без всякого сомнения в оба случаях самое драгоценное время для ловли рыбы раннее утро
Употребление собирательных числительных
1.Собирательные имена числительные могут сочетаться только со следующими группами имен существительных:
а) с существительными м. рода, обозначающими лиц: двое студентов, пятеро мужчин, семеро детей;
б) с существительными общего рода: четверо сирот;
в) с существительными, обозначающими детенышей животных: трое поросят, семеро медвежат;
г) с существительными, не имеющими формы единственного числа: двое суток, трое брюк;
д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое ботинок, трое лыж.
Примечания.1. Собирательные числительные не используются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола; в этом случае следует использовать количественные числительные: две дочери, три женщины. Ср.: два сына — двое сыновей, три мужчины — трое мужчин. 2.Не рекомендуется использовать собирательные числительные с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола по должности, званию. Например: два профессора (но не двое профессоров), три декана (но не трое деканов).
2.Собирательные числительные никогда не включаются в составные числительные. Например, нельзя сказать: двадцать четверо суток, но: двадцать четыре дня, в течение двадцати четырех суток и т. п.
3.Числительное оба не сочетается с существительными, употребляющимися только во множественном числе; в этом случае используются описательные обороты, например: у тех и других часов (но не у обоих (обеих) часов).
Склонение имен числительных
Имена числительные не имеют единой системы склонения. Например: числительное один склоняется как местоимение этот; числительные два, три, четыре имеют особую систему склонения (три, трех, трем, три, тремя, о тех); числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения; числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные соответствующего типа склонения (1-го и 2-го) и т. д.
Запомните таблицы!
1.Числительное сорок в им. и вин. пп. имеет нулевое окончание, в остальных — окончание – а.
И. | сорок□ |
Р. | сорока |
Д. | сорока |
В. | сорок□ |
Т. | сорока |
П. | (о) сорока |
2.Числительные девяносто, сто в им. и вин. пп. имеют окончание – о, в остальных — — а.
И. | девяносто; сто |
Р. | девяноста; ста |
Д. | девяноста; ста |
В. | девяносто; сто |
Т. | девяноста; ста |
П. | (о) девяноста; ста |
3.Числительные полтора, полтораста в им. и вин. пп. имеют формы полтора, полтораста, в остальных — полутора, полутораста.
И. | полтора; полтораста |
Р. | полутора; полутораста |
Д. | полутора; полутораста |
В. | полтора; полтораста |
Т. | полутора; полутораста |
П. | (о) полутора; полутораста |
4.При склонении сложных количественных числительных изменяются обе части сложного слова.
Пятьдесят — восемьдесят | Двести — четыреста | Пятьсот — девятьсот | |
И. | пятьдесят | двести | пятьсот |
Р. | пятидесяти | двухсот | пятисот |
Д. | пятидесяти | двумстам | пятистам |
В. | пятьдесят | двести | пятьсот |
Т. | пятьюдесятью | двумястами | пятьюстами |
П. | (о) пятидесяти | (о) двухстах | (о) пятистах |
5.При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.
И. | тридцать четыре | семьсот семьдесят семь |
Р. | тридцати четырех | семисот семидесяти семи |
Д. | тридцати четырем | семистам семидесяти семи |
В. | тридцать четыре | семьсот семьдесят семь |
Т. | тридцатью четырьмя | семьюстами семьюдесятью семью |
П. | (о) тридцати четырех | (о) семистах семидесяти семи |
6.При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
И. | тридцать третий |
Р. | тридцать третьего |
Д. | тридцать третьему |
В. | тридцать третий |
Т. | тридцать третьим |
П. | (о) тридцать третьем |
7.Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют. Род есть только у числительного оба: оба (м. и ср.) и обе (ж.).
И. | оба (друга) | обе (подруги) | трое (друзей) |
Р. | обоих (друзей) | обеих (подруг) | троих (друзей) |
Д. | обоим (друзьям) | обеим (подругам) | троим (друзьям) |
В. | обоих (друзей) | обеих (подруг) | троих (друзей) |
Т. | обоими (друзьями) | обеими (подругами) | троими (друзьями) |
П. | (об) обоих друзьях | (об) обеих подругах | (о) троих (друзьях) |
8.При склонении дробных числительных изменяются обе части по образцу склонения количественных (числитель) и порядковых (знаменатель) числительных.
И. | две четвертых (дома) |
Р. | двух четвертых (дома) |
Д. | двум четвертым (дома) |
В. | две четвертых (дома) |
Т. | двумя четвертыми (класса) |
П. | (о) двух четвертых (класса) |
Дидактический материал
I. Числительные, записанные цифрами, напишите словами. Числительные и другие слова, заключенные в скобки, поставьте в нужной форме. При наличии в скобках нескольких слов выберите подходящее по контексту.
II.Объясните употребление собирательных имен числительных в приводимых ниже предложениях. Возможна ли их синонимическая замена в этих предложениях количественными числительными? Мотивируйте свой ответ.
III.В приведенных предложениях из произведений писателей ХVIII-ХIХ веков найдите числительные. Нормативно ли их употребление для современного русского литературного языка?
1. Затем, продержав с месяц в деревне, отправила его в Петербург, назначив на прожиток по сту рублей ассигнациями в месяц (М. Е. Салтыков-Щедрин). 2. Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет (А. С. Пушкин). 3. Тебе ж, разумник мой, осьмое в свете диво, не миновать, поверь, стыда и нищеты, и пустят в мир тебя проклятые науки (А. А. Шаховской). 4. – Ей Богу не знаю, как и чем я родня ему: кажется седмая вода, может быть, даже и не на киселе, а на чем-нибудь другом (Ф. М. Достоевский). 5. Наконец подпоручик Толстовалов с пятидесятью охотниками сделал вылазку, очистил ров и прогнал бунтовщиков (А. С. Пушкин). 6. Убито их было до тридцати человек, ранено до осьмидесяти (А. С. Пушкин). 7. Пришлось довольствоваться шестьмистами рублями (А. Ф. Писемский). 8. В сию минуту Салманов передался, и Бошняк остался с шестидесятью человеками офицеров и солдат (А. С. Пушкин). 9. Верст больше седьмисот пронесся, – ветер, буря. (А. С. Грибоедов).
IV.В приведенных предложениях найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте предложения стилистически. Объясните свою правку.
1. Космонавты успешно выполнили задание, проработав на космической станции «Мир» 253 суток. 2. Среди депутатов было четверо женщин. 3. Машины стояли одна от другой в полуторах метрах. 4. У обоих ворот пришлось срочно поставить часовых. 5. За день депутат успевал принять и выслушать тридцать четырех человек. 6. По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье. 7. Касса клуба располагала двумястами пятьдесят четырьмя тысячами рублями. 8. Груздь содержит в своей шляпке 32,2 процентов белков. 9. В этом году город отметил свое шестьсотлетие. 10. Ему пришлось ограничиться тремя тысячами двухстами сороками рублями. 11. Все дело заняло не более пары минут. 12. Мы опоздали всего на полторы сутки. 13. В его словах была все же какая-то двухсмысленность. 14. На столе лежало пол огромного арбуза. 15. Лекции студентам читали трое профессоров. 16. С обоих сторон простирался густой лес.
V. Перепишите текст, заменяя цифровые обозначения чисел словами и раскрывая скобки. Прокомментируйте выбранные вами формы.
«Наутилус» имеет 2 корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющими (дву- – двух-)тавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность. Двойная обшивка корабля изготовлена из листовой стали, удельный вес которой равен 7 8/10. Толщина наружной обшивки не менее 5 сантиметров, вес – 394, 96 (тонна). Внутренняя обшивка, киль – в вышину не более 50 сантиметров и в ширину 25 сантиметров, весом 62 тонны, – машины, балласт и прочее оборудование, обстановка, внутренние переборки и пилерсы – все это вместе взятое весит 961,62 (тонна). Таким образом, общий вес судна составляет 1356,48 (тонна). «Наутилус» выступает над поверхностью воды не более чем на 0,1. Следовательно, желая погрузить «Наутилус» в воду, необходимо располагать резервуарами, емкостью равными этой 0,1 (доля) его объема, иными словами, способными вмещать в себя 150,72 (тонна) воды. В последнем случае вес судна составил бы 1507 (тонна), и оно совершенно ушло бы под воду.
(По Ж. Верну // Перевод В. Г. Мирошниченко).
Вопросы и задания для повторения ко всему разделу
1. Каково категориальное значение имени числительного как части речи?
2. Перечислите лексико-грамматические разряды имен числительных.
3. Почему порядковые числительные некоторые лингвисты относят к относительным прилагательным? Какова ваша точка зрения? Мотивируйте свой ответ.
4. Почему слова тысяча, миллион, миллиард, триллион одни ученые относят к числительным, другие – к именам существительным? Мотивируйте свой ответ.
5. Охарактеризуйте морфологические признаки и синтаксические связи имен числительных.
6. В чем заключаются отличительные особенности (семантические и грамматические) числительного один, одна, одно, одни?
МЕСТОИМЕНИЕ
1. Местоимение как часть речи. 2. Лексико-грамматические разряды местоимений. 3. Особенности употребления личных местоимений. 4. Возвратное местоимение себя. 5. Притяжательные местоимения. 6. Указательные местоимения. 7. Определительные местоимения. Синонимия определительных местоимений. 8. Вопросительные местоимения. 9. Относительные местоимения. 10. Отрицательные местоимения. 11. Неопределенные местоимения. Синонимия неопределенных местоимений.
Методические рекомендации по организации практических занятий по русскому языку
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
по ОУД 01 Русский язык
Специальность 44. 02. 01. Дошкольное образование
Цикловой методической комиссией преподавателей общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Председатель ЦМК __________Лоснова Г.В.
Протокол ____ от «____» _____________20___г.
Зам. директора по учебной работе
____________ Антонова Л.М.
« ___» ____________ 20 ___г.
Автор-разработчик: Кряжева А. В. – преподаватель русского языка и литературы
Проверяемые результаты обучения : ОК – 2, ОК – 4.
Формировать способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
закрепить представление обучающихся о понятии «орфография», «приставка»;
сформировать умение применять правила, связанные с правописанием приставок.
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы
Наименование учебных элементов
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности
— умение применять полученные знания о языке на практике
— умение определять тип речи;
-умение определять стиль речи
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1. Греков, В. Ф. Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10 – 11 классы – М,: «Просвещение», 2013 г.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007г.
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания;
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. На основе теоретического материала о языке и речи выберите правильные ответы и запишите , соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а ).
Критерии оценки: правильный ответ оценивается 1 баллом.
а) это предложения, объединенные общей темой.
б) это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.
в) произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
а) наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.
б) это наука, изучающая словарный состав языка.
в) это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста
3. Основные виды общения – это…
а) устное и письменное;
б) устное и телефонное;
в) письменное и интернет-общение;
г) телефонное и интернет-общение
4. Выберите признаки письменного общения:
а) возможность редактировать текст;
б) выделение абзацев;
Задание №2. Установите соответствие между высказыванием о языке и автором (например, 1а)
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
Задание №3. Назовите пять языков, родственных русскому (например, 1а ).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Белорусский, украинский, сербский, чешский, болгарский
Содержание работы соответствует заданной теме;
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления, достигнуто стилевое единство и выразительность текста;
В целом в работе допускается 1 ошибка в содержании и 1-2 речевых ошибки
Содержание работы соответствует заданной теме;
Лексический строй речи достаточно разнообразен, стиль работы отличается Единством и достаточной выразительностью, но допущены 1-2 речевые ошибки.
В целом в работе допускается не более 2 ошибок в содержании и 4 речевых ошибок.
В работе допущены существенные отклонения от темы;
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление, стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 ошибок в содержании и 5 речевых ошибок.
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка – 5 баллов.
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки – 4 балла
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 2 орфографические ошибки и 6 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки – 3 балла
Максимальное количество баллов – 10
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
Максимальное количество баллов
Набранное количество баллов
Процент результативности выполнения задания
Дата проверки ________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ»
Формировать способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
закрепить представление обучающихся о понятии «орфограмма»;
сформировать умение анализировать текст на наличие в нём слов с определённой орфограммой;
закрепить правописание сложных слов.
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы
Наименование учебных элементов
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности
Понятие «орфограмма», «соединительная гласная»
— умение анализировать текст на наличие языковых явлений;
умение находить в тексте сложные слова
Правописание сложных слов
Правило «Правописание сложных слов»
— умение применять полученные знания на практике
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1. Греков, В. Ф. Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10 – 11 классы – М,: «Просвещение», 2013 г.
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания;
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание № 1. Вставьте пропущенные буквы.
Басн..писец, власт..любие, вод..напорный, груд..брюшная(преграда), дальн. восточный, дальн..видный, жизн. описание, камен..тес, каш. вар, кон. водство, кон..крадство, кост..резный, кров..носный, кров..обращение, москв..рецкий, овц..водство, пар..ходство, песн. творчество, песн..пение, растени..водство, сво..корыстный, сорок..ножка, ча. питие, кров…обращение.
Критерии оценки: за правильно вставленную букву – 1 балл;
Максимальное количество баллов – 24 балла.
Баснописец, властолюбие, водонапорный, грудобрюшная(преграда), дальневосточный, дальновидный, жизнеописание, каменотес, кашевар, коневодство, конокрадство, косторезный, кровеносный, кровообращение, москворецкий, овцеводство, пароходство, песнетворчество, песнопение, растениеводство, своекорыстный, сороконожка, чаепитие, кровообращение.
Задание № 2 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните одной чертой слова с соединительными гласными и двумя чертами слова без соединительных гласных.
1. Внезапное сум..сшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение (П.). 2. Я узнал вас по авт..портрету (Фед.). 3. По ави. линии Москва — Свердловск регулярно доставляется ави. почта, 4. В районной библи..теке большое внимание уделяется агр..номической литературе, особенно по вопросам агр..культуры. 5. Восстановление цементных и стал..литейных заводов дало возможность перейти на крупн..блочное строительство. 6. Среди агр. минимума значительное место занимает борьба с вредителями и сорняками. 7. Этого больного успешно вылечили при помощи электр. терапии. 8. Электр..фикация домашнего быта значительно облегчит труд женщин.
Критерии оценки: за правильно вставленную букву – 1 балл;
За правильно подчёркнутое слово – 1 балл
Максимальное количество баллов – 16 баллов.
1. Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение (П.). 2. Я узнал вас по автопортрету (Фед.). 3. По авиалинии Москва — Свердловск регулярно доставляется авиапочта. 4. В районной библиотеке большое внимание уделяется агрономической литературе, особенно по вопросам агрокультуры. 5. Восстановление цементных и сталелитейных заводов дало возможность перейти на крупноблочное строительство. 6. Среди агроминимума значительное место занимает борьба с вредителями и сорняками. 7. Этого больного успешно вылечили при помощи электротерапии. 8. Электрификация домашнего быта значительно облегчит труд женщин.
Задание № 3. Раскройте скобки, напишите слитно или через дефис.
(Пол)метра, (пол)лимона, (пол)десятого, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)города, (пол)Москвы, (пол)Африки, (пол)апельсина, (пол)миллиона.
Критерии оценки: за каждую правильно раскрытую скобку – 1 балл;
За правильно подчёркнутое слово – 1 балл
Максимальное количество баллов – 10 баллов.
Задание № 4. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите сложные слова.
(Стар…)славянский язык понятен русскому культурному человеку как язык религии и древней славянской культуры. Русский литературный язык начиная с X века испытывал огромное влияние этого древнего славянского языка. Какова же его история?
Термин «(стар…)славянский» язык нельзя понимать буквально: это не старый славянский язык (как и не (древн…)русский и не (общ…)славянский), а книжный язык, созданный на основе (древн…)болгарского диалекта первыми проповедниками христианства в славянских странах.
В IX веке на территории нынешней Чехословакии было славянское княжество Моравия. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору Византии Михаилу с просьбой прислать людей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке. Византийский император направил в Моравию ученых братьев Константина и Мефодия, хорошо знавших греческий и славянские языки, чтобы выполнить эту миссию.
Миссионеры перевели византийские (бог…)служебные книги с греческого языка на хорошо известный им диалект (древн…)болгарского языка. Константин (который, став монахом, взял имя Кирилл) создал для этого книжного языка славянскую азбуку, получившую впоследствии название «кириллица». (Стар…)славянский язык, как и славянская азбука кириллица, распространялся (церковн…) книжным путем вначале среди западных и южных славян. После крещения Руси этот язык проник и в (восточн…) славянскую землю.
Старославянский, древнерусский, общеславянский, древнеболгарского, богослужебные, церковно – книжным, восточнославянскую.
Критерии оценки: за каждую правильно раскрытую скобку – 5 баллов;
Максимальное количество баллов – 50 баллов.
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
Максимальное количество баллов
Набранное количество баллов
Процент результативности выполнения задания
Дата проверки ________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14.
Тема: Имя существительное. Выявление приемов образования разных частей речи.
Проверяемые результаты обучения : ОК 2, ОК-4
Формировать способность к речевому самоконтролю;
оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
закрепить представление обучающихся о понятии «имя существительное»;
сформировать умение образовывать новые формы имени существительного;
сформировать умение образовывать новые существительные с помощью суффиксов, приставок.
закрепить правописание имён существительных.
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы
Наименование учебных элементов
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности
Понятие «имя существительное», «грамматические признаки имени существительного»
— умение выделять имена существительные;
— умение употреблять различные формы имён существительных в речи.
— умение находить орфограмму в слове.
Образование разных частей речи
Правописание имён существительных
— умение образовывать имена существительные и новые формы имён существительных.
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1. Греков, В. Ф. Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10 – 11 классы – М,: «Просвещение», 2011 г.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007г.
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания;
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. От данных слов посредством суффиксов – чик – или – щик образуйте имена существительные со значением лица.
Учёт, выбор, сварить, резать, рассказ, пулемёт, камень, пилить, баня, барабан, стекло, править, перевоз, чеканка, подносить, смазать, водопровод, извоз, бетон, набор, фонарь, текстиль, домна, буфет, чистить, копировать, контора, тюрьма, забой, застройка, заказ, переплёт, ремонт, упаковка, проход, подписать.
Критерии оценки: за правильно образованное слово – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 36 баллов.
Учёт – учётчик, выбор – выборщик, сварить – сварщик, резать – резчик, рассказ – рассказчик, пулемёт – пулемётчик, камень – каменщик, пилить – пильщик, баня – банщик, барабан – барабанщик, стекло – стекольщик, править – правщик, перевоз – перевозчик, чеканка – чеканщик, подносить – подносчик, смазать – смазчик, водопровод – водопроводчик, извоз – извозчик, бетон – бетонщик, набор – наборщик, фонарь – фонарщик, текстиль – текстильщик, домна – доменщик, буфет – буфетчик, чистить – чистильщик, копировать – копировальщик, контора – конторщик, тюрьма – тюремщик, забой – забойщик, застройка – застройщик, заказ – заказчик, переплёт – переплётчик, ремонт – ремонтник, упаковка – упаковщик, проход – прохожий, подписать – подписчик.
Задание №2. От следующих существительных мужского рода образуйте родительный падеж множественного числа. Составьте семь словосочетаний с образованными словами.
Критерии оценки: за правильно образованное слово – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 28 баллов.
2. казахи – казахов, узбеки – узбеков, таджики – таджиков, якуты – якутов.
3. сапоги – сапог, чулки – чулок, ботинки – ботинок; ремешки – ремешков, носки – носков.
4. амперы – ампер, микроны – микрон, аршины – аршин, метры – метров, граммы – граммов, килограммы – килограммов, гектары – гектаров. Апельсины – апельсинов, баклажаны – баклажанов, мандарины – мандаринов, помидоры – помидоров, томаты – томатов.
Задание № 3. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы в словах с пропущенными буквами.
За правильно вставленную букву – 1 балл.
За правильно выделенный суффикс – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 22 балла
Чтобы помнил не часоч. к, не годок –
Подарю тебе, дружоч…к, гребеш…к.
Чтобы помнили подруж…к мил – дружки –
Есть на свете золотые гребешки.
Нет на свете той расчёски чудней:
Струны – зуб…я – у расчёски моей.
Чуть притронешься – пойдёт треск…тня
Про меня одну, да всё про меня.
Чтоб друж…чку не спалось без меня –
Гребень, гребень мой, расчёска моя!
Чтобы чудился в жару и в поту
От меня ему вершоч…к – с версту.
Есть на свете золотой гребеш…к.
Чтоб друж…чку не жилось без меня –
Семиструнная расчёска моя!
Чтобы помнил не часоч е к, не годок –
Подарю тебе, дружоч е к, гребеш о к.
Чтобы помнили подруж е к мил – дружки –
Есть на свете золотые гребешки.
Нет на свете той расчёски чудней:
Струны – зуб ь я – у расчёски моей.
Чуть притронешься – пойдёт треск о тня
Про меня одну, да всё про меня.
Чтоб друж о чку не спалось без меня –
Гребень, гребень мой, расчёска моя!
Чтобы чудился в жару и в поту
От меня ему вершоч е к – с версту.
Есть на свете золотой гребеш о к.
Чтоб друж о чку не жилось без меня –
Семиструнная расчёска моя!
За правильно вставленную букву – 1 балл.
За корректную формулировку правила – 4 балла.
Максимальное количество баллов – 14 баллов.
Суффикс –ец образует сущ. м.р., суффкис – иц – ж.р. (братец, сестрица). В сущ. Ср. р. в этом суффиксе пишется буква е, если она стоит перед ударным гласным (письмецо), и пишется и, если она стоит после ударного гласного (ущельице).
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
Максимальное количество баллов
Набранное количество баллов
Процент результативности выполнения задания
Дата проверки ________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15.
Тема: Имя прилагательное. Различение суффиксов самостоятельных частей речи на письме.
Проверяемые результаты обучения : ОК 2, ОК-4
Формировать способность к речевому самоконтролю;
оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
закрепить представление обучающихся о понятии «имя прилагательное»;
сформировать умение выделять суффиксы имен прилагательных;
сформировать умение образовывать новые прилагательные с помощью суффиксов;
закрепить правописание имён прилагательных.
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы
Наименование учебных элементов
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности
Понятие «имя прилагательное», «грамматические признаки имени прилагательного»
— умение выделять имена прилагательные;
— умение употреблять различные формы имён прилагательных в речи;
— умение находить орфограмму в слове
Образование имен прилагательных
Суффиксы имен прилагательных
— умение образовывать имена прилагательные от существительных при помощи суффиксов
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1. Греков, В. Ф. Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10 – 11 классы – М,: «Просвещение», 2011 г.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007г.
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания;
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание № 1 . (повторение) Вставьте пропущенные буквы.
Извоз..ик, лет..ик, учёт..ик, жестян..ик, счёт..ик, обход..ик, фасов..ик, газов..ик, младен..ц, стар..ц, пальт..цо, плать..це, красав..ца, перелес..ца, каракат..ца.
Критерии оценки: за правильно вставленную букву – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 15 баллов.
Извозчик, летчик, учётчик, жестянщик, счётчик, обходчик, фасовщик, газовщик, младенец, старец, пальтецо, платьице, красавица, перелесица, каракатица.
Задание №2. От данных слов образуйте прилагательные с суффиксами. Составьте по два словосочетания с прилагательными каждой группы.
— Чив – или – лив-: доверять, расчёт, услужить, задумать, изменить, устоять, засуха, угодить, увёртываться, уклониться;
— Ев – или – ив-: поле, бой, огонь, лень, спесь, ложь, червь, яблоня, отрасль, никель (расставьте в прилагательных ударение);
Критерии оценки: за правильно образованное слово – 1 балл.
За правильно образованное словосочетание – 1 балл
Максимальное количество баллов – 46 баллов.
Свинцовый, кумачовый, парчовый, ситцевый, песцовый, грошовый, камышовый, грушевый, плюшевый, изразцовый, глянцевый, холщовый, вещевой.
Свинцовая пуля, грушевый сок.
Доверчивый, расчётливый, услужливый, задумчивый, изменчивый, устойчивый, засушливый, угодливый, увёртливый, уклончивый.
Изменчивая погода, засушливое лето.
Огневые позиции. Червивая слива.
Бревенчатый, взрывчатый, узорчатый, веснушчатый, рассыпчатый.
Бревенчатый дом, взрывчатое вещество.
Взгляд Лизы теперь был просящий, мягкий, а вместе с тем довер…ый, ласк…ый. Женщины оказались на редкость привет…вы, словоохот…ы. У нас чиновник плох…ий и тот полов не выметет. Зимою здесь общество сер…е, неинтересное. У самых дверей стоял простой тесовый стол, покрытый син…ою скатертью.
Талант…ая наша молодёжь овладевает основами наук. В сентябр…ие вечера бывают какие – то особенные, задум…ые закаты. На рыж…ую щетину сжатых полей падает первый снег. Синеватый утр…ий свет пробивался в продолг…ые щели сарая. Петя был смет…ый и разговор…ый мальчик. Мороз разукрасил окна причуд…ыми узорами. Пройдя Риж…ий залив, теплоход вышел в открытое море. Забот…ое отношение одноклассников и товарищеская поддержка их помогли Пете успешно закончить учебный год. Мы переехали по бревен…ому мосту через уз…ую речонку. На склад привезли берез…ые и осин…ые дрова. Стадо охранялось сторож…ыми собаками. У каждого экскурсанта за плечами был вещ…ой мешок.
Критерии оценки: за каждый правильно вставленный суффикс – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 24 балла.
Взгляд Лизы теперь был просящий, мягкий, а вместе с тем довер чив ый, ласк ов ый. Женщины оказались на редкость привет лив ы, словоохот лив ы. У нас чиновник плох оньк ий и тот полов не выметет. Зимою здесь общество сер еньк ое, неинтересное. У самых дверей стоял простой тесовый стол, покрытый син еньк ою скатертью.
Талант лив ая наша молодёжь овладевает основами наук. В сентябр ьск ие вечера бывают какие – то особенные, задум чив ые закаты. На рыж еват ую щетину сжатых полей падает первый снег. Синеватый утр енн ий свет пробивался в продолг оват ые щели сарая. Петя был смет лив ый и разговор чив ый мальчик. Мороз разукрасил окна причуд лив ыми узорами. Пройдя Риж ск ий залив, теплоход вышел в открытое море. Забот лив ое отношение одноклассников и товарищеская поддержка их помогли Пете успешно закончить учебный год. Мы переехали по бревен чат ому мосту через уз еньк ую речонку. На склад привезли берез ов ые и осин ов ые дрова. Стадо охранялось сторож ев ыми собаками. У каждого экскурсанта за плечами был вещ ев ой мешок.
Задание № 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Знатная дама, чьё лицо и фигура, к…залось, м…гли отвечать лишь лед…(нн)ым молчанием огне(н,нн) ым г…л…сам жизни, чья тонкая кр…сота скорее отталкивала, чем привлекала, так как в ней чувствовалось надме(н, нн) ое усилие воли, лише(нн)ое женственного прит…жения – эта Лилиан Грей, оставаясь наедине с мальчиком, делалась простой мамой, говорившей любящим, кротким тоном те самые сердечные пустяки, какие не передашь на бумаге – их сила в чу…стве, не в самих них. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать сыну. Она прощала ему всё: пр…бывание в кухне, отвр…щение к урокам, непослушание и многочисле(н, нн) ые пр…чуды.
Критерии оценки: за каждую правильно вставленную букву – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 15 баллов.
Знатная дама, чьё лицо и фигура, казалось, могли отвечать лишь ледяным молчанием огненным голосам жизни, чья тонкая красота скорее отталкивала, чем привлекала, так как в ней чувствовалось надменное усилие воли, лишенное женственного притяжения – эта Лилиан Грей, оставаясь наедине с мальчиком, делалась простой мамой, говорившей любящим, кротким тоном те самые сердечные пустяки, какие не передашь на бумаге – их сила в чувстве, не в самих них. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать сыну. Она прощала ему всё: пребывание в кухне, отвращение к урокам, непослушание и многочисленные причуды.
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
Максимальное количество баллов
Набранное количество баллов
Процент результативности выполнения задания
Дата проверки ________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16.
Тема: Имя числительное. Определение принципов изменения разных частей речи.
Проверяемые результаты обучения : ОК 2, ОК-4
Формировать способность к речевому самоконтролю;
оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
закрепить представление обучающихся о понятии «имя числительное»;
сформировать умение изменять имена числительные, находить ошибки в употреблении имён числительных;
закрепить правописание имён числительных.
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы
Наименование учебных элементов
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности
Понятие «имя числительное», «грамматические признаки имени числительного»
— умение выделять имена числительные;
— умение употреблять различные формы имён числительных в речи;
— умение согласовывать имена числительные и имена существительные
Изменение имён числительных
Изменение имён числительных по падежам
— умение изменять имена числительные по падежам
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1. Греков, В. Ф. Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10 – 11 классы – М,: «Просвещение», 2011 г.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007г.
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания;
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задание № 1 . Перепишите текст. Замените цифровые обозначения буквенными. Определите падеж числительного, укажите функцию числительного в предложении.
Южный Ростов – дитя в сравнении с незаметным маленьким Ростовом Северным. Ростову на Севере было около 900 лет, когда в устье Дона рубили первую избу. Москва была маленькой деревенькой, когда Ростов называли не иначе, как Ростов Великий. Первый раз Ростов летописцами упомянут в 862 году – 1108 лет назад. И мы с любопытством и восхищением разглядываем его, как некий корабль, приплывший из страны с названием Древняя Русь.
За правильно замененное обозначение – 1 балл.
За правильно определённый падеж – 1 балл.
За правильно указанную функцию числительного – 1 балл
Максимальное количество баллов – 9 баллов.
Водопады Игуасу (что на языке индейцев гуарани значит «Большие воды») родились 120 миллионов лет назад в результате вулканического извержения. 30 рек и больших ручьёв бразильского штата Парана впитывает в себя река Игуасу, чтобы недалеко от города Фосду – Игуасу, на стыке границ трёх государств – Аргентины, Бразилии и Парагвая – радужным веером обрушиться вниз с края плато, протянувшегося более чем на 3,6 километра в форме подковы. Островки и скальные выступы разбивают дымящуюся воду на 275 каскадов, потоков и рукавов. Общая высота водопадов превышает 70 метров. В сезон дождей – с ноября по март – здесь каждую секунду проносится один миллион 850 тысяч литров воды, а гул разносится на многие километры.
Сейчас в окрестностях водопадов выросло целое кольцо туристических отелей.
За правильно выписанное словосочетание – 1балл.
За правильное буквенное обозначение – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 10 баллов.
Сто двадцать миллионов, тридцать рек и ручьёв, три целых шесть десятых километра, двести семьдесят пять каскадов, восемьсот пятьдесят тысяч литров воды.
За правильно переписанное предложение – 1балл.
За правильно образованную форму числительного – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 20 баллов.
Космонавты успешно выполнили задание, проработав на космической станции «Мир» 253 суток. Среди депутатов было четверо женщин. Машины стояли одна от другой в полуторах метрах. У обоих ворот пришлось срочно выставить часовых. За день депутат успевал принять и выслушать тридцать четырех человек. По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье. Касса банка располагала двумястами триста пятьдесят четырьмя тысячами рублями.
Груздь содержит в своей шляпке 32, 2 процентов белков. В этом году город отметил своё шестьсотлетие. Ему пришлось ограничиться тремя тысячами двухстами сороками рублями. Всё дело заняло не более пары минут. Мы опоздали всего на полторы сутки. В его словах была всё же какая – то двухсмысленность. На столе лежало пол огромного арбуза. Лекции студентам читали трое профессоров. С обоих сторон простирался густой лес.
За каждое исправленное предложение – 1балл.
Максимальное количество баллов – 16 баллов.
Космонавты успешно выполнили задание, проработав на космической станции «Мир» 253 дня. Среди депутатов было четыре женщины. Машины стояли одна от другой в полутора метрах. У тех и других ворот пришлось срочно выставить часовых. За день депутат успевал принять и выслушать тридцать четыре человека. По накладной следовало выдать 22 комплекта ножниц для ателье. Касса банка располагала двумястами тысячами тремястами пятьюдесятью четырьмя рублями. Груздь содержит в своей шляпке 32, 2 процента белков. В этом году город отметил своё шестисотлетие. Ему пришлось ограничиться тремя тысячами двумястами сорока рублями. Всё дело заняло не более двух минут. Мы опоздали всего на полтора дня. В его словах была всё же какая – то двусмысленность. На столе лежала половина огромного арбуза. Лекции студентам читали три профессора. С обеих сторон простирался густой лес.
Задание № 5. Вставьте пропущенные буквы. Порядковые числительные запишите словами.
Пластов Аркадий Александрович – художник, би…графия и творчество которого не могут остаться незамече(н,нн)ыми в истории искусства периода 20 века. Еще при жизни он стал членом Академии Художеств, был признан народным художником СССР и отмечен множеством наград.
Родился будущий художник в деревне Прислониха (сейчас – территория Ульяновской области), в январе 1893 года, в (не)богатой семье. Его отец – деревенский книгочей, а дед – местный иконописец. Маленький Аркадий даже не думает о карьере живописца. Родители видят в нем будущего свяще(н,нн)ика и пытаются сделать все, чтобы дать сыну должное образование. После трех классов образования, полученного в сельской школе, дес…тилетнего парня принимают на обучение в Симбирское духовное училище. Там он учится 5 лет, после чего поступает в духовную семинарию, где намерен продолжить обучение.
Но в 1908 году Пластов понимает, что его призвание в другом. В…сной он наблюдает за р…ботой иконописцев, расписывающих деревенскую церковь, и это производит на будущего художника (не)изгладимое впечатление. Аркадий твердо решает стать именно художником, чего бы это ни стоило.
В 1912 году юноша уезжает в Москву, чтобы получить там художественное образование. Два года он учится в Строгановском училище, после чего пытается поступить в МУЖВЗ, но на отделение живописи ему попасть не удается. Поэтому до 1917 года Аркадий вынужден обучаться на скульптурном отделении. Однако Пластов посещ…ет занятия Архипова, Корина и Степанова, где обучается изобразительному иску(с,сс)тву.
В 1917 году Пластов возвращается в родные края, где и начинает практиковаться как живописец. Он работает с натуры, рисуя в основном односельчан. Художник даже создает целый цикл картин, посвященный крестьянскому быту, получивший название «Житье-бытье».
В 1931 году случается пожар, и дом Пластова (с,з)горает дотла. Все работы, которые он успел написать, уничтожены: не уцелел ни один этюд, ни один эскиз. Фактически, художнику, которому исполнилось почти сорок лет, приходится начинать работу с нуля. Он оставляет полевые работы, полностью окунувшись в ж…в…пись. В 1935 году картины художника наконец-то обретают признание. Они становятся экспонатами Московской выставки, а сам Аркадий участвует практически в каждом крупном событии мира искусства.
В его картинах чувствуется любовь к природе, любовь к деревне: художник не понаслышке знаком с бытом русского крестьянина, и изображает простые жизненные ситуации, как никто другой любит писать детей.
В период с 1941 по 1965 год Пластов рисует целый цикл картин, посвященных жизни простых жителей села. Такие работы, как «Жатва» и «Сенокос» 1945 года, а также «Ужин трактористов» 1951 года получают хвалебные отзывы не только простых граждан, которые тепло отзывались о его полотнах, но и именитых критиков того времени.
Еще одна известная серия картин была написана Пластовым в Великую Отечественную войну. Например, работа «Фашист пролетел» 1942 года до сих пор считается ш…девром советского искусства военного и поствоенного периода.
П…лотна Пластова пронизаны любовью к природе, он с глубоким ув…жением относи(т,ть)ся к простому быту крестьян.
За правильно вставленные буквы – 20 баллов.
За правильно образованную форму порядковых числительных – 25 баллов.
Максимальное количество баллов – 45 баллов.