бей жену к обеду а к ужину
Бей жену к обеду а к ужину
Летописцы иностранные хвалят непорочность и верность россиянок. Агнеса, супруга императора германского Генриха IV, дочь в. к. Всеволода I, была однажды подвергнута им испытанию в верности, для этого он велел одному из своих баронов, влюбившихся в нее, искать ее любви. Она презирала его страстные изъяснения, но выведенная из терпения, назначила ему место и время для тайного с нею свидания; но вместо барона явился ночью сам император, который был встречен переодетыми в женское платье слугами. Они, исполняя приказание императрицы, поступили с ним, как с оскорбителем ее чести. Узнав же в мнимом бароне своего мужа, Агнеса сказала ему: „Для чего же ты шел к жене под видом обольстителя?“ Раздраженный Генрих, оклеветавший барона, казнил его, а целомудренную Агнесу поносил грубыми и дерзкими словами[321].
Россиянки всегда славились непорочностью в семействе и служили удивлением для иноземцев. Скромность и невинность составляли неразлучную добродетель жен: этим гордились мужья и дорожили самые знатные люди[322]. Однако, были примеры неверности, но эти примеры не могут быть доказательством безнравственности, в особенности прекрасного нашего пола. — Первый разнес молву невыгодную барон Герберштейн[323]. Не принимая и не веря его замечаниям, мы можем согласиться с ним в том только, что мужья, занятые службою, редко бывали дома, и что самое супружество зависело от воли родителей. Не жених выбирал себе невесту, но отец, и он назначал ее для своего сына. Когда жених домогался видеть свою невесту, тогда родители отвечали ему: спроси об ней у добрых людей. По наступлении только дня свадьбы засватанные видели друг друга пред венцом.
Мужья весьма любят своих жен, говорит барон Герберштейн, но без частых побоев мужа каждая жена сомневается в его любви. Один немец, женатый на русской, рассказывал ему, что жена часто докучала ему своими замечаниями, что будто бы он не любит ее, и постоянно спрашивала: отчего ты не любишь меня?
— Напротив, я тебя очень люблю, — отвечал он ей.
— Какого же ты хочешь от меня доказательства?
— Ты никогда не бил меня.
Тогда муж исполнил ее желание и, по его словам, чересчур[324].
Обыкновение бить жен позаимствовано от татар, и это может быть объяснено только грубостью тогдашних времен. Любовь через побои существовала еще лет пятьдесят тому назад, как рассказывали мне[325]. В одной песне женщина, выражая чувствования своей любви, напоминает нам старый обычай доказывать любовь хворостиной и кнутом:
„Э, батюшка, жена не ведает любви мужней без битья. Чем крепче и почаще побивает муженек, тем-то жена боится мужа и холит его. Бабий волос длинен, а ум короток. Не потрепли ее косыньки, не оставь синева на плечиках и щечках румяных, и что за любовь!“ — Случилось еще видеть, что муж бил свою жену, и весьма жестоко. Когда я заметил, что он поступает с ней бесчеловечно, тогда он отвечал мне: „Нет, батюшка, это уж такая наша поведенция. Не бей жеye, она ругается: ты меня не любишь. — Если любишь, то бей меня!“ Во время сердечных побоев жена не плачет и не кричит, она переносит терпеливо, и этим еще гордится между своими приятельницами. — В России все изменяется так скоро, что можно думать, что любовь чрез побои не существует уже. В Индии доселе в обычае доказывать любовь побоями. Привязывают жену к дереву и бьют прутьями до бесчеловечия, пока она не скажет: довольно, доказал любовь! Или пока сам муж не устанет, но это бесчестие для мужа. — Правительство английское несколько раз предпринимало меры к истреблению варварского обычая, но сами жены восставали против этого.
Еще в другой песне:
«Chronic. Th. Engelhusen», в Лейбниц. «Script. Brunsv. 11»; Гебгарди «Eriauterung der Eur Kanserl. und Konigl. Hauser», см. табл. 9, где приведены свидетельства разных немецких летописцев. — Агнеса чрез три года развелась с Генрихом. — Любопытные сведения об Агнесе см. еще: Кар. «И. Г. Р.», т. 2, с. 97, примеч. 157. Она вышла замуж за Генриха IV в 1089 г. Император Генрих IV замечателен в истории средних веков сильными распрями его с папою Григорием VII Гильдебрандом за инвеституру. В западной Европе было тогда обыкновение, что государи, возводя духовных особ в высшее достоинство и отдавая им в пастырское управление земли, вручали жезл и перстень в знак их зависимости от государя; но папа Григорий VII, отнимая это право у государей, под опасением отлучения их от церкви, объявил, что эта власть принадлежит римским первосвященникам. Всем известно несчастное унижение Генриха IV, которое должно приписать невежественному веку и владычеству духовенства, хотевшему быть властителями и судьями. Но благодаря просвещению папская власть, во многом пагубная не только для монархов, но и государств, совершешю ослабела ныне или, лучше сказать, сделалась ничтожною.
Paul. Iov. «Dc leg. Moscov.».
Herber. «Rer. Moscov. com.», с. 51, ed Antv; Petrejum «Histor und Bericht von dem Grossfurstenthumb Muschkow», с. 632–634, изд. Лейпц., 1620 г.; Olear «Offt begehrte Beschr. der Neuen Oriental. Reise», с. 143.
Я однажды слыхал жаловавшуюся жену на своего мужа, что он не любит ее. Когда я спросил ее, отчего она так думает? — тогда она отвечала мне, что он ее ни разу не бил. — Да разве в этом любовь?
«Новейш. полн. всеобщ. песен.», ч. 3, № 297, изд. Москов., 1822 г. Эта песнь начинается так:
Мне моркотно молоденьке, Нигде места не найду! Ай люли, ай люли, Нигде места не найду, и проч.
Женщина в пословицах и поговорках мира
Женщина в некоторых пословицах и поговорках мира
Собрано и частично переведено из разных источников
Где слишком много женщин, там капуста пригорает.
Женщины – это кладезь терпения.
Кто любит женщин, попадает в адский огонь.
Бедный дом, где нет женщины.
Где женщины и гуси, там напрасно искать покоя.
Грешная женщина на полтора пенса хуже дьявола.
Вкус женщины и зимний ветер часто меняются.
Каждый заяц найдёт нору, каждая женщина – оправдание.
У женщины и музыки нет возраста.
Женщина и стекло всегда в опасности.
(также на испанском и португальском).
Последнее слово всегда должно быть за женщиной.
Благосостояние и женщина редко расходятся,
невзгоды и женщина – часто.
Женские клятвы, что сургучные печати: ломаются при первом прикосновении.
Женщина как острота: чем деликатней, тем лучше.
Женщина смеётся, когда может, плачет, когда хочет.
Женщины и кружева лучше всего выглядят при свечах.
Женщины и собаки могут поссорить самых лучших друзей.
Женщины слёзы быстро высыхают.
Не сможешь ни описать моря, ни проникнуть в тайну женщины.
Красивая женщина и пустой карман редко уживаются.
Скажи женщине, что она красивая, и дьявол повторит это ей
десять раз.
Если женщина любит мужчину, она отдастся ему даже через щель в двери.
Гнев любящих – как весенний дождик.
Женщина – страж мужской души.
Женщина – верблюд, помогающий мужчине пройти через пустыню жизни.
Женщина любит один день, а ненавидит сорок.
Женщина подобна тени. Если ты гонишься за ней – убегает, убегаешь от неё –
идёт за тобой.
Женщина скрывает любовь в течение сорока лет,
но не может укрыть злости и гнева.
Женщине подошли бы три мужа: один, чтобы её содержал; второй, чтобы её любил; третий, чтобы её бил.
Даже у самой лучшей женщины есть ещё дьявольское ребро.
Женщина без мужа, как джонка без руля;
мужчина без жены, как конь без узды.
Женщина, как инжир: быстро созревает и быстро усыхает.
Женщина предпочитает мужчину без денег
деньгам без мужчины.
Легче удержать дождь, чем женщину,
которая жаждет мужчину.
Без женщины мужчина лишь получеловек.
Женщина созидает, женщина уничтожает.
Легче познать десять стран, чем одну женщину.
То, что для мужчин война, для женщины – роды.
Женщины, как и дьяволицы, овладевают сердцами глупцов.
Если хочешь предать огласке определённое дело,
сообщи об этом женщине по секрету.
От общения с женщинами может возникнуть только огонь или дым.
Там где господствует женщина, там дьявол управляет.
Перед замужеством у женщины четыре руки и один язык,
после замужества – четыре языка и одна рука.
Женщина суть чистилище для кошелька, рай для тела и ад для души.
(также на испанском).
Не гонись за женщиной, как за трамваем.
Подойдёт следующий.
Погода и сердце женщины часто меняются.
Сладость в женских устах, что сахар во фруктах:
то в вино превратится, то в уксус.
Плохое седло калечит хребет коня;
плохая женщина разрушает домашнее хозяйство.
Женщина, даже когда хвалит, откажет.
Из десяти женщин девять ревнивые.
Стыдливость суть мужество прекрасного пола,
молчание и румянец – красноречие.
В жене ценится добродетель, в любовнице – чувственность.
Слово женщины бывает острое, как ноябрьский иней.
Женщина – крепость, мужчина – её узник.
Опасаться женщины надо даже тогда, когда они дарят вам поцелуи.
Слеза женщины – приправа злости.
Скорее выпьешь воду целого моря,
чем познаешь характер женщины.
Женщина в доме – это попугай в пуще.
Женщина носит смех и плач в одной сумочке.
Пьяная женщина – это открытая дверь.
Мужчина носит свой возраст в костях,
женщина – на лице.
Некоторые женщины, как часы, которые показывают плохое время.
Доверять женщине и писать на снегу – одно и то же.
С неопытной женщиной, как с мокрым деревом:
много дыма, мало тепла.
Женщин можно захватить как некоторые крепости:
проникая через тайный ход.
Никогда не противоречь женщине,
через минуту она сама будет себе противоречить.
Красивая женщина – это река, в которой тонут мудрецы.
Прежде чем женщина оденется, небо семь раз покроется тучами и просветлеет.
Любовница, отдающая тебе тело, не отдавая сердца, предлагает тебе розу без шипов.
Где женщины господствуют, там мужчины управляют.
Одна легкомысленная женщина испортит больше женщин,
чем десять мужчин.
Каждая женщина два раза с ума сходит: когда влюбляется и когда седеет.
Женщина должна быть как чай: сладкой, крепкой и горячей.
Женщины берутся на сладкое, как рыбы на удочку.
Женские слёзы – это ежедневная роса.
Огонь жжёт сблизи, красивая женщина – издали и сблизи.
Дружба двух женщин – это лишь злость против третьей.
Держать женщину на слове, а угря за хвост – одно и то же.
Вишня и женщина румянятся, когда дозревают.
Каждая любимая – красавица.
Кто меняет любовниц, как перчатки, чаще всего ходит в поношенных.
Легче приобрести любовника, чем деньги.
Тот живьём пойдёт на небо, кто познает все женские уловки.
Когда женщина идёт замуж, под мышкой у неё семь дьяволов сидит.
Скорее у женщины язык замёрзнет во рту, чем она не добьётся своего.
Женщина без кокетства, что цветок без запаха.
Молодая женщина, старый муж – полон дом ссоры.
Женщины, даже если и не учатся в школе, проведут вас.
Женщину дыханьем не распалишь.
Женщины, если захотят, с самим дьяволом справятся.
Легче увидеть женщину в слезах, чем гусыню в башмаках.
Легче уследить за мешком блох, нежели за одной женщиной.
Удовлетворить любопытство женщины – всё равно,
что решето водой наполнять.
Дом без женщины, что скрипка без струн.
Любящим в одной могиле не тесно.
Легче раздразнить пса, чем женщину (также на итальянском)
Даже если бы женщины были из стекла, то и так были бы непрозрачными.
Красивая женщина без рассудка, как луна:
светит, да не греет.
У женщин ничего не происходит без слёз.
На чужемужню жену не заглядывайся.
Четки не спасут, а жена рая не лишит.
Хорошая невеста, худая жена.
Молода жена годами, да стара норовом.
Не верь коню в поле, а жене в доме.
И дура жена мужу правды не скажет.
Муж не знает, где жена гуляет.
Жена мужа любила, в тюрьме место купила.
Худо мужу тому, у которого жена большая в дому.
Злая жена сведет мужа с ума.
Железо уваришь, а злой жены не уговоришь.
Злая жена, битая бесится, укрощаемая высится, в богатстве зазнается, в убожестве других осуждает.
Бей женку к обеду, а к ужину опять, без боя за стол не сядь!
Дважды жена мила бывает: как в избу ведут, да как вон понесут.
Когда в небе проходит свадьба, женщины ищут лестницы.
Женщина без детей подобна дереву без фруктов.
Заяц не очень разборчив в выборе логова, женщина – в выборе мужчины.
В деле с женщиной сам дьявол утратит свою долю.
Жена для совета, теща для привета, а родимая матушка для всего света.
Женщина смеется глазами, если не имеет хороших зубов.
Плоха та девка, что сама себя хвалит.
Жена за три угла дом держит, а муж за один.
Жена мужу подруга, а не прислуга.
Женщину молчание еще никогда не подводило.
Не имела баба хлопот, купила порося.
Девушка лишь родится, а казак уж на коня садится.
Просватанная девушка всем хороша.
У хорошей хозяйки и петух несётся.
Сватай ту, которую желаешь, а не ту, которая за тебя идёт.
Женщина б не жила, если б не ссорилась.
Сестра сестре завидует в красоте.
Девушка в поре – женихи во дворе.
Муж в доме – голова, а жена – душа.
Свекровь – что назойливая муха.
Матери каждое дитя жаль, также который палец ни режь – всё болит.
У парня одна мысль, а у девушки десять.
Дочку мать хвалила, пока с рук не свалила.
Женщину молчание ещё никогда не подводило.
Хороший цветок не будет долго стоять у дороги.
Сердилась баба на торг, а торг того и не ведал.
С кого смеялась, тому и досталась.
Жена для совета, тёща для привета, а родимая матушка для всего света.
Где баб семь, там торг совсем.
Без хозяина двор плачет, а без хозяйки – изба.
Молодая, как орех, так и просится на грех.
Хорошая дивчина, как отборная калина.
Не заглядывайся на чужих жён, свою потеряешь.
Когда собираешься жениться, сначала посмотри на мать.
Разумная Параша ко всему способна.
Хорошая жена дом сбережёт, худая – рукавом разнесёт.
Девка без косы не имеет красы.
Где много хозяек, там хата не метена.
Ясные очи, да чёртовы думы.
Девушка – что лоза, куда ветер дует, туда она и гнётся.
У ленивой дочки грязные сорочки.
Хороша, красива, да одна беда, что сварлива.
Дай курице грядку, а ей и огорода мало.
Через то она и тонка, что сердитая така.
Хочется бабе корочки, да не угрызёт.
Красив павлин пером, а жена нравом.
Без матери и солнце не греет.
Бог создал женщин, чтобы их любили.
Желать бороться с сердцем женщины, значит, желать выпить море.
Что знают три женщины, знают все.
Каждая женщина может из ничего сделать три вещи:
шляпку, салатик и семейную сценку.
Один любовник – это любовь, два – темперамент,
три – торговля.
Женщина без очарования, как стих без поэзии.
Женщина и алмаз требуют шлифовки и оправы.
Женщина разговаривает с одним, смотрит на другого, думает о третьем.
Женщина, деньги и вино доставляют удовольствия,
но и немало отравы.
Женщину легче всего утешить драгоценностями.
Женщину никто не одолеет.
Женщины добиваются всего, так как они овладевают теми,
кто господствует над всем.
Женщины равным образом опасны как в любви, так и в ненависти.
Молодая женщина – это горячая печь,
где надо постоянно пользоваться кочергой.
Ничто так крепко не привязывает, как женщина.
Нет более крепкого узла для мужчины, чем женщина.
Нет такого сообразительного умника, которого бы не одурачила женщина.
Пятидесятилетие у мужчины требует уважения,
у женщины – такта.
Красивая женщина без друга, что весна без роз.
Красота лица и красота сердца редко встречаются в одной женщине.
Погожему утру и женским советам не стоит доверять.
Из-за женщины и дьявол поседеет.
Сила женщины в слабостях мужчин.
В устах красивой женщины даже ложь выглядит красивой.
Море непостоянно, но самыми непостоянными являются женщины.
Даже король не сможет состязаться с женщиной в хитрости.
Губы женщины – самые красивые врата к её душе.
Женщина скорее найдёт отговорку, чем фартук.
Женщина как цветок: не расцветёт, если его не поливать.
Бей жену к обеду а к ужину
Чем оправдывается власть мужа?
В «Слове Иоанна Златоустого о добрых женах» власть мужа над женой объяснялась происхождением последней: «От мужа взята еси и той тобою да обладает, ты же в молчании повинися ему». Это произведение так определяло характер отношений между супругами: «Услышите жены заповеди Божия, и научитеся в молчании повиноватися мужем своим. И не супротивляйтеся жены мужем своим, но во всем покоряйтеся им, и повинуйтеся жены мужни воли».
Обязывая мужа учить и воспитывать супругу, «Домострой» указывал, что если муж «жены не учитъ. «, то «о своей души не радит» и будет «погублен в сем веце и в будущем, и дом свой погубит», поэтому «добрый муж о своем спасении радит, и жену наказует. «. В семье, в которой муж поучает жену «с любовию и благоразсудным наказаниемъ. все будет споро, и всего будет полно».
Рекомендации учительной литературы нашли закрепления в нормах канонического права. Так церковный устав князя Ярослава вменял мужу «казнить» жену в случае, если она у «мужа крадет», «клеть крадеть» и «аще жена будеть чародеица, наузница, или волхва, или зелейница».
Свидетельством глубокого проникновения в народное сознание мысли о необходимости применения насилия к жене являются пословицы и поговорки. Для сохранения семейного счастья они рекомендовали мужьям начинать воспитательный процесс сразу после женитьбы («Бей жену в младости, покой будет при старости») и повторять наказание регулярно («Бей жен к обеду, к ужину опять, чтобы щи были горячи, каша маслена»).
Рекомендации по правилам наказания жены, которая по-мужнему «научению и наказанию не живет», подробно расписаны в «Домострое». Воспитывать провинившуюся рекомендовалось наедине, «а люди бы того не ведали и не слыхали». Суровость наказания должна была зависеть от размера вины, степени «ослушания, и небрежения». В любом случае супругу рекомендовалось только «плеткою вежливенько побить за руки держа». При этом муж должен был соблюдать сдержанность и бить «бережно» без гнева. В этом случае, считал автор, наказание достигнет цели, будет «и разумно и больно, и страшно и здорово». По выполнении своего супружеского долга муж обязан был жену «пожаловати, и примолвити».
«Домострой» запрещал даже «с сердца или с кручины» бить жену «по уху, ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком, ни пинком; ни посохом не колоть; никаким железным или деревянным не бить», так как подобная суровость могла привести к тяжелым для здоровья последствиям: «слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и перст, и главоболие, и зубная болезнь».
Чем оправдывается власть мужа?
В «Слове Иоанна Златоустого о добрых женах» власть мужа над женой объяснялась происхождением последней: «От мужа взята еси и той тобою да обладает, ты же в молчании повинися ему». Это произведение так определяло характер отношений между супругами: «Услышите жены заповеди Божия, и научитеся в молчании повиноватися мужем своим. И не супротивляйтеся жены мужем своим, но во всем покоряйтеся им, и повинуйтеся жены мужни воли».
Обязывая мужа учить и воспитывать супругу, «Домострой» указывал, что если муж «жены не учитъ. «, то «о своей души не радит» и будет «погублен в сем веце и в будущем, и дом свой погубит», поэтому «добрый муж о своем спасении радит, и жену наказует. «. В семье, в которой муж поучает жену «с любовию и благоразсудным наказаниемъ. все будет споро, и всего будет полно».
Рекомендации учительной литературы нашли закрепления в нормах канонического права. Так церковный устав князя Ярослава вменял мужу «казнить» жену в случае, если она у «мужа крадет», «клеть крадеть» и «аще жена будеть чародеица, наузница, или волхва, или зелейница».
Свидетельством глубокого проникновения в народное сознание мысли о необходимости применения насилия к жене являются пословицы и поговорки. Для сохранения семейного счастья они рекомендовали мужьям начинать воспитательный процесс сразу после женитьбы («Бей жену в младости, покой будет при старости») и повторять наказание регулярно («Бей жен к обеду, к ужину опять, чтобы щи были горячи, каша маслена»).
Рекомендации по правилам наказания жены, которая по-мужнему «научению и наказанию не живет», подробно расписаны в «Домострое». Воспитывать провинившуюся рекомендовалось наедине, «а люди бы того не ведали и не слыхали». Суровость наказания должна была зависеть от размера вины, степени «ослушания, и небрежения». В любом случае супругу рекомендовалось только «плеткою вежливенько побить за руки держа». При этом муж должен был соблюдать сдержанность и бить «бережно» без гнева. В этом случае, считал автор, наказание достигнет цели, будет «и разумно и больно, и страшно и здорово». По выполнении своего супружеского долга муж обязан был жену «пожаловати, и примолвити».
«Домострой» запрещал даже «с сердца или с кручины» бить жену «по уху, ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком, ни пинком; ни посохом не колоть; никаким железным или деревянным не бить», так как подобная суровость могла привести к тяжелым для здоровья последствиям: «слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и перст, и главоболие, и зубная болезнь».
Жестокая правда жизни
Иногда на помощь мужу приходили и другие родственники.
Каковы же причины столь широкого распространения семейного насилия в России и его жестокости? Порой женщины давали повод для недовольства.
Как указывал в своем «Описании путешествия в Московию» Адам Олеарий, в основе супружеских конфликтов бывало недостойное поведение самой жены: «Если между мужем и женой у них часто возникают недовольство и драки, то причиною являются иногда непристойные и бранные слова, с которыми жена обращается к мужу. Иногда же причиной является то, что жены напиваются чаще мужей или же навлекают на себя подозрительность мужа чрезмерной любезностью к чужим мужьям и парням. Очень часто все эти причины встречаются у русских женщин одновременно».
Однако гораздо чаще женщина становилась жертвой семейного насилия без какого-либо повода с ее стороны. Иногда, опасаясь за свою честь, муж бил жену только по подозрению в супружеской измене. Так, Н.И. Костомаров писал, что ревнивый муж приставлял к супруге «шпионов из служанок и холопов, а те, желая подделаться в милость к господину, нередко перетолковывали ему в другую сторону каждый шаг своей госпожи».
В некоторых случаях мужья использовали побои для расторжения надоевшего брака, путем склонения жены к принятию монашества.
Например, Гаврилка Олександров «бил и увечил розными муками на смерть» свою жену Татьяницу, пока она уже «силно беременна» не согласилась постричься в монастырь. А сам Гаврилка «как ее постриг неделю спустя на другой женился жене».
В России бытовало представление о взаимосвязи между крепостью супружеской любви и побоями. В качестве аргумента обычно приводится рассказ, содержащийся в «Записках о московитских делах» Сигизмунда Герберштейна. В нем говорится о том, что некий немецкий кузнец по прозвищу Иордан женился на русской, и супруга обвинила его в нелюбви к ней на основании того, что Иордан ее ни разу не побил. И как писал Герберштейн, «немного спустя он весьма жестоко побил ее», и позже «в этом занятий он упражнялся очень часто», пока «наконец, сломил ей шею и голени».
Вследствие бесчеловечного обращения жены бежали из семей, предпочитая скитания «меж двор» регулярным побоям. Так, Матрена Горбовских шесть лет жила в бегах, пока не была возвращена мужу Стенке.
«Неведомо куды» после постоянного битья «ушла безвесно» из дома жена Ивана Моховика Александра. И положение ее, по всей видимости, было столь отчаянное, что отчим Александры высказывал подозрение о возможном суициде несчастной женщины («в воду потопитца»).
Если же жертва семейного насилия не уступала требованиям мужа принять постриг или у нее не хватало сил и храбрости уйти из семьи, все могло закончиться серьезными увечьями, как в случае с Иринкой Поповой, которую муж изувечил так, что она «руками и ногами немочна» стала.
Пословицы о семье, родне, женитьбе и замужестве
Сосватанная что обвенчанная (что проданная).
Расплети косу, сватьюшки, потеряй красу, дру-женьки.
Хлопай ушами: сваха все скажет.
Уродила мать, что и земля не примат.
Много женихов, да суженого нет.
Жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь.
Женился, как на льду обломился.
Временем и смерд барыню берет.
Хорошая жена метла, и худая метла (та в дом, эта из дому метет).
Жена, что лебедь-птица, вывела детей станицу (вереницу).
Худое дело, коли жена не велела.
У кобылы хоть семеро жеребят, а хомут ей свой (о работе).
Не рада баба повою, рада б покою.
Флор Флорихе не думает лиха. Флор Флорихе набитый друг.
Не прядет мужик, да без рубахи не ходит; а баба и прядет, да не по две вдруг носит.
Баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе.
Бей жену к обеду, а к ужину опять (без боя за стол не сядь).
Чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее (тем наварней щи).
Всем бита, и об печь бита, только печью не бита.
На злой жене одна только печь не побывает.
Бей жену обухом, припади да понюхай: дышит да морочит, еще хочет.
Не муж в мужьях, кем жена владеет; не работа в работах под женками воз возити.
Вот худо, как муж дьякон, а жена попадья (т. е. владеет им).
Не то смешно, что бьет про что; а то смешно, что сам плачет.
Коли кочергой зубы выбила, так в солдаты не возьмут.
Он попался на кукан (т. е. в руки жены).
Жена шаловлива, так мужа бей!
Не сказывает батька матке, сколько в кубышке денег, да матка знает.