блэк стар бургер халяль или нет в москве
Кто и зачем стоит в очереди за бургерами Тимати
Почти неделю на Новом Арбате стоит 30-метровая очередь. Прохожие презрительно произносят: «И это правда того стоит?» Люди ждут свой бургер из Black Star Burger, ресторана одноименного музыкального лейбла. «Афиша Daily» выясняет, как Тимати смог заставить москвичей часами ждать еду в 2016 году.
Встречает на подходе к Black Star Burger музыка: громко играет радио лейбла, перебивая даже радио «Арбат». Куплеты про «Конскую силу» и дружбу с президентом Путиным призваны развлечь гостей, которым предстоит стоять в очереди за бургером как минимум час. Пенсионеры неодобрительно косятся, не понимая, чем вызван ажиотаж. Не помогают даже объяснения старшеклассника: «Это все за бургерами от Тимати».
Это не фанаты, это сила инстаграма
Первое, что приходит на ум как объяснение этой очереди, — в ней стоят фанаты музыканта, которые хотят прикоснуться к идолу хоть вот и таким образом. Но как ни странно, у входа толпятся не только школьники и преданные поклонники рэпера. После разговора с парой десятков людей из очереди открывается шокирующее знание: к творчеству Тимати большинство относятся с симпатией, но не более, все они пришли потому, что видели рекламу в инстаграме и поверили ей. Например, вот в середине очереди мерзнут Лилия, Ленар, Эльнар и Тагир, все работают в сфере продаж. Они приехали сюда за бургерами после работы. Компания может процитировать несколько строк из недавнего хита, но отмечает, что пришли они сюда из-за хороших рекомендаций именно о еде. На вопрос, откуда они узнали о ресторане, Лилия отвечает: «Ну откуда-откуда, конечно, из инстаграма Тимати». Оттуда же о Black Star Burgers узнали и остальные.
Студентки Катя и Настя только что встали в очередь. После пары снимков в Snapchat и записи истории в инстаграм они неодобрительно посмотрели на змейку из людей.
— А мы серьезно будем столько стоять ради этих бургеров?
— Да, не зря же мы сюда приехали.
Девушки эти не поклонницы Тимати и даже не фанатки очередей, хотя как раз с ними Катя и Настя хорошо знакомы: были на Серове прошлой зимой. Говорят, что они специально приехали на Новый Арбат попробовать бургеры, и обещают сравнять ресторан с землей в своих социальных сетях, если еда Тимати не будет стоить того. Однако вряд ли они останутся недовольными: большинство гостей, выходящих из ресторана, говорят, что бургеры «действительно вкусные».
Очереди у Black Star Burgers — пример того, на что способны социальные сети, а не фанатская любовь. Наличия достаточно большой лояльной аудитории на своих каналах и некоторых вложений достаточно для запуска бизнеса. Так сделала, например, семья Кардашьян, выпустившая для своих подписчиков серию косметики, — именно это случай приводит в пример Юрий, управляющий бургерной.
Он рассказывает, что ресторан обязан своим успехом именно социальным сетям: «Мы посмотрели и поняли, что у нас 40 миллионов подписчиков. А что такое 40 миллионов? Это армия. С такой армией можно пойти Китай завоевывать!» Или можно эту аудиторию монетизировать, выпустив простой и понятный продукт — например, бургер.
О том, что проект сугубо коммерческий, здесь говорят не стесняясь, правда, подчеркивают: Black Star решили сделать не очередной «говно-фастфуд», а совершить революцию — делать идеальный народный ресторан, где дешево, качественно и быстро. Любой маркетолог понимает: все это вместе и сразу получить нельзя — и именно поэтому на входе под проливным дождем стоят 40 человек.
Инстаграм-аккаунты Black Star
888 тысяч подписчиков
1,5 миллиона подписчиков
6,8 миллионов подписчиков
198 тысяч подписчиков
146 тысяч подписчиков
«Жалко людей, конечно! Посмотри, как там льет», — говорит Юрий, пока мы ждем мой 90-й заказ (до него осталось еще 25). «Вот знаешь, мы ведь все просчитали: и что инстаграм сработает, и что наш стеб сработает, и вообще все, кроме одного — мы не думали, что люди будут брать по 20 бургеров зараз». В это время мимо проходит миловидная девушка в туфлях в стиле Jimmy Choo, каракулевой пилотке и с тремя бургерами, крылышками и картошкой фри. 40 минут в очереди она простояла одна. На вопрос, стоит ли оно того, сказала, что да, но обсуждать это не будет, потому что очень занята. Все три бургера она съела сама.
Кстати, есть бургер в черных одноразовых перчатках (это можно увидеть на фотографиях) – идея Юрия. Он рассказал о ней Тимати, и тому понравилось. Управляющий рассказывает, что привык именно так есть креветки. Посетители как один говорят что «эта фишка» им нравится.
Халяль и аудитория
Студентки Зайнаб, Зумруд и Амина взявшие по чизбургеру (280 р.) и картошке фри (70 р.), тоже остались довольны: «Мы пришли сюда не потому, что это место Тимати, мы к нему очень спокойно относимся. Это просто халяльное мясо, а нам другое есть нельзя. И вообще нам очень понравилось». Для Black Star Burgers халяль действительно важен: примерно четверть гостей ресторана — это люди восточной внешности.
Говоря о портрете типичного гостя, Юрий отмечает, что изначально место придумывали под «малообеспеченных студентов»: «Ну мы решили делать бургерную для студентов, у которых денег немного. Но Тима сказал мне, мол, давай сделаем реально качественный, но недорогой продукт. А вот как мы этого добились — это отдельная история. Вся эта очередь и цены — все благодаря социальным сетям. Это дает нам поток, который позволяет договариваться с поставщиками и брать объемом продаж, а не наценками».
За два часа в зале я встретил всего нескольких, так сказать, гурманов — Женю и Васю. Сказали, что они большие фанаты бургеров и зашли сюда, чтобы сравнить Black Star c новиковским «Фаршем». «Мой любимый бургер в Москве — это чизбургер в «Фарше». Там все идеально! Тут тоже, конечно, неплохо, но котлета суховата и вся соль в соусе». Услышав отзыв, директор ресторана ненадолго пропал и вернулся с извинениями: ошиблись в размере порции фарша на пять грамм, из-за этого и сухость.
Жирные шутки
Бургерная открывалась с изрядной долей стеба, который также был просчитан. В Black Star Burgers гордятся тем, что гости оценили острые крылышки «на слабо», и подачей VIP-бургера, как премиального шампанского, с фейерверками. Чтобы высмеять понты, в зале поставили красный кожаный диван, который называют VIP-зоной. Он, кстати, хорошо вписывается в эклектичный интерьер: белый кирпич, дерево, черные открытые потолки, как в ресторанах Натальи Белоноговой, зелень на стенах, как в ресторанах Prime.
Вывод
После трех часов, проведенных в Black Star Burgers, становится понятно, что у команды Тимати из стремления сделать идеальный ресторан для народа получилась просто еще одна бургерная, которых в Москве уже и так достаточно. Однако им удалось кое-что более редкое — наглядно проиллюстрировать силу сарафанного радио в социальных сетях. Благодаря постам в инстаграме Black Star охватил половину студентов Москвы и заставил их стоять по часу в ожидании бургеров Тимати, несмотря на близость «Фермы» и BB & Burgers. И люди пришли не просто потому, что звезда, а потому, что «пишут, что бургер вкусный». Интересно, что станет с потоком через месяц и через полгода?
10 ресторанов с халяльными продуктами в Москве
Халяльная кухня становится предметом не только веры, но и моды. Правила халяля во многом совпадают с принципами ЗОЖ: в этих продуктах нет ГМО, нитратов, гормонов роста и прочей химии. Поэтому халяльных барашков, мацони и айран заводят у себя даже те рестораны, где разливают алкоголь и жарят свиные котлеты.
Black Star Burger
Все адреса и телефоны на сайте
Через год после открытия от 30-метровых очередей к бургерной Тимати, что перекрывали Новый Арбат, остались только стайки неформально одетых старшеклассников, кучкующиеся у заветного входа. Ажиотаж заметно поутих, но пример того, как можно раскрутить точку общепита массивным сливом в инстаграме, остался в назидание ресторанным маркетологам. Как и удачные находки — вроде черных хирургических перчаток для поедания бургеров или VIP-бургер с горящим фейерверком (777 рублей), который стал синонимом котлетного гламура.
Готовить бургеры из халяльного мяса — часть общей стратегии. Во-первых, это доказательство качественного откорма воронежских бычков, которых пускают на котлеты, во-вторых, мусульманам, прогуливающимся по Новому Арбату, податься больше некуда — других халяльных заведений на главном московском променаде нет. Поэтому среди толстовок и рэпперских курток в Black Star Burger нет-нет, да и промелькнет исламский черный платок.
В соцсетях, правда, встречаются возмущенные отзывы: мол, халяльные котлеты здесь попадают на гриль вместе с обычной индейкой, а это не по правилам. Но ведь и чисто халяльным рестораном бургерную никто не объявлял. Вдобавок совсем недавно Тимати открыл Black Star Burger в Грозном, а там с соблюдением законов халяля все более, чем строго.
Сочный мощный
Бургер с домашней булочкой, сочной котлетой из говядины, жареным перцем чили, свежими листьями салата, помидорами и красным луком, маринованными огурцами, сыром Чеддер и соусом 1000 островов.
Бургер с домашней булочкой, сочной котлетой из говядины, жареным перцем чили, свежими листьями салата, помидорами и красным луком, маринованными огурцами, сыром Чеддер и соусом 1000 островов.
Самый вкусный бургер! И это не шутка. Булочка бриошь, сочная котлета из говядины, свежие помидоры, листья салата, маринованные огурчики, красный лук, сыры Чеддер и Моцарелла, заправка крем-соусом унаги и крем-соусом барбекю — идеальное сочетание в одном бургере!
Такого вкусного BBQ вы еще не пробовали! Бургер с домашней булочкой, сочной котлетой из говядины, тянущимся сыром Чеддер, жареным луком и свежим салатом айсберг. Пикантность вкусу придает гармоничное сочетание соусов кетчуп-барбекю и 1000 островов.
Неожиданный, но незабываемый! Сытный бургер с домашней булочкой бриошь, сочной котлетой из говядины, свежим салатом коул слоу, с тянущимся сыром Чеддер, маринованными огурцами, свежим красным луком и пикантным «техасским» соусом с насыщенным ароматом копчения.
Насладитесь изысканным и сбалансированным вкусом нашего итальянского бургера. С домашней булочкой, сочной котлетой из говядины, салатом айсберг, заправленным соусом цезарь и пармезаном. Яркости вкусу добавляют свежая моцарелла, помидоры и фирменный соус с трюфельным маслом.
Вспомни яркий отпуск или солнечное лето вместе с Гавайским бургером! Свежая булочка, котлета из говядины, уникальное сочетание обжаренного на гриле сладкого ананаса, фирменного соуса гавая, маринованных огурчиков, листьев салата и сыра моцарелла — очень вкусно!
Ароматный бургер с фирменной черной булочкой, жареными грибами с луком в соусе демиглас, сочной котлетой из говядины, свежими листьями салата и помидорами, маринованными огурцами и свежим красным луком, заправляется фирменным соусом с трюфельным маслом.
Классика, которая придется по вкусу каждому. Фирменный бургер с домашней булочкой, сочной котлетой из говядины с ломтиками сыра чеддер, которые идеально дополняют свежие листьями салата, помидоры, маринованные огурчики и красный лук.
Это не просто самый вкусный, но и самый красивый фишбургер! Домашняя булочка с соусом унаги-крем, нежное рыбное филе, свежие помидоры и руккола, политая гавайским соусом и кремом-бальзамик. Верхнюю булочку украшает творожный сыр с икрой тобико и микрозелень.
Самый вкусный бургер! И это не шутка. Булочка бриошь, сочная котлета из говядины, свежие помидоры, листья салата, маринованные огурчики, красный лук, сыры Чеддер и Моцарелла, заправка крем-соусом унаги и крем-соусом барбекю — идеальное сочетание в одном бургере!
Эксклюзивный бургер с фирменной черной булочкой, сочной котлетой из говядины, паштетом фуагра, деликатесным сыром Фета и сыром Чеддер, карамелизированной грушей, свежими листьями салата, помидорами и кольцами красного лука, заправляется фирменным соусом с трюфельным маслом и соусом релиш. Начинка на выбор: индейка, говядина, курица, сырные шарики, халяль
Салат айсберг, салат листовой, маринованные огурцы, помидоры, красный лук, соус тар – тар, креветки в панировке. 190 г.
Шауррол с сочной хрустящей курицей гриль, свежим салатом коул слоу, маринованными огурцами и свежими помидорами, заправляется чесночным соусом и кетчупом.
Сытный ролл с куриными стрипсами, сочным помидором, заправляется сырным соусом и соус-кремом барбекю.
Картофель фри + картофель рифленый + драники + батат.
Такая разная и такая вкусная! В одном миксе прекрасно сочетаются классическая фри, рифленый картофель, драники и батат, украшенные пармезаном, лепестками миндаля и трюфельным маслом. Подается с соусом «блю чиз». Невозможно устоять!
Крылья классика 2 шт. + крылья BBQ 2 шт. + крылья баффало 2 шт.
Самый вкусный микс куриных крыльев: классические, в соусе BBQ и в пикантном соусе баффало. Подаются с нарезанными брусочками свежей моркови и сельдерея, соусом «блю чиз» и зеленью. Для настоящих ценителей!
Рифленые ломтики картофеля в фирменной панировке с черным перцем и луком.
Рифленые ломтики картофеля в фирменной панировке с черным перцем и луком.
Любимая картошка в новом формате. Эти нежные медальоны с золотистой корочкой точно придутся вам по вкусу.
Любимая картошка в новом формате. Эти нежные медальоны с золотистой корочкой точно придутся вам по вкусу.
Сочные и ароматные куриные крылышки в фирменной панировке.
Хрустящие палочки сочного куриного филе, 4 шт.
Хрустящие палочки сочного куриного филе, 2 шт.
Стандартная порция классического хрустящего золотистого картофеля фри.
Большая порция классического хрустящего золотистого картофеля фри.
Тянущиеся сырные палочки с фирменным ягодным соусом.
Тянущиеся в панировке сырные шарики из сыра Моцарелла и Чеддер, 4 шт.
Набор для приготовления Классика, домашняя булочка бриошь с сочной котлета на выбор: говядина индейка, халяль, свежими помидорами, свежим красным луком, плавленным сыром Чеддер и фирменным соусом с трюфельным маслом.
Грибной набор для приготовления, домашняя булочка бриошь, с сочной котлетой на выбор: говядина, говядина халяль, индейка, сыром моцарелла, маринованными огурцами и свежим красным луком, жаренными грибами с луком в соусе демиглас, хрустящими чипсами из индейки.
Самый вкусный набор для приготовления на 5 бургеров: домашняя булочка бриошь с котлетой из натуральной говядины, свежими помидорами и несколькими видами салата, сырами моцарелла и Чеддер, маринованными огурцами и свежим красным луком, хрустящими чипсами из индейки, несколькими видами фирменных соусов.
Самый вкусный набор для приготовления на 3 бургера: домашняя булочка бриошь с котлетой из натуральной говядины, свежими помидорами и несколькими видами салата, сырами моцарелла и Чеддер, маринованными огурцами и свежим красным луком, хрустящими чипсами из индейки, несколькими видами фирменных соусов.
Грибной набор для приготовления, домашняя булочка бриошь, с сочной котлетой на выбор: говядина, говядина халяль, индейка, сыром моцарелла, маринованными огурцами и свежим красным луком, жаренными грибами с луком в соусе демиглас, хрустящими чипсами из индейки.
Набор для приготовления Классика, домашняя булочка бриошь с сочной котлета на выбор: говядина индейка, халяль, свежими помидорами, свежим красным луком, плавленным сыром Чеддер и фирменным соусом с трюфельным маслом.
О бизнесе с Тимати и выживании в кризис. Интервью с создателем Black Star Burger
Как Black Star Burger ужался в пандемию
— Весной рестораны столкнулись с настоящим апокалипсисом: пустые залы, конфликты с арендодателями, падение выручки. Как вы выживали во время локдауна?
— Как все: трудно, экономя, сокращая расходы, зарплату и людей, ведя переговоры с арендодателями. Не все согласились войти в наше положение. Их тоже можно понять: у собственников помещений свои расходы, в частности им нужно платить налоги, как и всем.
— Сколько сотрудников вам пришлось уволить?
— У нас было намечено плановое сокращение — мы всё равно бы его провели, вне зависимости от пандемии. Просто так совпало, что на наши планы наложилась ситуация с коронавирусом. Я не могу сказать со 100-процентной точностью, сколько людей мы уволили, — не занимаюсь операционкой, это функция управляющей компании. Насколько я знаю, у нас ушло примерно 20% стаффа. Не считая тех точек, которые закрылись совсем.
— А много точек пришлось закрыть?
— Насовсем — 6–7% ресторанов. Некоторые точки не закрыты, просто всё ещё не работают. Откроются ли они, сказать сложно. Тем не менее мы закрыли не так много ресторанов, как, например, McDonald’s или Starbucks.
Нас спасло то, что у нас действовала доставка, плюс мы поддерживали хайп, занимались маркетингом. В итоге отработали не в минус, а в ноль — и слава богу. Это сейчас самый оптимистичный вариант. Мы не накопили долги. На самом деле нам помогло ещё и то, что к кризису мы стали готовиться заранее.
— То есть вы предполагали, что будет пандемия?
— Конечно, мы не думали о пандемии. Но, как вы помните, в 2018 году в России проходил чемпионат мира по футболу. Царила эйфория: ресторанный бизнес процветал, везде был наплыв клиентов. А я ещё тогда говорил коллегам: «Ребята, посмотрите, что происходит в реальной жизни. Экономические трудности никто не отменял, они по-прежнему с нами». Было очевидно, что такого ажиотажа, как во время чемпионата, в будущем не будет. Поэтому, пока все веселились, мы уже стали готовиться к грядущему кризису.
Мы не предполагали, что он будет таких масштабов и что его вызовет вирус. Однако к началу локдауна мы многое успели: сократили издержки, оптимизировали расходы, меню и аренду площадей, пересмотрели франшизные цены.
Знаете, есть такая поговорка: «Пока жирный сохнет, худой сдохнет». Мы вошли в весенний локдаун с накопленным «жирком», поэтому нам удалось выйти в ноль. Конечно, если ещё несколько лет продлится пандемия и кризис, все «жирные» тоже сдохнут. Мы в том числе.
Про заложенный бренд, Тимати и бургеры «за Собянина»
— В марте стало известно, что Тимати заложил товарный знак Black Star Burger ради получения кредита. Бренд временно принадлежит «Сберу». Что сейчас с брендом? Выкупили ли вы его?
— Когда-то давно, через год после запуска проекта Black Star Burger, мы брали кредит, кажется, на 20 млн рублей. Брать кредиты — нормальная практика, как вы понимаете. В банке нам сказали, что от нас требуется личное поручительство и залог. В качестве залога банк получил товарный знак Black Star Burger.
Мы бы уже отдали кредит, если бы не пандемия. Пока идут платежи, товарный знак находится в залоге у банка. Так что никакой трагедии тут нет. Более того: мы никогда не скрывали, что выплачиваем кредит.
— Почему об этом заговорили в этом году, как вы думаете?
— Любая новость про Тимати становится хайповой. Поэтому в интернете и СМИ любят писать про Black Star Burger.
— Давайте поговорим о Тимати. Почему вы решили использовать именно его в качестве фронтмена?
— В то время он был очень популярен. Как и сейчас, впрочем. Были и другие звёзды, но у меня сработала интуиция. Я предположил, что Тимати будет интересно заняться бургерными. И оказался прав: когда я пришёл с предложением, Black Star согласился сразу.
— Говорят, на переговоры к Тимати вы пришли с переносным грилем.
— Это чистая правда. Когда мы впервые встретились, я начал перечислять конкурентные преимущества проекта. В том числе упомянул, что у меня есть свои фишки, метод прожарки и т. д. «Ты попробуешь и офигеешь», — сказал я Тимати. В следующий раз я принёс в его офис в чемодане переносной гриль и приготовил бургеры прямо там.
Я знаю все рецепты бургеров, которые готовят в наших ресторанах, и могу без проблем приготовить любой из них.
— Околокремлевская позиция Тимати иногда вызывает негативную реакцию. Например, все мы помним скандал из-за его клипа про бургер за здоровье Собянина. Это вредит Black Star Burger?
— Ситуацию с клипом чересчур обостряют, на мой взгляд. Может быть, для Тимати это видео гораздо менее политизированно, чем думают люди.
Я сам его спрашивал о клипе про бургеры за здоровье Собянина. Тимати мне ответил: «Юр, я это сделал вообще без задней мысли, просто хотел попиарить бургерную. Ну и мне правда нравится, как сегодня выглядит Москва, — что я с этим могу поделать?»
В любом случае я не думаю, что из-за клипа люди стали меньше ходить в бургерные. Далеко не все про этот клип вообще слышали или про него помнят.
— Бывало такое, что бренд Black Star Burger или образ Тимати, наоборот, спасали бизнес?
— У нас есть франчайзи в США. Так вот, нас обошли стороной погромы в рамках движения Black Lives Matter. Это случилось благодаря тому, что мы называемся Black Star Burger.
Про антисанитарию в бургерных и «подмешивание» мяса
— Недавно YouTube-канал «Все работы хороши» рассказал подробности работы в сети ресторанов Black Star Burger. На работу в заведение за пределами Москвы устроился «агент», который пообщался с сотрудниками и снял на видео закулисье бургерной. В видео всё выглядит очень нелицеприятно: якобы мраморную говядину разбавляют обычной, мясо с истёкшим сроком годности не списывают, царит антисанитария. Как вы можете это прокомментировать?
— Тут одно из двух. Либо антисанитарию специально устроили для съёмок видео — например, можно разбросать что-нибудь, устроить бардак и заснять, как будто бы так и было. Либо антисанитария действительно была. У нас были такие прецеденты с некоторыми франчайзи. Если мы узнаём о недобросовестном ведении бизнеса, мы лишаем нарушителя лицензии. Я считаю, что люди, которые специально разводят антисанитарию в ресторанах, — это негодяи и преступники, и с ними нужно вести себя жёстко.
Например, однажды была такая история. Когда приезжал наш проверяющий в бургерную, всё было замечательно. А потом выяснилось, что там был некий тайный склад, на котором хранилось мясо худшего качества, чем наше. Оно использовалось в отсутствие проверяющего. Это умысел, и к таким вещам мы не относимся с пониманием.
— Бывает такое, что антисанитарию развели ненамеренно?
— Иногда случаются форс-мажоры — например, случайно обнаруживается, что у мяса просрочен срок годности. Такие ситуации — часть рутины в ресторанной сфере. Даже в самом дорогом заведении есть вероятность найти таракана на кухне.
— А что вы можете сказать по поводу подмешивания другого мяса в мраморную говядину?
— Мы не подмешиваем, а смешиваем. Более того, это не тайна ни для кого, по-моему. Давайте для начала разберёмся, что такое мраморная говядина. Это бычки (например, породы блэк ангус), у которых мясо с прожилками, то есть с мраморным рисунком. Степень «мраморности» определяется компьютером: он анализирует срез премиального стейка. Это сложный процесс, который проводится не нами.
Мы не утверждаем, что наш фарш именно из такого мяса. Мы говорим, что у нас фарш от тех бычков, которые потенциально могли бы быть «мраморными». То есть мы отвечаем за качество нашего мяса.
Когда мы закупаем фарш из мраморной говядины, даже у нас нет гарантий, что там только она и нет примеси молочной говядины. Это нормально. Представьте, что такое убой. Если закупать и есть исключительно мраморную говядину, никаких мощностей не хватит, чтобы откармливать и забивать столько бычков.
Поэтому смешивать, например, обычную и мраморную, жирную говядину — рутинная практика, если речь идёт о недорогих бургерах. Это на внутреннем сленге называется «делать бленд». Мы делаем собственный бленд и из него делаем котлету для бургера. Вот и всё.
— Почему речь в видео всё-таки шла про подмешивание?
— Возможно, когда речь шла о смешивании мяса, кто-то из работников сказал «подмешивать». Но имелся в виду бленд, конечно же.
Про новый проект и революцию в общепите
— В этом году вы запустили новый проект Free Company. В его рамках с октября работает сеть закусочных Free Dog. На сайте компании утверждается, что вы фактически задумали мировую революцию общепита. Что это значит?
— Глобальная идея была в том, чтобы люди могли получать бесплатную еду. Я не преувеличиваю. По правилам наши гости могут прийти в любое заведение Free Dog и бесплатно поесть один раз в день. Это новое слово в ресторанном бизнесе.
— Как вы узнаёте, что гость уже воспользовался этой возможностью? Вдруг люди будут приходить и есть несколько раз бесплатно.
— У нас есть мобильное приложение. Гость регистрируется в нём и получает QR-код. Потом он приходит, показывает код и получает, например, бесплатный хот-дог. Всё. Это своего рода коммунизм, к которому нам всем надо идти.
Звучит утопично, но на самом деле мы уже пришли, например, к «коммунистическому» интернету: бесплатно разговариваем по WhatsApp, имеем в своём распоряжении домашний кинотеатр, можем смотреть ролики и слушать музыку — и не платить за это. Я решил сделать коммунизм в ресторанной сфере. Мы бесплатно кормим не только людей, но и бизнесменов: нашу франшизу можно приобрести без паушального взноса.
— Получается, часть своей продукции вы отдаёте посетителям бесплатно. За счёт чего окупаются затраты?
— За счёт уменьшения костов, в том числе расходов на рекламу. Один платный продукт покрывает все издержки на один бесплатный. Вот и всё.
— На каком этапе ваш проект сейчас?
— Мы начали продавать хот-доги, на прошлой неделе — пиццу, скоро начнём делать кофе. Каждая точка предполагает продажу нескольких продуктов. Это как «Лего», в котором можно переставлять детали. Где-то будут продаваться хот-доги, кофе и шаурма, где-то — хот-доги, кофе и роллы, и т. д. Это гибкая схема, с которой можно экспериментировать.
— В одном из интервью вы упомянули, что на идею создания Black Star Burger вас вдохновило семейство Кардашьян — Уэст. Как вы придумали концепцию Free Company? Может быть, вы увидели нечто похожее в других странах?
— Нет. Сам придумал. Может же такое быть? Меня вдохновил роман Юваля Ноя Харари «21 урок для XXI века». Он пишет, что к 2050 году треть населения планеты останется без работы из-за искусственного интеллекта. Такие профессии, как, например, таксист, исчезнут. Нам всё фантастические фильмы обещали, что в 2020 году мы будем летать на воздушных такси. Этого ещё не произошло, но уже активно используются беспилотники.
Искусственный интеллект действительно стал вытеснять людей с рабочих мест. Вместе с безработицей придёт голод. Или, не дай бог, голодные бунты, и не в абстрактной «голодающей Африке», а гораздо ближе — на нашем континенте. Если это произойдёт, нам любая диктатура прошлого покажется сахаром.
Коронавирус только приблизил глобальный кризис. Ни одно государство с масштабной безработицей не справится. Я подумал и решил, что бизнесу нужно стараться закрывать базовые потребности людей. В частности, в еде. Люди должны иметь возможность бесплатно поесть.
— Вас уже обвиняли в пиаре на такой непростой теме?
— Да, мне некоторые люди говорят: «Ты пиаришься, Юра, за счёт своей идеи». А я и не отрицаю. Да, пиарюсь. Когда Илон Маск воплощает свою космическую мечту, он тоже пиарится. Но при этом делает полезное дело и совершает научный прорыв.
Думаю, и моя идея прорывная — только для ресторанного сектора и фастфуда в частности. Никто раньше не думал, что бизнес может сделать так, чтобы людей хотя бы не заботило пропитание, не говоря уже о других проблемах.
— В одном из интервью вы называете старт проекта успешным. Что позволяет говорить об этом?
— Пока рано судить, слишком мало времени прошло после запуска. Больших финансовых результатов пока нет, но я вижу, что наш проект пользуется успехом у посетителей: на некоторых точках мы уже работаем в плюс. Кроме того, есть сильная заинтересованность у франчайзи. Я думаю, мы выиграем за счёт технологичности, концепции и позитивной повестки, которой сейчас так не хватает.
Об отказах Киркорова и Моргенштерна
— Недавно рэпер Моргенштерн объявил себя новым Black Star. Вы обращались к нему с предложением о сотрудничестве?
— Да, предлагал прорекламировать Free Company. Он отказался. Не знаю, дошла ли до него информация, мне об этом сообщили его менеджеры. Они сказали, что, так как Моргенштерн открывает сейчас свой ресторан, реклама моего проекта ему не интересна. На самом деле мы с ним вообще не конкуренты, но, если он не хочет рекламировать что-то, это его право.
— Кто, помимо Моргенштерна, отказывал вам в рекламе?
— Филипп Киркоров. Опять же лично я с ним не общался. Знает он о моём предложении или нет, я не в курсе. Но его директор назвал нереальную цену за сторис, которой не существует на рынке, — 10 млн рублей. Я Киркорова не осуждаю и ни в чём не обвиняю, своё имя он зарабатывал много лет, упорно работал, поэтому волен, разумеется, продавать его за сколько хочет.
Но тем не менее есть рыночные и нерыночные цены. И, по моему мнению, сторис не может стоить как три концерта Киркорова. Возможно, мне назвали эту сумму, чтобы я отказался от сотрудничества сам. Такая мягкая форма отказа. Но точно я этого не знаю, конечно.
Про будущее ресторанной отрасли
— Ресторанная сфера, как мы уже с вами говорили, пострадала от коронавируса, пожалуй, больше, чем другие: многие заведения закрылись из-за убытков. Что происходит с ресторанами сейчас?
— Пока ситуация печальная. Фактически введён второй локдаун: все московские рестораны должны закрывать двери в 23:00. Из-за этого многие клиенты просто не приходят на поздние ужины, которые популярны в Москве. Так что зачастую открытым ресторанам ещё тяжелее, чем закрытым. Они просто не могут себя окупить. Например, я буду рад, если мы в ноябре сможем выйти в ноль, а не в минус.