блюда на поминки у татар
Поминки у мусульман
Смерть («хазимуль-ляззат») — это окончание земного пути и переход в вечность. В Коране написано, что к смерти нужно готовиться всю жизнь и выполнять все предписания Шариата. Поэтому мусульмане большое значение придают соблюдению таких обрядов, как омовение и погребение.
Мусульманские поминки по шариату
В мусульманских странах они проводятся на третий, седьмой, сороковой день после кончины. Затем ушедшего из жизни вспоминают молитвой и милостыней, ежегодно на исламские праздники, например, Курбан-Байрам или Рамазан-Байрам.
По шариату, делается это согласно следующим правилам:
На поминки зовут всю родню
Мусульмане ценят родственные связи, поэтому на похороны созываются все родственники. Те, в свою очередь, должны выразить соболезнования. Отсутствие разрешено только в случае тяжелой болезни приглашенного.
Более радикально настроенные мусульмане считают, что поминальной трапезе наоборот, должно предшествовать радостное событие, а не трагичное. Присутствующие родственники на поминках, негромко беседуют, вспоминают хорошее.
Нельзя ругаться, шутить, спорить, шуметь, пить спиртное. Родственников, которые приехали из другого города необходимо разместить у себя.
Поминальный стол по шариату, скромно и обыденно
Главная особенность мусульманской кухни — это полное отсутствие свинины и алкоголя. Вначале подается суп с домашней лапшой, плов и национальные десерты.
Основным напитком традиционно является чай, который наливают в небольшие стаканы без ручек.
Чаще всего на стол подают:
Поминальные чаепития по четвергам до 40-го дня
Поминки устраивают каждую неделю, пока не наступит 40 день смерти. Основной целью является молитва и чтение Корана о душе усопшего. На стол не ставят деликатесы или какие-то специфические блюда.
Поминальный стол в исламе
В разных странах он будет отличаться, но некоторые блюда есть везде. Считается, что пар от бульона с домашней лапшой, помогает вознестись душе на небеса, а десерты делают жизнь в раю покойного слаще. Блюда из мяса должны быть разрешены по канону. Как уже говорилось ранее, запрещена свинина.
Поминальная трапеза
Она проводится на 3 день после похорон. Это священные дни у мусульман. Согласно Корану, душа человека в этот момент все еще находится на земле. Далее их устраивают на 7 и 40 день. У некоторых народов на 3, 36 и 51 сутки. Блюда подаются традиционные, в основном действуют те же правила, что и при проведении поминок.
Согласно традициям, трапеза после похорон проводится в доме усопшего. Если места, чтобы разместить приглашенных не хватает, обращаются в кафе. Здесь действуют следующие правила:
Мусульманские поминки в разных странах
Как и в других религиях, законы шариата в разных странах отличаются, поэтому и проводы умершего в загробную жизнь будут разными.
Поминки в Турции
Тело покойного в Турции не кремируют. Его отвозят в морг, омывают, закутывают в саван. В исламе особое отношение к омовению. Если очищающий обряд не был проведен, то человек не будет готов к встрече с Аллахом. Тело омывают близкие родственники. Далее идут в мечеть, чтобы пригласить имама, где он прочитает Джаназу, за иноверцев и неверующих молитва не читается. Тело покойного кладут на правый бок, так, чтобы лицо смотрело в сторону священной Каабы. Она расположена в Мекке и считается главной святыней всех мусульман.
Согласно исламским обычаям правоверного мусульманина хоронят до захода солнца в день смерти. Поминальный обед в Турции проводится на 7 и 40 день, все родственники выражают соболезнования семье умершего в течение 3 дней. Проигнорировать скорбное событие считается оскорблением. На могиле ставят памятник без фото, где выгравировано только имя. В Турции принято подавать следующие блюда:
Поминки в Азербайджане
По завершению похорон устраивают трапезу по покойному, если она проходит в доме умершего, то в подготовке участвуют все соседи. В селах устанавливают специальные навесные палатки, где размещают еду и стулья. Они напоминают армейские навесы, натянутые на железный трубчатый каркас, и стоят 3 дня с окончания похорон.
В Азербайджане подают только чай со сладостями, чаще всего халву. На 40 день или в праздник Нарвуз, завернутую в тонкий лаваш халву, раздают родственникам и соседям, несут на кладбище, угощают бедняков. Трапеза по усопшему проходит на 7 и 52 день, должен присутствовать мулла.
По прошествии трех дней принято подавать плов и мясные блюда. Стол накрывают в соответствии с материальным положением семьи, проходит обряд очищения. Согласно старым традициям, постельные принадлежности, матрас, на котором лежат покойный, стирают в реке. Сегодня стирка проходит традиционным способом.
Еще одна любопытная традиция справлять поминки каждый четверг, вплоть до 40 дня. Любой человек может прийти в семью покойного и выразить соболезнования.
В отличие от Турции, женщинам разрешено надевать черные одежды. Также вплоть до 40 дня нельзя устраивать свадьбы и другие торжественные мероприятия. Если молодые помолвлены, то они обязаны ждать год, чтобы пожениться, пока не закончится траур.
Официальных наставлений как организовывать трапезу по усопшему в Коране нет, это скорее христианская традиция, которая перекочевала в исламские страны. В каждой стране она проводится по-разному, в соответствии с традициями и обычаями страны. Одно остается неизменным, необходимо пригласить имама, муллу и читать молитвы о душе покойного.
Что можно и нельзя делать после похорон у мусульман: поминальные обычаи
Что можно и нельзя делать после похорон у мусульман: поминальные обычаи: Pixabay
Смерть человека сплачивает членов его семьи. В сложный момент друзья и знакомые приходят поддержать, помогают справиться с горем, берут на себя часть обязанностей по организации похорон. У мусульман существуют особые требования к поминальным обычаям, которые нужно чтить и соблюдать.
Правила поминания у мусульман
Чем правильнее и четче пройдут поминальные обряды в семье усопшего мусульманина, тем легче его душе пребывать в ожидании дня воскресения в барзахе. Каковы основные поминальные обряды после похорон, согласно с исламскими традициями?
У мусульман принято хоронить усопших в короткие сроки, желательно в день смерти до захода солнца, чтобы тело не изменило свой вид, как отмечает в книге «Китаб Аль-Джаназа Ва-ль-истифада Мин Хаза (Погребальный обряд в исламе)» А. Муслимов. Когда погребение совершено, готовятся к поминкам.
Организация поминок у мусульман
На какой день после смерти проводятся поминки у мусульман? Поминальная трапеза в доме умершего обычно проводится в день похорон. Как стоит вспоминать умершего согласно Корану? Умершего члена семьи принято вспоминать с теплотой либо не обсуждать вообще. Хорошо, если праведные дети усопшего будут читать за него дуа (личную молитву). На поминальную трапезу приглашают муллу, который читает Коран.
Поминки можно проводить в доме, в кафе или ресторане — решение о месте поминок принимает семья усопшего. В традиционных семьях мужчины и женщины сидят на поминках за отдельными столами либо по разным концам стола. Женщины — ближе к входной двери. Поминки можно заменить раздачей милостыни (хаир).
Правила поминания у мусульман : Pixabay
Какие есть правила поминания по шариату?
Шариат — это комплекс законов ислама, основанный на Коране и сунне пророка Мухаммеда. О нем пишет Али-Заде Айдын Ариф Оглы, автор книги «Исламский энциклопедический словарь». По правилам шариата не принято поминовение усопшего на третий, седьмой, сороковой и пятьдесят второй день. Считается, что поминание на седьмой и сороковой дни позаимствовано в других вероисповеданиях и не должно применяться в исламе.
В шариате сказано, что недопустимо делать после смерти человека что-то в знак скорби, чего не делали до того, например намеренно отпускать бороду.
Какие приняты угощения на мусульманских поминках?
На мусульманских поминках не употребляют алкоголь. Сама трапеза должна быть скромной, чтобы не обременять семью усопшего тратами. На стол подают такие традиционные блюда:
На поминальном обеде подают сладости, фрукты: хурму, изюм, печенье, традиционную домашнюю выпечку. Они символизируют сладость загробной жизни. Уходя с поминок, гости могут взять их с собой.
Особенности мусульманского траура
У мусульман существуют свои правила поминовения усопших. Они прописаны в Коране. Их нужно чтить, соблюдать и правильно трактовать, чтобы избегать во время похорон искажений и суеверий.
Особенности мусульманского траура: Pixabay
Как долго стоить выражать соболезнование родственникам умершего мусульманина?
У мусульман принято горевать по умершему три дня. Родня, друзья и знакомые люди выражают семье умершего соболезнования (тазия). В доме читают Коран, молятся, раздают всем приходящим в дом людям садаку. Садака — это благодарность за поддержку и дань в память усопшего. Она может быть в виде денег, сладостей или платков.
Все остальные традиции о поминовении усопшего в иные дни и более длительной скорби не прописаны в Коране.
Суеверия и запреты на похоронах и поминках
Есть определенные запреты, которые нужно соблюдать как в день похорон в доме и на кладбище, так и в дни траура. Мусульманские правила запрещают:
Шариат напрямую не запрещает женщинам посещать похороны, тем не менее это считается нежелательным. Посещение кладбища беременным женщинам запрещено.
Можно ли мусульманам дома ставить в рамки фотографии умерших родственников? В отличие от православных традиций, по законам Корана не принято ставит фотографию умершего, а также приборы для него за поминальным столом. Зеркала в доме также не принято занавешивать. Это считается суеверием.
Сколько длится мусульманский траур?
Законы шариата гласят следующее: траур по усопшему соблюдают только три дня с момента его кончины. Жены могут дольше скорбеть об умершем супруге — 10 дней, 4 месяца.
Как вести себя во время траура мусульманам? Нужно проявлять смирение и с благодарностью принимать заботу, если люди хотят помочь семье умершего человека. Большим благом считается желание держать пост за усопшего, если он хотел, но не успел это сделать.
Часто родственники и друзья полностью берут на себя финансовые расходы по проведению поминок. У мусульман принято погашать долги умершего, чтобы они не держали душу на земле.
Поминальные обычаи у различных мусульманских народов
У народов, исповедующих ислам, существуют национальные правила и обычаи, связанные с проводами усопшего. Это происходит, потому что этносы впитывали традиции смежных культур, проходили свой путь развития и становления. Что общего и в чем разница поминок в разных мусульманских странах?
Поминальный хлеб татар: Pixabay
Какие поминальные обычаи у мусульман казахов?
Жаназа (джаназа) у казахов проходит по правилам ислама. На поминальную трапезу «кудайы ас беру» приходит не только родня, но и все, кто знал усопшего. Самыми главными аспектами поминальной трапезы считается:
Желательно, чтобы трапеза была скромной и ограниченной во времени, чтобы не обременять семью усопшего. У казахов издавна не принято проводить поминальный обед в доме (юрте) усопшего. Дастархан организовывали у соседей или родственников, сейчас — в учреждении общепита.
В дальнейшем умершего родственника поминают в дни, освященные мусульманской традицией (Ораза-айт и Курбан-айт).
Какие поминальные обычаи у мусульман татар?
Татары проводят умеренные поминки. Здесь не принято накрывать столы в ресторане, а суть поминания заключается в чтении молитв по умершему. Приветствуется всеобщая молитва, ведь чем больше людей вспоминают человека после смерти, тем больше у него шансов быть благословенным на том свете.
Тем, кто пришел на поминки, татары собирают садаку, дают питу. Не возбраняется забирать с собой еду со стола.
Поминальные обычаи у азербайджанцев и киргизов
Азербайджанцы готовят поминальную трапезу в день похорон. Приходят все, кто узнал о похоронах, без специального приглашения. Часто затраты на похороны превышают свадебную смету.
У киргизов поминальный обед состоит из множества блюд. Они щедро угощают всех пришедших проститься с покойным и поддержать его семью. Такая щедрость смягчает и успокаивает душу человека, покинувшего этот мир.
Поминальные обряды черкесов и карачаевцев
На поминки черкесов приходят эфенди из разных аулов и часть суммы, выделенной на ритуальные действия, забирают для бедняков. На сороковой день устраивают многолюдные поминки.
У карачаевцев перед захоронением проводят деур — обряд выкупа грехов для всех, кроме девочек до 14 лет и мальчиков до 16. На поминки режут кур, барана, но пищу в доме готовить нельзя, это делают на улице. Самые многолюдные поминки устраивают на пятьдесят второй день. Поминают усопшего в годовщину смерти.
Похороны и поминальные обычаи — это важная часть религиозных канонов. Их соблюдение позволяет отдать дань уважения умершему, поддержать его близких и достойно пройти сложное испытание.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
tatarkam
Тенгрианство-прошлое и будущее татар-тюрков
Поминальный обряд юртовских татар
автор
кандидат исторических наук Нейля Руслановна Азизова
Обязанность задабривать (располагать к себе душу) покойника посредством поминок возлагается на всех его родственников.
Она исчезает только по прошествии года и проведения одних из наиболее важных поминок по умершему – годовщины с момента смерти. Очевидно, строгое исполнение траура по усопшему в течение года можно пытаться объяснять существовавшими ранее представлениями о том, что душа умершего человека окончательно покидает мир живых людей только по истечении года после его смерти.
Наиболее распространенным у юртовских татар, по моим наблюдениям, мировоззренческим мотивом традиции поминания усопших является их вера в то, что душа умершего человека радуется и успокаивается после устраиваемых по нему поминок.
У юртовских татар поминки положено устраивать на 3-й (очесе), 7-й (жидесе), 40-й (кырыгы), 51-й (илле бер) и сотый день после смерти человека.
Поминки отмечают у них также по прошествии шести (полгода) (яртэ ел) и двенадцати (года, ел) месяцев после наступления смерти.
В селе Килинчи поминки по умершему человеку, кроме указанных выше сроков, отводят также и на 36-й (утэз алтэ) день после смерти.
Что касается поминок сотого дня, то, по мнению ученых-историков, среди которых Р.К. Уразманова, юртовцы начали их отмечать с 1960-х годов под влиянием живущих в их среде казахов [Уразманова, 1992: 103-104]. Однако данная традиция может, на наш взгляд, являться изначально присущей юртовцам, поскольку проведение поминок сотого дня характерно и для карагашей, а также для других групп татар, в частности, сибирских [Томилов, Шаргородский, 1990: 129].
Однако еще столетие назад карагаши, кроме перечисленных дней поминок, отмечали в 19 веке поминки 20-ого дня [Мошков, 1894: 61].
У других мусульманских и поволжских народов сроки поминок отчасти совпадают со сроками поминок юртовских татар, отчасти различны с ними.
Так, например,
у калмыков поминки отводятся трижды: в день похорон, на 7-й и 49-й дни [Гучинова, 1989: 144],
у кряшен – в 3-й, 9-й, 40-й дни, в полгода и год [Татары…, 2001: 367],
В селе Три Протока информанты сообщили нам сведения, согласно которым родственники умершего должны оставлять от материи, использованной для изготовления савана, один кусок ткани с тем, чтобы сохранить его вместе с маленьким блюдцем, наполненным солью, в укромном месте дома (например, в шкафу) до годичных поминок.
В течение года каждые поминки (3, 7, 40 дней) этот кусок ткани должен заменять скатерть, расстилаемую на стол для угощения гостей. На всех поминках на середину стола обязательно выставляют блюдце с солью.
По материалам Р.К. Уразмановой, в случае отведения поминок по человеку, умершему в преклонном возрасте, кусок такой ткани (скатерти) разрывали на маленькие ленточки и раздавали их всем присутствующим с пожеланием того, чтобы каждый дожил до его лет [Уразманова, 1992: 98].
С этим же пожеланием такие ленточки могли привязывать к ручке маленького ребенка [Там же]. В некоторых группах сибирских татар, в частности, курдакско-саргатских, аналогичные повязки носили до тех пор, пока они не рвались сами [Белич, Богомолов, 1991: 167]. В настоящее время нашими исследованиями бытования подобной традиции у юртовских татар не зафиксировано.
В то же время, обычай одаривания ленточками из поминальной «скатерти», по нашему мнению, можно сравнить с одариванием (в качестве садака) участников проводов и похорон умершего нитками (жеп), используемыми при шитье савана [ПМА, 2002].
Примечательно, что аналоги данного ритуала (с нитями либо лентами) можно встретить и в культуре других народов. Так, известно, что башкиры обматывали «нитками умершего» часть ноги у колена и около стопы – на 10 или 30 раз [Фатыхова, 1994: 96]. Обычай раздавать нитки во время выноса покойного из дома бытовал, в частности, у удмуртов и крещенных татар [Христолюбова, 1978: 77; Матвеев, 1899: 11].
У марийцев мотками ниток закрывали глаза, уши и рот покойника, желая тем самым оградиться от него.
Размещение ниток вместе с покойником связывается некоторыми исследователями с представлениями о «жизненных нитях», даваемых человеку при рождении и соединяющих его с другими мирами, раздача же ниток живым людям символизирует собой пожелание их долголетия [Федянович, 1997: 128; Попов, 1985: 162-164].
Характерный для некоторых других групп татар обычай кормления души умершего [Томилов, Шаргородский, 1990: 128] у юртовцев не практикуется.
На 7-й день поминок у юртовцев также принято раздаривать различные вещи (у казанских татар, для сравнения, раздача-раздаривание вещей происходит не на 7-й день, а на 40-й день, см.: Уразманова, 1984: 122). В этот день приглашают в гости кого-либо из участников похорон. Копальщикам и обмывальщикам вновь вручают рубашки и деньги (по 10-15 рублей). Юртовские татары считают, что именно в 7-й день хозяйка может сменить ту одежду, в которой она ходила в течение недели, на новую (другую).
По представлениям всех астраханских татар, в том числе, юртовцев, души умерших могут посещать свой дом ежедневно в течение всего года.
С утверждением мусульманства всеобщим поминальным днем повсеместно стала считаться пятница. Исполнением этого правила объясняется то, что каждый четверг в течение года женщины (в домах, где длится годичный траур) с раннего утра готовят тесто для выпечки ритуальных пышек – баурсак или кайнары, пэрэмэч (с мясной или картофельной начинкой). Их жарят на раскаленной сковороде на растительном масле так, чтобы «чувствовался запах», необходимый, по мнению многих мусульман, для успокоения души умершего.
Иногда в дом в этот день для прочтения молитвы по усопшему приглашаются мулла или пожилая женщина, которых затем обязательно угощают чаем с пышками.
Знающая молитвы из Корана хозяйка может сама читать их по пятницам, не прибегая к помощи муллы.
Подобные церемонии с чаепитием находят параллели в традициях других групп татар, а также карачаевцев, ногайцев, некоторых среднеазиатских народов [Калмыков, Керейтов, Сикалиев, 1988: 174; Томилов, Шаргородский, 1991: 128
Особенно важное значение юртовцами придается поминкам, устраиваемым на сороковой и пятьдесят первый (илле бер) день после смерти человека.
По свидетельствам наших информантов, 51-й (поминальный) день является самым мучительным днем для умершего человека, поскольку в этот день у него происходит «отделение друг от друга всех костей…».
Старики считают, что в этот день на кладбище раздаются громкие стоны покойников. Для облегчения мук умерших родственники должны прочесть три-четыре (конкретные) молитвы [ПМА, 2002].
На эти поминки приходят только приглашенные люди.
По нашим наблюдениям, стол для проведения поминок хозяйка накрывает заранее, до прихода гостей.
На столе обязательно должны стоять новые тарелки и ложки.
Присутствие ножей и вилок исключается.
Обязательным (как правило, первым) блюдом, которое выставляется на стол, является суп-лапша с мясом говядины или баранины. Его подают, передавая наполненные тарелки по одной.
Обмывальщиков в этот день вновь одаривают платьем и деньгами (садака), а также новыми тарелками, заполненными пловом, и ложками.
Эти поминки проходят относительно скромно, так как символизируют собой окончание траура. В течение всего годичного срока траура родственники не могут веселиться, вступать в брак и др. Однако на сегодняшний день и сельская, и городская молодежь (юртовцы) не соблюдает строго правил траура.
Траурной одежды у юртовских татар не существует, ношение таковой они не практиковали и в прошлом.
Проведенные мной в юртовских селах Астраханской области полевые этнографические исследования (в 1998-2003 гг.) позволяют считать, что похоронно-поминальная обрядность юртовских татар являет собой весьма устойчивый механизм воспроизводства не только относящих к конкретной сфере знаний, культовых ритуалов и производственных навыков (шитье савана, копание могил, изготовление погребального оборудования и пр.), но и собственно ее этнической специфики (в том числе, самосознания).
кандидат исторических наук
Азизова Нейля Руслановна
В последний путь по-татарски
Христианину еще и сейчас не просто попасть на поминальный обед к татарам. На днях отмечали сороковой день смерти имама-хатыба Закабанной мечети Исхака хазрата Лотфуллина, с которым мы много лет сотрудничали. И я была приглашена его вдовой Галией на поминки.
У мусульман похоронно-поминальный обряд – это интимный, закрытый от постороннего глаза процесс. Даже муж не имеет права взглянуть на умершую жену, подойти к ней до тех пор, пока женщины не обмоют и не уберут покойную в саван. Обмывают усопшую опять же только женщины, но и они не должны видеть наготу покойницы, поэтому над умершей четыре женщины (иногда две) держат покрывало. А несут на кладбище и хоронят только мужчины. Вот так все строго.
Поминки на сороковой день у мусульман гораздо значимее, чем на третий, седьмой день, через полгода и год. Знаменитый исследователь культуры и быта казанских татар этнограф Карл Фукс сообщает, что поминовения и раздачи милостыни продолжаются шесть недель: «К богатым покойникам мулла несколько раз в день ходит на могилу и читает назначенные для этого суры из Алкорана». Сороковым днем и заканчиваются эти скорбные шесть недель. В былые времена, отмечая сороковой день, совершали жертвоприношения, забивали барана, курицу и добывали к столу рыбу. А татары-мишары забивали («пускали кровь») телку. Вот как этот обряд описан доктором исторических наук, профессором Казанского госуниверситета Уразмановой: «Перед началом поминального обеда несколько человек шли на кладбище и приглашали умершего словами: «Идем с нами, проводим твой праздник». За столом оставляли место, ставили тарелку, стакан, клали ложку, повернув ее черенком в обратную сторону. Завершив обед, «провожали покойника». Обряд назывался «проводы костей»: с «места покойника» брали еду, водку, собирали все кости со стола (их нельзя было ни ломать, ни грызть), пищу клали на столб забора, водку выливали под столб, кости закапывали, приговаривая: «Простите, не причиняйте вреда». Вернувшись в дом, сообщали: «Проводили его». Все присутствующие говорили: «Пусть земля будет легкой». Затем приступали к раздаче вещей покойного».
Сегодня все уже не так. Во всяком случае, «проводы костей» теперь редко где встретишь.
В столовой при Закабанной мечети, где проходил поминальный обед по Исхаку хазрату, к приходу самых близких родных, друзей и соратников покойного уже были накрыты столы. На них – большие блюда с салатами, закусками из копченой конины и конской же колбасы, большими кусками нарезанная отварная курица. Все мясное, разумеется, – халяль, когда животное забивают с молитвой, согласно шариату. На столе много фруктов и сладостей: сладкие пироги, конфеты, сдобное печенье. Каждый пришедший что-то несет для стола – фрукты, мед, варенье, конфеты. Традиция приносить пищу с собой – отзвук советских атеистических времен – это часть тех самых значительных изменений в поминальном обряде. Раньше пришедших помянуть покойного обносили традиционными блюдами: лапшой на мясном бульоне, отварным картофелем с куском жирной говядины и чаем со сладкими пирогами – только после того, как мулла прочтет намаз.
Молитву мулла завершает «посвящением», в котором наряду с Пророком и святыми упоминаются имя покойного, а также имена всех умерших родственников. Звуки намаза производят магическое действие на собравшихся: все затихают, опустив взор и положив руки на колени. Пришедшие помянуть покойного молятся и просят Аллаха, чтобы душа, которая на сороковой день покидает тело, попала в рай. Мулла читает молитву. И его скорбный и строгий голос уже невозможно слушать без слез. Но Коран запрещает мусульманину плакать по покойному, ибо считается, что тот в это время мучается. Однако у многих по щекам все равно текут слезы.
После молитвы принято раздавать садака. У этого слова много значений. Прежде всего – это подаяние, но в данном конкретном случае это, как сказали бы русские, «поминок». Женщинам раздали небольшие махровые полотенца. Мужчинам – то же самое, но размером побольше. Мне тоже дали вначале небольшое полотенце для рук, потом 10 рублей и еще 10 рублей дала сестра покойного. Садака раздают члены семьи покойного и близкие родственники – братья и сестры. Сестра Исхака хазрата сидела недалеко от меня, и я видела пачку десяти- и сторублевок, которые она быстро раздала, пуская деньги по женским рядам.
Затем, расстелив полотенца на колени, собравшиеся приступили к закускам и салатам, после которых подают жирные горячие блюда: картофельный суп с куском говядины, потом просто отварной картофель с той же говядиной и плов. Вторые блюда можно выбирать без принуждения. У татар принято, чтобы гости сами забирали с собой часть угощений в салфетку или в мешочек. При этом принято ничего не оставлять на столе. Отобедав, гости не расходятся – тот, кто желает, может сказать что-то хорошее о покойном, и только после этого поминки официально заканчиваются.