сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог (отсюда, кстати, и пошла поговорка: «Бог шельму метит»).

Под каиновой печатью обычно понимают некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Однако Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что, несмотря на совершенное им преступление, он находится под защитой Господа.

Источник

Каинова печать цивилизации

Есть в биб­лей­ском повест­во­ва­нии несколько лич­но­стей, имена кото­рых, став нари­ца­тель­ными, навсе­гда пре­вра­ти­лись в сино­нимы зла. Народ­ная молва тра­ди­ци­онно име­нует пре­да­теля Иудой, жесто­кого и без­жа­лост­ного чело­века – Иродом, гру­бого и бес­такт­ного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя чело­века, про­лив­шего кровь род­ного брата. Имя это – Каин – поро­дило мно­же­ство нео­ло­гиз­мов: “каи­ново семя”, “каи­нова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли одно­значна его роль в исто­рии чело­ве­че­ства?

Есть в биб­лей­ском повест­во­ва­нии несколько лич­но­стей, имена кото­рых, став нари­ца­тель­ными, навсе­гда пре­вра­ти­лись в сино­нимы зла. Народ­ная молва тра­ди­ци­онно име­нует пре­да­теля Иудой, жесто­кого и без­жа­лост­ного чело­века – Иродом, гру­бого и бес­такт­ного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя чело­века, про­лив­шего кровь род­ного брата. Имя это – Каин – поро­дило мно­же­ство нео­ло­гиз­мов: “каи­ново семя”, “каи­нова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли одно­значна его роль в исто­рии чело­ве­че­ства?

Пре­ступ­ле­ние и нака­за­ние

Но почему, соб­ственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что уби­вать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выра­зиться, смяг­ча­ю­щих вину обсто­я­тельств? Ведь оба тру­ди­лись, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отно­ше­ние к жерт­вам! Может, Каину просто нужно было бро­сить свое зем­ле­де­лие и заняться ско­то­вод­ством, раз Богу угодно, чтобы Ему при­но­сили в жертву овец, а не пше­ницу и куку­рузу? Вот только, если разо­браться, ока­зы­ва­ется, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, дей­стви­тельно, все, что чело­век может при­не­сти Ему в дар, по сути Им же и создано. И пред­по­ла­гать, будто Бог нуж­да­ется в бара­нине более, нежели в овощах, по мень­шей мере – несе­рьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребе­нок уго­щает роди­те­лей сла­до­стями из ново­год­него подарка, кото­рый они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкус­ные кон­феты, а может – пару слип­шихся кара­ме­лек. Но если тем, что получше, он поде­литься пожа­лел, роди­те­лям есть отчего рас­стро­иться. Конечно же, дело не в том, что им сла­стей не доста­нется. Просто ребе­нок про­ме­нял любовь на шоко­лад­ного зайца.

Так и с жерт­вой Богу – она нужна самому чело­веку, чтобы про­явить свою любовь к Нему. При­нося в жертву самое лучшее, чело­век как бы гово­рит: смотри Гос­поди, как я при­умно­жил то, что Ты дал мне! Так он своей любо­вью и бла­го­дар­но­стью отве­чает на Боже­ствен­ную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совер­шил свое жерт­во­при­но­ше­ние по прин­ципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В кано­ни­че­ском биб­лей­ском тексте на это есть лишь кос­вен­ное ука­за­ние, но Пре­да­ние Церкви сохра­нило более подроб­ный рас­сказ о его жертве. По одной версии, это было неспе­лое зерно и недо­зре­лые плоды, кото­рые нельзя было упо­тре­бить в пищу, по другой – пустые куку­руз­ные початки. В любом случае, о любви тут гово­рить не при­хо­дится.

Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужас­нулся соде­ян­ным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – задан­ный Богом, чтобы дать ему воз­мож­ность пока­яться, он цинично отве­тил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обма­нуть Бога может только чело­век с окон­ча­тельно помра­чен­ным рас­суд­ком и извра­щен­ным нрав­ствен­ным чув­ством.

И Бог осудил его на изгна­ние из родных мест и ски­таль­че­ство, отме­тив его особым знаком, кото­рый впо­след­ствии стали назы­вать “каи­но­вой печа­тью”. В чем она заклю­ча­лась, ска­зать трудно. Суще­ствуют самые разные пред­по­ло­же­ния. В Библии же ска­зано только, что зна­ме­ние это дал Каину сам Бог. Отсюда и пого­ворка: “Бог шельму метит”.

Куль­тура, раз­ру­ша­ю­щая гар­мо­нию

Что же сделал изгнан­ный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына. Факт зна­ко­вый в исто­рии чело­ве­че­ства – первый город на Земле построил убийца. Для чего? Да чтобы создать искус­ствен­ную гра­ницу между собой и всем осталь­ным миром, огра­дить себя от окру­жа­ю­щей среды. Сего­дня, когда кон­фликт между город­ской циви­ли­за­цией и при­ро­дой обост­рился до пре­дела, когда вокруг нас загряз­нен­ные реки, гиб­ну­щие леса, а сам воздух города про­пи­тан ядо­ви­тыми выхло­пами, в самом сло­во­со­че­та­нии “окру­жа­ю­щая среда” звучит какая-то отчуж­ден­ность, будто чело­век при­ле­тел на Землю с другой пла­неты и мучи­тельно пыта­ется осво­ить враж­деб­ный ему мир.

А нача­лось все с первой в исто­рии “эко­ло­ги­че­ской ката­строфы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что гово­рит об этом Библия: “И сказал Гос­подь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне про­клят ты от земли, кото­рая отверзла уста свои при­нять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь воз­де­лы­вать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнан­ни­ком и ски­таль­цем на земле”.

Так Каин впер­вые нару­шил эко­ло­ги­че­ское рав­но­ве­сие. Мир стал для него чужим, все, что его окру­жало, пре­вра­ти­лось в источ­ник опас­но­сти. Пси­хо­ло­гия убийцы понятна: ему страшно, тре­вожно и все время хочется спря­таться. Это зало­жено в чело­ве­че­ской при­роде – совер­шив­ший зло стра­шится такого же воз­да­я­ния. Но от кого хотел огра­диться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По пре­да­нию, после совер­шен­ного убий­ства на Каина стали охо­титься дикие звери (до этого они на людей не напа­дали). Именно тогда Земля пере­стала быть для чело­века домом и пре­вра­ти­лась в “окру­жа­ю­щую среду”. Чело­век, совер­ша­ю­щий смерт­ный грех, раз­ры­вает связь не только с Богом, но и со всей при­ро­дой. Меха­низм этого раз­рыва объ­яс­нить невоз­можно, но послед­ствия его – оче­видны. Кстати, в исто­рии Церкви много при­ме­ров, когда святые (т.е. люди, вос­ста­но­вив­шие в себе эту связь с Богом и сотво­рен­ным Им миром) обща­лись с самыми опас­ными хищ­ни­ками, как с домаш­ними живот­ными.

Таким обра­зом, стро­и­тель­ство пер­вого города было прямым след­ствием бра­то­убий­ства. Все гря­ду­щие войны, меж­до­усо­бицы, борьба за выжи­ва­ние в усло­виях меня­ю­ще­гося кли­мата, – вся тра­гич­ная исто­рия чело­ве­че­ства про­ро­че­ски изоб­ра­жена в биб­лей­ском рас­сказе о первом рож­ден­ном на земле чело­веке.

Именно потомки Каина поло­жили осно­ва­ние тому фено­мену, кото­рый мы сего­дня назы­ваем циви­ли­за­цией. Об одном из них, Иувале, ска­зано, что “он был отец всех игра­ю­щих на гуслях и сви­рели”. Другой, его брат Тувал­каин “был кова­чем всех орудий из меди и железа”, про­воз­вест­ни­ком “мед­ного” и “желез­ного” веков. Потомки Каина начали воору­жаться – первое бра­то­убий­ство пред­опре­де­лило неиз­беж­ность даль­ней­ших войн. А сель­ско­хо­зяй­ствен­ные орудия, сде­лан­ные Тувал­ка­и­ном, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, кото­рые она пере­стала давать людям, оро­сив­шим ее кровью. А искус­ство помо­гало засло­ниться от пустоты, вторг­шейся в чело­ве­че­скую жизнь.

Но, на наше сча­стье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф. В Библии гово­рится, что именно его дети начали при­зы­вать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не раз­ры­вая отно­ше­ний с ее Созда­те­лем. Именно стрем­ле­ние к Богу сынов Сифа, впле­та­ясь в худо­же­ствен­ные изыски потом­ков Каина, при­вело к появ­ле­нию такого искус­ства, бла­го­даря кото­рому мы и сего­дня чув­ствуем, что есть в мире нечто боль­шее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки зна­ме­ни­того цер­ков­ного пев­чего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это дела­ется. Потому что такое искус­ство сохра­нило память о гар­мо­нии всего сущего, так неосмот­ри­тельно раз­ру­шен­ной в самом начале нашей исто­рии.

Источник

Каин: печать милосердия. Александр Ткаченко о том, как Каин дважды огорчил Бога

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Почему Бог не принял жертву Каина? Мог ли Каин не убивать Авеля? Был ли Авель «любимчиком» Бога, а Каин – «пасынком»? На эти вопросы отвечает Александр Ткаченко.

каинова печать что это значит. Смотреть фото каинова печать что это значит. Смотреть картинку каинова печать что это значит. Картинка про каинова печать что это значит. Фото каинова печать что это значит

Но почему Бог не принял жертву Каина? Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу то, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Но ведь очевидно, что Богу вообще не нужны никакие приношения от людей. Все, что человек может принести Ему в дар, Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты и зефирины, а может, отведя глаза в сторону, сунуть им пару слипшихся карамелек. И если он пожалел самое вкусное лакомство, приберегая его для себя, родителям есть от чего расстроиться. Но причиной этого огорчения будет тревога и горечь за свое чадо, которое растет жадиной.

А что же сделал Каин? К сожалению, он поступил так же, как жадный ребенок на новогоднем утреннике, и принес свою жертву по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже». Святитель Иоанн Златоуст писал об этом так: «Каин, сказано, принес от плодов земли жертву Господу. Потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: принесе и той от первородных овец своих и от туков их. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных он принес самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, то есть — из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора».

И, наверное, не так уж важно, что же именно принес Каин в жертву Богу. В любом случае ясно, что это была не лучшая часть его урожая, а значит, и о любви к Богу тут говорить не приходится.

Но, отвергнув его жертву, Бог вовсе не отверг его самого. Непринятие даров Каина было, если можно так выразиться, воспитательной мерой, призванной пробудить в нем сомнение в собственной правоте: ведь если Бог не принял твоей жертвы, значит, ты что-то делаешь не так. Бог не принял плоды Каина, давая ему повод задуматься над причинами этого отказа, желая помочь ему разобраться в себе и вернуть в душу утраченную любовь. Однако в отношениях человека и Бога далеко не все определяется действиями и намерениями Бога. Человек волен отвергнуть предложенную ему помощь, восприняв ее как оскорбление, и остаться наедине со своей обидой. Именно такой выбор, к несчастью, сделал Каин.

каинова печать что это значит. Смотреть фото каинова печать что это значит. Смотреть картинку каинова печать что это значит. Картинка про каинова печать что это значит. Фото каинова печать что это значит

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть каиновой печатью. В чем она заключалась, сказать трудно. В Библии сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог (отсюда, кстати, и пошла поговорка: «Бог шельму метит»).

Под каиновой печатью обычно понимают некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Однако Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что, несмотря на совершенное им преступление, он находится под защитой Господа.

Источник

Православная Жизнь

Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?

каинова печать что это значит. Смотреть фото каинова печать что это значит. Смотреть картинку каинова печать что это значит. Картинка про каинова печать что это значит. Фото каинова печать что это значит

Преступление и наказание

каинова печать что это значит. Смотреть фото каинова печать что это значит. Смотреть картинку каинова печать что это значит. Картинка про каинова печать что это значит. Фото каинова печать что это значит

Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.

Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.

Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом.

Культура, разрушающая гармонию

Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына.

каинова печать что это значит. Смотреть фото каинова печать что это значит. Смотреть картинку каинова печать что это значит. Картинка про каинова печать что это значит. Фото каинова печать что это значит

Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца.

Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.

А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.

Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности.

Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.

Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.

Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.

каинова печать что это значит. Смотреть фото каинова печать что это значит. Смотреть картинку каинова печать что это значит. Картинка про каинова печать что это значит. Фото каинова печать что это значит

Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф.

В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *