бирки для тортов что указать про хранение
Требования, предъявляемые к упаковке, маркировке и хранению тортов и пирожных
К факторам, сохраняющим качество тортов и пирожных, относятся: маркировка, упаковка, хранение, транспортировка.
Маркировка наносится на каждую этикетку, ярлык или лист-вкладыш потребительской и транспортной тары. На всех ярлыках, листах-вкладышах текст маркировки печатается типографским, машинописным, машинным (компьютерным) способом печати или штемпелеванием, обеспечивающим легкое прочтение. Содержание маркировки должно включать следующую информацию в соответствии с ФЗ РФ «О защите прав потребителей», и «О качестве и безопасности пищевых продуктов»:
— номер свидетельства, кем и когда выдано;
— масса нетто продукта в единице потребительской упаковки;
— товарный знак изготовителя (при наличии);
— состав продукта с указанием всех составных частей в порядке уменьшения массовой доли компонента в рецептуре;
Маркировка тары производится способом, обеспечивающим легкое прочтение. Ярлык, этикетка должны быть чистыми, целыми, аккуратно наклеенными.
На каждую единицу транспортной тары штампом или наклеиванием ярлыка наносят маркировку, характеризующую продукцию:
-товарный знак изготовителя (при наличии);
-количество единиц потребительских упаковок в единице транспортной упаковки;
-дата и час изготовления;
-обозначение настоящих технических условий;
-информация о подтверждении соответствия.
Допускается, по согласованию с заказчиком, транспортную тару не маркировать, а в каждую единицу транспортной тары вкладывать этикетку (ярлык) с вышеуказанными данными. При помещении внутрь транспортной тары этикетки (ярлыка) укладывают на верхний слой фасованной продукции, покрытый бумагой или пленкой, текстом вверх. Торты и пирожные выпускают штучными и весовым. Каждое изделие укладывают в коробку из картона или полимерных материалов разрешенных к применению органами Роспотребнадзора. Дно коробки выстилают салфеткой. Для салфетки используют пергамент по стандарту, подпергамент, целлофан, парафинированную бумагу. Допускается использовать салфетки и другие аналогичные отечественные или импортные упаковочные материалы, разрешенные органами Роспотребнадзора для контакта с пищевыми продуктами. При упаковке размеры салфетки должны быть больше размеров дна коробки, так, чтобы продукция не соприкасалась со стенками тары.
Пирожные и весовые торты укладывают в один ряд в дощатые, металлические и пластмассовые ящики. Отклонения (% в меньшую сторону, не более) массы нетто (г) тортов и пирожных случаются, но не превышают установленных норм.
Хранят торты и пирожные с кремовой и фруктовой отделкой в холодильных шкафах и камерах при температуре Торты и пирожные без отделки кремом после выпечки хранят при температуре 18°С и относительной влажности воздуха 70-75%. Максимальные сроки хранения тортов и пирожных при указанных условиях, начиная со времени окончания технологического процесса, следующие:
Срок хранения тортов и пирожных с комбинированными отделочными полуфабрикатами устанавливают по сроку хранения отделочного полуфабриката, имеющего наименьший срок хранения.
Торты и пирожные транспортируют автомобилями-фургонами с изотермическими кузовами в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов.
Не допускается перевозка продукции совместно с продуктами, обладающими специфическими запахами. Перевозка, погрузка и выгрузка изделий должна производиться осторожно, без ударов и резких сотрясений. При погрузке и выгрузке изделия должны быть предохранены от воздействия атмосферных осадков.
Хранение изделий осуществляется в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил. Сроки хранения являются сроками годности продукции и включают в себя время пребывании продукции на предприятии-изготовителе (с момента окончания технологического процесса), время транспортирования, хранения и реализации.
Упаковка способствует сохранению качества изделий в течение длительного периода. Материалы, применяемые для упаковки, должны быть стойкими к внешним воздействиям.
Этикетка товара: 3 нарушения, за которые штрафуют
Если на упаковке нет информации о товаре, магазин клеит на него этикету. Так бывает с овощами и мясом, которые продавцы фасуют на месте, с блюдами местного приготовления и товарами из-за рубежа без информации на русском. Когда информации нет или она неверна, магазину грозит штраф до 500 000 ₽. Рассказываем, что указать на этикетке, чтобы избежать непредвиденных расходов. Поставщик
Приемка
Учет
Ценники
Этикетки
Прибыль
Зачем печатать этикетки
По закону продавец предоставляет покупателям информацию о товаре и изготовителе. Покупатель изучает эти данные и выбирает нужный товар. Правила продажи в постановлении правительства
Обычно вся информация о товаре есть на упаковке. Сотрудникам магазина достаточно поставить рядом ценник. Мы подробно писали, какие к ним требования:
На такие товары сотрудники магазина клеят этикетки с информацией: наименование, изготовитель, дата изготовления, срок хранения и другое. Все данные дает производитель.
Печатайте ценники и простые этикетки
В Кабинете Дримкас пользователь печатает ценники сразу после приемки или в любое удобное время.
Сервис умеет печатать простые этикетки — они подойдут для товаров, где нужные данные уже на упаковке. Настраивается размер этикетки и штрихкод.
Информация на этикетке
Требования к этикетке такие же, как к ценнику: наименование товара, сорт, вес, цена. В дополнение к этим данным магазин указывает изготовителя, дату изготовления и срок хранения. Для пищевых продуктов потребуется энергетическая ценность и состав, для других товаров — своя обязательная информация. Требования к этикетке в законе о защите прав потребителей
Изготовитель. На этикетке магазин печатает название изготовителя с юридическим адресом.
На этикетке указывают название и адрес изготовителя, по желанию — данные импортера и поставщика
Иногда на этикетках продуктов указывают дату упаковки или фасовки, без даты изготовления. Это нарушение: на этикетке по закону печатается дата, когда товар произвели, и от нее считают срок хранения.
Магазин выставляет товар по правилам хотя бы за день до окончания срока годности, чтобы покупатель успел принести продукт домой и приготовить.
Магазин верно указал на этикетке дату изготовления и срок годности. Другие обязательные данные указаны на упаковке с обратной стороны — так можно
Для продуктов: энергетическая ценность. На этикетке магазин печатает количество белков, жиров, углеводов и калорий на 100 г продукта. Эти данные предоставляет производитель.
Для продуктов: состав. Ингредиенты продукта печатают по порядку в строку или столбик — начиная с ингредиента с наибольшим содержанием в продукте. Магазин тоже получает эту информацию от изготовителя.
Обязательная информация для разных товаров. Помимо общего набора обязательной информации есть дополнительные требования к этикеткам отдельных товаров:
Одежда и обувь | Содержание волокон, артикул, размер, вид меха, цвет |
Бытовые товары | Марка, модель, артикул, цвет, характеристики |
Духи и туалетная вода | Назначение, ингредиенты, эффект, противопоказания, условия применения, сведения о госрегистрации |
Драгоценности | Пломба, изготовитель, металл, артикул, проба, масса, способ обработки и характеристика вставок, камней |
Лекарства | Сведения о госрегистрации, номер и дата, правила отпуска |
Бытовая химия | Ингредиенты, дата и номер техсвидетельства, условия хранения |
Стройматериалы | Тип отделки, марка, размер, степень обработки |
Нарушение № 1. Нет изготовителя −40 000 ₽
Покупатель вправе знать полную информацию о товаре, кто его изготовил и продает. Магазины часто печатают на этикетке только продавца, но забывают указать изготовителя. Штраф за не указанного изготовителя в КоАП РФ
За этикетку без данных об изготовителе штрафы: физлицу — 1 500-2 000 ₽, директору — 3 000-4 000 ₽, компании — 30 000-40 000 ₽.
В Ростове-на-Дону полиция обнаружила в магазине «Философия рыбалки» товары без информации об изготовителе. На этикетках не было наименования производителя и адреса на русском языке. Роспотребнадзор вынес индивидуальному предпринимателю предупреждение.
ИП обратился в арбитражный суд, чтобы признать постановление Роспотребнадзора незаконным. Суд отказал в удовлетворении требований.
Нарушение № 2. Нет обязательной информации −30 000 ₽
Владельцу магазина важно печатать обязательную информацию для разных товаров, чтобы избежать штрафов.
Если обязательной информации нет, физлицо штрафуют на 300-1 500 ₽, директора — на 1 000-3 000 ₽, компанию — на 10 000-30 000 ₽. Нарушение правил продажи отдельных товаров в КоАП РФ
В Бийске Алтайского края покупатели пожаловались на магазин ООО «Квант». Там продавали детские товары без информации на русском языке. Роспотребнадзор провел проверку и оштрафовал компанию в общей сложности на 110 000 ₽.
Ведомство потребовало устранить нарушение закона, но магазин не выполнил предписание. За это суд оштрафовал компанию еще на 13 000 ₽.
Нарушение № 3. Неверная информация −500 000 ₽
Опаснее всего указывать в этикетке недостоверные данные, например заниженный вес и завышенную жирность молочных продуктов. Неважно, делает это магазин по ошибке или чтобы скорее продать товар. В обоих случаях это трактуют как обман покупателей. Обман потребителей в КоАП РФ
За введение покупателей в заблуждение физлицо штрафуют на 3 000-5 000 ₽, директора — на 12 000-20 000 ₽, компанию — на 100 000-500 000 ₽.
В Челябинске покупатель аптеки «Классика» пожаловалась в Роспотребнадзор на обвес. Аптека продавала косметическую глину, ее фактический вес был ниже, чем на упаковке.
При проверке жалоба подтвердилась: на упаковке 100 г, на деле — недовес от 20,3 до 25,7 г. Директора аптеки оштрафовали на 10 000 ₽.
Что нужно знать об этикетке товара
Всё от приемки товара до печати ценников
Принимайте товары по накладной — сервис добавит их в базу для учета остатков. Сразу после этого можно установить цены, скидки, напечатать ценники и простые этикетки.
Замените товароучетную систему и Excel одним сервисом.
Бирки для тортов что указать про хранение
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рекомендации по этикетированию
Food products. Instructions for labelling
Дата введения 2011-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 335 «Методы испытаний агропромышленной продукции на безопасность»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 911-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений «Руководства по анкетированию пищевых продуктов» (США, 1994 г.)
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты и устанавливает правила их этикетирования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 51074 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 этикетка: Определенное пространство упаковки, на которое разными способами наносят информацию о пищевых продуктах.
3.2 основная дисплейная полоса; ОДП: Передняя полоса этикетки, содержащая обязательные сведения о продукте.
3.3 информационная полоса: Полоса на этикетке, расположенная справа и рядом с ОДП, содержащая остальные сведения о продукте.
3.4 наименование продукта: Текст наименования должен быть понятным, конкретно и достоверно характеризующим продукт и должен соответствовать наименованиям, установленным в национальных стандартах Российской Федерации.
3.6 состав продукта: Перечень ингредиентов для всех пищевых продуктов, за исключением продукта, состоящего из одного ингредиента.
3.7 содержание питательных веществ (пищевая ценность): На информационной полосе этикетки «Пищевые вещества» прямо или косвенно говорится о содержании питательных веществ, из чего потребитель может получить информацию о продукте.
4 Общие требования к расположению информации о пищевом продукте на этикетке
Существует два способа этикетирования упаковки:
— остальные сведения помещают на информационной полосе.
На основной и дополнительной дисплейных полосах должен находиться текст наименования пищевого продукта с указанием массы нетто или объема продукта (см. рисунок 2).
Выражение «этикетирование методом информационной полосы» относят к информации на этикетке, которая размещается на информационной полосе вместе, без вставок в промежуток какого-либо другого материала, если такая этикетка не помещена на ОДП. Такая информация включает в себя наименование и адреса изготовителя, фасовщика или поставщика, перечень ингредиентов и питательных веществ (см. рисунок 4).
Для выполнения надписей на информационной полосе этикетки необходимо применять шрифт такого размера, чтобы надпись была рельефной, броской и легко различимой. Следует использовать строчные литеры размером не менее 1,58 мм по высоте литеры «о». Высота литер не должна превышать их ширину более чем в три раза, причем буквенный текст должен достаточно контрастировать с фоном и быть легко различимым.
Не допускается перегружать обязательные надписи художественным оформлением или текстом, который не требуется по нормативам.
Допускается использовать шрифт меньшего размера для выполнения надписей на информационной полосе упаковок небольшого размера.
Не допускается помещать несущественную информацию, дополнительную информацию или сведения рекламного характера в промежуток внутри нормативных надписей этикетки на информационной полосе (штриховой универсальный код продукта не классифицируют как нормативную надпись). Пример приведен на рисунке 5.
На этикетке помещают информацию в соответствии с ГОСТ Р 51074, в том числе: наименование и местонахождение изготовителя, его юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес производства, а также организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (при наличии на ее территории).
5 Информация о наименовании пищевых продуктов
5.1 Наименование пищевого продукта должно быть понятным, конкретным и достоверно характеризующим продукт, оно должно находиться на передней стороне этикетки или на основной дисплейной полосе, а также на любой дополнительной полосе.
Для нанесения наименования продукта необходимо использовать выделяющийся шрифт, размер которого должен разумно соотноситься с наиболее выделяющейся информацией, напечатанной на передней полосе, и являться наиболее важным элементом на основной дисплейной полосе. В целом он должен быть не менее 1/2 размера наиболее крупного шрифта на полосе.
В качестве наименования следует использовать обычное или обиходное наименование, если таковое существует. Если же его нет, то следует применять соответствующее не вводящее в заблуждение описательное наименование.
Текст наименования продукта следует размещать на этикетке вдоль линий, расположенных параллельно к основанию упаковки.
Если характер пищевого продукта очевиден, то в качестве наименования можно применять оригинальное название, которое широко используется населением и понятно ему.
Если существует обычное или обиходное наименование пищевого продукта, то следует использовать его. Если на этикетке пищевого продукта, у которого имеется установившееся наименование, использовано новое наименование, то это будет квалифицировано как введение в заблуждение. Если наименование пищевого продукта установлено национальным стандартом Российской Федерации, то следует пользоваться этим наименованием.
Этикетки должны содержать описание формы пищевого продукта в упаковке, если продукт реализуется в различной форме, например в нарезанном и ненарезанном виде, целиком или половинками и т.д.
6 Информация о количестве продукта
При указании количества продукта текст «масса нетто или объем» размещают на этикетке в качестве отдельной надписи в нижней трети основной дисплейной полосы вдоль линий, расположенных параллельно к основанию упаковки.
Площадь основной дисплейной полосы в см определяют минимальным размером шрифта, разрешенного для написания формулировки количества нетто.
Площадь прямоугольной или квадратной основной дисплейной полосы на коробке равна высоте, помноженной на ширину.
Площадь основной дисплейной полосы упаковки цилиндрической формы равна произведению 40% ее высоты на длину окружности.
Пример расчета приведен на рисунке 6.
Для банки: 25,4 см 5,1 см = 129,5 см ;
Площадь ОДП = 51,8 см
Минимальный размер шрифта, мм
Площадь основной дисплейной полосы, см
Маркировка кондитерских изделий
Какой сладкоежка не мечтает работать на кондитерской фабрике? Производство сладостей всегда привлекает и детей и взрослых, потому что дарит ощущение праздника. Новый год и Рождество уже не за горами, а значит, огромное количество самых разных конфет и шоколада в ближайшие два месяца должны пополнить прилавки магазинов. Как в условиях больших объемов производства и поставок кондитерских изделий избежать сбоя поставок и путаницы? На помощь придет грамотная организация системы идентификации на предприятии и качественная маркировка продукции. В этом материале мы расскажем об особенностях маркировки кондитерских изделий.
Производство и маркировка кондитерских изделий на территории нашей страны регулируется Федеральным законодательством. В нем четко регламентирована информация, которая должна быть донесена до потребителя продукции и содержаться на этикетке.
Выдержка ФЗ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА КОНДИТЕРСКУЮ ПРОДУКЦИЮ И ЕЕ ПРОИЗВОДСТВО»
Маркировка фасованных конфет
Конфеты, упакованные в потребительскую тару (пакеты или коробки) должны иметь маркировку с указанием целого ряда параметров (дату производства, срок годности, вес, состав). Сопроводить кондитерские изделия штрих-кодом и необходимыми сведениями можно двумя способами:
Эти способы наиболее актуальны, потому что, во-первых, ассортимент выпускаемой продукции периодически обновляется. Во-вторых, информация о дате производства и сроке годности меняется по мере изготовления продукции. И, в-третьих, расфасовка конфет в упаковку может осуществляться разным весом. Поэтому всю переменную информацию удобнее печатать самостоятельно с помощью собственного оборудования. К тому же, например, это предоставляет производителям хорошую возможность самим организовывать предпраздничные акции по снижению цены на некоторые виды продукции.
Произведенные на кондитерской фабрике конфеты упаковываются по-разному. Готовые и завернутые в индивидуальную обертку конфеты могут быть расфасованы в полиэтиленовые или бумажные пакеты. Более эстетичный и привлекательный для покупателей способ упаковки – красивые коробки для конфет. Они могут изготавливаться из разных материалов – картона, пластика или дерева. Наиболее популярны, конечно, картонные коробки. В этом случае производитель имеет возможность не только заказать в типографии красочно оформленную упаковку, но и напечатать прямо на коробке всю необходимую информацию о ее содержимом. Единственное, чем необходимо будет дополнить информацию на такой коробке – это датой производства и сроком годности. Зачастую даты либо выдавливаются на коробке либо наносятся методом штампирования в специально обозначенное на коробке «окно», либо на боковой поверхности коробки. Однако у этих двух способов есть один недостаток: часто у покупателя возникают проблемы с точностью определения обозначенных на коробке дат. Нанесенные штампом цифры могут смазаться. А выдавленные цифры порой бывает сложно идентифицировать даже людям с хорошим зрением. На помощь придут самоклеящиеся этикетки: их использование для маркировки картонных коробок с конфетами – это гарантия четкой и качественной печати даты изготовления и срока годности.
Маркировка тортов и пирожных
Основанная задача производителя тортов, сладких пирогов, пирожных и прочих подобных сладостей – доставить своим покупателям радость, создать ощущение праздника. Именно с приятными минутами жизни ассоциируется, например, чаепитие с тортом. Но представьте на минуту ситуацию: на Дне рождения именинник открываете коробку торта и гости уже предвкушают приятное лакомство, а вместо этого узнают, что он испорчен… Увы, испорченным окажется не только торт, но и праздничное настроение.
Однако смазанная на этикетке информация о сроке годности продукта может стать не только причиной плохого настроения, но и угрозой здоровью и жизни покупателя, а так же отрицательно отразится на репутации производителя или продавца. Именно поэтому производители кондитерских изделий с ограниченным сроком годности уделяют особое внимание маркировке своей продукции.
Все чаще производители тортов и пирожных используют для маркировки своей продукции этикетки контроля вскрытия. Это защищает их продукцию и репутацию от недобросовестных продавцов, которые в погоне за прибылью не гнушаются подделывать и перепечатывать дату производства и/или срок годности продукции. Отличительная особенность этикетки контроля вскрытия заключается в том, что при любой попытке снять ее с упаковки или попытаться заклеить она саморазрушается и оставляет явные рваные следы на упаковке. Остатки такой этикетки невозможно «спрятать» под другой этикеткой, это будет сразу заметно.
Идентифицировать товар, упакованный в коробки для транспортировки и временного хранения на складе, поможет простая и наглядная этикетка. При этом важно, чтобы штрих-код, наименование товара и другая информация, содержащаяся на ней, была легко и хорошо читаема. Для маркировки коробок подойдут бумажные термо- и термотрансферные этикетки больших размеров – 100×72 мм, 150×50 мм, 150×207 мм.
Приведем простой пример: кондитерской фабрике необходимо доставить свою продукцию в фирменные магазины. Для этого все наименования товара упаковываются в коробки. Сколько коробок каждого наименования нужно отгрузить в магазины? И, главное, как не перепутать коробки, избежать ошибок и выполнить доставку и отгрузку быстро? Оперативно ориентироваться среди большого количества коробок с разными товарами и множества магазинов поможет продуманная маркировка. Информация на этикетке – штрих-код, наименование товара, название магазина-получателя и прочее – помогут оптимизировать работу и избежать ошибок, так называемого, «человеческого фактора».
Этикетки для кондитерских изделий
Для маркировки кондитерских изделий используются самоклеящиеся этикетки, изготовленные из бумаги. В зависимости от типа печати, они делят на два вида – простые термоэтикетки и термотрансферные. По цветовому решению различают одноцветные и полноцветные самоклеящиеся этикетки.
Термоэтикетки печатаются на термобумаге. Они недорогие, простые в изготовлении, но менее стойкие к истиранию и воздействию солнечных лучей. Однако в большинстве случаев они хорошо подходят для маркировки любых кондитерских изделий.
Бумажные термотрансферные этикетки бывают матовыми и полуглянцевыми. Их отличает более высокая устойчивость к воздействиям внешних факторов. Для печати таких этикеток понадобится термотрансферный принтер и красящая лента.
Одноцветные этикетки – самые простые и бюджетные в изготовлении. С помощью принтера на них можно напечатать:
Одноцветные этикетки используются так же для печати переменной информации о продукте и для сопровождения необходимыми сведениями упакованного для транспортировки со склада в магазин товара.
Использование полноцветных этикеток поможет сделать кондитерские изделия внешне более эстетичными, привлекательными и узнаваемыми. Такие этикетки изготавливаются только типографским способом. При этом, готовая этикетка будет содержать только постоянную информацию, например, название компании и ее логотип. Для печати переменных данных (дата изготовления, срок годности, цена), лучше использовать термотрансферный принтер.
Принтеры для печати этикеток
Предприятиям с небольшими и средними объемами производства кондитерских изделий лучше остановить свой выбор на Datamax-O’Neil M-4206 Mark II. Он предельно прост в эксплуатации: с ним справится даже новичок без специальной подготовки. Эти принтеры могут печатать этикетки со скоростью 154 мм/сек и качеством 203 точки на дюйм. Металлический корпус Datamax-O’Neil M-4206 Mark II делает его надежным и ударопрочным. Если принтер будет эксплуатироваться в условиях повышенной влажности или подвергаться воздействию химических веществ (например, моющих средств), при покупке можно заказать корпус с антикоррозийным покрытием. Оно поможет надолго сохранит работоспособность принтера.
С маркировкой больших партий продукции идеально справятся Datamax-O’Neil серии H-class. Это надежные принтеры-конструкторы, которые могут печатать этикетки формата А4 (шириной до 216 мм). Они способны работать круглосуточно, без выходных и с высокой скоростью (от 500 этикеток в час). Среди принтеров Datamax-O’Neil промышленного класса есть модели, которые печатают этикетки для палетной маркировки. Графический дисплей делает работу на принтере удобной и легкой, а наличие сетевой карты дает возможность управлять им удаленно. Принтеры Datamax-O’Neil серии H-class так же выполнены в металлическом корпусе, что защищает их от повреждений и воздействия внешней среды.
Прекрасно подойдут для печати этикеток в промышленных масштабах и принтеры Zebra ZM400. Это одни из лучших по соотношению цены и производительности принтеры. Ключевыми преимуществами ZM400 являются: большой графический дисплей на 16 строк, легкая интеграция в решениях с продукцией различных поставщиком, возможность печати текста размером 2 пункта с разрешением 600 точек/дюйм, использование красящей ленты с намоткой либо OUT, либо IN, а так же широкий выбор сетевых подключений. Цельнометаллический корпус, штампованное металлическое основание, рама и печатающий механизм обеспечивают износоустойчивость и прекрасно вписываются в современный дизайн устройства. Это простой и удобный в управлении принтер.