блюда в средние века
Средневековая кухня и Средневековая кулинария Западной Европы. Блюда средневековой кухни
Средневековая кухня – это кулинарные привычки и методы приготовления блюд, господствовавшие в Европе в Средние века с V по XV века. Эта кухня была территориально разнообразной, особенно среди низших слоёв общества, чей рацион ограничивался дешёвыми продуктами, доступными в непосредственной близости к дому.
Кулинарные привычки высших сословий, которые могли есть блюда, приготовленные в соответствии с кулинарным искусством того времени, были более неоднородными. Особенно в конце Средневековья возникла форма высокой кухни, а также появились поваренные книги. Тем не менее, кухня богатых людей также подвергалась ограничениям, связанным с транспортировкой ингредиентов и возможностями хранения продуктов.
Важным фактором, влияющим на диету средневековых европейцев, были предписанные христианством многочисленные постные дни, ограничивающие тип потребляемой пищи. Изысканная средневековая кухня характеризовалась использованием большого количества приправ, в том числе импортных. Они были дорогими, так как их привозили издалека многими посредниками. При приготовлении и выборе блюд люди руководствовались принципами современной им медицины.
Еда в Средние века
Основными продуктами питания средневековых людей были зерновые продукты: крупа и хлеб. Бобовые и овощи были важным дополнением к рациону низших социальных слоёв. Мясо, более дорогой продукт с более престижным статусом, присутствовало в основном на столах высших слоёв общества. Ели они в основном птицу и свинину, а на рыцарских дворах была ещё и дичь. Морская рыба (особенно треска и сельдь, законсервированные и транспортированные на большие расстояния) и пресноводные рыбы были очень популярны, особенно в период поста.
В средние века и диета, и стиль питания претерпели определённые изменения, связанные с распространением определённых культур и селекцией, а также развитием методов сельского хозяйства и обработки пищевых продуктов.
Средневековая кухня Европы
Кухни средиземноморских культур с древних времён основывались на зерновых, чаще всего на пшенице. Овсянка и крупы, а затем хлеб были основными продуктами питания, которые обеспечивали большую часть дневных калорий для большей части населения.
С восьмого по одиннадцатый век доля зерновых продуктов в рационе среднего гражданина выросла с 1/3 до примерно 3/4. Зависимость от пшеницы была значительной в Средние века (связано это с подъёмом христианства и его распространением на север).
Однако в более холодном климате пшеница была товаром, недоступным для большинства населения, поэтому её ассоциировали с высшими классами. Хлеб имел центральное место в религиозных церемониях (например, в форме Евхаристии). Его значение сравнимо только с вином и оливковым маслом, которые, тем не менее, были довольно эксклюзивными товарами, за исключением более тёплых мест, где выращивали виноград и оливки.
Средневековое питание
Обычно было 2 приёма пищи в день: обед около полудня и лёгкий ужин вечером. Дни с двумя приёмами пищи были стандартом в Средние века. Моралисты были против преждевременного прерывания ночного поста, а священники и землевладельцы избегали такой практики. Из практических соображений завтрак ели трудящиеся. Также завтрак был положен детям, женщинам, старикам и больным.
Из-за учения Церкви против обжорства и других слабостей тела, люди недоумевали по поводу непрактичности завтрака. А роскошные вечерние банкеты и поздние ужины с большим количеством спиртных напитков считались аморальными. Последние дополнительно ассоциировались с простотой, пьянством и непристойностью.
Небольшие обеды и закуски были популярны, хотя даже они не принимались церковным учением, и работающие люди часто получали от своих работодателей небольшие суммы, на которые они могли купить лёгкие закуски.
Приготовление еды в Средние века
Все проявления кулинарии проводились с использованием прямого огня. Кухни не использовались до XVIII века. В то время повара готовили на открытом огне. Существовали печи, но их было дорого строить, и они использовались только в больших домах и пекарнях.
Существовали также переносные печи, которые наполняли едой, а затем закапывали в раскалённые угли. Были также большие печи на колёсах, в которых продавались блины на улицах средневековых городов.
Однако для большинства населения большая часть процесса приготовления пищи выполнялась в простых горшках, которые были наиболее эффективны при использовании древесины. Они не теряли никаких соков из пищи. Таким образом, супы и рагу были самыми популярными блюдами.
Большинство источников предполагают, что средневековая пища была довольно жирной. Благодаря жиру было меньше проблем во времена войн и голода. Худыми были чаще всего больные, бедные или аскетические люди.
Фрукты часто сочетались с мясом, рыбой и яйцами. Во время приготовления рыбы (такой как лосось, треска и др.) её дополняли инжиром, изюмом, яблоками и грушами. Обычно блюдо покрывали тестом. Считалось важным вводить рыбу в соответствии с медициной и диетой того времени. Это означало, что «темперамент» блюда должен был основываться на его характере благодаря правильному сочетанию ингредиентов, способов приготовления и специй.
При приготовлении рыбы её предполагалось согревать и высушивать. Затем рыбу жарили или запекали в духовке, приправляя горячими и сухими специями.
Говядина воспринималась как острая и сухая, поэтому её нужно было тщательно готовить. Свинина была горячей и влажной, поэтому её всегда следует готовить на решётке. Сохранившиеся сборники рецептов свидетельствуют о значительном развитии гастрономии в период позднего средневековья.
Консерванты и специи в Средние века
Средневековое кулинарное искусство требовало большого количества специй. Использовались травы, выращенные в данном регионе, и очень дорогие импортные вещества, такие как перец, имбирь, корица, гвоздика и сахар, которые рассматривались как специи, а не как подсластители.
Шафран был очень ценным дополнением. Эти специи из-за их высокой цены были доступны только самым богатым. Основной приправой и консервантом была соль, которая в Средние века была недоступна повсюду и поэтому стоила намного дороже, чем сегодня.
Довольно популярно мнение, что такое большое количество вкусовых и ароматических добавок использовалось для маскировки запаха тухлого мяса или рыбы. Но это не совсем так, потому что стоимость специй значительно превышала стоимость свежих продуктов.
Британский историк Фелипе Фернандес-Арместо прямо называет эту точку зрения «одним из величайших мифов истории еды». Вероятно, употребление дорогих специй было одним из детерминант высокого социального статуса.
Соль в Средние века
В Средние века соль использовалась для следующих целей:
Производство соли было источником значительного дохода и поэтому обычно контролировалось правителями. Морские силы Венеции и Генуи значительно обогатились именно на торговле солью.
В Средние века люди предпочитали морскую соль, особенно из Египта, Кипра и Крита. Морская соль также считалась лучшей для сохранения рыбы. Но для этой цели использовалась соль низших видов, например, лавровая соль из Бретани. Наиболее ценной была белая и хорошо очищенная поваренная соль. Поваренная соль была роскошью, но низшие сорта были доступны всем.
Уксус и виноградное сусло
Сохранившиеся тексты средневековых рецептов часто рекомендуют приправлять блюда кислыми и терпкими специями. Практически универсальные ингредиенты – это вино, сок незрелого винограда или других фруктов, уксус и фруктовые соки (особенно терпкие). Они были визитной карточкой средневекового кулинарного искусства.
В сочетании с подсластителями и специями, фруктовые соки придавали блюдам характерный пряно-фруктовый вкус. Консервантами также служили уксус и виноградное сусло.
Шафран
Шафран – это самая дорогая и ценимая специя Средневековья. Она была известна ещё римлянам. Шафран использовали в первую очередь как ароматизатор и краситель. Это растение родом из Малой Азии, но с VIII века оно массово культивировалось маврами в Испании, а в позднем Средневековье – в Провансе.
Шафран был очень дорогой пряностью. Его цена в конце XIV века в Париже соответствовала цене свиньи. Шафран добавляли во многие блюда. Но его также использовали для окрашивания продуктов, например, представленных на застольях.
Импортные специи
Изысканная средневековая кухня характеризовалась пристрастием к дорогим специям, импортируемым из Азии и Африки.
Самым популярным из импортных пряностей был перец. В период позднего Средневековья ежегодно ввозилось около 1000 тонн перца и столько же других специй.
Другими популярными импортными специями были имбирь, корица, кассия, мускатный орех, гвоздика, кардамон. Эти специи доставлялись через арабов. Годовая стоимость этого импорта равнялась стоимости годовой поставки зерна для полутора миллионов человек. Торговля пряностями была одной из стратегических отраслей европейской экономики.
Мёд и сахар
Основным ингредиентом, придававшим блюдам сладкий вкус, был мёд. Его получали с фермерских хозяйств и от диких пчёл. Мёд использовали не только для тортов или десертов, но и для многих других блюд, в том числе сильносолёных и пряных. Различие между «сладкими» и «солёными» блюдами появилось только в позднем Средневековье. Фрукты также консервировали в меду, целиком или в виде консервов.
Сахар, также известный в Средние века как «белая соль» или «индийская соль», начал распространяться во время крестовых походов. Хотя он был импортирован гораздо раньше.
В конце первого тысячелетия Венеция начала торговлю сахаром в больших масштабах. Именно в этот период арабы основали первые плантации сахарного тростника на Крите. Следующие плантации были созданы на Кипре, а в позднем Средневековье – на Канарских островах.
Использование большого количества сахара было особенно характерно для позднесредневековой итальянской кухни, а сладкий вкус преобладал в кухне эпохи Возрождения.
Блюда средневековой кухни
Вот несколько примеров сохранившихся рецептов средневековых вторых блюд.
Соус Camelyne
Ингредиенты:
Способ приготовления:
Возьмите смородину, ядра орехов, корок хлеба, измельчённый в порошок имбирь, гвоздику и порошок корицы. Хорошо смешайте и добавьте соль. Смешайте все компоненты вместе с уксусом.
Продавливайте всё это через мелкое проволочное сито пока крошки хлеба не растворятся. В результате вы получите густой кремовый соус. Подавайте на стол не нагревая.
Горчица Lumbard
Ингредиенты:
Способ приготовления:
Возьмите горчицу, переберите и промойте её. Высушите в духовке. Когда она высохнет, размельчите её. Просейте через сито.
Вскипятите мёд и вино вместе. Размешайте это хорошо вместе. Добавьте горчицу. Варите на медленном огне пока эта смесь не уварится до консистенции густого соуса. Сделайте массу достаточно густой.
Перед использованием разведите с помощью вина. Добавьте вино непосредственно перед подачей на стол, чтобы разбавить соус до нужного уровня.
Горячий пудинг Figey
Ингредиенты:
Способ приготовления:
Возьмите очищенные миндали, размельчите их, и смешайте с водой и вином. Нарежьте инжир на четвертинки и целый изюм. Добавьте измельчённый в порошок имбирь и прозрачный мёд.
Смешайте всё вместе и варите на медленном огне в течение 1 часа. Сварите это и посолите.
Подавать горячим. Получится вкусный горячий пудинг.
Горох язычника
Ингредиенты:
Способ приготовления:
Возьмите миндальные ядра и мелко растолчите их. Надо использовать толчёный миндаль и столько мёда, чтобы крошки миндаля слиплись вместе.
Далее надо смешать их с третьей частью мёда и добавить пряные специи. Эту смесь нужно раскатать в шарики размером с горошину. Но лучше добавить большую пропорцию мёда к миндалям, использовал ломтики вместо толчения, и добавить горох, чтобы сделать растительное блюдо.
Нужно смешать вместе все ингредиенты (кроме гороха), нагреть горох, затем высушить его. Добавить сделанную ранее смесь в горох и перемешать. Подавать горячим или холодным. Этот рецепт также хорош со смородиной.
Как питались люди в средневековой Европе
Типичное околосредневековое кино демонстрирует нам богатые пиры с вепрями на вертеле, вино, льющееся рекой, множество пряностей и специй. Действительность же была чуть прозаичнее, даже для людей богатых.
Увы, но у нас не так много источников о средневековой кухне. В основном, они почерпнуты из книг рецептов, государственных и церковных положений об этикете и поведении, и художественной литературы, например, из «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера.
Основным продуктом питания был хлеб. Качество и его состав варьировались в зависимости от района и обеспеченности семьи, которая его покупала. Самый мягкий и белый хлеб получался из пшеницы, которую выращивали на хорошо вспаханной и удобренной почве, что было по средствам только владельцу поместья, хозяину больших земельных угодий. Самым распространенным видом хлеба был «суржик», который выпекался из озимой пшеницы и ржи. В дешевые сорта хлеба добавлялись и незерновые растения: бобы, горох, даже желуди.
Богатые семьи могли позволить себе из темного хлеба делать тарелки (их называли «тренчерами»): из большой буханки 4-ех дневной нарезали крупными ломтями, в середине ломтя делали углубление, в которое и клали еду. После обеда эти тренчеры раздавали бедноте. Хлебные крошки использовали для приготовления соусов, из них же делали коврижки. Сладкие пироги и булки, по сути, представляли из себя просто чуть подслащенный хлеб, если были деньги на сахар.
Важной частью рациона была и рыба. Католическая церковь запрещала есть мясо, яйца и молочные продукты с пятницы по субботу, а также в среду; запрещалось есть это и во время Поста. Таким образом, половину дней в году следовало есть рыбу. Служители церкви имели еще больше ограничений в своем рационе. По так называемому «Закону Святого Бенедикта» всем монахам, за исключением тяжелобольных, запрещалось употребление в пищу «мяса четвероногих животных». Поэтому рыба так прочно вошла в их рацион.
Для бедного населения это обычно была соленая или маринованная сельдь, ибо это был единственный вариант сохранить рыбу для продажи в удаленных местностях. Малоимущим людям из далеких от моря областей оставалось употреблять только сушеную треску. У более богатого населения был доступ к камбале, пикше, скумбрии, экзотическим видам рыбы. Интересно отметить, что употреблялось ими в пищу даже мясо китов, дельфинов и тюленей – они тогда тоже считались рыбами. Уловки для того, чтобы избежать поста были весьма забавными. Например, англичане «рыбой» считали даже морских уток и птиц-буревестников, поскольку, как говорили, они «рождены в море», а про бобров, которые тогда водились в Англии, говорили, что у них «рыбьи хвосты»!
Если речь шла о мясе, то особой популярностью пользовался поросенок. Домашние свиньи в средние века больше походили на диких кабанов, имели мясо, которое подходило для засолки бекона – всего мясного запаса бедняка на зиму. Из внутренностей готовили кровяной пудинг и кровяную колбасу, а сало употребляли, намазывая на хлеб, или как жир для приготовления пищи. К тому же, поросята могли прокормить себя самостоятельно, когда как козы и коровы нет – с их прокормкой были постоянные проблемы. Птиц, в основном, потребляли либо богачи, либо духовенство (им разрешалось есть только мясо «двуногих» животных). На банкетах дворянство потребляло лебедей и павлинов, мясо дрофы. Откормленные для подобных торжеств птицы весили до 11-12 кг.
Птицу подавали на стол как бы в сидячем положении на гнезде, прикрепив голову с помощью палки. Лебедь был самым дорогим. Его подавали, украсив гирляндами и короной, на серебряном или золотом блюде, с распущенными крыльями, с выгнутой назад шеей и гордо выпрямленной головой.
Подавали лебедей с чаудроном – специальным соусом для лебедей. Его готовили из лебединых внутренностей, нарезанных на мелкие кусочки и отваренных в бульоне с кровью, уксусом и специями. Он выглядел черноватым и подавался горячим. Лебедя иногда подавали как обыкновенное блюдо, не обязательно в полной сервировке с головой и перьями.
им разрешалось есть только мясо «двуногих» животных
В принципе, все зависит от региона, согласитесь, что в Италии (если не война) прокормится легче, чем в Англии того же периода.
Всё звучит так отвратительно.
Кровавый пудинг, бутерброд со свинным жиром, мясо дельфина. Брр.
А как же квашеная капуста?
лебедь весьма вонюч. хз как его там готовили.
Ясно, что во всех трёх периодах ели очень по разному.
Какой-то странный текст, из птиц упоминается только дикие, а как же куры, гуси, утки?
Самым распространенным видом хлеба был «суржик»
вряд ли они там хорошо тепловую обработку осуществляли.
Дом #2
Город Тё (Theux), Валлония, Бельгия. Дом построен в 16 веке, жилой до сих пор, передается по родственной линии с момента строительства.
Покровский угол
Одно из самых красивых мест Пскова, куда возят не всех туристов, а чаще показывают из окна автобусов. Юго-западный угол Средневекового Пскова с одной из крупнейших башен в Европе. Это Покровская башня и Церковь Рождества от Покрова и Пролома.
Битва на самом деле была гораздо эпичнее, чем, например, то же Ледовое Побоище, но исторический дискурс он такой. Карл Брюллов, который нарисовал знаменитую картину «Последний день Помпеи», взялся изобразить осаду Пскова. Долго готовился и изучал предмет. Но картина ему не далась, осталась недорисованной, и сам Брюллов мрачно называл ее «досадой Пскова». Как видите у художника получилась не битва, а какой-то крестный ход. Поэтому картина малоизвестна.
До осады в этом уголке находилась церковь Рождества, оставшаяся Рождественского монастыря, упраздненного еще в 15 веке. Немного удивленные собственной крутостью псковичи в знак благодарности небесам построили рядом еще одну церковь названную Церковью Покрова от Пролома, что как бы прямо намекает на произошедшие события. Церковь была построена не отдельно, а пристроена к Рождественской Церкви. Так в Пскове появилась необычная «сдвоенная» церквушка, которая до сих пор восхищает гостей города. В советские времена в ней был стильный археологический музей (я ходил туда с классом на экскурсию) с выставленными мечами, топорами, застёжками и черепками. Сейчас это обычный действующий храм. Вот так вот. Ничего святого :)))
Сейчас в Покровском углу всё облагорожено. Вход в башню закрыт, там иногда организуют экспозиции и выставки. На стены просто так не поднимешься, подземные коридоры только для спецэкскурсий. Но зато чисто, не воняет, наркоманов, бомжей и панков местечко больше не привлекает. Дембельских надписей и телефонов проституток на стенах тоже нет. Теперь тут снуют паломники и туристы.
На фото: вид со стены, где несколько лет назад проходила экспозиция на тему довлатовских дней.
На фотографии ниже: ворота, выводящие на набережную. Ворота часто используют для съемки сцен исторических фильмов. Вроде как аутентичненько смотрятся.
Рядом с Покровским углом много всего интересного, на самом деле, в одном посте обо всем не расскажешь. Сам угол находится в пешей доступности от центра города, и входит в ряд обзорных туристических маршрутов.
Лучше всего там, конечно, летом в жаркий будничный полдень, когда народу почти нет, воздух звенит от тишины, пахнет свежескошенной травой и цветами, а от древних стен веет необычной прохладой. И как-то не верится, что за стеной пролегает одна из главных транспортных артерий города.
Не могу не любить это местечко еще и потому, что в окрестностях прошло мое школьное детство, пусть и в благословенные суровые 90-е.
Метка на карте для тех, кто планирует посетить Псков и заинтересовался достопримечательностью. Очень рекомендую.
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на сообщество. Приезжайте в гости.
Как в вузах раньше богатые с бедными учились
Автор: Ксения Чепикова.
Думаете, в средневековых университетах не было обнаглевших мажоров, козырявших фразой «Да ты знаешь, кто мой отец?» и считавших всех остальных нищебродами? Да, кстати, а что насчет нищебродов? Могли бедняки получить образование?
Парадная одежда немецкого аристократа, середина 16 века
17 ноября 1520 года сенат университета Фрайбурга выдвинул против пятерых студентов обвинение в ношении неподобающей одежды, нарушавшей правила, – яркой, многоцветной, с разрезами, в общем, самый писк моды. Четырех студентов бюргерского происхождения приговорили к штрафу в один шиллинг, а единственный аристократ отделался простым предупреждением, хотя его обвиняли уже несколько раз, и именно его одежда отличалась наибольшим шиком. Двое из наказанных возмутились такой несправедливостью и потребовали лучше исключить их, чем так унижать. Что, видимо, и было сделано.
В 1546 году группа магистров Виттенбергского университета обратилась к саксонскому курфюрсту с коллективным письмом. Ректорат выпустил новый Kleiderordnung – правила, кому из обитателей университета какую одежду полагается носить. Многие знатные студенты не обратили на него никакого внимания, продолжая щеголять в модном коротком платье, в то время как им предписывалось скромное длинное. Обиженные преподаватели вопрошали: чем плохой и нерадивый студент благородного происхождения лучше заслуженного магистра? Вместо того, чтобы призвать к порядку отпрысков аристократических родов, курфюрст потребовал у руководства университета примерно наказать авторов письма. Несправедливость ситуации была очевидна всем, тем не менее, через несколько недель ректорат выпустил новые правила, по которым знатным студентам разрешалось носить такую же одежду, как и магистрам.
Длинная, «приличная» студенческая одежда. Миниатюра из Eстава Collegium Sapientiae университета Фрайбурга, около 1500 года
…все люди равны, но некоторые, как известно, немного равнее. Сегодня мы склонны воспринимать старый европейский университет как свободную равноправную общность студентов и ученых, члены которой склоняются перед властью главной ценности – знания. Это заблуждение. Строгая иерархия существовала там с самого начала, выражаясь в многочисленных символах и ритуалах: церемониях, нормах общения, одежде, рассадке на официальных мероприятиях. Бакалавр, магистр, доктор, профессор, декан, канцлер, проректор и ректор – каждый ранг давал его обладателю определенные привилегии и требовал соответствующего почтения. Своеобразная иерархия существовала и среди студентов: те, кто проучились несколько семестров, стояли по студенческим понятиям выше только что поступивших и требовали к себе уважительного отношения, что выражалось в различных ритуалах студенческого быта.
В эту систему совершенно не вписывалась аристократия. Со второй половины 15 века она понемногу устремилась в университеты – сначала в небольших количествах, однако с середины 16 века все активнее. В Ингольштадте доля студентов из благородных семей в начале 16 столетия – 4,5%, а к концу его – уже 17%. В 1570-1605 годах доля знатных студентов составляла в Лейпциге 5,8%, в Эрфурте 6%, в Виттенберге 6,3%, в Йене 9,4%. Среди них находились уже графы и герцоги – будущие правители немецких земель.
Ингольщтадт к концу 17 века. Слева увеличенный фрагмент – здание университета
Конечно, нельзя сказать, что они считали своих преподавателей полным ничтожеством. Все-таки в те времена обладатель докторской степени приравнивался по статусу к мелкой аристократии. Так что, допустим, ректор – это не просто человек значительный и в обществе уважаемый, но глава самостоятельного субъекта права, примерно как глава города, пусть и маленького. Тем важнее становилось для юных мажоров показать, кто здесь круче. Кто настоящий хозяин жизни. Отсюда – непрекращающиеся споры о том, кто кому какие почести должен оказывать, постоянные конфликты из-за вызывающего поведения знатных студентов, регулярные жалобы в высшие инстанции как от рассерженных профессоров, так и от оскорбленных аристократов. В архивах университетов и правителей за столетия скопилось множество таких записей.
Кроме того, соображения престижа. У нас учится наследник самого барона, графа, герцога (нужное подчеркнуть)! Внук канцлера! Сын обергофмейстера! А лет через десять-двадцать, когда этот самый молодой человек унаследует титул или получит высокую придворную должность – разве не вспомнит он со светлой ностальгией прекрасные студенческие годы? Разве не окажет своей alma mater высокое покровительство? Неужели стоит наказывать или исключать способного мальчика только за то, что он носит слишком яркую одежду или достал шпагу в присутствии профессора?
Костюм саксонского аристократа, середина 16 века
Еще один интересный эффект присутствия знати в университетах – усиление социального расслоения и дискриминация малоимущих студентов. Возьмем, например, квартирный вопрос. Для студентов он всегда стояла остро: горожане не могли, а часто и не хотели сдавать им комнаты в достаточном количестве. Так появились коллегии – своеобразный прообраз студенческих общежитий. Студент получал там комнату (часто это была одна комната на двоих) и мог питаться в конвикте (что-то вроде студенческой столовой). В коллегии жили также некоторые неженатые преподаватели. Такие комнаты были недорогими, а для бедных студентов иногда даже бесплатными, но удобством не отличались. По своей аскетичности они больше напоминали монастырские кельи.
Однако вместимость любой коллегии оставалась ограниченной, а селиться в более чем скромных помещениях стремились обычно непритязательные студенты из небогатых семей и стипендиаты, считавшие каждый грош. Прием в коллегию и дешевая или бесплатная еда действительно становились для них вопросом выживания. Юноши же из состоятельных фамилий предпочитали арендовать жилье в городе: комфортнее, вкуснее, гораздо веселее и никакого контроля. Или снимать комнату в доме профессора – этот вариант выбирали те, кто приезжал действительно учиться, а не веселиться.
Комната в коллегии, миниатюра из Устава Collegium Sapientiae университета Фрайбурга, около 1500 года
Но к середине 16 века ситуация поменялась. Богатых и знатных студентов становилось все больше, и те из них, кто не мог найти себе комнату в городе или не считал возможным жить в одном доме с простолюдинами, обращались к руководству университетов с просьбой предоставить им жилье. Быстро выяснилось, что путем нехитрого косметического ремонта комнату в коллегии можно сделать намного более комфортабельной и красивой, после чего сдавать ее за весьма высокую плату. Это означало, что беднякам из коллегий пришлось убраться. Куда?
В каждом крупном университете в свое время появлялись «дома для бедняков», где размещались как те, кто мог заплатить некую сумму за жилье, так и те, кому платить было совсем нечем. Так, «дом для бедняков» знаменитого Коллеж де Монтегю в Париже по утверждению Эразма Роттердамского в конце 15 века представлял собой «отвратительную дыру, в которой господствуют репрессивные порядки». При этом Эразм относился к числу тех, кто платил за проживание и находился поэтому в «привилегированном» положении. Те, кто заплатить не могли, отрабатывали жилье и еду на различных хозяйственных работах. Но это ладно. А вот суровые бытовые условия, запрет покидать территорию без разрешения, применение телесных наказаний, всего один комплект одежды и один кусок хлеба в день… да, разница между коллегиями могла быть огромной.
Юноши из бедных семей могли получить образование. Они допускались в университеты и освобождались от платы за обучение, а иногда за проживание и питание – это рассматривалось как проявление христианского милосердия и реализация принципа «знания должны быть доступны всем». Доля бедных или неимущих студентов, называемых pauperes, составляла в Средневековье примерно 15-20%. Но университетские власти их, конечно, не любили, а заботиться о них стремились по минимуму. Еще бы, ведь университеты полностью финансировались за счет студентов – их взносов за учебу, экзамены, питание и прочее, – а эта сомнительная категория мало того, что денег никаких не приносила, так еще и требовала определенных расходов!
Да, нередко эти расходы брала на себя церковь, иногда – добрый правитель, бывало, и щедрые меценаты – выпускники, многого добившиеся в жизни. Кроме того, неимущие студенты часто сами отрабатывали свое содержание. И все же ректораты всеми силами старались сократить «неоправданные расходы». А если деньги и выделялись в достаточном количестве, то часть их неизбежно оседала на разных этапах долгого пути от главного казначея до завхоза «коллегии для бедных».
Доходило до того, что правитель, каким-то образом узнававший о бедственном положении pauperes в том или ином университете, обращался к его руководству с требованием лучше заботиться о бедных студентах. Например, обеспечить им достаточные для выживания рационы или отремонтировать, наконец, жилые помещения. Насколько бедственным могло быть положение pauperes? Скажем так: однажды руководство Венского университета выпустило специальный документ, запрещавший студентам просить милостыню.
Печать Гейдельбергского университета
На каком основании студент освобождался от платы за обучение? Поначалу просто «на глаз». Статус и доход человека декан или ректор определял в личной беседе и по внешнему виду. Конечно, тут открывался широкий простор для махинаций: одеться в лохмотья, сочинить трогательную историю о голодном в детстве в семье без кормильца – до этого, несомненно, додумывались многие. С другой стороны, с таким подходом соискатель бесплатного места оказывался полностью зависимым от доброй воли и настроения собеседника. Однако процесс постепенно формализовался. Например, с 1510 года в том же Венском университете ввели норму, по которой право на бесплатное обучение получали лица с доходом менее 10 гульденов в год (это не так уж мало, многие неквалифицированные рабочие зарабатывали меньше) после предъявления соответствующих письменных доказательств.
Теоретически, конечно, знания – это дар Божий, они должны быть доступны каждому; по крайней мере, так это произносилось в торжественных речах и писалось в сочинениях о пользе образования. На практике же богатые и знатные студенты отделялись от бедных даже пространственно. Речь не только о том, что жили они в разных местах и в разных условиях – это как раз вполне естественно. Но в лекционном зале бедный студент никогда не мог бы занять место в первом ряду, чтобы хорошо слышать профессора и видеть все, что тот пишет на доске. Вот расценки из университета Орлеана, 1307 год: 10 шиллингов (видимо, в семестр) за место в первом ряду, 6 – во втором, 4 – в третьем, 2 – в четвертом.
С другой стороны, не стоит подходить к ситуации с современными мерками. В начале 16 века сыну крестьянина или мелкого ремесленника оказаться в одном лекционном зале с сыном барона или графа, слушать одного профессора и получать одни и те же задания – это уже огромное социальное достижение и невиданное проявление равенства. Грех жаловаться – учиться нужно.
Автор: Ксения Чепикова.
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Печенеги и Византия
Сороковые годы XI века были тем временем, когда степные племена пришли в движение. В 1043 г., по сообщению Кекавмена, много печенегов перешли Дунай. Один из печенежских вождей — Кеген — в 1045 г. перешел на службу к ромеям и вместе с своими людьми принял крещение.По сведениям ал-Бекри, в начале XI в. около 12 тыс. печенегов приняли ислам.Относительно же традиционных верований, то, вероятно, печенеги верили в Тенгри, Умай, Ыдук Эр-Суб, т.е. исконно тюркских богов.Печенежские могильники свидетельствуют, что печенежскую знать погребали в курганах со своими конями.
Главный из печенежских князей Тирах высказал возмущение, когда ромеи приняли у себя Кегена, который был его врагом. Это дало формальный повод для постоянных набегов печенегов. По сведениям Иоанна Скилицы, в 1053 г. император Константин IX заключил с печенегами мир на тридцать лет. В составе Парадунавона (византийская провинция, охватывающая южный берег Нижнего Дуная ) была автономная единица — Пацинакия. На византийском берегу Дуная образовались печенежские анклавы. Ее правитель получил титул магистра, а также назывался архонтом. Один из таких печенегов был крещен и получил имя Иоанн. Возможно, что это тот же Кеген, поскольку в Силистрии была найдена печать с надписью «Помоги, Боже, Иоанну Кегену архонту нашему». Людей Тираха расселили между Софией и Нишем. Много печенегов расселилось в Плиске, Преславе, Одарчии, Исакче, Нуфару, Гарване, Махмудии, Пэкуюл-луй-Соарэ, Дристре (Силистрии), Варне.
Естественно, что заинтересованность византийцев в печенегах проистекала из-за их военных качеств. Византийская принцесса Анна Комнина указывала, что у печенегов прирожденное искусство воевать, устраивать засады, строить ряды.
Печенеги могли также брать приступом фортификации. 8 июня 1050 г. они взяли укрепленный лагерь Константина Арианита под Адрианополем. На Руси ими была взята крепость Новотроицкого городища, расположенная на мысе и, казалось, защищенная самой природой. Во время действий под Дристрой в 1088 г. печенеги повалили шатер самого императора и чуть не захватили в плен Алексея Комнина, схватив за узду его лошадь. К печенегам попала важная реликвия — омофор Богородицы. В 1090 г. ими был уничтожен отряд из 300 архонтопулов (телохранителей). В 1059 г. отряды одного из печенежских вождей Селте сражались против всего войска ромеев. Печенеги на Балканах, в отличие от восточноевропейского этапа их истории, приобрели навыки взятия городов.Иногда они брали города с союзниками — с венграми и болгарами Дебелт (Валандар) в 934 г., с венграми — Белград в 1059 г., с Никифором Вриеннием — Константинополь в 1074 г., вместе с кыпчаками и Никифором Василаки — Адрианополь. В 1078 г. печенеги смогли сами взять Хариуполь, в 1088—1089 гг. — Филиппополь, в 1089 г. — Кипселлу, в 1089—1090 гг. — Тавроком, весной 1090 г. — Хариуполь.
Против подобного противника ромеи применяли свои ответные меры (Истребление печенегов). 40 тысяч половцев под предводительством Тугоркана и Боняка и отряд русского князя Василька Ростиславича содействовали тому, что печенежское войско было уничтожено 29 апреля 1091 г. С победой над печенегами византийцам перестала угрожать опасность соединения азиатских и европейских тюрков (печенегов, половцев и сельджуков). Слова Анны Комнины о истреблении мириада печенегов стоит воспринимать как фигуру речи. Печенеги продолжали служить в византийских войсках.
Став жителями Византийской империи, печенеги были зачислены в военное сословие и с достоинством исполняли свои обязанности. В 1064 г. они приняли активное участие в отражении вторжения огузов, а в 1071 г. сражались на стороне ромеев в битве против турков-сельджуков. Битва под Манцикертом была не единственным столкновением печенегов с сельджуками. Печенеги уже в 1049 г. воевали против них на стороне ромеев. Также печенеги действовали против крестоносцев. Известно, что именно византийский император Алексей Комнин обратился к папе Римскому с просьбой помочь с сельджукской угрозой. Также в Константинополе крестоносцы принесли Комнину вассальную присягу и дали обещание передавать ему, как их сюзерену, завоеванные крестоносцами области на Востоке.
Однако крестоносцы занялись грабежами на византийских землях по пути в Святую землю, также они не намеревались делиться с ромеями завоеванными территориями.
Когда на Балканы вторглись банды Петра Пустынника, печенеги и туркопулы противостояли Крестовому походу бедноты и не дали им возможности опустошить весь край. Также печенеги активно использовались против отрядов рыцарей-крестоносцев, проявляющих агрессию по отношению к ромеям. Когда войска Готфрида Бульонского проходили через земли Византии, то по сведениям Петра Тудебода император Алексей приказал своим туркопулам и печенегам нападать на его крестоносцев. В 1097 г. печенеги напали на войска Росиньола и его брата епископа около Пелагонии. Сообщалось, что и далее отряды из турок, славян, куманов, печенегов, огузов устраивали засады и нападали на крестоносцев. В 1096 г. печенеги атаковали ополчение Петра Пустынника и многих из крестоносцев победили. Альберт из Аахена отмечал, что в 1096 г. печенеги напали на пилигримов-крестоносцев около Белграда. Эти печенеги охраняли перевозы через Дунай и Саву. По сведениям Петра Тудебода, печенеги захватили епископа Подио.В 1101 г. печенеги нанесли серьезный ущерб отрядам крестоносцев из Аквитании и Баварии, которые двигались через Византию. Бои происходили у Адрианополя.
По данным Одона из Деои печенеги и кыпчаки осенью 1147 г. напали на войска французского короля Людовика, когда те были на территории ромеев. По «Итиренариуму пилигримов» в 1189 г. печенеги, аланы, гунны напали на Фридриха Барбароссу. В 1107 г. печенежские войска в составе армии ромеев воевали у Отранто.
С середины 11 в. происходит массовое переселение печенегов в Венгрию. Янош Туроци сообщал, что какие-то куны, разбитые византийским императором, нашли укрытие у венгерского короля Иштвана II. И. Князький считал, что побежденных печенегов и огузов приняли в 1124 г. в Венгрии.
Упоминания «служилых» печенегов в венгерских источниках встречаются вплоть до 2-й пол. 13 в. Э. Сейдалиев указывает, что побежденные ромеями в 1122 г. печенеги, кроме Нижнего Подунавья, использовались и в Юго-Восточном Крыму.
Часть печенегов со 2-й пол. 11 в. становятся федератами киевских князей, войдя в состав чёрных клобуков. В последний раз эти некогда могучие кочевники побеспокоили Византию уже в XII веке — вместе с огузами и половцами, но они уже не играли решающей роли в тех событиях.
Через сто лет участники Четвёртого крестового похода взяли штурмом Константинополь. Рыцарское войско намеревалось вмешаться в вопросы византийского престолонаследия, однако не получило обещанного вознаграждения от тех, кто привёл его под стены города. В результате Константинополь в 1204 году был разорён.
В соответствии с научной гипотезой, одна часть печенегов составила основу народностей гагаузов и каракалпаков. Другая часть влилась в объединение юрматы. Юрматы – башкирское племя, которое сейчас территориально относят к Саратовской области России. У киргизов есть крупный род Бечен (Бичине), ведущий свою родословную от печенегов.
Источник: История от Ярослава Пилипчука / Реальное время