бизнес рыба к пиву
Как открыть свое производство мясных и рыбных снеков
Мясные и рыбные снеки представляют собой закуски к пиву. Данная продукция пользуется широкой популярностью, и спрос на нее продолжает расти. Сложилась ситуация, при которой крупные производители еще в недостаточной мере уделяют внимание этому сегменту. Поэтому рынок недостаточно насыщен, что дает возможность открыть свое производство мясных и рыбных снеков и наладить сбыт продукции.
Снеки включают целую серию продукции из мяса и рыбы. Если говорить о мясных снеках, то они бывают цельномышечные, а также изготовленные из фарша.
Рыбные снеки присутствуют на рынке значительно больший срок и представлены в большем ассортименте. Рыбные снеки обычно дешевле, т.к. сырье для их производства дешевле. Зачастую используется филе дешевой путассу, при этом готовое изделие может называться «Серебристый тунец». Производство рыбных снеков такого типа дает очень хорошую прибыль.
Технология производства
Рассмотрим производство из цельного мяса с последующим обезвоживанием. Технология производства снеков достаточно проста. Она включает следующие основные этапы:
Размер инвестиций и перспективы
На рынке присутствуют предложения по продаже готовой франшизы по производству снековой продукции. В стоимость франшизы уже включена цена оборудования для производства мясных и рыбных снеков, упаковки и технологии производства. Вложения в приобретение франшизы будут больше, чем для начала собственного производства в эконом-варианте. В то же время налаженный бизнес-механизм позволит быстрее начать получать прибыль и быстро окупится даже с учетом выплаты роялти.
Производство снеков – бизнес с очень высокой рентабельностью. Выход на производство с чистой прибылью возможен уже через несколько месяцев.
Рыба к пиву бизнес план
1. Краткий инвестиционный меморандум
Многих людей привлекает идея открыть бизнес по продаже товаров, которые гарантированно будут пользоваться спросом у населения. Именно поэтому многие начинают свое дело с открытия продуктового магазина или кафе. Есть люди будут всегда. Однако так же уверенно можно заявить, что люди продолжат употреблять алкогольные напитки. И одним из самых популярных видов алкоголя является пиво.
Преимущество торговли пивом перед продажей других алкогольных напитков в том, что для его реализации не нужно приобретать лицензию. Тем не менее сам по себе данный вид бизнеса совсем не прост и потребует от вас знания многих нюансов и подводных камней.
В первую очередь нужно определиться с форматом заведения. Вы можете открыть как небольшую торговую точку при выходе из крупного супермаркета, так и полноценный магазин с отдельным входом и широким ассортиментом. Данный бизнес-план рассчитан именно на открытие отдельного магазина.
Следующий шаг — это определение целевой аудитории и ассортимента продукции. Ведь можно ограничить продажи несколькими сортами пива, а можно расширить ассортимент за счет закусок, безалкогольных напитков, сигарет и прочих сопутствующих товаров.
После этого вам предстоит выбор месторасположения, заключение договора аренды и оформление помещения. На этот этап следует обратить особое внимание.
Регистрация бизнеса и получение разрешительных документов — особо ответственный этап открытия. Тем более что в 2016 году процедура торговли стала сложнее в связи с ужесточением контроля со стороны государства.
Вложения в данный вид бизнеса предстоят немалые. Но основная часть инвестиций приходится на оборотный капитал, а торговое оборудование можно взять в аренду у поставщика.
Сумма инвестиций составляет 800 000 руб.
Точка безубыточности достигается на третий месяц работы.
Срок окупаемости инвестиций — от 7 месяцев.
Средняя ежемесячная прибыль — 130 000.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Идея проекта состоит в открытии магазина, основным продуктом реализации которого является пиво. Этот напиток представлен в широком ассортименте: более 20 сортов разливного пива. Кроме этого, покупатель сможет приобрести дополнительные закуски, а также сувенирную продукцию: кружки, стаканы и т.д. Весь перечень продаваемой продукции представлен ниже:
Стоимость разливного пива колеблется от 60 до 250 руб. за литр. Наценка составляет от 50 до 100% в зависимости от сорта пива, а также от состояния конкурентной среды.
Объем реализации пива сильно зависит от фактора сезонности. Высокий спрос наблюдается с мая по сентябрь, тогда как зимой выручка существенно снижается. В холодное время года пивной магазин существует за счет постоянных покупателей. Следовательно, для того чтобы нивелировать риск остаться без прибыли в холодную погоду, с начала открытия следует активно нарабатывать круг постоянных покупателей. Лучше открывать магазин в период с марта по май, так как в этом случае у вас появляется возможность к зимнему сезону наработать большую клиентскую базу.
Стоит отметить, что предпочтения по ассортименту меняются в течение года. Летом потребитель предпочитает «легкие» сорта пива, а зимой останавливает выбор на «крепких». Исходя из этого следует регулировать товарные остатки, а также формировать оптимальный размер заказа. Чем быстрее будет обновляться товар в вашем магазине, тем больше покупателей будут ходить именно к вам.
Целевая аудитория проекта состоит преимущественно из мужчин — 70% от общего количества целевой аудитории. Возраст — от 18 до 55 лет. Женщины составляют 30% от ЦА. Значительная доля продаж приходится на людей в возрасте от 25 до 35 лет.
В пивной магазин заходят как постоянные клиенты, регулярно употребляющие пиво в больших объемах, так и люди из проходящего трафика, которые зашли в магазин «по пути». Последние составляют примерно 25% всех покупателей.
Основной поток клиентов — это жители ближайших домов. Именно поэтому расположение в центре города для данного вида бизнеса заранее невыгодно.
Прямыми конкурентами магазина разливного пива являются такие же торговые точки. Не менее серьезную угрозу представляют также крупные федеральные сети, продающие дешевое бутылочное пиво. Однако обойти конкурентов и занять свободную нишу в этом бизнесе поможет разработка уникального торгового предложения. Акцент можно сделать на широком ассортименте продукции, на высоком качестве обслуживания или на предоставлении скидок и бонусов постоянным покупателям.
Среди преимуществ перед конкурентами можно выделить:
При грамотном управлении одним магазином перед владельцем бизнеса открывается возможность развития собственной торговой сети. А так как один магазин охватывает круг покупателей в радиусе 500-1000 м., то открывать дополнительные точки можно даже в одном районе. В этом случае ваша компания становится известной в широких кругах любителей пива, а положительная репутация обеспечивает непрерывный поток покупателей.
При открытии магазина основное внимание уделяется разработке вывески, оформлению фасада, а также обслуживанию первых покупателей.
Вывеска магазина должна быть яркой, запоминающейся и хорошо просматриваемой со всех сторон улицы. Это нужно для того, чтобы сделать поиск вашего магазина для клиентов максимально удобным.
Привлечение клиентов и увеличение продаж достигается посредством предоставления клиентам клубных карт и скидок, а также проведением развлекательных мероприятий, стимулирующих лотерей и розыгрышей.
Каждую проводимую акцию нужно активно афишировать: печатать на плакатах и баннерах, озвучивать клиентам при каждой покупке.
Необходимо постоянно отслеживать результаты проводимых рекламных кампаний, выделяя наиболее успешные варианты.
Также в продажу можно ввести дополнительные товары, стилистически подходящие к оформлению и концепции магазина. Например, спички, зажигалки, зубочистки, бокалы и так далее.
Хороший способ привлечь и удержать клиента — разработать накопительную бонусную систему. Для того чтобы ей воспользоваться клиенту необходимо приобрести бонусную карту.
Лояльность клиентов также повышают такие дополнительные услуги, как возможность покупателя сделать предзаказ, а затем забрать его в назначенное время.
Отслеживайте реакцию покупателей на каждую проводимую вами акцию. Спрашивайте их лично, устраивайте опросы, заведите книгу отзывов и предложений — так вы будете вовремя узнавать об изменениях потребностей клиентов.
Государственная регистрация. Для открытия магазина пива достаточно регистрации в качестве ИП. ООО требуется для оптовой реализации пивных напитков. Выбранная система налогообложения — УСН (6% с дохода);
При выборе помещения нужно исходить из ассортимента предлагаемой продукции, близости конкурентов, нормы пожарной безопасности, а также учитывать контингент проходящего трафика людей.
Таким образом, к помещению для организации магазина, который предоставляет более 20 сортов пива, можно предъявить следующие требования:
Для того, чтобы ваш магазин воспринимался потребителем не как дешевая пивнушка, а как настоящий бутик разливного пива, нужно обратить внимание на название магазина, его внешнее оформление, а также внутренний дизайн. Для этого следует воспользоваться услугами дизайнера, закупить стройматериалы, сделать ремонт, заказать вывеску.
Следующий шаг — это покупка и установка оборудования. Часто дистрибьюторы крупных заводов-изготовителей пива предлагают аренду оборудования или даже предоставляют его бесплатно. Условия следует обговаривать отдельно с каждым конкретным поставщиком.
После того как вы закончили ремонт и установили оборудования, нужно получить разрешения Пожарной станции и СЭС. Как правило, если помещение до этого уже сдавалось в аренду, и вы не делали перепланировку, то необходимые документы у арендодателя уже есть.
На этапе подбора персонала вам нужно будет провести собеседования и отобрать двух подходящих кандидата на вакансию продавца. Кроме этого нужно привлечь бухгалтера на аутсорсинг.
При выборе поставщиков стоит обратить внимание, что импортное пиво стоит в несколько раз дороже чем пиво российского производства. Лучше работать с одним крупным поставщиком, который вовремя поставляет свежее пиво высокого качества.
С 1 января 2016 года в РФ введен закон о введении системы контроля и учета алкоголя через систему ЕГАИС. Для подключения к системе необходимо приобрести программно-кассовый комплекс, совместимый с ЕГАИС, систему УТМ и ключ JaCarta с электронной подписью.
Осталось уведомить Роспотребнадзор о начале ведения торговли и огласить дату праздничного открытия магазина. Грамотное проведение кампании открытия обеспечит вам поток клиентов уже в первый день работы.
6. Организационная структура
В первое время работы единственным представителем административного персонала компании является директор. В его обязанности входит:
Для обеспечения непрерывной работы магазина следует нанять продавцов. На этапе открытия будет достаточно двух продавцов, работающих по графику — 2 рабочих дня через 2 выходных. Зарплата продавца составляет 500 руб. за смену + 2% от общей выручки в месяц. Фиксированная часть выдается ежедневно при закрытии смены, а процентная часть выплачивается один раз в конце месяца. Такой способ оплаты труда мотивирует продавцов на увеличение продаж.
Пивной магазин предполагает определенную специфику работы:
В связи с этим важно серьезно подойти к выбору персонала, а также разработать чек-лист оценки качества работы продавца. Вот примерные пункты подобного внутреннего документа:
Для каждого пункта нужно разработать критерии оценки. При невыполнении хотя бы одного условия налагается штраф.
Для сдачи отчетности нужно нанять бухгалтера на аутсорсинг. Также нужно нанять уборщицу, а в зимний период придется воспользоваться услугами дворника.
Полный расчет ФОТ с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
Первоначальные инвестиции в пивной магазин включают в себя:
Подробный перечень инвестиционных затрат представлен в таблице. Совокупная стоимость инвестиций составляет 1 400 627 руб.
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 150 000 |
Дизайн-проект помещения | 25 000 |
Ремонт | 100 000 |
Вывеска | 50 000 |
Рекламные материалы | 50 000 |
Аренда на время ремонта | 96 000 |
Закупка оборудования | 310 000 |
Прочее | 20 000 |
Итого | 801 000 |
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 125 749 |
Аренда (15 кв.м.) | 48 000 |
Амортизация | 8 611 |
Коммунальные услуги | 20 000 |
Реклама | 20 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 5 000 |
Закупка товара | 352 267 |
Непредвиденные расходы | 20 000 |
Итого | 599 627 |
Выручка компании зависит от потока клиентов. В среднем в день совершается от 150 до 250 покупок. Средний чек составляет 200 — 250 руб. Рентабельность продаж — 27%.
Полный план продаж на 24 месяца и расчет экономических покаателей бизнеса представлен в финансовой модели.
Основные факторы риска связаны с изменениями в законодательстве, которые зачастую влекут за собой множество трудностей ведения бизнеса. Так, например, в 2016 году ввели единую систему контроля за объемом оборота алкогольной продукции ЕГАИС. Все оптовые продавцы и заводы-изготовители алкоголя должны подключиться с 1 января 2016 года, а розничные торговцы с 1 июля 2016 года. При этом многие правовые моменты системы не проработаны в полной мере: отсутствует нормативная база, регулирующая сроки подачи информации и разрешение спорных ситуаций. Например, пока неясно, как поступать, если покупатель произвел возврат алкогольной продукции.
Кроме того, если вы решите пополнить ваш ассортимент дополнительной алкогольной продукцией, то необходимо будет получать лицензию, срок выдачи которой может затянуться на два-три месяца. К тому же лицензия выдается только юридическому лицу, поэтому вам придется зарегистрировать ООО.
Еще одним серьезном риском недополучения прибыли является появление конкурентов в этом же районе. Снизить данный риск возможно с помощью развития сети собственных магазинов. Таким образом достигается территориальная монополия на рынке разливного пива.
Во время падения покупательской способности населения возможно изменение спроса на те или иные сорта пива. Снизить риск несоответствия ассортимента потребностям клиентов позволит регулярный сбор отзывов покупателей и анализ объема продаж в ассортиментом разрезе.
Внутренние риски состоят в недобросовестной работе продавцов. Необходимо контролировать их работу каждый день. Желательно нанимать людей, которые не употребляют алкоголь и не заинтересованы в его краже.
Еще одним риском убыточной деятельности предприятия может стать неудачное время открытия магазина. Как уже говорилось прежде, лучше открывать магазин пива с наступлением весны, в преддверии майских праздников.
В целом, если при открытии вы будете соблюдать все приведенные рекомендации, а также мониторить рынок конкурентов, своевременно узнавая о нововведениях, то ваш бизнес обещает быть успешным и приносить стабильную прибыль с первых месяцев работы.
Как я заработал на вяленом мясе, через инстаграм, история
15. Крупные заказчики – скажу пару слов о крупных клиентах. Со временем на меня вышли пара баров, а так же ресторан итальянской кухни, причем последний удивил меня больше всего т.к. я каждый день слышал рекламу этого заведения по радио, а билборды висели по всему городу. Я даже привозил мясо на пробу шеф-повару, но работать с ними по понятным причинам я не мог, по крайней мере в легальном поле. А вот с барами поработать довелось. Познакомился там с классными ребятами, с которыми до сих пор общаюсь.
18. Жена вышла на работу – к тому моменту, когда жена вышла на работу, мясной рынок инстаграма сильно изменился, в разных городах появились сотни похожих инстаграм аккаунтов, многих ребят я знал и поддерживал с ними общение. Однажды я создал общий чат и добавил их всех туда, чтобы они смогли делиться опытом друг с другом. Моих заказов стало меньше, а напор и желание работать стремилось к нулю. Я всё ещё хотел делать вяленое мясо, экспериментировать, готовить что-то новое, учиться, но я не хотел его продавать, развозить и штамповать в безумных количествах. Какое-то время я ещё принимал заказы на мясо, а потом продал свой инстаграм аккаунт и ушёл наслаждаться тишиной и свободным временем.
19. Эпилог – эти несколько лет были действительно классным периодом моей жизни. Я узнал много нового и интересного, завёл полезные связи и познакомился с потрясающими людьми. Я стремился к успеху, делал ошибки, порой было тяжело, но в конечном итоге это был позитивный опыт, о котором я рассказываю сейчас вам. Возможно в эти тяжелые времена кого-то это вдохновит, а кому-то история покажется банальной и неинтересной, но в любом случае я хочу поблагодарить вас за чтение поста или просмотр видео.
Видео, которое можно слушать, как аудиокнигу.
Бизнес: магазин северной рыбы
Как зарабатывать на продуктах, которых не найти в Москве
Шесть лет назад Сергей не смог достать в столице деликатесную сибирскую рыбу — ни в магазинах, ни через знакомых.
В то время он отвечал за поставки кофе по России в международной корпорации. Сергей бросил карьеру и встал за прилавок продавать незнакомую москвичам северную рыбу.
Сегодня он зарабатывает на этом 150 тысяч рублей в месяц.
Почему рыба
После института Сергей занимался продажами и вырос до руководителя отдела в международной компании. Работа в корпорации надоела: есть зарплата, соцпакет, но удовольствия все меньше, а жизнь похожа на день сурка. Представляешь себе, что ты важный человек, у тебя деловой костюм, машина, фитнес, но если завтра уволишься, в компании ничего не изменится — значит, не такой уж ты и важный.
Перед Сергеем встал выбор: уходить на новое место, опять крутиться на таких же собраниях и отчетах или сменить сферу.
Хобби у Сергея не было. Он перебирал идеи и вспомнил, как однажды не смог найти в Москве северную рыбу к празднику.
Северная рыба — это хариус, нельма, сиг, муксун, омуль и чир. Они относятся к семейству лососевых, отличаются жирностью и нежным вкусом. Такую ценят в Сибири: едят копченой, вяленой, маринованной и даже сырой — готовят из нее строганину.
Сергею удалось попробовать деликатес благодаря работе. Он часто ездил в командировки и привозил из них что-то местное. Например, копченую рыбу из Сургута в подарок родителям. Цена на экзотику оказалась около тысячи рублей за килограмм — вдвое выше, чем ожидал Сергей. Но, попробовав рыбу сам, он пожалел, что взял мало — такой вкусной она оказалась.
Позже Сергей захотел купить северную рыбу к семейному празднику. Искал в магазинах, интернете, через знакомых, но достать деликатес в Москве не вышло.
Вспомнив эту историю, Сергей понял, что ниша свободна. У него не было бизнес-плана, партнеров и людей, которые могли бы дать совет. При этом оставаться на работе и параллельно открывать бизнес не хотелось. В таком случае есть риск что-то не доглядеть, а задача — делать на все сто.
В конце лета 2012 года наш герой уволился, отвел себе месяц на отдых, а после взялся за работу. Он хотел открыться до Нового года, чтобы продавать рыбу как деликатес к праздничному столу.
Поставщики без документов и рыбная доставка
Сергей хотел все делать по правилам: закупать рыбу по договору и переводить оплату на счет. От поставщика ему нужны были документы, которые подтверждают качество рыбы: декларация соответствия и ветеринарное свидетельство. Без этих бумаг торговать нельзя.
Около месяца Сергей искал профильные журналы и сайты компаний, чтобы найти контакты поставщиков с документами. Толку было мало. Рыбу заготавливали кустарно и продавали в магазинах и на рынках тех же регионов, где ее ловили.
Поиски продолжились на «Авито»: Сергей сосредоточился на объявлениях о продаже рыбы в сибирских городах. Звонил по указанным телефонам, но попадал на простых рыбаков. Они были готовы прислать рыбу, если Сергей переведет им деньги на карту. Такой вариант не подходил. Тогда наш герой просил контакты других людей, которые покупают улов у рыбаков, звонил им, просил контакты следующих и так раскручивал цепочку поставок. Оказалось, рыбаки сдают улов в кооператив, а тот передает рыбу оптовикам.
Еще поставщики отказывались продавать по два-три килограмма: мороки с отправкой в Москву много, а прибыли мало. При этом Сергей не мог закупать много рыбы каждого вида — непонятно, на что будет спрос.
Сергей использовал опыт продажника и упирал на то, что начнет закупать постоянно и объемы вырастут. Даже предлагал заплатить за первую поставку в полтора раза больше, например, не 400, а 600 рублей за килограмм свежемороженой рыбы. На этих условиях сумел договориться.
Первыми поставщиками стали небольшие хозяйства и индивидуальные предприниматели из Красноярска, Иркутска, Норильска. За первую партию рыбы Сергей заплатил 400 тысяч рублей, включая доставку. Закупил мороженую рыбу по несколько штук разных видов, нарезку копченой тоже по несколько упаковок, вяленую рыбу.
потратил Сергей на первую партию рыбы
Заказы в Москву доставляли самолетом. В аэропорту отправитель сообщал сотрудникам грузового терминала нужный для рыбы температурный режим и объем груза. Те клали ее в термосы — изотермические контейнеры — и доставляли в багажном отделении рейсового самолета. По прилету товар складывали в аэропорту в холодильник, откуда Сергей мог его забрать.
Первые партии предприниматель подгадал под самое открытие с разницей доставки в день-два — это было важно, чтобы соблюсти сроки хранения. Приезжать за рыбой в аэропорт пришлось раз пять — она прилетала то в Домодедово, то в Шереметьево, то во Внуково.
Уже за следующими поставками Сергей приезжал после смены — грузовой терминал работает круглосуточно. Со временем подписал договор со службой доставки и оформил доверенность — по ней сотрудник транспортной компании получал в аэропорту товар и привозил в магазин.
Доставка рыбы самолетом стоила от 30 до 60 рублей за килограмм. Чем дальше регион — тем выше цена. Например, привезти из Якутии нельму весом 10 кг обходилось в 600 рублей. Отправление того же веса из Красноярска стоило 300 рублей. Доставка рыбы из аэропорта — это еще 5 тысяч рублей.
Нельзя ждать, пока в грузовом терминале накопятся заказы из городов, и забрать их все скопом. У рыбы разный срок годности, а аэропорт с третьего дня начинает брать плату за хранение груза. Подгадать так, чтобы поставщики прислали заказы одновременно, не получится, потому что они зависят от улова.
На запуск магазина — миллион рублей
У Сергея было открыто ИП: в середине 2000-х он пробовал заниматься шелкографией — наносить рисунок на ткань, стекло и пластик. Для рыбного магазина осталось только добавить новый код ОКВЭД — торговлю рыбой и морепродуктами.
Санитарных разрешений для продажи не потребовалось: они должны быть у поставщика на цех, где готовят рыбу. Также поставщик получает декларацию соответствия и ветеринарное свидетельство на всю продукцию — и сырую, и переработанную. Копии бумаг он передает Сергею — их могут попросить покупатели, чтобы убедиться, что рыба не от браконьеров.
Для магазина нужно помещение — где его найти, Сергей не знал. Сначала позвонил в риелторские агентства. Они согласились подобрать площадь не менее 1500 квадратов, но для магазина это много. Пришлось искать самостоятельно на «Циане» и «Авито».
Сергей рассчитывал продавать рыбу как премиальный продукт. Чтобы понять, в каком районе живут потенциальные покупатели, посмотрел на карту магазинов «Азбука вкуса». Больше сосредоточилось на западе, северо-западе и юго-западе Москвы. В этих районах он и искал помещение.
Через месяц попался вариант на 22 м² у метро «Сокол». Сергей спросил совета у отца, который знал эти места: «Район богатый, однозначно бери». Аренда стоила 90 тысяч рублей — столько же пришлось отдать как депозит за последний месяц.
отдал Сергей за аренду в первый месяц
Это был павильон на небольшом рынке — без ремонта, воды и отопления. Ремонтом Сергей занялся вместе с отцом, потому что не хотел тратить деньги на услуги строителей. Вместе выровняли и покрасили стены, повесили лампы, купили радиатор для обогрева, провели воду и сделали рукомойник — на все потратили 50 тысяч рублей.
Поставщики посоветовали, какие морозильник и витрины купить. Размеры витрин Сергей определял в самом павильоне: чертил мелом на полу, как они встанут. Если видел, что не помещаются, стирал, рисовал в других размерах или менял местами.
Еще купил кассу, весы, сканеры для чеков, вывеску. На все оборудование ушло 400 тысяч рублей.
Оставалось придумать название и фирменный стиль. Друзья-предприниматели в свое время обращались за этим в агентство — услуги стоили 120 тысяч рублей. Наш герой посчитал, что это дорого.
Сергей нашел биржу фрилансеров и бесплатно выложил там тендер — так получил несколько предложений. Идею хотелось обсудить лично, поэтому остановился на исполнительнице из Москвы. Она придумала название «Хариус Хаус» — обыграла название одной из сибирских рыб, хариуса. Для фирменного стиля подобрала коричневый цвет, который напоминал копченую рыбу. Так название, логотип и фирменный стиль обошлись предпринимателю в 35 тысяч рублей вместо 120 тысяч.
заплатил предприниматель за название, логотип и фирменный стиль
Предприниматель открыл магазин к Новому году, как и планировал. В запуск он вложил свои и занятые у знакомых деньги — всего около миллиона рублей.
Запуск в 2012 году — 1 065 000 рублей
Закупка товара | 400 000 Р |
Закупка оборудования | 350 000 Р |
Аренда помещения 22 м² за два месяца | 180 000 Р |
Ремонт | 50 000 Р |
Тара и емкости для хранения рыбы | 50 000 Р |
Логотип, название, фирменный стиль | 35 000 Р |
Первые продажи и неожиданный снос
В первые дни витрины в магазине выглядели, как в дефицитные годы, — по две-три рыбы каждого вида.
Сергей сам стоял за прилавком ежедневно с десяти утра до девяти вечера. Нанимать продавцов не хотел — ему было интересно заниматься всем самому.
Предприниматель понимал, что поначалу продажи будут невысокими, но не знал, как правильно считать экономику. Он разделил стоимость аренды на количество дней в месяце. Получилось три тысячи рублей в день — Сергей решил, что ежедневных продаж на эту сумму достаточно. Казалось, главное — отбить аренду, а про закупку, электричество и другие расходы Сергей не подумал. Не заложил в эту сумму даже заработок — для выживания в первое время подготовил подушку безопасности.
В основном в магазин заглядывали местные пенсионеры и удивлялись ценам на рыбу: тысяча рублей за килограмм сырой, почти две тысячи — за копченую.
Раскрутить продажи помогли объявления в соцсетях, прежде всего в Фейсбуке. Сергей завел для магазина отдельную страницу и продвигал отдельные посты. Давал рекламу на 300 рублей, смотрел на результат и, если видел эффект, увеличивал бюджет. Затем заработало сарафанное радио.
Рыбу бронировали прямо под постом в Фейсбуке. Сергей отправлял заказы через службу доставки: до четырех тысяч рублей — за счет покупателя, дороже — за свой. Все заказы обрабатывал вручную, а контакты сохранял в телефоне на будущее.
Благодаря рекламе бизнес стал окупаться с первого месяца — обошлось без кассовых разрывов. За полгода Сергей вернул долги, которые брал на запуск магазина.
Убытки тем не менее тоже были. Когда продажи пошли и предприниматель увеличил закупки, из Якутска пришла некачественная рыба: просроченная, в поврежденной вакуумной упаковке. Сергей потребовал, чтобы поставщик забрал рыбу и вернул деньги, но тот свалил вину на транспортную компанию и отказался возмещать 200 тысяч рублей.
Весной 2013 года павильоны на «Соколе» попали под снос. В конце апреля собственник сообщил, что помещение обесточат через неделю. Торговать рыбой без электричества невозможно, поэтому Сергей перестал закупать товар, а на остатки объявил скидку в тридцать процентов. Оборудование ушло в гараж, зато собственник вернул Сергею деньги за неиспользованные дни аренды.
Прибыль за последний месяц составила 400 тысяч рублей.
Сергей не особо расстроился из-за закрытия магазина, потому что летом продажи все равно падают — люди уезжают из города и в целом меньше едят рыбу. Предприниматель собирался перезапуститься и верил, что постоянные клиенты придут за рыбой хоть куда. Вышло иначе.
Перезапуск
Через полтора месяца Сергей нашел помещение на юге Москвы. Площадь магазина была больше — 55 м². Это позволяло организовать подсобные комнаты. Аренда стоила 200 тысяч рублей в месяц, а вместе с оплатой за последний месяц обошлась в 400 тысяч.
Ремонт потребовался более сложный, поэтому Сергей нанял бригаду на строительном рынке. Рабочие возвели стену, чтобы отделить склад и подсобку, поменяли батареи и установили кондиционер. Работы и материалы стоили 150 тысяч рублей.
Всего на переезд, включая новую закупку рыбы, ушло больше миллиона рублей. В этот раз Сергей не занимал деньги у друзей — хватило собственных накоплений.
Еще после старта первой точки предприниматель собирал телефоны клиентов, чтобы рассылать смс об акциях и новых поставках. Поэтому после перезапуска ему было кого пригласить в новый магазин.
Тем не менее покупатели приходить не торопились. Сергей даже предлагал им доставку рыбы на дом, но услугой не пользовались. Пришлось наращивать аудиторию заново.
Открытие нового магазина — 1 150 000 рублей
Закупка и доставка рыбы | 600 000 Р |
Аренда помещения 55 м² за два месяца | 400 000 Р |
Ремонт | 150 000 Р |
Своя коптильня и полуфабрикаты
У Сергея три источника дохода: рыба от поставщиков, рыба горячего копчения от своей коптильни и полуфабрикаты. Свое копчение дает половину выручки магазина.
У северной рыбы есть сезонность. Ловят ее летом и зимой, потому что ранняя весна и осень — время нереста. Самая вкусная рыба — зимняя, выловленная из-подо льда и там же, на льду, замороженная. Знатоки предпочитают покупать рыбу именно зимой — из нее получается лучшая строганина. Если берут сыромороженую летом, то осознанно — понимают, что такого вкуса, как зимой, ждать не стоит. Правда, если в рыбе не разбираться, разницу можно не заметить.
может стоить килограмм нельмы, самой крупной рыбы
С весны по осень хорошо продается переработанная рыба — копченая, соленая и вяленая. Обработка сглаживает вкус, поэтому он меньше зависит от времени вылова.
Цена рыбы зависит от квот на вылов, которые выделяют рыбакам: чем меньше в этом сезоне разрешено поймать рыбы, тем она будет дороже. Крупные экземпляры попадаются реже и ценятся выше. Самая крупная рыба — нельма, ее стоимость доходит до 2700 рублей за килограмм.
Переработанная рыба стоит в два раза дороже замороженной. Например, мороженый муксун обойдется в 1300 рублей, а холодного копчения — в 1900. При этом филе дороже целой тушки: рыбу уже почистили, выпотрошили, разделали и выбросили голову и хвост.
С копчением вообще получилось интересно. Еще в Сургуте Сергей попробовал рыбу горячего копчения и с момента открытия магазина мечтал ее продавать. Останавливали короткие сроки хранения — 72 часа. Поставщики отказывались продавать такую рыбу — не успеет дойти до Москвы свежей.
Тогда предприниматель решил коптить рыбу самостоятельно. Правда, от мысли о своей коптильне отказался — для этого нужно отдельное помещение, которое отвечает санитарным нормам.
Сергей начал искать коптильню в интернете и обзванивать производства, но все отказывались из-за маленького объема. Только через полгода после запуска первого магазина нашелся вариант в Калужской области. Местная коптильня не была избалована крупными заказами и согласилась с ним работать.
Правда, поначалу рыба не получалась. Технолог при коптильне никогда не работал с сибирской рыбой и не мог подобрать нужную рецептуру, время и температуру копчения. То его не устраивал вкус, то плотность мяса или количество соли.
Тогда предприниматель привез в Москву двух технологов из Якутска и Красноярска — их контакты получил от своих же поставщиков. Он оплатил им перелет и проживание и заплатил по 20 тысяч рублей за работу. Всего ушло 100 тысяч рублей, зато на руках у предпринимателя оказалась разработанная рецептура для копчения.
ушло у Сергея на разработку рецептуры копчения
Для продажи товара с коротким сроком годности нужен стабильный спрос. Для этого Сергей разрекламировал новинку в соцсетях: рыба вкусная, приготовлена вручную и купить ее в Москве больше негде.
Стал работать по предзаказам. Собирал заявки до вечера вторника, после этого на производстве рыбу размораживали, солили, коптили и к четвергу привозили в магазин.
Сергей платит коптильне 70 рублей за каждый килограмм рыбы и дополнительно оплачивает транспортировку. Ее выполняет частный водитель, у которого машина-рефрижератор: он везет другие грузы и заодно берет заказы Сергея. За один раз водитель получает 1500 рублей.
Сергей понемногу коптит рыбу и для ресторанов. К предпринимателю обращались другие магазины с просьбой коптить рыбу для них, но он отказывался: печь маленькая, и, если делать больше, качество упадет. Есть риск, что из-за спешки коптильня не до конца разморозит рыбу, неправильно ее просолит или недостаточно выдержит.
Реклама у блогеров не сработала
Первый сайт магазина Сергей запустил в первый год работы. Он обошелся в 30 тысяч рублей, был красивым, но неудобным. Предприниматель не мог сам поменять цену и фотографии, а разработчик за каждое изменение брал 500 рублей.
Сергей продвигал магазин через платные объявления в поисковиках и соцсетях — вкладывал в них 20 тысяч рублей в месяц. Эта сумма отбивалась за неделю. Самый большой выхлоп давала реклама в Фейсбуке — после объявления о новой поставке рыбу раскупали за два дня.
Когда Сергей только открылся, набирали популярность кулинарные мастер-классы. Для раскрутки организаторы приглашали поучаствовать блогеров-кулинаров в обмен на отчет в соцсетях. Продукты и технику на мероприятия предоставляли производители, чтобы их тоже упомянули в отчете. Организаторы предлагали Сергею дать на мастер-классы рыбу, но отдачи от акций не было. Посты блогеров читали и комментировали такие же блогеры, а в магазин никто не приходил.
Сейчас Сергей знает большинство клиентов в лицо. Они рассказывают о детях и собаках, некоторые заходят пообщаться, не покупая. Он ценит такую лояльность, а сарафанное радио приносит новых клиентов.
Продавец выпивал с клиентами
Работа в магазине приносила Сергею удовольствие, и первый год он стоял за прилавком без выходных. Если было время, мог почитать или делал что придется: мыл пол или разгружал рыбу.
Через год такой работы Сергей понял, что теряет деньги, потому что увяз в повседневных делах. Стали теряться старые друзья — перестали звать на встречи, раз он все равно всегда занят.
Предприниматель решил найти продавца, чтобы работать с ним по очереди. Объявления разместил в соцсетях и на «Авито».
Сотрудники поначалу попадались разные. Однажды Сергей приехал в магазин через час после закрытия, а входная дверь оказалась не заперта. Предприниматель позвонил продавцу, и тот объяснил, что пошел выносить мусор и забыл про дверь. Сергей сказал продавцу, чтобы больше на работу он не выходил. Другой сотрудник выпивал на работе прямо с клиентами.
Первые два-три месяца, пока не нашел подходящего сменщика, Сергей постоянно появлялся в магазине. Смотрел, как продавцы работают, общаются с людьми, следят за порядком. Когда понял, что новый человек относится к делу ответственно, работал с ним по очереди.
Предприниматель оставил себе две смены в неделю, а в освободившееся время занялся развитием магазина.
Провал сети
С самого начала Сергей планировал создать сеть — около пяти магазинов. После переезда с «Сокола» на новое место он запустил еще три точки, но они закрылись.
Один магазин находился на Сущевском Валу — многополосной улице, где почти всегда пробки. Сергей рассчитывал, что скучающие водители заинтересуются его магазином, если сделать яркую вывеску. К тому же Сущевский Вал находится в северной части Москвы, а рядом с магазином — метро. Это могло привлечь старых клиентов с «Сокола».
Точка открылась под новый, 2015 год. В это время в Москве стали ужесточать правила парковки и вводить за нее плату. Раньше водители оставляли машины на бордюрах, а теперь парковаться оказалось негде — даже за деньги поблизости не было мест для стоянки. Сергей не сразу понял, что дело в парковке, и списывал низкие продажи на лето. Наступила осень, а ситуация не улучшалась. В начале 2016 года Сергей закрыл магазин.
Еще одну попытку предпринял на элитном Новорижском шоссе. На съезде с него по дороге к нескольким коттеджным поселкам работал магазин фермерских продуктов. Знакомый фермер предложил Сергею к нему присоединиться. Предприниматель рассчитывал, что жители окрестных поселков заинтересуются деликатесом. В декабре 2016 года наш герой открыл там свой отдел.
Магазин размещал рекламу вдоль дороги и в местных журналах, приглашал телевидение для съемки сюжета и рассылал листовки. Реклама не сработала. Сергей пришел к выводу, что жители закупают продукты в больших магазинах на выезде из Москвы. Через полгода он съехал.
Еще Сергея приглашала сеть «Добрынинский и партнеры», которая выделяет места специализированным отделам. Предприниматель участвовать не стал — аренда оказалась для него слишком высокой.
В итоге от идеи создания сети предприниматель отказался. Запуск каждой точки обходился в полтора миллиона рублей. Сергей вкладывал деньги из своих накоплений и каждый раз их терял. Например, покупал оборудование за 400 тысяч рублей, а после закрытия точки продавал его на «Авито» за 50 тысяч.
К Сергею обращались инвесторы с предложением оформить франшизу и вложиться в рекламу. Он отказался, потому что не хотел отчитываться перед чужими людьми, как приходилось на наемной работе.
Самодельные конкуренты
В 2016 году Сергей сосредоточился на развитии в интернете. Изучил программирование и через три месяца сделал для «Хариус Хауса» новый сайт.
С первых дней интернет-магазин стал приносить столько же денег, сколько обычный магазин. Сергей понял, что все эти годы терял деньги, потому что не уделял внимания продажам в онлайне.
Тогда предприниматель стал создавать себе «конкурентов» — открывал интернет-магазины с другими ценами на тот же товар или с другим ассортиментом. Например, разбавлял деликатесы популярной рыбой — селедкой и навагой. Так он решил получить как можно больше клиентов из поиска — среди всех магазинов в выдаче несколько строчек занимают его. Идея пришла, когда предприниматель искал домой шторы и при обзвоне компаний из первой страницы в поиске попадал на одну и ту же фирму.
На запуск сайта-конкурента у Сергея уходит несколько дней. Рабочий интернет-магазин можно сделать за 20 тысяч рублей. С полным «обвесом» — онлайн-консультантом, удобной системой оплаты — в пределах 50 тысяч. На верхние позиции в поиске такой магазин попадает за три месяца.
стоить сделать рабочий интернет-магазин
Наш герой заметил, что, несмотря на низкие цены у «конкурентов», люди чаще покупают на его основном сайте. Кто-то знает бренд, а кто-то боится покупать дешевле, опасаясь низкого качества. Остальные сайты не приносят значительной прибыли. Сергей создает их, чтобы пользователи не растекались и не уходили к другим продавцам. Совершившего покупку клиента проще удержать, чем привлечь нового — если ему понравится товар, он будет покупать и дальше.
Появились у предпринимателя и настоящие конкуренты. Однако большинство просто копировали магазин: приходили, фотографировали, расспрашивали о тонкостях бизнеса, а потом повторяли. Делают что-то сами только две-три фирмы. За такими конкурентами Сергей следит, потому что они подстегивают развиваться и придумывать что-то новое.
Липовые проверки
Сергей убедился, что выгоднее сначала разобраться в вопросе, а потом поручать его другому.
Сергей платил налоги по упрощенной системе «доходы минус расходы». Заполняла бумаги и относила их в налоговую бухгалтер — и все это за 20 тысяч рублей в месяц. Когда она попросила за очередной месяц работы 40 тысяч, предприниматель решил изучить вопрос сам.
Он обнаружил, что продавать рыбу можно на патенте — платишь фиксированную сумму за год и не отчитываешься о доходах перед налоговой. Сергей расстался с бухгалтером, с которой работал больше двух лет, и перешел на патент. В 2016 году он стоил 120 000 рублей, а к 2019 году вырос до 190 000.
Оказалось, вникать самому в особенности бизнеса полезно. Пришлось также изучить закон о защите предпринимателей: разобраться, как устроены проверки и кто может их проводить.
С первой проверкой к Сергею пришли из «потребительского общества». Придрались к какой-то бумаге, которая не пропечаталась на ксероксе — вроде как цифры не совпадают. Стали угрожать, что отправят материалы «наверх» и это приведет к серьезным проверкам, но якобы вопрос можно уладить за 5000 рублей.
По неопытности Сергей заплатил, а потом нашел в интернете название проверяющих. Оказалось, что это не Роспотребнадзор, а какое-то ООО. Из той же компании звонил юрист и приглашал на консультацию. За 20 000 рублей он обещал научить, «как не попадаться». Сергей понял, что предприимчивые проверяющие делают деньги на молодых и неопытных бизнесменах. Телефон вымогателей Сергей передал в полицию.
Теперь он спрашивает, из какой компании к нему пришли, и просит показать документы. Если подозревает, что это жулики, предлагает вызвать полицию и всем вместе ее подождать. На этом проверки заканчиваются, и гости уходят.
После пожара в торговом центре в Кемерово активизировались мошенники, которые угрожали по телефону скорыми проверками. Вдогонку предлагали за деньги «организовать пожарную безопасность».
Иногда «проверяющие» приходили в магазин — Сергей отличал их по отсутствию униформы и ненастоящим названиям ведомства. Таким гостям он не разрешал заходить в подсобки и проверять проводку и счетчики. Предприниматель отправлял их к владельцу помещения — пусть обращаются с официальными уведомлениями.
Результаты
Ежемесячная прибыль зависит от сезона. Пик продаж происходит перед Новым годом, а спад — летом. При этом летом вырастают расходы на электричество, потому что приходится включать кондиционер.
Предугадать, как пойдут дела летом, сложно. Если оно холодное, продажи проседают меньше, чем в жару. В самые плохие месяцы магазин может отработать с убытком до 300 тысяч рублей. Чтобы пережить этот период, предприниматель создает подушку безопасности зимой, когда прибыль в месяц в среднем составляет 700 тысяч рублей.