бизнес ланч время подачи блюд
Скорость обслуживания и подачи блюд и напитков
Для поддержания атмосферы гостеприимства и высоких стандартов обслуживания, удовлетворяющих ожидания гостей, в нашем заведении приняты временные нормы по обслуживанию гостей и скорости подачи блюд и напитков. Каждый сотрудник должен точно знать и соблюдать данные временные пределы, по возможности, сокращая их до минимума.
Время встречи гостя не более 2 минут
Время подачи меню – сразу же как гость сел за стол
Время уборки пустой посуды 2 минуты
Время расчета 7 минут (2 минуты принесли счет по просьбе гостя и в течение 5 мин рассчитали)
Время подачи напитков
Холодные напитки (морс, сок, вода, кола) 2-3 минуты
Горячие напитки (чай, кофе, лате-макиято) 5-7 минут
Пивная «ракета» 10-15 минут
Горячие блюда (паста, стейки) 20-25 мин
Стейк хорошей прожарки 30-40 мин
Общее время обслуживания:
35-40 мин в бизнес-ланч,
60 мин в остальное время
с момента встречи гостя, до момента расчета и подачи ему фискального чека и сдачи.
ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ БЛЮД И НАПИТКОВ
При подаче всех блюд следует соблюдать общие правила:
— Все блюда и напитки, подаются с учетом «правила руки», т.е. как бы приобнимая Гостя так, чтобы между Вами и Гостем не было вашего локтя. С правой стороны от Гостя правой рукой, с левой стороны левой рукой.
— Обслуживание (подача меню, прием заказа, подача блюд и напитков и т. д.) всегда начинается с детей, далее обслуживаем женщин. Если за столом несколько женщин, то обслуживание начинается со старшей из них по возрасту. Если за столом несколько мужчин, то обслуживание начинается со старшего из них. Исключение составляет случай, когда за столом маленькие дети. В этом случае обслуживание начинается с них. «Хозяин стола» всегда обслуживается последним.
— Приборы должны быть чистые и натертые до блеска, без следов от воды. Брать столовые приборы можно только двумя пальцами за край ручки. Если Гостей более 6 человек и приборов много, принесите их в нескольких корзинках и поставьте на разные участки стола.
— Все блюда из каждой новой перемены блюд необходимо приносить одновременно. Если Гостей много и трудно принести все блюда одновременно, то необходимо попросить помочь официанта или менеджера, которые свободны в данный момент. Старайтесь делать интервал между подачей как можно меньше, помните, что необходимо соблюдать обычный порядок обслуживания (сначала обслуживаются дети, потом женщины, в последнюю очередь «хозяин стола»).
Помните, что вся посуда ставится и убирается со стола так, чтобы не беспокоить Гостей.
Правила подачи тарелок
— При подаче тарелок мы сокращаем до минимума соприкосновение наших пальцев с внутренними краями тарелки.
— Мы можем трогать только внешнюю (тыльную, нижнюю) сторону тарелки, а также придерживать ее за бортик. Иначе мы рискуем оставить следы пальцев на тарелке, размазать соус и проч. А Гость имеет полное право отказаться кушать это блюдо из соображений гигиенической безопасности.
— При подаче основных горячих блюд, в которых есть кусок мяса или рыбы, мы ставим тарелку мясом (рыбой) к Гостю.
— При подаче используем «правило руки», а ставя блюдо на стол проговариваем его название и желаем приятного аппетита (например: «Пожалуйста, Ваш салат «Цезарь», приятного аппетита»).
Последовательность подачи
Заказ подается Гостям в следующем порядке:
1. Аперитивы (алкогольные и безалкогольные напитки)
2. Основные напитки
3. Холодные закуски и салаты
6. Основные горячие блюда
7. Десерты + горячие напитки (чай, кофе)
8. Диджестивы (крепкие алкогольные напитки)
Подача напитков
В наших заведениях Гостям предлагается большой выбор алкогольных и безалкогольных напитков. Все, что предлагается необходимо уметь правильно и красиво продавать и подавать.
К соку или минеральной воде необходимо предложить лед.
К минеральной воде, предлагается еще и лимон, который подается отдельно, нарезанный ломтиками на блюдце.
Когда напитки подаются на стол в кувшине или бутылке, предлагайте свою помощь в разливе напитка: «Вам помочь разлить?».
Если Гости заказали бутылку водки, коньяка, виски и проч. Дорогого алкоголя, то ее следует открывать на их глазах (все остальные бутылки открываются за баром).
Речевые модули. Заказ на напитки.
Какой коньяк Вы предпочитаете, Хеннеси или Старый город?
Какое пиво Вы желаете?Гиннес или Крущовице?
Желаете попробовать Златый Базант или Хейникен?
Что закажите из напитков? У нас большой выбор соков, минеральная вода, пиво и т.д.
Вам минеральную воду с газом или без? Со льдом? С лимоном? (или, лимончик принести?).
Ко всем напиткам, которые сервируются со льдом (кроме крепких алкогольных напитков, в том числе крепкоалкогольных коктейлей, например водка с Калуа), официант обязан подавать трубочки для коктейля. Эти трубочки подаются также к безалкогольным напиткам. Трубочки можно подавать в бокале, но лучше приносить их отдельно, завернутыми в салфетку. Мужчинам трубочки не подаем (только по просьбе гостя).
Ресторанный бизнес
основные моменты и нюансы
Обслуживание в обеденное время
К ускоренных форм обслуживания потребителей, проживающих в гостиничных комплексах, относятся: организация экспресс-обедов по предварительным заказам, организация бизнес-ланчей, организация «шведских линий» и «столов буфетов».
Первые два вида имеют меню, которые относятся к группе скомплектованного питания.
После подачи вторых блюд официанты собирают использованную посуду и рассчитываются с потребителями (если предусмотрен расчет с официантом). Срок пребывания потребителей в зале во время организации экспресс-обеда составляет 25-30 мин.
При организации бизнес-ланчей потребителей обслуживают официанты, как правило, с последующим расчетом.
Одной из новейших форм обслуживания является использование во время завтрака или обеда (или ланча) столие-буфетие.
В меню входят блюда, изготовленные из ценных видов рыбы (36% от общего количества блюд), мяса (18%), птицы (36%), муки (10%). Цена и выход одного блюда в меню не проставляется. Всю информацию о составе и кулинарного обработки блюд, а также о целесообразное их сочетание потребитель получает от повара-консультанта, который представляет определенный стол, и от официанта.
Стол определенным образом драпируется льняными и синтетическими тканями. Он может иметь два-три яруса и вид ступенек, также может быть с одно-и двусторонним подходом. На первом ярусе размещают стопки тарелок для закусок, переведенных бумажными салфетками, и многопорционные посуду с широким ассортиментом салатов из свежих овощей, с нерыбных продуктов моря, на втором выставляют холодные блюда и закуски в виде рыбного и мясного ассорти, сладких холодных блюд и вазы большой вместимости с широким ассортиментом фруктов и экзотических плодов. Отдельный стол предназначен для горячих закусок и супов в ассортименте с различными гарнирами. На этом же столе размещены стопки бульонных чашек с блюдцами, переведенных бумажными салфетками, сложенными вчетверо, стопки тарелок для горячих закусок. Ложки для бульона могут быть на блюдцах или храниться в кассете стоя. Для поддержания определенной температуры горячих блюд на столе установлены мармиты. Третий стол засервиру-ют для подачи горячих напитков и табачных изделий. На нем раскладывают чайный и кофейный сервизы, деревянные лотки, в которых находятся чай и растворимый кофе в пакетиках в широком ассортименте (черный, зеленый, ароматизированный и т. п.), вазочки с коричневым (из тростника) и белым (из сахарной свеклы) сахаром и ложечками для перекладывания; молоко, сливки в однопорцийний расфасовке; пирожные в ассортименте; маленький ящик с сигарами секатором на тарелочке; пачки сигарет, спички (если в ресторане не запрещено курение); бумажные салфетки и т. п..
В зале могут обеденные столы различной формы и вместимости, сервированные к обеду.
Особенностями обслуживания является заказ официанту второго блюда перед употреблением холодной закуски. Если потребитель не зсмовляе первое, то официант приносит заказанную после потребления закуски. Потребитель, формируя собственное меню обеда, может избежать выбора первой или второй или обоих блюд. Но заказать можно только по одной из вышеназванных групп блюд.
Экономия времени с бизнес-ланчем
Что такое ланч?
На сегодняшний день слово «ланч» также стало основой для возникновения таких понятий, как:
Деловой Донбасс провел собственный мониторинг и выявил заведения, где можно заказать «business lunch» в Донецке. Мы нашли 73 рабочих заведения, из них 20 заведений предоставляют бизнес ланчи. Адреса и контактные данные представлены ниже.
Однако многие из заведений, у которых нет бизнес ланча, предлагают клиентам скидку в размере 20-30% на все меню кухни до 16:00. Что касается стоимость бизнес ланча, то в среднем она варьируется до 250 рублей.
Современный ресторанный бизнес перешел на новую ступень развития, и теперь он не является жутко дорогим и недоступным для многих жителей. Стоимость обедов в кафе и ресторанах сравнима с ценой обеда в обычной столовой, однако обстановка, сервис и качество обслуживания значительно разнятся. В таких заведениях вы можете отдохнуть в обеденный перерыв, насладиться отличной кухней и с новыми силами вернуться на свое рабочее место.
Почему именно «business lunch»?
Потому что завтрак, как правило, положено проводить до 11 часов. А время обеда в деловых кругах наступает лишь после 15:00. Промежуток времени между указанными единицами и называется временем бизнес-ланча, когда активнее всего ведутся деловые переговоры, но многие занятые люди до сих пор не успели позавтракать. Приглашают туда друг друга коллеги или предположительные, или фактические партнёры по бизнесу, ранг которых либо на одном уровне, либо старший приглашает младшего. Меню бизнес ланчей не сильно отличается от меню обедов, поскольку может включать в себя разнообразие горячих первых и вторых блюд. Однако при этом время приготовления и цена должны быть более лояльными и доступными для широкого круга потребителей.
В чем отличие «business lunch» от ресторанного обеда?
1. Более доступная цена (при этом предполагается, что цена снижается не за счёт ухудшения качества блюд, а за счёт широкой массы потребителей);
2. Отсутствие в меню спиртных напитков;
3. Короткое время приготовления блюд;
И наконец, ограниченное меню и отсутствие возможности заказать редкий изыск.
В наше время меню бизнес-ланчей стало выглядеть несколько иначе, нежели это прописано в негласных правилах ресторанного бизнеса. Многие учреждения общепита стремятся завладеть как можно большим количеством клиентов, поэтому превратили бизнес-ланч в обычную столовскую процедуру, просто-напросто переименовав более изысканно фразу «комплексный обед». Облуживание бизнес-ланчей зависит от уровня заведения. Если это солидный ресторан, то сюда приходят столь же солидные бизнесмены в течение определенного времени, их обслуживают квалифицированные официанты и подаются по-настоящему дорогие и качественные блюда.
Из чего состоит «business lunch»?
В ресторанах бизнес-ланч подается по-разному, так, например, есть заведения, в которых ежедневное или недельное меню расписано заранее. В него обычно входит салат, суп, горячее, десерт, хлеб и напиток. Если вы не пожелаете брать, то или иное блюдо, то вам придется либо отказаться от комплексного обеда по выгодной цене, либо сделать дополнительный заказ блюда, из основного меню уже исходя от общей стоимости. Кстати, общий объем блюда из основного меню и из бизнес-ланча, как правило, значительно разнятся, последнее примерно в 1.5-2 раза меньше первого. Также, дополнительных украшений в виде зеленого салата, румяной корочки белого хлеба или овощной нарезки, окружающей ароматное жаркое, в бизнес-ланчах не предусмотрено, но стоит заметить, что от этого качество самого кушанья нисколько не страдает. К тому же, комплексные обеды в ресторанах готовят значительно быстрее, нежели блюда, входящие в основное меню. Есть рестораны и кафе, в которых структуру бизнес-ланча можно выбрать самостоятельно. Так, например, вам на выбор дается три разных варианта супов, салатов и горячего и, скомпоновав свой обед, вы смело можете делать на него заказ.
Меню, рецепты блюд которого придумывает и совершенствует лично повар, каждое заведение стремится сделать более привлекательным для клиентов. Так, например, с помощью невысоких цен можно добиться большого количества посетителей. При этом важно подавать блюда, качественно приготовленные и свежие. Близкое расположение к офисам позволяет иметь постоянную клиентуру и располагать к себе посетителей лояльной политикой цен, хорошим обслуживанием и приятной уютной атмосферой. Если все правила соблюдены, то в такие заведения будут стекаться бизнесмены для обсуждения своих совместных дел, а также для отдыха и проведения досуга.
А как же дело обстоит с бизнес ланчем в других странах…?
По закону французские работодатели должны компенсировать до 80% от стоимости обеда. Здесь принято выдавать чеки на обед на сумму около 5 евро, которыми сотрудники организации могут оплатить счет в закусочной или кафе. Помимо этого, офисные сотрудники во Франции также приносят еду из супермаркетов или из дома. Обед, как правило, состоит из основного блюда, сыра, десерта и напитка.
Многие офисные сотрудники носят еду с собой, как и в других странах, но вообще испанцы предпочитают питаться в компании и не спеша. Кстати, во многих местах в Испании после обеда до сих пор практикуют сиесту, и большинство заведений и организаций закрываются до пяти часов вечера. Такое можно встретить даже в Мадриде, однако из-за ускоряющегося ритма жизни в крупных городах постепенно отказываются от послеобеденного отдыха.
В Индии, как и во многих других странах, кто-то носит еду с собой, а кто-то ходит в ближайшие кафе и закусочные. Но есть и свои особенности. Например, в Мумбае есть служба доставки «даббавала», которая отличается от обычных тем, что доставляет еду в офис не из кафе или ресторана, а непосредственно из дома сотрудника. По утрам курьеры забирают заранее приготовленные контейнеры с едой и развозят их по офисам на велосипедах.
В бразильском Рио-де-Жанейро среди офисных сотрудников пользуются популярностью кафе самообслуживания. В этих заведениях стоят огромные буфеты наподобие шведских столов, и еда продается на вес. Обычно бразильские офисные клерки едят мясо с рисом, черными бобами или другими гарнирами.
Война войной, а обед по расписанию, и даже для самого заядлого офисного трудоголика должно быть отведено время для обеда.
Бизнес ланч время подачи блюд
Photo by Emil Widlund on Unsplash
Есть ли в вашем ресторане бизнес-ланч?
Уверены, что большинство ответит положительно. Но насколько хорошо он работает?
Многие рестораторы даже не задумываются о том, что бизнес-ланч может не только обогатить, но и поставить крест на заведении. Многие вводят меню для делового обеда потому, что так делают все. Правильный ли это подход и как не допустить ошибок, давайте разберёмся вместе.
Отметим основополагающие правила успешного бизнес-ланча.
Главное — скорость.
Скорость важна на каждом этапе: приём заказа, приготовление, подача блюда, расчёт. Персонал должен быть готов к такому темпу.
Чёткое понимание меню, скорость передвижения, знание нормативов, грамотно выполненные заготовки — каждая мелочь имеет значение.
Задача любого обеденного периода — обеспечить максимальный оборот стола.
Нормативы: время выноса салата с момента заказа – 3 минуты; горячего – 6 минут; основного блюда – 10 минут. При таком нормативе с 12:00 – 15:00 вы гарантированно сделаете три оборота стола.
Не нужно делать акцент на блюдах русской кухни, тем более советской. Борщ и селёдка под шубой не уместна в японском ресторане! Меню бизнес-ланча должно оставаться в рамках концепции заведения.
Не забывайте про калорийность! Салат, состоящий из одной зелени, конечно, оценят следящие за своей фигурой. Но большинство в обеденный перерыв хотят утолить голод быстро и сытно.
Ценообразование.
Соотношение цена/объём порции играет важную роль. Гость очень быстро заметит обман с маленькой порцией и без сожаления уйдёт к конкурентам.
Отличный вариант: предлагать комплекс из трёх блюд (салат, первое, горячее на выбор), добавляя сразу хлебную корзину и напиток. Это намного лучше работает, чем разбивать меню на двойки тройки (например, салат+суп или салат+горячее+напиток). Кстати, когда стоимость ланча одинаковая, расчёт производится намного быстрее.
Комплименты.
Борьба за гостей в разгаре! Побеждает, как ни странно, не самый вкусный обед. Качество обслуживания! Бесплатная булочка к бульону — такая мелочь, но запомнится именно это.
Продукты.
Дёшево — не значит некачественно. Вы можете закупать продукты у других поставщиков, более дешёвые. Но качество страдать от этого ни в коем случае не должно.
Если блюдо получается дорогое, не нужно менять продукты, меняйте само блюдо или шеф-повара.
Визуальное восприятие.
Отдельное, ёмкое и понятное меню. Максимум информации, вкусные фотографии, внятное обозначение цен. На бизнес-ланче гости меньше всего хотят полчаса рассматривать замысловатые описания блюд и просчитывать свой бюджет. Помогите им определиться. Официанты должны быть доброжелательны и открыты не меньше, чем на VIP-обслуживании.
Общее впечатление от бизнес-ланча в вашем ресторане должно всегда оставаться на высшем уровне.
Анализ местоположения.
Если ресторан находится в эпицентре бизнес-офисов и в нём постоянно проводятся деловые встречи — это большая ой плюс. Проанализируйте, офисы каких компаний окружают вас, какой у них режим работы. Некоторые компании работают по субботам и воскресеньям. Это повод задуматься над введением бизнес-ланча в выходные дни!
Если ресторан принимает исключительно прогуливающихся в центре города туристов, бизнес-ланч способен поставить крест на всей остальной деятельности. К этому вопросу нужно походить очень грамотно с полным анализом ситуации.
Важно понимать, что бизнес-ланч — это не только способ заработать в обеденный перерыв, но и реклама вашего вечернего, банкетного и фуршетного меню. Если в ресторане вкусно на ланче, при этом адекватные цены и приветливый персонал, гости сделают выводы и вернутся к вам вечером.
Устраивайте стресс-тесты, опросы клиентов, мотивируйте персонал. Нельзя пускать на самотёк такую важную деталь, как бизнес-ланч.
Всё о бизнес ланче
Жизнь бизнесмена проходит в сумасшедшем ритме, поэтому не всегда получается выделить себе час-другой на обед или хотя бы легкий перекус. Специально для деловых людей был создан бизнес-ланч. Такая форма трапезы позволяет вести переговоры во время приема пищи, не отрываясь от рабочих дел. Давайте узнаем, когда и при каких обстоятельствах возник бизнес-ланч, что в него входит, рассмотрим примеры типичного делового обеда.
История возникновения
Бизнес-ланч уже давно стал неотъемлемой частью жизни современного человека: словосочетание постоянно находится у всех на слуху, и мало у кого вызывает недоумение. Бизнес-ланч широко распространился по всему постсоветскому пространству благодаря западной культуре. В американских фильмах и сериалах бизнесмены часто проводили деловые переговоры за приемом пищи, поэтому в России еще в начале 2000-х годов популярные рестораны и кафе начали предлагать своим посетителям деловые меню.
Но мало кто знает, что в действительности бизнес-ланч был изобретен еще в начале 18-го века. История его возникновения тесно связана с именем Томаса Твайнинга, английского ресторатора. Этот человек стал своего рода революционером в сфере ресторанного искусства.
Дело в том, что ранее среди английских джентльменов было принято проводить переговоры за сигарами и кофе, тогда как чай считался уделом женщин. Твайнинг в 1706 году открыл заведение «Золотой лев», где помимо кофе и чая лондонские бизнесмены могли отведать легкие закуски и десерты. При этом там не подавался алкоголь. Из-за тихой и непринужденной атмосферы заведение вскоре стало излюбленным местом самых богатых и зажиточных мужчин Лондона, которые предпочитали там встречаться со своими партнерами и обсуждать важные дела.
Еще одна важная личность, с которой связано появление традиционного бизнес-ланча – Джон Монтегю Сэндвич. Именно в его честь был назван закрытый бутерброд – «сэндвич». Граф Джон Монтегю не любил прерываться на перекусы во время длительных карточных партий, поэтому для того, чтобы не пачкать руки, придумал накрывать тост с ломтем индейки дополнительным кусочком хлеба. Блюдо было добавлено в меню «Золотого льва» и с тех пор стало неотъемлемой составляющей делового обеда.
Идею бизнес-ланча быстро переняли именитые рестораны и кафе Европы, и вскоре он распространился во всех продвинутых странах. Несколько столетий подряд бизнесмены по всему миру с удовольствием пользуются изобретением английского ресторатора.
В России возможность перекусывать во время деловых переговоров появилась сравнительно недавно, но сейчас большинство заведений предлагают комплексные бизнес-обеды.
Правила этикета, время проведения, меню
На сегодняшний день бизнес-ланч – это не просто прием пищи, а также способ получше узнать своего делового партнера или коллегу. Не считается плохим тоном самостоятельно пригласить человека в уютный ресторан для проведения переговоров вместо того, чтобы томиться в душном офисе. Однако есть некоторые правила этикета, которые не стоит нарушать:
Ланч – это прием пищи между завтраком и обедом. Традиционно бизнес-ланч проводится перед полуднем. Это компромиссное время для «жаворонков» и для «сов»: первым не придется истязать себя на поздней встрече, а вторым не придется накануне вечером специально ложиться спать пораньше для утренних переговоров.
В России рестораны подают бизнес-ланч также в обеденное время, и для многих деловых людей этот прием пищи становится основным на протяжении всего дня. В любом случае, строгих временных рамок проведения совместной встречи нет. Главное условие – чтобы обоим партнерам было удобно встретиться в назначенное время.
Традиционный бизнес-ланч состоит из трех компонентов:
Выше приведены составляющие типичного бизнес–ланча. Такое меню считается традиционным для проведения деловых переговоров.
Однако сейчас деловой обед перетерпел значительные изменения. Это связано с тем, что ранее бизнес–ланч воспринимался как промежуточная трапеза между завтраком и обедом, сейчас же для многих бизнесменов это полноценный обед. Соответственно, количество подаваемых блюд и их калорийность значительно увеличились.
В современных кафе и ресторанах подаются блюда на любой вкус. Бизнес–ланч может состоять из обычной котлеты, картофельного пюре и овощного салата, или же из японской, итальянской, французской кухни. В следующем разделе мы рассмотрим варианты современного делового обеда.
Как выглядит бизнес–ланч сейчас?
В современных ресторанах можно заказать бизнес–ланчи на любой вкус и кошелек. Заведения стараются удовлетворить запросы клиентов, поэтому деловые обеды могут отличаться по содержанию, стоимости, калорийности и т.д. Как правило, посетителям предлагается несколько категорий (супы, салаты, десерты), из которых они самостоятельно выбирают понравившиеся блюда.
Рассмотрим четыре варианта различных бизнес–ланчей в популярных ресторанах Москвы и Санкт–Петербурга.
Вариант №1
Клиентам предлагается выбрать по одному блюду из каждой категории:
За закуску и первое блюдо клиенту необходимо заплатить 200 рублей, за закуску и второе блюдо – 235 рублей. Такая же стоимость и за первое и второе блюдо.
Вариант №2
Так как бизнес–ланч в основном заказывают состоятельные и деловые люди, во многих заведениях клиентам предлагают изысканные блюда французской или итальянской кухни. Один из вариантов такого обеда:
Стоимость такого бизнес–ланча немного выше альтернативных комплексных обедов. За закуску, первое блюдо и фреш (или закуску, второе блюдо и фреш) нужно заплатить 400 рублей, за закуску, первое и второе блюда и фреш – 455 рублей.
Вариант №3
Для любителей традиционной русской кухни также существуют бизнес–ланчи, которые включают в себя всем привычные блюда.
За такой комплексный обед нужно заплатить всего 220 рублей.
Вариант №4
Для любителей японской кухни есть множество разновидностей бизнес–ланчей, которые включают в себя традиционные восточные блюда.
Японское меню будет стоить дороже, чем российское: за такой набор блюд необходимо заплатить 390 рублей.
Как заказать?
Современная индустрия общепита старается по–максимуму облегчить жизнь своих клиентов: сейчас созданы все условия для того, чтобы люди не готовили пищу самостоятельно, а заказывали ее в кафе и ресторанах. Если деловые переговоры затянулись, и вы со своими партнерами хотите подкрепиться, есть два способа сделать заказ:
Большинство ресторанов и кафе предлагают отдельное «комплексное» меню, поэтому трудностей с заказом бизнес–ланча возникнуть не должно.
Бизнес–ланч в других странах
В России перекус за деловыми переговорами стал обыденным делом относительно недавно, тогда как в европейских странах бизнесмены уже много лет принимают пищу, не отрываясь от рабочих дел. Рассмотрим, что из себя представляет бизнес–ланч в других странах мира.
Бизнес–ланч – неотъемлемая составляющая делового этикета и просто возможность подкрепиться во время переговоров или длительного рабочего дня.