бим трал для ловли рыбы
Трал рыболовный
В перечне промыслового оборудования вы можете встретить такое понятие, как трал.
Что такое рыболовный трал? Как он устроен? Какие виды этого промыслового оборудования могут использоваться в зависимости от глубины, на которой производится вылов рыбы? Чем они отличаются?
Так называется отцеживающее конусообразное орудие лова
Изготовленное из сетеполотна и веревок и шнуров, которое буксируется при помощи траулера (рыболовецкого судна), производящего трал рыбы, то есть захват ее специальным сетным мешком заданного размера.
В зависимости от типа судна и метода лова выбирается и снаряжение.
В море чаще всего это дрифтерная сеть либо донный трал.
Дрифтерная сеть в основном используется логгерами
Также выбор снастей зависит от того, на какой глубине производится ловля рыбы тралом. Он может быть донным, придонным, пелагическим или универсальным. Первый используется в тех случаях, если предполагается промысел донных видов либо лангустов или крабов.
При вылове рыбы в толще воды требуется разноглубинный (пелагический) трал, буксировка которого производится либо у поверхности, либо на заданном горизонте, что регулируется не только скоростью движения судна, но и углом раскрытия, и конструкцией траловых досок (они используются в качестве распорок сетного мешка).
Крупная траловая сеть при движении может отцеживать до 6000 кубических метров воды за секунду.
Трал рыболовный обеспечивает вылов большого количества рыбы одновременно, поэтому предварительно с траулера производится поиск крупных косяков, высчитывается, на какой глубине они держатся и с какой скоростью перемещаются. Приближаясь к ним, забрасывают орудие лова, повышая эффективность приборами, контролирующими уровень раскрытия трала, горизонт хода и количество улова. Рыба попадает в его устье, а затем увлекается в концевую зауженную часть (куток). Потом производится выборка трала, то есть подъем на борт. После чего куток развязывается (это предусмотрено его устройством), а улов выгружается либо на палубу судна, либо в его трюм.
ВИДЕО: Изготовление садков, рыболвных сетей и снастей
Бим рыболовного трала
Патент 902693
Бим рыболовного трала
Опублнновано 07,02.82. Бктллетень № 5
Дата опублнковання опнсання 07.02.82 (SI)Nl. Кл.
А 01 K 73/0М евауюрстмнхый кюмнтег (53) УДК 639.2,, 114 (088. 8) во делам нэобретеннй н аткрнтнй (72) Авторы нзобрет,ения осело
И.В.Новоселов, to.Ã.Äèäåíêî и В.,И. (7l ) заявители (g4) БИИ РЫБОЛОВНОГО ТРАЛА
Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к орудиям лова, и предназначено для раскрытия. трала.
При тралении быстроподвижных объектов лова, например, скумбрии, размеры трала и скорость буксировки обус» лавливается подвижностью рыбы, но сопротивление траловых досок резко возрастает с увеличением скорости, что не дает возможности развить не» обходимую скорость траления.
Цель достигается тем, что бим трала выполнен в виде короба, полость
ВНИИПИ Заказ 12470/1 Тираж 698 Подписное.. Филиал Ililll «Патент», r.Óæãîðîä, улЯроектная,4 которого разделена ребрами жесткости на секции, при этом в верхних и нижних стенках каждой крайней секции выполнены продольные прорези для пропуска ваеров тросов. 5
На чертеже».Изображен бим трала с частичными вырезами стенок, общий вид. 25
Бим трала выполнен в виде короба 1 и имеет продольные каналы 2, че рез которые проходят ваера 3. Тросы 4 соединены с ваерами 3 ниже короба 1, Тросы 4 проходят через блоки 5. 5в
Полость короба разделена на секции ребрами 6.
При постановке трала короб жесткости находится. под роульсами на Фальш» борте. Ваера 3 натянуты, и расстоя35 ние между ними равно расстоянию между кормовыми ваерными роульсами траулера. Когда ваера 3 и бим трала выходят за борт на 20-30 метров, тросы 4 задерживают, а ваера 3 травят свободно. Тросы 4 через блоки 5 подтягивают ваера 3 к концам жесткой балки ° Тросы 4 крепят к ваерам 3 быстроразъемными соединениями и далее травят ваера на необходимую глубинуу.
Изобретение может найти применение на рыбодобывающих судах при педагическом и донном промысле рыбы и морепродуктов, например, криля, иваси, скумбрии.
Бим рыболовного трала, о т л ич а ю шийся тем, что,. с целью увеличения горизонтального раскрытия и повышения тем самым уловистос» ти трала, он выполнен в виде короба, полость которого разделена ребрами жесткости на секции, при этом в верхних и нижних стенках каждой крайней секции выполнены продольные прорео зи для пропуска ваеров и тросов.
И сточни ки и нфор маци и, принятые во внимание при экспертизе
1. Расс Т.С. и др. Методическое ру ководст во по сбору и кри нок, ли чинок и мальков рыб, N., 1966, с. 10-11.
Промысловое оборудование
Оснащение промысловых судов орудиями лова и соответствующими устройствами зависит от типа судна и метода лова рыбы. В морском рыболовном промысле основными методами являются лов рыбы при помощи донного и разноглубинного трала. Наряду с этим определенные сорта рыбы ловят посредством крючковой снасти, на свет, с помощью электрического тока и другими способами. Донные тралы используют на рыболовных ботах, траулерах с бортовым и кормовым тралением, а также на судах для лова и переработки рыбы. Они служат для лова красного окуня, наваги, сельди и других сортов рыбы. Донные тралы, имеют форму воронки. Эти тралы буксируют при помощи ваеров длиной 200—2000 м (стальных проволочных тросов диаметром 11—28 мм). Различают донные и пелагические тралы, т. е. тралы, которые можно буксировать на определенных глубинах.
Лов при помощи донного трала
1 — куток; 2 — верхняя распорная доска; 3 — распорная доска; 4 — ваеры
Раскрытие выброшенных за борт тралов происходит во время буксировки. Если донный трал буксируется судном, то раскрытие происходит в горизонтальном направлении за счет приделанных к ваерам траловых досок, представляющих собой плоские деревянные доски прямоугольной или овальной формы длиной 1 — 3 м и шириной 0,5—2 м в зависимости от размера сети. Эти траловые доски расположены под углом от 30 до 40° относительно направления буксировки; под влиянием гидродинамических сил они растягивают створки сети. Раскрытие в вертикальном направлении осуществляется с помощью кухтылей, размещенных в верхней подборе (верхняя сторона устья ceти), и соответствующих грузов, находящихся на нижней подборе (грунтроп). У донных тралов, буксируемых двумя судами, раскрытие происходит за счет тяги судов, кухтылей и грузов, расположенных соответственно в верхней и нижней подборах сети.
Лов посредством пелагического донного трала (верхний рисунок)
1 — куток; 2 — грузики; 3 — алюминиевые кухтыли; 4 — стальной трос; 5 — утяжелители; 6 — ваеры.
Лов ceтью (нижний рисунок)
Ceти используют главным образом на логгерах для ловли сельди, скумбрии и лосося. Их длина может быть от 20 до 70 м, а высота от 5 до 15 м. На верхней подборе (верхней кромке) сeтeй расположены плавучести (пробки), а на нижней — грузы, если вожак находится в верхнем положении. При другом его расположении достаточно утяжеления только за счет вожака. Если косяки рыб встречают на своем пути такие вертикальные прямоугольные сетевые порядки, рыбы головами входят в ячейки сeтeй. Испытывая давление на горло, рыбы расставляют жабры и при движении назад застревают в ячейках ceти (пассивное рыболовство). Ставные мелководные ceти применяют преимущественно на сейнерах для лова пелагических косяков рыбы — сельди, сардины, анчоуса, тунца и макрели. Обнаруженный косяк рыбы при помощи сейнерной лодки или второго сейнера окружают кольцеобразно выложенным сeтeвым порядком, который затем замыкается боковыми поводцами. Рыба оказывается в сeтeвом мешке, который подтягивается к рыболовному судну. За счет широкой приемки ceти на борт рыба, пойманная в заборной части ставной мелководной ceти, подается на судно с помощью сачков или рыбонасосов.
Лов рыбы на свет (рисунок слева)
1 — источник свете; 2 — коническая ceть.
Электролов рыбы (рисунок справа)
1 — электрод; 2 — рыбонасосы.
Лов на свет используется для сортов рыб, которых привлекает свет, таких как балтийская килька, ставрида и сайра. Конические ceти диаметром 3—4 м и длиной около 4 м снабжаются подводной лампой мощностью 1000 Вт. Лов производится в темноте. Лампу включают на 1—2 мин, чтобы привлечь рыбу, затем коническая ceть с относительно большой скоростью поднимается. Вместо конических ceтей применяют также рыбонасосы. Электролов рыбы основан, с одной стороны, на том, что сильные импульсы тока убивают рыбу. Этот метод распространен при лове больших рыб крючковой снастью. С другой стороны, рыба под воздействием полей постоянного тока при наступающем оглушении направляется от катода (отрицательного полюса) к аноду (положительному полюсу). Это явление используется на промысловых судах с рыбонасосами. В качестве положительного полюса здесь служат йсасывающее отверстие насосного трубопровода или расположенные позади стальные листы, а в качестве отрицательного полюса — стальные листы, находящиеся спереди на определенном расстоянии. Рыба, оглушенная электрическим током, плывет в сторону всасывающего отверстия и откачивается насосом. Поля переменного тока в рыболовстве не применяют, так как они отпугивают рыбу. Крючковая снасть используется для лова тунца, угря, семги, трески, скумбрии и палтуса. Различают два вида рыболовной снасти — общеизвестные «удочки», состоящие из удилища (прутка) и лески с одним или несколькими крючками, и донные крючковые снасти (ланглини). Последние представляют собой тонкую леску, на которой на расстоянии от 1 до 2 м закреплены короткие лески с рыболовными крючками. Длина лесок составляет от 1 до 2 м, длина ланглиней — 5000 м и более. На рыболовные крючки в качестве приманки насаживают мелкую рыбу, куски крупных рыб, блесну или рыбу из пластмассы. Ланглини выполняют как в виде донной крючковой снасти с грузилами и плавучестями для лова угря, так и в виде поверхностной крючковой снасти с плавучестями для лова лосося и тунца.
Тип и размеры промыслового устройства траулеров зависят от метода лова, рыболовных снастей и типа судна. Кроме установок для переработки, консервирования и хранения улова рыболовные суда должны быть оснащены устройствами для вымета и приемки на борт ceти. К ним относятся подъемные механизмы для вымета за борт и приемки на борт более или менее наполненной ceти, а также лебедки для стравливания и подтягивания к борту ваеров рыболовного трала, крыльев ceти и кутка. Лов рыбы при помощи донных тралов осуществляется с борта или с кормы судна. У траулеров бортового траления на главной палубе перед мостиком стоит траловая лебедка. От ее канатных барабанов ваеры проходят мимо люков рыбных трюмов к расположенным около фок-мачты центральным роульсам (блокам с перпендикулярной осью вращения); при этом через направляющие роульсы ваер левого борта подводится к носовой траловой дуге, а ваер правого борта — к кормовой. Оба ваера выводятся затем за борт через подвесные вращающиеся блоки траловых дуг. Носовая траловая дуга находится в нос от фок-мачты на расстоянии около 2 м от нее; расстояние между обеими траловыми дугами составляет 25—30 м. Верхняя часть траловой дуги расположена на высоте 3 м от палубы. Закрепленные на палубе траловые дуги дополнительно подкрепляются распорками из круглой стали, причем распорки проходят от верхней части траловой дуги к мачте или к надстройке.
Промысловые устройства
а — траулера бортового траления с донным тралом; b — траулера кормового траления с донным тралом; с — траулера кормового траления с качающейся дугой; d — траулера кормового траления с траловой дугой; е — логгера; f — сейнера.
1 — кормовая грузовая стрела; 2 — блоки на штаг-кариаке; 3 — гинь-тали; 4 — носовая грузовая стрела; 5 — носовая тралевая дуга; 6 — кормовая траловая дуга; 7 — траловая лебедка; 8 — центральный роульс; 9 — коренной ролик траловой дуги; 10 — бортовой роульс; 11 — ваеры; 12 — кормовой бортовой ваерный ролик; 13 — подвесной блок; 14 — оттяжка; 15 — куток; 16 — барабан для вытяжного троса; 17 — вытяжной трос; 18 — распорная (траловая) доска; 19 — качающаяся траловая дуга; 20 — подвесной блок траловой дуги; 21 — гидравлический цилиндр; 22 — траловая дуга донного трала; 23 — подвесной направляющий ролик; 24 — шпиль; 25 — бортовой рог; 26 — сетевыборочная машина; 27 — сеть; 28 — сететрясная машина; 29 — рол.
На фок-мачте помещаются либо гинь-тали грузоподъемностью около 50 кН и носовая грузовая стрела (патент) грузоподъемностью от 10 до 20 кН, либо блок талей и стрела грузоподъемностью 30 кН. Расположенная на палубной надстройке в районе кормовой траловой дуги грузовая стрела траулера имеет грузоподъемность 20—3.0 кН. Гинь-тали служат для подъема на борт кутка с уловом, причем ходовой конец заводится на турачку траловой лебедки. Как гинь-тали, так и другие подъемные механизмы служат для работы с донным тралом и его частями. Над люками рыбных трюмов на штаг-карнаке расположены грузовые блоки грузоподъемностью до 5 кН. При использовании других способов работы с тралами эти грузовые блоки не нужны. Штаг-карнак помещается между фок-мачтой и бизань-мачтой. При отсутствии бизань-мачты штаг-карнак, служащий также для сушки ceти, крепится к дымовой трубе. У траулеров кормового траления донный трал выметывается, буксируется и принимается на судно через кормовой слип. Поэтому траловая лебедка находится либо позади мостика, который тянется обычно от одного борта до другого, либо на самом мостике. Часто вместо большой лебедки с двумя канатными барабанами и двумя турачками устанавливают две раздельные однобарабанные траловые лебедки и шпили или вспомогательные лебедки. Управление этими лебедками и шпилями осуществляется с центрального поста управления, расположенного на кормовой палубной надстройке. Если судно не оборудовано траловой дугой для донного трала или качающейся траловой дугой, то блоки траловой дуги для ваеров устанавливают на опоре, находящейся над слипом, или на мостике над слипом. При помощи шпилей или турачек траловой лебедки и вытяжных концов (стальных тросов с крючками) донный трал поэтапно через слип втаскивается на рабочую палубу, длина которой меньше длины самой сети. Для выполнения опасных и тяжелых работ на турачках часто предусматриваются две вспомогательные лебедки для вытяжных концов. В качестве подъемных механизмов при работе с сетью перед порталом устанавливают колонны с гинями или двуногие мачты со стрелами грузоподъемностью 30—60 кН. При наличии качающейся траловой дуги с гидравлическим приводом колонны с гинями или двуногие мачты не требуются. При выметывании ceти качающаяся траловая дуга поворачивается назад, и сетевой куток стравливается через подвесной ваерный блок траловой дуги так, чтобы остаток ceти и ее части скользили по кормовому слипу. Выборка кутка осуществляется посредством качающейся траловой дуги, повернутой в корму; затем траловая дуга с помощью подвешенного кутка поворачивается вперед.
Промысловое устройство судов бортового траления похоже на устройство траулеров бортового траления, а промысловое устройство судов кормового траления почти аналогично промысловому устройству траулеров кормового траления. Если судно для лова и переработки рыбы имеет оборудование, позволяющее использовать различные методы лова, то промысловое устройство такого судна будет большим, сложным и более тяжелым, соответствующим большим ceтям. Промысловое устройство логгера, находится на палубе в носовой части судна и состоит в основном из тралового шпиля, направляющих ролов и сетеподъемного механизма, а также магазина для буев. Вожак обычно проходит от тралового шпиля через носовой клюз. Постановка ceти происходит через направляющий рол. Выборка вожака идет от клюза через ролик киповой планки траловым шпилем, а сеть подтягивается сетеподъемным механизмом через направляющие ролы. В процессе подтягивания рыба вытряхивается из ceти. Так как обычные логгеры можно использовать только в сезон, то для увеличения рентабельности их часто оснащают донным тралом. Дополнительное оборудование для лова рыбы при помощи донного трала похоже на оснащение траулера бортового траления. Промысловое устройство сейнеров находится в кормовой части судна. Характерными частями устройства являются вращающаяся площадка или решетка для ceти, а также мачта-однодревка позади надстройки для выборки ceти при помощи грузовых талей и шпиля. Крючковая рыболовная снасть используется на судах типа яхт длиной от 20 до 50 м, например на судах для лова тунца в Тихом океане. Лов Происходит с кормы или кормовых платформ. Суда для лова рыбы донной крючковой снастью оснащаются одной траловой лебедкой или одним траловым шпилем. Сила тяги составляет 0,3—0,5 кН, скорость выборки — 0,5—0,7 м/с.
Бим рыболовного трала
Номер патента: 902693
Текст
Заявка
заявители.; vv: v иЛШгГ: Ч; селов, L vi
НОВОСЕЛОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ, ДИДЕНКО ЮРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ, НОВОСЕЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
МПК / Метки
Код ссылки
Приспособление для разрубки ваеров трала
Номер патента: 90408
. вверх, освобождая ударник 4, котюрый под действием пружины 12 разбивает капсюль 7, поджигающий запальный шнур 6. Газы, образующиеся при взрыве пороха в камере 6, прорывая резиновую прокладку 13, давят на зубило 2, кооторое перерубает ваер 14, и выходят через отверстие 15 в корпусе, Для пре;1 отвращепия утери приспособления служит рым 16, к которому присоединяется топкий трос, длиной, равной длине вытравленного ваера. Ввиду того, что такой способ предусв 1 атривает наличие на корабле вьюшки для наматывания троса, возможен второй вариант приспо90408соолспия (с. фиг. 2), В кс 1 оро 1 мсстс 5 явтохЯти 1 ески зажим конца ьаера, производимый прп помощи клина 17, работающего под давлеиисгм пороховых газов Одновремснно с зуснлом 2, В этом случае.
Приспособление при электровозе для направления идущих к буксируемому судну тросов
Номер патента: 23803
. судна по одному электровозу (фиг. 4), Тросами, зачаленными за кормовые кнехты, электровозы буксируют судно, а тросами, зачаленными за носовые кнехты, удерживают его в требуемом положении,При обычном типе электровоза, при сквозной тяге, электровозный путь, лежащий вблизи камеры, должен пересекать нишу шкафной части шлюза. При этом перекрытие должно быть рассчитано на полный вес электровоза, а перила рабочего мостика полотнищ ворот должны быть устроены на шарнирах, чтобы полотнища ворот могли входить в перекрытие ниши шкафов.Основной путь и для электровоза уложен поодаль от камеры с таким расчетом, чтобы путь проходил вне ниши и шкафа, а для того, чтобы буксирные тросы не скользили и не терлись о кордонный камень камеры,они проходят.
Номер патента: 1028297
Устройство для горизонтального раскрытия трала
Номер патента: 1725795
Приспособление для периодической выгрузки рыбы из кутка трала на борт судна
Номер патента: 97364
. соответствуюцпй впутрспнм диаметрам втулок 8. Ко. цы шуров, сВ 5 зыВ 210 ших сстные мешки с 51 схи кмткя, при помощи трссов И соединены с полыми Втулками 8.Гйк как Внутрецне л 21 етрь ВтусОк 8 и.сют разли 1 ые раз».еры, ТО НЯЛЕЫ 12 Т 51 ОВЫЙ ТРОС ЗЯХВЯТ Д,15 ПЕРВОЙ, ПЯГРИЪЕР, ВТУЛКЛ, имс 10 щеЙ н 2 пмепьший лцямстр, при тяге трОся От ОООймы 5 Б сторОну с,Д 2 св;бОЛ 0 и)Ойдст Вторую третью Вту,1 кп и захв 1 тит первую БГМ,К РЗ)ЛЕК 25 ЕС ИЗ 000)Ы,Извлече 251 нз сбОЙ 1, Исрв 25 Вту;1 ка пот 5 Ре за сОООЙ трос 1 д, СОЕДИНЕННЫИ С ПЕРВЫ) СЕТПЫМ СШКОМ, ЗЯТЯПЕТ Ъ 1 ЕШОК И ПОДТЯНЕТ ЕГО к борту судна. После извлечения первого сетного мешка из кутка рыба )акапливается во втором сстном мешке и т. д.Работу с преллагясмым приспособлением.
Глава 4. Технология добычи
Балтийский шпрот или балтийская килька — основной объект промысла. Достигает длины в 13—15 см. Балтийский шпрот нерестится в весенне-летний период. Основные места обитания расположены в юго-западной части моря и у входа в Рижский и Финский заливы. Зимой, весной и осенью шпрот подходит к берегам. Летом находится на глубине, в придонных слоях воды. Ловится преимущественно тралами, сетями, неводами.
Трал — высокопроизводительное буксируемое (тралирующее) сетное отцеживающее орудие лова, широко применяемое в мировом морском промышленном рыболовстве. Представляет собой большой сетный буксируемый рыболовным траулером мешок, сделанный из канатов и сетей (делей). Передняя часть трала (устье) при тралении раскрывается специальными распорными устройствами: по горизонтали —траловыми досками (подвешенными перед крыльями трала), а по вертикали — грузами (подвешенными к нижней подборе), поплавками (подвешенными к верхней подборе) и гидродинамическими щитками.
Раньше тралы использовали исключительно для поимки трески, камбалы, наваги у самого дна недалеко от берега. Сегодня, благодаря техническому прогрессу и последним инновационным разработкам, доступны работы на глубине до 2 000 м, что существенно обогатило ассортимент добычи: теперь в сети попадают минтай, сельдь, лимонема и макрорус.
Тралы устанавливают на траулеры – наиболее распространенный вид промысловых судов. Они имеют различную комплектацию (многие оборудованы эхолотами, приборами контроля параметров трала, позволяющими следить за состоянием конструкции в воде и наводить на скопления рыбы), однако методика добычи у всех одинаковая. Суда оснащены удобными механизированными линиями для подъема, разделки, мойки, обработки, иногда даже консервации рыбы, что позволяет дольше оставаться в море, повышая объемы улова. Кроме того, обычно на борту есть морозильные камеры, куда складывается готовый товар.
Виды тралов:
· Донный. Сеть используется для поимки обитателей дна и его поверхности.
2. Разноглубинный, пелагический. Используется для лова косяков рыбы на различных глубинах водяной толщи.
Состоит из тралового кабеля, щитков, грузов, ваеров, распорных досок, сети, «крыльев» и «кутка», но в отличие от донного трала, нижняя и верхняя часть сети здесь одинакового размера. При движении судно тянет ваера – длинные буксировочные стальные канаты, идущие от распорных досок к судну, трал раскрывается, движется, расправляется и начинается улов пелагической рыбы.
Устанавливается на крупнотоннажные рыболовецкие суда (СТР, БМРТ), имеющие на борту систему последующей обработки добычи.
Все тралы выполнены из современных, высокопрочных, облегченных материалов, позволяющих работать дольше и эффективней без схода на берег. Данный метод обеспечивает вылов с наименьшими затратами энергоресурсов: оборудование и навигация позволяют ориентироваться на месте и находить большие скопления рыбы, а приборы контроля системы делают улов максимальным.
Конструктивные элементы трала:
Траловые доски. Парные (симметричные) металлические устройства, предназначенные для раскрытия устья трала по горизонтали. По сути являются гидродинамическими щитками. Траловые доски (левая и правая) соединяются с траулером посредством длинных стальных тросов — ваеров. С помощью, относительно коротких тросов — кабелей доска соединяется с верхней и нижней подборами трала. В донных и пелагических тралах применяются различные по конструкции траловые доски — донные и разноглубинные. Конструкции траловых досок очень разнообразны. От правильного выбора типа, размера и правильной настройки траловой доски в значительной степени зависит улов трала. В процессе траления, пара траловых досок занимают такое положение в набегающем потоке воды, что создаётся большая гидродинамическая сила, растягивающая устье трала в горизонтальном направлении.
По конструктивным типам доски бывают: прямоугольные, овальные, сферические, V-образные, щелевые, с предкрылкам, с закрылками и т. п. Для определения эксплуатационных характеристик траловых досок (их гидродинамических коэффициентов), их модели испытываются (продуваются) в опытовых бассейнах в гидролотках.
Макет донного рыболовного трала, буксируемого судном
Рыболовная сеть — плетёное из нитей орудие лова, или сетное орудие лова, используемое в рыболовстве для добычи рыбы в большом количестве. Сетные снасти бывают двух типов — объячеивающие и отцеживающие.
Объячеивающие орудия лова. Принцип действия объячеивающей сети, обычно так и называемой рыболовной сетью, или жаберной сетью, основан на том, что сетное полотно выставляют вертикально на пути следования рыбы, которая, пытаясь пройти сквозь сеть, запутывается в ячее — объячеивается. Попадающая в сеть рыба, если она больше расстояний между узлами сети, запутывается в ячее сети жаберными крышками тем сильнее, чем сильнее пытается выбраться. Выборка рыбы из жаберной сети нередко сопряжена с определёнными трудностями, связанными с распутыванием из ячеи каждой отдельной рыбы
Отцеживающие орудия лова. Принцип действия отцеживающей рыболовной сети основан на задерживании (обмётывании) рыбы на определённом участке акватории относительно мелкоячеистым сетным полотном, и процеживании воды сквозь ячею при выборке сети с уловом на берег или на борт судна. При этом объячеивание рыбы крайне нежелательно, так как затрудняет выборку запутавшейся рыбы. Подобная крупная отцеживающая рыболовная сеть обычно называется неводом. К мелким отцеживающим сетям относятся также «паук» и бредень. К отдельной подгруппе отцеживающих сетей относится рыболовный трал — орудие лова в виде сетного мешка, буксируемого судном в толще воды (пелагический, или разноглубинный трал) или по поверхности грунта (донный трал).
Невод — крупное сетное отцеживающее орудие лова, состоящее из сетного полотна и канатов, применяющееся для ловли рыбы в больших количествах в речном, озёрном, прибрежном и морском (океаническом) рыболовстве. Принцип лова большинства неводов основан на обмётывании скоплений рыбы и вытягивании сети с уловом на берег или на борт судна. Основное отличие невода от объячеивающих орудий лова, например, жаберной сети, состоит в том, что невод — это подвижное орудие лова и мелкая ячея невода предназначена для процеживания сквозь неё воды при выборке, а не для запутывания (объячеивания) в ней рыбы жаберными крышками. При выборке невода пойманная рыба остаётся на сетном полотне или скатывается в специальный мешок в средней части невода — мотню, или куток.
По способу лова невода разделяют на четыре типа — закидные невода, обкидные невода, донные невода и ставные невода — наиболее разнообразная группа, которую относят к особому типу стационарных прибрежных орудий лова — ловушкам. По месту лова различают невода речные, озёрные и морские.
Закидные невода. Относятся к старейшим орудиям лова и применяются при береговом лове, когда сеть постепенно забрасывают с лодки в виде дуги (вершиной направленной в противоположную от берега сторону), а вытаскивают (притоняют) на берег. В настоящее время закидные невода используют в основном на таких внутренних водоёмах как реки, озёра и водохранилища. В зимнее время закидные невода опускают под лёд через большую продолговатую прорубь — мойну и затем протягивают дугой с помощью вспомогательных мелких лунок.
Обкидные невода. Главным образом морские (иногда озёрные) невода, применяемые вдали от берега и выбираемые на борт судна. Наиболее примитивными по конструкции и способу лова являются распорные невода, которые изредка применяются для ловли рыбы на мелководьях морей и озёр. Их устройство напоминает закидные невода. Более высокопроизводительными орудиями активного лова среди обкидных неводов, используемых вдали от берега, являются кошелькирующиеся невода, к которым относят кошельковые невода. Принцип лова кошелькового невода состоит в обмётывании огромной сетной стенки вокруг обнаруженного косяка рыбы и последующем стягивании нижней части невода наподобие кошеля или кисета. При этом пойманная рыба остаётся внутри чаши невода. Затем невод выбирают на палубу судна, а пойманную рыбу сливают в особую часть невода, называемую слив, или притон, откуда её затем и выбирают.
Ставные невода. Ставной невод — это стационарное рыболовное орудие, принцип действия которого основан на установке на пути рыбы неподвижного препятствия «крыла», которое направляет её в ловушку. Высота боковых стенок ловушки, как правило, достигает поверхности воды. Длина крыла обычно колеблется от 250 до 100 м.
Рыба, пойманная ставным неводом, остаётся неповреждённой и долгое время сохраняется живой внутри ловушки. Кроме того, ставные невода применяют на илистом дне или при подлёдном лове, когда использование других средств лова затруднено. Основными недостатками ставного невода являются сложность монтажа, дороговизна крупных неводов и подверженность разрушению при плохой погоде.
Донные невода. Небольшие невода, применяющиеся главным образом для прибрежного донного озёрного и морского лова с малых судов или с берега. К этой подгруппе неводов относится мутник, или снюрревод, практически идентичная им по конструкции механизированная драга и некоторые другие орудия лова. По способу лова донные невода относятся ко второй подгруппе отцеживающих орудий лова — тралирующим орудиям лова, а по конструкции и технике лова занимают промежуточное положение между закидными неводами и донными тралами, представляя собой сетной мешок с короткими неводными крыльями, мотнёй и кутком в центре.
Донным неводом, как и закидным неводом, обмётывают участок водоёма с берега или с борта судна, охватывая сетью с очень длинными урезами (ваерами) большой участок дна. Затем осуществляется выборка и тяга невода за урезы (достигающие порой длины 1500—2000 м) с помощью лебёдки или собственным ходом судна. Урезы, перемещаясь по дну, взмучивают ил и песок (отсюда название «мутник») и отпугивают рыбу, которая перемещается к центру обмётанного пространства.