бизнес план торговля рыбой
Сколько приносит рыбный ларек? История малого бизнеса по торговле рыбой и морепродуктами
Продажа рыбы как бизнес редко кем рассматривается всерьез, а зря: именно в этой области конкуренция не столь высока — это вам не десятый салон красоты в микрорайоне открывать. Reconomica взяла интервью у мелкой лавочницы, которая открыла свою палатку с рыбой 3 года назад, и сейчас неплохо зарабатывает.
Все люди разные, наша героиня не очень-то хотела раскрывать секреты и цифры по своему бизнесу, но мы долго выпытывали, поэтому получилось частично получилась история от первого лица, а частично — интервью в формате вопрос-ответ.
Как я открыла свой магазин по продаже рыбы
Здравствуйте, меня зовут Анастасия, мне 32 года, я проживаю в городе Екатеринбурге. Хочу рассказать про свой опыт в торговле рыбой.
Данная идея об открытии своего бизнеса пришла в голову благодаря моим родителям. Они предложили дать денег на открытие. По времени ушло достаточно. Пока происходило оформление документов, подготовка оборудования, обращения в СЭС, прошло месяцев 5.
Затраты на открытие получились большими. Мы ожидали, что не все изначально будет идеально, и люди горой не пойдут, так оно и было. Заходило в день максимум человек 5, а планировали в день продавать по 10 и более килограмм, по подсчетам это выходило минимум в 25 тысяч рублей, а продавали на 4 тысячи всего. Но, спустя недели две люди начали почаще заходить и результат, в скором времени, превзошёл первоначальные ожидания.
Нет сегодняшний момент наш бизнес по торговле рыбой работает уже 3 года и дальше планируем продвигаться. А теперь я расскажу какие были трудности, что происходило, и чего не следует делать, а также как избежать той или иной проблемы, которая может возникнуть.
Главные проблемы — найти нормального поставщика и отбиться от конкурентов
Данная проблема всегда была, есть и будет актуальной в рыбном бизнесе. Итак, именно для меня были проблемами при открытии магазина и начале работы поставщик и конкуренция.
Конкуренция в розничном бизнесе
Ох, сколько же можно услышать от людей, пытающихся сохранить свой бизнес…
Дело было так: мы с мужем решили открыть свой бизнес, немного подумав, решили заняться рыбкой. Ну, думаем, сейчас дела в гору пойдут, но не тут-то было. Спустя месяц с даты нашего открытия, пришёл мужчина и начал угрожать и требовать моральной компенсации. На логический вопрос о том, за что это вдруг, последовал интереснейший ответ:
Вы увели у меня клиентов, а это значит, либо деньги, либо хуже будет!
Боролись с этой “проблемой” недолго. Сразу говорю, что пытаться напакостить этому человеку своими силами у нас, к сожалению, не получилось, до такого уровня не стали опускаться. Нашли гениальный способ. При очередном разговоре записала я все на диктофон и шантажировать начала: если не отстанешь от нас, то в полицию пойду с этой записью.
Вроде бы как все утихомирилось, но после данного разговора не прошло и месяца, как начали на торговой площадке разрисовывать все с ненормативной лексикой. Тут ясное дело было, кто виновник данного торжества, только вот не доказать было. И как назло, пошли в убыток. Можно сказать, работали на аренду. Думали, что этот мужчина все подстроил и решил так избавиться от конкуренции с нами. Но у него самого были проблемы и был он на грани банкротства. Люди к нему вообще перестали ходить из-за некачественного товара.
Выбор поставщика и поддержание ассортимента рыбной продукции
Вторая проблема — некачественные поставщики. В общей сложности суть их такова: побольше из вас вытащить денег. Многие завышают цены, привозят то тухлую рыбу и доказывают что она у нас испортилась, то не ту продукцию, которую заказывали, и самое важное — не могут поставлять именно в ту дату и время, на которую договорились.
Искали мы изначально поставщиков через интернет. По срокам первый поставщик успевал, всегда привозил когда нужно, цена была средней, но, с другой стороны, он ее хотя бы не завышал. А в последнее время начали замечать, что на партию привоза пара-тройка рыб не свежие.
Поговорили с парнем — он выдаёт:
Это у вас испортилась, а я ее свежую привозил. У нас вся продукция только первой свежести!
Ну, думаю, ладно. Нашли другого поставщика, но вот там с ценой не понравилось. Мужчина завышал цену за доставку так, что она перекрывала практически закупочную стоимость.
Советы по выбору хорошего поставщика
Чем больше выбор продукции — только лучше! Должна быть на прилавке рыба, во всех видах (свежая, замороженная, вяленая, копченая). Не стоит забывать и о морепродуктах (мидии, креветки, раки и др).
Именно с этими двумя проблемами мы столкнулись в бизнесе. Опыт приходит со временем, и в данное время наш ларёк приносит прибыль и не доставляет таких заморочек, которые были изначально. Если вы все таки решили заняться рыбным делом, то сразу же говорю, наберитесь терпения. Один выбор поставщика чего стоит. Везде есть свои трудности и проблемы, но преодолейте их, и у вас начнется белая и прибыльная полоса.
FAQ по рыбному бизнесу. Все ключевые моменты и реальные цифры для бизнес-плана
Вопрос: Какова средняя закупочная цена килограмма рыбы? Средняя цена реализации?
Ответ: Закупочная цена — 140 рублей за кг, продаём по 250 рублей.
Вопрос: Какие сорта рыбы самые ходовые?
Ответ: Лососевые: форель, семга, еще хорошо берут карпа.
Вопрос: Какова средняя прибыль маленького магазина за месяц?
Ответ: За прошлый месяц [перед интервью — октябрь 2017] заработали 112000 рублей.
Вопрос: Сколько рыбы вы реализуете в день? Какова максимальная дневная выручка за все время работы магазина?
Ответ: По-разному. Максимальная выручка за 3 года была перед Новым годом в 2016, сумма составила порядка 15000 рублей.
Вопрос: Каковы суммарные затраты на открытие точки по торговле рыбой?
Ответ: Полная сумма затрат на открытие моей рыбной лавки составила 800000 рублей, из них покупка и установка оборудования — более 250000, оформление всей необходимой документации — 7000 рублей.
Вопрос: Какая оборачиваемость у замороженной рыбы?
Ответ: В месяц на обновление товарных запасов тратим от 10 до 20 тысяч примерно.
Вопрос: Сколько платите за аренду?
Ответ: Аренда помещения и коммунальные платежи — 23500 рублей в сумме.
Вопрос: Что требуют СЭС и Роспотребнадзор от предпринимателя?
Ответ: В помещении магазина должны быть проведены канализация и водоснабжение, вентиляция, кондиционер, освещение, планировка, оборудование. Нужно обеспечить хранение продукции, проверки по срокам годности, своевременную реализацию продукции, гигиенические требования (должны быть шапки и перчатки) Долго и бессмысленно рассказывать. Вот ссылка, в которой подробно написано все, что нужно знать начинающим.
Вопрос: Вымогают ли взятки чиновники и проверяющие органы?
Ответ: Были попытки вымогательства взяток, но не получалось, так как в моем магазине все было по ГОСТу.
Вопрос: Когда у магазина пиковые часы? Есть ли в этом бизнесе сезонность?
Ответ: Пиковые часы работы с 5 до 7 вечера, люди идут с работы и захватывают рыбу, чтобы сразу приготовить ужин. Сезонности особой нет, но есть так называемый кризис.
Вопрос: Наняли ли вы продавцов, или каждый день ходите на работу?
Ответ: Хожу на работу сама, так больше заработок.
Вопрос: Какой средний чек на покупателя? Сколько килограмм рыбы берет средний покупатель?
Ответ: В среднем, покупатель оставляет по 1000 рублей, но бывают как больше, так и меньше. Очень часто берут 3-4 кг.
Вопрос: Сколько товара портится и выбрасывается за месяц уже после выбора нормального поставщика?
Ответ: Опять же, зависит от клиентов, но от 2 кг выкидывается ежемесячно точно.
Памятка для начинающих
Давайте проговорим основные моменты, от которых зависит успех вашего будущего предприятия.
Что же нужно для удачного и прибыльного рыбного бизнеса?
Подытожим
Итак, для того, чтобы открыть свой бизнес, нужно много потрудиться, а для того, чтобы на дальнейшее время все процессы работали, как часы, нужно постараться соблюдать эти пункты, и именно тогда у вас получится избежать таких проблем, которые возникли у меня при освоении малого бизнеса.
Как открыть рыбный магазин с нуля?
Рыба – полезный и вкусный продукт, не уступающий по своим свойствам прямому конкуренту – мясу. Войти в этот бизнес достаточно сложно, потому что морепродукты реализуются везде, начиная от рынка и небольших палаток и заканчивая супермаркетами. Особенность в том, что продажа рыбы в продовольственных магазинах общего назначения и в специализированных точках имеет существенные отличия. К примеру, в супермаркете не всегда можно встретить деликатесы, когда в рыбном павильоне постоянно присутствует максимальный ассортимент. Чтобы дело оказалось прибыльным необходимо разработать бизнес-план рыбного магазина с подробными инструкциями.
Описание бизнеса и цели
Рыбный магазин (павильон) представляет собой специализированный бизнес по реализации рыбы, морепродуктов и сопутствующей продукции.
Ценовая категория товара рассчитана на все слои населения, поскольку ассортимент включает как дешевые наименования, так и морские деликатесы. При этом розничная стоимость может выгодно отличаться от конкурентов в меньшую сторону за счет больших оптовых поставок непосредственно от производителя.
Возрастная категория покупателей – 25-65 лет, в основном женщины. Во-первых, наивысшая платежеспособность населения варьируется именно трудоспособным возрастом. Во-вторых, в среднестатистической семье России за продуктами ходят именно женщины, которые и занимаются приготовлением пищи в домашних условиях.
Цель – открыть и запустить рыбный бизнес в короткие сроки с окупаемостью 6-8 месяцев. Кроме основной цели, можно выделить несколько сопутствующих, без которых доходность дела невозможна:
Открыть рыбный магазин с нуля поможет разработка бизнес-плана и поэтапное выполнение каждого шага.
Преимущества и недостатки открытия рыбного магазина
Учитывая, что перечисленные минусы характерны для большинства предпринимательских направлений гастрономического характера, то критерии легко решаемы. Необходимо лишь ответственно подойти к каждому этапу, чтобы проблемы исчезли сами собой.
С чего начать?
Подготовительный этап включает теоретическую часть, которая впоследствии реализуется на практике. Сюда входит оценка рынка и анализ конкурирующих магазинов, палаток и киосков. Если учесть их слабые и сильные стороны, то можно избежать большинства ненужных действий и изначально развиваться в верном направлении.
Оценка рынка
Этап заключается в исследовании покупательской способности близлежащих торговых точек, занимающихся продажей рыбы. Сначала определяется район для оценки рынка, а затем по возможности посещаются все магазины. Если место для собственного павильона не выбрано, то исследуются несколько районов сразу.
Итог: востребованность рыбной продукции актуальна там, где есть уже 1-2 аналогичные точки с высоким наплывом покупателей.
Анализ конкурентов
После оценки рынка тщательно анализируется деятельность конкурентов. Следует обращать внимание как на прибыльные торговые места, так и на убыточные. Это поможет определить слабые и сильные стороны бизнеса в сравнительном анализе.
Моменты, требующие внимания:
Для успешной торговли рыбой и морепродуктами не нужно копировать деятельность рядом стоящего магазина. Достаточно провести качественный мониторинг и вобрать в свой бизнес положительные стороны всех конкурентов.
Организационный план
Организационные действия по открытию рыбного магазина включают в себя регистрацию предпринимательской деятельности, поиск и подготовку помещения, закупку оборудования и многое другое.
Полноценный организационный план подразумевает выполнение всех мероприятий, которые заканчиваются открытием торговой точки и реализацией товара.
Регистрация магазина, документы
С чего начать бизнес – распространенный вопрос после окончания всех подготовительных мероприятий. Во-первых, необходима регистрация предпринимательской деятельности. Для начинающих бизнесменов идеально подойдет статус ИП. Лицензия стоит 800 рублей и оформляется в течение нескольких дней.
ООО – юридический статус, необходимый для бизнеса в более крупных масштабах. К примеру, при открытии второго, третьего магазина, а также распространение деятельности в соседних регионах. Юридическому лицу проще вести бухгалтерию и переговоры с поставщиками. Но на начальном этапе достаточно открыть ИП, чтобы полноценно запустить бизнес.
Регистрация ИП предусматривает несколько простых этапов:
В заявлении указывается специальный код ОКЭВД – 47.23.
Далее следует обратиться в Роспотребнадзор, СЭС и пожарную инспекцию, чтобы получить соответствующие разрешения на ведение бизнеса. По месту сотрудники каждой организации проинструктируют о необходимых действиях и документах, которые нужно предоставить в будущем.
Важно! В компании по надзору следует обращаться несколько раз: до аренды помещения, чтобы получить необходимые документы для организации места торговли; после аренды помещения, чтобы контролирующие органы проверили актуальность выполненных требований на соответствие магазина нормам законодательства.
Список документов для открытия точки:
Список документов, подлежащих хранению в магазине:
Поиск поставщиков
Рыба – скоропортящийся продукт, поэтому к поиску поставщиков нужно подойти максимально серьезно. Моменты, на которые следует обращать пристальное внимание:
Качество продукции – основной критерий при выборе поставщика, поэтому иногда лучше закупать рыбу по несколько завышенной цене, но с гарантией свежести.
Требования к помещению
Основные критерии, влияющие на выбор помещения, касаются соответствия нормам законодательства:
Остальные требования к помещению предъявляются исключительно предпринимателем:
В каждом индивидуальном случае предприниматель предъявляет собственные критерии к помещению в зависимости от масштаба будущего бизнеса.
Оборудование
Минимальный комплект оборудования включает в себя:
Для торговли живой рыбой потребуется аквариум. Крюки – для копченой продукции. Стол из нержавеющей стали со льдом для хранения лососевых.
Составление ассортимента магазина
Видов рыбы и морепродуктов очень много, но не стоит стремиться заполнить прилавки по максимуму. На первое время отдается предпочтение недорогой и востребованной продукции. Конкретные наименования рыбы лучше всего уточнить у поставщиков, а также воспользоваться наработками по анализу конкурентов.
Общий ассортимент рыбного магазина следующий:
Следует понимать, что в рыбный магазин заходят за различной продукцией. Основная категория покупателей приобретает свежую, замороженную или соленую рыбу. Но немало тех, кто регулярно покупает копчености, снеки к пиву и домашним праздникам. В перспективе желательно иметь в продаже весь возможный ассортимент, соответствуя критериям специализированного магазина высокого качества.
Наем персонала
На первом этапе минимальный штат сотрудников должен включать в себя:
В последствии можно нанять бухгалтера, администратора, продавцов или специальных людей для разделки рыбы.
Важно: категорически не рекомендуется привлекать к работе родственников и знакомых, поскольку это мешает профессиональному ведению бизнеса. В случае конфликтных ситуаций отношения портятся как в рабочем плане, так и в рамках личного общения.
Наличие опыта работы в сфере торговли для продавцов, особенно с рыбной продукцией, обязательно. Кроме этого, сотрудники должны обладать приятной внешностью, грамотной речью в рамках общения с покупателями и сдержанным характером.
Маркетинг и реклама
Мало просто открыть рыбный магазин – требуется привлечь покупателей в короткие сроки. Для этого нужна продуманная рекламная кампания. При наличии средств можно воспользоваться услугами местного телевидения и радио. При небольшом бюджете – промоутеры, листовки, рекламная вывеска.
Цель компании – охватить район местонахождения магазина. Это можно сделать несколькими способами:
Ну и самый лучший маркетинговый ход – высокое качество продукции и невысокие цены. «Сарафанное радио», а именно хвалебные отзывы о магазине и товаре из уст в уста покупателей, быстро облетит не только район нахождения торговой точки, но и весь город.
Финансовый план
Четкое распределение средств – залог успешности предприятия. Именно поэтому всегда нужно заранее планировать траты, чтобы не возникла ситуация нехватки денег перед открытием магазина.
Инвестиции в рыбный магазин
Вложения на старте:
Итог: 197 800 рублей.
Текущие расходы
В первый месяц предполагаются следующие траты:
Итог: 130 000 рублей.
Доходы от реализации рыбы
Прибыль от реализации продукции напрямую зависит от покупательской способности и проведенной рекламной кампании.
На основе простых расчетов можно вычислить приблизительную месячную выручку:
Итог: 240 000 рублей общая прибыль с магазина.
Прибыль
Рассчитать чистую прибыль следует по формуле – из общего дохода вычитаются месячные затраты.
240 000 – 130 000 = 110 000 рублей в месяц.
Рентабельность и срок окупаемости
Выйти на доход в 110 000 рублей в месяц сразу не получится, поскольку изначальные траты на закупку товара и скорость его реализации будут минимальными.
В первый месяц предприниматель закупает лишь «ходовую» продукцию и по минимуму деликатесы. Узнаваемость магазина также будет крайне низкой.
Предположительно со 2-3 месяца покупательская способность начнет возрастать, а ассортимент расширяться. При этом работать в полном объеме без дополнительных вложений не получится. Магазин будет лишь окупать ежемесячные траты.
Начиная с 4-го месяца бизнес начнет работать в плюс, а спустя пару месяцев вполне реально выйти на чистый доход в 100 000 рублей.
Таким образом, рентабельность рыбного бизнеса составляет 20-25%, а срок окупаемости полгода.
Торговля рыбой выгодной отличается от других видов бизнеса продовольственного направления. Во-первых, востребованность продукции – рыбу едят практически все, включая детей и людей, сидящих на диете. Это диетический и вкусный продукт. Во-вторых, товар не имеет сезонности, однако в момент праздников доход от продаж значительно увеличивается. Подробный бизнес-план открытия рыбного магазина, следование инструкциям и грамотное распределение финансов способствуют быстрой окупаемости и расширению собственного дела.
Бизнес: магазин северной рыбы
Как зарабатывать на продуктах, которых не найти в Москве
Шесть лет назад Сергей не смог достать в столице деликатесную сибирскую рыбу — ни в магазинах, ни через знакомых.
В то время он отвечал за поставки кофе по России в международной корпорации. Сергей бросил карьеру и встал за прилавок продавать незнакомую москвичам северную рыбу.
Сегодня он зарабатывает на этом 150 тысяч рублей в месяц.
Почему рыба
После института Сергей занимался продажами и вырос до руководителя отдела в международной компании. Работа в корпорации надоела: есть зарплата, соцпакет, но удовольствия все меньше, а жизнь похожа на день сурка. Представляешь себе, что ты важный человек, у тебя деловой костюм, машина, фитнес, но если завтра уволишься, в компании ничего не изменится — значит, не такой уж ты и важный.
Перед Сергеем встал выбор: уходить на новое место, опять крутиться на таких же собраниях и отчетах или сменить сферу.
Хобби у Сергея не было. Он перебирал идеи и вспомнил, как однажды не смог найти в Москве северную рыбу к празднику.
Северная рыба — это хариус, нельма, сиг, муксун, омуль и чир. Они относятся к семейству лососевых, отличаются жирностью и нежным вкусом. Такую ценят в Сибири: едят копченой, вяленой, маринованной и даже сырой — готовят из нее строганину.
Сергею удалось попробовать деликатес благодаря работе. Он часто ездил в командировки и привозил из них что-то местное. Например, копченую рыбу из Сургута в подарок родителям. Цена на экзотику оказалась около тысячи рублей за килограмм — вдвое выше, чем ожидал Сергей. Но, попробовав рыбу сам, он пожалел, что взял мало — такой вкусной она оказалась.
Позже Сергей захотел купить северную рыбу к семейному празднику. Искал в магазинах, интернете, через знакомых, но достать деликатес в Москве не вышло.
Вспомнив эту историю, Сергей понял, что ниша свободна. У него не было бизнес-плана, партнеров и людей, которые могли бы дать совет. При этом оставаться на работе и параллельно открывать бизнес не хотелось. В таком случае есть риск что-то не доглядеть, а задача — делать на все сто.
В конце лета 2012 года наш герой уволился, отвел себе месяц на отдых, а после взялся за работу. Он хотел открыться до Нового года, чтобы продавать рыбу как деликатес к праздничному столу.
Поставщики без документов и рыбная доставка
Сергей хотел все делать по правилам: закупать рыбу по договору и переводить оплату на счет. От поставщика ему нужны были документы, которые подтверждают качество рыбы: декларация соответствия и ветеринарное свидетельство. Без этих бумаг торговать нельзя.
Около месяца Сергей искал профильные журналы и сайты компаний, чтобы найти контакты поставщиков с документами. Толку было мало. Рыбу заготавливали кустарно и продавали в магазинах и на рынках тех же регионов, где ее ловили.
Поиски продолжились на «Авито»: Сергей сосредоточился на объявлениях о продаже рыбы в сибирских городах. Звонил по указанным телефонам, но попадал на простых рыбаков. Они были готовы прислать рыбу, если Сергей переведет им деньги на карту. Такой вариант не подходил. Тогда наш герой просил контакты других людей, которые покупают улов у рыбаков, звонил им, просил контакты следующих и так раскручивал цепочку поставок. Оказалось, рыбаки сдают улов в кооператив, а тот передает рыбу оптовикам.
Еще поставщики отказывались продавать по два-три килограмма: мороки с отправкой в Москву много, а прибыли мало. При этом Сергей не мог закупать много рыбы каждого вида — непонятно, на что будет спрос.
Сергей использовал опыт продажника и упирал на то, что начнет закупать постоянно и объемы вырастут. Даже предлагал заплатить за первую поставку в полтора раза больше, например, не 400, а 600 рублей за килограмм свежемороженой рыбы. На этих условиях сумел договориться.
Первыми поставщиками стали небольшие хозяйства и индивидуальные предприниматели из Красноярска, Иркутска, Норильска. За первую партию рыбы Сергей заплатил 400 тысяч рублей, включая доставку. Закупил мороженую рыбу по несколько штук разных видов, нарезку копченой тоже по несколько упаковок, вяленую рыбу.
потратил Сергей на первую партию рыбы
Заказы в Москву доставляли самолетом. В аэропорту отправитель сообщал сотрудникам грузового терминала нужный для рыбы температурный режим и объем груза. Те клали ее в термосы — изотермические контейнеры — и доставляли в багажном отделении рейсового самолета. По прилету товар складывали в аэропорту в холодильник, откуда Сергей мог его забрать.
Первые партии предприниматель подгадал под самое открытие с разницей доставки в день-два — это было важно, чтобы соблюсти сроки хранения. Приезжать за рыбой в аэропорт пришлось раз пять — она прилетала то в Домодедово, то в Шереметьево, то во Внуково.
Уже за следующими поставками Сергей приезжал после смены — грузовой терминал работает круглосуточно. Со временем подписал договор со службой доставки и оформил доверенность — по ней сотрудник транспортной компании получал в аэропорту товар и привозил в магазин.
Доставка рыбы самолетом стоила от 30 до 60 рублей за килограмм. Чем дальше регион — тем выше цена. Например, привезти из Якутии нельму весом 10 кг обходилось в 600 рублей. Отправление того же веса из Красноярска стоило 300 рублей. Доставка рыбы из аэропорта — это еще 5 тысяч рублей.
Нельзя ждать, пока в грузовом терминале накопятся заказы из городов, и забрать их все скопом. У рыбы разный срок годности, а аэропорт с третьего дня начинает брать плату за хранение груза. Подгадать так, чтобы поставщики прислали заказы одновременно, не получится, потому что они зависят от улова.
На запуск магазина — миллион рублей
У Сергея было открыто ИП: в середине 2000-х он пробовал заниматься шелкографией — наносить рисунок на ткань, стекло и пластик. Для рыбного магазина осталось только добавить новый код ОКВЭД — торговлю рыбой и морепродуктами.
Санитарных разрешений для продажи не потребовалось: они должны быть у поставщика на цех, где готовят рыбу. Также поставщик получает декларацию соответствия и ветеринарное свидетельство на всю продукцию — и сырую, и переработанную. Копии бумаг он передает Сергею — их могут попросить покупатели, чтобы убедиться, что рыба не от браконьеров.
Для магазина нужно помещение — где его найти, Сергей не знал. Сначала позвонил в риелторские агентства. Они согласились подобрать площадь не менее 1500 квадратов, но для магазина это много. Пришлось искать самостоятельно на «Циане» и «Авито».
Сергей рассчитывал продавать рыбу как премиальный продукт. Чтобы понять, в каком районе живут потенциальные покупатели, посмотрел на карту магазинов «Азбука вкуса». Больше сосредоточилось на западе, северо-западе и юго-западе Москвы. В этих районах он и искал помещение.
Через месяц попался вариант на 22 м² у метро «Сокол». Сергей спросил совета у отца, который знал эти места: «Район богатый, однозначно бери». Аренда стоила 90 тысяч рублей — столько же пришлось отдать как депозит за последний месяц.
отдал Сергей за аренду в первый месяц
Это был павильон на небольшом рынке — без ремонта, воды и отопления. Ремонтом Сергей занялся вместе с отцом, потому что не хотел тратить деньги на услуги строителей. Вместе выровняли и покрасили стены, повесили лампы, купили радиатор для обогрева, провели воду и сделали рукомойник — на все потратили 50 тысяч рублей.
Поставщики посоветовали, какие морозильник и витрины купить. Размеры витрин Сергей определял в самом павильоне: чертил мелом на полу, как они встанут. Если видел, что не помещаются, стирал, рисовал в других размерах или менял местами.
Еще купил кассу, весы, сканеры для чеков, вывеску. На все оборудование ушло 400 тысяч рублей.
Оставалось придумать название и фирменный стиль. Друзья-предприниматели в свое время обращались за этим в агентство — услуги стоили 120 тысяч рублей. Наш герой посчитал, что это дорого.
Сергей нашел биржу фрилансеров и бесплатно выложил там тендер — так получил несколько предложений. Идею хотелось обсудить лично, поэтому остановился на исполнительнице из Москвы. Она придумала название «Хариус Хаус» — обыграла название одной из сибирских рыб, хариуса. Для фирменного стиля подобрала коричневый цвет, который напоминал копченую рыбу. Так название, логотип и фирменный стиль обошлись предпринимателю в 35 тысяч рублей вместо 120 тысяч.
заплатил предприниматель за название, логотип и фирменный стиль
Предприниматель открыл магазин к Новому году, как и планировал. В запуск он вложил свои и занятые у знакомых деньги — всего около миллиона рублей.
Запуск в 2012 году — 1 065 000 рублей
Закупка товара | 400 000 Р |
Закупка оборудования | 350 000 Р |
Аренда помещения 22 м² за два месяца | 180 000 Р |
Ремонт | 50 000 Р |
Тара и емкости для хранения рыбы | 50 000 Р |
Логотип, название, фирменный стиль | 35 000 Р |
Первые продажи и неожиданный снос
В первые дни витрины в магазине выглядели, как в дефицитные годы, — по две-три рыбы каждого вида.
Сергей сам стоял за прилавком ежедневно с десяти утра до девяти вечера. Нанимать продавцов не хотел — ему было интересно заниматься всем самому.
Предприниматель понимал, что поначалу продажи будут невысокими, но не знал, как правильно считать экономику. Он разделил стоимость аренды на количество дней в месяце. Получилось три тысячи рублей в день — Сергей решил, что ежедневных продаж на эту сумму достаточно. Казалось, главное — отбить аренду, а про закупку, электричество и другие расходы Сергей не подумал. Не заложил в эту сумму даже заработок — для выживания в первое время подготовил подушку безопасности.
В основном в магазин заглядывали местные пенсионеры и удивлялись ценам на рыбу: тысяча рублей за килограмм сырой, почти две тысячи — за копченую.
Раскрутить продажи помогли объявления в соцсетях, прежде всего в Фейсбуке. Сергей завел для магазина отдельную страницу и продвигал отдельные посты. Давал рекламу на 300 рублей, смотрел на результат и, если видел эффект, увеличивал бюджет. Затем заработало сарафанное радио.
Рыбу бронировали прямо под постом в Фейсбуке. Сергей отправлял заказы через службу доставки: до четырех тысяч рублей — за счет покупателя, дороже — за свой. Все заказы обрабатывал вручную, а контакты сохранял в телефоне на будущее.
Благодаря рекламе бизнес стал окупаться с первого месяца — обошлось без кассовых разрывов. За полгода Сергей вернул долги, которые брал на запуск магазина.
Убытки тем не менее тоже были. Когда продажи пошли и предприниматель увеличил закупки, из Якутска пришла некачественная рыба: просроченная, в поврежденной вакуумной упаковке. Сергей потребовал, чтобы поставщик забрал рыбу и вернул деньги, но тот свалил вину на транспортную компанию и отказался возмещать 200 тысяч рублей.
Весной 2013 года павильоны на «Соколе» попали под снос. В конце апреля собственник сообщил, что помещение обесточат через неделю. Торговать рыбой без электричества невозможно, поэтому Сергей перестал закупать товар, а на остатки объявил скидку в тридцать процентов. Оборудование ушло в гараж, зато собственник вернул Сергею деньги за неиспользованные дни аренды.
Прибыль за последний месяц составила 400 тысяч рублей.
Сергей не особо расстроился из-за закрытия магазина, потому что летом продажи все равно падают — люди уезжают из города и в целом меньше едят рыбу. Предприниматель собирался перезапуститься и верил, что постоянные клиенты придут за рыбой хоть куда. Вышло иначе.
Перезапуск
Через полтора месяца Сергей нашел помещение на юге Москвы. Площадь магазина была больше — 55 м². Это позволяло организовать подсобные комнаты. Аренда стоила 200 тысяч рублей в месяц, а вместе с оплатой за последний месяц обошлась в 400 тысяч.
Ремонт потребовался более сложный, поэтому Сергей нанял бригаду на строительном рынке. Рабочие возвели стену, чтобы отделить склад и подсобку, поменяли батареи и установили кондиционер. Работы и материалы стоили 150 тысяч рублей.
Всего на переезд, включая новую закупку рыбы, ушло больше миллиона рублей. В этот раз Сергей не занимал деньги у друзей — хватило собственных накоплений.
Еще после старта первой точки предприниматель собирал телефоны клиентов, чтобы рассылать смс об акциях и новых поставках. Поэтому после перезапуска ему было кого пригласить в новый магазин.
Тем не менее покупатели приходить не торопились. Сергей даже предлагал им доставку рыбы на дом, но услугой не пользовались. Пришлось наращивать аудиторию заново.
Открытие нового магазина — 1 150 000 рублей
Закупка и доставка рыбы | 600 000 Р |
Аренда помещения 55 м² за два месяца | 400 000 Р |
Ремонт | 150 000 Р |
Своя коптильня и полуфабрикаты
У Сергея три источника дохода: рыба от поставщиков, рыба горячего копчения от своей коптильни и полуфабрикаты. Свое копчение дает половину выручки магазина.
У северной рыбы есть сезонность. Ловят ее летом и зимой, потому что ранняя весна и осень — время нереста. Самая вкусная рыба — зимняя, выловленная из-подо льда и там же, на льду, замороженная. Знатоки предпочитают покупать рыбу именно зимой — из нее получается лучшая строганина. Если берут сыромороженую летом, то осознанно — понимают, что такого вкуса, как зимой, ждать не стоит. Правда, если в рыбе не разбираться, разницу можно не заметить.
может стоить килограмм нельмы, самой крупной рыбы
С весны по осень хорошо продается переработанная рыба — копченая, соленая и вяленая. Обработка сглаживает вкус, поэтому он меньше зависит от времени вылова.
Цена рыбы зависит от квот на вылов, которые выделяют рыбакам: чем меньше в этом сезоне разрешено поймать рыбы, тем она будет дороже. Крупные экземпляры попадаются реже и ценятся выше. Самая крупная рыба — нельма, ее стоимость доходит до 2700 рублей за килограмм.
Переработанная рыба стоит в два раза дороже замороженной. Например, мороженый муксун обойдется в 1300 рублей, а холодного копчения — в 1900. При этом филе дороже целой тушки: рыбу уже почистили, выпотрошили, разделали и выбросили голову и хвост.
С копчением вообще получилось интересно. Еще в Сургуте Сергей попробовал рыбу горячего копчения и с момента открытия магазина мечтал ее продавать. Останавливали короткие сроки хранения — 72 часа. Поставщики отказывались продавать такую рыбу — не успеет дойти до Москвы свежей.
Тогда предприниматель решил коптить рыбу самостоятельно. Правда, от мысли о своей коптильне отказался — для этого нужно отдельное помещение, которое отвечает санитарным нормам.
Сергей начал искать коптильню в интернете и обзванивать производства, но все отказывались из-за маленького объема. Только через полгода после запуска первого магазина нашелся вариант в Калужской области. Местная коптильня не была избалована крупными заказами и согласилась с ним работать.
Правда, поначалу рыба не получалась. Технолог при коптильне никогда не работал с сибирской рыбой и не мог подобрать нужную рецептуру, время и температуру копчения. То его не устраивал вкус, то плотность мяса или количество соли.
Тогда предприниматель привез в Москву двух технологов из Якутска и Красноярска — их контакты получил от своих же поставщиков. Он оплатил им перелет и проживание и заплатил по 20 тысяч рублей за работу. Всего ушло 100 тысяч рублей, зато на руках у предпринимателя оказалась разработанная рецептура для копчения.
ушло у Сергея на разработку рецептуры копчения
Для продажи товара с коротким сроком годности нужен стабильный спрос. Для этого Сергей разрекламировал новинку в соцсетях: рыба вкусная, приготовлена вручную и купить ее в Москве больше негде.
Стал работать по предзаказам. Собирал заявки до вечера вторника, после этого на производстве рыбу размораживали, солили, коптили и к четвергу привозили в магазин.
Сергей платит коптильне 70 рублей за каждый килограмм рыбы и дополнительно оплачивает транспортировку. Ее выполняет частный водитель, у которого машина-рефрижератор: он везет другие грузы и заодно берет заказы Сергея. За один раз водитель получает 1500 рублей.
Сергей понемногу коптит рыбу и для ресторанов. К предпринимателю обращались другие магазины с просьбой коптить рыбу для них, но он отказывался: печь маленькая, и, если делать больше, качество упадет. Есть риск, что из-за спешки коптильня не до конца разморозит рыбу, неправильно ее просолит или недостаточно выдержит.
Реклама у блогеров не сработала
Первый сайт магазина Сергей запустил в первый год работы. Он обошелся в 30 тысяч рублей, был красивым, но неудобным. Предприниматель не мог сам поменять цену и фотографии, а разработчик за каждое изменение брал 500 рублей.
Сергей продвигал магазин через платные объявления в поисковиках и соцсетях — вкладывал в них 20 тысяч рублей в месяц. Эта сумма отбивалась за неделю. Самый большой выхлоп давала реклама в Фейсбуке — после объявления о новой поставке рыбу раскупали за два дня.
Когда Сергей только открылся, набирали популярность кулинарные мастер-классы. Для раскрутки организаторы приглашали поучаствовать блогеров-кулинаров в обмен на отчет в соцсетях. Продукты и технику на мероприятия предоставляли производители, чтобы их тоже упомянули в отчете. Организаторы предлагали Сергею дать на мастер-классы рыбу, но отдачи от акций не было. Посты блогеров читали и комментировали такие же блогеры, а в магазин никто не приходил.
Сейчас Сергей знает большинство клиентов в лицо. Они рассказывают о детях и собаках, некоторые заходят пообщаться, не покупая. Он ценит такую лояльность, а сарафанное радио приносит новых клиентов.
Продавец выпивал с клиентами
Работа в магазине приносила Сергею удовольствие, и первый год он стоял за прилавком без выходных. Если было время, мог почитать или делал что придется: мыл пол или разгружал рыбу.
Через год такой работы Сергей понял, что теряет деньги, потому что увяз в повседневных делах. Стали теряться старые друзья — перестали звать на встречи, раз он все равно всегда занят.
Предприниматель решил найти продавца, чтобы работать с ним по очереди. Объявления разместил в соцсетях и на «Авито».
Сотрудники поначалу попадались разные. Однажды Сергей приехал в магазин через час после закрытия, а входная дверь оказалась не заперта. Предприниматель позвонил продавцу, и тот объяснил, что пошел выносить мусор и забыл про дверь. Сергей сказал продавцу, чтобы больше на работу он не выходил. Другой сотрудник выпивал на работе прямо с клиентами.
Первые два-три месяца, пока не нашел подходящего сменщика, Сергей постоянно появлялся в магазине. Смотрел, как продавцы работают, общаются с людьми, следят за порядком. Когда понял, что новый человек относится к делу ответственно, работал с ним по очереди.
Предприниматель оставил себе две смены в неделю, а в освободившееся время занялся развитием магазина.
Провал сети
С самого начала Сергей планировал создать сеть — около пяти магазинов. После переезда с «Сокола» на новое место он запустил еще три точки, но они закрылись.
Один магазин находился на Сущевском Валу — многополосной улице, где почти всегда пробки. Сергей рассчитывал, что скучающие водители заинтересуются его магазином, если сделать яркую вывеску. К тому же Сущевский Вал находится в северной части Москвы, а рядом с магазином — метро. Это могло привлечь старых клиентов с «Сокола».
Точка открылась под новый, 2015 год. В это время в Москве стали ужесточать правила парковки и вводить за нее плату. Раньше водители оставляли машины на бордюрах, а теперь парковаться оказалось негде — даже за деньги поблизости не было мест для стоянки. Сергей не сразу понял, что дело в парковке, и списывал низкие продажи на лето. Наступила осень, а ситуация не улучшалась. В начале 2016 года Сергей закрыл магазин.
Еще одну попытку предпринял на элитном Новорижском шоссе. На съезде с него по дороге к нескольким коттеджным поселкам работал магазин фермерских продуктов. Знакомый фермер предложил Сергею к нему присоединиться. Предприниматель рассчитывал, что жители окрестных поселков заинтересуются деликатесом. В декабре 2016 года наш герой открыл там свой отдел.
Магазин размещал рекламу вдоль дороги и в местных журналах, приглашал телевидение для съемки сюжета и рассылал листовки. Реклама не сработала. Сергей пришел к выводу, что жители закупают продукты в больших магазинах на выезде из Москвы. Через полгода он съехал.
Еще Сергея приглашала сеть «Добрынинский и партнеры», которая выделяет места специализированным отделам. Предприниматель участвовать не стал — аренда оказалась для него слишком высокой.
В итоге от идеи создания сети предприниматель отказался. Запуск каждой точки обходился в полтора миллиона рублей. Сергей вкладывал деньги из своих накоплений и каждый раз их терял. Например, покупал оборудование за 400 тысяч рублей, а после закрытия точки продавал его на «Авито» за 50 тысяч.
К Сергею обращались инвесторы с предложением оформить франшизу и вложиться в рекламу. Он отказался, потому что не хотел отчитываться перед чужими людьми, как приходилось на наемной работе.
Самодельные конкуренты
В 2016 году Сергей сосредоточился на развитии в интернете. Изучил программирование и через три месяца сделал для «Хариус Хауса» новый сайт.
С первых дней интернет-магазин стал приносить столько же денег, сколько обычный магазин. Сергей понял, что все эти годы терял деньги, потому что не уделял внимания продажам в онлайне.
Тогда предприниматель стал создавать себе «конкурентов» — открывал интернет-магазины с другими ценами на тот же товар или с другим ассортиментом. Например, разбавлял деликатесы популярной рыбой — селедкой и навагой. Так он решил получить как можно больше клиентов из поиска — среди всех магазинов в выдаче несколько строчек занимают его. Идея пришла, когда предприниматель искал домой шторы и при обзвоне компаний из первой страницы в поиске попадал на одну и ту же фирму.
На запуск сайта-конкурента у Сергея уходит несколько дней. Рабочий интернет-магазин можно сделать за 20 тысяч рублей. С полным «обвесом» — онлайн-консультантом, удобной системой оплаты — в пределах 50 тысяч. На верхние позиции в поиске такой магазин попадает за три месяца.
стоить сделать рабочий интернет-магазин
Наш герой заметил, что, несмотря на низкие цены у «конкурентов», люди чаще покупают на его основном сайте. Кто-то знает бренд, а кто-то боится покупать дешевле, опасаясь низкого качества. Остальные сайты не приносят значительной прибыли. Сергей создает их, чтобы пользователи не растекались и не уходили к другим продавцам. Совершившего покупку клиента проще удержать, чем привлечь нового — если ему понравится товар, он будет покупать и дальше.
Появились у предпринимателя и настоящие конкуренты. Однако большинство просто копировали магазин: приходили, фотографировали, расспрашивали о тонкостях бизнеса, а потом повторяли. Делают что-то сами только две-три фирмы. За такими конкурентами Сергей следит, потому что они подстегивают развиваться и придумывать что-то новое.
Липовые проверки
Сергей убедился, что выгоднее сначала разобраться в вопросе, а потом поручать его другому.
Сергей платил налоги по упрощенной системе «доходы минус расходы». Заполняла бумаги и относила их в налоговую бухгалтер — и все это за 20 тысяч рублей в месяц. Когда она попросила за очередной месяц работы 40 тысяч, предприниматель решил изучить вопрос сам.
Он обнаружил, что продавать рыбу можно на патенте — платишь фиксированную сумму за год и не отчитываешься о доходах перед налоговой. Сергей расстался с бухгалтером, с которой работал больше двух лет, и перешел на патент. В 2016 году он стоил 120 000 рублей, а к 2019 году вырос до 190 000.
Оказалось, вникать самому в особенности бизнеса полезно. Пришлось также изучить закон о защите предпринимателей: разобраться, как устроены проверки и кто может их проводить.
С первой проверкой к Сергею пришли из «потребительского общества». Придрались к какой-то бумаге, которая не пропечаталась на ксероксе — вроде как цифры не совпадают. Стали угрожать, что отправят материалы «наверх» и это приведет к серьезным проверкам, но якобы вопрос можно уладить за 5000 рублей.
По неопытности Сергей заплатил, а потом нашел в интернете название проверяющих. Оказалось, что это не Роспотребнадзор, а какое-то ООО. Из той же компании звонил юрист и приглашал на консультацию. За 20 000 рублей он обещал научить, «как не попадаться». Сергей понял, что предприимчивые проверяющие делают деньги на молодых и неопытных бизнесменах. Телефон вымогателей Сергей передал в полицию.
Теперь он спрашивает, из какой компании к нему пришли, и просит показать документы. Если подозревает, что это жулики, предлагает вызвать полицию и всем вместе ее подождать. На этом проверки заканчиваются, и гости уходят.
После пожара в торговом центре в Кемерово активизировались мошенники, которые угрожали по телефону скорыми проверками. Вдогонку предлагали за деньги «организовать пожарную безопасность».
Иногда «проверяющие» приходили в магазин — Сергей отличал их по отсутствию униформы и ненастоящим названиям ведомства. Таким гостям он не разрешал заходить в подсобки и проверять проводку и счетчики. Предприниматель отправлял их к владельцу помещения — пусть обращаются с официальными уведомлениями.
Результаты
Ежемесячная прибыль зависит от сезона. Пик продаж происходит перед Новым годом, а спад — летом. При этом летом вырастают расходы на электричество, потому что приходится включать кондиционер.
Предугадать, как пойдут дела летом, сложно. Если оно холодное, продажи проседают меньше, чем в жару. В самые плохие месяцы магазин может отработать с убытком до 300 тысяч рублей. Чтобы пережить этот период, предприниматель создает подушку безопасности зимой, когда прибыль в месяц в среднем составляет 700 тысяч рублей.