блэк стар бургер в лос анджелесе
Welcome to LA: Джастин и Хейли Бибер встретились с Тимати на открытии его бургерной в США
Новости
Джастин и Хейли Бибер
Вчера вечером в Лос-Анджелесе 36-летний Тимати открыл бургерную Black Star Burger. Возможно, это событие не привлекло бы столько внимания, если бы не неожиданные гости. Дело в том, что открытие кафе посетил 25-летний Джастин Бибер вместе со своей супругой Хейли. По слухам, за приезд звезды Тимати пришлось заплатить два миллиона долларов.
Лос-Анджелес! Спасибо всем, кто был с нами! Было круто! Пожалуй, первый фастфуд, на открытие которого пришел даже Джастин Бибер,
— написано в аккаунте Black Star Burger.
Тимати и Джастин Бибер
Джастин поднялся на сцену, чтобы поздравить своего российского коллегу с открытием. Это же сделала (правда, через соцсети) и возлюбленная Тимати Анастасия Решетова, которая осталась с новорожденным сыном Ратмиром.
Бибер поел, уехал, потом прислал охранника — заказал через него две сумки бургеров, и потом написал сообщение, что все понравилось и будет ходить в Black Star Burger, — рассказал совладелец сети Юрий Левитас.
Джастин и Хейли Бибер с друзьями
Сам рэп-исполнитель, обращаясь к поклонникам (которых в этот вечер в зале было немало), заявил, что будет рад видеть всех желающих попробовать «самые сочные и мощные бургеры» в своих заведениях. В сети появились фотографии Тимати и гендиректора Black Star Пашу с диджеем Marshmello, музыкальным продюсером Скоттом Сторчем, Skrillex, автором песен Poobear и другими.
Напомним, первый ресторан Тимати в США открылся на Фэйрфэкс-авеню — в модном квартале рядом с магазинами Supreme, The Hundreds и Fight Club. Совсем скоро бургерные откроются в Арабских Эмиратах и Казахстане. В декабре Тимати также откроет собственный фитнес-клуб, который будет находиться в «Москва-Сити».
Бургерная Тимати Black Star Burger откроется на очень модной улице Лос-Анджелеса
Американское издание о еде LA Eater сообщило, что в Лос-Анджелесе откроется бургерная «крупнейшей хип-хоп звезды России». Речь о Black Star Burger.
Американцы отмечают, что компания существует три года, но развивается взрывными темпами; что за ней стоит рэпер с 14 миллионами подписчиков в инстаграме, которого они почему-то посчитали правильным сравнить с Drake. Eater отмечает, что на открытии новых бургерных люди стоят в многочасовых очередях.
«Что на счет еды?» — спрашивает издание и отмечает моменты, которые кажутся им странными: бургерная призывает своих посетителей есть в черных пластиковых перчатках, цитата, по неясной причине. Второе — в меню много окрашенных в черный цвет булок, трюк, который в Америке в последний раз видели в промо-кампании Burger King к Халлоуину в 2015 году. Напоследок они подшутили над десертом.
Eater пишет, что подробности о дате открытия им узнать не удалось — равно как они не получили ответа на вопрос «зачем есть бургер в черных перчатках». Зато они указывают адрес нового ресторана — 351 N. Fairfax Ave. Прежде это был тихий еврейский квартал, но после открытия там магазинов Supreme, The Hundreds, Flight Club и многих других, тесно расположенных на Фэйрфэкс-авеню, он превратился в одно из главных хайпбист-плейс города.
О планах открыть бургерную в Лос-Анджелесе гендиректор Black Star Павел «Пашу» Курьянов рассказывал в интервью блогеру Сергею Косенко.
Тимати сообщил, что его Black Star Burger в Лос-Анджелесе оказался единственным не тронутым заведением
Тимати сообщил, что его Black Star Burger в Лос-Анджелесе оказался единственным не тронутым заведением на N Fairfax avenue (в результате массовых беспорядков).
Что, опять? Уже второй или третий раз вижу эту «новость.»
Даже негры это говно хавать не хотят
Тимати сообщил, что его Black Star Burger в Лос-Анджелесе оказался единственным не тронутым заведением
Даже даром не хотят там хавать.
Достойно [ФЕЙК]
Китайский скульптор создал этот бюст и назвал его «памятником преступности». По его словам, для создания скульптуры ему потребовалось 24 килограмма собачьих фекалий.
По всем канонам свободы слова и толерантности акаунт заблочен.
Продолжение поста «Захотели отобрать оружие»
Юноше грозил пожизненный срок, но сегодня присяжные признали Кайла невиновным.
Здоровья, Джордж!
Талибы закрасили фреску Джорджа Флойда в Кабуле
Удаление является частью проекта талибов по замене светских фресок исламскими лозунгами и изображениями новых флагов талибов.
Ответ на пост «Стало известно имя полицейского, убившего Эшли Бэббитт»
Кара небесная
Мемориал Флойда в штате Огайо разрушила молния. Она с ювелирной точностью ударила в настенный рисунок Флойда, который был сделан год назад, 10 июля 2020.
Байден посетил Оклахому в день столетнего юбилея расовых беспорядков в Талсе
В 1921 году в городе Талса, штат Оклахома, произошел погром, в результате которого был уничтожен Гринвуд — квартал, известный в Америке как «черная Уолл-стрит». Погромщики разносили богатый черный квартал всем, чем могли, используя даже боевую авиацию.
Власти США не проводили нормального расследования после погромов, которые оставили без крова более 10 тысяч человек. Эта история в течение многих десятилетий замалчивалась и даже количество жертв остается неизвестным.
В конце XIX века Талса была небольшим городком в будущем штате Оклахома. После того как в 1901 году на месторождении Ред-Форк была обнаружена нефть, город стал бурно расти. В 1905-м его население составляло всего 6,5 тысяч человек, — но уже в 1910 году превысило 18 тысяч, а к 1920 году достигло 72 тысяч жителей. При этом Талса росла вширь — новые кварталы застраивали преимущественно деревянными каркасными зданиями.
Уже в 1906 году в городе возник район Гринвуд, где жили состоятельные и образованные афроамериканцы. Этот процветающий район был известен как the Negro Wall Street («негритянская Уолл-стрит») — правда, сейчас из соображений политкорректности его предпочитают называть the Black Wall Street («черная Уолл-стрит»). У афроамериканской общины там были свои магазины, кинотеатры, ночные клубы, газеты и церкви. Появление такого «черного оазиса» было вызвано нефтяным бумом.
Сам штат Оклахома был создан лишь осенью 1907 года. История его появления была непростой — представители «пяти цивилизованных племен», обитавших на Индейской территории, подали в 1905 году в Конгресс США петицию о создании «индейского штата Секвойя», но им было в этом отказано. Территория Оклахома и Индейская территория были объединены в один новый штат — и практически сразу там стали появляться акты, закрепляющие расовую сегрегацию. Так, например, в 1916 году в городе Талса черным или белым людям было запрещено проживать в квартале, где три четверти или более жителей были представителями другой расы.
Послевоенный рост напряженности
Прелюдией к кровавым событиям стал инцидент 1917 года, известный как Tulsa Outrage («Неистовство в Талсе»). В те годы на политическую сцену США вновь вышел Ку-клукс-клан. Первая организация с таким названием возникла вскоре после окончания в США гражданской войны, в 1865 году и просуществовала до 1870-х. Второй клан был создан в 1915 году, во многом благодаря вышедшему тогда на экраны фильму «Рождение нации».
Всю «клановскую» атрибутику — остроконечные капюшоны, конные марши, горящие кресты, новая организация скопировала из этой популярной кинокартины (многое из этого в первом клане на самом деле отсутствовало).
7 ноября 1917 года группировка «Рыцари свободы» (Knights of Liberty), которую считали частью Ку-клукс-клана, линчевала в Талсе 17 членов организации Промышленные рабочие мира (Industrial Workers of the World). Их привязали к деревьям, избили, а затем вываляли в смоле и перьях. Затем, для большей убедительности, их одежду свалили в кучу, облили бензином и сожгли. Есть предположения, что это полиция передала защитников прав рабочих «Рыцарям свободы» для экзекуции.
Акт террора, видимо, имел не расовые, а политические и экономические причины. Но он показывает, что Клан осмелел, а полиция города ему потворствовала.
В 1921 году конфликт вспыхнул и в Талсе.
Талса: загадки трагедии
Все началось с того, что 30 мая 1921 года 19-летний Дик Роуленд, чернокожий чистильщик обуви, отправился в соседнее здание, где на верхнем этаже находился туалет для «цветных». Он вошел в лифт, где встретил 17-летнюю дежурную лифтерку Сару Пейдж, белую. Так как Роуленд ездил этим маршрутом регулярно, они наверняка были знакомы. Есть точка зрения, что молодые люди были любовниками — и вынуждены были это скрывать.
Что случилось в лифте, неизвестно. Клерк, который услышал шум, увидев убегавшего Дика и разъяренную Сару, решил, что произошла попытка изнасилования. Пейдж была допрошена, но этот протокол из архива исчез. Судя по всему, полиция пришла к выводу, что нападения там не было. По словам полицейских, Сара сказала, что Дик схватил ее за руку, она закричала — и он убежал. Высказывалась версия, что Роуленд схватил девушку непреднамеренно, когда споткнулся.
Так или иначе, на следующий день, 31 мая Роуленд был арестован и отправлен в городскую тюрьму из-за подозрений в изнасиловании белой женщины.
Страсти разожгла газета The Tulsa Tribune, опубликовав сообщение, в котором, видимо, был призыв к линчеванию чернокожего парня. И тут мы сталкиваемся с еще одной загадкой. Что было написано в газете, точно неизвестно. Ни один номер этого выпуска не сохранился, а соответствующая страница в копии на микрофильме отсутствует. Ключевые документы в этой истории подчищены. В 1997 году Комиссия по борьбе с расовыми беспорядками Талсы предложила вознаграждение за копию редакционной статьи, но оно осталось невостребованным.
Начальник отдела детективов Джеймс Паттон возложил ответственность на беспорядки именно на сообщение в этой газете.
Вечером 31 мая у здания суда собрались несколько сотен белых «активистов» с явным намерением линчевать Роуленда. Чтобы не допустить этого, шериф Маккалоу разместил шестерых своих помощников, вооруженных дробовиками и винтовками, на крыше здания суда. В 1920 году в Талсе уже произошло линчевание белого, подозреваемого в убийстве, поэтому такие угрозы воспринимались всерьез. Чтобы поддержать шерифа, к зданию суда прибыла группа из 50-60 вооруженных афроамериканцев. Впоследствии на слушаниях перед Большим жюри представители черной общины утверждали, что подтянулись для охраны по просьбе Маккалоу, но шериф все отрицал.
Около 22:00 около здания суда вспыхнула перестрелка. За считанные минуты были убиты десять белых и два черных. Афроамериканцы стали отступать в сторону Гринвуда, их преследовала толпа вооруженных белых. Утром 1 июня перестрелки вдоль разделительной линии между черными и белыми кварталами продолжились. Ходили слухи, что на поезде к черным перебрасывают подкрепления, чтобы захватить Талсу. Белые банды начали поджигать здания — в южной части Гринвуда вспыхнули пожары. Для их тушения прибыли пожарные бригады, но вооруженные белые горожане не пустили их. Началось массовое бегство афроамериканского населения.
Утром, в 9:15, из Оклахома-Сити прибыли 110 военнослужащих Национальной гвардии, однако они не сразу вмешались в происходящее. Военное положение в городе было объявлено в 11:49. Затем Национальная гвардия взяла под охрану несколько тысяч чернокожих жителей района, которые были собраны в трех местах.
Жертвы и разрушения
Газеты по всей стране сообщили о бойне, приводя различные данные о количестве жертв. Нижнюю границы обозначили власти, которые сообщили о 10 убитых белых горожанах и 21 черном. Максимальные цифры привел Уолтер Фрэнсис Уайт из Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (National Association for the Advancement of Colored People) — по его оценкам, в ходе беспорядков погибли около 50 белых и от 150 до 200 афроамериканских жителей Талсы.
Впрочем, попытки найти какие-то массовые захоронения, которые бы подтвердили большое количество жертв, не увенчались успехом. В наше время политический заказ на их обнаружение есть, — но останков нет. В октябре 2020 года на кладбище Талсы при помощи георадара были обнаружены 12 гробов, в которых, как было объявлено, захоронены погибшие во время погрома. Правда, чтобы определить, принадлежат ли останки жертвам той трагедии, понадобится судебно-медицинская экспертиза. Эксгумация тел намечена на июнь 2021 года.
Деловая часть квартала Гринвуд была уничтожена. Кроме того, были сожжены 1256 домов, а еще 215 — только разграблены. В отчете Красного Креста отмечается, что в результате разрушения района без крова остались порядка десяти тысяч человек.
Началось расследование. Свидетелей слушали в течение 12 дней. В конце концов суд присяжных, состоящий исключительно из белых, возложил ответственность за бунт на «черные банды». В суд было передано несколько десятков дел, — однако никто в итоге не был осужден. Восстановление Гринвуда также затянулось – новый пожарный кодекс запретил строительство в городе каркасных домов. Воспользовавшись тем, что квартал был уничтожен пожаром, власти изменили зонирование территории. Часть выгоревшего квартала была отдана под строительство нового железнодорожного депо. Гринвуд так и не восстановил свою былую славу.
В течение нескольких десятилетий эти события замалчивались, их не было в учебниках истории. В это тяжело поверить, но даже в опубликованной в 2017 году истории управления пожарной охраны Талсы, где дана хроника событий за каждый год, начиная с 1897, этот пожар вообще не упоминается!
От забвения — к канонизации
Заговор молчания преодолевали долго и с большим трудом. Лишь в 1996 году, через 75 лет после событий, Законодательное собрание штата санкционировало создание Комиссии Оклахомы по изучению расового бунта в Талсе 1921 года. В окончательном отчете комиссии, опубликованном в 2001 году, утверждается, что власти города вступили в сговор с бандами белых против чернокожих граждан. Документ рекомендовал возмещение ущерба оставшимся в живых и их потомкам.
«Политический ветер» поменялся. Если первоначально «плохими парнями» считали черных, а событие старались забыть, то теперь злодеями Талсы стали белые.
Штат принял закон об учреждении стипендий для потомков выживших, поощрении экономического развития Гринвуда и создании парка в память о жертвах резни в Талсе (он был открыт в 2010 году). В 2020 году резня стала частью школьной программы по истории штата Оклахома.
В марте 2001 года каждый из выживших в бунте, оставшихся в живых на тот момент (самому молодому из них было 85 лет), был награжден позолоченной медалью.
Будет странно, если Голливуд пройдет мимо этой трагедии. Ведь если Дик Роуленд и Сара Пейдж были любовниками (а такая версия вполне имеет право на существование), то история американских Ромео и Джульетты просто просится на экраны.
В 2003 году пятеро оставшихся в живых, представленные группой юристов, в которую входили Джонни Кокран и Чарльз Оглетри, подали иск против города Талса и штата Оклахома. Оглетри заявил, что штат и город должны выплатить компенсацию жертвам и их семьям «для выполнения взятых на себя обязательств, как подробно описано в отчете комиссии». Однако Федеральный окружной и апелляционный суды отклонили иск — на том основании, что рекомендация не была признана как обязательство. Кроме того, срок давности был превышен, так как дела о гражданских правах должны быть были поданы в течение двух лет после события. Верховный суд США отказал в рассмотрении апелляции.
В апреле 2007 года Оглетри обратился к Конгрессу США с просьбой принять закон, продлевающий срок давности по этому делу, учитывая ответственность штата и города за разрушение и длительное сокрытие материалов о нем. Судебный комитет Палаты представителей заслушал, но не принял этот законопроект.
1 июня 2021 года, в 100-ю годовщину событий в Талсе, президент Джо Байден посетил этот район, став первым действующим президентом, который там появился.
«Это не было бунтом. Это была резня. Одно из самых ужасных событий в нашей истории, но не единственное. И слишком долго, забытое нашей историей. Как только это произошло, была предпринята явная попытка стереть это из нашей памяти, из нашей коллективной памяти», — объявил президент США.
Наша песня хороша, начинай сначала.
Я так понимаю, попкорном лучше затариться основательно.
некоторые девочки все никак не поймут, что не нужно нападать на других людей.
Тем более с ножами.
Тем более в присутствии полиции.
На фото убитая пока еще живая.
Корреспонденту компании CNN, называющей происходящее в США «мирным протестом», мирно прилетело бутылкой по голове
Родственники опознали этого человека как 20-летнего Даунта Райта.
Мэр Бруклин- центра ввел комендантский час до 06:00 (11:00 по Гринвичу), приказав людям «идите домой».
Напряженность в Миннеаполисе высока, поскольку проходит суд над бывшим офицером, обвиняемым в убийстве Джорджа Флойда.
Сотни протестующих, скандировавших имя Даунта Райта, собрались поздно вечером в воскресенье у здания полиции в Бруклин-центре, всего в нескольких километрах к северу от центра Миннеаполиса.
По сообщению агентства Reuters, напряженность возросла после того, как полицейские надели защитное снаряжение, а две полицейские машины были забросаны камнями.
Протестующие написали мелом на тротуарах и зажгли свечи, но позже полиция приказала протестующим разойтись. Офицеры стреляли слезоточивым газом и светошумовыми гранатами.
Местные СМИ сообщили о грабежах, имевших место в ряде районов.
Что случилось с Даунтом Райтом?
В заявлении полицейского управления Бруклин-центра говорится, что в воскресенье днем полицейские остановили мужчину за нарушение правил дорожного движения.
После того как полиция пыталась его арестовать, он снова сел в машину. Затем офицер выстрелил в Райта, который проехал несколько кварталов, прежде чем врезался в другой автомобиль. Он был объявлен мертвым на месте происшествия.
Пассажирка автомобиля получила травмы, не опасные для жизни.
Пол, ты?
Ну умерла и умерла
Кляты расисты!
Кроме того, ранее президент США снова раскритиковал мэра Портленда Теда Уилера, назвав его «безумным, леворадикальным, ничего не делающим демократом», наблюдающим за тем, как гибнет его город.
Как сообщало ИА REGNUM, ранее стало известно, что губернатор американского штата Висконсин Тони Эверс обратился в адрес президента США Дональда Трампа с настоятельной просьбой отменить поездку в город Кеноша, который охвачен беспорядками.
Видео задержания Джорда Флойда с нагрудной камеры полицейского
На видео видно что Флойд находился под веществами и начал кричать «I can’t breathe» (с 7:51) еще до того как ему поставили колено на шею.
Трамп отправит несколько сотен федеральных агентов в города
Президент Дональд Трамп направит федеральные силы безопасности в города США, чтобы подавить преступность.
Федеральные силы направляются в Чикаго, Канзас-Сити и Альбукерке, на фоне всплеска насилия в этих городах.
По данным Министерства юстиции США, в ходе операции агенты ФБР, Службы маршалов и других федеральных агентств будут сотрудничать с местными правоохранительными органами.
Трамп обвинил демократов в «шокирующем взрыве убийств и чудовищных насильственных преступлениях». Он добавил: «Это кровопролитие закончится».
Закон и правопорядок стали ключевым условием повторного избрания Трампа в ноябре.
Генеральный прокурор США Уильям Барр сказал, что офицеры будут вовлечены в «классическую борьбу с преступностью», в отличие от развертывания агентов Департамента внутренней безопасности, которые были направлены для «защиты от беспорядков и насилия со стороны толпы» в Портленде.
Однако полицейские функции в США являются обязанностью штатов, и губернаторы и местные чиновники сопротивлялись развертыванию федеральных агентов.
Губернатор Орегона Кейт Браун назвала это «вопиющим злоупотреблением властью», а мэр Портленда Тедом Уилером — «нападением на нашу демократию».
Мэр Чикаго Лори Лайтфут сказал во вторник: «Мы приветствуем фактическое партнерство, но мы не приветствуем диктатуру».
Напомним, что в последнем инциденте в Чикаго, по меньшей мере, 14 человек были застрелены возле похоронного бюро в результате предполагаемого нападения банд.
Протесты в США: а вот и здравый смысл
UPD: к посту есть вопросы #comment_173548015
Шериф округа Клэй Дэррил Дэниелс
Трехминутное видео показывает как Дэниелс стоит перед 18 полицейскими, высмеивает протестующих как безбожных нарушителей и советует им держаться подальше от округа Клэй, пригорода Джексонвилла.
О рабстве и справедливости покаяния
Нашел в интернете очень интересную статью. Редко когда публикую чужой материал, но статья настолько мне понравилась, что решил разместить ее тут. Если не осилили текст, то можно перелистнуть прямо в самый конец, к последнему абзацу и выводам
Рабовладение появилось несколько тысячелетий назад, ещё в бесписьменную эпоху, и в разных формах существовало у всех народов, вышедших из первобытного состояния (оно было неизвестно аборигенам Австралии и Тасмании, так и не вышедшим из него к моменту прихода европейцев). Сегодня США и Европа охвачены протестами чернокожих, считающих себя потомками рабов, а от «белых», считающихся потомками работорговцев и рабовладельцев, протестующе требуют коллективного покаяния. В связи с тем, что протесты и претензии потомков рабов проходят только в странах европейской культуры, уместно обратиться к истории рабства в Европе и европейских колониях. Хотя не следует забывать, что рабовладение существовало и в мусульманском мире, в странах Азии, среди индейских племён Америки, в самой Африке.
Отдельная тема – рабовладение и работорговля в России. Некоторые наши соотечественники рассуждают о рабстве, как о какой-то чуждой нам проблеме, чужом грехе, чаша которого нас миновала. Это не так. Россия, будучи европейской страной, на протяжении многих столетий знала и рабовладение, и работорговлю, как и другие. Правда, в России то и другое носило специфический характер, но это – тема для отдельной работы.
Попытки перенести ответственность с тех, кто жил и думал в соответствии со своим веком, на их современных потомков – глупость и варварство. Когда слышишь восклицания – ах, какие гады американцы, они уничтожали индейцев и держали в рабстве африканцев! ох, какие негодяи англичане – они морили голодом ирландцев! – становится смешно и грустно. Это были очень далёкие (и часто непрямые) предки наших современников; кроме того, наши собственные предки (как и предки всех без исключения народов) были ничуть не лучше.
Существуют устойчивые (и почему-то популярные в России) ирландские мифы о том, что англичане продавали в рабство ирландцев, но это не более чем мифы: во время религиозных войн XVII века английские протестанты продавали пленных католиков (не только ирландских, но и английских, и шотландских) и их семьи на плантации Нового Света, но не в качестве рабов, а как каторжников, на срок не более 7 лет.
Чернокожие рабы появились в Европе в 1444 г., когда португалец Диниш Диас привёз в Лиссабон первую партию африканских рабов. Наука того времени, равно как и католическая церковь, не признавала чернокожих полноценными людьми, а считала их помесью людей и обезьян, неспособной к цивилизованной жизни. В рабстве, по мнению учёных и церковников, чернокожие не только будут жить более счастливо, чем на свободе, но и смогут приобщиться к цивилизации.
Особняком по отношению к рабству стояла Португалия. Португальцы считали, что все нехристианские народы можно обращать в рабство – очевидно, на этот народ большое воздействие оказал пример мусульманских стран, с которыми Португалия находилась в постоянном контакте. В исламском мире рабский труд и работорговля были основами экономики, но в рабство было запрещено обращать мусульман. Португальское рабовладение – типичная копия арабского, только ислам был заменён христианством. Португальцы обращали в рабство гуанчей с Канарских островов, индейцев Бразилии, арабов, индийцев, китайцев и малайцев. Но больше всего, конечно, африканцев.
Уже в XVI веке в торговлю африканскими рабами активно включились англичане, французы и испанцы. Корабли, битком набитые изнывавшими от голода и жажды невольниками, поплыли в Новый Свет, для того, чтобы выжившие после страшного путешествия работали на испанских, португальских, английских, голландских и французских плантациях обеих Америк.
Как же миллионы африканцев оказывались на кораблях рабовладельцев? Европейцы физически не могли захватывать, тем более в таких количествах, жителей Африки: африканцы – физически сильные люди, прекрасно ориентировавшиеся в родных лесах и саваннах, и ловить их, при вооружённом сопротивлении, было невозможно. Кроме того, если бы европейские экспедиции нападали на африканское побережье, коренные жители уходили бы вглубь континента, где они были бы недоступны (так обезлюдели русские земли, прилегавшие к Дикому Полю в XIII-XV веках – население покинуло территории, где жить было опасно из-за татарских набегов). В Африке же ничего похожего не происходило – наоборот, именно в прибрежных районах Гвинейского побережья существовали развитые африканские государства, такие, как Бенин, Дагомея, Ойо, Ашанти, Джолоф, Ифе, Конго в долине одноимённой реки. Никаких войн с европейцами (мелкие столкновения не в счёт) эти государства не вели, были многонаселёнными и богатыми.
Их богатство зиждилось на торговле рабами. Африканским племенам и государствам были нужны европейские ткани, металлические изделия и украшения, и расплачивались они своими соотечественниками, поскольку другого товара не имели. Уже в середине XIX века владетель государства Лунда (юг нынешней Республики Конго) Навежи II продал работорговцам большую часть населения своей страны…
В XII в. половцы продавали рабов партиями по 200 голов и купившему партию давали еще одного бесплатно в качестве приза. Где-то около 1137 г. купцу, покупавшему товар, предложили как премию мальчика, худосочного и невзрачного, по имени Ильдегиз. Купец отказался и отпустил ребенка на волю, но тот попросил купца взять его как раба. Купец исполнил просьбу мальчика и посадил его на телегу. Из донских степей в Иран ехали подолгу, от источника до источника. Ильдегиз устал, заснул на одном из переходов и сонный свалился с телеги. Его подобрали, но, когда он второй раз упал с телеги, купец велел не останавливаться и ехать до места привала.
Итак, африканская работорговля была не зверским изобретением европейцев, а совместным торговым мероприятием европейских работорговцев и африканских охотников за рабами. Примечательно, что профессия «охотник за рабами» известна у арабов и других мусульман Северной Африки, у собственно африканских народов, а среди европейцев – только у португальцев. Причём не в Африке, а в Бразилии, где эти люди (бандейрантес») охотились на индейцев. Глубины Африки из-за малярии были недоступны для европейцев до второй половины XIX века, когда они начали использовать хинин. Только тогда «белые» проникли в глубины континента – но не как работорговцы, а, наоборот, борцы с африканским и мусульманским рабовладением.
Число африканцев, переправленных в Новый Свет в XVII-XIX веках разные историки оценивают в 6,3-12 миллионов человек. Количество рабов, посаженных в корабли, было гораздо больше, но значительная их часть умирала в пути.
В XVII веке развитие гуманизма в Европе и европейских колониях поставило вопрос о нравственности рабства. Если ранее чернокожие не считались людьми, то наука эпохи Просвещения сделала достаточный шаг вперёд, чтобы признать африканцев полноценными людьми. Хотя это признание сильно тормозилось заинтересованными в сохранении рабства плантаторами и работорговцами, мучения африканцев при перевозке в Новый Свет начали возмущать европейцев – тем более, что в то время появилась массовая пресса. Благопристойные христиане начали требовать отмены сначала крайностей рабовладения, а затем и его самого. Интересно, что первой страной, запретившей транспортировку африканцев в Новый Свет, стала Португалия: запрет был оформлен в виде закона в 1761 г., по инициативе могущественного премьер-министра Помбала. При этом рабство в португальских колониях сохранялось.
Безусловно, запрет перевозить рабов при сохранении рабовладения был очень невыгоден португальцам. И он же демонстрирует, что начало антирабовладельческого (аболиционистского) движения никак не связано с проблемами выгоды или невыгоды рабовладения (споры среди экономистов на этот счёт всё ещё продолжаются), а исключительно с моральными нормами. Синьор Помбал и его приближённые были современными людьми, и их нравственность не позволяла потворствовать страданиям людей на рабовладельческих кораблях.
Дальше начался «эффект домино». В 1778 г. рабство было отменено в Шотландии, в 1783 г. – в Массачусетсе, первом штате США, свободном от рабства. В то же время французский король принял закон, согласно которому рабы (их было множество на Гаити и в Луизиане) должны получать от хозяев приличествующую еду, одежду и жильё, а также иметь собственность и… свободное время! Если рабовладелец не исполнял эти условия, раб получал право жаловаться на него в суд. А ведь раб, превратившись в юридическое лицо, по сути переставал быть рабом. Через несколько лет, набравшись сил от хорошего питания, рабы на Гаити подняли знаменитое восстание, приведшее к полному истреблению европейского населения и образованию первой в мире республики, созданной чернокожими.
В 1786 г. рабство отменил штат Вермонт, в 1799 – Нью-Йорк, а Род-Айленд, Коннектикут и Нью-Джерси объявили своего рода «дорожную карту», предусматривавшую постепенную отмену рабства. В 1792 г. работорговлю запретила Дания (ей принадлежали Виргинские острова в Карибском море, где существовало плантационное рабство) – но, подобно Португалии, сохранила рабовладение до 1847 г.
Огромную роль в крушении европейского рабовладения сыграла самая развитая и просвещённая страна того времени – Великобритания.
«Среди британских противников рабовладения выдающуюся роль сыграли квакеры. Впервые с призывом запретить работорговлю в 1783 г. выступила неформальная группа из 6 квакеров, собравшая под своей петицией в парламент 300 подписей. 22 мая 1787 г. к сугубо квакерской акции впервые присоединились англиканцы («евангелические англиканцы»). Совместно представители разных конфессий на собрании в лондонской типографии образовали Комитет за отмену работорговли, в который вошли Уильям Уилберфорс, Грэнвилл Шарп, Томас Кларксон, Джон Бартон, Уильям Диллвин, Джордж Гаррисон, Сэмюэл Хоар, Джозеф Хупер, Джон Ллойд, Джозеф Вудс, Джеймс Филлипс и Ричард Филлипс.
Центральной фигурой среди противников работорговли был Уильям Уилберфорс (1759-1833), депутат Палаты общин от Йоркшира с 1784 года. Молодой парламентарий был уже известен благодаря законопроекту о предварительной регистрации избирателей, который заблокировала Палата лордов. Достаточно либеральные в некоторых вопросах взгляды Уилберфорса находили поддержку у знаменитого премьер-министра Уильяма Питта. Проведя несколько крупных публичных акций против торговли людьми, Комитет за отмену работорговли предпринял первую попытку провести соответствующий закон через Палату общин. Первый билль о запрете работорговли был внесен Уилберфорсом в парламент в 1791 г. И уже первое голосование показало, что этот проект не безнадежен. За отмену работорговли проголосовали 88 членов Палаты общин против 163.
Потерпев первую неудачу противники рабства развернули активную кампанию, собирая деньги, агитируя парламентариев, издавая литературу, устраивая демонстрации. Они всячески подчеркивали антигуманный характер работорговли, пренебрегающей достоинством и просто жизнью человека.
В 1799 г. британские аболиционисты добились принятия закона, ограничивавшего права работорговцев: при перевозке рабов им предписывалось создавать для них «человеческие» условия. Конечно, проследить за исполнением законы было невозможно, но это было существенным шагом вперёд. Наконец, в 1807 г., после многих лет ожесточённой борьбы, британский парламент принял Акт о запрете работорговли. Британский флот получил приказ патрулировать африканские воды, и, при обнаружении корабля с невольниками, рабов освобождать. В 1811 г. перевозка рабов была объявлена уголовным преступлением: капитаны невольничьих кораблей подлежали смертной казни.
В первой половине XIX века работорговля, а затем и рабовладение были отменены во всех странах Европы и Латинской Америки: после 1850 г. рабовладение сохранялось только в южных штатах США, в Бразилии и испанских колониях – Кубе и Пуэрто-Рико. Однако перевозка рабов из Африки прекратилась: могучий английский флот беспощадно пресекал любые попытки такого рода. По мере возможности досмотром кораблей на предмет перевозки рабов занимались и французские, прусские, австрийские, голландские, шведские и датские суда. В 1820 г. Конгресс США принял закон, приравнивавший работорговлю к пиратству, за наказанием за которое была смертная казнь. Американские корабли включились в патрулирование африканского побережья. Если освобождённых рабов было невозможно вернуть в места прежнего проживания (многие рабы были захвачены или куплены в глубине Чёрного континента), то их высаживали на британской территории Сьерра-Леоне: с 1819 по 1840 гг. там высадили 59341 освобождённого раба. США выкупили у местных вождей собственный кусок африканской земли и назвали его Либерией – туда привозились не только спасённые с невольничьих кораблей, но и свободные африканцы из США, выразившие желание вернуться на родину предков. Тогда же Бразилия содействовала переезду свободных африканцев в государство Бенин.
Борьба европейских, прежде всего британских, моряков с работорговцами часто выливалась в ожесточённые морские бои. Знаменитый капитан Генри Лик не только освободил больше 3 тысяч невольников, но и разгромил африканского вождя Мунга-Брама, упорно отказывавшегося прекратить торговлю соплеменниками. За заслуги в борьбе с работорговлей Лик был возведён в рыцарское достоинство. Американский адмирал Перри, тот самый, который силой «открыл» Японию, командуя Западно-Африканской эскадрой ВМС США, многократно вступал в бои с работорговцами и африканскими вождями, занимавшимися работорговлей.
В 1833 г. рабство было окончательно запрещено в Англии и её колониях, в 1948 г. – во Франции, в 1863 г., во время Гражданской войны – в США. В 1869 г. рабство было упразднено в Португалии, в 1886 г. – в Испании, и в 1888 г. – в Бразилии. Этим была поставлена последняя точка: все страны европейской христианской культуры избавились от рабовладения.
В 1808-1870 гг. моряками разных стран было освобождено около 200 тысяч рабов (160 тысяч – англичанами), уже находившихся на невольничьих кораблях, и неизвестное количество – на берегу. Британцы захватили 1600 судов; ещё несколько сотен стали добычей американцев, французов, немцев, шведов, датчан, голландцев и австрийцев. В 1830-65 гг. британская Западно-Африканская эскадра потеряла 1587 человек погибшими в боях, умершими от болезней и в результате несчастных случаев (Конец работорговли. http://liberea.gerodot.ru/neoglot/rabtorg.htm ). Несколько сот человек потеряли другие европейские, а также американские эскадры, боровшиеся с работорговлей. Свою задачу европейские моряки выполнили: к 1870 г. транспортировка рабов морскими путями окончательно прекратилась.
В 1885 г. на международная Берлинская конференция приняла решение о запрете рабства и работорговли в мировом масштабе. Поскольку после прекращения европейской работорговли усилилась работорговля мусульманская, причём она приняла такие масштабы, что угрожала самому существованию африканцев, конференция приняла решение о разделе Африки между европейскими государствами с целью колонизации и развития Чёрного континента. Главной целью колонизации было пресечение рабства. В целом колонизационные планы Европы, предусматривавшие экономическое развитие Африки, создание там образования и здравоохранения, провалились из-за нехватки средств и кадров, а также алчности самих колонизаторов. Но главная цель – уничтожение рабства и предотвращение истребления африканцев работорговцами – в целом была достигнута. При этом в Судане, главном центре работорговли, европейцам (англичанам и союзным им туркам и египтянам) было оказано ожесточённое сопротивление, вылившееся в 15-летнюю войну, унёсшую жизни тысяч британских, египетских и турецких солдат, а также буквально выкосившую население Судана.
Рабство после раздела Африки частично сохранялось в мало контролировавшейся зоне Сахеля (Судан, Мавритания, Мали, Нигер, Чад), но его масштабы не могут сравниться с тем адом, который представляла из себя Африка до колонизации.
В связи со всем изложенным возникает ряд вопросов. Во-первых: надо ли «белым» каяться за работорговлю и рабовладение? Это – ужасные явления, но лишь с точки зрения современного человека с соответствующим уровнем морали. И почему каяться должны только «белые», а не африканцы, массами продававшие своих соотечественников? Далее: среди современных американцев, бразильцев и тем более европейцев со светлой кожей потомков работорговцев и рабовладельцев – единицы. Почему внуки ирландских пивоваров, шотландских овцеводов, швабских крестьян и гданьских грузчиков, составляющих абсолютное большинство американцев, должны каяться за грехи людей, к которым их предки не имели никакого отношения? Да и непосредственные потомки рабовладельцев – они-то в чём виноваты, если их предки много поколений назад были рабовладельцами? А если они были добрыми, человечными рабовладельцами (были и такие)? В чём должны каяться потомки солдат-северян, сражавшихся и погибавших ради отмены рабства? Потомкам Уилберфорса, Шарпа и Хоара, боровшихся с рабством в Англии ещё в XVIII веке – тоже каяться? И должны ли вставать на колени перед потомками рабов праправнуки английских, американских, французских, шведских моряков, рисковавших жизнью в схватках с европейскими и африканскими работорговцами? Праправнукам храброго капитана Лика и адмирала Перри – тоже вставать на колени?
И ещё один вопрос. Почему «борцы с расизмом», требующие компенсации потомкам бывших рабов, дружно молчат об арабской работорговле – а её масштаб был не меньшим, и началась она раньше, и окончилась позже, и то только под военным давлением европейцев? Потому, что от арабского мира ни извинений, ни тем более компенсаций не дождёшься?
В современном мире рабство и работорговля однозначно осуждены. И те страны европейской культуры, которые практиковали то и другое, неоднократно выражали сожаление по поводу того, что эти явления сегодня считающееся позорными, когда-то существовали. Но они могут и должны гордиться тем, что, достигнув определённого культурного, экономического и нравственного уровня, поняли недопустимость рабства, и приняли меры (часто не считаясь с затратами и рискуя жизнями) для того, чтобы с ним покончить.