блэк стар бургер владельцы
Блэк стар бургер владельцы
Открылся первый ресторан на Новом Арбате в Москве
50 точек
В России, США и СНГ
На декабрь 2019 года
Принадлежит генеральному директору ООО «Блэк Стар Фудс» Юрию Левитасу
Принадлежит основателям лейбла Black Star: Павлу Курьянову, Тимати (Тимуру Юнусову) и Вальтеру Чассему
Как работать в составе бизнес-империи
Когда открываешь ресторан со знаменитостью, у тебя уже есть лояльная аудитория — её фанаты, которые идут к тебе сами. Так было и у нас. Но если эта знаменитость — единственная гордость бизнеса, вы, скорее всего, потерпите фиаско. Мы же не рассчитывали только на имя Тимати и работали над качеством продуктов, сервиса, думали над развитием.
Во-первых, мы привлекаем разную аудиторию — не только фанатов звезды. Для мам с детьми мы планируем запустить новое меню с комбинированными обедами. Тем, кто не любит Тимати, тоже у нас вкусно: они приходят попробовать бургеры по рекомендации от знакомых.
Во-вторых, мы репутационно связаны с другими проектами холдинга. В этом есть и плюсы: компания большая, постоянно делает что-то новое, и когда кто-то внутри Black Star ошибается, об этом быстро забывают.
В-третьих, отзывы: многие люди оставляют жалуются на нас, чтобы обратить внимание на себя. В другом заведении, не таком известном, это, скорее всего, останется незамеченным, а на нас обратят особое внимание. Но были случаи, когда негативные отзывы помогали исправлять реальные ошибки. Например, на вкус блюд жаловались гости заведения в Воронеже. Даже после нескольких предупреждений франчайзи не смогла решить проблему, и мы закрыли точку.
Как делать самые дешёвые бургеры
Я уверен, что по соотношению цены и качества в Black Star Burger самые дешёвые бургеры в мире.
Сравним наш классический бургер за 295 рублей и Биг Тейсти с беконом из Макдоналдса за 278 рублей. Если разобрать их на составные части, мы выиграем: в нашем блюде больше мяса, соуса и других ингредиентов. Или возьмём наш чизбургер за 69 рублей (а раньше он вообще стоил 46): мне кажется, такой вкусный и качественный по составу продукт нельзя купить за 1 доллар ни в Европе, ни в Америке (фудкост, соотношение себестоимости и выручки бургеров сети, составляет почти 30 %).
Конечно, это результат сотрудничества с поставщиками, которые готовы продавать нам качественные продукты по низким ценам, и мы используем это преимущество. Но если спросить людей на улице: «Где дешевле — в Black Star Burger или в Макдоналдсе?», скорее всего, они выберут не нас.
Как не спугнуть аудиторию
В нашей работе есть один просчёт, который мы не учли перед открытием. Но сейчас я даже не знаю, можно ли было на это как-то повлиять.
С самого начала нас воспринимали как гламурное и дорогое место. А на самом деле концепция другая: Black Star Burger — доступный дешёвый ресторан, похожий на Макдоналдс или Бургер Кинг.
После открытия ресторанов в регионах я как-то спрашивал у подписчиков в Инстаграме, сходили ли они в Black Star Burger в своём городе. Они писали, что там дорого, хотя даже не проверили цены. Ещё один вариант ответа: «Мы ещё не купили хорошую одежду». Наш ресторан воспринимают как крутое место, перед походом в который надо приодеться.
Возможно, так сработала реклама и излишний пафос. Исправить это можно только общаясь с аудиторией — надо объяснить ей, что у нас невысокие цены. Мы рассказываем о ценах через таргетинг в социальных сетях.
Донести информацию до аудитории мог бы и сам Тимати. Но ему часто мешает образ: он может говорить о дешевизне сколько угодно, а люди всё равно не поймут.
Как развивать франшизу
Франшизой у нас занимается отдельная компания, и каждый день её сотрудники получают сотни заявок от потенциальных франчайзи. Достойных кандидатов выбрать сложно.
Если мы видим, что франшиза работает плохо, то стараемся сделать всё, чтобы ресторан не закрылся: например, постоянно даём советы. Но иногда точка прекращает работу по независящим от нас причинам. Так было в Перми, когда мы не смогли договориться с владельцем помещения об условиях ремонта и аренды.
Аренда часто становится проблемой. Мне иногда кажется, что собственники помещений живут в другой стране — как физически, так и умственно. Например, когда в мае 2018 года мы открывались на Мясницкой улице в Москве, месячная аренда стоила 2 млн рублей. Сначала мы соглашались на такие условия из-за ажиотажа вокруг ресторана, но за несколько лет стоимость существенно выросла. Сейчас такие расходы в принципе очень тяжело тянуть, и не потому, что заведение не пользуется успехом. Возможно, скоро мы эту точку закроем.
Как громко заявить о себе
Недавно мы открыли ресторан в Лос-Анджелесе. Запуск занял у нас 2 года: долго искали партнёров, помещение, согласовывали все коммерческие детали.
Но мы хотели работать именно в этом городе, потому что там можно получить отклик в СМИ. И не ошиблись: о нашем американском ресторане уже написали десятки мировых изданий. Это повысит нашу узнаваемость, поскольку мы планируем открывать рестораны по всему миру.
В России и странах ближнего зарубежья работают 44 точки Black Star Burger, ещё 33 — в процессе запуска. Я не могу точно назвать прибыльные регионы, их исследуют сотрудники управляющей компании. Но приблизительно понимаю, что лучше всего «зарабатывают» Москва и Санкт-Петербург: там у людей выше платёжеспособность и больше развита культура питания вне дома.
Как стать первооткрывателем
Есть вещи, которые мы действительно начали делать первыми — и речь не только о чёрных перчатках, которые массово ввели во всех ресторанах.
В меню Black Star Burger есть очень необычные вкусовые сочетания: фирменный соус с трюфельным маслом, чипсы из индейки, бургер «Гавайский» с ананасом. Мы отдельно разрабатывали даже рецепт нашей булочки а-ля бриошь. Я пробовал много бургеров и уверен: она входит в пятёрку лучших во всей индустрии.
Такие фишки есть не только в меню, но и в подаче. Бургер «VIP» за 777 рублей мы выносим с фейерверком. Это своеобразный подкол в сторону типичного ресторанного обслуживания: обычно так подают шампанское в дорогих заведениях, и мы решили посмеяться.
Ещё есть маски для гостей. Их можно надеть во время еды или для селфи.
Мастера на кухне работают в съёмных «тату-рукавах». Это безопасно — повар не обожжётся — и гигиенично.
Все идеи мы постоянно обсуждаем с командой. Что-то я придумал сам, что-то подсказали маркетологи из Black Star. Если мы думаем о том, как продвигать наш проект, то и Тимати может подключиться. Я готов дать ему карт-бланш, даже если в чём-то с ним не согласен. Наш тандем всегда даёт хороший результат. Важно слушать других, а не делать только то, что тебе самому кажется правильным.
Как действовать начинающим рестораторам: советы Юрия Левитаса
Открывайте точку быстро
Рестораторами часто становятся люди без профильного образования. Сначала они могут прогореть, но зато получают опыт и перезапускаются уже с новыми силами. Так что советую стартовать с маленьким заведением, быстро запускать проект и приступать к работе. Дальше нужно развиваться и учиться: изучать цифры, составлять бизнес-план, не забывать о маркетинге.
Не бойтесь запускаться рядом с конкурентами
Для ресторана это одна из самых важных вещей. Проходимость должна быть хорошая, чтобы ваша вывеска бросалась в глаза. Не нужно пугаться конкурентов. Например, наш московский ресторан на Цветном бульваре находится рядом с Бургер Кингом и KFC. У них огромная аудитория, и её часть перетекает к нам. Так что лучше вставать на «ресторанную улицу» и быть конкурентоспособными там, а не становится лучшими где-то на окраине.
Готовьте быстро
Мы готовим бургер за 3 минуты — это наш стандарт. Подумайте заранее, как будете оптимизировать процессы. Сначала в нашей цепочке трудозатрат участвовало много человек, но потом мы её улучшили: сократили персонал и уменьшили время ожидания заказа.
Текст написан на основе информации, полученной в рамках подготовки к выпуску шоу «Теперь я босс» на телеканале «Пятница». Мнение Сбербанка может не совпадать с мнением героя.
Закулисье Black Star Burger: Реальный владелец, долги, состав котлет и обращение с персоналом
Правду раскрыли бывшие работники сети быстрого питания.
Тимати с бургером из Black Star Burger. Фото из Instagram: @blackstarburger
Тимати и Пашу не являются основными владельцами фирмы. Закрытие филиалов, обман потребителей о составе бургеров, антисанитария на кухне, неправильные маркировки продуктов и задержка оплаты работникам — закулисье закусочных стоит за бизнесменом Юрием Левитасом.
Реальный владелец сети Black Star Burger.
Юрий Левитас. Источник фото: rma.ru
Юрию пришла идея о создании сети быстрого питания в 2016 году, но для популярности заведения и быстрой окупаемости вложений он искал знаменитость с большой аудиторией. Выбор стоял между Ольгой Бузовой и Тимати. С певицей у Левитаса отношения не сложились, а вот представители лейбла Black Star отнеслись к его идее более, чем положительно.
Партнёры создали предприятие ООО «Блэк Стар Фудс», где 49% компании принадлежит Левитасу, а по 17% Пашу, Тимати и Вальтеру (ещё один партнёр Black Star).
Кадр из официального источника: rusprofile.ru
Долги и закрытие филиалов Black Star Burger в городах РФ.
На данный момент по всей стране располагается более 100 ресторанов (если верить написанному на официальном сайте Black Star Burger). Однако заведение начало нести крупные убытки, когда фанаты Тимати начали бойкотировать его продукцию из-за скандального клипа о Москве перед выборами мэра столицы России.
Сейчас же Тимати вовсе покинул лейбл, но решил оставить свои доли в различных сферах открытых бизнесов (в том числе и в сети быстрого питания).
Бывший сотрудник сети рассказал на YouTube-канале «Все работы хороши», что после закрытия и увольнения сотрудников у ресторана остался долг в 4 миллиона перед арендодателями. Данное заведение закрылось уже более года назад. Екатеринбург, Воронеж, Новосибирск, Ростов и даже в Москве закрываются филиалы Black Star Burger.
Обман потребителя: реальный состав котлет и работа на закрытой кухне.
По признаниям бывшего работника BSB, 100% мраморная говядина — миф и маркетинговый ход. По факту: ради экономии поварам приходится замешивать дорогой фарш с жиром или обычной говядиной.
Маркировки на продуктах отсутствуют, потому что у работников попросту нет времени на это. Антисанитария, грязь и нарушения «соседства» товара на кухне происходило по той же причине.
«Бывало, что просроченный фарш может простоять 2 недели на кухне», — признавался экс-сотрудник заведения.
Обращение с персоналом заведения.
«Условия труда в общем были адские. Особенно на кухне, особенно на гриле. Помню, один уехал, у него был больничный на несколько дней, с жуткими ожогами на руках. Очень там жарко на кухне, безумно жарко», — рассказывала бывшая сотрудница BSB.
Огромный список штрафов, переработка в несколько часов и дней, задержка и даже обман работников в выплате заработной платы. Доходило до того, что на кухне оставался только один сотрудник.
Персоналу приходилось также участвовать в роли грузчиков, перетаскивая шкафы, плиты и холодильники. В роли уборщиц, замывая после смены рабочие поверхности по несколько часов.
Подписание трудового договора давалось слишком трудно — его попросту не давали, ссылаясь на его долгую отправку с Москвы. Обследование для обязательных медицинских книжек должны оплачивать работодатели, но менеджеры говорили сотрудникам покупать их «со скидкой» за свой счёт.
Работа в крупных сетях быстрого питания зачастую неидеальна. Однако не факт, что такое происходит абсолютно во всех филиалах Black Star Burger. Бывшие сотрудники отмечали, что отношение к клиенту находилось всегда на высоте — гости для них это царь и Бог.
О бизнесе с Тимати и выживании в кризис. Интервью с создателем Black Star Burger
Как Black Star Burger ужался в пандемию
— Весной рестораны столкнулись с настоящим апокалипсисом: пустые залы, конфликты с арендодателями, падение выручки. Как вы выживали во время локдауна?
— Как все: трудно, экономя, сокращая расходы, зарплату и людей, ведя переговоры с арендодателями. Не все согласились войти в наше положение. Их тоже можно понять: у собственников помещений свои расходы, в частности им нужно платить налоги, как и всем.
— Сколько сотрудников вам пришлось уволить?
— У нас было намечено плановое сокращение — мы всё равно бы его провели, вне зависимости от пандемии. Просто так совпало, что на наши планы наложилась ситуация с коронавирусом. Я не могу сказать со 100-процентной точностью, сколько людей мы уволили, — не занимаюсь операционкой, это функция управляющей компании. Насколько я знаю, у нас ушло примерно 20% стаффа. Не считая тех точек, которые закрылись совсем.
— А много точек пришлось закрыть?
— Насовсем — 6–7% ресторанов. Некоторые точки не закрыты, просто всё ещё не работают. Откроются ли они, сказать сложно. Тем не менее мы закрыли не так много ресторанов, как, например, McDonald’s или Starbucks.
Нас спасло то, что у нас действовала доставка, плюс мы поддерживали хайп, занимались маркетингом. В итоге отработали не в минус, а в ноль — и слава богу. Это сейчас самый оптимистичный вариант. Мы не накопили долги. На самом деле нам помогло ещё и то, что к кризису мы стали готовиться заранее.
— То есть вы предполагали, что будет пандемия?
— Конечно, мы не думали о пандемии. Но, как вы помните, в 2018 году в России проходил чемпионат мира по футболу. Царила эйфория: ресторанный бизнес процветал, везде был наплыв клиентов. А я ещё тогда говорил коллегам: «Ребята, посмотрите, что происходит в реальной жизни. Экономические трудности никто не отменял, они по-прежнему с нами». Было очевидно, что такого ажиотажа, как во время чемпионата, в будущем не будет. Поэтому, пока все веселились, мы уже стали готовиться к грядущему кризису.
Мы не предполагали, что он будет таких масштабов и что его вызовет вирус. Однако к началу локдауна мы многое успели: сократили издержки, оптимизировали расходы, меню и аренду площадей, пересмотрели франшизные цены.
Знаете, есть такая поговорка: «Пока жирный сохнет, худой сдохнет». Мы вошли в весенний локдаун с накопленным «жирком», поэтому нам удалось выйти в ноль. Конечно, если ещё несколько лет продлится пандемия и кризис, все «жирные» тоже сдохнут. Мы в том числе.
Про заложенный бренд, Тимати и бургеры «за Собянина»
— В марте стало известно, что Тимати заложил товарный знак Black Star Burger ради получения кредита. Бренд временно принадлежит «Сберу». Что сейчас с брендом? Выкупили ли вы его?
— Когда-то давно, через год после запуска проекта Black Star Burger, мы брали кредит, кажется, на 20 млн рублей. Брать кредиты — нормальная практика, как вы понимаете. В банке нам сказали, что от нас требуется личное поручительство и залог. В качестве залога банк получил товарный знак Black Star Burger.
Мы бы уже отдали кредит, если бы не пандемия. Пока идут платежи, товарный знак находится в залоге у банка. Так что никакой трагедии тут нет. Более того: мы никогда не скрывали, что выплачиваем кредит.
— Почему об этом заговорили в этом году, как вы думаете?
— Любая новость про Тимати становится хайповой. Поэтому в интернете и СМИ любят писать про Black Star Burger.
— Давайте поговорим о Тимати. Почему вы решили использовать именно его в качестве фронтмена?
— В то время он был очень популярен. Как и сейчас, впрочем. Были и другие звёзды, но у меня сработала интуиция. Я предположил, что Тимати будет интересно заняться бургерными. И оказался прав: когда я пришёл с предложением, Black Star согласился сразу.
— Говорят, на переговоры к Тимати вы пришли с переносным грилем.
— Это чистая правда. Когда мы впервые встретились, я начал перечислять конкурентные преимущества проекта. В том числе упомянул, что у меня есть свои фишки, метод прожарки и т. д. «Ты попробуешь и офигеешь», — сказал я Тимати. В следующий раз я принёс в его офис в чемодане переносной гриль и приготовил бургеры прямо там.
Я знаю все рецепты бургеров, которые готовят в наших ресторанах, и могу без проблем приготовить любой из них.
— Околокремлевская позиция Тимати иногда вызывает негативную реакцию. Например, все мы помним скандал из-за его клипа про бургер за здоровье Собянина. Это вредит Black Star Burger?
— Ситуацию с клипом чересчур обостряют, на мой взгляд. Может быть, для Тимати это видео гораздо менее политизированно, чем думают люди.
Я сам его спрашивал о клипе про бургеры за здоровье Собянина. Тимати мне ответил: «Юр, я это сделал вообще без задней мысли, просто хотел попиарить бургерную. Ну и мне правда нравится, как сегодня выглядит Москва, — что я с этим могу поделать?»
В любом случае я не думаю, что из-за клипа люди стали меньше ходить в бургерные. Далеко не все про этот клип вообще слышали или про него помнят.
— Бывало такое, что бренд Black Star Burger или образ Тимати, наоборот, спасали бизнес?
— У нас есть франчайзи в США. Так вот, нас обошли стороной погромы в рамках движения Black Lives Matter. Это случилось благодаря тому, что мы называемся Black Star Burger.
Про антисанитарию в бургерных и «подмешивание» мяса
— Недавно YouTube-канал «Все работы хороши» рассказал подробности работы в сети ресторанов Black Star Burger. На работу в заведение за пределами Москвы устроился «агент», который пообщался с сотрудниками и снял на видео закулисье бургерной. В видео всё выглядит очень нелицеприятно: якобы мраморную говядину разбавляют обычной, мясо с истёкшим сроком годности не списывают, царит антисанитария. Как вы можете это прокомментировать?
— Тут одно из двух. Либо антисанитарию специально устроили для съёмок видео — например, можно разбросать что-нибудь, устроить бардак и заснять, как будто бы так и было. Либо антисанитария действительно была. У нас были такие прецеденты с некоторыми франчайзи. Если мы узнаём о недобросовестном ведении бизнеса, мы лишаем нарушителя лицензии. Я считаю, что люди, которые специально разводят антисанитарию в ресторанах, — это негодяи и преступники, и с ними нужно вести себя жёстко.
Например, однажды была такая история. Когда приезжал наш проверяющий в бургерную, всё было замечательно. А потом выяснилось, что там был некий тайный склад, на котором хранилось мясо худшего качества, чем наше. Оно использовалось в отсутствие проверяющего. Это умысел, и к таким вещам мы не относимся с пониманием.
— Бывает такое, что антисанитарию развели ненамеренно?
— Иногда случаются форс-мажоры — например, случайно обнаруживается, что у мяса просрочен срок годности. Такие ситуации — часть рутины в ресторанной сфере. Даже в самом дорогом заведении есть вероятность найти таракана на кухне.
— А что вы можете сказать по поводу подмешивания другого мяса в мраморную говядину?
— Мы не подмешиваем, а смешиваем. Более того, это не тайна ни для кого, по-моему. Давайте для начала разберёмся, что такое мраморная говядина. Это бычки (например, породы блэк ангус), у которых мясо с прожилками, то есть с мраморным рисунком. Степень «мраморности» определяется компьютером: он анализирует срез премиального стейка. Это сложный процесс, который проводится не нами.
Мы не утверждаем, что наш фарш именно из такого мяса. Мы говорим, что у нас фарш от тех бычков, которые потенциально могли бы быть «мраморными». То есть мы отвечаем за качество нашего мяса.
Когда мы закупаем фарш из мраморной говядины, даже у нас нет гарантий, что там только она и нет примеси молочной говядины. Это нормально. Представьте, что такое убой. Если закупать и есть исключительно мраморную говядину, никаких мощностей не хватит, чтобы откармливать и забивать столько бычков.
Поэтому смешивать, например, обычную и мраморную, жирную говядину — рутинная практика, если речь идёт о недорогих бургерах. Это на внутреннем сленге называется «делать бленд». Мы делаем собственный бленд и из него делаем котлету для бургера. Вот и всё.
— Почему речь в видео всё-таки шла про подмешивание?
— Возможно, когда речь шла о смешивании мяса, кто-то из работников сказал «подмешивать». Но имелся в виду бленд, конечно же.
Про новый проект и революцию в общепите
— В этом году вы запустили новый проект Free Company. В его рамках с октября работает сеть закусочных Free Dog. На сайте компании утверждается, что вы фактически задумали мировую революцию общепита. Что это значит?
— Глобальная идея была в том, чтобы люди могли получать бесплатную еду. Я не преувеличиваю. По правилам наши гости могут прийти в любое заведение Free Dog и бесплатно поесть один раз в день. Это новое слово в ресторанном бизнесе.
— Как вы узнаёте, что гость уже воспользовался этой возможностью? Вдруг люди будут приходить и есть несколько раз бесплатно.
— У нас есть мобильное приложение. Гость регистрируется в нём и получает QR-код. Потом он приходит, показывает код и получает, например, бесплатный хот-дог. Всё. Это своего рода коммунизм, к которому нам всем надо идти.
Звучит утопично, но на самом деле мы уже пришли, например, к «коммунистическому» интернету: бесплатно разговариваем по WhatsApp, имеем в своём распоряжении домашний кинотеатр, можем смотреть ролики и слушать музыку — и не платить за это. Я решил сделать коммунизм в ресторанной сфере. Мы бесплатно кормим не только людей, но и бизнесменов: нашу франшизу можно приобрести без паушального взноса.
— Получается, часть своей продукции вы отдаёте посетителям бесплатно. За счёт чего окупаются затраты?
— За счёт уменьшения костов, в том числе расходов на рекламу. Один платный продукт покрывает все издержки на один бесплатный. Вот и всё.
— На каком этапе ваш проект сейчас?
— Мы начали продавать хот-доги, на прошлой неделе — пиццу, скоро начнём делать кофе. Каждая точка предполагает продажу нескольких продуктов. Это как «Лего», в котором можно переставлять детали. Где-то будут продаваться хот-доги, кофе и шаурма, где-то — хот-доги, кофе и роллы, и т. д. Это гибкая схема, с которой можно экспериментировать.
— В одном из интервью вы упомянули, что на идею создания Black Star Burger вас вдохновило семейство Кардашьян — Уэст. Как вы придумали концепцию Free Company? Может быть, вы увидели нечто похожее в других странах?
— Нет. Сам придумал. Может же такое быть? Меня вдохновил роман Юваля Ноя Харари «21 урок для XXI века». Он пишет, что к 2050 году треть населения планеты останется без работы из-за искусственного интеллекта. Такие профессии, как, например, таксист, исчезнут. Нам всё фантастические фильмы обещали, что в 2020 году мы будем летать на воздушных такси. Этого ещё не произошло, но уже активно используются беспилотники.
Искусственный интеллект действительно стал вытеснять людей с рабочих мест. Вместе с безработицей придёт голод. Или, не дай бог, голодные бунты, и не в абстрактной «голодающей Африке», а гораздо ближе — на нашем континенте. Если это произойдёт, нам любая диктатура прошлого покажется сахаром.
Коронавирус только приблизил глобальный кризис. Ни одно государство с масштабной безработицей не справится. Я подумал и решил, что бизнесу нужно стараться закрывать базовые потребности людей. В частности, в еде. Люди должны иметь возможность бесплатно поесть.
— Вас уже обвиняли в пиаре на такой непростой теме?
— Да, мне некоторые люди говорят: «Ты пиаришься, Юра, за счёт своей идеи». А я и не отрицаю. Да, пиарюсь. Когда Илон Маск воплощает свою космическую мечту, он тоже пиарится. Но при этом делает полезное дело и совершает научный прорыв.
Думаю, и моя идея прорывная — только для ресторанного сектора и фастфуда в частности. Никто раньше не думал, что бизнес может сделать так, чтобы людей хотя бы не заботило пропитание, не говоря уже о других проблемах.
— В одном из интервью вы называете старт проекта успешным. Что позволяет говорить об этом?
— Пока рано судить, слишком мало времени прошло после запуска. Больших финансовых результатов пока нет, но я вижу, что наш проект пользуется успехом у посетителей: на некоторых точках мы уже работаем в плюс. Кроме того, есть сильная заинтересованность у франчайзи. Я думаю, мы выиграем за счёт технологичности, концепции и позитивной повестки, которой сейчас так не хватает.
Об отказах Киркорова и Моргенштерна
— Недавно рэпер Моргенштерн объявил себя новым Black Star. Вы обращались к нему с предложением о сотрудничестве?
— Да, предлагал прорекламировать Free Company. Он отказался. Не знаю, дошла ли до него информация, мне об этом сообщили его менеджеры. Они сказали, что, так как Моргенштерн открывает сейчас свой ресторан, реклама моего проекта ему не интересна. На самом деле мы с ним вообще не конкуренты, но, если он не хочет рекламировать что-то, это его право.
— Кто, помимо Моргенштерна, отказывал вам в рекламе?
— Филипп Киркоров. Опять же лично я с ним не общался. Знает он о моём предложении или нет, я не в курсе. Но его директор назвал нереальную цену за сторис, которой не существует на рынке, — 10 млн рублей. Я Киркорова не осуждаю и ни в чём не обвиняю, своё имя он зарабатывал много лет, упорно работал, поэтому волен, разумеется, продавать его за сколько хочет.
Но тем не менее есть рыночные и нерыночные цены. И, по моему мнению, сторис не может стоить как три концерта Киркорова. Возможно, мне назвали эту сумму, чтобы я отказался от сотрудничества сам. Такая мягкая форма отказа. Но точно я этого не знаю, конечно.
Про будущее ресторанной отрасли
— Ресторанная сфера, как мы уже с вами говорили, пострадала от коронавируса, пожалуй, больше, чем другие: многие заведения закрылись из-за убытков. Что происходит с ресторанами сейчас?
— Пока ситуация печальная. Фактически введён второй локдаун: все московские рестораны должны закрывать двери в 23:00. Из-за этого многие клиенты просто не приходят на поздние ужины, которые популярны в Москве. Так что зачастую открытым ресторанам ещё тяжелее, чем закрытым. Они просто не могут себя окупить. Например, я буду рад, если мы в ноябре сможем выйти в ноль, а не в минус.